«Патриотическое воспитание в среднем общеобразовательном учреждении»
методическая разработка по физкультуре по теме

Щеткин Александр Валерьевич

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы.  Многие ученые определяют ведущей тенденцией развития современной педагогической науки ее обращение к своим мировоззренческим основаниям, «возвращение» к человеку (К. А. Абульханова-Славская,  А. А. Бодалев,  Е. В. Бондаревская,  М. А. Вейт, и др.)- Человек, как критерий оценки общественного прогресса, выступает в качестве гуманистического идеала. В связи с этим ведущая тенденция педагогической науки конкретизируется проблемой гуманизации образования. Она возникла благодаря объективным и субъективным условиям перехода нашей страны к новому общественному строю. Эта проблема обусловлена и серьезным расхождением между законодательно оформленной целью современного образования и существующими средствами ее реализации. Суть проблемы состоит в том, что социальный заказ школе, сформулированный в Законе об образовании РФ, определяет его главной целью подготовку учащихся как субъектов социальной и собственной жизни, ее самоорганизации и самореализации. Сохраняющиеся средства воспитания, в том числе и физического, предполагают внешнее формирование знаний, умений и навыков, опыта заданного поведения, что снимает саму возможность самоорганизации личности. Отечественные и зарубежные исследования свидетельствуют, что физическая культура может играть роль культурно развивающего личность средства. В частности, П. Ф. Лесгафтом  была обоснована возможность воздействия функцией - «направленным упражнением», на развитие не только физической, но и нравственной сущности человека. Современные педагогические исследования уделяют большое внимание ценностному аспекту физической культуры (В. И. Агеевец, В. М. Выдрин,  М. Я. Виленский, ;  Л. И. Карташевич,   и др.). Не меньшее значение имеет данный аспект и в психологических исследованиях (В. А. Бодров,  Л. И. Божович,  Т. В. Габай,  Е. И. Рогов,  и др.). Однако феномен ценностей личности и способы их формирования средствами физической культуры рассматриваются в работах перечисленных авторов преимущественно с позиции их привнесения в сознание ученика без учета личностной позиции самого ученика.

В целом данное явление обусловило возникновение комплекса противоречий, выраженного в общем расхождении между осознаваемой авторами учебных пособий потребностью в воспитании человека-личности с самоорганизующимся творческим мышлением и трактовкой ими же воспитательного процесса как деятельности, направленной на формирование человека-средства для достижения государственных, военных, экономических и др. целей. Вводимые представления о воспитательной деятельности чаще всего слабо связаны с реальной программой самоорганизации участников воспитательного процесса, что нередко приводит к их отторжению и учителями и учащимися. Необходима система поддержки потенциала саморазвития ученика

Достичь новых целей без нового понимания задач, стоящих перед физическим воспитанием - невозможно. Их новизна определяется тем, что одной из главных ценностей физического воспитания становится не обучение какому-либо движению, упражнению и т. д., а развитие смысла, которое порождает это движение. Поэтому должно измениться понимание физического воспитания, как пространства деятельности педагога, создающего специальные условия для успешного развития как физической, так и ценностной сторон личности ученика.

Таким образом, изначально  основами  клуба выступали идеи гуманистической педагогики и личностный подход, который ориентирует педагогов на признание учащегося свободного выбора любого вида деятельности, активным субъектом воспитательного процесса, того, что каждая личность индивидуальна и уникальна, и поэтому главной задачей является развитие целостной личности. Однако решение этой задачи возможно обеспечить лишь при условии соблюдения целостности воспитательных влияний всех субъектов, участвующих в этом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shchetkin_programma_-_2.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация:

«Патриотическое воспитание в среднем общеобразовательном учреждении»

(Программа для учащихся 1-11 классов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы.  Многие ученые определяют ведущей тенденцией развития современной педагогической науки ее обращение к своим мировоззренческим основаниям, «возвращение» к человеку (К. А. Абульханова-Славская,  А. А. Бодалев,  Е. В. Бондаревская,  М. А. Вейт, и др.)- Человек, как критерий оценки общественного прогресса, выступает в качестве гуманистического идеала. В связи с этим ведущая тенденция педагогической науки конкретизируется проблемой гуманизации образования. Она возникла благодаря объективным и субъективным условиям перехода нашей страны к новому общественному строю. Эта проблема обусловлена и серьезным расхождением между законодательно оформленной целью современного образования и существующими средствами ее реализации. Суть проблемы состоит в том, что социальный заказ школе, сформулированный в Законе об образовании РФ, определяет его главной целью подготовку учащихся как субъектов социальной и собственной жизни, ее самоорганизации и самореализации. Сохраняющиеся средства воспитания, в том числе и физического, предполагают внешнее формирование знаний, умений и навыков, опыта заданного поведения, что снимает саму возможность самоорганизации личности. Отечественные и зарубежные исследования свидетельствуют, что физическая культура может играть роль культурно развивающего личность средства. В частности, П. Ф. Лесгафтом  была обоснована возможность воздействия функцией - «направленным упражнением», на развитие не только физической, но и нравственной сущности человека. Современные педагогические исследования уделяют большое внимание ценностному аспекту физической культуры (В. И. Агеевец, В. М. Выдрин,  М. Я. Виленский, ;  Л. И. Карташевич,   и др.). Не меньшее значение имеет данный аспект и в психологических исследованиях (В. А. Бодров,  Л. И. Божович,  Т. В. Габай,  Е. И. Рогов,  и др.). Однако феномен ценностей личности и способы их формирования средствами физической культуры рассматриваются в работах перечисленных авторов преимущественно с позиции их привнесения в сознание ученика без учета личностной позиции самого ученика.

В целом данное явление обусловило возникновение комплекса противоречий, выраженного в общем расхождении между осознаваемой авторами учебных пособий потребностью в воспитании человека-личности с самоорганизующимся творческим мышлением и трактовкой ими же воспитательного процесса как деятельности, направленной на формирование человека-средства для достижения государственных, военных, экономических и др. целей. Вводимые представления о воспитательной деятельности чаще всего слабо связаны с реальной программой самоорганизации участников воспитательного процесса, что нередко приводит к их отторжению и учителями и учащимися. Необходима система поддержки потенциала саморазвития ученика

Достичь новых целей без нового понимания задач, стоящих перед физическим воспитанием - невозможно. Их новизна определяется тем, что одной из главных ценностей физического воспитания становится не обучение какому-либо движению, упражнению и т. д., а развитие смысла, которое порождает это движение. Поэтому должно измениться понимание физического воспитания, как пространства деятельности педагога, создающего специальные условия для успешного развития как физической, так и ценностной сторон личности ученика.

Таким образом, изначально  основами  клуба выступали идеи гуманистической педагогики и личностный подход, который ориентирует педагогов на признание учащегося свободного выбора любого вида деятельности, активным субъектом воспитательного процесса, того, что каждая личность индивидуальна и уникальна, и поэтому главной задачей является развитие целостной личности. Однако решение этой задачи возможно обеспечить лишь при условии соблюдения целостности воспитательных влияний всех субъектов, участвующих в этом процессе.

Программа для МОУ СОШ № 95 г. Волгограда не была задана “сверху”, а создавалась в течение времени, когда  учился в университете и начал работать в школе. Еще в университете я осознал проблематику связанную с расхождением во многих процессах обучения между запросами школы и самих учащихся. Школа требовала выполнения стандарта образования, дети же в свою очередь не имели возможности заниматься в школе тем чем им действительно хотелось бы самим с интересом заниматься на уроках. Начал искать пути решения данной проблемы. В связи с этим был создан  клуб в МОУ СОШ № 95 Краснооктябрьского района - «Спортивные орлята», под тьюторским руководством.

В качестве стратегической цели предлагалось-патриотическое воспитание,т.е. формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества, а также развитие физически крепкого гражданина страны.

Однако в данной цели проектировались ценности и устремления педагогического коллектива, но не учащихся, значит надо было найти такие, которые бы стали ориентирами для учащихся и их родителей. Клуб будет жить  под девизом “Я сделаю сам себя настоящим патриотом своей страны!”, все это говорит о том, что каждый учащийся сам сможет воспитать в себе патриотические чувства, стать истинным гражданином своей страны.

Клуб готовит учащихся стать разносторонней личностью, воспитывает в них чувство патриотизма и чувства гордости за свою страну. Также дает возможность познать себя и помочь в достижении, поставленных самими учащимся, целей.

Как видно, замысел клуба разработан на основе свободного выбора учащимися достижение главной цели - воспитание истинного патриота своей страны. При этом основную роль для достижения этого результата играет тьюторская деятельность.

Тьютор (преподаватель-консультант).

Задачи тьютора:

•                выявить у младших школьников предрасположенности к конкретному виду спорта или спортивной деятельности.

•           выявить совместно с учащимся ту методику занятий спортом, которая наиболее эффективно добьется максимальной результативности.

•        помочь Вам получить максимальную отдачу от занятий в клубе

•        следить за ходом Вашей спортивной деятельности

•        давать обратную связь по выполненным заданиям

•        консультировать и поддерживать Вас

•        поддерживать в Вас заинтересованность в обучении на протяжении всего курса

•        предоставить Вам возможность связываться с ним посредством телефона, почты, электронной почты и компьютерных конференций

В данной программе мы рассмотрим деятельность тьюторов на примере в участии младших школьников.

Рассмотрим схему деятельности Системы тьюторской поддержки. (См. рис №1)

Рис. №1

К числу планируемых результатов освоения  программы клуба отнесены:

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Как добиться этих результатов

Первый уровень результатов — приобретение учащихся социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.


С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

Первый уровень  достигается следующим образом: знакомство с клубом, с его традициями и обычаями, особенностями патриотического воспитания в современной школе. Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств  благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.     Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у учащихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям. ·    Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение учащихся к отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре, обусловливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в социальной практике.

 Формы  работы по патриотическому воспитанию детей в современной школе.

      Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение учащегося в специфическую патриотическую деятельность. Были применены такие методы как приведение положительного примера, обсуждение видеофильмов на спортивно-патриотическую тематику,  эссе на тему «Каким по вашему мнения должен быть настоящий патриот своей страны»,; коллективные творческие дела, ролевые и тематические игры. Они формируют опыт поведения, регуляции взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Методы формирования сознания личности. Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера. Постановка школьника в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании. Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения. Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод - требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело,  метод проектов.  Создание ситуаций, в которых ребенок упражняется  в патриотической деятельности, в них он осознает свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки.

Также  демонстрируется значимость патриотической деятельности школьников для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения. Методы стимулирования деятельности и поведения.  Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка,  создание ситуации успеха Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным.

Стимулирование побуждает школьника к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.  

       Данные формы и методы формируют самостоятельность, обеспечивают эффективность и непрерывность патриотического воспитания во внеурочной деятельности.

  В 1-4-х классах дети осваивают такие патриотические идеи и ценности, как защита Отечества от иноземных захватчиков, идеи сплочения и укрепления России, ответственности за судьбу Родины.      

Также  формируются такие качества как, гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;     уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям, ответственность за судьбу Родины и своего народа, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

Второй уровень результатов — получение детьми опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

Второй уровень достигается следующим образом:  учащиеся находятся в клубе не как ученики а как свободные личности которые могут реализовать себя с помощью тьюторов.  В клубе они имеют равные права как и другие учащиеся ,доброжелательная обстановка, каждый учащийся может делиться своим опытом с другими учащимися. В клубе также осуществляется поддержка учащихся со слабой физической подготовкой. С ними проходят дополнительные занятия по курсу «физическая культура». Здесь они могут выполнять те упражнения которые они делали на уроках физкультуры. Это приводит к улучшению выполнения упражнения а также к раскрепощению учащихся которые не могли хорошо себя проявить на уроках. Также возрастает роль коллективизма. Одноклассники, хорошо умеющие делать двигательные навыки также могут способствовать росту и улучшению результата отстающего ученика. Также учащиеся могут проявить творческую деятельность – совместно с тьюторами искать пути наиболее эффективного решения задач поставленных программой «Физическая культура» - с помощью тьютора учащийся сможет сам найти пути как и с помощью каких видов спортивной деятельности выполнить физическое действие или упражнение. Посредством тьютора учащиеся начинают выявлять свои спортивные склонности-одни хорошо бегают и хотят проявить себя в футбольной деятельности, другие-в легкоатлетической деятельности, третьи же считают что хотят заниматься в будущем тренерской деятельностью. У учащихся начинают появляться вопросы: А как достичь лучших спортивных результатов? Какими методики и упражнения лучше использовать для достижения максимально результата? Как завоевать всемирную славу и стать заслуженным спортсменом России? Какие духовно-нравственные качества нужно сформировать чтобы стать не только спортсменом но и гражданином и патриотом своей страны? Во всем этом им помогут разобраться тьюторы в совместной с ними деятельностью.

Третий уровень результатов — получение учащимися  начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

   

Ежегодно вместе со своими родителями, учителями, ветеранами учащиеся клуба  могут участвовать в возложении венков  к могиле солдат. В преддверии этого дня учащиеся начальных классов школы под руководством тьюторов делают искусственные цветы, вплетают их в каркас венков. Малыши хорошо понимают: им оказана большая честь – готовить важное общешкольное дело и непосредственно участвовать в нем. В клубе проводятся циклы бесед, посвященных символике страны: создания Государственного герба, флага, текста и музыки гимна РФ (такую работу в доступной форме вполне можно начать в младших классах); конкретно для младших школьников  темы: «Почему флаг нашей Родины - триколор?», «Герб РФ», «Как создавался Герб РФ». Таким образом, военно-патриотическое воспитание младших школьников характеризуется появлением ряда новых форм, причем таких, которые предполагают включение учащихся в непосредственную военно-патриотическую деятельность: «Зарничка», "Орленочек", смотры строя и песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, помощь в оборудовании экспозиции школьного музея боевой славы, участие в военно-патриотических церемониалах, составление « генеалогическое дерева» родственников-спортсменов, участников соревнований и возможные награды на этих соревнованиях, выявление самого спортивного учащегося клуба и последующего его награждения. . Важная предпосылка эффективности военно-патриотического воспитания младших школьников — своевременное приобщение их к традициям, родившимся в школе и нацеленных на подготовку патриотов.

Учителя, неоправданно отодвинули на второй план проблему формирования у детей подлинной любви и уважения к Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству. Так для воспитания патриотизма  в работе можно использовать народную тематику. Использовать опыт былин: в них показаны богатыри - самые сильные, самые храбрые, самые истинные патриоты страны сражались за Родину. А потом проведение спортивных соревнований на выявление самого сильного богатыря. Проживание детьми духа соревновательности, адреналина  во время проведения спортивных мероприятий помогает создать особую атмосферу восприятия народных обычаев и традиций,

сближает окружающих в общей любви к своему народу, а, следовательно, и к Отечеству. Уважительное отношение к старшему поколению, к родным и близким показывает, что нравственные ориентиры детей направлены в нужное русло, а сердце детей наполнено добротой и благодарностью.

Игры

В игре, развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Удовлетворяя естественную тягу детей и подростков к двигательной деятельности, игры возбуждают коллективные переживания, чувство локтя, радость совместных усилий, содействуют укреплению дружбы и товарищества. Учащиеся, занимающиеся спортивной деятельностью, воспитывают в себе коллективизм, ответственность за свои действия.

Туризм в клубе.

Это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристских мероприятиях учащиеся приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и передвижения в усложненной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваивают нормы ответственного отношения к природной среде, узнают свою «малую Родину» в живую, воспитывают в себе чувство гордости и патриотизма за те места в которых они живут . Во время походов проводится воспитательная работа по охране природы.

Спорт

В отличие от физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. Для выявления спортивно-технических результатов и определения победителей проводятся соревнования. На соревнованиях, в условиях острой спортивной борьбы, повышенной ответственности за свои результаты перед коллективом, учащиеся преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, проявляют, развивают двигательные и морально-волевые качества. Младшие школьники, как правило, соревнуются по тем видам физических упражнений (спорта), которые входят в учебную программу.

В совокупности средств физического воспитания и развития школьников особая, далеко еще не осознаваемая роль принадлежит естественным силам природы (солнце, воздух, вода). Выступая в едином комплексе с физическими упражнениями, они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Солнечные лучи, воздух, вода должны по возможности сопровождать все виды и разновидности двигательной деятельности, но их используют и путем специально организованных процедур — солнечных и воздушных ванн, обтирания, обливания, душа или купания. Это несет предпосылки к формированию здорового образа жизни, физически крепкого человека, будущего защитника своей страны.                                                  

Формирование универсальных учебных действий

Универсальные действия, которые сформируются в процессе занятий в клубе

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. Это сформируется благодаря личностному подходу к каждому, а также сам учащийся будет с большим интересом выполнять ту работа которая нужна ему для достижения высоких результатов. Появится интерес познать самого себя и свою работоспособность.

Личностные универсальные учебные действия:

В процессе занятий физической культурой и связанной с нею деятельностью, в клубе будут сформированы такие действия:

•внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»-это произойдет из-за личностного подхода к каждому,доверительного и уважительного к нему отношению, произойдет осознание учащимися, что они попусту тратят свое время на беготню,лишние разговоры,балование,и лишь став прилежным учеником они смогут познать все многообразие мира.

•широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы-у учащихся сформируется прежде всего интерес к своей личности-на что он способен,чего он может добиться. Он начнет задавать вопросы как лучше себя реализовать. Все это приведет к побудительным мотивам мотивировать себя в обучении. Каждый станет стремиться к более высоким результатам. На фоне этого возрастет соперничество друг перед другом. И уже новые знания,умения и навыки будет играть важнейшую роль для достижения максимальных результатов. Этим мы и добьемся активного участия учащихся в образовательных процессах

•ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей-произойдет пере осознание учащимися своего внутреннего мира. Он начнет задумываться-а почему он лучше прыгает,бегает и т. д.? Смогу ли я стать лучше его?А получить пятерку на уроке-радость,а 2-не разрешают гулять, играть в компьютер-так может лучше тогда начать хорошо учиться и при этом познавать себя? Учащиеся научаться себя самоанализировать и контролировать-что сделал не так и почему такая реакция учителя. Все это произойдет при индивидуальных беседах и рассмотрения и анализа личности учащегося.

•способность к самооценке на основе критериев успешности в спортивной деятельности- с самого детства учащиеся уже начинают себя оценивать. Кому-то в себе не нравится внешность кому-то -черты характера. Занятия спортом помогут учащимся повысить свою самооценку. Во-первых-для тех кому не нравилось свое тело(полный слишком худой и т. д.)-например на соревнованиях по метанию крупный мальчик сможет занять высокое место. Его начинают хвалить, говорить что он добился почетного места-все это приводит к резкому повышению самооценки-он уже не чувствует себя приниженным в классе и чувствует себя героем. И другие учащиеся начинают смотреть на него с уважением. Другие тоже могу найти себя в любом спортивном виде деятельности. Уже с самого детства учащиеся начинают хвалиться друг перед другом, а других наоборот ругают за не терпеливость и крикливость-спорт даст учащимся, по мере возможности, реализовать себя как личность. И уже после участия в соревнованиях и первой победе учащийся будет гордиться тем что у него такой взрывной характер и что за него не ругают, а наоборот хвалят. Все это приведет к повышению самооценки и пониманию себя как индивидуальную личность.

•основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие - это будет достигнуто с помощью-Это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. Также - встреча с ветеранами, смотры строя и песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, проведения спортивных мероприятий помогающих создать особую атмосферу восприятия народных обычаев и традиций,

сближает окружающих в общей любви к своему народу, а, следовательно, и к Отечеству.

•ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей-это возможно при прведении классных часов на темы по нравственному воспитанию-дети вместе с тьюторами анализируют Золотые правила нравственного воспитания-

1)«Золотое правило» - общее этическое правило: поступайте по отношению к другим так, как Вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к Вам.

2)«Золотое правило» предполагает возможность встать на место другого человека: я к себе могу отнестись как к другому, к другому - как к себе. Такое отношение и есть основа связи между людьми, которая называется любовью.

3)«Золотое правило» требует отношения к другому человеку как к себе в перспективе совершенства, то есть как к цели, но никогда - как к средству.

4)«Золотое правило» нравственности - основа нравственного поведения личности, концентрированное выражение принципа гуманизма, осознанное человечеством с древнейших времён. Все эти правила приводятся на кокретных примерах с учащимися-приводится  возможная проблемная ситуация и на основе золотых правил анализируется.После этого дети  начинают анализировать поступки как свои так и других.Они начинают осозновать что есть хорошо а что есть плохо в их поступках, поведении.

•           установка на здоровый образ жизни - это достигается следующим образом:

1) использование трудовой деятельности,  способствующей сохранению здоровья и повышению работоспособности (Работа на пришкольном участке, помощь ветеранам по дому и т. д.)

2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье;  

3) бережное отношение к окружающей среде, природе-проведение субботников;

4) Участие в соревнованиях.Беседы с выдающимися спортсменами.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащиеся  научатся:

•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).Достигается следующим образом-вместе с тьютором заводится тетрадь в которой у учащегося  указывается-виды деятельности и результат деятельности, предполагаемый результат деятельности. В течении занятий учащиеся записывает свои результаты. В конце каждой недели идет разбор результатов учащегося с теми данными,которые предполагалось достичь. На основе данных учащийся понимает-добился ли он успеха или нет. Осуществление итогового контроль выполняется тем же образом, но в более длительный срок. Например при изучении техники ведения мяча. Учащийся учился водить мяч. В конце изучения-сравнивается с теми нормами ведения мяча какие более предпочтительны на сегодняшний день. Это можно сравнить с помощью записанного на камеру ведения.

•адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей-с каждым ребенком проводится индивидуальная беседа.Тьюторы рассказывают о значении оценки в школе и критерии оценки. Также тьютор помогает ребенку анализировать  

оценку и предложения. Т. е. с помощью тьютора они все раскладывают по "полочкам" и вместе анализируют. Первый шаг-разобраться почему поставлена именно такая оценка-тьютор предлагает ученику вспомнить что он отвечал на уроке. Потом предлагает ему высказаться. Далее он начинает задавать вопросы-типа-а вот это ты сказал по теме?а вот то?.Ученик самостоятельно начинает анализировать свои действия. Тьютор не принижает его достоинств но предлагает разобраться в самом себе. Тоже самое происходит на основе предложений учителем-тьютор начинает задавать подводящие вопросы-такие как: а что ты сделал перед тем как учитель тебе это сказал? А может быть ты до этого ему мешал вести урок?и т. д. Ученик поняв что он не прав постепенно начинает осознавать что слова учителя сказаны по делу. Все это приводит к адекватному пониманию критики.

•вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового. Осуществляется следующим образом-все двигательные действия и выполнение упражнений записывается на камеру. Потом проводится просмотр. С помощью тьютора они выявляют ошибки. Далее тьютор задает вопросы-такие как а что надо сделать чтобы положение ног было правильным, как лучше ударить мяч? и т. д..Учащиеся начинает сам заниматься поиском решении а тьютор лишь сопровождает его. Отвечая да или нет. Тем самым ребенок сам осмысливает свои ошибки, анализирует и ищет пути решения проблемы.

Выпускник получит возможность научиться:

•в сотрудничестве с тьютором ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Осуществляется следующим образом-тьютор ставит учащегося в определенный ситуации, в которых он сам должен найти пути решения.К примеру-он должен научиться быстро бегать. Ребенок начинает искать пути решения.В первую очередь он предлагает -просто бегать туда-сюда. Далее он начинает осознавать что просто бегать это скучно-он предлагает-давайте поиграем в догонялки. Побегав, он начинает понимать, что здесь нет какого-то соревновательного эффекта. У него появляется желание конкурировать и доказывать что он самый лучший. Он предлагает игры такие как "Самый быстрый", "Через ров". Далее он вспоминаете, что когда был совсем маленький он сбегал с горки-начинает бегать с горки, потом вспоминает что по песку бегать тяжелее-если научись быстро бегать по песку то и так еще быстрее побегу. В нем развивается любознательная сфера. Он сам ставит себе задачи сам ищет пути решения, при этом проявляет познавательную инициативу. Поэтому наиболее эффективным способом проявления познавательности-поставить в конкретную ситуации где он сам сможет найти пути решения.

•самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Осуществляется следующим образом-для начального изучения ему предлагается анализировать действия других учеников. Например-ученики выполняют ведения мяча по прямой. Он смотрит что один потерял мяч другой просто пнул его третий споткнулся и упал. Потом ему показывает тьютор правильное ведение мяча и предлагают проанализировать действия его одноклассников и тьютора. Ребенок анализирует и делает оценивание действий. В его сознании появляется картина правильного ведения. Он высказывается о тех ошибках которые совершили его товарищи. Потом он сам пробует выполнить данное упражнение. По тому как мяч катится он уже может оценить себя(если присутствуют грубые ошибки-укатился мяч, споткнулся и т. д.) но для лучшего оценивания его действия записываются на видео-там он оценивает свое ведение. После этого он вносит коррективы.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащиеся:

•начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики. Средства-лекции о значении физкультуры для здоровья, проведение соревнований, проведение физкультминуток и физкультпауз, встречи и беседы со спортсменами города, проведение творческих конкурсов на темы - «В здоровом теле – здоровый дух», «Спорт против наркотиков» и т. д. турпоходы на велосипедах, пешком, проведение спортивных мероприятий. «дни Здоровья» ;

•узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур. Средства - лекционные занятия о значении физкультуры на различные системы организма. Также учащиеся сама могут оценивать свое состояние и влияние: на каждого учащегося заводится дневник, в котором записаны - пульсометрия, ЧСС. По данным показателей ребенок может увидеть свои изменения и узнать о том, как занятия физической культурой влияют на системы его тела. Для осмысления закаливания - проведение бесед и рассказов о влиянии воды на системы организма. Также предлагается самому ребенку обливаться водой каждый день. А потом вместе с тьютором они проводят анализ действия воды на организм. Ребенок рассказывает, что после обливания повышается работоспособность, улучшается эмоциональное состояние (перестает быть сонным на уроке, пропадает депрессивное состояние), чувствуется тонус мышц.  Все это приводит к осознанию в нем о необходимости закаливания.

Обучающиеся:

•освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе. Средства - непосредственное проведение занятий на практике. Для этого учащихся обучат простейшим упражнениям для выполнения зарядки, физкультминуток и физкутпауз, игры в помещениях и на открытом воздухе

•освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями. Средства - лекционные занятия о правилах безопасности, анализ уже случившихся ситуаций при выполнении физических упражнений и последующее тестирование на выявление знаний у детей о правилах поведения и безопасности во время занятий физкультурой;

•научатся наблюдать за изменением собственного роста, массы тела и показателей развития основных физических качеств; оценивать величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения физических упражнений. Средства - ведение дневников самоконтроля, в котором ведутся записи об изменениях. Каждый день учащийся записывает в нем рост, вес и показатели физической подготовленности - та физическая нагрузка, которая была выполнена ребенком в течение дня. Далее он сам может проанализировать свое функциональное и физическое состояние.

•приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека: бегать и прыгать различными способами; метать и бросать мячи; лазать и перелезать через препятствия; выполнять акробатические и гимнастические упражнения, простейшие комбинации; передвигаться на лыжах (в снежных районах России) и плавать простейшими способами; будут демонстрировать постоянный прирост показателей развития основных физических качеств. Средства-все приобретается в процессе обучения двигательным действиям;

Также в клубе будут  сформированы такие  личностные универсальные действия как:

•основа общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте-беседы с выдающимися спортсменами города, просмотр видеозаписей соревнований высокого уровня с участием нашей сборной. (Чемпионаты мира, олимпиады), принимают участие в просмотрах соревнований города высокого уровня - областные, всероссийские. Все это способствует формированию гордости за нашу страну.

•освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается -средства- беседы с ветеранами   ВОВ о их взаимопомощи  голодающим людям, о их подвигах за свою страну. В целях закрепления - помощь спортсменам-инвалидам города, ветеранам ВОВ - такие как помощь на приусадебном участке, по дому, поход по магазинам;

•формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Средства - проведение бесед с ветеранами ВОВ, проведение военно-патриотических игр, смотры парадов в памятные даты, возложение цветов на могилы павших борцов в ВОВ, просмотры фильмов о выдающихся людях и их героических поступках.

• воспитание военно-патриотических  граждан в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".Средства- проведение бесед с ветеранами ВОВ, проведение военно-патриотических игр, смотры парадов в памятные даты, , просмотры фильмов о выдающихся людях и их героических поступках, проведение спортивных мероприятий в торжественные даты,  смотр парадов, пение гимна страны и построения в памятные даты;

•формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма. Средства-просмотры фильмов о ВОВ, встречи с ветеранами, встречи с выдающимися спортсменами, проведение  лекции о гражданственности, патриотизме, духовно-нравственных ценностях.

 •формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Средства - просмотр фильмов  о ВОВ, встреча с ветеранами, походы в музеи, поездки по памятным местам, рисование плакатов в памятные даты (23 февраля, 1мая. 9 мая), проведение военно-патриотических игр («Зарничка», «Орленочек»).

•формирование патриотических чувств и сознания  на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну. Средства - проведение бесед с ветеранами ВОВ, участие в соревнованиях, походы в музеи, походы на спортивные мероприятия города, анализ успехов сборной России (Олимпиада 2014,ЧМ по футболу 2018). Анализ участия сборной России на мировых первенствах ( ЧМ и Европы - и  их заслуги –награды, достижения).

Основным качеством клуба является: при вступлении в клуб дети произносят клятвенное обещание  (Приложение № 1)

Также в целях популяризации клуба сформированы:

традиции клуба:

1.Перед каждым занятием в клубе звучит гимн России, далее сопровождается речью каждого учащегося о том, как у него обстоят дела в школе и в семье. Проводится анализ каждого выступления и каждый из учащихся помогает по мере возможности устранение данных проблем.

2.Знамя и знак клуба.

Знамя - по цвету с государственным знаменем России. Посередине – голубь - символ свободного выбора каждого и гуманистического подхода к учащимся.

Знак клуба - каждому учащемуся выдается отличительный знак-значок с надписью девиза клуба - “Я сделаю сам себя настоящим патриотом своей страны!

Ежедневно в  клубе осуществляется подъем и спуск флага Российской Федерации под гимн России. Флаг клуба выносится в особо торжественных случаях-успешное участие на соревнованиях, олимпиадах, день клуба.

Клубный знак используется во всех случаях, связанных с представительством, — на соревнованиях, концертах, митингах и других акциях (обязательно носится на форменной одежде), помещается и на обложках издаваемых книг.

Знак достоинства — это наградной знак, предназначенный для тьюторов, клубников,  которые внесли определенный вклад в дело по  совершенствованию  деятельности клуба. Он представлен в виде нагрудного значка с изображением  орленка.

Обычаи  клуба

После каждого календарного месяца выявляют лучшего тьютора и лучшего учащегося клуба. Выявляется по следующим критериям:

Лучший учащийся;

-проявление инициативы и желания проявить себя на занятиях

-проявление творческого подхода к решению поставленных им проблем

-главное-результаты, которые он достиг за прошедший календарный месяц по выбранной им дисциплине.

Лучшим тьютором становится тот кто смог помочь и добиться лучших результатов своих так называемых «учеников» -учащихся клуба.

После выявления победителей делаются фотографии, которые вывешиваются на почетном месте в школе Фотографии вывешиваются на стенд до следующего календарного месяца. Победители получают поощрения - целый месяц ходят в отличительной одежде и имеют слово в участии в учительских собраниях, т.е. имеют право от лица всех учащихся школы свободно выражать свои мысли, свои предложения, недовольство и состав учителей должен прислушиваться к их мнению.

Кодекс чести клуба

-В здоровом теле здоровый дух!

-Поверь в себя, и ты добьешься многого!

-назвал себя патриотом страны - так будь им и душой и телом!

Знаешь и умеешь сам - научи других!

-Уважая других, ты в первую очередь уважаешь себя!

-Будь целеустремленным и активным, а иначе вся твоя жизнь потерет весь смысл!

Кодекс чести клуба был дополнен  принципами воспитательного процесса:

             Принцип гуманистической ориентации воспитания- добровольное включение в ту или иную деятельность, которую он выбирает исходя из своих интересов, склонностей и потребностей, что ему оказано доверие в выборе целей, средств и способов достижения поставленной цели, что коллектив верит в его возможности, а он сам убежден в вероятности достижения поставленных перед собой задач.

        Принцип совместной деятельности тьюторов и клубников - предполагает развитие инициативы и самостоятельности , делегирование им полномочий и ответственности, умение отвечать за свои дела и поступки.

          Принцип творчества - стиль жизни, основа организации  внеучебной деятельности, , поддержки различных инициатив учащихся, самореализации их индивидуальности. Творчество рассматривается учащимися и тьюторами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.

        Все вышеизложенное определяет стратегическую цель -   формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества,патриота своей страны, а также развитие физически крепкого гражданина страны.

         Целью реализации  образовательной программы клуба является: обеспечение планируемых результатов  учащимися начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Также в течение года в клубе проводятся следующие мероприятия:

Мероприятия в течение календарного года

Форма работы (время проведения)

Настоящий защитник, какой он?

Классные часы

С чего начинается Родина.

Классные часы

Памятники культуры и архитектуры города Волгограда.

Игры-путешествия

Краеведческий музей города Волгограда

Экскурсии

Какие люди в Волгограде! (Выдающиеся спортсмены, ветераны ВОВ)

Беседы, экскурсии

Праздничная встреча ветеранов ВОВ в памятные даты

Выступление, подарки

«Они сражались за Родину »

Беседа на военно-патриотическую тематику

Достопримечательности города Волгограда.

Экскурсии

Правила поведения в школе

Аналитическая беседа

История школы

Экскурсия в школьный музей.        

Памятники родного края – ее краса

Фотовыставка

Дружба каждому нужна, каждому важна, дружба верностью сильна.

Беседа

Мероприятия, посвященные государственным праздникам России

Экскурсии по памятным местам, возложение цветов, поздравление ветеранов ВОВ проведение спортивно-патриотических игр        , проведение маршей и парадов

Государственные символы России.

Классные часы        

 «Зарница», «Орленочек»

Военно-патриотические игры

День Защитника Отечества

Праздник, игра-соревнование

Подготовка места (класса) к встрече с ветеранами и участниками ВОВ

Трудовая работа

Рыцарский турнир вежливости

Игра-соревнование        

Русь, Россия, Родина моя

Праздник, посвященный дню России

Конкурс «А ну-ка, мальчики!»

       

праздничное спортивное мероприятие посвященное 23 февраля

«Мы этой памяти верны»;

Праздничное мероприятие посвященное победе в Сталинградской битве

Функциональные обязанности тьюторов

Изучение личности учащихся

Тьютор обязан составить психолого-педагогическую характеристику своей группы, для чего должен проводить следующую работу:

— вести дневник наблюдений или диагностическую карту по  здоровью учащегося-пульсометрия,рост,вес и т.д.;

— использовать различные методы изучения личности (беседы с учащимися, их друзьями, учителями, родителями; наблюдения; анкетирование; тестирование и др.);

— проводить обсуждение полученных результатов.

Также изучение личности ребенка не самоцель, а средство для того, чтобы помочь ему раскрыть свое “Я”, обрести свою индивидуальность.

Создание оптимальных условий  для спортивной деятельности

-Создание благоприятной обстановки в группе

-Создание условий для непосредственного занятия спортивной деятельности

-Активная помощь и индивидуальный подход к каждому

Помощь и поддержка при не удачах

Сотрудничество с родителями

Для того, чтобы оно было плодотворным, тьютору следует выполнять следующие условия:

— установить доброжелательные отношения с родителями;

— помнить о том, что их ребенок — самый лучший;

— совместно с родителями выработать единые требования к личностным качествам ребенка, основанные на уважении и доверии; определиться в совместных требованиях к организации его жизнедеятельности как в семье, так и в клубе ; не ущемлять его права и свободу;

Координация воспитательных влияний.

Успех работы воспитателя во многом зависит от наличия плана воспитательной работы, поэтому планировать ее следует в двух аспектах — перспективном и текущем. Текущий - цели на предстоящий год - выбор вместе с тьютором вида спортивной деятельности, а также выбор методик для достижения максимального спортивного результата, а перспективный - участие в соревнованиях, олимпиадах по физкультуре, развитие настоящего патриота страны, всесторонне развитую личность.

Нормальная работоспособность ребят во многом зависит от правильной организации питания.  Тьюторы следят за тем чтобы дети хорошо питались и в период ОРЗ (осень-весна) - напоминают детям чтобы они кушали побольше фруктов и овощей.

Также в клубе проводятся лекции по ПДД и технике безопасности на улице.

Критерии результативности деятельности тьютора следующие:

— удовлетворенность учащихся клуба в условиях проведения с ними занятий - индивидуальный подход к каждому, сопровождающаяся помощью для решения их конкретных задач, гостеприимность, душевность, в желании помочь каждому.

— адаптированность учащихся: учащиеся воспитали в себе: самостоятельность в принятии решения, отзывчивость, коллективизм, ответственность, добропорядочность.

— направленность системы воспитательной работы, которая поможет каждому учащемуся клуба  развить в себе индивидуальность, неповторимость, выявить в себе качества личности, присущие только ему.

Программа сформирована Щеткиным А.В.. Воплощение ее в жизнь осуществляется на основе педагогического эксперимента, который проводится в МОУ СОШ № 95 Краснооктябрьского района Волгограда. Эксперимент имеет комплексный характер, является многоплановым и охватывает большую область жизнедеятельности учащихся: участие детей в самостоятельной организации своей деятельности, привлечение учащихся-тьюторов, что облегчает задачи учителей, которые и без этого заняты учебным процессом, учащиеся развиваются как физически так и личностно, присутствует гуманистический подход.

В нашем клубе  свои обычай и традиции, что сплачивает детей в коллектив, проявляет их творческие наклонности, воспитывает эстетические восприятие, способствует расширению кругозора детей.

Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее - в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом.

Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.

Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса, и специфику патриотического воспитания младших школьников в клубе:

- обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;

- обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;

- интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;

- опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;

- опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия;

- координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.

В данной программе патриотическое воспитание  гармонично сочетается с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная программа  способствует выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других.

Обобщая перечисленные суждения, заключаем, что патриотизм интегрирует три взаимозависимых компонента:

- когнитивный (знания об исторических корнях своей Родины, своего народа, своего края, осознание значимости этих знаний как личностных ценно),

- эмоциональный (наличие чувства уважения к другим людям, любовь к своему отчему краю, проявление заботы и чувства хозяина в любой ситуации по сохранению богатства и ценностей своей страны),

деятельностный (стремление и способность проявлять себя в делах, проявлять волевые качества в отстаивании своей чести, чести своей школы, беречь памятники старины, реликвии своего рода, народное имущество, заботиться о пожилых людях и маленьких детях, проявление глубокой заинтересованности в сохранении окружающего мира и т.д).

Эти компоненты (когнитивный, эмоциональный и деятельностный) в единстве формируют патриота - знающего, чувствующего и действующего. Причем, именно в деятельности субъекта выстраивается смысловой ряд личностно значимых ценностей, происходит осознание своей значимости, полезности в обществе и самореализация.

Реализация указанных мероприятий предполагает:

-воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважения и любви к своей Родине, соотечественникам;

-формирование стремления к развитию коммуникабельности, самовыражения, уверенности в себе и результатах своего труда, самореализации;

-развитие у школьников интереса к истории города, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России;

-формирование уважительного отношения к природе, родине, архитектурным памятникам, культуре;

-развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;

-формирование устойчивой системы знаний в заданной области;

развитие таких качеств как осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

 - формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;

развитие у учащихся потребности в познании культурно-исторических ценностей, стимулирование творческой активности;

- формирование у учащихся потребности в возрождении и сохранении культурных и духовно- нравственных ценностей родного края.

достаточно высокое физическое развитие учащихся, формирование   у них потребности в здоровом образе жизни;

 - чувство привязанности к своей семье и тем местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к жителям своего села, города, своему народу, его языку и культуре;

- желание заботиться о других людях и об интересах Родины;

- осознание долга перед людьми ближайшего окружения, местом своего проживания, Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости, готовность к защите Отечества;

- проявление гражданских чувств и верности Родине;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- гордость за свое Отечество, символы государства, за свой народ;

- уважительное отношение к историческому прошлому своей большой и малой Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка;

 развитие нравственных качеств, таких как: гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие и др.;

 формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек (говорить правду, не делать зла, защищать добро и т. д.

Патриотические чувства проявляются в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданности к служению Отечества.

Таким образом, согласно  программе, патриотическое воспитание в клубе является одним из главных элементов. Она носит гуманистический характер:

-у нас собственная идеология;

-свои обычаи и традиции;

- каждый учащийся клуба имеет право выбора;

- в системе задействованы учащиеся-тьюторы, которые помогают решить задачи детей. Программа направлена на решение как физического совершенствования, так и на  патриотического воспитания.

Приложение №1

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Клуб «Спортивные орлята»

Посвящение в ряды клуба

Торжественное обещание

Я, _______________________, получая почетное звание «Учащийся клуба «Спортивные орлята»», перед лицом своих товарищей, наставников, родителей и общества торжественно обещаю:

1. Стать настоящим патриотом своей страны и посвятить себя для воплощения в жизнь задачи нашего клуба:

«Воспитать настоящего Человека и истинного защитника своей страны!»

2. Став истинным профессионалом своего дела - помогу и другим товарищам в поисках их смыслов и решения ими же поставленных задач

3.При решении своих собственных задач не выйду за рамки человеческих ценностей таких как скромность, преданность, патриотизм, веру, любовь.

4.Осознать значимость себя как личности как истинного патриота своей любимой страны.

Впредь и навсегда законом своей жизни утверждаю девиз нашего клуба:

“Я сделаю сам себя настоящим патриотом своей страны!”

5. Строго соблюдать устав и кодекс чести клубного братства.

6. Свято беречь престиж и приумножать славу нашего клуба.

Прошу моих товарищей и наставников оказывать мне помощь:

— в учебе ,в саморазвитии, в решении мною поставленных задач;

— в укреплении во мне истинных побуждений и стремлении к самосовершенствованию.

При пренебрежении и нарушению клятвы прошу отчислить меня из клуба.

Торжественное обещание  даю в актовом зале МОУ СОШ № 95 в присутствии моих товарищей, наставников, родителей и общества и скрепляю этот документ своей подписью:

_____________________

Число. Месяц. Год.

Волгоград        МОУ СОШ № 95

 

Щеткин А.В.-главный тьютор-организатор клуба и помощник в организации совместной трудовой деятельности учащихся

Тьюторы-старшеклассники-их деятельность связана с передачей и контролем тех знаний, которые будут передавать они средним школьникам, дабы не искажая представления об идеалах и истинном патриотизме

Тьюторы –школьники-5-х,6-х классов

                     

                          Учащиеся 1-4 классов

Тьюторы-по футболу

Тьюторы-по баскетболу

Тьюторы по волейболу

Тьюторы по общей физичес-

кой подготовлен-

ности

Тьюторы по легкой атлетике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Военно-патриотическое воспитание подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей

Комплексная дополнительная образовательная программа военно-патриотического объединения «Зеленогорский Кадетский корпус» «Военно-патриотическое воспитание подростков в условиях учреждения дополни...

Программа экологического образования и воспитания в муниципальном общеобразовательном учреждении Тимшерской средней общеобразовательной школе.

Настоящая программа определяет стратегию развития экологического образования школы и действия по её реализации. Программа носит образовательно-развивающий характер...

Методическая разработка по теме: «Внеурочная деятельность учащихся по спортивно патриотическому воспитанию в условиях образовательного учреждения»

Вариант проведения внеурочной деятельности по внедрению комплекса ГТО в систему гражданско-патриотического воспитания...

Дипломный проект "Использование интерактивных методов обучения на уроках информатики в средних общеобразовательных учреждениях

Объектом исследования является процесс обучения информатике в средних общеобразовательных учреждениях.Цель работы заключается в изучении теоретических аспектов использования интерактивных методов обуч...

Подвижные игры для детей среднего школьного возраста. Подвижные игры как средство физического воспитания в средней общеобразовательной школе

Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, ведь цель...

Участие обучающихся в волонтёрском движении, как одно из направлений трудового воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20 им. А.А. Хмелевского»

Участие обучающихся в волонтёрском движении, как одно из направлений трудового воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20 им. А....