Круговая тренировка как средство развития физических качеств.
методическая разработка по физкультуре по теме

Применение круговой тренировки на уроках физической культуры по легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм (волейбол, баскетбол) для развития физических качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                              Мастер класс

                Москаева Раиса Григорьевна

Предмет:   ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Тема: использование метода круговой тренировки

            для развития двигательных качеств

Дата проведения:   12.01.2012 г.

Цель:  поделиться опытом работы по использованию

    круговой тренировки на уроках физической культуры.

Задачи:

  1. Показать применяемые комплексы упражнений  круговой        

тренировки по учебно-программному материалу.

  1. Формирование опыта профессионального мастерства по

развитию физических качеств и двигательных навыков.

  1. Воспитание физических качеств в комплексе с морально-волевой подготовкой.

Место занятий: спортзал МБОУ СОШ №1

Инвентарь: волейбольные мячи, гимнастические скамейки,

                      гимнастическая стенка, таблицы, карточки круговой    

                      тренировки

Время занятия:  40 минут

Участники:  учителя физической культуры школ города Волжского

                                             ХОД:

I Организационный этап:

Я рада, что вы пришли на мой мастер-класс, который посвящён

моему опыту работы по использованию круговой тренировки как одного из методов организации учебно-воспитательного процесса.

история + актуальность + организация.

Круговая тренировка получила широкое распространение и признание как у нас в стране, так и за рубежом. Первоначально она возникла в Англии, как новое организационная форма эффективного использования физических упражнений. Дальнейшее развитие круговая тренировка получила в трудах немецких специалистов по физической культуре. Они создали целостную организационно-методическую форму, включающую ряд частных методик применения физических упражнений. Основная цель круговой тренировки это эффективное развитие двигательных качеств. Такая цель предполагает комплексное развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости при строгой регламентации и индивидуальной дозировки, выполняемых упражнений. Исследования, рассматривающие эффективное применение круговой тренировки в учебном процессе остаются актуальными и сегодня. Это разработка таких вопросов, как выбор средств, форм и методов физического воспитания на различных этапах подготовки, повышения эффективности использования учебного времени, практическая разработка рекомендаций с целью внедрения их в учебный процесс.

  В своей работе я постаралась обобщить методику моделирования круговой тренировки на уроках физической культуры. Я предприняла попытку создать карточки-задания. Состоящие из двух частей – символического рисунка и текстового описания упражнения. Такие карточки-задания я применяю в круговой тренировке в дополнительных групповых и индивидуальных занятиях непосредственно на уроках физкультуры, так и на секционных занятиях. В своей школе этот метод организации физического воспитания я стала использовать из-за маленького спортивного зала (18х9х5) и большого наполнения учащихся в классах (25-30 человек), нехватки инвентаря.

     Организация метода.

- в спортзале оборудуются так называемые «станции», то есть, места для выполнения соответствующих двигательных действий;

- на каждой «станции» обучающимся даются определённые задания (упражнения), дозировка, методические указания по его выполнению;

- задания выполняются одновременно всеми учащимися.

Учащиеся путём перестроения делятся а отделения, в каждом отделении назначается старший отделения.

Применяя круговой метод на уроках физкультуры необходимо соблюдать правила:

- подбирать упражнения в соответствии с целями и задачами занятия;

- с учётом переноса двигательных качеств и навыков;

- выполнение всей упражнений необходимо строго регламентировать исходя из уровня подготовленности, возраста и пола обучающихся

Упражнения круговой тренировки приучают учащихся к самостоятельному мышлению, развитию физических способностей, вырабатывают алгоритмы двигательных действий близких по своей структуре к спортивной или профессиональной деятельности в комплексе с морально-волевой подготовкой.

Круговая тренировка на уроках физкультуры

  1.  Хорошо увязывается с программным материалом( по лёгкой атлетике, спортиграм и, особенно, гимнастике).
  2.  Способствует повышению не только плотности урока, но и положительно воздействует на организм в целом.
  3.  Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.

При разработке упражнений круговой тренировки по учебно-программному материалу необходимо:

 - определить конечные цели воспитания физических качеств, их развития на конкретном этапе обучения;  

 - провести анализ упражнений, установить их связь с учебным материалом, помня при этом о положительном и отрицательном переносе отдельных упражнений для того или иного навыка;

- комплекс упражнений должен вписываться в определённую часть урока с учётом степени физической подготовленности;

 - определить объем работы и отдыха на «станциях»  при выполнении упражнений с учётом возрастных и половых различий;

- создать станционные плакаты и определить способ их размещения;

При программировании комплекса упражнений, направленных на развитие двигательных качеств, необходимо учитывать, что организм подростка хорошо приспосабливается к скоростным напряжениям и значительно – хуже переносит нагрузки, требующие проявления выносливости и силы. Для развития выносливости и силы в юношеском возрасте хороших результатов можно ожидать от чередования станций, направленных на развитие силовой выносливости со станциями, развивающими ловкость, быстроту, гибкость.

     II Основной этап:

Презентация педагогического опыта  

Показ комплекса упражнений круговой тренировки для уроков волейбола.

Станция №1  И. п.  – присед. Прыжки с продвижением вперёд.

Станция №2  Метание теннисного меча в баскетбольный щит.

Станция №3 Верхняя передача двумя руками над собой на месте.

Станций №4  И. п. – о. с.  ноги врозь

                          1.- упор согнувшись        

                          2. – упор лёжа

                          3. –  упор согнувшись

                          4. – и.п.

Станция №5. Темповые прыжки на гимнастическуь скамейку и со скамейки.

Станция №6 И.п. – руки за головой, ноги согнуты.

  1. - сед
  2. – перекат на спину
  3. – 4. И.п.

Станция №7 И.п.- стоя спиной к гимнастической стенке, взявшись

                      руками  за рейку на уровне плеч

                      1.-3.-выпад вперёд с отведением рук вверх-назад

                      4. – И.п.

Станция №8 Нижняя передача двумя руками от стены

Станция №9 И.П.- упор на пальцах о стену.

                      1.-3 – отталкивание от стены,

                      2-4 –И.п.

 Стация № 10 Нападающий удар по подвешенному мячу

Станция № 11. Верхняя прямая подача мяча в стену.

После объяснения и показа каждого упражнения предложить присутствующим выполнить его.

  III Заключительный этап:

Обучающиеся нашей школы показывают высокие результаты на соревнованиях раздичного уровня.

Демонстрация кубков и грамот.

Рефлексия.

Вручение комплексов упражнений круговой тренировки по учебно-программному материалу.

Этапы

Содержание этапа

Доз-ка

Органи-

зационно-методи-

ческие указания

1. Организа-

ционо-подготови-тельный этап




































2. Основной этап
























































































































3. Заключитель-ный этап

Организационно-подготовительный этап


Цель:

Объяснить методические основы применения круговой  тренировки Задачи:

  1. Общие представления  о комплексах упражнений круговой тренировки учебно-программного материала;
  2. Описание организации метода, условия и правила применения;
  3. Программирование комплекса упражнений круговой тренировки для уроков физкультуры
  1. История возникновения метода круговой тренировки – как метода организации учебной деятельности и метода воспитания двигательных качеств;
  2. Организация метода, правила и условия его применения
  3. Программирование комплекса упражнений круговой тренировки для уроков по волейболу


Основной этап

Цель: практическое объяснение комплекса упражнений круговой тренировки для уроков волейбола.

Задачи:

  1. Показать упражнения комплекса круговой тренировки для уроков по волейболу;
  2. Обучить упражнениям комплекса круговой тренировки для уроков по волейболу;
  3. Развивать двигательные качества присутствующих;
  1. Показ упражнений комплекса, сопровождая объяснением. Последовательность.

Станция №1

И.п. – присед.

Прыжки в приседе с продвижением вперёд, левым, правым боком, спиной вперёд.

(развитие прыгучести)

Станция №2

Метание теннисного мяча в баскетбольный щит

(правильное движение кисти в нападающем ударе)

Станция №3

Передача меча сверху двумя руками над собой на месте (набивной мяч)

(для укрепления мышц кистей)

Станция №4

И.п. –о.с., ноги врось

1-4 – упор лёжа

5-8 –и.п.

(укрепление мышц плечевого пояса)


Станция №5

Темповые прыжки на гимнастическую скамейку и со скамейки.

(подводящие упражнения для выполнения нападающего удара в прыжке)

Станция №6

И.п. – руки за головой ноги согнуты

1 – сед,

2 – перекат на спину

3-4 –и.п.

(подводящее упражнение для приёма мяча в падении)

      Станция №7

     И.п. – стоя спиной к      

     гимнастической

    стенке, взявшись руками

    за рейку

    1-3 – выпад вперёд с

    отведением рук вверх

   назад

   4 – и.п.

(растяжение мышц плечевого пояса)

      Станция №8

Передача мяча двумя руками снизу от стены

(закрепление навыка)  

     Станция №9

     И.п. – упор о стену на    

     пальцах

     1-3 – отталкивание от  

      стены

      2- 4 - и.п.

(укрепление мышц кистей и пальцев рук)

       Станция №10

     Нападающий удар по

      подвешенному мячу с

      шага разбега

(подводящее упражнение для обучения нападающему удару)

      Станция №11

       Верхняя прямая подача

       мяча в стену расстояния

       3, 6 м

(подводящее упражнение для обучения подачи мяча)


После объяснения и показа  станционных упражнений предложить присутствующим повторить упражнения


  1. Некоторые особенности при обучении техническим приёмам в волейболе
  2. Положительный эффект использования круговой треировки на качество физической подготовки обучающихся для овладения техникой игры в волейбол.


Заключительный этап

Цель:  демонстрация

            достижений

            обучающихся нашей

            школы

  Задачи:

  1. Познакомить присутствующих с практическими результатами применения упражнений комплекса круговой тренировки по учебно—программному материалу.
  2. Обобщение и рекомендации педагогического опыта

12 мин





















3 мин







5 мин


4 мин





23 мин

















11 мин



1 мин






1 мин






1 мин





1 мин






1 мин







1 мин







1 мин










1 мин



1 мин







1 мин






1 мин






12 мин

















5 мин



















 






















Краткая информационная справка

Заданная программа, исходная информация, физическая подготовленность обучающихся, цели и задачи, варианты нагрузки на станции, программируемый результат


























Руки на коленях







“Закрыть”  кисть







Следить за стойкой волейболиста  





Ходьба на руках через упор согнувшись перейти в упор лёжа. Ноги не сгибать.



Разбег – прыжок вверх. Упражнение можно  делать с поворотом 180 градусов







спина круглая









спину прогнуть, руки отвести






Передача мяча на уровне головы, движение начинать с ног



1 м от стенки






Отталкивание вверх двумя ногами






С последующей ловлей и повторением











Выработана индивидуальная методика последовательности обучения передачи мяча сверху, приёму снизу










Учащиеся нашей школы в течение последних 20 лет являются призёрами соревнований по волейболу




Выступление присутствующих

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер - класс Использование круговой тренировки в развитии физических качеств и двигательных навыков учителя физической культуры соискателя высшей квалификационной категории Москаевой Раисы Григорьевны Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 имени Ф.Г. Логинова г. Волжского Волгоградской области

Слайд 2

Содержание Методы учебно-воспитательного процесса Методы воспитания двигательных качеств Метод круговой тренировки

Слайд 3

Методы учебно-воспитательного процесса

Слайд 4

Методы воспитания двигательных качеств

Слайд 5

Групповой метод организации деятельности состоит в том, что учащиеся распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. На каждое упражнение дается определенное количество времени, после которого группы меняются местами.

Слайд 6

Метод круговой тренировки Организация метода: в спортивном зале оборудуются станции (места для выполнения соответствующих двигательных действий); на каждой станции обучающимся даются определенные задания (упражнение, дозировка, методические указания по его выполнению); в основном, задания выполняются одновременно всеми обучающимися, но, в зависимости от задач урока, задания могут выполняться поточно или попеременно.

Слайд 7

Метод круговой тренировки Из истории метода: Создан в Англии, как новая форма эффективного использования физических упражнений. Дальнейшее развитие получил в ГДР, где была создана целостная организационно-методическая форма, включающая ряд частных методик применения физических упражнений. Основная цель – эффективное развитие двигательных качеств, отработка до автоматизма двигательных навыков.

Слайд 8

Метод круговой тренировки Правила применения метода: подбирать упражнения в соответствии с целями и задачами занятия; подбирать упражнения с учетом переноса двигательных качеств и навыков; выполнение всех упражнений необходимо строго регламентировать исходя из уровня подготовленности обучающихся.

Слайд 9

Метод круговой тренировки Круговая тренировка приучает обучающихся к самостоятельному мышлению, развитию физических способностей, вырабатывает алгоритмы двигательных действий, близких по своей структуре к спортивной или иной деятельности.

Слайд 11

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Создает модель общей или специальной физической подготовки обучающихся. Дает задание на урок (комплекс упражнений на станциях круговой тренировки). Знакомит с организационной формой занятий и программой действий. Управляет учебным процессом и контролирует учащихся, исправляет их ошибки. УЧЕНИКИ Знакомятся с организационной формой занятия. Изучают задания на станционных плакатах и способ их выполнения. Выполняют действия по заданной программе в указанном интервале времени. Ведут устный или письменный учет выполненной работы. Контролируют приспособление организма к нагрузке путем измерения пульса. Внутренняя среда Внешняя среда Действия ученика Действия ученика Реакция внутренней среды Реакция внешней среды Модель взаимосвязи между преподавателем и обучающимися

Слайд 12

Круговая тренировка на уроках физического воспитания хорошо увязывается с программным материалом по легкой атлетике, спортивным играм и особенно гимнастике , способствует повышению не только плотности урока, но и положительно воздействует на организм в целом. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку. Метод круговой тренировки

Слайд 13

При разработке упражнений по учебно-программному материалу для круговой тренировки необходимо: определить конечные цели воспитания физических качеств, их развитие на конкретном этапе обучения; провести анализ упражнений, установить связь их с учебным материалом, помня при этом о положительном и отрицательном переносе отдельных упражнений для того или иного навыка или умения; комплекс упражнений должен вписываться в определенную часть урока с учетом степени физической подготовленности обучающихся; определить объем работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учетом возрастных и половых различий; создать станционные плакаты и определить способ их размещения. Метод круговой тренировки

Слайд 15

Комплекс упражнений по волейболу

Слайд 16

Комплекс упражнений по баскетболу

Слайд 17

Комплекс упражнений легкой атлетике



Предварительный просмотр:

Статья: «Круговая тренировка как средство развития физических качеств»

Автор:

Москаева Раиса Григорьевна, учитель физической культуры МБОУ СОШ № 1 г. Волжского Волгоградской области,

Круговая тренировка получила широкое распространение и признание как у нас в стране, так и за рубежом. Первоначально она возникла в Англии, как новое организационная форма эффективного использования физических упражнений. Дальнейшее развитие круговая тренировка получила в трудах немецких специалистов по физической культуре. Они создали целостную организационно-методическую форму, включающую ряд частных методик применения физических упражнений. Основная цель круговой тренировки это эффективное развитие двигательных качеств. Такая цель предполагает комплексное развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости при строгой регламентации и индивидуальной дозировки, выполняемых упражнений. Исследования, рассматривающие эффективное применение круговой тренировки в учебном процессе остаются актуальными и сегодня. Это разработка таких вопросов, как выбор средств, форм и методов физического воспитания на различных этапах подготовки, повышения эффективности использования учебного времени, практическая разработка рекомендаций с целью внедрения их в учебный процесс.

Круговая тренировка возможна при наличии определенного места ее проведения, инвентаря, станционных плакатов. Учащиеся предварительно должны быть подготовлены и ознакомлены с организационной формой проведения занятий. Причем на протяжении учебного процесса сохраняется связь прямая и обратная между учеником и учителем.

Таким образом на уроке физической культуры круговая форма занятий позволяет большему числу учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, использовать максимальное количество инвентаря и оборудования.

Время, планируемое на проведение круговой тренировки, будет зависеть от задач, которые необходимо решить в процессе общей и специальной подготовки и количества станций.

В зависимости от поставленных задач круговая тренировка может планироваться учителем в начале или в конце основной части урока. Это зависит от контингента учащихся, от года обучения, от физической подготовленности. Применение круговой тренировки в начале основной части урока связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнить работу в большем объеме. В конце основной части урока комплексы круговой тренировки применяются для сохранения и закрепления достигнутого уровня физического развития, а так же совершенствования пройденного учебного материала.

Круговая тренировка на уроках физической культуры хорошо увязывается с программным материалом по легкой атлетике, спортивным играм и особенно по гимнастике, способствует повышению плотности урока и положительно воздействует на организм, так как в кратчайшие сроки позволяет  развивать общую и специальную физическую подготовку.

Модель обучения при применении круговой тренировки

Заданная программа

Исходная информация

Цели и задачи круговой тренировки

Программируемый результат

Физическое развитие учащихся

Варианты нагрузки и ее увеличение на станции

Улучшение физического развития

Физическая подготовленность учащихся

Этапы применения и совершенствования круговой тренировки на уроках

Повышение физической подготовленности и выполнение учебных нормативов

Морально-волевая подготовленность учащихся

Индивидуальная тренировка

Освоение учебного материала

Воспитание воли для преодоления трудностей при выполнении упражнений

  В своей работе я постаралась обобщить методику моделирования круговой тренировки на уроках физической культуры. Я предприняла попытку создать карточки-задания. Состоящие из двух частей – символического рисунка и текстового описания упражнения. Такие карточки-задания я применяю в круговой тренировке в дополнительных групповых и индивидуальных занятиях непосредственно на уроках физкультуры, так и на секционных занятиях. В своей школе этот метод организации физического воспитания я стала использовать из-за маленького спортивного зала (18х9х5) и большого наполнения учащихся в классах (25-30 человек), нехватки инвентаря.

     Организация метода.

- в спортзале оборудуются так называемые «станции», то есть, места для выполнения соответствующих двигательных действий;

- на каждой «станции» обучающимся даются определённые задания (упражнения), дозировка, методические указания по его выполнению;

- задания выполняются одновременно всеми учащимися.

Учащиеся путём перестроения делятся а отделения, в каждом отделении назначается старший отделения.

Применяя круговой метод на уроках физкультуры необходимо соблюдать правила:

- подбирать упражнения в соответствии с целями и задачами занятия;

- с учётом переноса двигательных качеств и навыков;

- выполнение всей упражнений необходимо строго регламентировать исходя из уровня подготовленности, возраста и пола обучающихся

Упражнения круговой тренировки приучают учащихся к самостоятельному мышлению, развитию физических способностей, вырабатывают алгоритмы двигательных действий близких по своей структуре к спортивной или профессиональной деятельности в комплексе с морально-волевой подготовкой.

Круговая тренировка на уроках физкультуры

  1.  Хорошо увязывается с программным материалом( по лёгкой атлетике, спортиграм и, особенно, гимнастике).
  2.  Способствует повышению не только плотности урока, но и положительно воздействует на организм в целом.
  3.  Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.

При разработке упражнений круговой тренировки по учебно-программному материалу необходимо:

 - определить конечные цели воспитания физических качеств, их развития на конкретном этапе обучения;  

 - провести анализ упражнений, установить их связь с учебным материалом, помня при этом о положительном и отрицательном переносе отдельных упражнений для того или иного навыка;

- комплекс упражнений должен вписываться в определённую часть урока с учётом степени физической подготовленности;

 - определить объем работы и отдыха на «станциях»  при выполнении упражнений с учётом возрастных и половых различий;

- создать станционные плакаты и определить способ их размещения;

При программировании комплекса упражнений, направленных на развитие двигательных качеств, необходимо учитывать, что организм подростка хорошо приспосабливается к скоростным напряжениям и значительно – хуже переносит нагрузки, требующие проявления выносливости и силы. Для развития выносливости и силы в юношеском возрасте хороших результатов можно ожидать от чередования станций, направленных на развитие силовой выносливости со станциями, развивающими ловкость, быстроту, гибкость.

Хочу поделиться некоторыми данными об эффективности круговой тренировки используемой в учебном процессе на уроках физической культуры в нашей школе.

Исследование применения круговой тренировки

Настоящее исследование является работой по обоснованию использования круговой  тренировки в учебном процессе по физическому воспитанию. На основании проведенных исследований разработана программа развития  двигательных качеств  в круговой тренировке с систематизацией физических упражнений по педагогическому принципу:

- проведена модель станционного задания;

- систематизирован подбор физических упражнений в  комплексы круговой тренировки для общей, специальной физической подготовки;

- определены место и объем (минимальный) эффективного использования круговой  тренировки в учебном процессе по физической культуре;

Чтобы определить какое влияние оказывает круговая тренировка на физическое развитие и физическую подготовленность учащихся проводился педагогический эксперимент.

В опытных классах применялась круговая тренировка для родготовки к соревнованиям «Президентские состязания», а в контрольных обучение велось обычным способом.

Первый этап применения круговой тренировки на занятиях по гимнастике на первом году обучения.

Второй этап проходил на втором году обучения в классах, которые победили в школьном этапе соревнований президентских спортивных состязаний, т.е. после контрольных испытаний по легкой атлетике.

Круговая тренировка включена по темам программного материала (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры).

Третий этап педагогического эксперимента проходил на протяжении трехлетнего обучения, т.е. комплексы круговой тренировки включены во все темы программы по физической культуре (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры).

Целью исследования использования круговой тренировки были результаты ее использования в учебном процессе по физическому воспитанию в течении трех лет. Необходимо отметить, что непрерывное применение круговой тренировки на протяжении всего года снижает интерес учащихся к ней. Поэтому в нашем эксперименте нас интересовал минимальный объем использования круговой тренировки, который приводит к изменению физической подготовленности учащихся

В результате анализа применения круговой тренировки (контрольные испытания проводились  начале и в конце учебного года) на протяжении нескольких лет мы сделали вывод:

1. Использование круговой тренировки на уроках физической культуры влияет на физическое развитие и физическую подготовку учащихся (показатели  в экспериментальных  классах выше, чем в контрольных);

2. Увеличение нагрузки и нормирование упражнений комплекса круговой тренировки способствует увеличению физической подготовленности учащихся;

3. Предлагаемые комплексы круговой тренировки, используемые в течении года влияют на любые методы развития физических качеств, даже такой, каким является круговая тренировка, не может заменить других методик. Разнообразие применения методических  приемов на практике - неприменное условие педагогического мастерства.

Результаты применения круговой тренировки:

  1. Протоколы соревнований (в приложении);
  2. Занятые призовые места в течение нескольких лет подряд:

2008 г. – 1 место (10а класс) в городских соревнованиях, 3 место в областных соревнованиях;

2009 г. – 2 место в городских соревнованиях; 3 место в областных соревнованиях;

2010 г. – 1 место в городских соревнованиях, 3 место в областных соревнованиях;

2011 г. – 3 место в президентских спортивных  играх;

2012 г. – 1 место в президентских спортивных состязаниях, 3 место в президентских спортивных играх.

  1. Круговая тренировка по темам программы (в приложении).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ

Презентация к выступлению по теме "КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ"...

Тема самообразования: «Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры»

Тема самообразования: «Подвижные игры как средство развития  физических качеств на уроках физической культуры»...