Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС ООО.
статья по физкультуре по теме

Бобрешова Валентина Сергеевна

В докладе представлено мое видение и понимание основных требований к обучению предмету "физическая культура" в рамках ФГОС ООО и возможные способы реализации этих требований с учетом условий школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_prezentatsii.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельностного подхода

как основа определения требований к

результатам образования в рамках ФГОС ООО

В связи с внедрением нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), переход на соответствующие этому стандарту программы следует осуществлять поэтапно. В 2011 году  перешли в обязательном порядке на реализацию ФГОС первые классы, в 2015 году – пятые классы, в 2020 году -  десятые  классы. Необходимо подчеркнуть, что данный график определяет переход на новое содержание ФГОС, а не переход на третий час физической культуры.

Содержание образовательной программы по предмету «Физическая культура» способствует сохранению триединства:

- Оздоровительное образование – ориентируется на целенаправленное укрепление здоровья обучающихся, углубленное развитие физических качеств и способностей, оптимизацию работоспособности и предупреждение заболеваемости.

- Спортивное образование – характеризуется углубленным освоением обучающимися одного или нескольких видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного и среднего (полного) образования по физической культуре.

- Общеразвивающее образование – ориентируется на расширенное и углубленное освоение обучающимися отдельных тем и разделов действующей примерной программы начального образования.

С учетом базовых направлений физического воспитания в условиях 3-х часов в неделю, возможны несколько вариантов сочетания определяющих направлений (физическая и техническая подготовка):

- комплексный (на каждом уроке оба направления подготовки),

- на основе приоритета физической подготовки (два урока - физическая подготовка, один урок - техническая),

- на основе приоритета технической подготовки (два урока - техническая подготовка, один урок - физическая). Мы предпочли второе направление, исходя из реальных возможностей школы.

Выбор вариантов определяется уровнем готовности обучающихся разных классов. Во всех вариантах возможно добавление средств теоретической подготовки (по потребности и условиям).

При организации, планировании и проведении уроков физической культуры с учетом введения третьего часа не рекомендуется:

- сдваивать уроки физической культуры;

- планировать проведение уроков физической культуры в форме аудиторных занятий, резко снижающих суммарный недельный объем двигательной активности обучающихся (особенно не рекомендуется планирование таких занятий с обучающимися на ступени начального общего образования);

- требовать от школьника сформированных навыков различных видов спорта (обучающийся должен овладеть основами технических действий, приёмов и физических упражнений из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности).

При организации, планировании и проведении уроков  физической культуры в рамках ФГОС должно выполняться следующее:

- в полной мере использоваться спортивные площадки в любое время года;

- использоваться учебные или авторские программы, рассчитанные на 3 часа физической культуры в неделю в соответствии ФГОС;

- активно использоваться пришкольные площадки общего назначения, естественные природные ландшафты;

- оборудоваться свободные учебные классы, зоны рекреации под мини-залы для проведений занятий по настольному теннису, фитнесу и т.п.;

Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.

Теперь в обновлённых стандартах  образования  ставится вопрос об оптимизации обучения, о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.

             В основе наиболее распространенного традиционного обучения  лежит идея о независимости развития от обучения. Согласно этой теории циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Формулу этой теории можно представить так:

        обучение → естественное развитие = зона актуального развития

Такое обучение следует за естественным развитием ребенка и использует те двигательные способности, тот уровень, который школьник при этом достигает. Достигнутый таким образом уровень определяется исследователями как зона актуального развития. При указанном соотношении места обучения и развития учителю приходится опираться на принцип доступности, который реализуется через обучение от простого к сложному и от «близкого к далекому». Согласно этому принципу, на каждой ступени образования школьникам дается лишь то, что им посильно в данном возрасте.

         Итак рассмотрим  различия традиционного обучения и обучения, основанного на деятельностном подходе.

Традиционное обучение

Инновационное, системно-деятельностный подход

1) базируется на принципе доступности;

1) опирается на зону ближайшего развития;

2) обучающийся выступает в роли объекта;

2) обучающийся действует как субъект собственной учебной деятельности;

3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний, умений;

3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;

4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания

4) развивает практическое мышление и практический способ познания;

5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы, повторяя за учителем;

5) на первый план выступают учебные задания, решая которые обучающиеся, предлагают свои способы выполнения задачи

6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности.

6) формируется личность, способная к самостоятельной практической деятельности.

Последовательно рассмотрим все те условия, соблюдения которых  деятельностный подход требует.

1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.

2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний и умений.

3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений). Заботится надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.

4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу. Четвертое условие деятельностного подхода к обучению связано с особой ролью в формировании умения проверять свою работу.

5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.  Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.

Какие же происходят изменения в структуре уроков физической культуры? Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы он в результате её достиг желаемых целей и результатов?  Ведь главной целью в преподавании для меня, как и для каждого учителя является залог успешности каждого урока, чтобы  учащиеся полученные двигательные умения и навыки умели использовать не только на уроках, но и в жизни.

     Передо мной встала проблема, как организовать по-новому учебный процесс, чтобы заинтересовать каждого учащегося, развивать индивидуальные двигательные способности каждого ребёнка и помочь ему познать себя. Ведь физическая культура – это не умственный предмет, где деятельностная технология обучения обеспечивает включение детей в учебно-познавательную деятельность, а двигательный. При данном подходе ребенок не может показать определенные упражнения или действия, если с ними не знаком. А «открыть» их в процессе собственной деятельности – небезопасно, а иногда и травмоопасно.  Задача учителя при введении нового материала заключается  в организации коллективно-поисковой деятельности детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и попытались объяснить, как надо действовать в новых условиях. На основе этих объяснений учитель может продемонстрировать то или иное двигательное действие, которое необходимо разучить на уроке.

Можно применять такие приемы создания проблемной ситуации:

  1. Побуждающее действие – постановка проблемной ситуации, основанной на противоречии между житейским и научным фактом и вызывающей удивление у детей;
  2. Постановка учебной задачи, основанной на противоречии между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя и вызывающей затруднения у детей. 
  3. Подводящие к открытию умения действия (система посильных ученику умений и навыков, которые постепенно приводят ученика к выполнению цели урока, необходимого двигательного действия).

           Использование технологии деятельностного метода позволяет мне проводить интересные уроки, проектировать  учебную деятельность, позволяющую получить требуемый результат.  Учащиеся при этом стремятся показать свои умения и способности, стараются первыми найти правильное действие на поставленную практическую задачу, к тому же  у них формируются чувства  сопереживания, умение  жить и трудиться в коллективе, умение  уважать себя и других.

        Обязательным компонентом в работе учителя по стандартам нового поколения является ведение мониторингов. Диагностика мониторинговых исследований направлена на отслеживание, выявление и создание индивидуальных траекторий обучения школьников. В данном случае рекомендуется проводить исследования уровня физического развития, физической подготовленности и психо-эмоционального состояния обучающихся. Благодаря полученным результатам можно сделать  вывод о психофизическом развитии каждого обучающегося и научить их самодиагностике своего организма  для улучшения определенных критериев развития.  

Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории как основа требований к результатам образования в рамках ФГОС.

Опыт работы по   использованию проблемно-диалогической технологии открытия нового знания....