ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ И УРОКОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ БОРЬБЫ КУРЭШ
методическая разработка по физкультуре по теме

Исходя из опыта тренеров- преподавателей, из резкльтатов выступлений воспитанниками ДЮСШ на соревнованиях различного уровня, наличия базы для занятий в определенных школах, я считаю целесообразно планировать занятия национальной борьбы курэш включить в программу физического воспитания учащихся сельских образовательных школ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА с.ЗИРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА  МЕЛЕУЗОВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ И УРОКОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ БОРЬБЫ КУРЭШ

(методические рекомендации)

Разработал тренер-преподаватель: Гайнетдинов Фанур Хамзович

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Особенности построения и планирование уроков с элементами борьбы курэш
  2. Планирование внеурочных форм занятий
  3. Основные правила построения занятий
  4. Приложение

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ БОРЬБЫ КУРЭШ

При планировании учебного материала с элементами борьбы курэш основная трудность состоит в том, что при относительно небольшом количестве учебных часов и изучаемых элементов, предусмотренных программой, от учеников требуется достаточно серьезная предварительная координационная и физическая подготовка. Чтобы разрешить это противоречие, необходимо на протяжении всего периода обучения в школе (начиная с I класса) практически в каждый урок включать различные элементы борьбы: игры с элементами единоборства и сопротивления, упражнения в парах акробатические упражнения в чередовании с упражнениями, в самостраховки, а также, что очень важно, развивать скоростно-силовые качества и силу мышц спины, шеи, верхнего плечевого пояса. Последовательное и целенаправленное включение указанных элементов в уроки физической культуры вполне может обеспечить необходимую подготовку школьников к более детальному изучению борьбы в старших классах.

В старших классах уроки должны быть сориентированы на освоение основ единоборства через игры и игровые, ситуационные задания (особенно в тех школах, где материальная база не позволяет в полной мере проводить уроки с элементами борьбы и не обеспечивает техникой безопасности). Игры и игровые комплексы позволяют практически в любых условиях решать аналогичные задачи и формировать у учеников необходимые умения и навыки.

Рекомендуется следующая схема распределения учебного времени:

  • обязательный комплекс общеразвивающих упражнений 2-5 мин. (в разминке);
  • элементы акробатики с включением упражнений в самостраховке 6-10 мин.;
  • игры в касания 4-5 мин.;
  • освоение захватов 4-5 мин.;
  • игры в теснения 2-4 мин.;
  • упражнения на мосту 2-4 мин.

Оставшееся время следует использовать на изучение и совершенствование элементов техники и тактики борьбы.

Данная схема распределения времени является ориентировочной и при необходимости может быть изменена.

Ниже представлена примерная схема распределения учебного материала с элементами борьбы по годам и урокам. Основная цель занятий борьбой состоит не в разучивании нескольких приемов, а в формировании умений вести единоборство с противником. Основным методом, который позволяет решить эту задачу, является спортивно-игровой, ситуационный. Поэтому в предлагаемой схеме основное время отводится на изучение разделов «Игры с элементами единоборства» и «Ситуации с элементами техники и тактики борьбы» (захваты, способы освобождения от захватов, маневрирования, упражнения на преодоление сопротивления соперника и т. д.).

ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ.

При распределении учебного материала по годам обучения, этапам и отдельным тренировочным заданиям следует выдерживать логическую последовательность изучения материала.

Начинать занятия следует с изучения основных положений борца (стоек, дистанций) и способов маневрирования (передвижений, нырков, уклонов) в различных взаимоположениях.

Затем постепенно следует переходить к изучению различных захватов, применяемых в том или ином виде борьбы. Параллельно с освоением определенного захвата за кушак можно начать изучение основных, но доступных способов реализации данного захвата.

Лучшим методом является спортивно-игровой. Применяя разнообразные игровые задания на касание определенной точки или части тела, маневрирование в определенном захвате с целью его осуществления и удержания, постепенно подводят занимающихся к пониманию того, что главное в борьбе – это преодолеть блокирующие действия соперника, нейтрализовать действия противника в данной ситуации и попытаться реализовать свой захват за кушак определенным приемом.

Исходя из этой логики, можно прийти к мысли о том, что существующая практика последовательного изучения приемов оправдана только в случае ознакомления с борьбой. Занятия борьбой как видом спорта предполагают более глубокое изучение динамических ситуаций, действий, предшествующих проведению приемов или предварительных действий, целью которых является освоение ситуаций и способов их организации и реализации, осуществление и удержание определенных захватов за кушак.

Умение учеников определять различные ситуации позволит каждому борцу, последовательно опробывая различные задания, найти для себя наиболее удобные и доступные варианты захватов и способов их решения тем или иным приемом.

Защиты, особенно связанные с блокированием противника, необходимо осваивать на втором-третьем годах обучения, так как эти действия осваиваются достаточно быстро и могут быть тормозом при изучении атакующих действий. Разрушать всегда легче, чем создавать. Этот принцип характерен и для спортивной борьбы. Научиться эффективно атаковать всегда труднее, чем освоить способы защиты.

В целях совершенствования технико-тактического мастерства важно широко включать в тренировочные занятия учебные схватки, в которых отрабатываются различные ситуации поединка (тактика начала схватки, особенности борьбы в конце поединка в случае выигрыша или проигрыша, тактика борьбы на краю ковра и т. д.). Важное значение имеет также и обязательное включение в тренировочное занятие учебных задач по комбинированию технико-тактических действий. Все это связывается с игровыми моментами имитационной борьбы.

При планировании учебного материала в группах начальной подготовки следует иметь в виду, что дети наиболее успешно в этом возрасте осваивают такие приемы, в выполнении которых принимают участие крупные мышечные группы: броски подворотом и переворотом в стойке. Приемы, требующие точности мелких движений, осваиваются труднее.

В связи с тем, что детям свойственно забывать изученные ранее движения, в процессе учебных и тренировочных занятий необходимы систематические повторения изучаемого материала приемов (защит, контрприемов, комбинаций) в различных условиях, особенно в процессе учебных и учебно-тренировочных схваток.

Совершенствование атакующих действий предполагает последовательное решение следующих учебных задач:

  • совершенствование конкретного технического действия из наиболее благоприятных, удобных ситуаций (на месте, в движении).
  • совершенствование технического действия в ответ на попытку противника провести бросок (на месте, в движении);
  • совершенствование технического действия при попытке противника распустить или сменить.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Построение конкретного занятия обусловливается рядом факторов: педагогическими задачами, закономерностями процесса обучения и изменениями работоспособности во  время  занятия,  физиологическими  и  психологическими психике, не исчезающими с окончанием действия, а сохраняющимися еще некоторое время. Эти следовые состояния могут способствовать более эффективному выполнению последующих упражнений или затруднять их. Например, после упражнений со значительной физической нагрузкой затруднительными и малоэффективными будут упражнения, связанные с разучиванием координационно-сложных, новых двигательных действий. После упражнений на выносливость неэффективными будут упражнения на развитие быстроты. А предварительное выполнение некоторых упражнений на гибкость облегчает изучение техники двигательных действий, характеризующихся большими амплитудами. В связи с этим всегда необходимо упорядочивать последовательность упражнений, обеспечивая наиболее оптимальные связи между ними. Когда такие связи не могут быть обеспечены, прибегают к вспомогательным действиям (или отдыху), способствующим ослаблению или снятию неблагоприятных последствий. Распределение упражнений в оптимальной последовательности по характеру их взаимодействий составляет второй уровень построения занятий.

Однако даже правильная последовательность упражнений не обеспечивает полной структурной организации занятия. Требуется целесообразное распределение методических действий преподавателя, связанных с передачей знаний, формированием или совершенствованием умений, навыков, с обеспечением необходимых воздействий на функции организма, развитием двигательных качеств и др. При этом должны быть учтены характер и оптимальная последовательность ответных действий занимающихся.

Так, совсем небезразлично, покажет ли педагог сначала изучаемое движение, затем предложит выполнить и после этого подробно опишет особенности его техники или же начнет с последнего (описания техники), выяснения практического назначения изучаемого и определения учебного задания, после чего, дав занимающимся выполнить движение, опираясь на результат их самостоятельных действий, прибегнет к словесным уточнениям, образцовому показу и новому заданию. Во втором случае учебная деятельность окажется более содержательной, а ее результат — значительней, поскольку с самого начала были исключены недостаточно осмысленные, узкоподражательные действия. Для того чтобы представить задаваемое движение словесно, занимающиеся вынуждены специально концентрировать на этом внимание, осмысливать различные стороны и варианты техники, силою воображения самостоятельно строить целостный образ движения и творчески выполнять его. Наблюдая затем образцовый показ, сравнивая собственное выполнение с показанным и слушая дополнительные объяснения, они извлекут больше полезной информации, а, осмыслив ее, сумеют добиться более совершенного выполнения изучаемого движения. Особую ценность в этом случае представляет воспитательный эффект: сознательность и интеллектуальная активность в учебной работе, развитие мышления, и воображения, инициативности и самостоятельности занимающихся в решении двигательных задач.

Второй методический подход к организации совместных действий преподавателя и занимающихся не следует понимать как единственный и всегда обязательный. Он более ценен именно в изучении новых двигательных действий. Преподаватель постоянно должен находиться в творческом поиске наилучших сочетаний своих действий с действиями занимающихся. Этот поиск обеспечивает третий уровень построения занятий. В связи с реализацией всех уровней построения занятий важно учесть такой фактор, как особенности и состояния занимающихся: возраст, пол, уровень подготовленности, состояния здоровья, работоспособность, интересы и потребности, межличностные отношения и др. Этим существенно обусловливаете: постановка задач, выбор и распределение средств по частям занятия определение состава, взаимосвязи и размещения во времени метода обучения и воспитания, организация действий занимающихся, расчет нагрузок, определение характера и места отдыха, педагогический контроль и др. С учетом данного фактора достигается боле точная структура занятия, целесообразное, оптимально плотное использование времени и результативность деятельности преподавателя и занимающихся.

Так, в работе с детьми, отличающихся высокой психической возбудимостью и реактивностью на физические нагрузки, повышенной утомляемостью, перепадами интересов, необходимо больше разнообразить деятельность, менять направленность и характер упражнений, чаще приходится прибегать к вспомогательным упражнениям на внимание, успокаивающим и др. Все это ведет к значительным видоизменениям структуры каждой части занятия, особенно основной. В зависимости от предрабочих состояний занимающихся, вызванных наличием или же отсутствием предшествующей двигательной деятельности, а также в связи с настроением, самочувствием, эмоциональным и другими состояниями приходится по-разному подбирать и расставлять упражнения вводной части занятий, регулировать их напряженность и длительность. Физическое состояние, настроение и другие психологические факторы в конце основной части диктуют особенности построения заключительной части.

Построение занятий с физическими упражнениями находится в определенной зависимости и от внешних факторов. Оно различно при занятиях в гимнастическом зале, на спортивной площадке, стадионе, в плавательном бассейне, на катке, на местности, в зависимости от температуры окружающей среды, состояния оборудования, количества инвентаря и т.п. Каждое из этих условий по-особому влияет на психику и физическое состояние занимающихся, на их работоспособность и поведение. По-разному приходится организовывать занимающихся, варьировать, расстановку фронтальной, групповой и индивидуальной работы, дозировать и уплотнять нагрузки, вводить вспомогательные упражнения.

 Приложение

 Общая   физическая   подготовка .

Применение средств общей физической подготовки служит укреплению здоровья, общему физическому развитию занимающихся, укреплению костно-связочного аппарата, развитию мышечной системы и укреплению мышц, несущих основную нагрузку, развитию основных двигательных качеств -силы, быстроты, общей и специальной выносливости, координации движений, улучшению функционирования кардио-распираторной системы. Средства и упражнения общей физической подготовки должны составлять неотъемлемую часть каждого занятия во всех учебных группах и во все периоды тренировки. Подбор, содержание и дозировка упражнений зависит от уровня физического развития занимающихся, задач тренировочного периода, уровня физической подготовленности, возраста занимающихся и наличия материальной базы.

Строевые упражнения. Построения и перестроения на месте. Повороты на месте и в движении. Размыкания в строю. Ходьба и бег в строю и др.

Общеразвивающие гимнастические  упражнения.

Одновременные и попеременные, синхронные и асинхронные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах. Упражнения с отягащениями (гантели, гири и др.), сгибание разгибание рук в упоре, сзади, в наклонном упоре, в упоре лежа. Подтягивание в смешанном висе и в висе прямым и обратным квантом. Лазание по канату с помощью ног и без их помощи. Лазание по наклонной и горизонтальной гимнастической лестнице. Перемещение по гимнастической стенке в висе на руках. Упражнения на брусьях.

Упражнения для развития мышц туловища.

Наклоны вперед, в стороны, назад с различными положения и движениями рук. Круговые движения туловища. Одновременное и попеременное поднимание ног вверх из положения лежа на животе. Прогибание лежа на животе фиксированными руками, ногами. Из положения лежа на спине: поочередное и одновременное поднимание и опускание ног, круговые движения ногами, поднятыми под углом 45 градусов, попеременное поднимание ног и туловища, поднимание туловища в положении сидя с фиксированными ногами и с различными положениями рук (вдоль туловища, на поясе, за головой) с различными отягощениями в руках (гантели, блины, медицинболы). Эти упражнения могут выполняться и в положении лежа на наклонной гимнастической скамейке или доске (голова ниже ног). Из положения вися на кольцах, перекладине, гимнастической стенке или других предметах -поднимание ног вверх до касания каната, перекладины (тоже в ногах держа медицинбол). Из положения вися на гимнастической стенке - круги ногами в обе стороны и др. Указанные упражнения выполняются сериями в различном темпе и с различной амплитудой на количество и до утомления.

Упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата ног.

Различные движения прямой и согнутой ногой в положении стоя и с опорой на различные предметы. Приседания на двух ногах и на одной с дополнительной опорой. Выпады с пружинящими движениями и поворотами. Незначительное продвижение вперед толчками за счет энергичного выпрямления ног в голеностопном суставе. Подскоки на двух ногах и на одной, когда другая на опоре вперед. Энергичное поднимание на носки, стоя на носках на земле и на рейке гимнастической скамейки. Ходьба с перекатом с пятки на носок.

Выпрыгивание вверх с разведением ног из положения упор -присед. Выпрыгивание из глубокого приседа. Выпрыгивание вверх со сменой положения ног в полете. Прыжки с приземлением на толчковую ногу. Выпрыгивание вверх, одна нога на опоре. Прыжки вперед, в стороны, из положения присев. Прыжки с отягощениями. Поднимание веса из положения присев. Бег с высоко поднятым бедром. Ходьба и бег в гору. Упражнения со скакалкой.

 Упражнения на растягивание, расслабление и координацию движений.

Ходьба и бег в различном темпе. Ходьба скрестными шагами правым и левым боком вперед. Ходьба на носках, на пятках. Ходьба с различными движениями рук. Быстрая ходьба в лесистой местности. Бег по песку, по очам. Ходьба и бег по мелководью.

Упражнения с использованием элементов акробатики.

Кувырки вперед, назад, в стороны. Стойка на лопатках, на голове, стойка на руках у стены и с помощью партнера. Мост из положения лежа на спине и из положения стоя опусканием назад (через стойку на руках или с помощью партнера).

Упражнения с гимнастическими палками.

Наклоны и повороты туловища (стоя, сидя, лежа) с различными положениями палки (вверх, вниз, вперед, за головой, за спиной), перешагивание и перепрыгивание через палку, круги, упражнения с сопротивлениями партнера.

Упражнения с утяжеленными мячами.

Броски мяча руками из-за головы, через голову, между ног. Броски и ловли мяча по кругу и с партнером из различных положений. Соревнования на дальность броска одной, двумя руками и др.

Упражнения для формирования правильной осанки.

эти упражнения должны включаться в занятия всех групп занимающихся, так как в процессе занятий борьбой могут развиваться различного рода искривления позвоночного столба.

Рекомендуются следующие упражнения: - ладони за голову, локти вперед - разводя локти в сторону

и выпрямляя спину подняться на носки (вдох),

возвратиться в исходное положение (выдох);

- держась за рейку гимнастической стенки, стоя к ней спиной, подняться на носки, прогнувшись в грудной клетке, голова назад (вдох), вернуться в исходное положение (выдох);

- лежа на животе, руки в стороны - прогнуться отводя руки и голову назад, сгибая руки к плечам и сводя лопатки, руки вытянуть вперед - поднять левую руку - и правую ногу вверх (затем - правую руки и левую ногу), прогнувшись в пояснице, голову назад, взявшись за голеностопы - прогнуться в пояснице, напрягая руки и ног. Для укрепления мышц спины рекомендуется следующие упражнения:

-   наклоны вперед со штангой на плечах либо с гантелями у плеч - разведение прямых рук в стороны, вверх из положения согнувшись вперед;

- лежа передней частью бедер на скамейке («козле», «коне») пятки фиксированы - сгибание и разгибание туловища;

-   стоя с боку «козла» или «коня», лечь грудью на него и охватить его руками, поднимание ног вверх - вперед;

-   поворот туловища со штангой в руках;

-   стоя на небольшом возвышении - подъем гири с пола, сгибая и выпрямляя туловище и т.п.

Упражнения для специальной физической подготовки.

Упражнения на снарядах

Упражнение на гимнастической стенке, лестнице, канате, шесте, бревне, скамейке, брусьях, перекладине, кольцах, «коне» и др., задача которых развитие силы и координации движений. Повторяемость и дозировка этих упражнений определяется задачами периода и этапа подготовки.

Подвижные игры и эстафеты

Игры с мячом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метаниями, с преодолением препятствий. Игры на местности. Эстафеты встречные и круговые с преодолением препятствия. Игры с эстафетами с выполнением изученных упражнений. Игры и эстафеты с метанием в цель, с прыжками, включающими элементы изученных упражнений.

Спортивные игры

Ручной мяч, баскетбол, теннис, волейбол, регби, футбол, хоккей и др.

Задачи общей физической подготовки решаются с помощью утренней зарядки, туризма, прогулки и экскурсий. Значительное место в подготовке борцов занимают занятия легкой атлетикой и велоспортом.

Специальная Физическая подготовка

Направленность специальной физической подготовки в практике борьбы точно связано с технико-тактическим разнообразием приемов, выполняемых с различной амплитудой, разной скоростью и силой, в связи с этим специальная физическая подготовка решает задачи развития в самых высоких диапазонах тех физических качеств, которые способствуют              наиболее             усиленному              ведению

соревновательных поединков. Приведенный ниже материал необходимо включать в занятия групп всех уровней подготовки на протяжении всех лет обучения.

I. Упражнение для развития силы

Применения упражнений для развития специальной силы борцов должны быть подчинены общим принципам ее развития. Это предусматривает длительную работу с небольшим грузом, работой до утомления с грузом средней величины и краткосрочною работу с субмаксимальными и максимальными весами.

Упражнения на преодоление сопротивления противника: борьба в стойке, «пуш-пуш», «бой петухов» и т.д.; метание и толкание ядер, камней, утяжелленых мячей, имитирующие борцовские приемы; имитация бросков экспандерами, амортизаторами, нанесение ударов кувалдой по автопокрышке; выбрасывание рук с легкой штангой от груди вперед и вверх; прыжки со скакалкой; поднимание на носки, передвижение, приседание с партнером на плечах; передвижение с гирями (16-24 кг.) в руках.

//. Упражнения для развития быстроты

Приводимые упражнения способствуют развитию скоростной борьбы занимающихся. Выполнение бросков чучела в течение 15 секунд.

///. Упражнение на развитие выносливости

Развитие специальной выносливости борцов базируется на упражнениях общей физической подготовки (ОФП). Наиболее эффективны движения тех видов спорта, которые схожи по структуре с национальной спортивной борьбой. Легкоатлетические виды: метание, толкание, различные виды бега, тяжелая атлетика, лыжный спорт, плавание, гребля, велоспорт. Среди спортивных игр наиболее приемлемы гандбол, баскетбол, регби, причем направленные для развития выносливости предусматривает доведение времени игры до 1,5 часов и более.

Можно             применять            следующие            упражнения:

многопериодная работа с партнером в условиях сокращенных интервалов  отдыха   и  без  перерывов   в  работе;   чередование

высокого темпа и ускорение про борьбе; выполнение бросков с задержанием дыхания.

IV. Упражнения для развития ловкости

Развитие ловкости у борцов может идти как при работе на специальных снарядах, так и при работе в паре с борцом-партнером.

Упражнение с чучелом

Взять манекен в два раза меньше собственного веса и выполнять броски в течении 1 минуты на количество раз - это упражнение выполнять ежедневно на разные приемы броска -прогибом, зашагиванием и т.д.

Упражнение с партнером

Выполнение в высоком темпе атакующих в течение 2 минут - партнер защищается. Далее отработать интенсивную защиту с переходом на контрприем.

Отработать атакующее темповое движение, часто меняя партнеров.

Упражнение для развития гибкости

Развитию специальной гибкости борцов способствуют как общеразвивающие упражнения, так и специальные. Их применение призвано обеспечить подвижность позвоночного столба, суставов и укрепление мышечно-связочного аппарата. Этому способствует выполнение движений с большой амплитудой и использование дополнительных грузов и сопротивлений и средств общей физической подготовки. Основными средствами развития специальной гибкости являются упражнения в наклонах, уклонах, «нырках».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно-тренировочное занятие и урок физической культуры в 21 веке

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепк...

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА НА УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БОРЬБЕ САМБО

Игровой метод в силу присущих ему особенностей используется в учебно- тренировочном процессе не столько для начального обучения движениям или избирательным воздействиям на отдельные способности, сколь...

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА НА УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БОРЬБЕ САМБО

Игровой метод в силу присущих ему особенностей используется в учебно- тренировочном процессе не столько для начального обучения движениям или избирательным воздействиям на отдельные способности, сколь...

"Особенности построения учебно-тренировочных занятий по плаванию в школе"

​Особенности построения учебно-тренировочных занятий по плаванию на базе плавательного бассейна общеобразовательной школы.Сейчас стали строить современные общеобразовательные школы, детские сады с пла...

Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.Урок с элементами тренинга.

обществознание 6 класс.Урок с элементами тренинга.Цель: создать условия для формирования знаний и навыков общения с людьми разного возраста.Задачи:Закрепить знания об общении, полученные на предыдущем...

План-конспект учебно- тренировочного занятия по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха

В данной работе представлен план-конспект открытого учебно- тренировочного занятия по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха, участника финального этапа XII Всероссийского...

Тренировочные занятия на отработку техники элементов волейбола

Тренировки на отработку техники в форме отдельных занятий целесообразно включать в тренировочную программу начиная с 13–14 лет. Эти тренировки – только для тех, кто занимается волейболом р...