Главные вкладки

    Авторская педагогическая разработка «Образовательная программа комбинаторного типа по патриотическому воспитанию «Юный спасатель» (срок реализации 2 года) (утверждена районным экспертным советом по инновационной деятельности от 15 ноября 2011 года)
    рабочая программа по физкультуре (9 класс) по теме

    Леонтьева Светлана Александровна

    Содержание «Образовательной программы комбинаторного типа по  патриотическому воспитанию «Юный спасатель» имеет физкультурно-спортивную, туристскую направленность,  рассчитана на два года обучения, для детей среднего и старшего школьного возраста. В основу  входят разделы по  работе в аварийно-спасательной службе (МЧС), пожарно-прикладном спорте, поисково-спасательной работе, общей физической подготовки и туристической подготовки.

     Одним из направлений образовательной программы «Юный спасатель» являются подготовка обучающихся к соревнованиям разного уровня: районные соревнования по туристскому многоборью, спортивному ориентированию, областные сборы «Юный спасатель»,  военно-спортивный праздник «Молодецкие забавы», районная и областная оборонно-спортивная игра «Первый герой», областная военно-спортивная игра «Орлёнок» «Школа безопасности» при участии МЧС России, участие в соревнованиях по туристскому многоборью в закрытых помещениях и другое.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Программа "Юный спасатель"166 КБ

    Предварительный просмотр:

    Российская Федерация

    Иркутская область

    Шелеховский район

    Администрация Шелеховского муниципального района

    Управление образования, молодежной политики и спорта

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

     Дополнительного образования детей  


    «Станция юных техников»


    Авторская педагогическая разработка

    «Образовательная программа комбинаторного типа  

    по  патриотическому воспитанию «Юный спасатель»

    (срок  реализации 2 года)

    Автор:

    Леонтьева

    Светлана Александровна,

    учитель физической культуры

    высшей квалификационной категории

    педагог дополнительного образования

    МОУ ДОД «СЮТ»

            Шелехов 2011

    Пояснительная записка

    Современного человека подстерегают опасности в квартире и на улицах города, знаете, что надо делать, если потерялись в лесу, умеете разводить костер и оборудовать временное жилище, добывать пищу и оказывать первую помощь себе и своим товарищам. Такие ситуации, в которых существует угроза только вашей безопасности или жизни, называются опасными.  

    Но бывают ситуации, когда на той или иной территории в результате стихийного бедствия либо производственной аварии наносится значительный материальный ущерб экономике и окружающей природе, имеются человеческие жертвы, а многие люди теряют своё здоровье. Другими словами нарушается нормальная жизнедеятельность человека, причём устранение последствий таких ситуаций требует усилий многих людей. Как правило, стихийные бедствия, производственные аварии и катастрофы возникают неожиданно для человека. Их называют чрезвычайными ситуациями (ЧС).

    Человек не может устоять перед силами природы. Стихийные проявления их вызывают катастрофы, разрушения, гибель многих людей. Можно, конечно, избегать места, где проявляются такие явления, но в настоящее время это уже не реально. Поэтому необходимо знать о возможных стихийных явлениях себя вести, учитывать их особенности и правильно, чтобы не попасть в беду.

    Цель данной образовательной  программы: содействовать разностороннему и гармоничному физическому развитию подростков, обеспечить сохранность и укрепление их здоровья, расширить двигательный опыт и знания по оказанию первой доврачебной помощи, научить правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях.

     Задачи:

    1. Сформировать положительную мотивацию обучающихся к занятиям физической культурой,  спортом  и туризмом.
    2. Активизировать поисково-спасательную, туристическую деятельность обучающихся через учебные занятия, соревнования, учебно-тренировочные сборы, походы.
    3. Пропагандировать здоровый образ жизни.
    4. Совершенствовать двигательные умения и навыки прикладного характера, развить  двигательные  качества на основе общей физической подготовленности.

    Содержание «Образовательной программы комбинаторного типа по  патриотическому воспитанию «Юный спасатель» имеет физкультурно-спортивную, туристскую направленность,  рассчитана на два года обучения, для детей среднего и старшего школьного возраста. В основу  входят разделы по  работе в аварийно-спасательной службе (МЧС), пожарно-прикладном спорте, поисково-спасательной работе, общей физической подготовки и туристической подготовки.

     Одним из направлений образовательной программы «Юный спасатель» являются подготовка обучающихся к соревнованиям разного уровня: районные соревнования по туристскому многоборью, спортивному ориентированию, областные сборы «Юный спасатель»,  военно-спортивный праздник «Молодецкие забавы», районная и областная оборонно-спортивная игра «Первый герой», областная военно-спортивная игра «Орлёнок» «Школа безопасности» при участии МЧС России, участие в соревнованиях по туристскому многоборью в закрытых помещениях и другое.

             Новизна данной образовательной программы в том, что она комбинирована. В подростковом возрасте   усиливается значимость обучения детей   знаниям по физической культуре, форма передачи которых на уроках, занятиях, тренировках  зависит от содержания самих занятий, этапа обучения, условий их проведения и других факторов. Наиболее  целесообразно сообщение знаний увязывать с освоением и совершенствованием  конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей, формированием умений самостоятельно  тренироваться  и осуществлять физкультурно-оздоровительную  и спортивную деятельность. Усилению мотивации на занятиях способствует привлечение  подростков к судейству, руководству командой или группой, подготовке организации занятий,  демонстрации упражнений. Интерес к занятиям  в объединении «Юный спасатель» обеспечивается применением методов и форм  разнообразной физкультурно-спортивной направленности:  круговая тренировка, поход выходного дня на лыжах,  контрольно-туристический маршрут (КТМ), поисково-спасательные работы во время похода,  занятия на скалодроме и спасательные работы в бассейне.

    Данная  комплексная образовательная программа  написана на основе  программ:

    - программа дополнительного образования «Спортивный туризм: туристское многоборье» 2006г., автор Д.В. Смирнов. Программа утверждена научно-методическим советом Российской международной академии туризма и рекомендована Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту в качестве типовой программы туристско-спортивной направленности для учреждений дополнительного образования детей и подростков;

    - комплексная программа физического воспитания   учащихся 1-11 классов, 2008 года. Авторы: доктор педагогических наук   Лях В.И., кандидат педагогических наук Зданевич А.А. Программа утверждена  Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования   Министерства  образования Российской Федерации и создана для работы с обучающимися общеобразовательных учреждений.

    - Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года №422

    Представленная образовательная программа предназначена как для педагогов дополнительного образования общеобразовательных учреждений, так и педагогов дополнительного образования дополнительного образования,   имеющих физкультурное образование и определённую туристско-спортивную подготовку.

    Образовательная программа  комбинаторного типа по  патриотическому воспитанию «Юный спасатель» содержит следующие компоненты: титульный лист,  пояснительную  записку, описание разделов программы, учебно-тематический план, критерии оценки освоения программы обучающимися, список литературы для педагогов и обучающихся.

    В раздел «Общая физическая подготовка» включены физические упражнения, которые позволяют воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата  ребенка. Упражнения общеразвивающего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм детей, но и на определенные ослабленные группы мышц:

    1. обеспечить «начальную школу движений», т.е. научить управлять относительно простыми движениями в основных звеньях двигательного аппарата, создав тем самым исходную базу для  более сложных форм двигательной деятельности;
    2. обучить детей действиям, которые будут использоваться как «подводящие» упражнения, либо как средства избирательного воздействия на развитие отдельных физических качеств, способностей;
    3. сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные двигательные умения и навыки обучающихся, необходимые в повседневной трудовой, спортивной и другой сфере деятельности.

    Раздел «Специальная физическая подготовка» преследует овладение умениями и навыками  прикладного характера. При проведении занятий по специальной  физической подготовке особое внимание уделено соблюдению технике безопасности и охране  здоровья школьников (разрешение врача, выбор места занятий, форма одежды, обувь, двигательная нагрузка)

    Раздел «Основы туристической подготовки» предусматривает приобретение обучающимися знаний о технике и тактике туристского многоборья, ориентировании на местности, оказании первой доврачебной помощи, получение спортивных разрядов. Решение воспитательных и оздоровительных задач является обязательным компонентом каждой темы.

         Большая часть программы отведена практическим занятиям. Их можно проводить как на местности, так и в спортивном зале с использованием искусственного рельефа имитирующего скальный участок, в зависимости от темы и времени года.

     

    Критерии  оценки освоения программы обучающимися

            

    Освоив программу, обучающиеся будут знать и уметь на первом году обучения:

    1. влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни;
    2. формы занятий физической культурой, их целевое назначение и особенности проведения;
    3. требования безопасности на занятиях физической культурой;
    4. способы контроля и оценки индивидуального физического развития.
    5. знать виды экстремальных ситуаций, их особенности  

    Освоив программу, обучающиеся будут знать на втором году обучения и смогут применять на практике:

    1. планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной направленности и технико-тактические действия в избранном виде спорта;
    2. выполнять индивидуально подобранные комплексы, комплексы упражнений специальной физической – подготовки, выполнять приемы самостраховки и страховки;
    3. проводить контроль  за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
    4. осуществлять судейство в избранном виде спорта;
    5. проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, фрагменты уроков физической культуры (в роли помощника учителя);
    6. оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
    7. ориентироваться  на местности,  используя компас, часы, карту;
    8. осуществлять  обустройства туристического лагеря;
    9. организовывать переправы  через водные и сухие преграды.
    10. обладать специально развитыми качествами, повышающими способность к успешным действиям в специфичных экстремальных ситуациях, наиболее вероятных в жизни и деятельности;
    11. уметь выполнять особые действия, сообразные специфике конкретных экстремальных ситуаций;

    Демонстрировать:

    Уровень физической подготовленности обучающихся 11-15 лет

    Физические способности

    Контрольное упражнение  (тест)

    Возраст

    лет

    Уровень

    Мальчики

    Девочки

    Низкий

    Средний

    Высокий

    Низкий

    Средний

    Высокий

    Координационные

    Челночный бег 3х10 м, сек.

    11

    12

    13

    14

    15

    9,7

    9,3

    9,2

    9,0

    8,6

    9,3-8,8

    9,0-8,6

    9,0-8,6

    8,7-8,3

    8,4-8,0

    8,5

    8,3

    8,3

    8,0

    7,7

    10,1

    10,0

    10,0

    9,9

    9,7

    9,7

    9,6

    9,5

    9,4

    9,3

    8,9

    8,8

    8,7

    8,6

    8,5

    Скоростно-силовые

    Прыжки в длину с места, см.

    11

    12

    13

    14

    15

    140

    145

    150

    160

    175

    160-180

    165-180

    170-190

    180-195

    190-205

    195

    200

    205

    210

    220

    130

    135

    140

    145

    155

    150-175

    155-175

    160-180

    160-180

    165-185

    185

    190

    200

    200

    205

    Учебно-тематический план

    Первый  год обучения

     


    Наименование тем и разделов

    Количество часов

    всего часов

    теория

    практика

    1.

    Общая  и  специальная физическая подготовка

    1.1

    Общая физическая подготовка

    11

    -

    11

    1.2

    Специальная физическая подготовка

    12

    -

    12

      2.

    Юный спасатель

    2.1

    Работа в аварийно-спасательной службе

    40

    4

    22

    2.2

    Пожарно-прикладной спорт

    20

    2

    18

    2.3

    Поисково-спасательные работы

    35

    2

    47

    3.

    Основы туристической подготовки

    3.1

    Личное и групповое снаряжение

    4

    2

    2

    3.2

    Топография и ориентирование

    5

    1

    4

    3.3

    Основные приёмы страховки. Узлы.

    5

    2

    3

    3.4

    Отработка элементов техники пешеходного туризма

    12

    2

    10

    Итого:

    26

    7

    19

    Всего:

    144

    15

    129

    Содержание программы

    по общей и специальной физической подготовке.

    Первый год обучения

    № п-п

    Наименование тем и разделов

    Количество часов

    1.

    Общая физическая подготовка

    1.1

    Упражнения для рук и плечевого пояса



    11 часов

    1.2

    Упражнения для мышц шеи

    1.3

    Упражнения для туловища, для ног, спец. беговые упражнения

    1.4

    Упражнения с сопротивлением,

    1.5

    Упражнения со скакалкой, гантелями,  спец. прыжковые упражнения.

    2.

    Специальная физическая подготовка

    2.1

    Упражнения  на развитие выносливости





    12 часов

    2.2

    Упражнения  на развитие быстроты,

    2.3

    Упражнения  на развитие скоростно-силовых качеств,

    2.4

    Упражнения  на растягивание и расслабление мышц

    2.5

    Овладение навыками плавания  

    2.6

    Спасание утопающего  вплавь

    2.7

    Бросание спасательного круга  в зону  утопающего

    Учебно-тематический план

    Второй  год обучения


    Наименование тем и разделов

    Количество часов

    всего часов

    теория

    практика

    1.

    Общая  и  специальная физическая подготовка

    1.1

    Общая физическая подготовка

    20

    0

    20

    1.2

    Специальная физическая подготовка

    Плавание

    24

    0

    24

      2.

    Юный спасатель

    2.1

    Работа в аварийно-спасательной службе

    36

    4

    32

    2.2

    Пожарно-прикладной спорт

    30

    2

    28

    2.3

    Поисково-спасательные работы

    54

    4

    50

    3.

    Основы туристической подготовки

    3.1

    Личное и групповое снаряжение

    4

    2

    2

    3.2

    Топография и ориентирование

    10

    1

    9

    3.3

    Основные приёмы страховки. Узлы.

    10

    2

    8

    3.4

    Отработка элементов техники пешеходного туризма

    28

    2

    26

    Итого:

    216

    17

    199

    Содержание программы

    по общей и специальной физической подготовке.

    Второй  год обучения

    № п-п

    Наименование тем и разделов

    Количество часов

    1.

    Общая физическая подготовка

    1.1

    Упражнения для рук и плечевого пояса



    20 часов

    1.2

    Упражнения для мышц шеи

    1.3

    Упражнения для туловища, для ног, спец. беговые упражнения

    1.4

    Упражнения с сопротивлением,

    1.5

    Упражнения со скакалкой, гантелями,  спец. прыжковые упражнения.

    2.

    Специальная физическая подготовка

    2.1

    Упражнения  на развитие выносливости





    24 часов

    2.2

    Упражнения  на развитие быстроты,

    2.3

    Упражнения  на развитие скоростно-силовых качеств,

    2.4

    Упражнения  на растягивание и расслабление мышц

    2.5

    Овладение навыками плавания  

    2.6

    Спасание утопающего  вплавь

    2.7

    Бросание спасательного круга  в зону  утопающего


    п-п

    Наименование тем и разделов

    Количество часов

    1.

    Работа в аварийно-спасательной службе

    1.1

    Работа на ДТП.



    40 часов

    1.2

    Резка элементов металлоконструкций при помощи гидравлического АСИ.

    1.3

    Поиск пострадавшего, деблокировка из завала и транспортировка его по сложному рельефу.

    1.4

    Подъём пострадавшего из колодца, спуск его по троллею.

    2.

    Пожарно-прикладной спорт

    2.1

    Вязка самоспасательных узлов и  двойной спасательной петли с надеванием её на «спасаемого».


          20 часов

    2.2

    Надевание боевой одежды и снаряжения пожарного.

    2.3

    Прокладка рукавных линий и работа со стволами.

    3

    Поисково-спасательные работы


          35 часов

    3.1

    Поиск чёрного ящика и пострадавшего с помощью PIPS и приборов тока.

    3.2

    Ликвидация утечки газа.

    3.3

    Поиск, вязка носилок и транспортировка пострадавшего из разрушенного здания.

    Содержание программы «Юный спасатель» первый год  обучения

    Содержание программы «Юный спасатель» второй год  обучения

    № п-п

    Наименование тем и разделов

    1.

    Работа в аварийно-спасательной службе

    36 часов

    1.1

    Оказание ПМП

    1.2

    Работа на ДТП.

    1.3

    Резка элементов металлоконструкций при помощи гидравлического АСИ.

    1.4

    Поиск пострадавшего, деблокировка из завала и транспортировка его по сложному рельефу.

    1.5

    Подъём пострадавшего из колодца, спуск его по троллею.

    2.

    Пожарно-прикладной спорт

    28 часов

    2.1

    Вязка самоспасательных узлов  и  двойной спасательной петли с надеванием её на «спасаемого».

    2.2

    Надевание боевой одежды и снаряжения пожарного.

    2.3

    Прокладка рукавных линий и работа со стволами.

    3

    Поисково-спасательные работы

    50 часов

    3.1

    Поиск чёрного ящика и пострадавшего с помощью PIPS и приборов тока.

    3.2

    Ликвидация утечки газа.

    3.3

    Поиск, вязка носилок и транспортировка пострадавшего из разрушенного здания.

    3.4

    Поисково-спасательный маршрут (походы)

    Методическое обеспечение программы

    Подготовка юного спасателя осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на  достижение оптимального уровня физического развития и высоких спортивных результатов обучающимися.

    Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.

    Общепедагогические или дидактические  методы включают метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств.

    Спортивные методы включают: метод  непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса; метод  максимальности и постепенности повышения требований.

    Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по   отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося.  Особо внимательно выявлять индивидуальные особенности обучающихся  необходимо при обучении технико-тактической подготовки  юного спасателя, предъявляя при этом одинаковые требования.

    В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно общую физическую подготовку, также специальную физическую подготовку. На занятии может быть осуществлена работа по технической, тактической и морально-волевой подготовке юных спасателей.

    Разносторонняя  физическая подготовка проводится на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. Все упражнения делятся на общеразвивающие, подготовительные, подводящие и основные. Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а подводящие и основные  - на формирование технических навыков и тактических умений.

    В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале технический прием изучают в целом, затем переходят к составным частям и, в заключение, снова возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования техники происходит формирование тактических умений.

    Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с задачами каждого тренировочного занятия, в соответствии с этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования.         

    ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ  ПЕДАГОГА

    1. Балабанов И.В. Узлы. – М.: 2003г.

    1. Воронов Ю.С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков: Учеб. пособие. – М.: ФСО РФ, 1998г.

    1. Головачев М.В., Мухамадиев Н.Ф. Школа выживания: организация и обустройство полевого лагеря: (Вопросы безопасности): Пособие по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». – Нижний Новгород: Изд-во НГТУ, 2001г.

    1. Константинов Ю.С. Туристские слёты и соревнования учащихся: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦДЮТК МО РФ, 2000г.

    1. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М.: ЦДЮТур. МО РФ, 1997г.

    1. Теплоухов М. Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма (прохождение технических этапов). Свирск ТК «Азимут», 2003г.

    1. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований «Школа безопасности» М.: Гуманит. Изд. Центра ВЛАДОС, 2000г.

    1. Организация и провидение поисково-спасательных работ силами туристической группы. – М.: ЦРИБ «Турист», 1981г.

    1. Баленко С.В. Школа выживания. /Приложение к журналу «Зарубежное военное образование».- М., часть 1 – 1992, часть 2- 1994г.

    1.  Марченко Д. В. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях.    Иркутск «Восточно-Сибирский институт МВД России» 2008г.

    ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

    1. Волович В.Г. Академия выживания. – М.: ФиС, 1974

    1. Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. – М.: Знание, 1990.

    1. Ганиченко Л.Д. Котелок над костром. М.: ИД «Вокруг света», 1994.

    1. Балабанов И.В. Узлы. – М.: 2003

    1. Марченко Д. В. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях. Иркутск «Восточно-Сибирский институт МВД России» 2008


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская педагогическая разработка (адаптационная). Программа "Речь и культура общения"

      Данная программа направлена на формирование навыков культуры общения, выработки  у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общени...

    Авторская «Образовательная программа комбинаторного типа по общей физической подготовке «Путешественник», утверждена решением районного Экспертного совета по инновационной деятельности (протокол №37 от 17.03.2010 года).

    Комплексная образовательная программа разработана Леонтьевой С.А., учителем физической культуры высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовате...

    Авторская «Образовательная программа комбинаторного типа по общей физической подготовке «Путешественник», утверждена решением районного Экспертного совета по инновационной деятельности (протокол №37 от 17.03.2010 года).

    Комплексная образовательная программа разработана Леонтьевой С.А., учителем физической культуры высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовате...

    Авторская педагогическая разработка учебной программы "Послушные узелки"

    В ходе обучения по программе дети осваивают приемы бисероплетения...

    Авторская (адаптационная) педагогическая разработка образовательной программы дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"

    Программа имеет художественно--эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области вокально-инструментальной музыки....

    Авторская Педагогическая разработка Адаптационная программа факультативного курса по технологии для обучающихся 5-9 классов «ДЕКУПАЖ»

    Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных с...

    Авторская педагогическая разработка Адаптационная программа кружка «Азбука туризма» Туристско-краеведческой направленности 5-7 класс

    Авторская педагогическая программа по внеурочной деятельности кружка «Азбука туризма» для учащихся 5-7 классов разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании» в части духовно-нравстве...