Массовый спорт, как эффективное средство формирования осознанного выбора учениками здорового образа жизни
опыты и эксперименты по физкультуре на тему

Скорченко Татьяна Анатольевна

Формирование здорового образа жизни  человека  имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения. Чтобы наше  поколение росло крепким духом и сильным телом необходимо развивать физическую культуру во всех его формах и видах. Ведь именно она, а также использование  здоровьесберегающих технологий является способом передачи  своим преемникам накопленного человечеством жизненного опыта, нравственного оздоровления и культурного наследия нации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon massovyy_sport.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя физической культуры Скорченко Т.А.

МБОУ лицей №64 г.Краснодар.

Массовый спорт, как эффективное средство формирования осознанного выбора учениками здорового образа жизни

«  Подвижный, быстрый человек  гордится стройным станом,        

   Сидящий сиднем целый век, подвержен всем изъянам!»

Формирование здорового образа жизни  человека  имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения. Чтобы наше  поколение росло крепким духом и сильным телом необходимо развивать физическую культуру во всех его формах и видах. Ведь именно она, а также использование  здоровьесберегающих технологий является способом передачи  своим преемникам накопленного человечеством жизненного опыта, нравственного оздоровления и культурного наследия нации. 

Сегодняшняя обстановка в стране способствовала изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, что характеризуется снижением их творческой активности и замедлением  физического и психического развития. В силу этих причин   особенно актуальными стали проблемы сохранения здоровья детей.

Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных условиях не должно терять свои нравственные и физические ориентиры, необходимо принимать все меры по воспитания и  оздоровлению  всей нации посредством массового спорта.

Я, считаю, что все начинается со школы, именно она  должна стать  центром развития массового спорта. Для этого необходима целая программа действий по его   развитию. Только специально ориентированная физкультурно-спортивная работа, направленная на укрепление здоровья, повышение уровня физического развития, физической подготовленности и спортивного мастерства позволит воспитать сильную и здоровую нацию. 

В настоящее время разработана целевая программа действий по развитию массового спорта, но проблемы, связанные с ее реализацией, еще бесспорно большие. По данным Минздравсоцразвития, более 80% школьников страдают гиподинамией и ведут малоподвижный образ жизни. Эти цифры неутешительны,  заставляют задуматься о том, что же нужно делать. Могу сказать, что основным девизом каждого школьника дожен быть  «движенье - это жизнь!»  Поэтому  я,  считаю  своей  задачей организовать в своем лицее работу по направлениям:

  • увеличение  числа детей, занимающихся  массовым

оздоровительным спортом;

  •  улучшение наглядной агитации и пропаганды здорового образа

жизни;

  •  оказание помощи  родителям по физическому воспитанию и

оздоровлению в семье;

  • Организации спортивно-массовой работы на спортивной площадке по месту жительства.

     1.Массовый спорт. Его цели и задачи.

Массовым спортом занимался каждый человек хоть раз в своей жизни. С его помощью люди во всём мире  обретают  возможность  совершенствовать  свои физические  качества  и  двигательные  возможности,  укреплять  здоровье   и продлевать   творческое   долголетие. Отсюда  можно  сформулировать задачи  массового  спорта:      

  • формирование  комплекса теоретических знаний  о  гигиене, режиме

дня, закаливании, правильном питании, влиянии упражнений на состояние здоровья;

  • содействовать гармоническому развитию, улучшению осанки,  

развитию устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды;

  • создание представлений об основных видах спорта;
  • приобщение к самостоятельным  занятиям  физическими

упражнениями, использование их в свободное время на основе               формирования интересов к определенным видам двигательной активности;

  • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи,

дисциплинированности, чувства ответственности;

  • физическое совершенствование своего организма;  
  • достижение высоких результатов.    

Ученик может стать успешным в той среде, которая способна создать ему     комфортные условия для получения образования, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, где используются технологии, позволяющие сохранить здоровье учащихся.  

2.Спортивно-массовая работа в МБОУ лицей № 64

 Современная школа предъявляет высокие требования. Это уже школа нового образца, где на первый план выходит здоровье ученика. В МБОУ лицей № 64 ведется постоянная работа по внедрению иновационных методов в развитие физической культуры и спорта. На занятиях физической культуры реализуются ее основные  задачи:

  • укрепление здоровья учащихся,
  • повышение уровня физического развития.

Физическая культура – это неотъемлемый компонент здорового образа жизни, поэтому ее роль очень важна  в воспитании подрастающего поколения.

Закладка основного фундамента для дальнейшего развития спортивного мастерства  начинается с групп общей физической подготовки. Дети с 1 по 4 класс  отличаются высокой подвижностью и неугомонностью. Именно в этом возрасте они имеют большое желание много заниматься, бегать, прыгать, познавать новые игры и упражнения. Для них главное – получать сиюминутное удовлетворение своих потребностей, а значит средствами, реализующими это желание, являются физические упражнения эмоциональной окрашенности. Их непосредственный интерес к самому процессу деятельности мы используем  при подготовке будущих спортсменов.

После того как ребенок, создал представление о видах спорта, происходит осознаный выбор заинтересовавшего его вида спорта. А значит уже можно ставить своей целью – достижение результата,  то есть развивать опосредованный интерес. В средних классах в школе организуются занятия в спортивных секциях по таким видам спорта, как баскетбол, легкая атлетика, мини-футбол. Ребята, которые предпочли другие виды спорта, направляются в специализированные детские спортивные школы. В последние годы  у  ребят большой интерес вызывают такие виды спорта, как настольный теннис, бадминтон, стритбол, роликовые коньки, катание на скейте.

В школе имеется два спортивных зала, которые не бывают пустыми и работают до 21.00. Непрерывная и систематическая работа дает свои результаты. За последние годы больших успехов  добились сборные команды нашей школы по баскетболу и легкой атлетике. В лицее баскетбол – один из основных развиваемых игровых видов спорта. Наши спортсмены не раз выигрывали  спартакиаду Прикубанского округа, были чемпионами Краснодара и победителями городского турнира имени В.И.Ченцова. Трижды завоёвывали 1 место на спартакиаде Краснодарского края, а некоторые из игроков входят в резерв сборной команды города и края. И это уже стало традицией – побеждать и передавать эстафетную палочку своим преемникам. В годы подготовки к олимпийским играм в Сочи расширилась работа по олимпийскому образованию лицея. Была разработана комплексная программа «Азбука олимпизма». Результатом внедрения этой программы дал высокий результат. Лицей участвуя в конкурсе «Олимпиада начинается в школе» стал призером России 2012г в номинации общеобразовательное учреждение.

Для того чтобы иметь спортивную нацию, активную, здоровую и успешную, очень важно заложить любовь к спорту и физкультуре с детства, а также создать условия для того, чтобы молодежь и после школы имела возможность заниматься тем, что нравится. Всегда интересны вечера встреч, когда выпускники школ показывают мастер-классы или проводят матчевые встречи с учениками школы.  Желающих посмотреть на игру сборной команды  прошлых лет всегда собирается полный зал: здесь и агитация за здоровый образ жизни, и лучший наглядный пример того, что профессионализм всегда в почете.

Большой интерес у учащихся вызывают занятия легкой атлетикой в школе. И очень жаль, что поистине королева спорта, как всегда ее называли, не входит в программу школьной спартакиады. Благодаря опытному наставнику, учащиеся школы неднократно занимают призовые места в соревнованиях городского и краевого уровня. Сборные команды школы    становились победителями окружных и городских  соревнований по легкой атлетике, многоборью  «Шиповка юных»,   соревнованиях по кроссу. В школе проводятся массовые соревнования по различным видам спорта, в которых ребята с удовольствием принимают участие.    

В  этой школе я работаю с 1982 года. На протяжении многих лет создавались школьные традиции проведения спортивных праздников, соревнований, работы спортивных секций и кружков. В школе   проводятся  спортивные часы, различные подвижные игры на удлиненных переменах,  используются динамические  паузы  на уроках,  устраиваются классные часы по пропаганде здорового образа жизни и олимпийскому образованию, ведутся беседы с родителями, обеспечивается психологическая помощь всем участникам образовательного процесса.  

Если говорить о построении учебного процесса, то его организация осуществляется в соответствии с санитарными и гигиеническими нормами, установленными СанПином. Наличие пластиковых окон обеспечивает достаточное проветривание зала и  низкий уровень шума, что оказывает благоприятную атмосферу в зале.

Интеллект учителя  является одним из здоровьесберегающих факторов.  Его теоретический и практический опыт позволяют правильно распределять физическую нагрузку на уроках, в кружках ОФП, секционных занятиях, чередовать ее с интервалами отдыха, чтобы не допускать утомляемости школьников. На занятиях создается  комфортный микроклимат для развития детей, используется  музыкальное  сопровождение  и показ  видеофильмов, которые  помогают снять усталость и перегрузку учащихся. Используя личностно-ориентированный подход к конкретно каждому ребенку, удается достичь доверительного отношения к себе и создать благоприятную обстановку  на занятиях любой  формы физической направленности.

Занятия физическими упражнениями самым прямым образом помогают укрепить и сохранить здоровье школьников. Мало того, здесь можно снять стрессовое состояние и усталость после контрольных работ и уроков, требующих огромной концентрации и умственного напряжения. Продолжительное неподвижное или малоподвижное сидение за столом требует длительного напряжения больших групп мышц, поддерживающих туловище в вертикальном положении. Это вызывает определенное истощение нервных клеток, приводящее к утомлению. Кроме того, длительное сидение неблагоприятно отражается на работе сердца, легких, замедляется перистальтика кишечника, ухудшается функция пищеварения. А потому, насколько правильно будет организован режим дня школьников с равномерным использованием физической нагрузки, тем более здоровым и успешным будет ребенок.

Взаимосвязь очевидна – чем больше движения, тем больше сил и энергии, тем больше здоровья. А самое главное – осознанное понимание школьниками ЗОЖ и  стремление к занятиям спортом.

Спартакиады школьников наглядное тому подтверждение. За последние три года количество спортсменов, принимающих в них участие,  увеличилось, а также заметно улучшились их показатели.

            Количество учащихся (%) занимающихся спортом.

Массовый спорт,  оздоравливает  и развивает в человеке такие качества, которые необходимы не только в спорте, но и в повседневной жизни. Постоянные соревнования за честь школы вырабатывают у школьников такие качества, как организованность, ответственность, пунктуальность. Выступления в игровых видах спорта: футбол, баскетбол, гандбол, волейбол, вырабатывают чувство товарищества, командный дух, а наряду с тем, чувство взаимопомощи и взаимоподстраховки. Эстафетные состязания в легкой атлетике, «Веселых стартах», тренируют у ребят огромную концентрацию и сосредоточенность, развивают надежность и стойкость духа.

 Вообще спорт является большой закалкой, а если точнее, большой  школой выживания. Дети, занимающиеся спортом, легче адаптируются в жизни, быстрее приспосабливаются к окружающим изменениям, а кроме того, правильный режим и распорядок дня дает свои приоритеты перед всеми другими людьми.

В заключении, хочу сказать,  массовый спорт не только является средством оздоровления школьников, но и средством воспитания. А воспитание сильной и здоровой нации есть наша основная задача, к реализации которой мы все время стремимся. Остается только донести этот смысл до каждого школьника, приходящего в нашу школу. Убедить разговорами  родителей  о пользе и необходимости занятий физической культурой.  И если хотя бы половина из них придет заниматься в спортивную секцию, то можно с уверенность сказать, что будущее поколение нашей нации заявит о себе на самом высоком уровне.

.