Рабочая программа по дополнительному образованию спортивной подготовки. Вид спорта легкая атлетика.
рабочая программа по физкультуре по теме

Уманец Светлана Юрьевна

Рабочая программа по дополнительному образованию спортивной  подготовки. Вид спорта легкая атлетика.

Программа составлена в соответствии с примерной программой спортивной подготовки для детей детском - юношеской школы по легкой атлетике на основе авторов программы В.Г. Никитушкин, Н.Н.Чесноков, В. Г. Бауэр, В.Б. Зелеченок, легкая атлетика – ОАО « Издательство Советский спорт» 2005г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл legkaya_atletika.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮТЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 89 г. КРАСНОДАРА 

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

                                                                                                             УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                          решение педсовета

                                                                                                              протокол № 1

                                                                                                          от 30.08. 2013 года

                                                                                                         Председатель педсовета

                                                                                                             

                                                                                                                              С.Д.Овечкина

                                                                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дополнительному образованию спортивной  подготовки.

Вид спорта:              Легкая атлетика                               

Количество часов:      288  (3 часа в неделю)                                                                                      

Учитель:   Ловцова Светлана  Юрьевна

Программа составлена в соответствии с примерной программой спортивной подготовки для детей детском - юношеской школы по легкой атлетике на основе авторов программы В.Г. Никитушкин, Н.Н.Чесноков, В. Г. Бауэр, В.Б. Зелеченок, легкая атлетика – ОАО « Издательство Советский спорт» 2005г.

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с примерной программой спортивной подготовки для детей детском - юношеской школы по легкой атлетике на основе авторов программы В.Г. Никитушкин, Н.Н.Чесноков, В. Г. Бауэр, В.Б. Зелеченок, легкая атлетика – ОАО « Издательство Советский спорт» 2005г.

Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) по бегу на короткие дистанции составлена на основе действующей учебной программы, нормативных документов Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, обобщения передового опыта работы тренеров с юными легкоатлетами и других научных исследований.

В программе нашли отражение построение учебно-тренировочного процесса в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах, основные задачи на различных этапах годичного цикла тренировки, распределение объемов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок в недельных циклах, ранжирование соревнований по значимости и их календарный план. Особенностью планирования программного материала является сведение максимально возможных параметров нагрузок, средств, методов контроля в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки.

Основная цель многолетней подготовки юных спортсменов в ДЮСШ, СДЮШОР - воспитание спортсменов высокой квалификации, потенциального резерва сборных команд страны, субъектов федерации, ведомств, активных строителей и защитников нашей Родины.

В процессе многолетней спортивной подготовки должны решаться следующие задачи:

  1. Гармоничное физическое развитие юных спортсменов, разносторонняя подготовка, укрепление здоровья.
  2. Подготовка квалифицированных спортсменов, подготовка резервов для сборных команд РФ.
  3. Подготовка инструкторов-общественников и судей по легкой атлетике.
  4. Теоретическая подготовка с основами педагогики, биомеханики, биохимии, физиологии, лечебной физической культуры.

Важным условием выполнения поставленных задач является систематическое проведение практических и теоретических занятий, контрольных упражнений, восстановительных мероприятий, регулярное участие в соревнованиях.

Учебная программа рассчитана на шестилетний период обучения в спортивной школе, состоящий из двух лет обучения в группах начальной подготовки и из четырех лет - в учебно-тренировочных группах. Спортивно-оздоровительный этап предусматривает обучение детей в возрасте 9-17 лет.

Настоящая программа имеет ряд существенных особенностей и значительно отличается от предыдущей. Так, например, для учебно-тренировочных групп программный материал практических занятий представлен в форме тренировочных заданий, сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности на развитие отдельных физических качеств или комплекса качеств, на совершенствование спортивно-технического и тактического мастерства.

С учетом Нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность спортивных школ (1995), в учебную программу внесены изменения в такие разделы, как учебный план, план-схема годичного цикла, распределение программного материала в микроцикле по годам обучения. Разделы программы по психологической подготовке, восстановительным мероприятиям и медико-биологическому контролю содержат практические рекомендации.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Подготовка юных бегунов на короткие дистанции ставит перед тренером сложные задачи. Многолетний спортивный опыт свидетельствует о том, что среди физических качеств скоростные труднее всего поддаются развитию. Узкий круг применяемых специальных скоростных упражнений приводит сначала к быстрому росту спортивных результатов, а затем к стабилизации скоростных возможностей спортсмена.

Передовой спортивный опыт и научные исследования показывают, что для достижения гармоничного физического развития и избежание преждевременной стабилизации скоростных качеств необходимо использовать широкий комплекс средств и методов спортивной тренировки. Особое место в системе подготовки юного спринтера должны занять наряду со скоростными силовые и скоростно-силовые упражнения специального и общеразвивающего характера, а также скоростные упражнения в затрудненных и облегченных условиях.

Для юных спортсменов, занимающихся в группах начальной подготовки, основными задачами станут:

  1. укрепление здоровья;
  2. улучшение физического развития;
  3. овладение основами техники выполнения упражнений;
  4. разносторонняя физическая подготовленность;
  5. выявление задатков и способностей, привитие интереса к тренировочным занятиям;
  6. воспитание черт характера.

Для юных бегунов на короткие дистанции, занимающихся в учебно-тренировочных группах, основными задачами станут:

  1. дальнейшее укрепление здоровья;
  2. гармоничное физическое развитие;
  3. укрепление опорно-двигательного аппарата и сердечно - сосудистой системы.

Методическая часть программы включает учебный материал по основным видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле; рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок и планирование спортивных результатов по годам обучения; организацию и проведение педагогического и медико-биологического контроля; содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочных занятий.

В процессе многолетней тренировки чрезвычайно важна рациональная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок. Она строится на основе следующих методических положений:

  1. ориентация уровней нагрузок юных спортсменов на соответствующие показатели, достигнутые сильнейшими взрослыми спортсменами;
  2. увеличение темпов роста нагрузок от этапа начальной спортивной специализации на последующих этапах;
  3. соответствие уровня тренировочных и соревновательных нагрузок возрастным особенностям и уровню подготовленности юных спортсменов;
  4. учет закономерностей развития и взаимосвязи различных систем растущего организма юного спортсмена.

На этапе начальной подготовки основное внимание спортсмена и тренера нацелено на создание фундамента общей физической подготовки. Поэтому тренировочные занятия строятся с акцентом на развитие физических качеств, таких, как быстрота, гибкость, ловкость, скоростно-силовые качества, выносливость. Параллельно с этим проводится обучение основам техники видов легкой атлетики и других видов спорта. Соотношение ОФП и СФП находится в пределах 80-90/10-20% на первом году обучения и 80-85/15-20% - на втором.

На этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки в избранном виде спорта соотношение парциальных приемов тренировочной работы и акцент на преимущественном использовании тех или иных нагрузок находятся в прямой зависимости от факторов, определяющих общую и специальную подготовленность юных спортсменов. Общая физическая подготовка в первые два года обучения в учебно-тренировочных группах занимает 60-80% и направлена на развитие основных физических качеств и формирование разнообразных двигательных умений и навыков. В 3-й и 4-й годы обучения в учебно-тренировочных группах содержание ОФП в большей мере приближается по своему воздействию к избранному виду спорта и составляет 30^40%, в то же время происходит увеличение до 40-60% доли специальной физической подготовки которая направлена на развитие специальных физических качеств и совершенствование спортивной техники.

Наряду с общей специальной физической подготовкой учебный план для спортивных школ должен предусматривать и такие важные разделы, как теоретическая подготовка, контрольно-переводные испытания, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, восстановительные мероприятия, медицинское обследование.

Примерный учебный план по разделам подготовки рассчитан на 52 недели, в нем предусмотрено 46 учебных недель и 6 недель - спортивно-оздоровительный лагерь.

Наличие спортивно-оздоровительных групп - основная функция ДЮКФП, ДЮСШ и неспециализированных отделений СДЮШОР.

Численный состав занимающихся, объем учебно-тренировочной работы, норматив оплаты труда* тренера-преподавателя за работу в спортивно-оздоровительных группах устанавливаются администрацией спортшколы в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность спортивных школ.

Максимальный состав спортивно-оздоровительных групп не должен превышать двух минимальных с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.

Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах -6-17 лет в ранних видах спорта, 9-17 лет - в остальных.

 Отличие рабочей программы  на изучение курса  по легкой атлетики, отводиться  

288 часов (9 часа в неделю).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тренировочных занятий Вид спорта Легкая атлетика Группа СФП-1(6 часов)

Содержание занятий

Количество учебных часов по месяцам

Теоретическая подготовка

3

2

3

3

3

3

3

3

3

2

-

-

28

1.

Состояние и развитие легкой атлетики в России и мире

1

1

2

2.

Влияние физических упр.на организм юного спортсмена

1

1

2

3.

Воспитание морально-волевых качеств спортсмена

1

1

2

4.

Гигиенические требования к занимающимся спортом

1

1

2

5.

Основы физ. подготовки и развитие физ. качеств

1

1

1

3

6.

Основы тактической подготовки спортсмена

1

1

1

1

1

5

7.

Спортивные соревнования и их значение

1

1

1

1

1

5

8.

Правило игры

1

1

1

3

9.

Профилактика спортивного травматизма

1

1

1

1

4

Практическая подготовка

23

26

23

25

23

21

23

23

23

23

26

-

260

1.

Общая физическая подготовка

6

7

5

6

5

5

6

6

6

6

8

-

66

2.

Специальная физическая подготовка

6

6

6

6

6

5

6

6

5

6

8

-

66

3.

Техника подготовка

4

4

4

4

4

3

4

4

4

4

4

-

43

4.

Тактическая подготовка

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

-

22

5.

Игровая подготовка

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

-

32

6.

Контрольные и календарные игры

2

2

2

3

2

2

1

1

1

2

2

-

20

7.

Инструкторская и судейская практика

-

-

1

1

1

1

1

1

-

1

-

-

7

8.

Контрольные нормативы

-

2

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

4

Всего часов:

26

28

26

26

26

24

26

26

26

26

28

-

288

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

подготовки группы СФП№1 по легкой атлетике

Вид подготовки

Количество часов

Всего

В том числе

Теория

Практика

1.

Теоретическая подготовка

-состояния и развитие в России легкой атлетике

-влияние физ.упражнений на организм юного спортсмена

-воспитание морально-волевых качеств спортсмена

-гигиенические требования к занимающимся спортом

-основы физической подготовки и развитие физ. качеств

-основы тактической подготовки занимающихся

-спортивные соревнования и их значение

-правило игры

-профилактика спортивного травматизма

28

2

2

2

2

3

5

5

3

4

28

2

2

2

2

3

5

5

3

4

2.

Общая физическая подготовка

-упражнения для рук и плечевого пояса

-упражнения для мышц ног

-упражнения для мышц туловища

-упражнения для всех групп мышц

-упражнения для развития силы

-упражнения для развития быстроты

-упражнения для развития гибкости и координации

-упражнения для развития ловкости и подвижности

-упражнения для скоростно-силовых качеств

-упражнения для развития общей выносливости

66

4

4

5

5

8

8

8

8

8

8

66

4

4

5

5

8

8

8

8

8

8

3.

Специальная физическая подготовка

-упражнения для развития быстроты и стартовой выносливости

-совершенствования скоростных качеств, старт, финиш.

-развитие мышления, ловкости, резкости, подвижности

-упражнения для развития скоростно-силовой выносливости

66

16

16

17

17

66

16

16

17

17

4.

Техническая подготовка

-техника бега на короткие дистанции 30м,60м, 80м, 100м.

-техника прыжка в длину с места, с разбегу.

-техника метание

-техника прыжка в высоту

-техника эстафетного бега

-техника кроссовой подготовки

-техника бега на длинные дистанции 200м,400м,500м, 1000м.

43

43

5.

Тактическая подготовка

а)

-индивидуальные действия

-индивидуальные

-групповые действия;

-командные действия;

б)

-индивидуальные действия

-групповые действия

-командные действия.

22

3

3

2

4

2

2

3

3

22

3

3

2

4

2

2

3

3

6.

Игровая подготовка

32

32

7.

Контрольные и календарные игры

20

20

8.

Инструкторская и судейская практика

7

7

9.

Контрольные испытания

4

4

Всего часов:

288

28

260

Литература

  1. Алабин В.Г. Организационно- методические многолетней тренировки юных легкоатлетов Учебное пособие – Челябинск, 1977г.
  2. Вацула И. азбука тренировки легкоатлета – Минск 1986г.
  3. Легкая атлетика программа для детских юношеских спортивных школ. « Советский спорт 1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию спортивной подготовки. Вид спорта ОФП.

Рабочая программа по дополнительному образованию спортивной  подготовки. Вид спорта ОФП. Программа составлена в соответствии с методическим пособием представленным материалом по развитию...

Программа элективного курса «Основы избранного вида спорта (легкая атлетика)»

Программа курса обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса  подготовки юных легкоатлетов, преемственность в решении задач укрепления здоровья гармонического развития ю...

Программа дополнительного образования по физической культуре (легкая атлетика)

Программа по легкой атлетике. Программа нправленна на укрепление здоровья, совершенствование физических и моральн-волевых качеств....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») На...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общекультурное, общеи...

Рабочие программы по дополнительному образованию: легкая атлетика, мини-футбол, ОФП с элементами пауэрлифтинга

Рабочая программа доп образования для старшего и младьшего звена по легкой атлетикеРабочая программа доп образования для старшего и младшего звена по мини-футболуРабочая программа доп образования...