Размышления по поводу запрета на применение зонной защиты в детских соревнованиях.
статья по физкультуре по теме

Никенин Андрей Иванович

В детском баскетболе запрещается игра зонной защитой в официальных соревнованиях. Насколько это оправдано?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Размышления тренера14.25 КБ

Предварительный просмотр:

Размышления по поводу запрета на применение зонной защиты в детских соревнованиях.

 В современном баскетболе существует несколько различных видов командной защиты. Основными (так сказать в «чистом виде») являются личная защита и зонная защита.

Личная защита предполагает, что каждый игрок команды «держит» какого-либо игрока команды соперника и полностью отвечает именно за этого конкретного игрока.

При зонной защите каждый игрок охраняет какой-либо участок площадки, а не конкретного игрока команды соперника, т.е. «держит» того игрока, кто в данный момент находится в охраняемой им зоне.

Какая защита лучше? Что лучше велосипед или лодка? Ответ очевиден: если Вы плывёте по реке, то лучше лодка; на дороге лучше велосипед. В баскетбольном матче систему защиты определяют множество факторов: сравнение составов команд, рост, физическая подготовка игроков, их тактическая грамотность, предпочтения конкретного тренера, манера игры команды соперника и т.д. и т.п. Уже с первых дней тренировок юные баскетболисты должны знать, что систем защиты может быть много. Другое дело, что учиться играть эти системы они будут на протяжении многих лет. Таким образом, не существует какой-то лучшей системы защиты: у каждой есть свои неоспоримые достоинства и свои недостатки, а поэтому и искусственно ограничивать применение различных систем не только не целесообразно, но и достаточно глупо.

Запрет и его последствия. В настоящее время в Российской Федерации запрещается применять зонную защиту в официальных соревнованиях детей до 14 лет. Вопрос: почему? Дело в том, что некоторым сильно заслуженным тренерам лень наигрывать командное нападение против любых других систем защиты, кроме личной. В самом деле, зачем, если в распоряжении таких тренеров достаточное количество сильных, хорошо подобранных ребят. Эти ребята лично перебегают любого. А если тренер соперников что-нибудь придумает, тогда ещё неизвестно (примеров могу привести великое множество). К чему это ведёт, во что выливается?

Меня поразил недавний просмотр матча чемпионата мира по баскетболу 2010 года между командами Турции и России (запись этой игры желающие могут найти в интернете). Такой беспомощной нашу сборную я не видел никогда. Всё дело в том, что турки начали играть обычную зону 2-1-2, а россияне ну никак не могли перестроиться, они по прежнему продолжали играть комбинации, характерные для личной защиты. Почему? С детства не приучены.

Личная защита лучше, чем зонная? Ничего более непрофессионального спросить нельзя. Это разные системы защиты. Да, безусловно, нужно учить детей играть личную защиту. Это база для приобретения индивидуальных навыков в данном аспекте игры. Командная личная защита более масштабно включает в себя игровое мышление детей, т.к. здесь уже нужно выходить на страховку, помогать друг другу в нужный момент. Но ведь и командная зонная защита учит и позиции занимать правильно, и на страховку выходить вовремя, и думать постоянно на площадке.

В современном футболе, например, сейчас применяется исключительно зонная система защиты, а ведь ещё несколько лет назад также активно применялась и личная. Но в детском футболе нет ограничений на применение какой бы то ни было системы защиты, следовательно, там гораздо больше возможностей для творчества.

Разные системы защиты при грамотном тренерском подходе всегда дополняют друг друга. Не имеет ни какого смысла искусственно запрещать что-либо, нужно играть только по общепринятым официальным правилам. В этих правилах не может быть запретов каких-либо систем игры (хотя бы они кому-то и не нравятся), если они не противоречат правилам вида спорта.

Предсказуемость игры, как результат запретов. Скажу про себя и свои команды. В настоящее время мне, как тренеру, всё равно против какой системы защиты играть. Наши команды и сами могут применять по необходимости любую форму защиты и играть могут так же против любых защитных построений. Проше всего с тактической точки зрения играть против ведущих команд крупных спортивных школ. Такие команды, как правило,  предсказуемы на сто процентов. Гораздо сложнее играть против хороших команд небольших спортивных школ (от этих команд можно ожидать чего угодно).

Вывод. Мы ещё не научились думать диалектически. Для нас ещё часто бывает либо «хорошо», либо «плохо», либо «чёрное», либо «белое». О том, что есть какие-либо промежуточные звенья, мы не знаем и знать не хотим. На выходе получаются соответствующие образу мышления результаты. Нужно ли что то искусственно запрещать? Думаю, что нет. Если кто-то из тренеров считает, что одно лучше другого, то пусть и применяет свои мысли в своей команде. Другие будут считать по другому, и это тоже будет нормально. Любые отходы от официальных правил игры обедняют данный вид спорта и тормозят дальнейшее развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу).

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу)....

Тактические командные взаимодействия в нападении против зонной защиты, против личного и зонного прессинга, для обучающихся в группе ТГ-4

Тема данной работы была выбрана не случайно, так как она актуальна в современном юношеском, да и в мужском баскетболе.  Современный юношеский баскетбол предъявляет высокие требования к двиг...

Зонная защита в баскетболе

Зонная защита в баскетболе, схемы, недостатки, достоинства....

Нападение против зонной защиты

Нападение против зонной защиты, основные принципы, схемы, ошибки...

Урок-эссе (размышление по поводу...) "Н.А. Некрасов и поэзия"

На данном уроке-эссе  учащиеся познакомятся с интересными фактами из биографии поэта и с основными мотивами лирики. Поработают с поэтическим текстом, совершенствуют умения определять метафоры и к...

Эссе «Я учитель! Размышления по поводу…»

Путь радости… Какой он?!    Если спросить любого из нас, взрослых, что бы нас сегодня обрадовало, мало кто вспомнит хоть одно радостное  мгновение дня. Мы смутимся и попытаемся о...