СЮЖЕТНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
учебно-методический материал по физкультуре по теме

Михайленко Зоя Михайловна

Непременное условие здоровья - это движение. Оно должно сопутствовать ребенку постоянно. Моя задача как инструктора по физической культуре - не только побуждать ребенка к движению, необходимо, чтобы движение доставляло радость

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon statya.zip14.17 КБ

Предварительный просмотр:

СЮЖЕТНЫЕ  ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ  ПО

ЛИТЕРАТУРНЫМ  ПРОИЗВЕДЕНИЯМ

З.М.Михайленко

Инструктор по физической культуре,

КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) начальная школа- детский сад №1»

Нами неоднократно отмечалось, непременное условие здоровья - это движение. Оно должно сопутствовать ребенку постоянно. Моя задача как инструктора по физической культуре - не только побуждать ребенка к движению, необходимо, чтобы движение доставляло радость.

Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Например, слон - превращается в зайчика (имитация), групповой бег с вхождением в образ (бегущая волна, ручеек). Двигательное воображение обеспечивает движениям «одушевление (одухотворение)», делает их по-настоящему управляемыми.

Наиболее эффективное средство развития двигательного воображения - подвижные игры. Подвижные игры давно и просто вошли в обиход дошкольников. Это является одной из причин широкого распространения в практике в образовательном учреждении сюжетных, физкультурных занятий по литературным произведениям. Такие занятия развивают у -детей творчество, фантазию, воображение. Так как я работаю с детьми в специальном учреждении, такие занятия эффективно решают коррекционные задачи. Сюжетные занятия учат детей преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях. Этот тип занятий ценен тем. что на них дети раскрываются с неожиданной стороны, например, проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность. Частая смена двигательной деятельности с разной физической нагрузкой дисциплинирует детей, снимает напряжение. Занятия проходят увлекательно и время пролетает незаметно.

Выделяют три типа -сюжетных физкультурных занятий по литературным произведениям

  1. тип - одно занятие по нескольким литературным произведениям, из которых отбирается материал по определенном} критерию. Например: «В гостях у Анастасии Петровны» (все песни, игры, стихотворения о медведях)
  2. тип занятие, на которое приходит один или несколько литературных героев. Например: «Мишка - топтыжка» (на занятие приходит медвежонок)
  3. тип - занятие строится по сюжету литературного произведения.

Например: «Колобок», «Федорино горе» ...

Этот тип занятия используют для закрепления основных видов движений, т.к меньше времени уходит на показ и объяснения, за счет чего и повышается моторная плотность занятий.

Успешное решение поставленных задач во многом зависит от выбора рационального способа организации детей на занятиях. На сюжетных занятиях по литературным произведениям нами используются различные способы организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный и полоролевой.

При фронтальной организации все дети одновременно выполняют одно и тоже упражнение, что повышает физическую нагрузку, способствует закреплению двигательных навыков, развитию физических качеств. Моторная плотность занятия составляет 75-80%. Занятие имеет тренирующий эффект.

При групповом способе воспитанников делим на несколько групп, каждая из которых получает индивидуальное задание. После выполнения упражнений группы меняются заданиями. Физическая нагрузка при этом способе организации детей зависит от того, как выполняются движения в каждой группе (по одному ребенку или все вместе). Групповой способ используем в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

При индивидуальном способе дети выполняют упражнения по очереди. Этот способ применяем, когда необходима страховка для выполнения упражнения.

Ребенок учится управлять своими движениями. Сначала выполняя более простые упражнения, а потом - более сложные: «На параде», «По тропинке». «Тропинка», «Котенок», «Петрушка», «Маятник», «Дерево на ветру».

Игры с воображаемыми предметами (имитируемыми): «Шофер», «Дворник», «Дровосеки»..., также игры с мячами, кубиками, со скакалкой, игры с мелкими предметами.

В перспективе нами планируется совместно с логопедами учреждения разработать модель разминки для проведения занятий на основе рекомендованных художественных произведений по типу французской разминки, например, «Молчаливое развитие речи» («Выжимание губки», игра с пальчиками, т.е. пальчиковая гимнастика «Катушка» (Цель: прямая - ребенок учится наматывать нить на катушку, косвенная - координация мелких движений кистей рук, концентрация внимания, последовательность движений)), «Соленое тесто», «Свиток», «Коробочки и баночки».

По данным исследования организация физкультурно-оздоровительных мероприятий и работа педагога с дошкольниками с речевой патологией имеют свои особенности: учебные планы педагогических заведений, осуществляющих подготовку руководителей физического воспитания дошкольных учреждений не предусматривает изучение проблем адаптивной физической культуры. В результате педагогу коррекционного учреждения для правильного построения процесса физического воспитания дошкольников с речевой патологией приходится самостоятельно знакомится с азами логопедии, дефектологии и социальной психологии.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных компонентов двигательно- пространственных упражнений. Ритм речи, прежде всего стихов, поговорок, пословиц, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая и двигательная память. Например, логопедическая разминка для детей старшего дошкольного возраста:

  1. Ходьба в колонне по одному: сделать два шага, остановиться,

притопнуть левой ногой, два раза ударить по бедрам, похлопать в ладоши (6-7 раз) Топ - топ! Хлоп - хлоп!

  1. Ходьба в полуприсяду, руки на поясе (дети представляют себя котятами, спешащих к маме - кошке)

Тук, тук, тук, тук, Моих пяток слышен стук, Мои пяточки идут, Меня к мамочке ведут.

  1. Ходьба на носочках в среднем темпе, руки за головой. Мы веселые ребята,

Наше имя - медвежата Любим лазить и метать, Любим прыгать и играть.

  1. Ходьба в полуприсяду: Чок, чок, чок, чок, Наступлю на каблучок (5-6 раз)
  2. Прыжки с продвижением вперед, руки на поясе: Скачут зайцы - прыг да скок,

На лесной опушке. А у зайчиков торчат Ушки на макушке.

Как правило, нами используются приемы, стимулирующие ребенка к действию: наглядные, практические, проблемные ситуации, экспериментирование. Эти приемы сопровождаются ненавязчивым словом.

Для успешного решения задач физического воспитания необходимо разнообразное физкультурное оборудование. Оно расширяет возможности использования упражнений. Благодаря наличию на занятиях нестандартного оборудования, у детей развивается воображение, появляется психологический настрой, активизируются мыслительные процессы. Для этого мы используем контуры деревьев, маски диких и домашних животных.

Один и тот же предмет может использоваться в различных ситуациях по-разному. Так, на сюжетном занятии по литературным произведениям используем музыкальное сопровождение, которое не только помогает детям настроиться на определенный лад, но и выразить свои чувства, эмоции через движения. Именно на таких занятиях детям предоставляется максимальная свобода в выборе движений. В перспективе нами планируется выполнение на занятиях заданий по карточкам или использование предметов, когда детям необходимо будет придумать игру или движение, соответствующее этому предмету или изображению на карточке.