Программа дополнительного образования «Атлетический фитнес»
рабочая программа по физкультуре (8 класс) по теме

Золотухин Дмитрий Владимирович

Программа дополнительного образования  «Атлетический фитнес»          Данная фитнес - программа является подростковой, в возрасте 14 – 15 лет время, когда  лучше всего начинать заниматься по этой программе. По возрастной классификации, принятой в нашей стране дети 14 – 15 лет являются подростками.

        В основном эта программа направлена на развитие здоровье - сберегающей компетенции подростков в возрасте от 14 лет. В рамках этой компетенции подростки совершенствует свои внешние данные, повышает уровень здоровья, физического развития, улучшает различные показатели мышечной деятельности (силу, выносливость, координацию, ловкость, взрывные свойства мышц, силовую выносливость, работоспособность) и опорно-двигательного аппарата в целом  (походку, рабочую позу, осанку). Постепенно воспитывается сознательное отношение к своему здоровью, внешнему виду, к образу жизни, к питанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения

«Гимназия № 1 города Новопавловска»

Кировский район Ставропольский край

Программа дополнительного образования

«Атлетический фитнес»

Рассчитана на подростков ( 14 – 18 лет )

Срок реализации программы – 1 год.

                                                                                                               программу подготовили

                                                                                                   учитель физической культуры

                                                                                           Золотухин Дмитрий Владимирович

                                                                                                   учитель физической культуры

                                                                                                 Шапочкина Любовь Федоровна

г. Новопавловск 2013 год.

Пояснительная записка.

        Программа «Атлетический  фитнес» составлена в соответствии  с законом РФ об образовании и положении, об образовательном учреждении.

        Данная фитнес - программа является подростковой, в возрасте 14 – 15 лет время, когда  лучше всего начинать заниматься по этой программе. По возрастной классификации, принятой в нашей стране дети 14 – 15 лет являются подростками.
       В основном эта программа направлена на развитие здоровье - сберегающей компетенции подростков в возрасте от 14 лет. В рамках этой компетенции подростки совершенствует свои внешние данные, повышает уровень здоровья, физического развития, улучшает различные показатели мышечной деятельности (силу, выносливость, координацию, ловкость, взрывные свойства мышц, силовую выносливость, работоспособность) и опорно-двигательного аппарата в целом  (походку, рабочую позу, осанку). Постепенно воспитывается сознательное отношение к своему здоровью, внешнему виду, к образу жизни, к питанию.

       В целях развития  учебно-познавательной компетенции вся система обучения по этой программе построена на стимулировании различными способами интереса к познавательной деятельности через ключевую внутреннюю ( генетическую) потребность любого человека к движению (такая тяга к движению человека называется кинезофилией).

        Считается, что именно благодаря движению, которое стимулирует кинезофилией, происходит правильное физическое и умственное развитие подростков. Стимулирование и включение в учебно-познавательную деятельность подростков интеллектуальной составляющей осуществляется путем участия человека в формировании в зависимости от поставленной задачи индивидуальной методики тренировок, в подборе упражнений, в правильном выполнении упражнений с позиции физиологии подростков и в обосновании дозы тренировочных нагрузок в зависимости  от индивидуальных задач, в контроле и самоконтроле эффективности тренировочного процесса, в планировании результатов, в умении анализировать плюсы и минусы индивидуальной программы, в расчете времени тренировки, каждого подхода, повторения, паузы между подходами, в планировании режима дня, особенно в дни занятий.
        В течении образовательного процесса уделяется много внимания развитию
предметной компетенции обучающегося, то есть приобретению и усвоению подростками разнообразных знаний по анатомии, физиологии и гигиене, методике физических упражнений, диетологии и валеологии.
        На занятиях по данной программе также особое внимание уделяется, борьбе с вредными привычками (употреблением алкоголя, курением,  наркоманией) занятия отвлекают от вредных привычек. Программа совместима с другими направлениями дополнительными физическими нагрузками, позволяет резко повысить уровень базовой подготовки, на основании которых можно достичь высоких результатов.

         Оздоровление - важнейшая актуальная проблема нашего государства. По данным министерства здравоохранения  России  в современной жизни количество здоровых людей  значительно меньше, чем больных.  Данная программы позволяет значительно поднять уровень здоровья подростков, так как направлена на физическое развитие человека.

        Новизной данной программы является использование для оздоровления подростков новейшей оздоровительной системы - фитнеса, которая вобрала в себя лучшие элементы других оздоровительных систем (гиревого спорта, аэробики, атлетической гимнастики, восточных единоборств).

Практически доказано, что чем раньше человек начинает заниматься своим физическим развитием, тем лучше получается конечный результат (великолепные внешние данные и здоровье).

        Программа «Атлетический фитнеса» целесообразна, так как средствами физической культуры приобщает подростков  к здоровому образу жизни, к пониманию значимости здоровья на будущую жизнь. Иными словами формирует «личность безопасного типа », то есть находящуюся в согласии с самим собой.

        Программа научно обоснована (с позиции физиологии человека), так как учитывает внутреннюю (генетическую) потребность человека к движению (кинезофилия), при невыполнении которой уже с детских лет  формирует ряд хронических заболеваний неинфекционных заболеваний человека или болезней малоподвижного образа жизни (сердечно сосудистых заболеваний, сахарный диабет, заболевания дыхательной системы и опорно-двигательного аппарата, простудные заболевания), которые на 80% определяют смертность современного человека.

Цели и задачи программы

Цели

         Совершенствование физического развития подростков в возрасте от 14 до 18 лет.

                                                                      Задачи

         Исправление недостатков телосложения;

         Формирование разнообразных двигательных навыков (координация движения, сила и выносливость мышц);

         Развитие здоровье - сберегающей компетенции подростков;

         Развитие познавательной и предметной компетенции подростков;              

         Гармонизация личности (гармония между умственным и физическим развитием).

         Отличительной особенностью программы является то, что каждому подростку с его непосредственным участием подбирается индивидуальная система тренировок. При составлении индивидуальной программы учитываются следующие особенности человека:

  1. Пожелания самого человека;
  2. Возраст;    
  3. Пол;
  4. Анатомические особенности (Конституция, обмен веществ и др.);
  5. Предыдущий спортивный опыт;
  6. Состояния здоровья;
  7. Наличие медицинских противопоказаний;
  8. Современные стандарты красоты и здоровья;
  9. Занятия в других секциях;                                                                                                                                                            

Спортивными медиками доказано, что мышечные клетки обладают «памятью», поэтому быстро привыкают к однотипной нагрузке, следовательно, что мышечные клетки реагировали на нагрузку необходимо с некоторой частотой менять способы воздействия на скелетные мышцы. В течении одного года обучения индивидуальная программа видоизменяется каждые 2 месяца, чтобы «не было застоя» в результатах . Такая схема смены тренировочных программ нашла своё отражение в формировании календарно-тематического плана и ознакомиться с ней можно на примере подпрограмм I-VI  степени для подростков первого года обучения.

          В процессе обучения по этой программе подросток получает необходимые теоретические общемедицинские знания по валеологии, физиологии и анатомии человека, культуризму, диетологии и спортивной медицине не вообще, а применительно к себе в данный момент времени. Подросток также учится прислушиваться к своему организму, к его реакции на нагрузки и при необходимости найти адекватное средство помощи (например, вовремя снизить объем нагрузки или ёе интенсивности).

        Ведения дневника тренировок, регулярные (каждые 2 месяца) антропометрическое исследование, самоконтроль за самочувствием, пульсом дисциплинирует подростков. Составление самостоятельно разработанных тренировочных программ и понимание физиологической и анатомической значимости каждого упражнения способствует умственному развитию подростков, стимулируют их познавательную деятельность в этой и смежных областях человеческих знаний.

           Регулярные физические тренировки стимулируют так же развитие таких важных человеческих качеств, как трудолюбие, целеустремленность, дисциплинированность, умение ценить время, воля, психическая устойчивость, инстинкт, самосохранения, ответственное отношение к личной и общественной безопасности, работоспособность.

             Важнейшей мотивацией (стимулом) регулярного посещения тренировок являются проведения внутриклубных соревнований, выполнение спортивных разрядов.

Формы организации  занятий.

Учебно-тренировочное занятие. Теоретические занятия ( в виде небольших 10 минутных лекций в начале занятия или в процессе занятия ) и практически занятия в виде трёхразовых физических тренировок с отягощениями по индивидуальной программе и тренировки на свежем воздухе.

 Режим занятий.

Три раза в неделю в течении двух учебных часов ( с 5 минутным перерывом ) в вечерние часы.

Срок реализации образовательной программы.

Программа «Атлетический фитнес» рассчитана на один год обучения и состоит из 6 подпрограмм рассчитанных на 2 месяца, в которых постепенно увеличивается степень нагрузки.

Формы подведения итогов.

Занимающейся и тренер совместно обсуждают итоги выполнения 2 – х месячной программы, годовой программы, и делают выводы о направлении дальнейших занятий. Создают таблицу личных рекордов подростков.

Инструктаж по техники безопасности проводится один раз в 6 месяцев что фиксируется в соответствующем журнале.

Учебно-тематический план.

( Атлетический фитнес )

п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Техника безопасности при занятиях по программе «АФ».

26

2

24

2

Техника выполнения основных упражнений.

26

2

24

3

Стандарты красоты и здоровья

28

4

24

4

Определения недостатков телосложения

26

2

24

5

Определения и развития правильной осанки.

26

2

24

6

Определения и развития правильной формы ног.

26

2

24

7

Определения и развития правильной походки.

26

2

24

8

Тренированность сердечной мышцы.

26

2

24

9

Жизненная ёмкость лёгких.

26

2

24

10

Умственная и физическая работоспособность. Утомление и переутомление.

26

2

24

11

Жировой обмен, упитанность.

26

2

24

ИТОГО:

288

24

264

Содержание программы.

1.1Техника безопасности при занятиях по программе «АФ»

1.2 Техника выполнения основных упражнений

Должен знать:

Основные принципы создания стройной и атлетичной фигуры.

Должен уметь:

Технически грамотно и красиво выполнять упражнения.

1.3 Стандарты красоты и здоровья, историческая справка

   Современные стандарты красоты и здоровья. Конкурсы красоты и здоровья. Стандарты красоты Древней Греции (один для женщин и два - для  мужчин, по типу Аполлона и Геракла). Олимпионики  и олимпийские чемпионы, лавровый венок. Эпоха средневековья, её стандарты. Эпоха возрождения. Творчество Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля и других художников и скульпторов.

Должен знать:

Современные стандарты красоты и здоровья.

Должен уметь:

   Построить индивидуальную систему тренировок под современные стандарты красоты и здоровья.

1.4 Определение недостатков телосложения.

   Опорно-двигательный аппарат в норме и при патологии. Функции опорно-двигательного аппарата. Конституция, виды, определение. Идеальная масса тела. Измерение общей массы тела при помощи медицинских весов. Формула Минздрава РФ , Брока, французского стандарта и другие. Использование метода сигмальных отклонений.

Должен знать:

Идеальную массу тела;

Наличие преимущества и недостатков телосложения;

Методики исправления недостатков телосложения;

Должен уметь:

Определить массу тела при помощи медицинских и электронных весов.

Определите недостатки телосложения.

1.5 Определения и развитие правильной осанки.

   Осанка, виды осанок, правильная осанка , тест «у стенки», 6 точек касания в удобном положении, значения развития мышц. Отклонение и патология осанки (сколиоз, остеохондроз, сутулость, опущенная грудная клетка). Комплекс неполноценности при наличии отклонений развития опорно-двигательного аппарата.

Должен знать:

Значения правильной осанки для роста, развития, здоровья успехов в труде, обучение, личной жизни в спорте ; Значение комплекса неполноценности.

Должен уметь:

Проводить тестирование осанки у стенки, давать условную оценку.

1.6 Определение  и развитие правильной форма ног.

   Форма ног, норма и патология, значение. Х - и О - образная форма ног среди людей. Точки касания при положении ноги вместе при правильной форме ног. 6-ая точка касания – задняя поверхность бедра, способы развития. Влияние питания, массы тела и других составляющих образа жизни на форме ног, значение наследственности. Длина ног, короткие и длинные ноги, определение длины ног, причины непропорциональности развитие нижних конечностей, значение длины и формы ног для человека. Коэффициент ноги/рост, определение, значение. Упражнение для развития мышц бедра, голени, ягодиц.

Должен знать:

Способ определения форма ног;

Способ определения длины ног;

Должен уметь:

Измерить длину ног;

Вычислить коэффициент  ноги/рост;

Сделать заключение о длине ног;

Определить форму ног.

1.7 Определение и развитие правильной походки.

   Стопа, строение, развитие, функции. Сводчатость стопы. Определение плоскостопия, наличие полой и уплощённой стопы методы плантографии. Влияние формы стопы на походку. Походка человека, правильная и неправильная, способ изучения походки, способ тренировки правильной походки. Правильный подбор обуви для занятий и повседневной жизни. Влияние плоской обуви на развитие плоскостопия и обуви на высоком каблуке на развитие стопы и таза.

Должен знать:

Правильно ходить;

Правильно подбирать обувь.

1.8 Тренированность сердечно  мышцы

   Сердечно - сосудистая система, строение, функции, возрастные особенности развития. Сердце, строение стенки сердца. Миокард, строение, функции. Тест на тренированность  сердечной мышцы или проба Мартине или проба с дозированной физической нагрузкой. Способы тренировки сердца. Значение толщены миокарды  для занятия спортом. Пульс, ЧСС, артериальное давление в норме и при патологии, при физической нагрузке. Интенсивность тренировки, оценка с помощью пульса.

Должен знать:

Значение тренированности сердечной мышцы.

Должен уметь:

Определить пульс;

Оценивать тренированность миокарда с помощью пульса.

1.9 Жизненная емкость легких

   Дыхательная система человека, возрастная особенность. Развитие легких. Значение кислорода. Значение правильного дыхания. Значение молочной кислоты. Значение боли в правом боку при интенсивной физической нагрузке. Определение жизненной емкости легких методом спирометрии, значение, возрастных и половых норм. Способы тренировки и развития дыхательной выносливости. Значение развития легких в экстремальных ситуациях. Техника дыхания в условиях гипоксии, при подъёме на высоту.

Должен знать:

Значение правильного дыхания, развития легких.

Должен уметь:

   Определить субъективно наличие накопления лактата (молочной кислоты) в работающих мышцах;

   Правильно дышать при беге, при выполнении упражнений с отягощениями, при игре в футбол, при подъеме на высоту.

1.10 Умственная и физическая работоспособность. Утомление и переутомление.

   Работоспособность, виды, определение, способы увеличение работоспособности. Дозировка нагрузки  и работоспособность. Режим труда и отдыха и работоспособности.  Совмещение физических тренировок с отягощением с другими нагрузками. График работоспособности человека в течении дня, недели, месяца (23-дневный физический цикл). Переутомление, отличие от утомления. Профилактика переутомления. Энергетические траты человека при различных нагрузках. Падение иммунитета, увеличение восприимчивости  к инфекциям.

Должен знать:

Признаки утомления и переутомления;

Должен уметь:

Не допускать переутомление на тренировках.

1.11 Жировой обмен, упитанность
   Эндокринная система, гормоны, влияния на обмен веществ. Дистрофия и ожирение, способы определения, значение для здоровья. Соотношение жировой и мышечной ткани, в норме и при патологии. Тест «на упитанность.». Тест «института благородных девиц». Значение жиров, холестерина. Плюсы и минусы тучных и худых людей.

Должен знать:

Соотношение мышечной и жировой ткани в своем организме;
Недостатки своего телосложения.

Должен уметь:

Определить форму ног, осанку, походку;

Определить (косвенно) количество мышечной ткани и жира в организме;

Оценить упитанность по толщине кожной складки на разгибателе руки;

Подтягиваться не меньше трех раз (девушки) и 12 раз (мужчины);

Правильно ходить, сидеть, стоять.

К ожидаемым результатам 1-го года тренировки («атлетический фитнес») относятся следующие навыки и умение:

1.Исправление осанки и походки;

2. Исправление недостатков телосложения;

3. Уменьшение количества жира в организме;

4. Увеличение умственной и физической работоспособности;

5. Знакомство с анатомо-физиологическими особенностями организма человека в зависимости от возраста и пола, наследственной предрасположенности, питания, образ жизни;

6. Умение определить недостатки физического развития методом антропометрии;

7. Знакомство со стандартами красоты и здоровья;

Вводный курс для начинающих атлетов

(примерная тематика заданий и хронометража занятий)

п/п

Учебно-тематический план тренировок в спортзале

Дозировка нагрузки

Время, минуты

Теоретическое занятие

         -

10

1

Разминка:

Скакалка
Статика у стенки

1000

На время

10

2

Упражнение на пресс(все 4 пучка)

В суме до 1000раз

20

3

Приседание перед зеркалом

200

5

4

Наклоны с отягощением

2х25

5

5

Различные вращательные, наклоны, повороты корпус

В сумме до 1000 раз

5

6

Упражнение на бицепс руки на скамье Скота

3х10

5

7

Упражнение на бицепс ноги

3х8

5

8

Французский жим

2х10

5

9

«Пуловер»

3х10

5

10

Упражнение на икры

3х2х15

5

11

Разводка гантелей лёжа на спине

2х10

5

                                                    ИТОГО

90

Примечание:

   Примерная тематика и хронометраж занятий  2-6 степени сложности составляется аналогично принципам, данным  при составлении 1-ой подпрограмме (в рабочей программе не проводятся).

   Программа 1-го года обучения («Атлетический фитнес») обычно используется для исправления некоторых видов недостатков телосложения (обычно это- избыточная жировая масса тела, слабо развитая грудная клетка и верхний плечевой пояс, излишние отложение жира в области малого таза) рекомендуется мужчинам и женщинам.

   Для каждого , занимающегося по этой программе, комплекс упражнений и их дозировка подбираются индивидуально в зависимости от потребностей и желаний человека, а так же по медицинским показаниям. За основу комплекса берутся упражнения из атлетической гимнастики, шейпинга и фитнеса. Программа постоянно корректируется в течении года.

Календарно – тематический план

1 – года обучения.

Месяц

Наименование подпрограммы.

Общее количество часов в месяц на подпрограмму.

Вводный курс для начинающих.

Курс для

слабо подготовленных.

Курс для средне подготовленных.

Курс для хорошо подготовленных.

Курс для хорошо подготовленных.

Курс для хорошо подготовленных.

Январь

6 х 4

24

Февраль

6 х 4

24

Март

6 х 4

24

Апрель

6 х 4

24

Май

6 х 4

24

Июнь

6 х 4

24

Июль

6 х 4

24

Август

6 х 4

24

Сентябрь

6 х 4

24

Октябрь

6 х 4

24

Ноябрь

6 х 4

24

Декабрь

6 х 4

24

Общее количество часов на подпрограмму.

48

48

48

48

48

48

288

Список литературы.

1. Балакшин В.Н. Физическое воспитание: учеб. Пособие по атлетической гимнастике и гиревому спорту./ В.Н. Балакшин, С.В. Моренченко. – Саратов: изд. Саратовский ГТУ 2001г. 205с.

2. Вейдер Д. Основы культуризма. / Д. Вейдер Б. Вейдер. – М.:Мир – 1980 г. 298с.

 3. Горцев Г. Ничего лишнего: аэробика, фитнес, шейпинг. / Г. Горцев – Ростов – на – Дону.: Феникс, 2004г. 256с.

4.Колтун В.З. Избыточный вес (что делать?): учебно – метод. пособие. В.З. Колтун, Е.Н. Лобыкина. – Новокузнецк 2004г. 87с.

5. Легостин С.А. Подростковый фитнес: оздоровительно – образовательная программа. / С.А. Легостин Сборник образовательных программ. – Томск: изд. ТОИПКиПРО 2010г. 55с.

6.Остапенко Л.А. Атлетическая гимнастика. / Л.А. Остапенко, В.М. Шубов. – М. : Знание 1986 г. – 92 с.

      7.  Остапенко Л.А. Пауэрлифтинг от «А» до «Я». Журнальный вариант книги. «Теория и практика  бодибилдинга» – Алма-Ата, 1999

     8. Остапенко Л.А. Как увеличить результативность в жиме лёжа //Спортивная жизнь России, 1995, №12

9.Чередниченко С.А.  Культуризм и пауэрлифтинг. / С.А. Чередниченко. – М.:НИИПТмаш 1991г. 256с.

10.  Шварценеггер А. Новая энциклопедия бодибилдинга./ А. Шварценеггер.: - М. _ Эксмо. 2005 г. 824с.

Resource id #4018

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Фитнес и аэробика"

Фитнес для старшеклассниц это совершенствование моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств......

Программа дополнительного образования по фитнес-аэробике "Грация"

Программа дополнительного образования по фитнес-аэробике "Грация"...

Программа дополнительного образования "ФИТНЕС"

Программа имеет физкультурно-спортивную направленность, предназначена для детей 13 – 16 лет. Занятия проходят в форме дополнительных уроков вне школьной программы 2 раза в неделю по 60 минут.Объем пре...

Программа дополнительного образования для старших классов на основе фитнес - аэробики

программа дополнительного образования  для старшеклассников составленная на основе программы   " Фитнес - аэробика"  О.С. Слуцкер,...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа Формулировка Обязательна «Фитнес для всех» Стартовый уровень

Программа «Фитнес для всех» является модифицированной дополнительной общеобразовательной программой – дополнительной общеразвивающей программой (далее Программа). Программа реализует...

Программа дополнительного образования по фитнес-аэробике для 6— 10 класса основного общего, среднего общего образования.

Данная образовательная Программа включает в себя обязательный минимум информации, позволяющей существенно расширить знания, умения и навыки в области физической культуры, а занятия строятся на сотрудн...