НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
статья по физкультуре по теме

Васьков Никита Владимирович

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_18.04.2013.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Здоровье нации – наша забота. Материалы 7-ой региональной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов /Под ред. Д.Н. Макаридина, Н.Г. Миловановой. - Тюмень: ТОГИРРО, 2013.

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Васьков Н.В.

Научный руководитель: к.пед.н., доцент Богданова В.А.

ИФК ТюмГУ, г.Тюмень

Единственная красота,

которую я знаю, – это здоровье.
Г.Гейне

Во вступительном слове на встрече, посвящённой развитию в России системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта, проходившей 13 марта 2013 года в г. Москве, Президент РФ В.В. Путин еще раз обозначил тревожные тенденции.

В частности он заметил: «Как отмечают специалисты, физическое воспитание российских детей значительно хуже, чем было несколько десятилетий тому назад. Вот несколько цифр и фактов, в целом они известны, но я позволю себе их воспроизвести. В 14 лет две трети детей в России уже имеют хронические заболевания. Две трети. У половины школьников отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, у 30 процентов – нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах. До 40 процентов призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы физподготовки военнослужащих.

Очевидно, что причин такой ситуации много. Это и социальные проблемы (и, наверное, прежде всего и в первую очередь социальные проблемы), и состояние здравоохранения, и положение дел в семьях. И конечно, мы, решая те задачи, ради обсуждения которых мы сегодня собрались, должны решать все эти проблемы последовательно. В том числе необходимо пересмотреть подходы к физическому воспитанию, выстроить его как комплексную, эффективную и современную систему».

И с этими словами Президента РФ нельзя не согласиться. Для того чтобы укреплять и сохранять здоровье здоровых, то есть управлять им, необходима информация как об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состоянии окружающей среды, образе жизни и т.п.), так и конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х гг. XX в. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов. На основе этого в 1994 году Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях «Охрана здоровья населения» и «К здоровой России» определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом:

- генетические факторы - 15-20%;

- состояние окружающей среды - 20-25%;

- медицинское обеспечение - 10-15%;

- условия и образ жизни людей - 50-55%.

В основе формирования здорового образа жизни лежит ряд ключевых положений:

  1. Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.
  2. В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.
  3. В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.
  4. Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.
  5. Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций.

Важность проблемы оптимальной двигательной активности в жизни современного человека чётко формулируется в высказывании американского пропагандиста и практика здорового образа жизни К. Купера: «В течение многих тысячелетий человек формировал себя в физической работе. Сейчас с драматической внезапностью ломается модель, созданная эволюцией».

Действительно, тысячелетиями жизнь людей была связана с физическими усилиями при трудовой деятельности. В течение прошлого и настоящего столетий ситуация принципиально изменилась, сейчас доля физических усилий не превышает 8% (в XIX веке около 90%), возник дефицит двигательной активности.

На современном этапе развития общества для успешной социализации, профессионального и личностного роста становится недостаточным обладание знаниями в определённой сфере деятельности. Ценностными ориентирами в образовании становятся личность ученика, его способность к самостоятельной деятельности, умение принимать решения и применять полученные знания на практике.

Администрацией муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Переваловская средняя общеобразовательная школа» Тюменского муниципального района совместно с педагогическим коллективом разработана Программа «Здоровье».

В рамках данной Программы, размещённой в проекте перспективного развития, проводится физкультурно-оздоровительная работа, выстраивается и реализуется система рационального питания, осуществляется санитарно-просветительская работа с участниками образовательного процесса, педагогический лекторий для родителей, внедряются здоровьесберегающие технологии. Администрацией школы ведется внутришкольный контроль в данном направлении, привлекаются члены Управляющего совета.

В реализации данной Программы задействованы все службы школы: администрация, педагоги, психолог, медицинский работник, служба питания и технический персонал.

Цель программы - поиск оптимальных средств сохранения здоровья учащихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успехов.

В разделе «Внедрение здоровьесберегающих технологий» реализуемой Программы осуществляются следующие задачи:

1. Использование здоровьесберегающих компонентов в учебном процессе:

-        педагогические

  • уяснение мотивационной основы занятий
  • педагогически рациональная организация занятий
  • активные методы обучения

-        физиологические

  • здоровьесберегающее обоснование расписания
  • санитарно-гигиенические нормы и дизайн помещения
  • физиологически грамотное построение занятий

-        психологические

  • благоприятный эмоциональный фон занятий
  • эффективность общения и наличие диалога
  • создание ситуации успеха
  1. Создание творческих групп учителей, работающих над здоровьесберегающими технологиями.
  2. Разработка, поиск и применение памяток, рекомендаций как одного из путей формирования здоровья школьников.
  3. Правильная база учащегося во время занятий.
  4. Комплекс упражнений физкультурных минуток.
  5. Корригирующие упражнения для осанки.

Одной из задач нашего исследования являлся анализ состояния здоровья школьников. Результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Количество уроков, пропущенных по болезни в расчёте на одного ученика.

Анализируя данные, мы видим, что у учащихся уменьшилось количество пропущенных уроков по болезни с 30 до 24.

Положительную динамику имеют и показатели посещения учащимися школьных спортивных секций (рисунок 2).

Рис. 2. Сравнительный анализ качества посещения учащимися спортивных секций.

Результаты, полученные в ходе мониторинга здоровья школьников и посещения спортивных секций, являются основой для целенаправленной работы всего коллектива школы и родителей учеников по сохранению и укреплению здоровья. Однако, при внедрении в практику Программы «Здоровье», все усилия участников этого проекта не дадут результатов без системы оценки целесообразности, необходимости и эффективности используемых подходов по сохранению и укреплению здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс

В данном выступлении представлен опыт работы  внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. Представленны основные методы и принципы здоровьесбережения...

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс

Презентация на МО учителей иностранного языка....

Методическое сообщение на тему: "Терапевтические возможности музыкального искусства, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс"

Актуализация темы "Терапевтические возможности музыкального искусства, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс"  в педагогической практике....

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс...

Доклад на тему "ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС"

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...

Деятельность Службы здоровья по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс

Презентация, посвященная деятельности Службы здоровья по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс...