Роль внимания в процессе обучения физической культурой
материал по физкультуре на тему

  

Традиционно считается, что цель физического воспитания состоит в развитии физических качеств учащихся и в укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо с педагогической и медицинской точек зрения. Ни в коей мере не отрицая этого,  хотелось бы взглянуть на школьную физкультуру с психологической точки зрения. Такой подход позволяет обогатить общепринятое представление о назначении уроков физического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

   Моя тема по самообразованию «Роль внимания в процессе занятий физической культурой».

                                                                Внимание есть именно та дверь,

                                                                через которую проходит все,

                                                                что только входит в душу

                                                                человека из внешнего мира.

                                                                                                               

                                                                                                          (К.Д.Ушинский)                                  

Традиционно считается, что цель физического воспитания состоит в развитии физических качеств учащихся и в укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо с педагогической и медицинской точек зрения. Ни в коей мере не отрицая этого,  хотелось бы взглянуть на школьную физкультуру с психологической точки зрения. Такой подход позволяет обогатить общепринятое представление о назначении уроков физического воспитания.

Уроки физической культуры в школе часто воспринимаются как нечто второстепенное, имеющее подчиненное значение по отношению к другим предметам. Поддавшись сложившемуся в педагогической среде отношению к урокам физкультуры как к чему-то необязательному, ученики часто пренебрегают ими. Да и родители, порой, не имея на то достаточно серьезных оснований, стараются освободить своего ребенка от уроков физкультуры. Однако не следует преуменьшать роль этих уроков не только в физическом, но и умственном развитии учащихся.

В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции, формируется морально-волевая сфера, активизируется познавательная деятельность, что в последствии является главным условием профессиональной адаптации.

 Это должно учитываться в построении учебного процесса, при этом важное значение имеет способность учителя управлять вниманием учеников, зная его свойства и особенности, оптимизировать процесс усвоения знаний, что позволит значительно повысить уровень подготовки и развития детей.

Внимание важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего учебной и трудовой. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он вниманию. Внимательность необходима и в повседневной жизни и в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной, двигательной активности индивида. Выделяют три вида внимания:

  1. непроизвольное;
  2. произвольное;
  3. послепроизвольное.

  Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных усилий. По своему происхождению оно более всего связано с «ориентировочными рефлексами». Важный источник непроизвольного внимания — новизна предметов и явлений. Шаблонное, стереотипное, многократно повторяющееся не привлекает внимания. Новое же легко становится объектом внимания — в меру того, насколько оно может быть понято. Для этого новое должно находить опору в прошлом опыте. Существенное значение имеет физическое состояние человека. В состоянии сильной усталости нередко не замечается то, что легко привлекает внимание в бодром состоянии.

  Произвольное внимание носит отчетливо выраженный сознательный, волевой характер и наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Чем меньше увлекает человека работа, тем больше требуется волевых усилий для сосредоточения внимания.

   Прилагая значительные усилия, чтобы втянуться в работу, например, приступая к решению сложной задачи, ученик, найдя интересные способы ее решения, может настолько увлечься работой, что волевые усилия станут не нужны, хотя сознательно поставленная цель сохранится. Такой вид внимания называется  послепроизвольным. Для человека, труд которого носит творческий характер, подобная форма внимания является весьма характерной.

   Важно отметить, что внимание, направленное на внешние раздражители, называют внешним, на внутренние раздражители-внутренним. Внешнее выражается в настороженности, бдительности, готовности к действию (пример-тренер, страхующий спортсмена), внутреннее выражается в сосредоточении на собственных мыслях, ощущениях, переживаниях, его состояние отличается углубленностью и собранностью. Внимание характеризуется сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязью его основных свойств, к которым относят: концентрацию, распределение, объем, переключение и устойчивость.

    Умеренное чередование активизации произвольного и непроизвольного, внешнего и внутреннего внимания может обеспечить достаточно высокий уровень продуктивности занятий физической культурой.

   Следует учитывать, что постоянное поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна. Это и определяет особое значение послепроизвольного внимания в процессе обучения. В связи с тем, что оно первоначально возникает как произвольное, необходима четкая организация начальных этапов, процесса втягивания в работу. Увлеченность, характерная для послепроизвольного внимания, связанна с активностью личности, формирование которой зависит от представленности в деятельности элементов творчества. В школьной практике этому способствует проблемность обучения, использование творческих заданий и т.п.

   Важным условием формирования  внимания школьника является правильная и четкая организация всего учебного процесса. Внимание учащихся на уроке определяется особенностями его построения, зависит как от содержания изучаемого материала, так и от способов подачи его учителем. Живое, яркое, динамическое и вместе с тем последовательное, логически стройное изложение богатого по содержанию и доступного по усвоению материала - важное условие обеспечения внимательности школьников на уроке.  

   Мобилизация внимания связана и с особенностями речи учителя, ее четкостью и выразительностью, тембром и т.п. Сосредоточению соответствует оптимальная громкость голоса, ее педагогически целесообразное варьирование по ходу урока (утомляет как громкая, так и очень тихая речь, вызывающая напряженность у слушателей). Важно умелое использование интонационных средств речи (психологически оправданные паузы, правильно расставленные фразовые ударения). Большое значение для привлечения внимания имеет целесообразное использование наглядности, демонстрация и самостоятельное проведение, применение технических средств обучения.

       Следует выделить темп ведения урока: живой, энергичный темп быстрее мобилизирует    внимание, при чрезмерно  быстром могут из-за поспешности появиться «ошибки на внимание», при медленном-работа не захватывает ученика и создаются условия для отвлечения.

  Существенную роль в организации внимания занимает последовательная, систематическая требовательность учителя.

  Система, обеспечивающая повышение, устойчивость произвольного внимания, включает в себя следующие компоненты:

  1. в течение урока поддерживать дисциплину, быстро выявлять зачинщиков нарушений
  2. четко определять цель и задачи урока
  3. показывать логическую связь между отдельными заданиями, чтобы переход от одного к другому был продолжением единого процесса
  4. не просто объяснять материал, а размышлять над наиболее эффективном способе решения задачи, задавая вопросы, втягивая их в процесс мышления
  5. давать объяснения бодрым голосом, не превращая их в длинные монологи
  6. планировать оптимальный объем работы на урок
  7. вводить соревновательные элементы в процессе урока
  8. стимулировать внимание учеников в отдельные моменты урока, подчеркивая важность выполняемых действий
  9. устранять отрицательное отношение учеников к заданиям, возникшим вследствие неуверенности или боязни

  Подводя итог вышесказанному можно вывести заключение, что игровой и двигательные компоненты усиливают развитие психических процессов и свойств внимания. Его  формированию способствует повышение мотивации, заинтересованности детей.

Литература

1. Забельский С.Ю. Система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления. Инновации в подготовке специалистов по физической культуре и спорту: Программа курса. - Ставрополь: Сервисшкола, 2009. - 24с.

 2. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М.: Просвещение, 2007. - 287с.

 3. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры: 2-е изд. испр. и доп.- СПб: изд-во РГПУ им. А.П. Герцена, 2005. - 486с.

 4. Крюкова В.С. Книга учителя физической культуры. М: Мир, 2003 г.

 5. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 223 с.

 6. Козленко Н.П., Вильчковский Е.С., Цвек С.Ф. Теория и методика физического воспитания. – К., 2004. – 220 с.

 7. Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников. – Ростов н/Д, 2003. – 240 с.

8. Методика исследования в физической культуре. Под общей ред. Д.Д. Донского. М., ФиС,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Роль моделирования в процессе обучения решению физических задач.

В материале представлена методика решения задач по физике при помощи моделирования, примеры применения методики на конкретных задачах, приведены результаты опробирования методики в школе....

Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения физической культуре

Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения физической культуре...

РЕЧЬ УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

В статье представлены материалы по оптимизации учебного процесса по физической культуре, позволяющие более эффективно использовать учебное время для формирования двигательных навыков у школьников, а и...

Использование современных педагогических технологий в процессе обучения физической культуре.

Закон РФ "Об образовании" предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности,создание условий для ее самореализации.И сегодня создан инструмент,позволяющий решит...