Методическая разработка "Обучение коньковым ходам"
методическая разработка по физкультуре по теме

Дегулёв Валерий Вячеславович

В работе представлены рекомендации по последовательности и особенностым обучения коньковым ходам и упражнения по формированию техники конькового стиля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  МАСЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  ТОРЖОКСКОГО  РАЙОНА ТВЕРСКОЙ  ОБЛАСТИ

                                           

                                      Методическая разработка                    

                                 «Обучение коньковым ходам»

                                                                               

                                                                     

                                                                     Дегулёв В.В.

                                                                      учитель физической культуры

                                                                      высшей квалификационной категории

                                                                     

                                         

                                                  Маслово

                                                    2018 г.

  Работаю в сельской малокомплектной школе, в которой чуть более тридцати учащихся. Школа располагает необходимым количеством лыжного инвентаря для проведения уроков по лыжной подготовке, есть возможность использовать школьные лыжи для самостоятельных занятий дома.

Поэтому всю третью четверть, за исключением нескольких уроков в марте отвожу занятиям лыжами. Обучение технике коньковых ходов начинаю в седьмом классе. К этому времени  школьники должны освоить классические способы передвижения на лыжах, которые являются базовой основой коньковой техники. Это  одновременные бесшажный, двухшажный, одношажнный ходы, подъем «елочкой» и «полуелочкой», поворот переступанием в движении.

Но в сравнении с классическими ходами, двигательный навык в коньковых  характеризуется неестественностью движений. Кроме того некоторые двигательные стереотипы, сформированные в классических ходах отрицательно переносятся на коньковые, мешают освоению техники. Так, сформированный навык скользящего шага в попеременных классических ходах мешает образованию навыка отталкивания скользящим упором в коньковых. Работа ног в коньковых ходах принципиально отличается наличием двухопорного  скольжения в период начала отталкивания, в направлении и значительном увеличении времени приложения мышечных усилий, режимом  работы мышц.   Пытаясь двигаться коньковым ходом, учащиеся, очень часто, только воспроизводят внешнюю картину техники – ставят лыжи под углом к направлению движения, тогда как направление мышечных усилий переносится с классических ходов. На первых этапах обучения  навык постановки палок на снег в одновременных классических ходах будет так же отрицательно сказываться на формировании разнохарактерности в постановке и отталкивании палками в коньковых. Для того, чтобы обучение коньковым ходам  шло успешно, можно применять различные подводящие упражнения, как до начала обучения, так и во время его. Эти  упражнения не только способствуют формированию правильной и эффективной техники, но и позволяют разнообразить урок лыжной подготовки, повысить его эмоциональность и привлекательность.

      Начинаю обучение коньковым ходам  с освоения техники полуконькового, который по структуре движений напоминает скоростной вариант одновременного одношажного классического хода. При обучении полуконьковому ходу дети быстрее овладевают главным компонентом всех коньковых способов передвижения - отталкиванием скользящим упором.

Затем обучаю передвижению коньковым ходом без палок.

    Для формирования навыка отталкивания ногой скользящим упором можно использовать подводящие упражнения:

1. Отставить одну лыжу носком в сторону на внутренний кант, ноги согнуты в коленных суставах. Многократное отталкивание одной ногой со скольжением на другой. Выполняется на равнине или пологом спуске.

2. Поочередное отталкивание ногами с внутреннего ребра лыжи и перенос массы тела на другую лыжу при спуске с пологого склона с широко расставленными лыжами.

3. То же упражнение, но с подтягиванием толчковой ноги к опорной после переноса массы тела.

4. То же, но с постепенным переходом к отведению носка толчковой и скользящей лыж под небольшим углом к направлению движения.

5. Преодоление пологого подъема с энергичным отталкиванием нижней лыжей с ребра.

6. Поворот переступанием на равнине после спуска со склона.

7. Поворот переступанием на равнине при движении по кругу в одну,  затем в другую сторону.

8. Поворот переступанием при движении по равнине по «восьмерке».

10. Передвижение коньковым ходом без палок на пологом спуске, равнине, коротком пологом подъеме.

          При выполнении предложенных выше подводящих упражнений необходимо обращать внимание, прежде всего на то, чтобы ноги в начале отталкивания были значительно согнуты в коленных суставах, а в момент окончания отталкивания выпрямлялись. Усилие в толчке ногой должно быть направлено в сторону и завершаться резким доталкиванием стопой  с полным разгибанием в голеностопном суставе.

        Отталкивание в коньковых ходах происходит с внутреннего ребра лыжи. Это движение отсутствует в классической технике. Для  обучения навыку «заваливания» лыжи на внутреннее ребро можно использовать следующие упражнения:

  1. Отставить лыжу в положение «полуелочка», вернуть обратно. Повторить многократно правой и левой ногой.
  2. Отставить лыжу носком в сторону, поставить на внутреннее ребро и загрузить весом тела, почувствовать положение.  Многократно повторить упражнение в правую и левую стороны.
  3. Передвижение бегом в пологий подъем «елочкой».

При обучении отталкиванию боковым упором необходимо следить за тем, чтобы при постановке толчковой лыжи на внутреннее ребро пятка не отрывалась. Толчковая лыжа должна жестко упираться и не проскальзывать.

            Далее изучается одновременный двухшажный коньковый ход.  Необходимо соединить имеющийся навык отталкивания скользящим упором с одновременным отталкиванием палками через шаг.

      Упражнения для освоения элементов выноса рук, отталкивания руками, подтягивания маховой ноги к опорной:

  1. И.п.- стойка лыжника в положении «елочка». Имитация выноса рук из положения отталкивания с разведением опоров в сторону и постановкой на снег.
  2. Передвижение полуконьковым  ходом.
  3. Имитация отталкивания руками при движении коньковым ходом без палок на равнине или пологом склоне.

При выполнении этих упражнений отталкивание следует выполнять согнутыми в локтях руками, в конце отталкивания руки полностью выпрямляются и составляют с палками прямую линию. Пятки ботинок при подтягивании маховой ноги к опорной практически соединяются, а концы лыж перекрещиваются.

Упражнения для согласованного выполнения элементов движения:

  1. Передвижение в пологий подъем полуконьковым ходом с переходом с отталкивания одной ногой на другую.
  2. Шаговая имитация хода (выполняется без лыж, с палками или без палок).
  3. Прыжковая имитация хода.

При выполнении имитационных упражнений акцентируется внимание на подседание, отталкивание ногой боковым упором вперед - в сторону.

Считаю, что если в школе проводятся занятия по лыжной подготовке, то игнорирование  конькового способа передвижения – большая ошибка. Тем более,  что подготовить лыжи  к занятиям этим стилем,  в плане смазки, проще. Дети сами стремятся быстрее научиться коньковому ходу. А как популярен стал на телевидении биатлон, где лыжники – стрелки передвигаются по дистанции только « коньком». Коньковый стиль на уроке физкультуры – это не только материал программы, но и способ сделать урок интересным для детей, актуальным по содержанию.

                                                   Литература

  1. Бутин И.М. Лыжный спорт: учебник для студентов педагогических

институтов по специализации «Физическое воспитание».

- М.: Просвещение, 2003.

  1. Ермаков В.В., Солодухин О.Ю., Савельев А.А. Техника коньковых лыжных ходов. Учебное пособие. – Смоленск, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по лыжной подготовке "Обучение коньковому ходу"

Урок разработан для учащихся 7 класса. Данная работа может применятся учителями физической культуры, а также тренерами-преподавателями при обучении коньковому ходу....

Презентация "История конькового хода"

Данная презентация показывает,как развивался коньковый ход....

Методическая разработка урока физической культуры в 5 классе по теме «Обучение технике конькового хода»

Методическая разработка урока по физической культуре  в 5 классе  по теме "Обучение технике конькового хода".    Этот урок  будет полезен учителям которые ведут лыжную по...

Техника конькового хода на лыжах

Техника конькового хода на лыжах для школьников...

Методическое пособие Методика обучения технике конькового хода

Коньковый ход — один из способов перемещения на лыжах. Изначально применялся в беговых лыжах для прохождения поворотов, для подъёма в гору (подъём «ёлочкой») и как специальное п...