Методические приемы подготовки учащихся к региональному этапу олимпиады
методическая разработка по физкультуре по теме

Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним - это главная цель педагога в работе с учениками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_priemy_podgotovki_uch-sya_k_olimpiade.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

по теме

«Методические приемы подготовки учащихся

к региональному этапу олимпиады».

                           

                                                                         

 Подготовила:                  

учитель физической культуры

МБОУ гимназии №10

Филиппова Н.Н.

г. Гкуово

2013

       На современном этапе в образовании все больше утверждается деятельностный компетентностный подход, сущность которого заключается в том, чтобы сделать ученика активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним - это главная цель педагога в работе с учениками. Знаю → могу применить →владею способами применения (знаю как применить) → имею своё отношение - эта логическая цепочка определяет развитие олимпиадных детей.

     Одной из форм организации физического воспитания школьников является проведение олимпиад по физической культуре, в которых школьники принимают самое активное участие, демонстрируя свои знания и умения в области физкультуры и спорта.

     Олимпиады - это одна из общепризнанных форм работы с одаренными и высокомотивированными учащимися. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Это своего рода специализированный IQ для наших учащихся.

      В положении о Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре, спорту и туризму указывается, что «олимпиада проводится с целью создания условий, способствующих активизации работы в сфере физической культуры; совершенствования теоретико- методических знаний и практических умений и навыков, необходимым учащимся в повседневной жизни, формирования интереса к занятиям физическими упражнениями, выявления наиболее подготовленных школьников для поступления в специализированные высшие учебные заведения».

Основными задачами  олимпиады школьников по физической культуре являются:

- выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно- исследовательской деятельности;

- создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;

- пропаганда научных знаний;

- привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми;

- отбор наиболее талантливых обучающихся в сборные команды страны для участия в международных олимпиадах.

      В каждой школе есть одарённые ученики, которые любят физкультуру и спорт, с большой охотой приходят на уроки физической культуры, дополнительно занимаются в спортивных секциях и кружках, участвуют в различных соревнованиях и турнирах.

       Таких детей мы замечаем и даём им шанс проявить себя на первом этапе олимпиады – школьном.

     В этом конкурсе участвуют обучающиеся юноши и девушки  7-8, 9-11 классов, наиболее подготовленные физически и с опытом теоретической подготовки, полученных на уроках физической культуры и самостоятельных знаний.

Школьная олимпиада состоит из двух частей:

- тесты по теоретико-методическим знаниям;

- практическая часть (игровые виды спорта, легкая атлетикаа, акробатическая комбинация).

На школьной олимпиаде оценивается качество освоения учащимися знаний, умений и навыков, предусмотренных учебной программой по физической культуре. По теоретическому курсу наибольшая сумма баллов за правильные ответы; практическая часть – наименьшая сумма мест.

     Таким образом, выявляются лучшие ученики 7-8, 9-11 классов, самые одарённые, самые спортивные, сильные, физически здоровые ребята, которые отстаивают честь школы на городской олимпиаде.

    Методика подготовки детей к городской олимпиаде по физкультуре  отработана в течение  нескольких лет:

- уроки физической культуры;

- спортивные секции и кружки;

- дополнительные занятия и тренировки.

       Учителя физической культуры поэтапно совершенствуют элементы акробатики, разученные на уроках физической культуры и закрепляют эти навыки на дополнительных занятиях, с необходимым оборудованием, отрабатывают элементы спортивных игр, задания по легкой атлетике.

       Проведя анализ работы по подготовке обучающихся к олимпиаде по физкультуре, можно сделать вывод, что в школе, как правило, выигрывают конкурсные испытания те учащиеся, которые занимаются в различных спортивных секциях и кружках, в которых добиваются больших успехов.

Мотивация к активной спортивной деятельности обучающихся определяется различными факторами.

     На начальном этапе причинами активного занятия спортом (независимо от вида спорта) могут быть:

1.Стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств).

2.Стремление к самовыражению и самоутверждению (желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена; стремление признанию у сверстников; желание защищать честь школы, быть привлекательным для противоположного пола).

3.Социальные установки (мода на спорт, стремление сохранить семейные спортивные традиции, желание быть готовым к труду и службе в армии).

4.Удовлетворение духовных и материальных потребностей (стремление чувствовать себя членом спортивной команды или спортивной школы, общаться с товарищами, получать новые впечатления, желание получить спортивные награды)

Каждая из перечисленных причин имеет для конкретного школьника большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями. Однако некоторые мотиваторы являются ведущими для большинства: удовольствие, получаемое от занятий спортом, стремление к здоровью и физическому развитию, к общению, к самоактуализации и развитию волевых качеств, повышение самооценки учащегося.

       Умелое использование мотивации школьников, ссылаясь на примеры выпускников прошлых лет, рекламируя их достижения и результаты, происходит формирование среди учащихся активных участников Всероссийской олимпиады школьников и различных спортивных состязаний.

Целями педагога по мотивации учащихся к активной спортивной деятельности и участию во Всероссийской олимпиаде школьников являются:

  1. Выявление учащихся с высокими спортивными способностями и интересом к самостоятельной познавательной деятельности.
  2. Создание условий для поддержки одарённых детей, оказание посильной помощи в полном раскрытии их способностей, оказание им помощи в сознательном выборе профессии.
  3. Поощрение самостоятельной, поисковой, исследовательской деятельности одарённых учащихся.
  4.  Повышение интереса учащихся к углубленному изучению предмета физической культуры.
  5. Активизация деятельности для дальнейшего интеллектуального развития учащихся и подготовки их к участию во Всероссийской олимпиаде школьников .
  6. Активизация работы кружков и секций, всех форм внеклассной и внешкольной работы по физической культуре .

В системе работы по подготовке к олимпиаде  можно выделить три  этапа.

1 этап. Выявление одаренных и высокомотивированных детей,  отличающихся нестандартным мышлением.

 Выявление одаренных учеников начинается еще с начальной школы. Это дети, которые имеют творческий характер, применяют в выполнении заданий нестандартный подход. На занятиях педагогу необходимо стараться  поддержать интерес к своему предмету, использовать различные методы обучения, разучивать дополнительный материал, расширять и углублять различные программные темы.

2 этап. Вовлечение учащихся в олимпиадное движение.

 Серьезное участие во Всероссийской олимпиаде начинается только с 9 класса. Возникший разрыв с 5 по 8 классы успешно устраняется активным участием обучающихся в различных спортивных мероприятиях, конкурсах, что формирует интерес к участию в олимпиадном движении.

 3 этап. Подготовка участников олимпиад.

 Подготовка к олимпиаде по физической культуре - это сложный процесс, требующий продуманности и систематичности.

 Основными подходами при подготовке олимпийцев являются:

 • решение как можно большего числа олимпиадных заданий;

 • подробное дополнительное изучение тем школьного курса;

• комбинированные способы.

            Для учащихся, которые выходят на заключительный этап Всероссийской олимпиады, разрабатываются индивидуальные образовательные программы и индивидуальные образовательные траектории.  Участниками олимпиад являются не только учащиеся. Можно сказать, что косвенно в них участвуют и учителя. Педагогам, занимающимся подготовкой к олимпиадам, необходимо постоянно отслеживать все инновации олимпиадного движения при помощи специальной литературы, информации, размещенной на образовательных Интернет-сайтах, постоянно заниматься самообразованием.

1. Бутин И.М. Физическая культура: 9-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений / И.М. Бутин, И.А. Бутина, Т.Н. Леонтьева, С.М. Масленников. - М. : ВЛАДОС, 2003.

• 2. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основа знаний: учебное пособие / В.П. Лукьяненко. - М. : Советский спорт, 2003.

• 3. Твой олимпийский учебник: учеб. пособие для учреждений образования России. - 13-еизд., перераб. и доп. / В.С. Родиченко и др. - М. : Физкультура и спорт, 2004.

4. Физическая культура: учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета "Физическая культура" / Под общ. ред. А.Т. Паршикова, В.В. Кузина, М.Я. Виленского. - М. : СпортАкадемПресс, 2003.

5. Физическая культура: учебник для учащихся 11-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета "Физическая культура" / Под общ. ред. А.Т. Паршикова, В.В. Кузина, М.Я. Виленского. - М. : СпортАкадемПресс, 2012.

6. Чесноков Н.Н. Тестирование уровня знаний по физической культуре: учебно-методическое пособие / Н.Н. Чесноков, А.А. Красников. - М. : Спорт-АкадемПресс, 2002.

7. Чесноков Н.Н. Олимпиада по предмету "Физическая культура" / Н.Н. Чесноков, В.В. Кузин, А.А. Красников. - М. : Физическая культура, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ о подготовке учащихся к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников 17.12.2015

Приказ о подготовке учащихся к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников...

ДОКУМЕНТЫ ПОБЕДИТЕЛЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ 2011-2012 УЧ. Г.

Протокол Регионального этапа Всероссийской олимпиады по биологии  2011-2012 уч.год....

Приказы ДО по подготовке учащихся на региональный этап

Приказы ДО по подготовке учащихся на региональный этап...

Программа семинара " Содержательные и методические аспекты подготовки учащихся к конкурсам и олимпиадам ДН направленности" Выступление.

Выступление на семинаре " Содержательные и методические аспекты подготовки учащихся к конкурсам и олимпиадам ДН направленности"...

Педагогический проект «Географическая школа: школа подготовки подготовка учащихся к муниципальному этапу всероссийской олимпиады школьников»

В настоящее время одно из ключевых направлений работы средней школы – создание условий для выявление одарённых обучающихся и их мотивация на углублённое изучение отдельных предметов. Важнейший и...

О подготовке к региональному этапу олимпиады по алгебре в 7 классе

ищу учителей математикикоторые готовят учеников 7 клк региональному этапуолимпиады по математикеhttps://урок.рф/discussion/656236.htmlкакие задачи решать?как организовать процесс подготовки?https://vk...

Система подготовки учащихся к школьному этапу олимпиады по математике

Некоторые моменты подготовки учеников к школьному этапу олимпиады по математике...