Программа "Веселый мяч"
рабочая программа по физкультуре по теме

Lopatina Viktoria Evgenuevna

                    Программа предназначена для детей  младшего школьного возраста с патологией  опорно- двигательного аппарата.

 Золотые правила фитбол - гимнастики.

Структура физкультурных занятий.

Фитбол- сказка "Подводное царство"

ОРУ с фитболами.

Занятие с фитболами

                                                            

Скачать:


Предварительный просмотр:


                         
Упражнения прц нарушениях осанки

             во фронтальной плоскости для детей дошкольного и младшего

             школьного  возраста.

  1. Ходьба с контролем осанки, руки на поясе. — 30 с.
  2. Ходьба боком.
  3. Эстафета с фитболами «Кто быстрее Построение в шеренгу. Ходьба по залу. Гимнастические перестроения в ходьбе (ходьба змейкой, противоходом, проверка осанки у гимнастической стенки). Разучивание шагов польки. — 5 мин.
  4. И.п.: основная стойка, с мешочком с песком на голове. На счет 1-2 — руки в «крылышки»; на 3-4 — вернуться в и.п. — 6-8 раз.
  5. И.п.: то же. На счет 1— руки вверх, правую ногу отставить назад на носок; на 2 — вернуться в и.п.; на 3-4 — руки вверх, то же — левой ногой. — 6-8 раз.
  6. Ходьба на носках с мешочком с песком на голове вокруг фит-бола. Следить за осанкой, одной рукой придерживая фитбол. — 1 мин.
  7. И.п.: лежа на спине на фитболе. На счет 1-2 — руки к плечам; на 3-4 — поднять правую ногу; на 5-6 — согнуть ногу в колене; на 7-8 — выпрямить ногу и вернуться в и.п.; на 9-16 — то же левой ногой. — 6-8 раз.
  8. И.п.: то же. Перейти в положение сидя, руки в «крылышки», затем медленно вернуться в и.п.
  9. И.п.: на четвереньках, фитбол перед грудью. Выполнить упражнение на расслабление.
  10. И.п.: лежа на животе на фитболе. На счет 1-2 — поднять ноги, руки в упоре на полу; на 3-4 — движения ногами «ножницы» в вертикальной и горизонтальной плоскости. Голова и позвоночник — в одной плоскости. — 6-8 раз.
  11. И.п.: то же. На счет 1-4 — руки в «крылышки», ноги на полу; на 5-8 — движения руками, как при плавании брассом. — 4-6 раз.
  12. И.п.: стоя на коленях рядом с фитболом. На счет 1-4 — обвести рукой вокруг себя фитбол по часовой стрелке; на 5-8 — против часовой стрелки. Удерживать правильную осанку, вытягиваясь теменной областью вверх. — 4-5 раз.
  13. ?». — 3 мин.
  14. Игра на внимание в ходьбе с сохранением осанки.



Предварительный просмотр:

« Комплексы упражнений с использованием фитболов

Общеразвивающие упражнения для детей дошкольного

возраста и младшего школьного возраста.

Комплекс 1

  1. И.п: сидя на фитболе, руки к плечам. На счет 1 — руки на фитбол; на 2 — вернуться в и.п.
  2. И.п: стоя лицом к фитболу, руки за спину, ноги врозь. На счет 1-2 — наклон вперед, не сгибая ног, ладони — на фитбол; на 3-4 — вернуться в и.п. — 5 раз.
  1. И.п: сидя на фитболе, руки с двух сторон на фитболе сбоку. На счет 1-2 — правую ногу согнуть и поставить стопой на фитбол; на 3-4 — вернуться в и.п. То же — другой ногой. — 3-5 раз.
  2. И.п: сидя на фитболе, руки на поясе. На счет 1-2 — наклон вперед, рукой коснуться правой ноги; на 3-4 — вернуться в и.п. То же — в другую сторону — 3-4 раза.
  3. И.п: сидя на полу спиной к фитболу, придерживая фитбол руками. На счет 1-2 — выпрямить ноги; на 3-4 — согнуть ноги. — 4-6 раз.
  4. Подскоки с ноги на ногу вокруг фитбола и ходьба на месте. Смена направлений.
  5. Повторить упражнение 1.

                                            Комплекс 2

  1. «Хлопок». И.п: стоя лицом к фитболу. На счет 1-2 — руки через стороны вперед, хлопнуть в ладоши, сказать: «Хлоп»; на 3-4 — вернуться в и.п. — 6 раз.
  2. «Дотянись». И.п: сидя на фитболе, ноги врозь, руки на поясе. Сделать вдох; на счет 1-2 — руки через стороны вверх, наклониться вперед, коснуться носков — выдох; на 3-4 — вернуться в и.п. — вдох. — 3-5 раз.
  3. «Приседание». И.п: стоя лицом к фитболу. На счет 1-2 — поднимая пятки и разводя колени, присесть, руки прямые на фитболе, спина прямая; на 3-4 — вернуться в и.п. — 6 раз.
  4. «Поворот». И.п: спиной к фитболу, руки на поясе. На счет 1-2 — поворот направо, правой рукой коснуться фитбола; на 3-4 — вернуться в и.п. То же — влево. Ноги не сгибать, смотреть в сторону поворота. — 3-4 раза.
  5. «Ноги врозь». И.п: сидя на полу, лицом к фитболу, ноги врозь, руки в упоре сзади. На счет 1 — согнуть ноги ближе к себе; на 2 — ноги врозь, не задевая фитбола. — 4-6 раз.
  6. «Шаги и прыжки». И.п: стоя боком к фитболу Сделать 10-12 шагов, не отрывая носков ног, прыжки вокруг фитбола, ходьба на месте. — 3-4 раза.

Комплекс 3

1. «Шагают пальцы». И.п: стоя на коленях, сесть на пятки, фитбол справа. Перебирая пальцами правой руки, прокатить фитбол вокруг себя. То же — влево. — 6 раз.

  1. «Насос». И.п.: сидя на фитболе, руки на поясе, вдох. На счет 1-2 — наклон вправо (влево), на выдохе произносить звук «ш-ш-ш»; на 3-4 — вернуться в и.п. — 3-4 раза.
  2. «Работают ноги». И.п.: сидя на полу, ноги врозь, лицом к фитболу, руки в упоре сбоку. На счет 1 — согнуть правую ногу; на счет 2 — вернуться в и.п. То же — левой ногой. То же, одновременно сгибая и поочередно выпрямляя каждую ногу, и наоборот. — 3-4 раза.
  3. «Посмотри на руки». И.п.: сидя на фитболе, руки на поясе. На счет 1-2 — поворот вправо, правую руку в сторону, посмотреть на руку; 3-4 — вернуться в и.п. То же — влево. — 3-4 раза.
  4. «Спрячемся». И.п.: сидя на полу, ноги врозь, лицом к фитболу, руки на мяче, спина прямая. На счет 1-4 — перебирая ладонями по фитболу, прокатывая его вперед, наклон вперед; на 5-8 — перебирая ладонями по фитболу, вернуться в и.п. — 6 раз.
  5. «Высоко». И.п.: стоя рядом с фитболом. На счет 1-2 — подняться на носки, руки вверх; на 3-4 — вернуться в и.п. — 3-4 раза.

Комплекс 4

  1. И.п.: сидя на фитболе, руки к плечам. На счет 1-3 — круговые движения согнутых в локтях рук; на 4 — вернуться в и.п. — 6 раз.
  2. И.п.: сидя на фитболе, руки вверх, правая нога вправо. На счет 1-2 — наклон вправо к ноге; на 3-4 — вернуться в и.п. То же — влево. — 3-4 раза в каждую сторону
  3. И.п.: лежа на фитболе на животе, руки на полу. На счет 1 — поднять вверх правую ногу; на 2 — вернуться в и.п.; на 3-4 — то же левой ногой. — 3-4 раза в каждую сторону
  4. И.п.: сидя на фитболе, держась за него руками сбоку. На счет 1-4 — переступая ногами вперед, перейти в положение лежа на фитболе; на 5-8 — вернуться в и.п. — 6 раз.
  5. И.п.: лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. На счет 1-2 — поднять таз от пола, опираясь ногами на фитбол; на 3-4 — вернуться в и.п. — 6-8 раз.
  6. И.п.: сидя на фитболе, руки за головой. На счет 1 — наклон вправо, коснуться локтем правого бедра; на 2 — вернуться в и.п.; на 3-4 — то же в другую сторону. 3-4 раза в каждую сторону
  7. Прыжки с фитболом в руках.




Предварительный просмотр:

Фитбол-сказка «Подводное царство»

Ребята представьте - мы с вами оказались в красочном, ярком и многообразном Подводном царстве. Звучит музыка.

 Посмотрите как здесь красиво, какие яркие и доброжелательные жители. Давайте мы превратимся в таких же красивых жителей Подводного царства. Подойдите к подводным камешкам и лягте возле них на спину, а я начну рассказ.

Ранним утром, сквозь толщу воды, первые солнечные лучи проникают в сонное Подводное царство. Постепенно солнечный свет становится ярче и жители царства начинают просыпаться.

Вот проплывает самый большой житель подводного царства - красивый кит.              Урп.1. "Кит плывёт" (большой, красивый кит прекрасно плавает в воде). И.п.- лёжа на спине, прямые руки за головой. 1,3- повернуться на правый бок; 2,4- и.п. (8 раз).

Медуза плывёт очень интересно: сначала она сожмётся в комочек, потом разожмётся. Упр.2. "Медуза". И.п.- лёжа на спине, ноги врозь, руки вверх- в стороны.1- группировка лёжа, ноги согнуть к груди и обхватить их руками, голову поднять ("когда начинается шторм, медузы сжимаются в комочек и опускаются на дно"), 2- и.п.( "когда шторм прекращается, медузы всплывают на поверхность"). (6 раз).

Из морского песочка вынырнула рыбка и поплыла.                                                          Упр.3. "Рыбка". И.п.- лёжа на животе, руки вверху.1- поднять голову, верхнюю часть туловища, руки.(6 раз).

Рядом с рыбкой проплывает морская звезда.                                                                      Упр.4. "морская звезда". И.п.- то же. 1- поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги; 2- руки и ноги в стороны; 3- руки и ноги вместе; 4- и.п. (6 раз).

По морскому дну медленно ползёт краб.                                                                             Упр.5. "Краб". И.п.- сидя согнув ноги, руки в упоре сзади. 1- поднять таз; 2-7- продвижение вперёд, опираясь на конечности; 8- и.п. 1-8- то же двигаясь назад.

Вот домик морской черепахи.                                                                                              Урп.6. "морская черепаха". ("Осторожная - то выглянет из домика, то снова спрячется"). И.п.- сидя на полу, колени подтянуть к животу, обнять руками, голову наклонить к коленям. 1-2- поднять вверх- вперед прямые ноги("угол"), руки в стороны, голову поднять, шею вытянуть, 3-4- и.п. (6 раз).

В подводном царстве есть кораллы.                                                                                                 Упр.7. "Кораллы". И.п.- сидя по-турецки, руки сзади, пальцы переплетены. 1- наклон вперёд, поднимая руки назад; 2-3- держать руки; 4- и.п. (6 раз).

Это что за чудо такое? Домик сам движется! Да это же улитка. Сначала улитка медленно выползет из домика, затем домик подтянет.                                                                                       Упр.8. "Улитка ползёт" (гибкая, пластичная, но немного медлительная). И.п.- сидя на пятках, голову наклонить к коленям, вытянутые руки вперёд опустить на пол. 1-2- скользящим движением лечь на живот, опершись на локти, голову и плечи поднять; 3-4- таким же скользящим движением вернуться в и.п. (4 раза).

В подводном царстве бывают небольшие волны. Небольшая волна то опуститься на дно, то поднимется.                                                                                                                            Упр.9. "Волна". И.п.- стоя на коленях, руки на поясе. 1-2- сесть на правое бедро, руки влево; 3-4- и.п.(6-8 раз).

Через толщу воды к солнышку тянутся водоросли.

 Упр. 10. "Водоросли.(но небольшая волна уносит их то в одну, то в другую сторону). И.п.- стоя на коленях, руки внизу.1- поднять прямые руки перед собой вверх; 2- наклон туловища вправо; 3- выпрямиться, руки вверх; 4- наклон туловища влево (6 раз)

"Весёлые дельфины".

В водорослях, на покачивающихся морских пузырях, любят отдыхать дельфины.

 Упр.11. И.п.- лёжа животом на мяче. Лёжа на мяче, обхватить мяч руками, колени на полу, носками упереться в пол. Голову опустить, выполнять лёгкие покачивания вперёд- назад, руками тянуться к полу, постепенно выпрямляя ноги. Поставив ладони на пол, выполнить лёгкие перекаты по мячу вперёд- назад. (4 раза).

Вот наши герои начинают просыпаться. Сначала они поднимают головы и плавнички. Упр.12. И.п.- лёжа животом на мяче, руки на мяче, ноги на полу, колени на полу. 1-2- выпрямляя руки и ноги прогнуться; 3-4-и.п.

Затем, дельфины потягивают спинки.

 Упр. 13.И.п.- лёжа животом на мяче, руки на полу. 1-4- шагать руками вперёд, перекатываясь по мячу с живота на ноги; 5-8- и.п.

Небольшая волна перевернула дельфинчиков на спинки и они стали покручиваться на морских пузырях.

Упр. 14. И.п.- лёжа спиной на мяче, мяч под лопатками, руки в стороны, голову держать прямо, ноги врозь. Перебирая ногами по полу, пройти вправо, затем влево (по 2 раза в каждую сторону).

Вновь накатила волна и перевернула дельфинчиков на бочок.

Упр. 15. И.п.- лёжа на мяче правым боком, ноги вместе, колени согнуты, руки на мяче Выпрямляя ноги, прокатиться по мячу боком - мяч до талии, правой рукой тянуться к полу; и.п. Дельфинчики размяли правый бочок, затем левый.

Дельфинчики очень любят перекатывать морской пузырь со спинки на хвостик. Это так щикотно.

Упр.16.И.п.- сидя на мяче, руки внизу. Перекат из положения сидя на мяче в положение лёжа на мяче. Переступая стопами вперёд, постепенно перекатиться на мяче с ягодиц на поясницу и опуститься до лопаток (4 раза). Наши герои научились слегка подпрыгивать на морских пузырях и поднимать сначала один плавничок, затем два плавничка. Упр. 17.И.п.- сидя на мяче, ноги на полу вместе, руками придерживать мяч. 1-2- легко подпрыгивать на мяче ( не теряя с ним контакта), поднять правую руку вверх через сторону; 3-4- опуская правую руку, поднять вверх левую.(по 4 раза). Упр. 18.И.п.- подпрыгивая на мяче, хлопок руками над головой, затем руки вниз через стороны, хлопок ладошками по мячу.(2раза).

Ещё дельфинчики научились самому трудному: они подпрыгивают на морских пузырях, при этом поднимают один плавничок вверх, наклоняются и не соскальзывают с морского пузыря.  

Упр.19.И.п.-сидя на мяче ноги врозь, руки на коленях.1-2-пружиня на мяче , наклон вправо, левая рука через сторону вверх, потянуться, правая на колене.(2 раза в каждую сторону).

Дельфинчики решили немного поиграть: они начали плавничками отталкивать морские пузыри в стороны, а затем вперёд-назад.

Упр.20. И.п.-стоя наклон вперёд, касаясь мяча ладонями.1-2-прокатить мяч вперёд, не сгибая рук в локтях, колени прямые, потянуться( с места не сходить); 3-4- прокатить мяч в и.п.(4 раза).
Упр.21.И.п.-то же.1-2- прокатить мяч вправо двумя руками; 3-4-и.п; 5-6-то же влево, 7-8-и.п..(2 раза в каждую сторону).

И тут дельфинчики подумали: взять морские пузыри и отправиться поиграть в любимую голубую лагуну. Весёлые дельфинчики стали подниматься на поверхность.

 Упр.22. И.п.-основная стойка, мяч на полу. Присесть, взять мяч руками и, вращая его пальцами от себя, поднять над головой- потянуться вверх. Перестроиться в колонну- ходьба на носочках(мяч вращать).

Пока дельфинчики поднимались на поверхность, они образовали кружочек и, играя начали передавать друг другу морские пузыри.

Упр23. Ходьба по кругу с передачей мячей друг другу.

Поднявшись на поверхность воды дельфинчики  поплыли быстрее, им очень нырять и выныривать из воды.

 Упр.24. Бег простой; бег в полуприседе, мяч поднять вверх; бег с подпрыгиванием; бег в колонне, с зажатыми мячами между детьми.

Доплыв до голубой лагуны наши герои стали прыгать на морских пузырях. Но прыгать на них не очень просто, чтобы не упасть надо спину держать ровно, прямо.

 Упр.25. Прыжки на мячах; с поворотом.

Сначала дельфинчики просто прыгали, а затем стали играть в "дельфинов и акулу".

Упр.26.Игра "Дельфины и акула" (акула догоняет дельфинов, прыгая на мяче).

Так они резвились целый день. Когда солнце стало опускаться за горизонт, наши герои вернулись домой и легли отдыхать. (Отдых на ковриках).

Вам понравилось наше путешествие?

Кого вы встретили в Подводном царстве?

Какие там жители?

Как надо держать спину чтобы не упасть с морского пузыря?



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                           

                                Пояснительная записка.

                    Программа предназначена для детей дошкольного и  младшего школьного возраста с патологией  опорно- двигательного аппарата.                                                                                    

Приоритетным направлением нашего реабилитационного центра является оздоровление и реабилитация воспитанников. В настоящее время значительно возросло количество детей  с хроническими заболеваниями, маленьким весом, дефектами опорно-двигательного аппарата. Дети поступают в центр из неблагополучных семей, их родители ведут асоциальный образ жизни. Как правило дети отстают в развитии на 2-3 года. Для нас стала актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.

Цель:

Исправление дефектов опорно-двигательного аппарата и лечения их начальных форм; нарушение осанки, искривления позвоночника, плоскостопия.

Задачи:

Остановка процесса прогрессирования деформации позвоночника;

Совершенствование навыков правильной осанки;

Профилактика плоскостопия;

Развитие и совершенствование музыкально- двигательных навыков детей;

Укрепление здоровья и защитных сил организма;

Формирование устойчивого интереса и мотивации к регулярным занятиям лечебной физкультурой и спортом

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе реабилитации в социальном учереждении -  одна  из  актуальных  задач нашего центра. Многие дети нуждаются   в особых программах физического воспитания, в которых  должен  быть  учтен

 весь комплекс соматических, интеллектуальных и  физических  проблем.    Именно  этим

 требованиям  отвечает  методика  работы  с  коррекционными   мячами,   или

 фитболами, высокая  эффективность которой была высоко оценена на протяжении

 многих лет работы с дошкольниками и младшими школьниками.

    Гимнастика с использованием  фитболов  относиться  к  одному  из  видов

 фитнес-гимнастики. В настоящее время мячи различной  упругости,  размеров,

 веса используются в спорте, педагогике и медицине.

    Мяч имеет  определенные  свойства,  используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей.

Мяч имеет форму шара. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнении на мяче, усиливает эффект занятий. Кроме того, мячи имеют ванильно-конфетный запах и дети с удовольствием занимаются на таких тренажёрах.

Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Различные цвета по- разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.

Тёплый цвет (красный, оранжевый) оказывает эрготронное влияние, повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Холодный цвет (синий, фиолетовый) оказывает трофотронный эффект, то есть успокаивает. Жёлтый и зелёный цвет способствует проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма.

 Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают ещё и вибрационным воздействием. Вибрация активизирует регенеративные процессы, что позволяет использовать мячи в период реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс, конкретно корригировать имеющиеся нарушения осанки без использования специальных валиков и приспособлений под области кифоза или лордоза.

 Возраст детей участвующих в программе 6-10 лет. Процесс реабилитации воспитанников длится 3 месяца, поэтому программа разработана на 3 месяца – это 25 занятий. Через 2 недели меняется комплекс ОРУ. В конце каждого месяца проводится игровое занятие сказочная аэробика или эстафеты с фитболом. Процесс освоения упражнений происходит поэтапно от простого к сложному. Воспитатели вместе с детьми в группах ежедневно повторяют комплекс специальных и методически разработанных физических упражнений.

 Занятия проходят в тренажерном зале, дети одеты в шорты и футболки, без обуви, в носках. Дети занимаются под музыку.   Занятия провожу с подгруппой 6-8 детей. Формы организации занятий бывают разными групповыми и индивидуально-групповые в зависимости от патологии. Продолжительность занятий постепенно увеличиваю от 15-20 до 25-30 минут, в зависимости от возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Упражнения дети выполняют в медленном и среднем темпе. Фитболы подбираются индивидуально в зависимости от возраста и роста Диаметр мяча должен быть 45-55 см.

Для положительных результатов и разнообразия занятий используются тренажеры и спортивный инвентарь:

Ходовая и беговая дорожка.

Различные велотренажеры.

Шведская стенка.

Гимнастическая палка.

Мешочки с песком.

Ребристые дорожки.

Массажные коврики.

Массажные ролики.

При поступлении в центр все дети проходят медицинскую комиссию, которая выявляет детей с патологией и дает направление на лечебную физкультуру. После прохождения реабилитации врачи снова обследуют детей, для выявления положительных результатов.

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты прогнозируются и  всегда оправдываются. Оздоровительный эффект фитбола при оптимальной и систематической нагрузке должен укрепить мышечный корсет  детей, что приводит к исправлению и формированию правильной осанки. Дети становятся более гибкими, ловкими, подвижными, улучшается координация движений. Реабилитационный фитнес стимулирует двигательную активность детей, повышает интерес к занятиям ЛФК и спортом, снижает утомление и даёт положительный эмоциональный заряд, что приводит к эффективному процессу обучения музыкально- двигательным умениям и навыкам.Показательное занятие должно показать чему дети  научились, правильно ходить, сидеть. Показывают разученные комплексы упражнений, кто-то придумывает свои. Дети сами должны оценить свою осанку.                    Материальное обеспечение: Фитболы по количеству детей, тренажеры, вспомогательный спортивный инвентарь.

                                    Учебно-тематический план

               Название занятий

        Кол-во часов

1

Ознакомительное занятие

2

2

Фитбол-гимнастика. 1-уровень.

7

3

Фитбол- гимнастика.2- уровень.

7

4

Фитбол-гимнастика. 3-уровень.

7

5

Фитбол-сказка.

1

6

Показательное занятие

1

7

Фитбол-эстафета.

1

Итого:

26

                 

 Содержание программы.

    «Золотые правила» фитбол – гимнастики:

 1. Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке  на

 мяч между туловищем и бедром, бедром  и  голенью,  голенью  и  стопой  был

 прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую  голову,

 опущенные и разведённые плечи, ровное положение  позвоночника,  подтянутый

 живот.

 2. Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют  какие

 – либо острые предметы, которые могут повредить мяч.

 3. Надевать детям удобную одежду, не  мешающую  движения.

 4.  Начинать  с  простых  упражнений  и  облегчённых  исходных  положений,

 постепенно переходя к более сложным.

 5. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.

 6. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном  и  поясничных

 отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.

 7. При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.

 8. Выполняя на мяче упражнения лёжа на животе и лёжа  на  спине  голова  и

 позвоночник должны составлять одну прямую линию.

 9. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.

 10.  Физическая  нагрузка  по  времени  должна   строго   дозироваться   в

 соответствии с возрастными возможностями детей.

 11. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы  страховки

 и учить самостраховке на занятии с мячами.

 12. На каждом занятии  необходимо  стремиться  к  созданию положительного

 эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.

 13.  Возможно  проведение  комплексных  занятий,  когда   одновременно с

 выполнением  физических  упражнений  дети  совершенствуют  культуру  речи,

 правильное произношение.

 14. Упражнения на мячах с  целью  формирования  коммуникативных  умений  у

 детей могут выполняться в парных  общеразвивающих  упражнениях,  подвижных

 играх, командных соревнованиях.

 Следует обращать особое внимание на  признаки  физического  неблагополучия

 ребёнка, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или  прекратить

 на время занятие.

  Структура физкультурных занятий по фитбол - гимнастике состоит из трёх частей.

- занятия проводятся с группой по 5-10 детей.

- продолжительность занятия – 25-30 минут.

- на каждом занятии надо создавать положительный эмоциональный фон, чаще предлагать детям игровые задания и вводить музыкальное сопровождение.

- занятие должно состоять из 3 частей:

подготовительной, основной, заключительной.

1. Подготовительная часть - разогревание организма и создание положительного эмоционального настроя.

Задача вводной части - организация детей для предстоящих занятий. Используются упражнения строевого характера, короткие игровые задания и упражнения по коррекции осанки. Вводная часть занимает 5-7 минут.

2. Основная часть - физическая нагрузка,в которую входят упражнения:

для коррекции различных видов нарушений осанки (сутулая и круглая спина, кругловогнутая спина, плоская, плосковогнутая);

для укрепления мышц плечевого пояса и рук;

для укрепления мышц брюшного пресса;

для укрепления мышц спины

для укрепления мышц тазового дна;

для увеличения подвижности позвоночника и суставов;

игры с фитболом ( Мой мяч, Догони мяч,Пятнашки)

В основной части задачей является укрепление мышечного корсета и индивидуальная коррекция деформаций позвоночника. Продолжительность основной части - 15-20 минут.

3. Заключительная часть - расслабление и рефлексия.

Заключительная часть - осуществляет совершенствование двигательных навыков, закрепление навыков осанки в различных условиях и приведение организма в спокойное состояние. Для этого используются различные игры, построения, перестроения и ходьба с правильной осанкой. Продолжительность заключительной части 3-5 минут.

- И.п. лежа на спине, лежа на животе, сидя.

- В занятия следует включать как общие, так и индивидуальные упражнения. Общие упражнения занимают большую часть времени, так как ряд требований, например укрепление мускулатуры спины и живота, увеличение подвижности позвоночника, важны для коррекции деформаций позвоночника при разных типах нарушения осанки.

1.Ознакомительное занятие.

Показать фитбол - сказку «Лесные приключения.» DVD

Познакомить детей с разными видами фитболов.

Научить правильно сидеть на фитболах.

Учить покачивать и подпрыгивать на фитболах.

Учить базовым положениям при выполнении упражнений.

Поиграть в игру «Мой мяч»

1.-5.-Фитбол - гимнастика-1 уровень.

Основные задачи:

Дать представление о форме и физических свойствах фитбола.

Обучить правильной посадке на фитболе.

Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере.

Разучить комплекс ОРУ на фитболе, основной комплекс.

Разучить игры и эстафеты.

1.6.- Фитбол-сказка.

          « Подводное царство»

2.-7.Фитбол-гимнастика- 2 уровень

.

Основные задачи:

Обучить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

Обучить упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.

Обучить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры.

Разучить комплекс ОРУ, основной комплекс.

2.8.-Показ детьми разученных комплексов.

       Выявление лучшего комплекса.

       (Мистер или мисс Совершенство)

        Награждение детей.

3.-7.Фитбол – гимнастика- 3 уровень.

Основные задачи:

Научить выполнению комплекса ОРУ с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.

Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.

Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.

Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.

Разучить комплекс ОРУ, основной комплекс.

3.8.-Итоговое занятие.

Соревнование. Эстафеты с фитболом

Выявление победителя, награждение.

Методика проведения занятий.

Подготовительный этап. Цель: дать детям представление о форме и физических

 свойствах мяча с помощью таких игровых упражнений, как:

    . прокатывание мяча по полу,  по  скамейке,  между  опорами  «змейкой»,

      вокруг различных ориентиров;

    . поглаживание, похлопывание, отбивание мяча двумя руками  на  месте в с различными видами ходьбы;

      передача мяча друг другу, броски мяча;

 игры с мячом типа «Догони мяч», «Попади в цель»,  «Докати  мяч».  Варианты:

 толкая ладонями, толкая развёрнутой ступнёй.

 Эти упражнения проводились на общих физкультурных занятиях со всеми детьми,

 в   качестве   индивидуальной   работы,    в    спортивных    развлечениях,

 самостоятельной двигательной деятельности детей.

 Первый уровень. Цель: научить правильной посадке на мяче. При посадке  на  мяч

 меду туловищем и бедром, бедром и голенью,  голенью  и  стопой  был  прямой

 угол.  Правильная  посадка  предусматривает   также   приподнятую   голову,

 опущенные и разведённые плечи, ровное  положение  позвоночника,  подтянутый

 живот. Для большей устойчивости ноги в опоре на полу расположены на  ширине

 плеч, параллельно друг другу.

 Для обучения    объяснения  и  показа,  словесные  инструкции,  осуществляла

 помощь и страховку.

 Второй уровень. Цель: научить детей основным  исходным   положениям  фитбол  –

 гимнастики и дыхательной гимнастики.

  -Положение – стоя:

      мяч в опущенных руках;

    . мяч перед грудью в согнутых руках;

    . мяч перед грудью в вытянутых руках;

    . мяч над головой в вытянутых руках;

    . мяч за головой;

    . мяч за головой в согнутых руках.

 Положение приседа с мячом:

      . присед с опорой руками на мяч, колени в стороны;

      . присед с опорой руками на мяч, колени вместе;

   Положение - сидя на мяче:

      . сидя на мяче, ноги вместе, с различными исходными положениями рук;

      . ноги на ширине плеч, с различными положениями рук.

    Положение - сидя на полу:

       . руки в упоре сзади, мяч между ног;

       . руки в упоре сзади, вытянутые ноги на мяче;

       . сидя на полу, мяч перед собой на коленях;

       . сидя на полу, мяч за спиной;

       . сидя на полу, мяч поднят над головой;

       . сидя на полу, руки и ноги крепко охватывают мяч, голова прижата  к

         мячу.

      Положение - стоя на коленях:

       . с опорой руками на мяч;

       . с упором руками на мяч;

       Положение - сед на пятки, руки в опоре на мяч;

       . положение сед на пятки, мяч сбоку.

    Лёжа на полу:

       . лёжа на полу, вытянутые ноги на мяче, таз опущен;

       . лёжа на спине, мяч удерживается стопами или коленями;

       . лёжа на спине, мяч удерживается руками на груди или на животе;

       . лёжа на спине, мяч на вытянутых руках за головой или перед собой;

       . лёжа на животе, мяч удерживается стопами;

       . лёжа на животе, мяч на спине прижимается к ягодицам стопами;

       . лёжа на животе, мяч в вытянутых руках;

       . лёжа на боку, ноги на мяче;

       . лёжа на боку, мяч в вытянутых руках;

       . лёжа на боку, мяч удерживается стопами.

    Лёжа на мяче:

       . на животе в упоре ногами в пол, руки свободны;

       . на передней поверхности бёдер в упоре руками в пол, ноги свободны;

       . на груди с упором ладонями и стопами с пол;

       . на спине в упоре на стопах, руки за головой;

       . на боку в упоре на стопах, руки на мяче.

    Дыхательные  упражнения  на  данном  этапе  направлены  на   координацию

    ротового и носового дыхания, на выработку нижнегрудного типа дыхания при

    активном участии диафрагмы.  Дети  осваивали  статические  упражнения  с

    фитболами. Для этого использовались игры  типа  «Кто  дольше  простоит?»,

    «Кто  самый  выносливый?»,   «Самый  сильный»,  «Замри»,   наглядные   и

    словесные методы (образец, объяснение, показ).

    Третий уровень. Цель: научить  основным  динамическим  движениям  с  мячом,  

    которые соответствуют возможностям детей:

       . ходьба с мячом в руках:

       . бег с мячом в руках;

       . прыжки на месте с мячом в руках на одной, двух ногах;

       . прыжки на месте с мячом между ног с различными движениями рук;

       . прыжки с продвижением вперёд, мяч в руках.

   

 

.

Вариант структуры занятия.

Вводная часть:

Вход детей в зал.Построение по росту

.Приветствие

.Разминка- комплекс ОРУ, различные виды ходьбы, перестроения.

5-7 минут.

Основная часть:

Изучение или повторение лечебного комплекса.

15-20 минут.

Заключительная часть:

Игра,упражнения на расслабление,гибкость,дыхательные.

Подведение итогов.

3-5 минут

.

Пример занятия

.

Задачи:

1. Формирование мышечного корсета

2. Коррекция нервно–мышечной системы

3. Укрепление мышц стопы, голени, тазобедренных суставов

Подготовительная часть

Построение, сообщение задач занятия

Строевые упражнения

Ходьба

а) на носках

б) на пятках

в) на внутренней стороне стопы

г) на внешней стороне стопы

д) «крадучись»

Ходьба по специальным дорожкам (ребристые, массажным коврикам, гимн. скамейке)

И.п.: сидя на фитболе, стопы на полу, пятки параллельны друг другу, наклоны головы вправо. Влево

И.п.: сидя на фитболе, стопы на полу, пятки параллельны друг другу, круговые движения плечами вперед – назад

И.п.: сидя на фитболе, стопы на полу, пятки параллельны друг другу, упор кистями рук на колени, медленные покачивания вверх – вниз со сменой положения рук ( руки в стороны, вверх, к к плечам)

И.п.: сидя на фитболе, стопы на полу, пятки параллельны друг другу, упор кистями на колени, ставить стопы то на носки, то на пятки, то на наружный свод стопы

И.п.: сидя на фитболе, стопы на полу, пятки параллельны друг другу, наклон к правой – к левой.

Основная часть

И.п.: лежа на спине, стопы на мяче, ходьба всей стопой по мячу вперед – назад

И.п.: лежа на спине, стопы на мяче, носки на

себя – от себя

И.п.: лежа на спине, стопы на мяче, круговые движения стоп вправо – влево

И.п.: лежа на спине, стопы на мяче, колени согнуты под углом 90 гр., круговые движения мяча вправо – влево

И.п.: лежа на спине, стопы на мяче, дыхательные упражнения

И.п.: лежа на спине, стопы на мяче, удерживая в напряжении ноги, поднять таз, зафиксировать положение и опустить

И.п.: лежа на спине, стопы на мяче, движения мяча вправо – влево

И.п.: лежа на спине, стопы на мяче, мяч под голень, движение «барабанщик»

И.п.: лежа на спине, стопы на мяче, дых. упр.

одна рука на груди, другая на животе «брюшное дыхание», «грудное дыхание»

И.п.: лежа на спине, мяч между ног, сжимать/

разжимать мяч

Заключительная часть

Построение

Ходьба с замедлением темпа

Проверка осанки перед зеркалом. Игра «Море волнуется»

Подведение итогов.

Приложения

Комплексы ОРУ

Основные лечебные комплексы.

Фитбол- сказка

Занятие с фитболами