Программа дополнительного образования "Подвижные игры".
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему

Калеков Сергей Иванович

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dopobrazovaniya_podvizhnye_igry.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

по физической культуре

«Подвижные игры»

Паспорт программы

Необходимость создания программы: ухудшение здоровья обучающихся в связи с экологической обстановкой, интенсификацией учебного процесса и выросшей гиподинамией.

Основные разработчики программы: учитель физической культуры Калеков Сергей Иванович

ЦЕЛЬ:

  • формирование у обучающихся осознанного отношения к своему здоровью, понимания значимости его сохранения и укрепления;
  • привитие навыков здорового образа жизни;
  • профилактика безнадзорности и употребления ПАВ.

ЗАДАЧИ:

  • способствовать расширению кругозора учащихся;
  • содействовать взаимодействию взаимопониманий;
  • развивать умения ориентироваться в пространстве;
  • развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
  • создавать условия для проявления чувства коллективизма;
  • развивать активность и самостоятельность;
  • активизировать двигательную деятельность детей.

Миссия программы: научить школьников безопасному, полезному для здоровья времяпрепровождению.

Сроки реализации программы:  2012 – 2015 гг.

Ожидаемые результаты: 

  • Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
  • Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
  • Развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств.
  • Формирование у детей  уверенности в своих силах.
  • Умение применять игры в самостоятельных занятиях.
  • Увеличение числа подростков, соблюдающих нормы и требования ЗОЖ.

Пояснительная записка

Здоровье человека - тема актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Наукой доказано, что здоровье человека на 50-55% зависит от условий образа жизни.

Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнём, но иногда становится поздно начинать…

        Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. Очень часто родители в семье говорят ребёнку: «Будешь плохо кушать – заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься!» и т.д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении!» и т.д. Видимо, поэтому наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье.        Научно - технический прогресс привёл к тому, что человек всё меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребёнок и подавно.

За прошлое столетие, по мнению учёных, вес непосредственно мышечной работы человека снизился с 94 до 1 процента. В совершенном обществе наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. В целом в России не менее 60 процентов обучающихся имеют нарушения здоровья. По данным Минздравсоцразвития России, только 14 процентов обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Свыше 40 процентов допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки.

Главными пороками  XXI становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности не даёт. В этой связи очень актуальной является организация такого педагогического процесса, который способствовал бы оздоровлению и предупреждению заболеваний детей, а также развивал ребенка физически.

Исходя из материально-технических возможностей общеобразовательного учреждения считаю оптимальным проведение занятий по теме: «Подвижные игры». Педагоги всех времён отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души. Игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в развитии познавательных интересов, в выработке воли и характера, в формировании умения ориентироваться в окружающей действительности, в воспитании коллективизма. Говоря о содействии игры умственному развитию, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Ученые находят, что игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходится выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наиболее, по его мнению, целесообразную. Все это очень важно для развития личности. Актуален вопрос о подвижных и спортивных играх, которые тесно связаны между собой. Играм в салки, перетяжки мальчишки часто предпочитают футбол, хоккей, волейбол через сетку, хотя при этом они больше простаивают или бегают за мячом, чем играют, потому что мяч, как правило, плохо слушается их. Польза подвижных игр, в том, что в них можно играть без специальной подготовки в любом возрасте, так как в них нет сложной техники и тактики, а правила можно изменять по желанию. Подвижных игр много, они разнообразны, хороши еще и тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями. А это очень важно для здоровья. Именно отсутствие в подвижных играх строго регламентированных (в отличие от спортивных игр) правил, сложной техники и тактики делает ненужной специальную подготовку, тренировки, с чем непременно связаны игры спортивные. Возможность использовать для игры любую площадку, а не только строго очерченное (по размерам) поле привлекает к подвижной игре всех ребят независимо от возраста, способностей и подготовки. Вот почему подвижные игры являются подлинно массовым,  общедоступным средством физического и нравственного воспитания детей и подростков. Всем известный «король футбола» бразилец Пеле в интервью журналистам очень метко сказал: «Тренировка должна быть похожа на игру, даже если она проводится без мячей. Какими бы интересными и разнообразными тренировки ни были, в конечном итоге они надоедают, утомляют. А поэтому лучше игры нет ничего». Социологи установили, что игра стоит на высшей ступени интереса детей, с ней могут соперничать разве только книги и кинофильмы. Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность, совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Программа  дополнительного образования по  физической культуры «Подвижные игры» составлена на основании следующих нормативных документов:

Конституции РФ; Конвенции о правах ребенка; закона РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”; закона РФ “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”; закона РФ “Об образовании”; письма Минобразования РФ от 26.06.2003 г. № 23-51-513/16 “Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования”; письма Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13 “Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ// Вестник образования – 2003, июль №7; “Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02” // Официальные документы в образовании – 2003, №3; региональной программы “Здоровье и образование”; приказа Минобразования России и Минздрава России от 30.06.98 № 186/272 “О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях”; «Новые стандарты школьного обучения: гигиенические требования к их реализации» // Библиотечка журнала «Вестник образования России», № 7, 2009 г.; Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: Руководство для медицинских и педагогических работников образовательных учреждений, санитарно-эпидемиологической службы // Под ред. В.Р. Кучма. – М., 2005; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889.

Программа рассчитана на обучающихся 5 классов. Время, отведенное на обучение, составляет – 1 час в неделю. В течение всего курса обучения сохраняется преемственность образования, как по структуре, так и по содержанию учебного материала.

Группировка подвижных игр.

  • С элементами общеразвивающих упражнений.
  • С бегом на ловкость.
  • С бегом на скорость.
  • С прыжками на месте и с места.
  • С прыжками в высоту.
  • С прыжками длину с разбега.
  • С метанием на дальность.
  • С лазанием и перелазанием.
  • Игры подготовительные к волейболу.
  • Игры подготовительные к баскетболу.
  • Игры на местности.

Группировка игр по преимущественному проявлению у учащихся физических качеств.

Игры, в которых преимущественно проявляются

Характеристика игровых действий

Игры

Ловкость

Игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим; не задерживаясь, сочетать свои действия с действиями других занимающихся (по внезапным заданиям, сигналам). Игры, требующие умения сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, игры с увертыванием)

  • “Салки”
  • “Ловкая подача”
  • “Ловкие и меткие”

Быстрота

Игры, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, тактильные, звуковые сигналы, игры, с короткими перебежками типа догоняй-убегай. Игры с преодолением расстояний в кротчайший срок. Игры с бегом на скорость в изменяющихся условиях.

  • “Шишки, желуди, орехи”
  • “День и ночь”
  • Эстафета на полосе препятствий

Сила

Игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статического характера

  • “Сильный бросок”
  • “Бой петухов”
  • “Перетягивание через черту”

Выносливость

Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим

  • “Бег командами”
  • “Не давай мяча водящему”
  • “Перетягивание каната”

Каждое  занятие состоит из 3 частей: подготовительная (ОРУ); основная (упражнения из подвижных  игр); заключительная (ходьба, медленный бег, упражнения на внимание, на осанку, подведение итогов).

Учебно-тематический план

№ п/п

Тематика занятий

Количество часов

1

Формирование системы знаний о ЗОЖ

теоретический материал включен во все занятия

2

Техника безопасного поведения на занятиях кружка по физической культуре и во время подвижных игр

теоретический материал включен во все занятия

1 час в неделю

Содержание программы 5 класса.

Тема №1. Формирование системы знаний о ЗОЖ.

Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.

Тема № 2. Техника безопасного поведения на занятиях практикума по физической культуре.

Правила проведения игр. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: пришкольная спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными подвижными играми. Знание людей и мест, где могут оказать необходимую помощь.

Тема № 3. Подвижные игры: «Третий лишний»;  «Лапта»; «Охотники и утки»; «Пустое место»; «Стой»; «Ловля парами»; «Боевые петухи»;  «Гусеница»; «Лапта – стукалка»; «Мячом в цель»; «Перестрелка»;  «День и ночь»; «Невод»; «Парная чехарда»; «Салки»; «Колесо»; «Колдуны»; «Воздух, вода, земля»;  «Вороны и воробьи»; «Восток и запад»; «Ловля цепочкой»; «Жмурки»; «Пятнашки»;  «Горелки»; «Волки и овцы»; «Казаки – разбойники»; «Штандр»; «Блуждающий мяч»; «Разведчики и часовые»; «Круговая лапта»; «Гуси- лебеди»; «Французские салки»; «Охотник и сторож»; «Золотые ворота»; «Колокольчик здесь». (Описание подвижных игр см. в презентации).

Тематический план

Наименование темы

Кол-во часов

Дата проведения

I

«Третий лишний»

1

04.09

«Лапта»

1

11.09

«Охотники и утки»

1

18.09

«Пустое место»

1

25.09

«Стой»

1

02.10

«Ловля парами»

1

09.10

«Боевые петухи»

1

16.10

«Гусеница»

1

23.10

II

«Лапта – стукалка»

1

06.11

«Мячом в цель»

1

13.11

«Перестрелка»

1

20.11

«День и ночь»

1

27.11

«Невод»

1

04.11

«Парная чехарда»

1

11.12

«Салки»

1

18.12

«Колесо»

1

25.12

III

«Воздух, вода, земля»

1

15.01

«Вороны и воробьи»

1

22.01

«Восток и запад»

1

29.01

«Ловля цепочкой»

1

05.02

«Жмурки»

1

12.02

«Пятнашки»

1

19.02

«Горелки»

1

26.02

«Волки и овцы»

1

05.03

«Казаки – разбойники»

1

12.03

«Штандр»

1

19.03

IV

«Блуждающий мяч»

1

02.04

«Разведчики и часовые»

1

09.04

«Круговая лапта»

1

16.04

«Гуси- лебеди»

1

23.04

«Французские салки»

1

30.04

«Охотник и сторож»

1

08.05

«Золотые ворота»

1

15.05

«Колокольчик здесь»

1

22.05

Методические рекомендации

Объяснение игры

Правильное объяснение игры в значительной мере влияет на ее успех. Прежде чем начать игру, учитель обязан ясно представить себе ее содержание, предварительно  проанализировать ее и только после этого приступать к объяснению. Рассказ должен быть кратким: затянутое объяснение может  помешать восприятию игры. Рассказ должен быть логичным, последовательным. Любую игру следует объяснять примерно по такой схеме:

1) название игры (можно сказать, с какой целью игра  проводится);

2) роли играющих и их расположение на площадке;

3) содержание игры;

4) цель игры;

5) правила игры.

Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы  играющих. Отвечать следует громко, обращаясь при этом ко всем.  Рассказывая о ходе игры, руководитель, бесспорно, коснется  правил, но в конце рассказа необходимо еще раз заострить на них внимание, чтобы дети лучше их запомнили. Рассказ не должен быть монотонным, желательно выделять голосом важные игровые

моменты. В рассказе не следует употреблять сложных терминов, а новые понятия необходимо объяснять. Если содержание игры позволяет использовать метод  сочетания показа с рассказом, то его обязательно надо использовать.

Руководитель должен обращать внимание на настроение  учащихся: если они отвлекаются, надо сократить объяснение или оживить его. Содержание игры подробно объясняется только тогда, когда учащиеся играют в нее впервые. В этом случае, для того чтобы  убедиться, понятна ли игра, руководитель спрашивает у одного-двух учащихся о ее содержании и правилах, после чего начинает игру. При повторениях игры следует только напомнить основное  

содержание и пояснить дополнительные правила и приемы. К  восстановлению игры в памяти лучше всего привлекать самих учащихся.

Дозировка нагрузки в процессе игры

        Обязанность учителя — не только правильно выбрать и начать подвижную игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить. Нагрузка в игре дозируется уменьшением или  увеличением общей подвижности участников. Для регулирования физической и эмоциональной нагрузки можно использовать следующие приемы:

1. Изменять  продолжительность и количество повторений элементов игры. 2. Увеличить или уменьшить размеры площадки.

3. Усложнить или упростить правила игры.

4. Использовать инвентарь большего или меньшего веса и размера.

5. Ввести короткие перерывы.

Конечно же, при проведении подвижных игр учителю сложно учитывать индивидуальные возможности и физическое состояние каждого участника в данное время. Поэтому следует исходить из выбора оптимальных нагрузок. Учитель должен помнить, что чрезмерные мышечные напряжения, которые  вызывают быстрое утомление, нельзя предлагать участникам в  начале игры. Интенсивные упражнения чередуются с отдыхом. Немаловажный фактор при выборе дозировки подвижной игры — это характер предшествующей деятельности и  настроение детей. Если игра проводится после больших физических или умственных усилий, надо предложить игру малоподвижную,  исключив приемы, требующие больших напряжений. Организм детей среднего школьного возраста характеризуется большей стабильностью. Костно-связочный аппарат еще довольно гибок, пластичен. Мышцы продолжают расти и укрепляться,  поэтому силовые данные детей еще невелики; организм пока не  готов к большим физическим напряжениям, к односторонним  нагрузкам. Однако в этом возрасте деятельность сердца и сосудов стабилизируется, емкость легких увеличивается. Поэтому в игры включаются непродолжительный бег и прыжки, разнообразные энергичные недолговременные движения руками, ногами,  туловищем, что способствует нормальному физическому развитию детей этого возраста. Развивающийся организм испытывает все большую потребность в кислороде. Дыхательная система детей отличается большей  развитостью, нежели в младшем школьном возрасте, но дыхание еще недостаточно глубокое. Игры с активными движениями  способствуют укреплению дыхательного аппарата. В процессе занятий подвижными играми дети осваивают  многие движения, требующие тренировки, сознательного волевого усилия. Игры для 10— 12-летних по времени более продолжительны. Иногда играющие довольно долго находятся в постоянном движении, что способствует  развитию выносливости. Дети этого возраста начинают мыслить более критично и  отвлеченно, у них развивается способность к абстрактному  мышлению, все это позволяет им осваивать более сложные игры с  многочисленными правилами. Усиление контроля над эмоциями способствует выработке выдержанности в действиях,  дисциплинированности, тактичности по отношению к товарищам по игре. Детям 10—12 лет интересны игры, в которых совместные  усилия направлены на достижение единой цели. Их начинают больше привлекать игры, в которых перед каждой командой ставится  конкретная задача: общими усилиями добиться превосходства над другой командой, одержать победу в игре. К концу этого возрастного периода детей начинают особенно интересовать игры, позволяющие совершенствовать собственные двигательные действия. Им интересен не только результат, но и сам процесс игры, когда они могут проявить свою ловкость,  меткость, выносливость, силу и сообразительность. Игры детей 10—12 лет остаются сюжетными, однако  играющих больше интересует символическое воспроизведение  знакомых понятий, нежели прямое подражание образам, как было раньше. Сюжетные игры продолжают занимать ведущее место среди других подвижных игр еще и потому, что отвечают  живости детского воображения. Однако к концу этого возрастного периода все больший интерес у детей начинают вызывать игры без сюжета.

В IV—VI классах проводятся многие игры, пройденные ранее, но в них включаются более разнообразные движения,  усложненные препятствия, и по времени игры становятся более  продолжительными по сравнению с играми в начальных классах. К этому возрасту учащиеся имеют опыт игры в коллективе, поэтому уже можно использовать командные игры.  Целесообразны игры с быстрыми движениями, прыжками, подлезанием и перелезанием.

Дети этого возраста начинают проявлять интерес к спорту, к спортивным играм, поэтому во многие подвижные игры  целесообразно включать элементы, подготавливающие детей к занятиям различными видами спорта.

Систематически организуемые подвижные игры при  правильном проведении оказывают положительное влияние на динамику физического развития и совершенствование двигательных  способностей занимающихся. Принимая во внимание, что в этом возрасте развитие костно- мышечного аппарата еще не закончилось, в играх нельзя  допускать длительных односторонних силовых напряжений. Также  противопоказаны повышенные нагрузки в играх с бегом и прыжками, перенапряжения, перетренировки, которые могут повредить нервную и сердечно-сосудистую системы юношей и девушек. Однако в  целях повышения общего физического развития и  совершенствования двигательных навыков вполне возможно проводить игры с многократно повторяющимися активными действиями  участников в течение довольно длительного времени. При этом  необходимо учитывать, что физические возможности девушек в игровых действиях, требующих проявления силы, скорости, координации движений и выносливости, меньше, чем у юношей. Подвижные игры типа поединков (с борьбой двух, трех или нескольких играющих за место, время, результат), в которых  каждый участник может непосредственно влиять на действия другого, лучше проводить таким образом, чтобы состязались «соперники» одного пола. Однако в таких играх-упражнениях, где необходимо проявить силу, скорость или координацию движений при условиях попеременного выполнения заданий без непосредственного  сближения с «противником», могут принимать участие команды игроков и в смешанном по полу составе. При этом с целью уравнивания шансов на победу до проведения игры желательно установить  меньшие по трудности и сложности требования для девушек. Учителю необходимо обращать внимание не только на численный состав команд, который должен быть примерно  одинаков, но и на то, чтобы количество юношей и девушек в каждой команде было примерно равным. В играх для девушек должны быть исключены прыжки,  связанные с сильным сотрясением тела, резкие, рывковые движения рук, действия с высокой силовой нагрузкой, особенно на  плечевой пояс. Учитывая особые склонности отдельных занимающихся к тем или иным видам спорта, полезно давать им рекомендации по  самостоятельному использованию подвижных игр, занятия  которыми могут содействовать закреплению и совершенствованию  умений и навыков в выбранном виде спорта.

Литература

1. Жук Л. И. Карусель шоу-затей / Л. И. Жук, Минск: Красико-Принт, 2010.

3. Лысова В. Я. и др. Спортивные праздники и развлечения. Сценарии / В. Я. Лысова и др.,М.: АРКТИ, 2000.  

4. Петрусинский В. В., Розанова Е. Г. Игры – обучение, тренинг, досуг…/ В. В. Петрусинский, Е. Г. Розанова, М.:Новая школа, 1994.

5. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н. В. Самоукина, М.: Новая школа, 1995.

6. Физиолого-гигиеническое и психофизиологическое сопровождение модернизации образования (эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования) / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина, М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003.

7. Шепелева Т. В. и др. Классные часы. 5-6 классы: Учитель, 2007.

     8. Зациорский  В.М. Основная спортивная методология. – М., 1989.

     9. Лисица А.И. Игры-аттракционы. - Т., 1991

    10. Жуков М.Н. Подвижные игры. – М., 2000г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Подвижные и спортивные игры"

Данная программа разработана для реализации в начальной и основной школе и рассчитана на учащихся 8-14 лет...

Рабочая программа дополнительного образования «Подвижные игры»

СОДЕРЖАНИЕ  ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................... 31. Характеристика подвижных игр...

занятие дополнительного образования "Подвижные игры с элементами футбола"

Футбол — это игра — игра быстрая и тактически очень слож­ная, требующая от играющих быстроты мышления, принятия самостоятельных решений, умения анализировать ошибки.Футбол &mdash...

Программа по дополнительному образованию "Подвижные игры"

Программа по дополнительному образования "Подвижные игры"...

программа отделения дополнительного образования "Подвижные игры"

Программа "Подвижные игры" создана для работы с  учащимися 1-2 классов. Рассчитана на 2 года .Применяется мною в школе в рамках внеурочной работы спортивно-оздоровительной направленност...

Методическая разработка Рабочая программа по курсу дополнительного образования "Подвижные игры".

Подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление опорно – двигательного аппарата, на формирование правильной осанки, а также повышают функциональную деятельность все...