О пользе домашних заданий
статья по физкультуре по теме

Огиенко Татьяна Анатольевна

Форма домашних занятий физическими упражнениями станет продуктивной, если постоянно отслеживать динамику развития физической подготовленности. Для этого нами разработан дневник домашних заданий, включающий в себя следующие разделы: памятка для родителей, позволяющая оценивать выполнение домашних заданий ребенком; дата выполнения задания; раздел, свидетельствующий о динамике результатов двигательного тестирования, простейших функциональных показателей (пульс, частота дыхания в покое) и данных физического развития (масса и длина тела); содержание домашних заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_polze_domashnih_zadaniy.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

 О пользе домашних заданий.

Состояние здоровья школьников в последнее время вызывает обоснованную тревогу. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. По нашим сведениям, только учащихся средних школ, имеющих отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата, в Ульяновске и области насчитывается 61,6%. Во многом причиной этого является их низкая двигательная активность. Так, согласно статистическим данным, 85% времени своего бодрствования старшеклассники проводят за учебным столом, а до 24 часов в неделю уделяют просмотру телевизионных передач. Появившиеся в последние годы компьютерные игры также отвлекают внимание детей, что еще больше усиливает недостаток двигательной активности учащихся.

Сколько же должны двигаться дети и подростки, чтобы обеспечить себе хорошее здоровье? Согласно данным Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры, недельный объем двигательной активности школьников должен быть от 14 до 21 часа. Уроки физической культуры в школе компенсируют лишь 16% необходимого суточного объема движений. В результате среднесуточный объем двигательной активности (без учета интенсивности) у большей части школьников составляет чуть больше половины гигиенической нормы. Как отмечают ученые НИИ возрастной физиологии РАО, дети, поступившие в I класс, сразу вдвое уменьшают свою двигательную активность.

Становится очевидным, что три урока физической культуры в неделю не способны обеспечить ни развивающий, ни поддерживающий тренировочные эффекты. Поэтому необходимо широкое внедрение в режим школьного дня таких форм занятий физическими упражнениями, как гимнастика до уроков, физкультурные минутки и физкультурные паузы, подвижные игры на переменах, час здоровья, спортивный час в группах продленного дня.

Еще одной эффективной формой занятий физическими упражнениями являются домашние задания по физической культуре, которые начали широко применяться еще в 90-е годы. Анализ медицинской документации, проведенный в отдельных школах, показал, что учащиеся, систематически выполняющие такие домашние задания, значительно реже обращаются за медицинской помощью, меньше болеют простудными заболеваниями. Кроме того, регулярное выполнение этих заданий учениками влечет за собой и успешное освоение программного материала.

Домашние задания по физической культуре в настоящее время широко используют в МБОУ-СОШ № 4 г. Армавира Краснодарского края.

Чтобы данная форма занятий физическими упражнениями была продуктивной, необходимо постоянно отслеживать динамику развития физической подготовленности. Для этого нами разработан дневник домашних заданий, включающий в себя следующие разделы: памятка для родителей, позволяющая оценивать выполнение домашних заданий ребенком; дата выполнения задания; раздел, свидетельствующий о динамике результатов двигательного тестирования, простейших функциональных показателей (пульс, частота дыхания в покое) и данных физического развития (масса и длина тела); содержание домашних заданий.

В состав домашних заданий включают такие физические упражнения, которые школьники могут выполнить самостоятельно. К ним относятся кроссовый бег, сгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища из положения лежа, бег в максимальном темпе на короткие дистанции, упражнения со скакалкой и др. Задание ребенок может выполнять как в помещении, так и на улице.

Для повышения эффективности домашних заданий мы стремимся к тому, чтобы учебник был убежден в практической пользе их применения, понимал и умел выполнять физические упражнения, входящие в их содержание; знал требования учебной программы к уровню развития двигательных качеств; владел навыками самоконтроля при выполнении физических упражнений; знал сроки проверки домашних заданий.

Контроль за выполнением домашних заданий осуществляют учитель физической культуры и родители ученика.

Чтобы родители могли грамотно участвовать в контроле за выполнением домашних заданий, с ними проводят соответствующие методические занятия в школе в рамках родительских собраний, семинаров по здоровому образу жизни. Здесь родители знакомятся с правильностью выполнения наиболее сложных упражнений, обучаются способам контроля за состоянием ребенка во время действия физических нагрузок, своевременному выявлению признаков утомления и переутомления.

Учитель проверяет дневник домашних заданий перед началом каждого урока физической культуры. При этом он обращает внимание на отметку родителей о факте и качестве выполнения таких заданий. Кроме того, учитель проводит один раз в два месяца тестирование с использованием таких упражнений, как прыжок в длину с места, наклон туловища вперед, бег на 30 м, челночный бег 3 х 10 м, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, 6-минутный бег. Тестирование осуществляют не с целью выставления оценки, а для выявления динамики в развитии физических качеств, что в определенной мере отражает качество выполнения учениками домашних заданий по физической культуре.

При реализации данной формы повышения двигательной активности учащихся используем разработанную нами компьютерную программу по оценке и коррекции физической подготовленности школьников, которая основана на рекомендованной в 2009 г. Министерством образования Российской Федерации учебной программе физического воспитания (авторы В.И.Лях, Г.Б.Мейксон). Компьютерная программа позволяет оценивать уровень развития таких двигательных качеств, как скоростные, координационные, скоростно-силовые, силовые, а также гибкость и выносливость. Кроме того, эта программа позволяет получать интегральную оценку уровня физической подготовленности; сохранять данные исследования; проводить их статистическую обработку; выводить на монитор список всех школьников, участвовавших в тестировании; осуществлять оперативный поиск школьника по фамилии; систематизировать учащихся по различным критериям; прослеживать изменение результатов контрольных упражнений на протяжении одного учебного года и всех лет обучения в школе. На основе использования данной программы каждый школьник получает рекомендации по двигательной активности, в которых учтены его индивидуальные особенности (возраст, пол, структура моторики, уровень физической подготовленности) и предусмотрены те или иные физиологические режимы при выполнении физических упражнений. Распечатки индивидуальных рекомендаций, предлагаемые компьютерной программой, вкладываются в дневник домашних заданий и представляют собой основное его содержание.

Для проверки эффективности использования домашних заданий нами было проведено исследование, в котором приняли участие 418 учащихся мужского пола в возрасте 12-17 лет. Были сформированы две группы: школьники, выполняющие домашние задания (210 человек), и те, кто его не выполняют (208 человек). Все участники эксперимента отнесены по состоянию здоровья к основной медицинской группе. В начале и в конце учебного года проводилось тестирование физической подготовленности участников исследования. Данные тестирования были введены в компьютерную программу, что позволило нам оперативно получить информацию о динамике развития отдельных двигательных качеств и общей физической подготовленности участников эксперимента.

Результаты проведенного исследования показали, что в начале учебного года школьники из обеих групп имели примерно равные уровни физической подготовленности. В экспериментальной группе учащихся с низким уровнем физической подготовленности было выявлено 23%, со средним — 40% и с высоким — 37%. В контрольной группе эти показатели соответственно составили 25,41 и 34%. Тестирование в конце учебного года показало наличие положительной динамики в обеих группах. Однако общее количество позитивных изменений в группе школьников, выполнявших домашние задания, оказалось в 2,2 раза больше, чем в контрольной группе.

Использование домашних заданий также способствует тому, что многие наши ученики успешно справляются с учебными нормативами, а выпускники IX и XI классов показывают хорошие и отличные результаты на школьных выпускных и вступительных экзаменах в АГПА г. Армавира.

Таким образом, внедрение в практику обучения домашних заданий по физической культуре, использование при этом дневника домашних заданий, контроля за их выполнением со стороны учителей физической культуры и родителей, а также применение компьютерной программы по оценке и коррекции физической подготовленности продемонстрировали высокую эффективность данной формы занятий физической культурой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация, задание к уроку, домашнее задание к уроку информатики в 5 классе по теме Основная позиция пальцев на клавиатуре

Данный материал содержит презентацию, задание к уроку и домашнюю работу (сканированная копия упражнений из рабочей тетради к УМК Информатика и ИКТ, Босова Л. Л.) по информатике в рамках УМК Л. Л. Босо...

Домашнее задание для учеников 8класса, находящихся на домашнем обучении

Материал можно использовать для подготовки к контр. работе и непосредственно для контрольной...

Создание интерактивных заданий и работа с виртуальным классом (индивидуальное и дифференцированное домашнее задание) с помощью ресурса LearningApps.org

Текст выступление на МО учителей информатики города Тюмени. Представлен опыт использования интерактивных заданий  ресурса  LearningApps.org на уроках, а также использование  ресурс...

АМО ДОМАШНИЙ ДОЖДЬ (проверка домашнего задания)

Активный метод позволит быстро проверить и оценить домашнюю работу...

"Польза домашних животных"

Расскажи о пользе домашних животных....