Упражнения для укрепления мышц шеи, формирование вертикального положения головы.
материал по физкультуре по теме

Родионова Софья Алексеевна

Контроль положения головы подразумевает не только удержание головы в вертикальном положении, но и, произвольное движение головой в нужном направлении. Для формирования контроля положения головы используют приемы:
1. Поочередное размещение по сторонам от головы игрушек, привлекающих внимание.
2. Стимуляция ладонно-ротового рефлекса - раздражая ладошку, добиваться движения головы к ладони.
3. Стимуляция рефлекса Галанта – делая штриховое раздражение кожи спины, добиваться разгибания туловища и шеи. Первоначально выполняется в облегченных условиях: в положении ребенка лежа на боку, затем, в положении лежа на животе.
4. Перекатывание ребенка с боку на бок таким образом, чтобы голова оказывалась в неустойчивом положении, и ребенок, пытаясь освободиться, напрягал мышцы шеи.
5. Потягивание за ручку, добиваясь напряжения мышц руки и шеи. В начале курса лечения упражнение выполняют в облегченных условиях, поместив верхнюю часть туловища ребенка на подушку, потом - в положении лежа на боку, затем, усложняя упражнение, в положении лежа на спине.
6. Используя положение ребенка на руках у взрослого. Держать вертикально спинкой к груди взрослого, страхуя его голову от запрокидывания путем опоры головки о грудь взрослого и надежно прижав его к себе одной рукой под мышками, а другой под попу, сгибая при этом его ножки. Взрослый делает различные движения: наклоны малой амплитуды, повороты, как бы балансируя ребенком, так чтобы могли включаться вестибулярные рефлексы ребенка, изменялся тонус мышц шеи и сохранялось вертикальное положение головы. Затем используют более сложный вариант упражнения - удержание ребенка в полувертикальном положении, т.е. слегка наклонив его в сторону. Самый сложный вариант упражнения, стимулирующий тоническую активность всей аксиальной мускулатуры - удержание ребенка в положении лежа на боку под мышкой у взрослого. Таким образом можно носить ребенка не только во время занятий, но и между делом
7. Рефлекторное ползание. Выполняется следующим образом: ребенка, лежащего на столе на животе, на левой руке взрослого, головой в левую сторону взрослого, надежно фиксируют этой рукой, а правую свою ладонь подставляют под правую стопу ребенка, чтобы при необходимости, можно было в определенный момент создать опору для этой стопы, при этом левой опорной рукой переваливают слегка ребенка на левый бочок, создавая тем самым возможность ребенку самостоятельно сгибать правую ножку, это очень важно!, чтобы он сам сгибал ногу в сторону, улавливаем момент и создаем правой ладонью упор для стопы, а дальше младенец уже рефлекторно сам отталкивается, мы же слегка протягиваем его левой рукой вперед. Создавая иллюзию проползания. При этом получилось, что ребенок сам и согнул ножку, сам и оттолкнулся, а так как мы его и переваливали на бочок он вынужден был напрягать и аксиальную мускулатуру. Включаются вестибулярные и асимметричные шейно-тонические рефлексы, рефлекс ползания (Бауэра) . Все повторяют с другой ногой. При достаточной сноровке ,можно не перекладывать ребенка на другую руку взрослого, а так и «проползти» до конца стола (лучше кушетки, так длиннее путь), а затем переложить на другую руку и все повторить до другого конца стола.
8. В исходном положении ребенка лежа на боку, обхватить ладонями, областью тенаров и гипотенаров, с обеих сторок плечевой и плечелопаточный суставы, выполняют пассивные движения в этих суставах, как бы перемалывая между ладонями сустав (обязательно подчиняясь ритму ткани), чтобы расслабить ткани надплечья, мобилизовать сочленения плечевого пояса. Обычно ребенок при этом старается изменить положение головы, напрягая мышцы шеи. Этим же приемом освобождается заблокированный плечевой сустав. Перевернув на другой бочок, повторить все с другим суставом. 
9. При наличии мышечного гипертонуса, между перечисленными приемами включают расслабляющие приемы, такие как прокатывание на мяче, разминание, потряхивание. Обязательно подавляют запрокидывание головы., т.е. избегать таких движений, которые вызывают это запрокидывание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения для формирования вертикального положения головы

Упражнения

Организацинно-методические указания

1.

И.п. лежа на спине: стимулировать повороты глазами и головой вправо- влево, круговые движения по часовой стрелке и против, сгибание и разгибание головы.

при помощи погремушки, яркой игрушки. Голову назад не запрокидывать и не бросать. Так же можно подкладывать под плечевой пояс  валик

2.

И.п. лежа на спине в позе «эмбриона»

(ноги согнуты и прижаты к животу, руки скрещены на груди или вокруг коленей): плечевой пояс приподнимается руками методиста и выносится вперед-стимулируется  подъем головы

3.

И.П. лежа на спине: ребенка слегка подтягивают за плечи

создаются условия для подъема головы. То же но тягу производить за предплечья или кисти

4.

И.П. лежа на спине, ноги согнуты и разведены, кисти ребенка прижаты (прихвачены) к одноименным лодыжкам

вызывается подъем головы. Покачивание ребенка в данном положении вперед назад

5.

И.П.лежа на спине, 1- голову поднять

2 – И.П.

Ноги ребенка прижаты ладонью методиста в районе коленного сустава, другой рукой захватывается кисть и выполняется тяга вперед – вверх  - стимулируется подъем – поворот  головы

6.

 И.П.лежа на спине, руки вперед

1- голову поднять

2 – И.П.

 Ребенку протягивается игрушка (палочка, трубка, веревка) для захвата пальцами рук, после чего выполняется легкая тяга ребенка за удерживаемый предмет до положения выпрямления рук и их натяжения  - стимулируется подъем головы

7.

И.П. лежа на спине, руки веред

1 – правая рука вперед с поворотом

2 – И.П.

3. – левая рука вперед с поворотом

4 – И.П.

Следить за положением головы, самоконтроль ребенка (удерживать голову)

8.

И.П.- лежа на спине

Выполняются пассивные движения головы влево и вправо, вперед-назад

Ребенок кладется на край кушетки, мата или топчана. Обхватить голову ребенка слева и справа и выполнять пассивные движения

9.

И.П.- лежа на спине

Повороты головы  влево-вправо на звук

Щелчок пальцами, потряхивание погремушкой в нужном направлении

10.

И.П.- лежа на спине

Самостоятельный подъем головы

Ребенок лежит на наклонной поверхности( 10-30 гр) головой вниз, руки у локтей прижаты методистом. Другой методист (мать ребенка), манипулируя игрушкой, привлекает его внимание и стимулирует

самостоятельный вывод головы в вертикальное положение.

11

И. П. – лежа на животе на наклонной поверхности (10 – 30 гр.)

Покачивание вверх – вниз наклонной доски во время выполнения упр.

И.П. лежа на животе

1

И.П. лежа на животе

1- поворот головы вправо

2 – поворот головы влево

Пассивные повороты головой ребенка в обе стороны

2

И.П. лежа на животе

1- поворот головы вправо

2 – поворот головы влево

Голова повернута в одну из сторон, потряхиванием погремушки со стороны затылка ребенка вызывать попытки самостоятельного поворота головы в сторону звукового раздражителя

3

И.П. лежа на животе

1 -4 удерживать голову

Голова выступает за край топчана – данное положение содействует подъему и стабилизации головы

4

И.П. лежа на животе

1 -2 подъем головы вверх

3 – 4 поворот влево

5 – 6 порот вправо

7 – 8 И.П.

Удерживать голову и не запрокидывать назад

 5

 И.П. лежа на животе

Методист подкладывает руки под грудь ребенка

Тем самым вызывает реакцию выпрямление головы

6

 И.П. лежа на животе

Методист подкладывает руки под грудь ребенка и поднимает  вверх

Тем самым вызывает реакцию подъем и выпрямление головы

7

И.П. лежа на животе, руки вперед

1- 4 удерживать голову на весу

Одной рукой методист прижимает таз ребенка , а др рукой подводит под его плечи в районе локтевых суставов (сначала подбородок ребенка может лежать на руке методиста, в дальнейшем она отодвигается), оставляя голову на весу

8

И.П. лежа на животе, руки «крылышками»

1 – выпрямление рук вперед

2 – И.П.

Предлагая ребенку предмет для захвата двумя руками, стимулируя выведение прямых рук вперед с одновременным подъемом головы

9

И.П. лежа на животе, руки вдоль туловища, ладони вниз

1 -2 подъем головы вверх

3 – 4 поворот влево

5 – 6 порот вправо

7 – 8 И.П.

Одной рукой методист прижимает таз ребенка, а др. приподнимает вверх – назад, поочередно левое и правое плечо с небольшим разворотом в соответствующую сторону – происходит подъем головы и разгибание позвоночного столба

10

И.П. лежа на животе, руки  в стороны- назад, ладони открыты

Методист производит тягу ребенка за руки назад – вверх с раскачиванием и поворотом

Ребенок поднимает голову и верхнюю часть туловища, голову не запрокидывать назад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на укрепление мышц руки

Упражнения на укрепление мышц руки...

картотека упражнений для укрепления мышц спины, ног и брюшного пресса.

упражнения для укрепления мышц спины, ног и брюшного пресса использую в работе а детьми группы НОДА. упражнения использовала в НОД, в утренней гимнастике, в гимнастике после дневного сна. результатом ...

Комплекс упражнений для укрепления мышц спины и живота.

Что такое осанка.Какие типы осанок бывают.Взаимосвязь мышц живота и осанки.комплекс упражнений на укрепление мышц живота и спины....

Методическая разработка на тему "Комплекс упражнения для укрепления мышц рук и пресса"

Методическая разработка на тему "Комплекс упражнения для укрепления мышц рук и пресса"...

2.Упражнения для укрепления мышц спины

2.Упражнения для укрепления мышц спины...

3.Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса.

3.Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса....