ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ, ФИЗКУЛЬМИНУТ-КИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НА УРОКАХ.
методическая разработка (физкультура и спорт) на тему

Морева Марина Юрьевна

Работа носит информационный материал. Использовании физкульт. минуток на уроках для повышения работоспособности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ В ВОСПИТАНИИ.

Выполнила учитель физической культуры

Морева М.Ю.

 

В настоящее время Россия переживает большую опасность, подстерегающую наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности. Благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на этические и эстетическое развитие; мировоззрение и формирование гражданской позиции; патриотическую и семейную ориентацию; интеллектуальный потенциал; эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Человеку свойственно воспринимать здоровье, как само собой разумеющееся, данное раз и навсегда. В определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох. Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. На основе национального воспитательного идеала формулируется цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В сфере развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:

- готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — "становиться лучше";

- укрепление нравственности — основанной на свободе воле и духовных отечественных традициях внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

- формирование морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

- развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;

- позитивную нравственную самооценку и самоуважение;

- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

-способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

-трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей;

-свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями;

-  укрепление веры в Россию.

Учителя физической культуры всегда полагали, что одна из целей физического воспитания - это понимание принципов физической подготовки и физической активности для здоровья. Пришло время для широкого привлечения детей, подростков и молодежи к регулярной физкультурно - спортивной активности в целях укрепления их здоровья и получения существенного оздоровительного эффекта от процесса физического воспитания. Школы имеют по крайней мере три очевидных преимущества в планировании физической активности учащихся: школы посещают люди в том возрасте, когда происходят наиболее значительные изменения в их развитии; стратегия деятельности образовательных учреждений позволяет всем школьникам получить базовое образование; организация и содержание физического воспитания осуществляются главным образом через применение соответствующих образовательных программ и использование системы методов обучения.

Решающую роль в оптимальном создании условий для учета требований государственного стандарта играет применение личностно ориентированного подхода, под которым понимается методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Личностно ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. При использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не к формированию у детей социально типичных свойств, а к развитию в каждом из них уникальных личностных качеств. Применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъект-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками.

 Цель личностно ориентированного воспитания по физической культуре - формирование личности учащихся общеобразовательной школы средствами физической культуры. Задачи личностно ориентированного воспитания по физической культуре: формирование знаний по физической культуре (образовательная деятельность); формирование умений (оздоровительная деятельность); формирование двигательной подготовленности (развивающая деятельность); формирование культурологических стремлений (воспитательная деятельность); формирование социально значимых качеств личности (воспитательная деятельность).

Но основным подходом в воспитании учащихся является авторитарный (традиционный), где принято понимать процесс передачи жизненного опыта старшего поколения младшему.

Формируя ученика как объект, учитель формирует комплекс специальных правил и требований и добивается их беспрекословного выполнения. Ориентируясь на ученика как объект, учитель не прощитывает последствий своих действий. Педагог реализует формальное общение, использует методы сверхконтроля, эмоции и административное давление. Вызывает у ученика подавленность, послушание, чувства страха. Это приводит к: тревожности, зажатости и не уверенности  ученика. Нарушается гармоничное развитие личности, тормозит развитие становления творческого мышления детей, они формируются как исполнители, готовы в основном к репродуктивной деятельности.

Данный подход базируется на явном признании за учителем как более зрелым опытным знающим, подготовленным человеком, который сознательно ставит и решает важнейшую социальную проблему образования других людей, принимая на себя ответственность за их решение, право определить цели воспитания и обучения, а также, педагогические пути способы и средства достижения этих целей.

В воспитании учащихся так же используется манипулятивный подход. Этот подход в духовно-нравственном воспитании рассматривает ученика в качестве объекта деятельности педагога в целом. Существенным отличаем этой модели является то, что ученик осмысливает и не ощущает на себе внешнего принуждения. У него складывается иллюзия самостоятельности в постановки решения образовательной  цели и задач. Ученик определяет самостоятельно: кем быть, каким быть и как жить. Т.е. сам строит свой образ жизни, выбирать область интеллектуальных, физических, художественных интересов, самостоятельно решать свои проблемы.

В своей деятельности педагог реализует понимание ребёнка, принятие его, одобрение, доверие. Педагог манипулятор должен быть способен совершить тонкий акт перепрограммирования и добиться восприятие ребёнком цели как своим.

Манипулятивный педагог по сравнению с авторитарным педагогом создаёт благоприятные условия для реализации активности ребёнка, развития его самостоятельной индивидуализации и повышения эффективности его воспитания. Этот подход не обеспечивает превращение ученика в полноправного партнёра учителя, а их взаимоотношения субъект-объектное.

Проанализировав педагогические подходы в воспитании учащихся на уроках физической культуры, мы видим, что самый популярный подход  на уроке – авторитарный. В силу незнания учащимися программы обучения предмета физической культуры, они берут знания даваемые учителем на уроке.  

Для благоприятной обстановки на уроке необходимо учитывать желания, настроение, темперамент детей. Учить их саморегуляции, адаптации, релаксации.

Учитель в решении намеченной задачи особенно эффективным оказывается сочетание разных оздоровительных средств. В подростковый период развития организма, факторы среды в основном определяют овладение двигательными координациями, расширяют резерв адаптации функциональных систем, создают волевой настрой на осознанное формирование здорового физически развитого человека. Ежедневные физические упражнения являются эффективным средством профилактики умственного утомления, способствуют устойчивому повышению успеваемости в школе, физической и умственной работоспособности.

Сложившаяся традиционная система физического воспитания не способствует эффективному формированию потребности в здоровом образе жизни, в физической культуре. Школьники в силу сложившейся системы и условий, ее обеспечивающих, не получают должного физкультурного образования, что наносит непоправимый ущерб их развитию и состоянию здоровья. Если окружающая среда не благоприятна, а в школе не уделяется достаточного внимания на формирование потребности в здоровом образе жизни, тогда у школьников постепенно начинает формироваться пассивный стиль поведения личности. Не придавая значения сохранению здоровья , человек постепенно теряет его, предпочитая низкую двигательную активность, а порой и вовсе разрушает, приобщаясь к табакокурению, алкоголю и наркомании. Поэтому обострилась проблема поиска наиболее эффективных путей формирования потребности в ЗОЖ учащихся средствами физической культуры.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения, духовно-просветительского центра и государства. Участником образовательного процесса может быть священник.

Необходимость решения проблемы духовно-нравственного воспитания вызвана ростом негативных явлений, бездуховностью и социальным расслоением части населения, разрушением семейных и общественных устоев, снижением общей культуры.

Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, основной формой - служение добру, служение людям.

Предлагаю примерный конспект урока по физической культуре, где одна из задач стоит формирование духовно-нравственного воспитания. На уроке физической культуры стоят основные задачи по воспитанию и развитию двигательных качеств.

Конспект урока по физической культуре.

Поле волшебных мячей

Цель: Ознакомить учащихся с различными мячами.

Задачи: 1.Познакомить с разновидностями мячей, закрепить их название и назначение, дать возможность сравнить, выявить сходство и различие.

        2.Ознакомить с правильным положением рук при бросках и ловле мяча.

        3.Формировать чувства мяча при передачи его.

        4.Развивать внимание, быстроту реакции, силу рук, специальную выносливость.

        5.Воспитание чувства взаимопомощи, товарищества, желание узнать новое об окружающих предметах.

Инвентарь и оборудование: волейбольные, баскетбольные, футбольные, большие резиновые мячи; набивные мячи; обручи; фишки; кегли; колесо поля чудес; карточки; секундомер.

Ход занятий: Классы выстраиваются на построение.

                Внимание! Внимание!

                Спешу вам сообщить:

                Сегодня путешествие

                Хотим мы совершить

                Приглашаем всех друзей

На поле волшебных мячей.

Сообщаются цели и задачи праздника. Приветствие команд. Команды перестраиваются в две колонны. Капитаны впереди.

                Вот живёт в корзине мяч «Баскетбол»,

                Отдыхает в сетке мяч «Волейбол»,

                Вот забит в ворота распрекрасный гол!

                Это постарался любимый наш «Футбол».

        Капитаны подходят к полю волшебных мячей. Один из них крутит его, выбирает мяч на карточке. Находит его среди мячей. Ведутся эстафеты по выбору мячей. Выпадает на карточку «загадки» каждой команде загадываются загадки по очереди. Время ограничено (30 сек). Выпадает на карточку «игра слов» команды поочереди называют спортивные игры с мячом.

  Команды стоят в колонны с дистанцией шаг в широкой стойке, мяч у последнего в колонне. Тот по сигналу прокатывает мяч вперед, который быстро берёт его с ведением идёт до ориентира и бросает в кольцо нарисованное на стене, подобрав его с ведением бежит в конец колонны и т.д. Пока команда не встанет на свои места. Начисляются штрафные баллы за неправильное выполнение задания.

Участники         стоят в колонны. Напротив (расстояние 3 метра) классные руководители. По сигналу классный руководитель набрасывает участникам мяч, те отбивают его обратно, садится и т.д. Последний отбив мяч,  классный руководитель и вся команда поднимают руки вверх.         

Участники стоят в колонну по одному с дистанцией один шаг, ноги в широкой стойке, руки опущены вниз. У направляющего в руках мяч набивной (2 кг). По сигналу передают мяч из рук в руки между ног. Последний с мячом в руках бежит вперёд и т. д. Пока направляющий не встанет вперёд. Поднять руки вверх. Начисляются штрафные баллы.

В руках участников теннесная ракетка и теннесный мяч. По сигналу участники бегут до фишки с мячом на ракетке, не придерживая его рукой (штрафной балл), обратно просто бегом и т.д. Команда закончившая поднимает руки вверх.

На линии стоят 20 кеглей. Напротив 5 футбольных мячей. Пять участников одновременно бьют по мячу. Задача как можно больше сбить кеглей. Тоже самое выполняет другая команда.

Прыгают на мече до фишки, держась за «рожки», обратно бегом.

Сегодня проигравших нет.

Есть просто лучшие из лучших.

Пусть в каждом сердце дружбы свет

Зажжет поступков добрых лучик.

В конце подводятся итоги праздника.

Награждение.

Литература:

  1. http://www.profistart.ru
  2. http://sportedu.ru
  3. http://vrhpschool.norod.ru
  4. Психология: Учебник для техникумов физической культуры/под ред. А. Ц. Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
  5. Журнал «Физкультура в школе» № 7, 2010.



Предварительный просмотр:

Программа по духовно – нравственному воспитанию учащихся среднего звена в рамках внеклассных мероприятий.

Выполнила учитель физической культуры

Морева М.Ю.

Пояснительная записка.

Программа «Духовно-нравственное воспитание учащихся среднего звена в рамках внеклассных мероприятий МОУ Краснопутьской СОШ Домодедовского района на 2011/2012 учебный год» составлена на основе общешкольного планирования дополнительного образования.

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию  имеет спортивно-оздоровительную направленность, является существенным дополнением к уроку физической культуры. Она направлена на формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной целью развития отечественной системы школьного образования. С учетом этого каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.

В настоящее время российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны. Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ. Спасением в преодолении кризиса для России может стать  восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры.

        Проблема развития личности подростка, формирование ее духовно-нравственной сферы является одной из центральных задач педагогики. Эти знания помогают учащимся приобрести черты зрелой личности, способной в дальнейшем адаптироваться в социуме.

Дети любят подражать взрослым. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни с нравственным самоопределением и становлением самосознания.

Именно сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству и другие, для того, чтобы завтра они дали всходы. Иначе на их месте снова произрастут "плоды", ведущие к гибели нации. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

В программе предпринята попытка осмысления физической культуры с духовно-нравственной позиций. Необходимость этого вызвана рядом причин, главная из которых - существенное отклонение направленности и содержания физической культуры от норм и целей жизни, что приводит к многочисленным отрицательным последствиям. Особенно заметно это проявляется в спорте высших достижений или, как его чаще называют, в большом спорте. Спорт, по сути, превратился в рекордсменство и своеобразное гладиаторские бои с культом достижения успеха любой ценой, в жертву которому приносятся лучшие годы жизни, истинные ценности, а нередко - здоровье и даже жизнь. Стремительная профессионализация и коммерциализация спорта привели к резкому увеличению и без того больших нервных и физических нагрузок, а также к использованию допинга и других средств, стимулирующих работоспособность, что разрушительно действует на здоровье спортсменов. Кроме того, постоянное стремление к достижению высокого спортивного результата и связанных с ним материального благополучия и славы часто становятся основным смыслом жизни спортсменов, способствуя формированию у них искаженной нравственности, противоречащей не только христианским, но и общепринятым нормам.

Необходимость осмысления современного состояния физической культуры с позиций духовно-нравственного воспитания.

В целях формировании духовно-нравственного воспитания личности, гармоничного физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях нуждается в повышении объема физкультурно-спортивной активности учащихся.

Решающую роль в оптимальном создании условий для учета требований государственного стандарта играет применение личностно ориентированного подхода, под которым понимается методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Совершенно очевидно, что реализация данной программы должна осуществляться за счет наиболее полного учета индивидуальных особенностей личности и возможностей растущего организма каждого школьника.

Современные концепции развития физкультурного образования подрастающего поколения направлены на оптимизацию использования средств и методов физического воспитания в различных типах учебных заведений. Теоретико-методические основы инновационных технологий в физкультурном образовании и их роль в формировании здорового образа жизни достаточно подробно обсуждаются в работах отечественных ученых.

Социально-педагогические методы отбора учебного материала, способы организации воспитательной работы, обеспечение выраженного развивающего эффекта физической активности школьников, педагогическая технология формирования школьников в условиях учебно-воспитательного процесса представляет собой функциональную структуру личностно ориентированного подхода к управлению педагогической системой.

Цели и задачи  программы.

Для примера этой программы необходимо рассмотреть содержание технологии оздоровительной физической подготовки, связанной с формированием физкультурно-спортивной активности школьников, духовно-нравственного воспитания школьников.

 Государственным образовательным стандартом по физической культуре  определены следующие цели:

  • формирование на основе интеллектуальной компетенции и самостоятельного творческого навыка условий для развития духовно-нравственной личности.
  • создание максимальных условий для формирования духовных качеств личности (любовь, совесть, душа, духовность, разум, ответственность, долг, истина, благо, красота).
  • сохранение духовно-нравственного здоровья  и преображение духовного облика детей. Приобщение их к нравственным  и духовным ценностям православной культуры.
  • стремление возродить традиции семейного воспитания.
  • привлечение максимально возможного  количества детей  и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
  • развитие основных физических качеств и способностей.
  • укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма.
  • формирование культуры движений.

Для достижения  целях программы духовно-нравственного воспитания на дополнительных уроках физической культуры и оздоровление школьников решаются следующие задачи:

Оздоровительные:

  • содействие всестороннему, гармоническому развитию обучающихся, укрепление их физического и духовно-нравственного здоровья;
  •  закаливание организма.

Образовательные:

  • всестороннее гармоничное развитие физических способностей;
  • формирование двигательных умений и навыков;
  • совершенствование координации движений;
  • приобретение теоретических знаний  о физическом воспитании;
  • обучение комплекса ОФП, обеспечивающих основу для всестороннего физического развития обучающихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей  гражданское самосознание, любовь к Родине, к родному краю, к своему народу.
  • Формировать понимание учащихся их личной ответственности за  будущее страны.
  • Приобщать детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям, знакомить с православной культурой.
  • Пробуждать у занимающихся такие чувства как: долг, совесть, свобода, ответственность, гражданственность,  патриотизм, стыд,  веру, надежду,  любовь, готовность проявлять милосердие..
  • Создавать в образовательном учреждении условия для развития умений сострадать  людям.
  • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание путём ознакомления родителей с основами православной педагогики и психологии

Режим учебной работы.

 Возраст для зачисления

Min число обучающихся в группе

Кол-во часов в неделю

10-12 лет

12 чел

1

Средства и методы реализации программы.

        Средства реализации данной программы великое множество. Самые  разнообразные физические упражнения, виды спорта, подвижных и спортивных игр. В этой программе используется различные праздники, спортивные викторины, спортивные КВН, брей ринги, соревнования по спортивным и подвижным играм, показ презентаций и видеороликов. Однако в использовании этих средств, следует придерживаться некоторых ограничений и даже запретов. Прежде всего - это относится к оздоровительным системам, основанным на религиозных, оккультных и псевдонаучных учениях. Нежелательно заниматься теми видами спорта, которые практикуются в форме большого и профессионального спорта, поскольку они оказывают разрушительное влияние на нравственность и здоровье спортсменов, а также растлевающее влияние на общество.

Это урок, который должна стать для учащихся источником здоровья, высокой работоспособности, эффективным средством здорового отдыха, а также содействовать физическому и духовно-нравственному совершенствованию личности. В спорте не должен царить культ чемпионства, рекордомании и победы любой ценой. Недопустимо, чтобы спорт разрушал здоровье, калечил и даже убивал людей; служил трамплином к достижению славы, делая из спортсменов кумиров и идолов. Спорт нельзя превращать в зрелище, разжигающее низменные инстинкты и страсти. Спорт не должен быть школой безнравственности, напротив, он призван стать школой высокой нравственности, воли и мужества.

        В реализации программы используются следующие методы как:

  • Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Проведение совместных праздников школы и общественности.
  • Использование аудиозаписей и технических средств обучения.
  • Экскурсии, целевые прогулки (району, в областной центр).
  • Тематические мероприятия эстетической направленности.
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • Встречи с действующими спортсменами района и области  по вопросам духовно – нравственного воспитания.

Основополагающие принципы работы.

Программа является гармонично развивающей духовно-нравственное воспитание личности школьника и прививает ему основополагающие принципы нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Основными принципами программы является: принцип целостности учебно-воспитательного процесса; принцип сотрудничества; личностно-ориентированный подход; возрастной подход; манипулятивный подход.

        В процессе реализации программы ожидаются следующие результаты:

  • Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры.
  • Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
  • Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
  • Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
  • Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
  • Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
  • Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.

 Оценка эффективности  реализации

 программы.

Программа должна способствовать позитивной социализации  выпускников школы. В результате осуществления программы школьники должны:

  • Повысить уровень нравственного поведения.
  • Иметь сформированное патриотическое и гражданское  сознание и самосознание.
  • Уметь сострадать и проявлять милосердие.
  • Проявлять активную жизненную позицию в обществе.

Мероприятия по реализации программы

Формирование программно – методического обеспечения основ духовно-нравственного воспитания.

Цель: Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания          личности школьника.

Задачи: 

  1. Обеспечить повышение научно-методического уровня членов педагогического коллектива в вопросах духовно-нравственного воспитания.
  2.  Создать оптимальные условия для духовно-нравственного развития школьника на основе изучения личности ребёнка.

Работа с учащимися.

Мероприятия

Сроки

выполнения

Ответственный

Работа с родителями учащихся

Цель: Возрождение традиции семейного воспитания.

Задачи: Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей     путем ознакомления родителей с основами православной педагогики и психологии;

   Формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.

Наименование          мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

День Открытых дверей.

1 раз в год

Администрация

школы

2.

Родительское собрание:

-по духовно-нравственному воспитанию;

-по здоровому образу жизни.

Сентябрь

Апрель

Администрация

школы

3

Организация психолого – педагогической помощи родителям.

Анкетирование и тестирование родителей с целью коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

1 раз в

триместр

Администрация

школы, психолог

4.

Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы):

     - Фестиваль семейного творчества

     - «В здоровом теле – здоровый дух»

  • «Папа, мама и я – спортивная семья»;
  • «Замечательный отец»;
  • «Загляните в мамины глаза»;
  • «Да святится имя твое, Бабушка»
  • «Бабушка рядышком с дедушкой».

Весь

период

Классные

Руководители. Организатор спортивно-массовых мероприятий



Предварительный просмотр:

Средства и методы духовно-нравственного воспитания учащихся на занятиях физической культуры и спорт.

Выполнила учитель физической культуры

Морева М.Ю.

Физическая культура является одним из средств гармонического – физического и духовного – формирования человека. Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях. Профессия педагога по физическому воспитанию – самая сложная из педагогических профессий. Сложность её определяется одной из важнейших задач строительства общества, которая сформулирована в Программе КПСС: «Обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил».

        Основными методами в духовно-нравственном воспитании учащихся являются: изучение, понимание, диалог, педагогическая поддержка, педагогическое сотрудничество.

        На сегодняшний день перед школой стоит серьёзная задача подготовки здорового, физически и духовно развитого выпускника, вооружённого знаниями, духовно-нравственно воспитанного, сформированными потребностями в здоровом образе жизни.

        Уроки физической культуры в отличие от других школьных дисциплин обладает огромным потенциалом для решения этих задач. В связи с этим ответственность за физическое развитие и укрепление здоровья школьников легли на физическую культуру. Сохранение, укрепление, развитие физического и духовно-нравственного здоровья не мыслимы без формирования у них потребности в здоровом образе жизни. В решении намеченных задач, эффективным оказывается сочетание разных оздоровительных средств. В подростковый период развития организма, факторы среды в основном определяют овладение двигательными координационными,  расширяют резерв адаптации функциональных систем, создают волевой настрой на осознанное формирование здорового физически развитого человека.

        Ежедневные физические упражнения, как одно из средств воспитания, является эффективным средством профилактики умственного утомления, способствуют устойчивому повышению успеваемости в школе, физической и умственной работоспособности.

        На уроках физической культуры применяется субъект - объектные отношения (учитель-ученик), где учитель формирует грамотный подход в физическом направлении и применении в жизненных ситуациях. Где используются следующие методы:

- работать самостоятельно, без постоянного руководства (ходьба на лыжах, бег на длинные дистанции, плавание);

- брать на себя ответственность по собственной инициативе (роль капитана в командных играх);

- замечать проблемы и искать пути их решения (в игровых видах – техника, тактика и психологические проблемы).

        В сфере личностного развития духовно-нравственного воспитания должно обеспечивать готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.

        К средствам духовно-нравственного воспитания относятся игры. Игры бывают подвижные (без определённых правил) и спортивные (строго определённые правила).

        Научная теория игр рассматривает как подготовку человека к жизни, к будущей деятельности. Анализ игр позволил установить, что первыми в жизни ребёнка входят так называемые игры подражания, в которых инициатива принадлежит взрослым. Следующие игры функциональные, когда ребёнка увлекает и служит мотивом деятельности сам процесс игры. Далее следует конструктивные игры (кубики, «лего»). Им на смену приходят игры манипулятивные (палка-ружьё). Позже игры ролевые (дочки-матери, казаки-разбойники, космонавты).

        Более в старшем возрасте изучают правила спортивных игр. В любой из них стоит задача – победить. Игра – это командный вид деятельности с определёнными правилами, которым должны придерживаться спортсмены (участники), тренера (учитель), болельщики (не играющие ученики) и собственно все.

        В спортивной среде есть выражение «Фэйр-плэй», что в переводе с английского языка означает «честная игра».

        Основные принципы честной игры:

  • Не стремись к победе любой ценой;
  • На спортивной площадке сохранить честь и благородство;
  • Главное не победа над соперником, а совершенствование своей личности, преодоление собственных слабостей.

Участники должны соблюдать обязательные игровые правила регламентированной соревновательной игры, и он должен так вести себя по отношению к сопернику, чтобы он видел в нём не врага, а уважаемого партнёра, и уважал не просто как участники игры, а как личность. Он должен, к примеру, не нарушать основные правила – на человеческое достоинство, жизнь и физическую неприкосновенность – с определёнными правилами, риском и ограничениями в жёстких соревновательных и контактных видах спорта (хоккей, баскетбол), а соблюдать правила «рыцарского духа», который связан, с взаимным уважением соперников даже в жесточайшей борьбе.

Так же в формировании духовно-нравственного воспитания на уроках физкультуры можно использовать инновационный вид деятельности как «Спартианские игры», автор программы этих Игр профессор В.И. Сторяков. Это слово расшифровывается двояко: 1) как сокращение, в составленное из первых букв русских слов: «Соревнование Поклонников Активного Разностороннего Творчества»; 2) как производное от английских слов: духовность, спорт, искусство.

Спартианские игры – это новые, уникальные, необычные Игры. Они интересны для тех, кто стремиться к целостному (гармоничному и универсальному, всестороннему) развитию. В основе этих игр не спорт в его традиционном понимании, а СПАРТ – альтернативный инновационный «спорт», интегрирующий традиционный спорт с искусством и другими видами творческой деятельности, «сорт» для радости и целостного развития личности. Включает в себя комплекс состязаний и конкурсов. Участникам (учащимся) требуется многосторонние способности, связанные с основными видами деятельности. В этом движении используются игровые формы соперничества и сотрудничества для активного, увлекательного, творческого отдыха и общения детей и молодёжи, а вместе с тем для того, чтобы содействовать их оздоровлению, гуманистическому воспитанию, целостному развитию, преодоления отчуждения лиц с ограниченными возможностями, их социальной интеграции и реабилитации.

На уроках физической культуры формируется и психологический микроклимат. При оценки которого следует принимать в расчёт не только преобладающее настроение, но также нравственные нормы и ценности, господствующие в группе.

Психологический микроклимат в жизни класса проявляется в отношении учащихся к общему делу, друг другу, к самим себе. При здоровом психологическом микроклимате деловые отношения являются ведущими. Они обеспечивают нужное взаимопонимание, сочетаются с высокой дисциплинированностью, ответственностью, взаимной требовательностью, взаимопомощью, товариществом и поддержкой. Личностные отношения характеризуются теплотой, симпатией, высокой культурой общения, отсутствием психической напряженности и отрицательных эмоций.

Литература.

  1. Психология: Учебник для техникумов физической культуры/под ред. А. Ц. Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
  2. http://www.profistart.ru
  3. http://sportedu.ru
  4. http://vrhpschool.norod.ru
  5. http://www.nauka – shop.com
  6. http://1179.ru/sport/oty

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием здоровье сберегающих технологий.

Задачи:·          Образовательная:  учить детей проверять написание безударных гласных в корне.·...

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка

Здоровье сберегающие технологии используются для снятия напряжения  на уроках....

Методическая разработка урока с использованием здоровье сберегающих технологий

Разработка урока по теме "Психологические основы выживания".  Развитие навыков и приёмов самоспасения в условиях автономного существования....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ, ФИЗКУЛЬМИНУТ-КИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НА УРОКАХ.

Работа носит информационный материал. Использовании физкульт. минуток на уроках для повышения работоспособности учащихся....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ, ФИЗКУЛЬМИНУТ-КИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НА УРОКАХ.

Работа носит информационный материал. Использовании физкульт. минуток на уроках для повышения работоспособности учащихся....

Использование здоровье сберегающей технологии на уроках истории и обществознания

Использование здоровье сберегающей технологии на уроках истории и обществознания...

Урок английского языка с использованием здоровье сберегающих технологий по теме:"Модальный глагол "must""

Конспект урока английского языка с использованием здоровье сберегающих технологий Наша школа работает по здоровьесберегающий программе «Школа – территория здоровья» Тема урока: Модальн...