Доклад «Использование мультимедийных средств в обучении физической культуре».
материал по физкультуре по теме

Использование ИКТ на уроках физической культуры.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» пос. Айгурский»

Апанасенковского района Ставропольского края.

               

Доклад

На тему:

«Использование мультимедийных средств в обучении физической культуре».

                                                                        Учитель физической культуры МКОУ СОШ №5                                                              

                                                                         Ткачев Александр Владимирович

Использование мультимедийных средств в обучении

физической культуре


                                                                    Введение.
    Одним из главных инструментов в образовании, открывающих путь в новый мир, являются современные компьютерные (информационные) технологии. Они позволяют изменить системные свойства важнейших компонентов нашего бытия. Разработка стратегии использования информационных технологий в сфере образования – одна из ключевых проблем стратегического планирования, как на национальном, так и на глобальном уровне.
    В наше время успешным учителем можно быть только хорошо владея информационными технологиями. Ведь деятельность учителя и учащихся в большей степени зависит от информативности, способности эффективно использовать информацию.
    Компьютерные технологии широко входят в школьную практику. Их используют на многих уроках: истории, биологии, литературы, физики, химии. Характерно, что на всех этих предметах ученики сидят за партами. Гораздо сложнее использовать компьютерную технику, когда все учащиеся двигаются, бегают, прыгают. Это, естественно,  налагает серьезные ограничения в ее использовании на уроках физической культуры, но ни в коем случае не говорит о том, что компьютер использовать на уроках нереально.
    Изучая опыт  других учителей и литературу по использованию компьютерных технологий в школе, я пришл к выводу о том, что в большей степени учителя физической культуры отказываются от проведения таких уроков, ссылаясь на разные причины: материально- технические, низкий уровень владения информационными технологиями самими учителями и учениками и другое. Многие учителя считают, что применить с пользой  компьютерные технологии на уроках физической культуры невозможно. Это не так!
    Компьютерные технологии  – один из эффективных методов организации обучения на уроках. Это урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств. ИКТ применяются для усиления наглядности, для более доступного объяснения сложного нового материала.
    Использование компьютера  при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. Недостаток наглядных пособий на уроках физической культуры заставляет задуматься учителя над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Учитель вынужден находить такие средства и приемы, которые позволят сделать урок интересным и насыщенным, а самое главное,  помогут вызвать интерес.

                                                                Основная часть.
     В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Роль урока с применением ИКТ состоит в том, чтобы превратить встречу ученика и науки в праздник, в демонстрацию достижений, чтобы снять страх  и напряжение ребенка перед учебой, способствовать открытию у него каких-то новых качеств, способностей, умений.
    При проектировании своего урока с использованием ИКТ, каждый учитель должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль играет урок в изучаемой теме, для чего он предназначен: для изучения нового материала, для обработки учебных умений и навыков, для систематизации знаний. Данные критерии следует сразу определить. Это позволит усилить обучающий и воспитывающий эффект урока. Можно достичь максимального обучающего эффекта урока, если он представлен цельным и завершающим продуктом, а не просто набором слайдов.
       Несомненно, против использования ИКТ выдвигаются вполне обоснованные аргументы. Но если ответственно подходить к созданию презентаций, то многих проблем можно избежать, а преимущества выгодно использовать.
    Для начала необходимо проанализировать преимущества и недостатки.
 Преимущества:
1.Использование ИКТ может обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
2.ИКТ облегчают показ фотографий, рисунков, графиков, карт.
3. Быстрота, удобства их воспроизведения.
4. Проигрывание аудиофайлов.
5.С помощью заголовков на каждом слайде можно дать возможность следить за ходом изложения материала.
6.Осуществляется интеграция наук, раскрываются межпредметные связи.
7.Одновременно содействованы графическая, текстовая, аудиовизуальная информация.
8.Сэкономит время для другой деятельности на уроке, для использования других педагогических технологий. Можно использовать разнообразные формы вербального взаимодействия учителя и учеников, детей друг с другом.
 
 К сожаленью, нужно отметить ряд недостатков, которых можно заметить на уроках у некоторых учителей:
1.Слишком быстрый темп смены слайдов.
2.Мелкий нечитаемый шрифт.
3.Обилие анимации, слайдов, перегруженных рисунками.
 
 Несколько советов для создания эффективной, информативной, наглядной, т.е. для «идеальной презентации»:
1.Использовать рубленые шрифты (Arialили Tahoma).
2.Размер шрифта должен быть крупный.
3.Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать: на светлом фоне темный шрифт.
4.Слайды лучше оформлять в едином стиле.
5.Учитывать возрастные особенности детей.
6.Слайды нельзя перегружать текстом и рисунками.
7.Слайды должны соответствовать тексту лекции.
8.Музыкальное сопровождение должно соответствовать теме и нести смысловую нагрузку.
9. Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила, ограничивающие время пребывания ученика перед экраном.
10.«Та презентация лучшая, которая по духу ближе к учителю, создавшему ее на свой вкус, уровень развития, образованность, взгляд на жизнь».

Хочу сделать следующие выводы и выделить ряд преимуществ урока с применением ИКТ по сравнению с обыкновенным уроком:
- улучшается усвоение нового материала, так как в результате преобладания
наглядно-образного мышления школьники легче воспринимают подаваемую
таким образом информацию (цветные картинки, движущееся изображение и др.);
- увеличивается активность учащихся на уроке;
- в ходе работы у детей формируется пространственное и логическое мышление;
-естественным образом достигается оптимизация темпа работы учеников;
- позволяет экономить время.
 
Такие уроки не могут быть ежедневными, потому что при их подготовке и организации от учителя и ученика требуется гораздо больше интеллектуальных и моральных усилий, чем при подготовке обычного будничного урока.
  
 При разработке уроков с ИКТ я четко понимала, что компьютерные технологии - только средство и посредник между учениками и мною.
Я выделил  для себя критерии необходимости, возможности и целесообразности использования компьютерных технологий.
Необходимость в компьютерных технологиях на уроках возникла тогда, когда используемые методы, способы, приемы не обеспечивали достижения поставленной педагогической цели за минимально возможное время.
Возможность применения компьютерных технологий появилась тогда, когда выполняемые учителем и учеником задачи могли быть в достаточной степени формализованы и адекватно воспроизведены с помощью технических средств, при условии выполнения требований по качеству достигаемого результата.
                                                                                                 
  Разрабатывая технологию применения компьютера на уроке физической культуре, я руководствовалась одним принципом: компьютер в обучении использовать лишь тогда, когда он обеспечивает получение знаний и умений, которые невозможно или достаточно сложно сформировать при использовании традиционных технологий.
    По-другому строила и планировала урок: придумывала отдельные элементы занятия, в которых использовала компьютер, предусматривала интеграцию традиционных  и интерактивных средств обучения, разрабатывала способы управления познавательной деятельностью учащихся в ходе занятий. Особое внимание обращала на:
- представление наглядного материала в удобной форме; компенсацию с помощью техники недостатка наглядных пособий;
- использование компьютера для формирования у школьника правильного представления о технике двигательного действия (т.к. все, что изучается вначале, закрепляется особенно прочно).
Применяла компьютер на разных этапах урока. На стадии совершенствования знаний компьютер позволил мне решить проблему традиционного урока коррекция полученных умений и навыков в каждом отдельном случае.
На этапе повторения в компьютерном варианте решали различные проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность оказываются включены все ученики. Степень их самостоятельности регулировалась учителем.
На уроке учащиеся учились анализировать результаты собственной деятельности, принимая решение на основе анализа данных, у них формировалась  адекватная самооценка. Совместная работа учителя и ученика предполагала дальнейшее развитие и расширение  в свете формирования здорового образа жизни.
Таким образом, применение компьютерных технологий на уроках позволило мне реализовать требования теоретического и методического разделов учебных программ.
Изложение темы сочетала с применением наглядных средств. Включение демонстрационных материалов в структуру урока не только  повысило интерес учащихся, но и сэкономило мое время на подготовку к данному уроку.
 
Для повышения эффективности восприятия учебного материала использовала тексты с графическими иллюстрациями. Все создавала, используя графический редактор, текстовый процессор (рисунки, схемы).
Технология, используемая мною на уроке доступна любому человеку, владеющего компьютером на уровне пользователя, и позволяет создавать электронные средства поддержки обучения высокого дидактического качества в сфере физической культуре.
Применяя компьютерные технологии, я делала акцент на возможность их комплексного использования. Специально созданные мною материалы позволили мне решить основные задачи:
 1.образовательное начало, стимулировали учащихся к дальнейшему самостоятельному знакомству с различными методическими материалами по данному вопросу.
2. определение для каждого занимающегося реальных задач по коррекции фигуры и физической подготовленности.

Заключение.
Действительно, использование компьютерных технологий на уроках физической культуры   дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается оббьем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, самое главное преимущество их использования на уроках - повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.
Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами.
 Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.

Вывод: ИКТ сегодня является инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся

Условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Наличие компьютеров, электронных материалов...

Доклад "Использование мультимедийных проектов как средства для достижения метапредметных результатов на уроке по курсу "Истоки""

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика ...

Доклад "Использование современных технологий на уроках физической культуры в школе"

Формирование здорового образа жизни требует дальнейшего совершенствования учебного процесса в школе и перехода на другой более высокий качественный уровень обучения с помощью применения современных об...

Использование мультимедийных средств обучения в преподавании английского языка

Развитие техники не может не сказаться на преподавании. Учителя не могут находиться в стороне от новых тенденций. Утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образовани...

Использование мультимедийных средств обучения для обеспечения наглядности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга

"Использование­ мультимеди­йных средств обучения для обеспечения наглядности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга ­" Для человека, живущего в рамках современной цивилизации характерно ст...