Рабочая программа по физкультуре по ФГОС 1 класс
рабочая программа по физкультуре по теме

Малашкин Сергей Николаевич

Программа разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре, на основе программ В.И. Ляха, А.А. Зданевича (2006г); А.П. Матвеева, Т.В. Петровой (2006г).

Уровень  изучения учебного материала базисный. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f_1.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ХУЖИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

рабочая программа по физической культуре

 1 КЛАСС

составлена

по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту

начального общего образования

УМК «Школа России»

Программу разработал: учитель физической культуры

Сергей Николаевич Малашкин

2013/2014 уч.год

Пояснительная записка

Физическая культура 1 класс

(68 часов)

Соответствие Государственному образовательному стандарту

Программа разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре, на основе программ В.И. Ляха, А.А. Зданевича (2006г); А.П. Матвеева, Т.В. Петровой (2006г).

Уровень  изучения учебного материала базисный. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников

Цели и задачи

Учитывая возрастно-половые  особенности младших школьников, целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности. В процессе овладения двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью не только совершенствуются  физические качества, но и  активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.

 Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

Программа обучения физической культуре направлена на:

- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские);

- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

- соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

 Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в личностных, метапредметных и предметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

     Специфика  программы

В соответствии  с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры  предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.

Основные содержательные линии курса

Знания о физической культуре

Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.

Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.

Комплексы упражнений на развитие физических качеств.

Спортивно-оздоровительная деятельность.

Гимнастика с основами акробатики.

 Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.

Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.

Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев;

2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.

              Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.

Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Легкая атлетика.

Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;

Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Подвижные и спортивные игры.

 На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На материале спортивных игр:

Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.

Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

Планируемые результаты:

Знания о физической культуре

Выпускник научится:

  • ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
  • раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
  • ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;

  • организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
  • характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Физическое совершенствование

Выпускник научится:

  • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
  • выполнять организующие строевые команды и приёмы;
  • выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
  • выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
  • выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
  • играть в баскетбол, футбол и перестрелку по упрощённым правилам;
  • выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 1 класса

В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 1 класса должны:

  • иметь представление:
  • о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
  • о способах изменения направления и скорости движения;
  • о режиме дня и личной гигиене;
  • о правилах составления комплексов утренней зарядки;
  • уметь:
  • выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
  • выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
  • играть в подвижные игры;
  • выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
  • выполнять строевые упражнения;

Календарно-тематическое планирование

по физической культуре 1 класс

п/п

Кол-во

часов

Тема урока

Тип

урока

Характеристика основной деятельности ученика

Вид контроля

Дата

1 полугодие (32ч)

Основы знаний о физической культуре, способы физкультурной деятельности – 1 ч.

1.

 «Понятие о физической культуре. Правила по технике безопасности на уроках физической культуры». Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища. Игра «Пингвины с мячом».

Вводный урок

Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия  физическими упражнениями, подвижными  и спортивными играми.

Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма.

Легкая атлетика – 12 ч.

2.

 «Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук под счет коротким, средним и длинным шагом».  Игра «Быстро по своим местам».

Комбинированный

Различать разные виды ходьбы.

Осваивать ходьбу под счет, под ритмический рисунок.

3.

Сочетание различных видов ходьбы. Игра «Слушай сигнал».

Комбинированный

Моделировать сочетание различных видов ходьбы.

Осваивать умение использовать положение рук и длину шага во время ходьбы.

Стартовый контроль: бег 30 м.

4.

 Обычный бег, бег с изменение направления движения. Бег в чередовании с ходьбой. Игра «Кошки - мышки». Игра «Вызов». Развитие скоростных качеств.

Комбинированный

Различать разные виды бега, уметь менять направление во время бега, оценивать свое состояние.

5.

. «Бег с преодолением препятствий». Игра «С кочки на кочку». ОРУ. Игра «Два Мороза». Развитие скоростно-силовых качеств.

Комбинированный

Научиться общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

Стартовый контроль: прыжок в длину с места.

6.

Бег по дорожки. ОРУ. Игра «У ребят порядок строгий». Развитие скоростно-силовых качеств.

Комбинированный

Осваивать высокий старт, умение стартовать по сигналу учителя.

7.

Челночный бег. Игра «Ястреб и утка». ОРУ. Развитие выносливости. Понятие скорость бега.

Изучение нового материала

Знакомство с челночным бегом. Освоение правил выполнения.

Проявлять качества выносливости при выполнении челночного бега.

8.

 «Совершенствование навыков бега. Медленный бег до 3 мин». ОРУ. Подвижная игра «Кто быстрее встанет в круг?»

Комбинированный

Развитие выносливости, умения распределять силы.  Умение чередовать бег с ходьбой.

9.

Эстафеты. Бег с ускорением. Игра «Быстро в круг». ОРУ. Развитие скоростно-силовых качеств.

Комбинированный

Развитие выносливости, умения распределять силы.  Умение чередовать бег с ходьбой.

Стартовый контроль: челночный бег (3х10 м).

10.

Метание малого мяча на дальность. ОРУ. Игра «Воробьи и вороны». Развитие скоростно-силовых качеств.

Изучение нового материала

Знакомство с метанием малого мяча на дальность. Освоение правил выполнения.

11.

«Совершенствование навыков бега. Медленный бег до 3 мин». Подвижная игра «Невод».

Комбинированный

Развитие выносливости, умения распределять силы.  Умение чередовать бег с ходьбой.

12.

Прыжок в длину с места. Эстафеты. ОРУ. Игра «Мышеловка». Развитие прыжковых качеств.

Совершенствование

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

13.

Прыжок в длину с разбега, с отталкиванием одной и приземлением на две. Эстафеты. ОРУ. Игра « Мышеловка». Развитие прыжковых качеств.

Совершенствование

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

14.

Прыжок в длину с разбега, с отталкиванием одной и приземлением на две. Эстафеты. ОРУ. Игра « Мышеловка». Развитие прыжковых качеств.

Совершенствование

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

Стартовый контроль: прыжок в длину с разбега.

Подвижные игры – 19 ч.

15.

Игры на закрепление и совершенствование навыков бега (разучивание игры «К своим флажкам»).

Правила по технике безопасности на уроках подвижных и спортивных игр.

Вводный

Называть правила подвижных игр и выполнять их в процессе игровой деятельности.

Выполнять игровые действия в условиях учебной и игровой деятельности.

Подготавливать площадки для проведения подвижных игр в соответствии с их правилами.

Проявлять смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игры.

Моделировать игровые ситуации.

Регулировать эмоции в процессе игровой деятельности, уметь управлять ими.

Общаться и взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой  

деятельности.

16.

Игры на закрепление и совершенствование развития скоростных способностей (разучивание игры «Пятнашки»).

Комбинированный

17.

Игры на закрепление и совершенствование навыков в прыжках (разучивание игры «Прыгающие воробушки»).

Комбинированный

18.

Игры на закрепление и совершенствование метаний на дальность  (игра «Кто дальше бросит», «Метко в цель»).

Комбинированный

19.

Игры на закрепление и совершенствование метаний на  точность (игра «Точный расчет»).

Совершенствование

20.

«Упражнения на внимание». Подвижная игра «Охотники и утки».

Изучение нового материала

21.

 «Упражнения на ловкость и координацию». Подвижная игра «Удочка».

 

Комбинированный

22.

Ведение и  передача баскетбольного мяча. Подвижная игра «Круговая охота».

Изучение нового материала

23.

Подвижные игры с баскетбольным мячом. Подвижная игра «Передал — садись».

Комбинированный

24.

Подвижные игры с баскетбольным мячом. Подвижная игра «Передал — садись».

Комбинированный

25.

Подвижные игры с баскетбольным мячом. Подвижная игра «Не давай мяча водящему».

Комбинированный

26.

 «Внимание, на старт». Игра «Капитаны».

Комбинированный

27.

Подбрасывание волейбольного мяча. Подача мяча.

Изучение нового материала

Выполнять игровые действия в условиях учебной и игровой деятельности.

28

Подвижные игры с волейбольным мячом.

Комбинированный

Общаться и взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой  

деятельности

29

Подвижные игры с волейбольным мячом.

Комбинированный

Общаться и взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой  

деятельности

30

Футбол. Удары по неподвижному мячу.  Ведение мяча.

Изучение нового материала

Выполнять игровые действия в условиях учебной и игровой деятельности.

31

Подвижные игры с футбольным мячом.

Комбинированный

Общаться и взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой  

деятельности

32

Подвижные игры с футбольным мячом.

Комбинированный

Общаться и взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой  

деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре по ФГОС в 1-4 классах Лях

Рабочая программа для начальных классов по ФГОС 3 часа в неделю с лыжной подготовкой по программе Ляха, Зданевич...

Рабочая программа по физкультуре 1-4 классы, ФГОС

Рабочая программа по физкультуре, 1-4 классы, ФГОС...

Рабочая программа по физкультуре, 5-9 классы, ФГОС

Рабочая программа по физкультуре, 5-9 классы, ФГОС...

Рабочая программа по физкультуре 10-11 класс ФГОС

Программа включает в себя пояснительную записку; общую характеристику предмета; место учебного предмета в учебном плане; личностные, метапредметные, предметные результаты освоения программы; содержани...

Рабочая программа по физкультуре 5-9 классы ФГОС

Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов разработана на основе следующих документов:-Закона Российской Федерации «Об образовании»;-Федерального закона «О физической к...