Главные вкладки

    Методическое пособие по теме:«Развитие координационных способностей, быстроты, игровой ловкости учащихся 5 - 6 классов в спортивных играх (футбол)».
    методическая разработка по физкультуре по теме

    Материал содержит методику занятий, направленную на развитие координационных способностей, быстроты, игровой ловкости учащихся в спортивных играх на базе футбола.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Методическое пособие - футбол45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическое пособие по теме:

    «Развитие координационных способностей, быстроты, игровой ловкости учащихся 5 - 6 классов в спортивных играх (футбол)».

    Учитель физического воспитания

    ГБОУ  гимназии №159 «Бестужевская»                              Калининского района г.Санкт-Петербурга

    Павлов Виктор Николаевич

    Пояснительная записка.

    Издавна известно, что дети в любом возрасте очень подвижны и эмоциональны. Любая игра доставляет ребенку радость. Это особенно четко прослеживается, если игры проводятся непосредственно с мячом. Одним из популярных видов спортивных игр в мире является футбол.

          Почему я выбрал именно его и предлагаю учащимся?

          Комплексная программа по физическому воспитанию – это не только обучение учащихся элементам и навыкам отдельных видов спорта, но и предусматривает подготовку к выполнению и выполнение учащимися учебных нормативов.

          Футбол, с его многогранным арсеналом технических приемов, плодотворно способствует решению этих задач в физическом воспитании школьника. Это спортивная игра не требует особого инвентаря, каких-то дополнительных конструкций, как скажем в волейболе и баскетболе. Вообще, игровые виды спорта развивают способность быстро и нестандартно мыслить.

    В разделе футбол можно выделить несколько основных пунктов: физическая подготовка, Тактическая подготовка, мышление и воля. Остановлюсь на одном из этих пунктов – на физической подготовке. Под физической подготовкой понимается  общее состояние ученика, достигнутое им в результате занятий. Без хорошей физической подготовки нельзя выполнить те требования, которые предъявляет игра в футбол.

    Эффективность общефизической подготовки (ОФП) в любом случае должна проявляться в улучшении игры с мячом.

    Футбол с его разнообразными движениями имеет свои собственные законы.

    Так, в легкой атлетике, гимнастике движения постоянны и отрабатываются заранее. В футболе любое движение является ответом на ту или иную ситуацию. Практически нет двух одинаковых ситуаций, а это значит, что каждому игроку приходиться перестраиваться в соответствии с действиями игроков чужой команды, а также своей. Поэтому с уверенностью можно сказать, что ОФП в футболе обязательно включает в себя все компоненты, которая предлагаются комплексной программой по физическому воспитанию в школе. Это развитие быстроты, выносливости, силы, ловкости.

    Быстрота.

    Быстрота в футболе – комплексное и дифференцированное понятие. С мячом и без мяча игрок действует в соответствии с обстановкой. Он движется аритмично, варьирует свои движения, перемещается, прежде всего, с мячом короткими шажками меняя темп движения, в постоянной готовности быстро изменить свои движения неожиданно для соперника. Бег становиться элементом тактики. Наибольшее значение здесь имеет внезапное быстрое изменение скорости бега, переход от сдержанного и выжидающего бега к рывку на максимальной скорости. В связи с этим, отрабатывая такой бег, вы решите задачу по овладению учащимися скоростной выносливости, что даёт хорошие результаты во время сдачи нормативов на короткие дистанции. Спринтерские способности необходимо сочетать с ловкостью и умелым владением мячом. Поэтому здесь можно давать такие игры, как пятнашки по всему залу, пятнашки с ведением мяча. В пятнашках с ведением мяча можно предусмотреть два варианта:

    1). Ведя свой мяч постараться запятнать партнера рукой.

    2). Ведя свой мяч, запятнать своим мячом мяч партнера.

    В этих упражнениях решаются две задачи: развитие ловкости и умение точно послать мяч в цель.

    Компонентами быстроты являются: гибкость, спринтерские способности, способность совершать ускорение, ловкость и маневренность, быстрота действий и реакции в сочетании с рационализмом и осмотрительностью, что позволяет принимать правильное решение в стрессовых ситуациях игры. И, наконец, способность, которая позволяет совершать действия подсознательно и быстрее, чем это требуется в нормальных условиях. А это я считаю, необходимое качество (навык), которым должен овладеть ребенок.

    Выносливость.

    Футбольная игра длиться 90 минут у взрослых, 60 минут у детей. И вследствие интенсивности движений предъявляет очень высокие требования к сердечнососудистой системе.

    Тактика игры во многих случаях требует использования спринтерских качеств игроков в течение продолжительного времени. Лишь отличная выносливость позволяет игрокам в ходе игры многократно выполнять ускорения на максимальной скорости, как во время атаки, так и во время оборонительных действий. И вновь можно повторить, что выносливость эффективнее развивать в упражнениях с мячом или в подвижных играх. Не вырабатывайте у футболиста выносливость на беговой дорожке, такие монотонные занятия ученик воспримет как бессмысленную нагрузку. Особенно в этом возрасте. Эти занятия «убивают» внутреннюю активность и радость, противоречат характеру занимающегося в 10-12 летнем возрасте. Упражнения с ведением мяча в различных направлениях, с изменением скорости, подбор различных эстафет, подвижных игр – все это будет способствовать решению задачи по развитию выносливости.

    Во время районных соревнований кроссу, легкой атлетике, эстафетам я неоднократно отмечал, что очень часто школьные команды, в составе которых есть ребята занимающиеся футболом, нередко становятся призерами, победителями этих соревнований, ни в чем, не уступая, а иногда и превосходя легкоатлетов. Поэтому и в этом  случае польза от занятий футболом очевидна. Я уже не говорю об общей выносливости и здоровье.

    Сила.

    Применение футболистом силы постоянно связано с такими его качествами, как ловкость и тонкое понимание игры. Именно для футболиста, которому постоянно приходится приспосабливаться к многочисленным ситуациям с помощью все новых и новых технических навыков, решающую роль играет строго дозированное, управляемое чувствительной нервной системой расходование силы. Тем самым, прирост силы в процессе занятий футболом становится условием хорошей координации в изменяющейся ситуации. И прыжок в борьбе за верховой мяч, мощный удар головой, сила удара и сила опорной ноги, сила рук, когда им приходится сгибаться, принимая вес тела после удара головой по низколетящему мячу в падении, вбрасывание мяча из-за боковой линии – вот лишь некоторые основные моменты применения силы в футболе. Все эти приемы многократно повторяются во время игры в самых различных ситуациях. Поскольку в футболе постоянно возрастает значение силового единоборства, то становиться необходимостью общая физическая закалка учащихся. Одной ловкости для ведения единоборства мало; она обязательно должна дополниться силой. Упражнения, главным образом, должны быть направлены на развитие мышц ног, рук, туловища. Тем самым, сознательно и целенаправленно используются дополнительные раздражители, способствующие развитию силы.

    Занятия не должны быть монотонными, т.е. учащиеся должны вырабатывать свои атлетические качества в движениях, имитирующих игру. Вот некоторые варианты предлагаемых нагрузок:

    1). Преодоление веса собственного тела: прыжки, сгибание и разгибание рук в упоре.

    2). Преодоление сопротивления веса партнера в парных упражнениях: толчки, перетягивания, бег с сопротивлением партнера, борьба за набивные мячи.

    3). Игры с элементами единоборств.

    4). Упражнения с весами, составляющих от 1/5 до 1/3 собственного веса: прыжки на одной ноге, с ноги на ногу, поднимание тяжестей, наклоны с ними.

    При этом необходимо избегать задержки дыхания. В паузах между отдельными упражнениями рекомендуется выполнение подтягивания (в висе - мальчики; в висе лежа - девочки). После силовой подготовки обязательно следует проводить игру с мячом, которая служит изящной и важной разрядкой. Занятия по развитию силы имеют целью не наращивание мышечной массы, что ведет к отягощению игрока, а целью создать предпосылки для ведения силового единоборства и использования силы в игре. Силовая подготовка также направлена на  развитие игровой ловкости. Хорошо развитая мускулатура не в последнюю очередь способствует предупреждению травм суставов. И в этом разделе футбола хорошие предпосылки для овладения материалом гимнастики. У меня были ребята, которые занимались футболом либо в клубных командах города или в специализированных футбольных школах. Они без особого труда справлялись со школьной программой по гимнастике. Будь это в младших, средних или старших классах. И наоборот – хорошие гимнасты (занимающиеся в спортивных школах на отделении гимнастики) не всегда могли успешно справляться с нормативами по легкой атлетике или очень редко, кто овладевал элементами спортивных игр (волейбол, баскетбол). Дети этого возраста (6 класс) уже могут учиться сознательно, и эту черту необходимо развивать. Биологическое развитие дает возможность постигать общие законы тактики, а развившаяся «моторная память» позволяет обучать ребенка технике игры. В начале дети весьма не критически относятся к собственным достижениям. К 12 годам они начинают их воспринимать более осмысленно. Успехи и неудачи оказывают возрастающее воздействие на технику. Решающее значение для овладения техникой владения мячом имеет правильное методическое обучение технике игры именно в этом возрасте. Возраст учащихся 6-х классов является последним благоприятным возрастным периодом. В этом возрасте особое значение приобретает воспитание у ребенка психической устойчивости, позволяющей избегать нервозности, опрометчивости, потери контроля и уверенности в действиях. В этом возрасте вырабатывается уверенность в себе, целеустремлённость и игровое настроение. В футболе невозможно обойтись без нападений, а поэтому уже с первых занятий надо учить ребенка правильно падать, группироваться при падении. А значит, достаточное внимание уделять элементам акробатики. Простые (короткие) и длинные кувырки неотъемлемая часть упражнений с юными футболистами.

    Чаще всего в игре применяется передача, удар по мячу внутренней стороной стопы. Это в основном передачи на небольшое и среднее расстояние, игра с партнером «в стенку», удары с одиннадцати метровой отметки.

    Поэтому обучение ударам по мячу я начинаю именно с этого элемента игры.

    В своей работе на уроках я использую тряпочные мячи (шалыги – такое название они имели в старину), сшитые самими учащимися. Особенно они помогают девочкам в освоении техники работы с мячом, т.к. такой мяч не отскакивает далеко в сторону, что облегчает им задачу. В ударе внутренней стороной стопы самое главное обратить внимание на разворот стопы, т.е. правильно поставить ребенку технику разворота стопы и переноса веса тела на опорную ногу. Всевозможные упражнения в парах, удары мячом в перевернутую гимнастическую скамейку, игра в квадрате, встречные эстафеты с передачей мяча в противоположных колоннах способствуют успешному овладению этим техническим приёмом.

    И последнее, что я считаю самым главным, знакомство детей с футболом, как и с другими спортивными играми – это воспитание чувства коллективизма, дружбы между ребятами.

    Спортивные командные игры, в том числе футбол, воспитывает у ребят чувство ответственности, как в индивидуальном плане, так и чувство ответственности за команду.

    Девиз ребят на уроках футбола: «Один за всех – все за одного».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности».

    Цель данной работы - показать значимость развития творческих способностей учащихся. В статье приведены различные направления этой работы, возможные её виды и формы....

    Методический урок по теме "Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики"

    Цель и задачи:1.     показать необходимость внедрения активных методов обучения на основе педагогической технологии эффективных уроков и технологии проблемного обучения;2....

    Педагогический проект по теме:«Развитие музыкально – творческих способностей учащихся начальной школы средствами музыкально – игровой драматизации"

    Актуальность темы  обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих треб...

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ТЕМЕ: «Развитие творческого мышления обучающихся через предмет «изобразительное искусство»»

    Актуальность данной работы состоит в том, что возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обу...

    Методическая разработка по теме «развитие скоростно-силовых способностей»

    Рассмотрение физиологических особенностей скоростного и силового компонент мощности с целью выбора упражнений для их эффективного развития....

    Методическое пособие для учащихся 7-х классов по теме: «Развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх (футбол)».

    Материал содержит методику занятий, направленную на развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх на базе футбола....