Правила поведения на водоёмах во время ледостава.
методическая разработка по физкультуре (5 класс) по теме

Сычёв Николай Николаевич

Учебно-методическая разработка внеклассного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_povedeniya_vo_vremya_ledostava.docx702.6 КБ

Предварительный просмотр:

   

                                                                                  Сычев Н.Н.

                                                                      (х.Дуплятский, Россия, МКОО

                                                               «Дуплятская СОШ  им В.А.Кумскова»

                                                                          Sicheow.nik@mail.ru)                                                                                                                                                                                                          

Учебно-методическая разработка внеклассного мероприятия. «Правила поведения на водоемах во время ледостава»,  для обучающихся 1-4, 5-8, 9-11 классов МКОО «Дуплятская СОШ им В.А.Кумскова»

   Наше государство является великой морской и речной державой. Оно раскинуло свои просторы на тысячи километров, имеет выход к трем океанам. В водную систему его вход четырнадцать морей. В стране протекает около ста тысяч больших и малых рек, созданы крупные водохранилища.

  Волгоградская область является составной частью России. В последнее время на ее водоемах сложилась тревожная обстановка, вызванная увеличением в 2-3 раза трагической гибели людей, и особенно детей, на воде.

Основными причинами чрезвычайных ситуаций на воде являются:

1.Ослабление внимания органов исполнительной власти к проблемам охраны жизни людей на воде;

2.Низкая организация и недостаточная финансирование мероприятий по обеспечению безопасности отдыха населения, в том числе детей;

3.Нарушение правопорядка на воде и санитарного состояния водоемов, пляжей и мест массового отдыха у воды;

4.Незнание правил поведения на воде и соблюдение мер предосторожности, а также пользования маломерными судами;

5.Неумение части населения, особенно детьми , плавать.

Вот почему каждый человек должен своевременно научиться плавать, постоянно соблюдать меры безопасности на воде и уметь оказывать помощь пострадавшим. Особенно опасно нахождение у воды детей без присмотра взрослых, так как они не имеют жизненного опыта.

Безопасность людей во время осеннего  и зимнего ледостава.

Не только летом, но и зимой многих тянет к реке, озеру. На ледяной глади появляются конькобежцы, лыжники. Минуя дальние мосты и сокращая этим себе путь, идут на противоположный берег  пешеходы.

Ледяная поверхность рек и озер, принося людям много удовольствий и создавая им известные удобства, в то же время таит большую опасность для жизни и здоровья человека.

Осенью, как только ударят первые морозы, на водоемах образуется ледяной покров. В стоячих водах (пруды, озера, болота и др.) лед появляется по всей поверхности и раньше, чем на реках с быстрым течением. На крупных водоемах лед появляется, сначала у берега, а с усилением морозов покрывается вся зеркальная гладь. Следует помнить, что на середине реки лед всегда тоньше. Здесь могут быть промоины.

С появлением первого ледяного покрова на водоемах выход на лед запрещается. Тонкий лед не прочен и не выдерживает тяжести человека.

Переходить по льду необходимо по оборудованным транспортным и пешеходным переправам, соблюдая при этом дисциплину и порядок, установленные на них. При отсутствии таких переправ, прежде чем двигаться по льду, надо убедиться в его прочности, проверенной взрослыми, опытными людьми.

Категорически запрещается проверять прочность льда ударом ноги, рискуя провалится под лед.

Во всех случаях, прежде чем сойти с берега на лед, необходимо внимательно осмотреться и идти по проложенной тропе. Во время оттепели на лед выходить опасно. Не следует  спускаться  на лыжах и санках в незнакомом месте, особенно с обрыва.

При движении по льду следует быть осторожным, внимательно следить за поверхностью льда, обходить опасные и подозрительные места, остерегаться площадок, покрытых толстым слоем снега. Под снегом  лед всегда тоньше, чем на открытом месте.

Особенно осторожным следует быть вблизи выступающих на поверхность кустов, осоки, травы, в местах, где быстрое течение. Где ручьи впадают в водоемы, выходят родники, вливаются сточные воды промышленных предприятий, где ведется заготовка льда.

H:\1(7).jpg

 Темное пятно на ровном снеговом покрове тоже таит опасность: под снегом может оказаться непрочный лед.

Безопаснее всего переходить в морозную погоду по прозрачному, с зеленоватым оттенком льду.

При групповом переходе по льду следует двигаться на расстоянии 5-6 м друг от друга. Идущий вперед должен подвязаться веревкой, другой конец ее будет нести идущий сзади, чтобы в случае несчастья прийти ему на помощь.

 Кататься на коньках разрешается только на специально оборудованных катках. Если каток оборудуется на водоемах, то катание разрешается лишь после тщательной проверки прочности льда и при толщине его не менее 25 см.

Опасно ходить и кататься в одиночку в ночное время и особенно в незнакомых местах.

При переходе водоема на лыжах рекомендуется пользоваться проложенной лыжней. Если приходится идти по целине, то для обеспечения безопасности необходимо крепления лыж отстегнуть, чтобы можно было быстро освободиться от них в случае необходимости. Палки надо держать в руках, петли с кистей рук снять, рюкзак держать на одном плече. Расстояние между лыжниками должно быть 5-6 м. Во время движения по льду лыжник, идущий первым, ударами палок проверяет прочность льда.

Нередко дети, особенно подростки, увлекаются ловлей рыбы со льда. Во  время рыбной ловли не рекомендуется на небольшой площадке пробивать много лунок, прыгать и бегать по льду, собираться большими группами. Каждому рыболову необходимо иметь с собой шнур длинной 12-15 м, на одном конце которого крепится груз весом 400-500 г, на другом - петля. Шнур бросается провалившемуся под лед.

Действия провалившегося на льду.

H:\4(2).jpg

В случае провала льда под ногами необходимо действовать быстро и решительно, широко расставив руки, чтобы удержаться на поверхности, без резких движений, стараясь выползти на поверхность крепкого льда, а затем, лежа на спине или груди, продвигаться в ту сторону, откуда пришел, одновременно призывая людей на помощь.

Лыжник в случае провала льда под ногами должен немедленно отбросить рюкзак, положить поперек трещины палки, лечь на лед, без суеты освободиться от лыж и попытаться, опираясь на палки, выбраться на крепкий лед.

Способы спасания провалившегося на льду.

H:\2.jpg

При оказании помощи провалившемуся на льду человеку используются как табельные, так и подручные средства.

Если человек провалился под лед вблизи спасательной станции, то спасатели используют табельные спасательные средства, но чаще люди тонут вдали от спасательных станций. В этих случаях следует использовать подручные спасательные средства- жерди, лыжи, лыжные палки, рюкзак, шарф, пальто, ремень, веревки – т.е. любые предметы, находящиеся под рукой.

При оказании помощи провалившемуся под лед опасно подходить к нему близко. К пострадавшему следует приближаться лежа, с раскинутыми в стороны руками и ногами.

Доврачебная помощь провалившемуся на льду.

Провалившийся на льду человек может оказаться в различных состояниях. В одном случае он может просто «выкупаться» в ледяной воде, пока сам или с помощью спасателей не выберется из опасного положения, в другом - он может тонуть, наглотаться воды и потерять сознание.

У незакаленных людей через несколько минут могут возникнуть явления холодного шока с потерей сознания. Если такому человеку не оказать вовремя соответствующую помощь, он может погибнуть. Известно, что при температуре воды, близкой к нулю градусов, потеря сознания может наступить через 15 минут пребывания в воде в одежде.

При оказании помощи пострадавшему в зимних условиях необходимо в первую очередь согреть его. Извлеченного из воды укрывают и быстро доставляют в теплое  помещение,  где с него снимают мокрую одежду, насухо вытирают, а затем энергично растирают тело.

Для  возбуждения сердечной деятельности его поят горячим чаем или кофе. При возможности пострадавший принимает горячий душ в течение 10-15 минут или горячую ванну. Во время согревания в ванне тело растирают мочалкой. Можно согреть тело, используя грелки, бутылки с горячей водой, нагретые камни и другие источники тепла.

В случае отсутствия дыхания и сердечной деятельности пострадавшему оказывают доврачебную  помощь.

Обмороженные места растираются, обрабатываются спиртом, а затем накладывается стерильная повязка.

Меры безопасности на льду весной.

H:\MCHS-1.jpg

Нужно знать, весенний лед резко отличается от осеннего  и зимнего. Если  осенний лед под тяжестью человека начинает трещать, предупреждая об опасности, то весенний лед не трещит, а проваливается, превращаясь в ледяную кашицу.

 Детям переходить водоемы весной строго запрещается. Особенно  недопустимы игры на льду в период вскрытия рек. Прыгать с льдины на льдину, удалятся от берега очень опасно. Такие поступки, как правило, заканчиваются трагически.

Во время паводка и ледохода опасно находится на обрывистом берегу, так как быстрое течение воды подмывает и рушит его. Вот почему весной, особенно в период вскрытия рек и ледохода, необходимо максимально усилить наблюдение за детьми, вести среди них разъяснительную работу.

Способы спасения утопающего на весеннем льду аналогичны способам спасения на осеннем или зимнем льду, но имеют свои особенности и представляют определенную сложность.

Во-первых, рыхлость льда усложняет действия самого тонущего и требует большой выносливости.

Во-вторых, подвижка льда затрудняет работы спасателей по спасению утопающего как табельными, так и подручными средствами.

В-третьих, спасая тонущего, необходимо умело управлять лодкой, катером с тем, чтобы обойти льдины, раздвинуть их и подойти к утопающему, не усугубив его положение.

В период половодья (паводка) резко увеличивается течение воды, образуя большое количество водоворотов, которые небезопасны не только для утопающих, но и для спасателей.

Меры безопасности детей на воде летом.

Чтобы избежать беды, детям необходимо соблюдать ряд простых правил поведения не воде:

1.Купаться можно только в местах разрешенных и в присутствии взрослых;

2.Нельзя нырять в незнакомых местах - на дне могут оказаться потопленные бревна, камни, коряги;

3.Не следует купаться в заболоченных местах и там, где есть водоросли или тина;

4.Ни в коем случае не плавать на надувных матрацах, автомобильных камерах. Надувных игрушках - подручное средство может оказаться неисправным, порваться, и ты внезапно окажешься в воде, а это очень опасно даже для хорошо умеющих плавать;

5. Нельзя цепляться за лодки, вылезать на знаки навигационного оборудования- бакены, буйки и т.д.;

6.Нельзя подплывать к проходящим судам, заплывать за буйки, ограничивающие зону заплыва, и выплывать на фарватер;

7.Нельзя купаться в штормовую погоду или местах сильного прибоя;

8. Если ты оказался в воде на сильном течении, не пытайся плыть на встречу течению, справиться с ним сил не хватит. В этом случае нужно плыть по течению, но так, чтобы постепенно приближаться к берегу;

9. Если попал в водоворот, не пугайся, набери побольше воздуха, нырни и постарайся резко в сторону свернуть от него;

10. Если у тебя свело судорогой мышцы ложись на спину и плыви к берегу, постарайся при этом растереть сведенные мышцы. Не стесняйся позвать на помощь товарищей, взрослых;

11.Нельзя подавать крики ложной тревоги.

Меры безопасности при катании на лодках.

Катание на гребных и моторных лодках  (катерах) проводится только под руководством взрослых. К  управлению моторными катерами и лодками допускаются лица, имеющие специальные права на самостоятельное управление плавсредствами.

При катании запрещается:

 1.Перегружать катер, лодку сверх установленной нормы;

2. Пользоваться лодкой детям до 16 лет без сопровождения взрослых;

3. Брать в лодку детей, не достигших 7 лет;

4. Прыгать в воду и купаться с лодки;

5. Сидеть на бортах, переходить с места на место о пересаживаться на другие катера, лодки;

  1.  Кататься в вечернее и ночное время.

Катера и лодки должны быть в исправности, иметь полный комплект спасательных средств.

Действия утопающего при самоспасании.

При падении в воду следует вести себя спокойно, не поддаваться панике, стараться спастись самому, что возможно только при сохранении спокойствия.

Оказавшись в воде, следует набрать в легкие как можно больше воздуха и стараться принять вертикальное положение. Нельзя делать сильных движений, так как колебания в таком случае усилятся, дыхание ускорится и увеличится риск захлебнуться водой.

Следует  дышать глубже и как можно побольше удерживать воздух в легких, это создает большую плавучесть. Можно задерживать воздух в легких более чем на 30 секунд.

Спасение утопающего летом.

При оказании помощи пострадавшим на воде самым главным является быстрая ликвидация кислородной недостаточности. Не медля ни секунды, нужно применять реанимационные меры.

Существует несколько способов восстановления дыхания. Последнее время наибольшее распространение получили эффективные и простые способы искусственного дыхания «рот в рот» и «рот в нос» с одновременным проведением непрямого (наружного) массажа сердца.

Подготовка к искусственному дыханию должна занимать не более 15-20 секунд. Воздух в рот или в нос пострадавшего нужно вдувать уже во время его буксировки к берегу или лодке.

 На берегу у спасенного нужно быстро расстегнуть одежду, после чего приступить к освобождению от воды, ила и песка верхних дыхательных путей и желудка. Для этого открывают рот пострадавшего, затем пальцем. Обернутым марлей или платком, очистить полость рта и носоглотки, при этом голова пострадавшего должна быть повернута набок.

Воду из дыхательных путей и желудка спасатель удаляет, положив пострадавшего нижним краем грудной клетки на бедро своей согнутой ноги. Голова пострадавшего должна находиться ниже туловища. Спасатель надавливает рукой на спину пострадавшего до тех пор, пока не перестанет вытекать вода.

В случае, когда у пострадавшего мертвенно-бледное лицо, а в полости рта и около ноздрей нет ни воды, ни пены, следует сразу начинать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Пострадавшего сразу же после восстановления у него регулярного самостоятельного дыхания нужно растереть, переодеть в сухую одежду, согреть, напоить горячим чаем или кофе.

Нельзя прекращать реанимационную помощь или отпускать пострадавшего домой до прибытия врача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила безопасного поведения на водоёмах во время паводка

Приближается время весеннего паводка. Лед на реках становится рыхлым, «съедается» сверху солнцем, талой водой, а снизу подтачивается течением. Очень опасно по нему ходить: в любой момент может р...

Правила поведения на водоёмах в осенне-зимний период

Памятка. Правила поведения на водоёмах в осенне-зимний период...

Беседа "Правила поведения на водоёме в летний период"

Данный материал можно применить на занятиях, при ознакомлении обучающихся с инструктажами по технике безопасности....

Инструктаж о правилах поведения на водоёмах в период ледостава

Инструктаж о правилах поведения на водоёмах в период ледостава...

Правила поведения на водоёмах в зимний период.

Презентация с правилами поведения на водоёмах в зимний период: четверостишия, советы, правила....

Правила поведения на водоёмах

Памятка для родителей и обучающихся...

Правила поведения на водоёмах

Правила поведения на водоёмах...