О некоторых методах оптимизации подготовки баскетбольных команд юношей в условиях небольших городов (на примере личного опыта).
статья по физкультуре по теме

Никенин Андрей Иванович

В нашей стране работает большое количество детских спортивных школ разного ранга, которые призваны готовить спортсменов различного уровня. На основе личного опыта я попытался ответить на ряд распространённых вопросов: как сформировать детскую команду, чтобы она смогла в будущем достичь определённых успехов, нужно ли заниматься с командой какими-либо "смежными" с её специализацией дисциплинами, с какими соперниками лучше встречаться в подготовительный период, как относиться к игре, как научиться выигрывать и т.д.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

О некоторых методах оптимизации подготовки

баскетбольных команд юношей в условиях небольших городов.

Для того, чтобы из простых ребят получилась хорошая команда, необходимо многое. В силу разных обстоятельств далеко не всегда возможно достичь высоких спортивных результатов в соревнованиях, используя только традиционные методы подготовки команд. Гораздо чаще приходиться применять различные нетрадиционные методы, в зависимости от условий занятий, подбора группы, спортивной цели и т.д.

  1. Начать вовремя. Баскетболу нужны высокие игроки. Без них невозможно выигрывать, особенно в старшем школьном возрасте. Павловский Посад – небольшой город. Поэтому, вообще говоря, провести полноценный набор команды очень трудно. Так, например, в городе просто может физически не быть достаточно высоких ребят, или эти ребята могут жить в удалённом по нашим меркам районе, а водить на тренировку их некому. Или бывает, что родители высокого мальчика не хотят, чтобы их сын занимался спортом или считают, что заниматься спортом ему «ещё рано». Кроме того, распознать, будет ли мальчик 7-8 лет достаточно высоким в будущем, однозначно нельзя. Косвенные признаки определения конечного роста работают очень неточно. Часто бывает так, что высокого в восьмилетнем возрасте ребёнка, перерастают все остальные игроки команды. И наоборот, невысокий мальчик вдруг начинает расти и становится к 15-16 годам вполне приличного баскетбольного роста. Да, есть различные методики определения конечного роста у детей, но повторюсь, на практике эти методики действуют не очень надёжно. Бывают, конечно, и исключения: у высоких родителей высокий мальчик с длинными ногами и т.д., но в небольшом Павловском Посаде это большая редкость. Следовательно, как не старайся, набор будет безусловно хуже, чем скажем в Москве, С-Петербурге и других крупных городах. Так что же делать? Как создать команду, которая будет играть на равных с любыми другими российскими командами? Главное здесь не опоздать. Если в нашем городе набрать ребят в возрасте 12 лет, то «золотой возраст», о котором говорят специалисты (10-12лет), будет упущен, и команда будет слабой. Если набрать детей рано 7-8 лет, то нет гарантии, что кто-либо из ребят вырастит до нужного баскетбольного роста, и, как следствие, в старшем школьном возрасте команда останется без «подбора». Что же делать? В наших условиях, считаю, для создания хорошей баскетбольной команды необходимо:
  1. первый раз набирать ребят в возрасте не позднее 8 лет. Эти ребята составят костяк команды, они будут хорошими разыгрывающими в среднем и старшем школьном возрасте,
  2. делать дополнительный набор высоких игроков в возрасте 12-13 лет. При определённых способностях эти ребята быстро научатся играть под щитами (это относительно легче, чем разыгрывать), и команда к 14-15 годам будет вполне сбалансирована.

Например, в команде мальчиков 1990 года рождения (ставшей победителем первенства России) основные разыгрывающие Киселёв Саша, Федоров Коля, Волков Дима, Бобылёв Павел занимались с 7-8 летнего возраста. По своей технической подготовке они вряд ли проигрывали разыгрывающим любой другой российской команды своего возраста. Нападающие Хитров Денис и Хрущ Руслан начали заниматься в 11-12 лет, но к 13-14 годам из них получились игроки хорошего российского уровня. Таким образом, к 14-летнему возрасту коллектив представлял из себя очень хорошую команду – сильнейшую в Московской области, одну из лучших в России.

Вывод. Для создания сильной команды в условиях небольшого города необходимо производить первый набор в 7-8 лет, а второй набор в эту же команду в 11-13 лет.

  1. «Куча песка». Представьте себе, что Вам необходимо подняться над поверхностью земли на какую-либо высоту при помощи лишь обыкновенного песка. Для этого нужно насыпать большую кучу и залезть  на неё. При этом площадка на верху будет небольшой, а основание кучи займёт значительную площадь. Примерно тоже самое можно сказать и о тренировочном процессе. Для того, чтобы выйти на пик своей спортивной подготовки, чтобы добиться высоких спортивных результатов, необходимо освоить немало «смежных специальностей», особенно это касается детей. В основании такой пирамиды не только традиционные тренировки в спортивном зале, но и различные тренировочные, оздоровительные, познавательные, развивающие мероприятия. Например, туристические походы: летом на лодках, велосипедах, зимой на лыжах (уже несколько лет подряд мы проводим летние спортивные сборы на природе, где живём в палатках, плаваем на вёсельных лодках и байдарках, бегаем кроссы, а зимой проводим традиционный лыжный пробег Электрогорск – Павловский Посад). Где бы мы ни играли (С-Петербург, Владимир, Псков, Москва, Рязань, Анапа, Тамбов, Тула и т.д.), мы обязательно посещаем музеи, театры, зрелищные мероприятия в этих городах. Это сплачивает команду, развивает кругозор ребят. Общее развитие детей особенно важно для достижения высоких спортивных результатов в спорте. Ведь настоящий спортсмен должен прежде всего думать на площадке, а это не под силу невежественному человеку. И уж, конечно, если мы занимаемся баскетболом, то и учиться нужно у лучших. Поэтому мы часто посещаем матчи Евролиги и Чемпионата России, которые проходят в Москве или других городах, где мы оказались в данный момент.

Вывод. Для подготовки сильной баскетбольной команды необходимо заниматься не только собственно  баскетболом, но и общим оздоровлением, развитием мышления ребят, расширением их кругозора, сплочением коллектива ребят, закладывая «базу» для будущих высоких возможностей команды.

  1. С кем играть? Мы живём в Московской области. Вокруг нас множество городов. Около 30-ти детских команд любого данного возраста из разных городов играют в соревнованиях на Первенство Московской области. За пределами нашей области немало городов, в которых также есть детские баскетбольные команды различной подготовленности. С какими же командами играть? В каких соревнованиях участвовать? Каждый тренер может ответить на этот вопрос по-своему. Я знаю немало тренеров, которые стараются чаще играть с заведомо слабыми командами. Выигрывая у слабых, ребята получают положительные эмоции, им кажется, что они что-то умеют. Это неплохо для общего физического развития и душевного равновесия, но ничего общего со спортом это не имеет. Такая команда, встретившись с более-менее подготовленным соперником, получает такой нокдаун, что оправиться от него бывает непросто. Да и ребят обманывать нельзя. Они должны знать, что они из себя представляют в каждый конкретный момент времени. Приведу один пример. В одной из СДЮШОР Санкт-Петербурга, работает тренером мой хороший приятель. Наши детские команды в прошлые годы не раз встречались на различных турнирах, играть друг против друга нам было всегда интересно. Но дети вырастают, заканчивают школу и уходят в большую жизнь. Наши тренерские пути тоже на время разошлись, у нас были команды разного возраста, и мы не могли играть друг против друга. И вот мы встретились и разговорились о ближайших планах. Он сказал, что уже набрал ребят 1990 г.р. и занимается с ними. После этого разговора я тоже набрал ребят 1990 г.р. Ребята подобрались обычные, роста среднего, было пару человек выше среднего, но мне они нравились, и мы начали работать. Ребята научились достаточно быстро элементарной технике, и мы старались больше играть. Съездили на турнир в С-Петербург, провели сильный по составу турнир в Павловском Посаде, сыграли почти со всеми сильнейшими спортивными школами Москвы и С-Петербурга, а также ведущими командами Литвы и Эстонии. И хотя немалое количество встреч мы в начале проиграли, быстро пришли и первые победы. Затем были победы в официальных первенствах России, Московской области, сильных международных турнирах.

Вывод. Если Вы не опоздали с набором, нужно стараться больше играть с сильнейшими командами, особенно с командами из Прибалтики, С-Петербурга, Москвы.

  1. Как ускорить процесс? Мы работаем в условиях постоянного дефицита времени и финансирования. Как в таких условиях добиться лучшего результата? Во-первых, физической подготовкой необходимо заниматься концентрировано: летом в спортивном лагере, на каких-либо специальных сборах, просто на ежедневных тренировках в какой-либо отрезок времени, в сезон: 1-2 раза в неделю на специальных тренировках по физической подготовке. С командой юношей 1983-84 гг.р. мы в течение нескольких сезонов 2 раза в неделю просто бегали кроссы на улице, результат: в Московской области не было команды, которая бы играла в столь быстром темпе. Во-вторых, на тренировках особенно в младшем возрасте большое место необходимо уделять имитациям движений. Таким образом навыки правильных движений приобретаются гораздо быстрее. Например, чтобы правильно бросить мяч по кольцу 50 раз в младшем возрасте требуется не менее 10-12 минут. Имитацию же правильных движений можно выполнить гораздо быстрее, работая к тому же фронтально. Пропорционально сочетая имитацию движений с работой с мячом, можно ускорить учебно-тренировочный процесс. В-третьих, необходимо добиться того, чтобы дети сами стремились к самосовершенствованию. Если рядом с домом есть стадион или просто небольшой клочок равной поверхности, почему бы не выйти с мячом и не поработать над ведением, броском и т.д. Уже несколько лет я вижу, как на стадионе в любую погоду мои ученики самостоятельно играют в баскетбол или просто работают с мячом. Помню себя в их возрасте, был такой период, когда я по утрам бегал кроссы с мячом, отрабатывая во время бега различные переводы. Помню, что по-настоящему мяч начал слушаться меня только после этих кроссов. В-четвёртых, необходимо больше играть. Думаю, в наших условиях для детей 10-11 лет достаточно 30-40 игр за сезон, а для 12-14 летних – 50-60 игр. Игра не должна быть чем-то сверхъестественным (ведь многие дети тренируются именно для того, чтобы получать удовольствие в игре). Дети, выходя на игру, не должны чувствовать себя «не в своей тарелке», тогда и высокие результаты будут. А этого можно достичь, лишь увеличивая игровой опыт ребят. В-пятых, для того, чтобы процесс становления игрока и команды в целом проходил быстрее, чтобы добиться более точных индивидуальных движений и групповых взаимодействий, игроки должны видеть себя со стороны. Для этого необходимо снимать на видеоплёнку элементы тренировок и игр и затем подробно разбирать с ребятами сделанные видеозаписи. Например, для ребят 1990 г.р. переломным в смысле понимания философии игры в защите, стал некогда разбор видеозаписи их игр против команды Литвы. После этого разбора и исправления своих ошибок несколько игр было выиграно едва ли не с «сухим» счётом.

Вывод. Для ускорения процесса становления команды необходимо применять специальные методы, которых в работе каждого тренера имеется немало. Например, те, которые описаны здесь.

  1. Игра – это удовольствие. Большим недостатком работы крупных специализированных спортивных школ является стремление добиться быстрого спортивного результата. С тренеров этих школ спрашивают результат, поэтому они часто вынуждены форсировать события. Давайте вспомним, как более полвека назад во дворах, на пустырях мальчишки целыми днями гоняли мяч (а иногда и мяча не было). Из них выросли великие мастера, а ведь у них часто не было даже тренера. В. Бобров, Г. Федотов, Л. Яшин и др. – вряд ли кого из сегодняшних спортсменов можно поставить в один ряд с ними. В чём же дело? Есть хорошие спортивные школы, высококвалифицированные тренеры, условия для занятий, нет только одного – ожидаемого результата. Нет (или очень мало) звезд первой величины. Посмотрите на наш футбол. Суперзвёзд не видно несколько десятилетий. Да и в баскетболе их считанные единицы. Игроки высокого европейского уровня не в счёт, при всём уважении к ним – это далеко не звёзды. Что же получается? Детей занимается много, в детские годы они показывают вроде бы неплохие результаты, а новые звёзды почти не вспыхивают. Из-за чего такое происходит? Я думаю, что дело как раз в системе подготовки в спортивных школах. Ведь как было в прошлом. Мальчишка, играя во дворе со старшими ребятами, мог «подсмотреть» у них какой-либо технический приём. Затем этот технический приём он доводил до совершенства, гоняя мяч один или играя с младшими. Во дворе команды были разновозрастные, и каждый играл там, где ему нравилось. В СДЮШОР часто тренер заставляет ученика играть там, где нужно команде, бежать туда, куда определено тактикой, игра всё больше походит на тяжёлую работу, а игроки на винтики в огромном работающем механизме. Возможно, сейчас без этого нельзя достичь высоких командных результатов. Но парадокс в том, что это же самое тормозит развитие индивидуальности игрока. Скованный тактическими рамками юный спортсмен часто находится не в своей тарелке, играет не там и не так, как ему хочется и как ему нужно для его развития, а там и так, как предписано тренером, тактическими построениями команды. Игрок не использует на 100% свой потенциал, т.к. ему не дают возможность этого сделать в спортивной школе. У нынешних ребят не всегда есть возможность просто «повозиться с мячом», придумать какой-нибудь свой «фирменный» финт, отшлифовать этот финт на более слабом сопернике, как это часто бывало раньше во дворах. В результате получается, что «звёзд» нет, потому что игроки часто играют не на своём месте, нет времени на сознательное оттачивание технических приёмов, да и вообще, больше «работают», на тренировках, чем играют. Возможно, в наших спортивных командах какой-либо нападающий  хоккейного клуба мог бы стать классным вратарём, или среднего класса центровой – выдающимся разыгрывающим. Если в Бразилии, Аргентине мальчишки почти с рождения гоняют футбольный мяч на океанском побережье, а юные американцы практически спят с баскетбольным мячом в руках, то там и вырастают настоящие спортивные звёзды: Джордан, Марадона и т.д.

Вывод. Гоняясь за спортивным результатом команды, нельзя забывать об игроке. Иногда на тренировках нужно давать детям играть так, как хотят они. Необходимо также, чтобы у каждого игрока было достаточно времени для самостоятельных индивидуальных занятий с мячом.

  1. Как выиграть? Чтобы выигрывать современные игры необходимо соблюдать ряд условий. Во-первых, игроки команды должны верить в себя, ни в коем случае не бояться соперника, не переживать за будущий результат  (он сам получится), а просто играть, стараться и получать удовольствие от своей игры. Во-вторых, играть нужно быстро, независимо от выбранной тактики. Быстро должен перемещаться мяч, быстро и точно двигаться игроки. В-третьих, для быстрой игры необходимо иметь полный состав. 10-12 игроков, готовых в любой момент выйти на площадку, должны быть в распоряжении тренера. В четвёртых, нужно уметь играть по-разному. В защите необходимо иметь различные тактические схемы и менять их по ходу игры в зависимости от ситуации. В нападении также необходимо применять наигранные на тренировках взаимодействия, меняя направление и скорость атаки, а также при необходимости исходную расстановку игроков. В-пятых, тренер своим поведением должен говорить ученикам: «Вы сильнее, мы обязательно выиграем, если будем думать и стараться». Нервозность тренера передаётся игрокам и деморализует команду. Тренер должен быть собран, быстр в решениях, но тем не менее спокоен.

Вывод. Умение выигрывать во многом зависит от опыта тренера, но тем не менее в современном баскетболе для победы необходимо: наличие полного состава игроков, верящих в свои силы, получающих удовольствие от игры, способных играть быстро и по-разному.

Работа тренера – это крайне тяжёлая, но очень интересная и творческая работа

Официальные достижения команд юношей ДЮСШ г. Павловский Посад

(тренер Никенин А. И.)

Чемпионы и призёры России по мини-баскетболу

Победители и призёры  Первенств России по уличному мини-баскетболу

Победители и призёры Всероссийских фестивалей по мини-баскетболу

Чемпионы и призёры Московской области по баскетболу

Победители Спартакиады школьников Московской области по баскетболу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"О некоторых формах работы на уроках математики" ( из личного опыта работы ).

В этой статье описываются некоторые матодические приемы работы на уроках математики, которые повышают эффективность урока ....

"Некоторые особенности физического воспитания в условиях небольших сельских школ"

Описание о спортивном состязания в рамках Лиги спортивных клубов школы...

Методические основы обучения детей в школе в современных реалиях (рассуждения на примере личного опыты)

В статье, на примере личного педагогического опыта, рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются учителя истории в своей деятельности и возможные варианты их решения....

Методические рекомендации по подготовке учащихся к конкурсу ораторского искусства на английском языке (из личного опыта работы).

Любая подготовка к конкурсу подразумевает систематическую работу с планируемым результатом.Конкурс ораторского искусства требует как владения английским языком на достаточно высоком уровне, так и быст...

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...

Некоторые особенности английской орфографии (из личного опыта преподавания)

В наше время невозможно представить жизнь современного человека без владения иностранными языками. Образование, наука, технический прогресс, бизнес и торговля: нет такой сферы, в которую бы не пр...

Некоторые особенности английской орфографии из личного опыта преподавания английского языка

В наше время невозможно представить жизнь современного человека без владения иностранными языками.Образование, наука, технический прогресс, бизнес и торговля: нет такой сферы, в которую бы не проникло...