СТАТЬЯ "СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"
статья по физкультуре по теме

Матвеева Наталья Назимовна

 

Авторы работы: Малышев Алексей Иванович - канд. пед. наук, доцент и Матвеева Наталья Назимовна - руководитель физического воспитания ГБДОУ № 85 Санкт-Петербурга 

В  работе предпринята попытка теоретического обоснования и внедрения наиболее эффективных средств коррекции психофизического развития дошкольников с общим недоразвитием речи в процесс физического воспитания ГБДОУ № 85 «Психолого­-педагогиче­ский центр по социальной­ адаптации детей с тяжелыми нарушениям­и речи» Центрального района Санкт-Петербурга.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Контингент дошкольников с нарушениями речи является весьма неоднородным, как по причинам развития, так и по характеру речевых расстройств.

Одним из видов речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Это комплекс речевых расстройств, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

У детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, имеется достаточно широкий словарный запас, но в нем присутствуют в искаженном виде редко употребляемые слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, и их признаки.

Отличительной чертой детей с общим недоразвитием речи второго уровня, является наличие трудностей в произношении ребенком отдельных звуков и слоговой структуры слова, правильном употреблении слов по смыслу, а также смысловые замены слов.

Исследования  ряда авторов свидетельствуют о том, что дети с общим недоразвитием речи отстают в психическом развитии от нормально развивающихся сверстников. У них заметно снижены внимание, восприятие, вербальная память, продуктивность запоминания, а также наглядно-образное мышление. Для многих детей характерна ригидность мышления.

 У значительной части детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в темпах физического развития, нарушение общей и мелкой моторики, координации движений, низкий уровень физической подготовленности.

В связи с этим, очевидно, что дети с общим недоразвитием речи нуждаются в коррекционных мероприятиях, основным содержанием которых являются не только активизация речевой и психической деятельности, но и оптимизация физического развития.

В нашей работе мы предприняли попытку теоретического обоснования и внедрения наиболее эффективных средств коррекции психофизического развития дошкольников с общим недоразвитием речи в процесс физического воспитания ГБДОУ № 85 «Психолого-педагогический центр по социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи» Центрального района Санкт-Петербурга.

ОБЪЕКТОМ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ явился процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  ІІ, III уровня, ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ – методика коррекции психофизического развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II, III уровня.

В нашем исследовании мы выдвинули ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ о том, что внедрение в учебно-воспитательный процесс методики коррекции психофизического развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II, III уровня будет способствовать повышению их физической подготовленности, а также психических процессов и активизации речевой деятельности.

ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ явилось обоснование и оценка эффективности внедрения методики коррекции психофизического развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II, III уровня.  

Были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Выявить различия в психофизическом развитии между дошкольниками с общим недоразвитием речи ІІ, III уровня и их нормально развивающимися сверстниками.

2. Выявить особенности физической подготовленности, а также психических процессов и речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІ, III уровня.

3. Разработать, теоретически обосновать и оценить эффективность содержания методики коррекции психофизического развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІ, III уровня.

В результате изучения научно-методической литературы, деятельности педагогов-новаторов и обобщения результатов собственного педагогического опыта нами были определены основные направления и задачи коррекционно-развивающей работы, а также наиболее эффективные средства педагогического воздействия.

Задачи оптимизации физического развития.

1. Способствовать увеличению двигательной активности и предупреждению неблагоприятного воздействия условий учебной деятельности на психофизическое состояние детей.

2. Способствовать расширению базы двигательных умений и навыков.

3. Способствовать коррекции общей моторики.

4. Развивать способность к согласованию движений и речи ребенка в определенном ритме.

5. Способствовать повышению работоспособности.

Задачи оптимизации психического развития.

1. Совершенствовать эмоционально-волевые, интеллектуальные и мотивационные основы личности.

2. Активизировать познавательную деятельность.

3. Стимулировать проявления творческих способностей.

4. Совершенствовать наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений.

5. Развивать звуковое и зрительное внимание.

Задачи активизации речевой деятельности.

1. Стимулировать словесную регуляцию при выполнении физических упражнений.

2. Расширять словарный запас.

3. Автоматизировать звукопроизношение.

4. Обучать движению пальцев кистей рук в соответствии с темпом и ритмом стихотворных текстов.

5. Совершенствовать темп и ритм движений рук в упражнениях с речевым сопровождением.

В настоящее время рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. В связи с этим в коррекционную работу нами были включены упражнения, обеспечивающие формирование зрительно-моторной координации, а также развитие тонкой моторики пальцев рук.

Коррекция нарушений моторного развития детей осуществляется путем специальных упражнений направленных на нормализацию мышечного тонуса, развитие статической выносливости, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминания серии физических упражнений, развитие быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма.

Повышенная возбудимость, расторможенность поведения, эмоциональная нестабильность, неспособность сконцентрировать внимание успешно регулируются путем использования игр и игровых упражнений разной интенсивности и направленности, создания образов движения, позитивной мотивации, ситуации у спеха, поощрения.

Специально подобранные, как правило, малоподвижные игры и упражнения с речитативами, согласованные с  логопедом, формируют фонематический слух, артикуляцию, словарный запас.

Характер подвижной игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетная игра типа «Поезд», «Самолет», может проходить по типу игр-инсценировок («Теремок»). Возможно проведение подвижных бессюжетных игр, упражнений, игр с предметами (с мячом, бубном, скакалками). Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, формируют игровые навыки, совершенствуют компоненты речи, поощряют творческую активность детей.

Общеразвивающие упражнения помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформации опорно-двигательного аппарата.

Упражнения фитбол-гимнастики приучают детей регулировать свои движения, сначала по указанию педагога, затем самостоятельно. Кроме того, дети получают представление о силе, скорости, ритме, амплитуде движения.

Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые стимулируют выполнение задания в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто ускорен, или, наоборот, замедлен. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании со стихами, которые активизируют артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми логопедических детских садов.

Использование фитболов способствует развитию точности движений, способности к равновесию, динамической и статической силы.

Дыхательные упражнения являются прекрасным средством развития межреберных мышц, диафрагмы, мышц живота, содействующих более глубокому дыханию.

Детям с речевыми расстройствами необходимо выполнять как дыхательные упражнения, так и звукоречевую гимнастику.

Упражнения с произнесение звуков на выдохе рефлекторно уменьшают спазм гладкой мускулатуры бронхов. Вибрация их стенок при звуковой гимнастике действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым мышцы гортани, а это, в свою очередь, очень важно для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани. При произнесении звуков вибрация голосовых связок передается на легкие, трахею, бронхи и от них на грудную клетку, что имеет колоссальное значение, как для коррекции логопедических проблем.

На данном этапе исследования нами проводится апробация разработанной методики коррекции психофизического развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II, III уровня. Предварительные результаты педагогических наблюдений указывают на целесообразность данного подхода к построению коррекционно-развивающей работы с данным контингентом детей. В дальнейшем нами планируется проведение оценки предложенной методики как фактора повышения физической подготовленности, улучшения показателей психических процессов и активизации речевой деятельности дошкольников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.

Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...

Обеспечение дифференциации, индивидуализации воспитания и обучения как условие построения траектории индивидуального развития старшего дошкольника с общим недоразвитием речи

Реализация принципов индивидуализации и дифференциации в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи (I-й год обучения)...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К СТАТЬЕ "СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"...

Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по работе над выразительностью речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предложены игры и творческие задания для развития выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

СТАТЬЯ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ЛОГОРИТМИКИ».

в данной статье рассматривается влияние логоритмики на развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также эффективность логоритмических занятий....