Гимнастика в школе
план-конспект урока (физкультура и спорт, 10 класс) на тему

Проведение театрализованного смотра по разделу ФК "Гимнастика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx14.44 КБ
Файл dokument_microsoft_office_word.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок гимнастики в школе с использованием средств оцж и театрально сценического мастерства

Гимнастика – исторически сложившаяся совокупность специфических средств (упражнений) и методов гармонического физического воспитания людей. Гимнастические упражнения существенно отличаются от упражнений из других видов спорта и в большинстве случаев носят абстрактный характер (т.е. они не заимствованы из жизни людей, а искусственно созданы для более целенаправленного и эффективного решения различного рода задач).

Она  является хорошим средством для укрепления здоровья и играет существенную роль в оздоровлении людей разного возраста и пола, разного уровня физической подготовленности, спортсменов и начинающих заниматься спортом.

 Гимнастические упражнения оказывают положительное влияние на показатели деятельности жизненно важных органов и систем, активизируют обмен веществ, развивают нервно-мышечный аппарат, улучшают кондиции (силу, выносливость, гибкость, координацию) и фигуру (путем снижения количества жира, исправления осанки, изменения пропорций тела). Средства гимнастики благотворно влияют на формирование личности.

Благодаря своим методическим особенностям, гимнастика является самым доступным средством физического воспитания, средством избирательного и всестороннего воздействия на двигательную, а через нее и на другие функции организма, психические и личностные свойства занимающихся. Именно поэтому ею занимаются в детских садах, в средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, в средних и высших учебных заведениях разного профиля, в армии и на производстве.

К сожалению по данным статистики, в настоящее время во многих регионах России, урок гимнастики в школе из-за отсутствия необходимого оборудования, слабого физического состояния учащихся и многих других факторов упрощается.

Без соответствующего эмоционального наполнения процесс обучения гимнастике становится довольно скучным занятием, не приносит радости ни учителю, ни детям.

В следствии Современные школьники испытывают недостаток двигательной активности, и сам ее характер за последние десятилетия существенно изменился, что не замедлило сказаться на развитии координационных способностей. Уровень развития координационных способностей современных школьников стал значительно ниже по сравнению с предыдущими поколениями.  

Недостаток двигательного опыта, который начинают испытывать дети, сказывается на их двигательной подготовленности.

В результате сложившейся ситуации, коллективом учителей ф.к. нашей школы, было принято решение возродить полноценный урок гимнастики и самое главное привить учащимся интерес, любовь и желание к занятиям этим необходимым разделом ф.к.

Для решения поставленных задач, за основу были взяты средства ОЦЖ и театрально сценического мастерства ( эквилибристика, жонглирование, акробатика (силовая, вольтижная), парная акробатика, гиревое жонглирование, мастерство актёра, пантомима, хореография, эстрадно-сценическое мастерство и т.д.)

В первой половине раздела, ученики на уроках гимнастики изучали технику выполнения различных упражнений, формировали навыки начальной подготовки, познавали искусство в себе, открывая всё новые и новые таланты.

Разнообразие упражнений позволило задействовать на уроке и объеденить единой целью всех учащихся класса, в зависимости от их физической подготовленности и состоянии здоровья.

 А дополнительные занятия во внеурочное время, обучить более сложным элементам и упражнениям.

Вторая половина раздела была посвящена подготовке сюжетных номеров, с использованием приобретённых навыков и средств театрально сценического мастерства.

Ученики проявляли свои творческие способности: подбирали музыку, костюмы, придумывали истории.

В процессе общей деятельности сформировался коллектив единомышленников среди учащихся класса, объединённых общей идеей.

В завершении раздела был проведён отчётный «СМОТР ПО ГИМНАСТИКЕ В ШКОЛЕ», где ученики выступали со своими номерами перед учителями и родителями. В качестве жюри на смотр была приглашена администрация школы. Также на мероприятии присутствовали представители СМИ, что добавило волнение и чувство ответственности у учащихся.

Итог смотра – награждение учащихся, объявление победителей по номинациям.

Обобщая все вышеизложенное и подводя итоги  можно констатировать, что применение средств оригинального циркового жанра и театрально сценического мастерства на уроках физической культуры имеет большой педагогический потенциал.

По окончании раздела гимнастики учащиеся показали высокие результаты.

Внедрение элементов циркового и театрального искусства в содержание уроков физической культуры существенно повышает эффективность развития координационных способностей, раскрытие творческих возможностей, делает уроки более интересными и увлекательными для детей.

Демонстрация видеозаписи одного из номеров «ГИМНАСТИЧЕСКОГО СМОТРА» - учащиеся 10 А класса.

Хочется закончить выступление словами Василия Александровича Сухомлинского:

«Только благодаря идее человек обретает свою личность, проявляет себя в творчестве, становится подлинным борцом.

Идея делает человека мужественным и бесстрашным».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

ДОКЛАД

УВАЖАЕМЫЕ СЛУШАТЕЛИ, Тема предлагаемая вашему вниманию «ПЕДАГОГОИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА».

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.  По данным статистики во многих регионах России растёт число безнадзорных и употребляющих психо-активные вещества детей, в одном только городе Электросталь подростков, стоящих на учёте в КДН по делам несовершеннолетних более тысячи человек и это только официальная статистика, а способов их реабилитации и адаптации благодаря физической культуре и спорту практически нет.

Актуальность проблемы повышения уровня социальной адаптации девиантных  подростков сегодня очевидна. Уровень состояние общества зависит от социального, экономического и духовного развития личности, от его образа жизни, а также от здоровой окружающей среды.

Решение этой проблемы возможно только через систему образования. Необходимо помочь выбрать правильный жизненный путь тем, кто больше всего в этом нуждается – социально дезадаптированным подросткам.

С целью практического решения этой серьёзной проблемы нынешнего общества и государства, группой единомышленников среди учителей и преподавателей доп. Образования в городе Электросталь Московской области создаётся Спортивно-патриотический клуб (СПК), направленный на занятия с детьми девиантного типа.

Программа  

Спортивно-патриотического клуба (СПК)

В процессе нашей  деятельности на первый план выдвигается задача формирования у подростков потребности в здоровом образе жизни, в познавательной деятельности, в деятельности, развивающей внутренний мир человека.

Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Это сложная и длительная работа.

Наше современное общество весьма дифференцировано в своих взглядах, позициях, интересах. И если мы хотим формировать человека в нравственном, патриотическом, гражданском воспитании, необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от подростка анализа сложных явлений, определения, защиты своих позиций и умения конструктивно взаимодействовать с иными позициями.

Особую важность эта работа имеет с девиантными подростками, так как именно они находятся в группе риска, подвергая опасности не только себя но и социум.

Цель: создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей и подростков с девиантным поведением, для освоения знаний о здоровье и здоровом образе жизни, гражданского и патриотического становления детей и подростков, формирования патриотического сознания и гражданского поведения, выстраивание воспитательного пространства на основе взаимодействия и партнерства школы и социальных институтов воспитания.

Предлагаемая программа направлена на создание оптимальных условий для формирования у подростков социально-значимых ценностей через вовлечение их в спортивно-патриотические мероприятия; моделирование проблемных ситуаций для самостоятельного поиска решений.

Основными ее задачами являются:        

- привлечение детей и подростков девиантного типа к занятиям в спортивно-патриотическом клубе

- способствовать развитию интереса у подростков к социально значимым ценностям общества;

- комплексное изучение социальной среды с целью выявления возможностей взаимоотношений и сотрудничества;

- создание единого воспитательного пространства на территории проживания девиантных подростков – г.о. Электросталь с целью их социализации и приобщения к активной жизнедеятельности;

 Данная программа является авторской.

 Особенностью содержания программы является ее ориентированность на подростков с девиантным поведением.

Программа содержит следующие принципы:

1. Принцип доверия и поддержки: решительный отказ от практики социоцентрического по направленности и авторитарного по стилю воздействия на подростков; культивирование доверия и взаимной поддержки, глубокое осознание того, что только совместными усилиями нам удастся решать проблемы.

2. Принцип партнерства: оказание взаимной помощи педагогами, членами общественности  в вопросах воспитания девиантников, уважение мнения всех участников учебно-воспитательного процесса, привлечение к делу воспитания представителей различных социальных институтов воспитания.

3. Принцип субъектности: предоставление подросткам возможности реально обладать субъектными полномочиями, т.е. стать полноправными участниками жизнедеятельности спортивно-патриотического центра.

4. Принцип выбора: подростки, представители социальных институтов воспитания, являясь полноправными участниками всех событий, происходящих в центре, должны иметь возможность выбора содержания, форм и способов организации воспитательного процесса.

Определенные как основные, данные принципы лежат в основе образовательной деятельности, позволяют смоделировать и представить весь процесс реализации программы, ее функций и направлений.

Векторы деятельности:

Формирование единой воспитательной позиции всех субъектов образовательной деятельности по гражданскому, патриотическому воспитанию и здоровому образу жизни

Формирование патриотического сознания и гражданского поведения

Формирование правовой культуры и гражданского сознания

Формирование коммуникативной культуры

Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности

Формирование опыта социально-значимой деятельности

Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья подростков

Механизмы функционирования программы

Комплексная программа патриотического и гражданского воспитания, формирования социально значимого образа жизни и укрепления здоровья девиантных подростков на основе социального партнерства призвана выполнить следующие функции:

Интегрирующую: созданию благоприятных условий для социализации девиантных подростков;

Корректирующую: моделирование вариативных способов решения проблемных ситуаций.

Рекреационную: создание условий для восстановления психологического равновесия девиантных подростков, формирования нравственно зрелой личности.

Построение эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса необходимо вести в двух направлениях:

  1. Привлечение  группы педагогов  к  активной  деятельности  с девиантными подростками.
  2. Взаимодействие с субъектами различных институтов социального воспитания на принципах партнерства.
  3. Создание социально-значимой базы из среды подростков для использования их в воспитательном процессе.

Особое внимание уделить активной спортивно-патриотической деятельности:

  1. Парашютное дело
  2. ГИМНАСТИКА, акробатика
  3. Историческая реконструкция
  4. Занятия по рукопашному бою
  5. Военно-полевые сборы
  6. Поисковые экспедиции
  7. Проведение встреч с ветеранами; уроков мужества, семинаров по патриотической тематике
  8. Вовлечение в мероприятия по летней занятости совместно с «МУРМ» ( Муниципальное учреждение  по работе с молодёжью « Молодёжный Центр»)
  9. Проведение военизированных эстафет
  10. Занятия по водным средствам передвижения на катамаранах (Клязьма - мастеркласс)

Модель реализации программы

1. Содержание образования.

В патриотическом воспитании значительная часть самого его содержания – военно-спортивные занятия; занятия исторической, культурной направленности, занятия направленные на развитие способности решения личностных проблем.

Чему будем учить и какие качества личности воспитывать.

Мы будем формировать патриотическое сознание и гражданское поведение; развивать нравственные качества, такие, как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие через создание проблемных ситуаций, социально-значимую деятельность, военно-спортивные занятия, акции и проекты.

Будем формировать опыт социального поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; нравственные привычки, нравственное сознание, основными категориями которого является нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этические оценки.

Список литературы

  1. Андреева Г.М.      Социальная психология. М: «Просвещение» -1997- с.56
  2. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе М: Просвещение, 1983 - с16-21
  3. Аракелян О.Г., Кармякова Л.В.  Ежедневные физические упражнения в старшей группе детского сада. Армянская ССР,1999 – 145с
  4. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов. Теория и технология подготовки чемпионов высшей квалификации. М: «Физкультура и спорт» 2004 – с162,166-167,168-177,206-209,223-231
  5. Бабанский Ю.К.  Педагогика, «Просвещение», Москва,1983 - с.5-8
  6. Баженова И.П.  Педагогический поиск Иванов И.П. Воспитывать коллектив М: Педагогика,1988 - с.363-365, 418, 429, 435, 437-438
  7. Баранов В.А., Венгкинский Т.П., Столяр К.Э. Теория и практика физической культуры в вузе – М: РГТЭУ, 2004 - с.11-23
  8. Бердынев С.Н.  Популярная энциклопедия. Физика - Терра - Книжный клуб, 2003 -с.103,384
  9. Бехтерев В.М.  Коллективная рефлексология. Петроград, Изд-во «Колос»,1921 -с.25,158
  10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные труды под ред. Фельдштейна Д.И.. М: Московский психолого – социальный институт, Воронеж: НПО «МОГЦЭК»,2001- с.78-81
  11. Брыкин А.Т.  Гимнастическая терминология. М: Физкультура и спорт,1959 - с.3-4, 6-9, 18, 25,26, 42, 69, 72, 116-117, 122-123, 129-133, 137-143, 151-159, 165-166, 188-192, 224-228, 244-245
  12. Брыкин А.Т.  Гимнастическая терминология М: Физкультура и спорт,1969 – с.118, 135, 146-149, 165, 168-171, 174-176, 184-188
  13. Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии. Вес. Моск. Ун-та Сер 14, Психология № 4 - с.17-25
  14. Донцов А.И.  Психология коллектива (методологические проблемы исследования). Учебное пособие. М: Изд., Москва ун-та,1984 - с.45, 64, 68-69
  15. Епишин Н.Д.  Учебные прыжки на батуте для гимнастов. Сборник научных трудов. Совершенствование учебно-тренировочного процесса в спортивной гимнастике. М: МОГИФК,1982 - с.43-44, 122
  16. Журавлев В.Л.  Современная деятельность как область социально – психологических исследований. Совместная деятельность, п.р. Журавлева А.Л., М: 1988 - с.271-273
  17. Иванов И.П.  Воспитывать коллективистов. Педагогический поиск сост.  Баженова И.Н., М: Педагогика,1988

108

  1. Ильин Е.П. Искусство общения. Педагогический поиск. Сост. Баженова. М: Педагогика,1988
  2. Клейберг Ю.А.  Социальные нормы и отклонения М,1997 - с.4
  3. Кожевников С.В.   Акробатика, М: изд., Искусство – 3-е издание,1984 - с.3-8, 18-20,26
  4. Коменский  Я.А.  Великая дидактика. Педагогическое наследие. Сост. Кларин В.М., Джуринский А.Н. М: Педагогика,1987 - с.12, 27, 46, 59
  5. Кондратьев М.Ю. Социальная психология. Словарь. М: ПЕРСЭ 2005 - с.176
  6. Конюхова С.Г.  Социально-психологические характеристики подростков с девиантным  поведением как специфической социальной группы. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. 3-й выпуск интернет.
  7. Кузнецов А.В.  Русско–испанский и испанско-русский словарь спортивных терминов (с англо-русским приложением на 540 терминов и 700 значений), М: Физкультура и спорт, 2002 - с.300
  8. Кузнецов Б.А.  Гимнастика в советской системе физического воспитания. МГС «Динамо» СГИФК,1974 - с.4-9
  9. Кук Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М: 1987 - с.36-42
  10. Кулаков С.А.  На приеме у психолога: подросток. СПБ,2001 - с.17
  11. Леонтьев А.И.  Некоторые психологические вопросы воздействия на личность «Проблемы научного коммунизма». Вып.2, М: Мысль,1968 - с.36
  12. Локк Д. Мысли о воспитании. Педагогическое наследие. Сост. Кларин В.М., Джуринский А.Н. М: Педагогика,1987 - с. 143, 174-177
  13. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. Изд. «Знание», М: 1978 – с.22-23
  14. Макаренко А.С.  Марш тридцатого года. М: « Просвещение», 1988 – 286с.
  15. Микулич П.В., Орлов Л.П., Гимнастика. М: Физкультура и спорт,1999 - с.3-62
  16. Московский Государственный социальный университет. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения. Материалы Московской  городской научно-практической конференции М: союз,1996 - с.7
  17. Никитюк Б.А.  Интеграция знаний в науках о человеке (современная интегративная антропология) М: СпортАкадемПресс,2000 - с.163
  18. Николаев Ю.К.  Сложные акробатические прыжки, Физкультура и спорт,1966 - с.3-6, 8-10, 16-25, 64-66, 75-78, 80-83, 105, 116, 119-120
  19. Овчаров Р.В.   Справочная книга школьного психолога 2-е изд., дораб. М: «Просвещение», «Учебная литература»,1996 – 352с
  20. Озолин Э.С.  Спринтерский бег. М: Физкультура и спорт,1986 - с.159

109

  1. Оливова В. Люди и игры. У истоков современного спорта М: ФИС,1985 - с.37-44
  2. Петров  В.А. , Гагин Ю.А. Механика спортивных движений. М: Физкультура и   спорт,1974 - с.3, 116-117
  3. Петунин О.В.  Формирование профессионального мастерства учителя физкультуры: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности №  2114 «Физическое воспитание» М: Провсещение,1980 - с.7, 43
  4. Платонов К.К.  Структура и развитие личности М: «Наука»,1986 - с.209-214
  5. Попов В.Б.  Прыжок в длину: многолетняя подготовка М: Олимпия PRESS,         2001 -с.28
  6. Прихожан А.М.  Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика М: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2000 – с38-46
  7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. М: центр,1997 - с.78
  8. Райзберг Б.А., Лозовский М.Ш., Стародупцева Е.Б. Современный экономический словарь М: ИНФРА,2006 – 495с
  9. Реан А.А.  Психология познания педагогом личности учащихся. М: Высшая школа,1990 – с.62-65
  10. Резник А.Б.  Гражданское становление школьников. Педагогический поиск. Сост. Баженова И.Н. М: Педагогика,1988 – с.23-31
  11. Рофе А.И., Ерохина Р.И., Пшеничный В.П., Стретенко В.П. Экономика труда М: Высшая школа,1995 – с.153-158
  12. Семикашева И.А. Социально-психологическая идентичность подростков – участников территориальных группировок. Социальная норма, девиантное поведение, конфликт. Под общ. ред. Клейберга – Краснодар,2003 - с.178
  13. Синица И.Е.  Педагогический такт и мастерство учителя. Перевод с украинского М: Педагогика,1983 - с.10, 15, 21
  14. Смирнов С.В.  Проблемы детской безнадзорности в РФ. Социально – политические последствия и современные технологии. Аналитический вестник Совета Федерации ФСРФ, № 14, 2003 – с12-46
  15. Соколов Е.Г., Николаев Ю.К. Обучение акробатическим прыжкам М: Физкультура и спорт,1961 - с.5-8, 14-20, 88, 121-125
  16. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка М: Изд. центр «Академия»,2001 - с.46-47
  17. Столяренко Л.Д.  Основы психологии. Ростов н/д. Издательство «Феникс»,1997 -с.286-
  18. Суслов Ф.П., Тышлер Д.А. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. М: «СпортАкадемПресс», 2001 - с.314, 340

110

  1. Суслов Ф.П., Вайцеховский С.М. Толковый словарь спортивных терминов М: Физкультура и спорт,1993 - с.232, 252
  2. Тюлькевич В.Г. Физкультурно-спортивная деятельность прикладной направленности в решении задач социальной адаптации подростков с девиантным поведением. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Хабаровск,2004 - с.25
  3. Устелимова С.В.   Спорт, который вас убивает М: Вече, 2007 – с 3-34, 45-55
  4. Фельдштейн Д.И. Психология взросления М: Фиикта,1999 с.325, 377, 383
  5. Фролов С.С. Социология М: Логос,1996 - с.113, 115, 117
  6. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях М: 1984 - с.18-46
  7. Шакуров Р.Х. Психология радости. Профессиональное образование - №4, 2000 с.12
  8. Шаповалов С.А.  Записки учителя физкультуры М: Физкультура и спорт, 1982 – 112с
  9. Шаталов В.Ф.  Учить всех, учить каждого. Педагогический поиск сост. Баженова И.Н. М: Педагогика,1988 – с.17-53
  10. Шачнев В.А.  Роль суставных движений в акробатических прыжках. Сборник научных трудов. Совершенствование учебно - тренеровочного процесса в спортивной гимнастике под ред. Макаровой В.И. и Коренберга В.Б. М: МОГИФК,1982 - с.53


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

техника безопасности при проведении занятий по гимнастике в школе

Соблюдение техники безопасности при проведении занятий по спортивной гимнастики на уроках в школе.Общие требования безопасностиТребования безопасности перед началом занятийТребования безопасности во в...

ритмическая гимнастика в школе

1.     Проект предназначен для учителей общеобразовательных и коррекционных школ, родителей, преподавателей педагогического колледжа и всех, кто заинтересован  проб...

ритмическая гимнастика в школе на уроках физической культуры

1.     Проект предназначен для учителей общеобразовательных и коррекционных школ, родителей, преподавателей педагогического колледжа и всех, кто заинтересован  проб...

Гимнастика в школе

Проведение театрализованного смотра по разделу ФК "Гимнастика"...

Организация и проведение соревнований по спортивной гимнастике в школе.

Как проводятся данные соревнования на базе нашей школы.Может наш опыт поможет в работе коллегам....

Гимнастика в школе. Акробатика

Презентация подготовлена для учащихся 4-6 классов на уроках гимнастики....