Образовательная программа по волейболу
рабочая программа по физкультуре на тему

Кононова Татьяна Владимировна

Программа по волейболу является модифицированной. При разработке программы за основу была взята программа по волейболу, представленная в пособии: Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации/авт. – сост. А.Н. Каинов. – Волгоград: Учитель, 2010. Программа рассчитана на 3 года. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dlya_sektsii_voleybola.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

            средняя общеобразовательная школа № 296

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

                         

                                               

Принята педагогическим                                                 Утверждаю:

советом                                                                              Директор ГБОУ № 296

Протокол № ________                                                      Алексеева С.А.

От _________________                                                      ______________      

 

Образовательная программа дополнительного образования.

Волейбол «Лидер»

Возраст детей – 12-16 лет

Срок реализации программы – 3 года

Автор-составитель программы:

 Кононова Татьяна Владимировна

Педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2012

Пояснительная записка.

        Далеко не каждому виду спорта удается завоевать симпатии и популярность среди детей, т.к. для одних необходима серьёзная подготовка, иные незрелищны, третьи требуют огромных затрат для покупки спортивного оснащения и экипировки. А вот волейбол счастливо вобрал в себя все лучшие качества: и простоту, и зрелищность, и доступность, и эмоциональность, и главное, способность увлечь и влюбить в себя любого ребенка, независимо от его интересов. В волейбол можно играть как в спортзале, так и на открытых площадках. Волейбол – это не контактный вид спорта, что резко снижает опасность травм и повышает получение удовольствия от игры. Занятия волейболом обладают большим оздоровительным эффектом, так как в упражнениях задействованы практически все группы мышц и системы организма, что обеспечивает гармоничное физическое развитие обучающихся. Динамика упражнений гармонично влияет на подвижность суставов, развивает связочный аппарат, увеличивает мышечную силу, повышает выносливость организма, развивает быстроту движений, реакцию и координацию.

        Одновременно волейбол оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов обучающегося (восприятие, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что создается необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнение и самой игры, согласование индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.

       Программа по волейболу является модифицированной. При разработке программы за основу были взята программа по волейболу, представленная в пособии: Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации/авт. – сост. А.Н. Каинов. – Волгоград: Учитель, 2010.

       Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол» образовательной программы средней школы.

Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного уровня.

 

       Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе.

       Актуальность программы. Программа формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия. Занятия в секции способствуют повышению самооценки, ребёнок чувствует себя увереннее. Занятия волейболом укрепляют здоровье, что особенно важно, учитывая состояние здоровья современных детей.

        Педагогическая целесообразность 3-летней программы по волейболу. Волейбол, как и многие другие виды спорта, требует постепенного многолетнего перехода от простого к сложному. 3-летний период программы позволяет планомерно работать с детьми разного возраста, объединяя их по физическим данным и подготовленности. Волейбол позволяет решить проблему занятости у детей свободного времени. Практика показывает эффективность ранней подготовки учащихся для формирования полноценного коллектива единомышленников и успешной работы на последующих этапах.

       По сравнению с программой, взятой за основу при составлении, программа имеет некоторые отличия. В связи с тем, что предполагается уделить по 144 часа в год на обучение, нам пришлось немного переделать учебный план и содержание программы  по сравнению с взятой программой. Там предполагалось, что на первый год обучения будет отведено  153 часа, на второй год обучения 153 часа, а на третий год обучения 204 часа. Также были внесены небольшие изменения в содержание программы, в связи с тем, что в школе отсутствует некоторое оборудование и инвентарь, с помощью которого автор предлагает выполнять упражнения. Их пришлось заменить или убрать. Еще были добавлены задачи, по-другому сформулирована цель программы, расширен список литературы и для преподавателя, и для обучающихся. Исходя из содержания программы, были сформулированы ожидаемые результаты, которых в оригинальной программе не было. Так как в программе не были описаны результаты контрольных испытаний, эта информация была взята из другой программы по волейболу, разработанную авторским коллективом кафедры теории и методики физического воспитания и спорта Московского государственного областного университета в составе: Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин, Ю.П. Сыромятников, изданную в 2005 году издательством Советский спорт, Москва. В этой программе были описаны точно такие же тесты и  были указаны итоги тестирования.

 

        Цель программы:

Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся через занятия волейболом.

        Задачи:

Образовательные

   - сформировать знания об истории  игры  в волейбол;

   -  обучить техническим приёмам и правилам игры;

   - обучить тактическим действиям;

   - обучить приёмам  и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;

   -  способствовать овладению навыками регулирования психического состояния.    

 Воспитательные

   - способствовать выработке у занимающихся организаторских навыков и умения действовать в коллективе;

   - воспитывать чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;

   - воспитывать  привычки к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;

- формировать потребности детей к ведению здорового образа жизни.

 Развивающие

   -  способствовать повышению технической и тактической подготовленности детей в данном виде спорта;

   -  способствовать совершенствованию навыков и умений игры;

   - развивать физические качества, укреплять  здоровье детей,  способствовать расширению функциональных возможностей организма;

         Условия набора

В секцию принимаются все желающие, допущенные по состоянию здоровья врачом. Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 12 до 16 лет.

 

Срок реализации программы - 3 года.  

Количество учащихся в группах:  1 года обучения - 15 человек,

                                                           2 год обучения – 15 - 12 человек,

                                                           3 год обучения – 15 - 10 человек.

Учебно-тренировочная нагрузка на группу 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа  в год.

          Методы и формы обучения.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и учеников. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой собственный опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных  занятий.

Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и  развивающих задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнений, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы:

  • Метод упражнений
  • Игровой метод
  • Соревновательный метод
  • Метод круговой тренировки

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.

Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

  • В целом
  • По частям

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.

Формы обучения:

  • Индивидуальная
  • Фронтальная
  • Групповая
  • Поточная

       Ожидаемые результаты.

По окончании первого года обучения, занимающиеся будут:

  1. Знать общие теоретические  основы волейбола ( историю возникновения, историю развития, правила игры);
  2. Иметь представление о технических приёмах в волейболе;
  3. Правильно распределять свою физическую нагрузку;
  4. Владеть  понятиями терминологии и жестикуляции;
  5. Знать технику перемещений, стоек волейболиста в нападении и в защите;
  6. Уметь выполнять верхние приёмы и передачи  мяча;
  7. Уметь выполнять приёмы и передачи мяча снизу;
  8. Уметь выполнять подачи мяча снизу;
  9. Уметь выполнять прямой нападающий удар сильнейшей рукой;
  10. Уметь взаимодействовать с игроками.

По окончании второго года обучения, занимающиеся будут:

  1. Уметь играть по правилам игры в волейбол;
  2. Иметь понятие об обученности и тренировке в волейболе;
  3. Знать роль соревнований в подготовке волейболистов, виды соревнований.
  4. Иметь понятие о методике судейства;
  5. Владеть базовым уровнем техники нападающего удара;
  6. Уметь выполнять нижнюю подачу на точность;
  7. Иметь представлении о выполнении одиночного блокирования;
  8. Уметь применять в игре тактические приемы;
  9. Владеть навыками судейства;
  10. Уметь управлять своими эмоциями;
  11. Работать в коллективе, подчинять свои действия интересам команды в достижении общей цели;
  12.  Владеть техникой индивидуальных тактических действий в защите и нападении.

По окончании третьего года обучения, занимающиеся будут:

  1. Владеть устойчивыми навыками техники боковых подач;
  2. Знать правила игры в волейбол;
  3. Понимать положения о соревнованиях, знать способы проведения соревнований (круговой, с выбыванием, смешанный);
  4. Применять дидактические принципы;
  5. Уметь принимать мяч от сетки;
  6. Уметь выполнять верхнюю подачу;
  7. Уметь выполнять нападающий удар;
  8. Уметь выполнять одиночное блокирование;
  9. Уметь работать в команде, согласовывать свои действия и находить взаимопонимание у членов команды;
  10. Владеть тактикой нападения;
  11. Владеть тактикой  защиты;
  12. Уметь делать отвлекающие действия.

        Система формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Умения и навыки проверяют во время участия учащихся в различных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутришкольных соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год, учащиеся выполняют контрольные нормативы.

Система диагностики – тестирование физических качеств:

      Контрольные испытания.

      Общефизическая подготовка.

Бег 30 м. Обследование проводится по общепринятой методике, старт высокий («стойка волейболиста»)

Бег 6 х 5 м. На расстоянии 5 м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая 5 метров 6 раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.

Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками. Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх замахом назад за голову, испытуемый производит бросок вперед.

      Техническая подготовка.

Испытания на точность передачи. В испытаниях создаются условия, при которых можно получить количественные результаты: устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи – рейки, цветные ленты, обручи, наносятся линии. При передачах из зоны 3 в зону 4 расстояние передачи 3 0 3.5 м, высота ограничивается 3 м, расстояние от сетки – не более 1.5 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток; учитывается количество передач, отвечающих требованиям в испытании, а также качество исполнения передачи (передачи с нарушением правил не засчитываются)

Испытание на точность передачи мяча через сетку. На противоположной стороне площадки очерчивается зона, куда надо послать мяч: в зоне 4 – размером 2 х 1, в зоне 1 и в зоне 6 – размером 3 х 3 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток в каждую зону, учитывается количественная и качественная сторона испытания.

Испытания на точность подач. Основные требования: при качественном техническом исполнении заданного способа подачи послать мяч в определенный участок площадки: правая (левая) половина площадки, зоны

4 – 5 (1 – 2), площадь у боковых линий в зонах 5 – 4 и 1 – 2 (размером 6 х 2 м), в зоне 6 у лицевой линии размером 3 х 3 м. Каждый учащийся исполняет 3 попытки.

Испытания на качество выполнения нападающего удара. Требования к этим испытаниям состоят в том, чтобы  испытуемые качественно, в техническом отношении, смогли выполнить нападающий удар. Выполняется 5 попыток, засчитываются только те попытки, когда удар выполнен технически правильно.

Испытание в защитных действиях. Учащийся должен выполнить прием подачи из зоны 6 в зону 3 на точность.

Контрольно-переводные нормативы по физической и технической подготовке по годам обучения (девушки)

 

№ п/п

Контрольные нормативы

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

1.

Бег 30 м, с

5.9

5.8

5.7

2.

Бег 5 х 6 м, с

12.2

11.9

11.5

3.

Прыжок в длину с места, см

165

175

187

4.

Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками, м

8.0

9.0

10.0

5.

Передача на точность из зоны 3 в зону 4

3

3

4

6.

Передача на точность через сетку

3

3

4

7.

Подача на точность

3

3

4

8.

Прием подачи из зоны 6 в зону 3 на точность

2

3

3

9.

Нападающий удар

-

3

4

Контрольно-переводные нормативы по физической и технической подготовке по годам обучения (юноши)

 

№ п/п

Контрольные нормативы

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

1.

Бег 30 м, с

5.5

5.3

5.1

2.

Бег 5 х 6 м, с

12.0

11.5

11.0

3.

Прыжок в длину с места, см

180

200

208

4.

Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками, м

11.0

11.5

12.5

5.

Передача на точность из зоны 3 в зону 4

3

3

4

6.

Передача на точность через сетку

3

3

4

7.

Подача на точность

3

3

4

8.

Прием подачи из зоны 6 в зону 3 на точность

2

3

3

9.

Нападающий удар

-

3

4

Учебно-тематический план.

1 год обучения

№ п\п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Из них

теория

практика

Вводное занятие. Набор в группу.  Техника безопасности

1

1

1.

Общефизическая подготовка

38

5

33

2.

Специальная физическая подготовка

40

5

35

3.

Техническая подготовка

40

7

33

4.

Тактическая подготовка

8

4

4

5.

Основы знаний

5

2

4

6.

Соревнования (матчевые встречи, праздники, клубные дни)

10

10

7.

Итоговое занятие

1

1

Итого:

144

25

119

2 год обучения

№ п\п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Из них

теория

практика

Вводное занятие. ТБ и ОТ.

1

1

1.

Общефизическая подготовка

20

3

17

2.

Специальная физическая подготовка

40

5

35

3.

Техническая подготовка

54

7

47

4.

Тактическая подготовка

8

4

4

5.

 Основы знаний.

8

2

6

6.

Соревнования (матчевые встречи, праздники, клубные дни)

12

12

7.

Итоговое занятие

1

1

Итого:

144

23

121

3 год обучения

№ п\п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Из них

теория

практика

Вводное занятие. ТБ и ОТ

1

1

1.

Общефизическая подготовка

14

2

12

2.

Специальная физическая подготовка

25

25

3.

Техническая подготовка

40

7

33

4.

Тактическая подготовка

38

8

30

5.

Психологическая подготовка.

5

2

3

6.

 Основы знаний.

4

2

2

7

Соревнования: (матчевые встречи, праздники, клубные дни)

16

16

8

Итоговое занятие

1

1

Итого:

144

21

123

Содержание дополнительной образовательной программы.

1 год обучения.

Основы знаний.

 Правила поведения и техники безопасности при занятиях волейболом. История возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры.

Техническая подготовка.

Овладение техникой передвижения и стоек. Стойка игрока (исходные положения). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещение приставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Двойной шаг вперед. Сочетание способов перемещений.

Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками; передача мяча с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте и после перемещения; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером – с места и после приземления. Прием и передача мяча снизу, прием и передача двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте. Передача мяча сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча снизу в группе.

Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача через сетку, подача в стенку, через сетку с расстояния 3м, 6 м, 9 м, подача через сетку из-за лицевой линии, нижняя боковая подача.

Нападающий удар. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой, овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу.

Тактическая подготовка.

Индивидуальные действия. Выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3.

Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой передаче). Взаимодействия игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.

Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.

Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.

Специальная физическая подготовка.

Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим. Подвижные и спортивные игры. Эстафеты.

Общая физическая подготовка.

Упражнения для развития физических способностей: скоростных, скоростно-силовых, силовых, координационных, выносливости.

Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса, для мышц ног, брюшного пресса, туловища, шеи. Упражнения со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1 – 2 кг) из различных исходных положений. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа – поднимание ног с мячом.

Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки: с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту. Метание теннисного мяча на дальность и в цель.

Подвижные игры. «День и ночь», «Салки», «Вышибала», «Квадрат», «Третий лишний», «Удочка», «Круговая эстафета», комбинированные эстафеты.

Соревнования. Принять участие в соревнованиях. Контрольные игры. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок. Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола. Соревнования по мини-волейболу.

Содержание дополнительной образовательной программы.

2 год обучения.

Основы знаний. 

Понятие об обученности и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.

Техническая подготовка.

Подача мяча: нижняя прямая подача на точность, нижняя боковая подача на точность.

Нападающие удары по ходу сильнейшей рукой с разбега (1, 2, 3 шага) по мячу через сетку наброшенному партнером; нападающий удар из зоны 4 с передачи партнера из зоны 3.

Техника защиты. Действия без мяча.

Перемещения и стойки: стартовая стойка (исходные положения) в сочетании с перемещениями. Ходьба, бег, перемещаясь скрестным шагом вправо, спиной вперед. Перемещение приставными шагами, спиной вперед. Скачок назад, вправо, влево.

Действия с мячом.

Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 3,2.

Блокирование: одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4, 2.

Тактическая подготовка.

Тактика нападения. Индивидуальные действия. Выбор места: для выполнения второй передачи в зонах 3, 2; для нападающего удара (прямого сильнейшей рукой в зонах 4 и 2).

При действиях с мячом. Чередование способов подач на точность, в ближнюю, дальнюю половины площадки. Выбор способа отбивания мяча через сетку: передачей сверху двумя руками, кулаком (стоя на площадке в прыжке); снизу (в положении лицом, боком, спиной к сетке). Подача на игрока, слабо владеющего навыками приема мяча.

Тактика нападения. Групповые действия в нападении.

Взаимодействия игроков передней линии. При первой подаче: игрока зоны 4 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зоны 4. При второй подаче: игрока зоны 3 с игроком зон 2 и 4, игрока зоны 2 с игроком зоны 3. Игроков зон 6,5 и 1 с игроком зоны 4 (в условиях чередования подач в зоны).

Командные действия. Прием нижних подач и первая передача в зону 3, вторая передача в зоны 4 и 2, стоя лицом в сторону передачи. Прием нижних подач и первая передача в зону 2, вторая передача в зону 3.

Тактика защиты. Индивидуальные действия.

Выбор места: при приеме нижних подач; при страховке партнера, принимающего мяч от подачи и обманной передачи.

При действиях с мячом: выбор способа приема мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).

Групповые действия. Взаимодействия игроков при приеме от подачи передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроками зон 1, 5 3; игрока зоны 5 с игроками зон 6 и 4.

Командные действия. Прием подачи. Расположение игроков при приеме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.

Система игры. Расположение игроков при приеме мяча от противника «углом вперед» с применением групповых действий.

Общая физическая подготовка.

Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, броски, ловля; в парах держась за мяч – упражнения в сопротивлении. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (наклоны вперед, вправо, влево, наклоны и повороты головы). Упражнения с набивными мячами – лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах. Упражнения для мышц ног и таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах ( приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег).Упражнения с набивными мячами – приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями – бег, прыжки, приседания. Упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка). Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту, с прямого разбега (с подкидного мостика), согнув ноги через планку (веревочку). Высоко-далекие прыжки с разбега через препятствия без мостика и с мостиком.

 Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 20 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Челночный бег 3 х 20 м, 3 х 30 м. Бег 60 м с низкого старта. Эстафетный бег с этапами до 40 м. Бег 100 м. Бег в чередовании с ходьбой (до 300 м). Бег и кросс ( до 1000 м).

Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Взывай смену», «Эстафета футболистов», Эстафета баскетболистов», «Мяч ловцу», Перетягивание каната», «Катающаяся мишень», «Борьба за мяч», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы».

Специальная физическая подготовка.

Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег 5, 10, 5 м из разных исходных положений: стойки волейболистов (лицом, боком и спиной к стартовой линии) – сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.

Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20 – 30 м). Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно спиной и т.д. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами. То же с набивными мячами в руках (массой 1 – 2 кг). Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки.

Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов номеров», «Попробуй унеси», варианты игры «Салки». Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.

Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом (или двумя) в руках (до 2 кг).

Упражнения с отягощением, штанга – вес штанги устанавливается в процентном отношении от массы тела занимающегося в зависимости от характера упражнения: приседания – до 80%, выпрыгивание – 20-40%, выпрыгивание из приседа – 20-30%, пояс, манжеты на запястья, у голеностопного суставов. Приседания, выпрыгивания вверх из полуприседа, приседа, выпрыгивание вперед из полуприседа, прыжки на двух ногах.

Многократные броски набивного мяча (массой 1-2 кг) над собой и прыжки и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1-1.5 м от стены с набивным мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться и снова в прыжке бросить и т.д.

Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком, спиной вперед. То же с отягощением. Напрыгивание на сложенные гимнастические маты (высота постепенно увеличивается), количество прыжков подряд тоже увеличивается. Прыжки на одной и двух ногах, преодолевая препятствия. Прыжки на скакалке, разнообразные подскоки, многоскоки. Многократные прыжки с места и разбега в сочетании с ударом по мячу.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой

И максимальной быстротой. Упражнения с набивными мячами. Упражнения с волейбольными мячами. Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах. Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча слабейшей рукой.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз – стоя на месте  и в прыжке. Броски набивного мяча массой 1 кг из=за головы двумя руками через сетку. Броски набивного мяча массой 1 кг «крюком» в прыжке – в парах и через сетку. Имитация прямого и бокового нападающих ударов, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг).

Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжковые упражнения, описанные ранее, в сочетании с подниманием рук вверх с касанием подвешенного набивного мяча.

Соревнования. Принять участие в соревнованиях. Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.

   

.Содержание дополнительной образовательной программы.

3 год обучения.

Основы знаний.

Состав команды. Расстановка и переход игроков. Правила волейбола. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Подготовка мест соревнований. Обязанности судей. Обучение и тренировка как единый процесс формирования и совершенствования двигательных навыков, физических и волевых качеств. Важность соблюдения режима для достижения высоких результатов.

Техническая подготовка.

Техника нападения. Действия без мяча.

Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений и стоек с техническими приемами.

Действия с мячом: передача сверху двумя руками из глубины площадки для нападающего удара; передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению; передача сверху двумя руками в прыжке (вперед-вверх-. Подача мяча – верхняя прямая.

Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4, 3, 2 с высоких и средних передач.

Техника защиты. Действия без мяча. Остановка прыжком. Падения и перекаты после падений. Сочетание способов перемещений с остановками и стойками. Сочетание способов перемещений и стоек с техническими приемами игры в защите.

Действия с мячом. Прием мяча: снизу двумя руками; нижняя передача на точность, прием мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4, 3, 2; прием мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину.

 Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4, 3, 2.

Тактическая подготовка.

Тактика нападения. Индивидуальные действия. Выбор места: для выполнения второй передачи в зоне 2; стоя спиной по направлению; Для выполнения подачи (верхней прямой). При действиях с мячом: чередование способов подач (нижних и верхней прямой); вторая передача (из зоны 3) игроку, к которому передающий обращен спиной.

Групповые действия. Взаимодействия игроков при второй передаче зон 6, 1 и 5 с игроком зоны 2 (при приеме от передач и подач).

Командные действия. Прием мяча от подач и первая передача в зону 3, вторая – игроку, к которому передающий стоит спиной. Система игры со второй передачи и игрока передней линии.

Тактика защиты. Индивидуальные действия. Выбор места при приеме нижней и верхней подач. Определение времени для отталкивания при блокировании, своевременность выноса рук над сеткой.  При действиях с мячом. Выбор приема мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу, с падением).

Групповые действия. Взаимодействия игроков внутри линии и между ними при приеме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов.

Командные действия. Расположение игроков при приеме подачи (нижней и верхней прямой), когда игрок зоны 4 стоит у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приема  игрок зоны 4 идет н вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остается в зоне 4 и играет в нападении. Система игры: расположение игроков при приеме мяча от противника «углом вперед» с применением групповых действий.

Общая физическая подготовка.

Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, перебрасывание с одной рукой на другую, броски, ловля. В парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Упражнения с гантелями, резиновыми амортизаторами, на гимнастической стенке массового типа.

Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (наклоны вперед, назад,  влево, вправо, наклоны и повороты головы). Упражнения с набивными мячами – лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах. Упражнения для мышц ног и таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах ( приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег).Упражнения с набивными мячами – приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями – бег, прыжки, приседания.

Легкоатлетические упражнения. Бег. Бег с ускорением до 40 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Повторный бег 3 х 20 м, 3 х 30 м, 3 х 40 м, 4 х

50 м и т.д. Бег 60, 100 м с низкого старта. Эстафетный бег. Бег с препятствиями от 60 до 100 м (количество препятствий от 4 до 10), в качестве препятствий используются набивные мячи, учебные барьеры. Бег в чередовании с ходьбой. Кросс до 7 км.

Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание каната», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Встречная эстафета с мячом», «Мяч ловцу», «Борьба за мяч», «Вызывай смену».

Специальная физическая подготовка.

Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси», различные варианты игры «Салки». Специальные эстафеты с выполнением заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.

Упражнения для развития прыгучести. Приседания и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх, то же самое с прыжков вверх, то же  с набивным мячом (или двумя) в руках (до 2 кг).

Упражнения с отягощением, штанга – вес штанги устанавливается в процентном отношении от массы тела занимающегося в зависимости от характера упражнения: приседания – до 80%, выпрыгивание – 20-40%, выпрыгивание из приседа – 20-30%, пояс, манжеты на запястья, у голеностопного суставов. Приседания, выпрыгивания вверх из полуприседа, приседа, выпрыгивание вперед из полуприседа, прыжки на двух ногах.

Многократные броски набивного мяча (массой 1-2 кг) над собой и прыжки и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1-1.5 м от стены с набивным мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться и снова в прыжке бросить и т.д.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой

И максимальной быстротой. Упражнения с набивными мячами. Упражнения с волейбольными мячами. Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах. Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча слабейшей рукой.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз – стоя на месте  и в прыжке. Броски набивного мяча массой 1 кг из=за головы двумя руками через сетку. Броски набивного мяча массой 1 кг «крюком» в прыжке – в парах и через сетку. Имитация прямого и бокового нападающих ударов, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг).

Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжковые упражнения, описанные ранее, в сочетании с подниманием рук вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же с места, после перемещения, после поворотов, после поворотов и перемещений (различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивания). Передвижения вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым, левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования.

Нападающий с набивным мячом перемещается вдоль сетки, выполняет остановки и в прыжке бросает мяч за собой; блокирующий должен своевременно занять исходное положение и прыгнуть на блок так, чтобы ладони были над сеткой в момент выпуска мяча из рук нападающего.

Нападающие выполняют броски и ловлю набивного мяча в рамках групповых тактических действий в нападении, блокирующий выбирает место и блокирует.

Соревнования. Принять участие в соревнованиях. Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок. Установка на предстоящую игру (на макете). Технический план игры команды и задания отдельным игрокам. Характеристика команды противника. Общая игры и действий отдельных игроков.

Материально-техническое обеспечение программы:

Количество учебного оборудования приведено исходя из его необходимого минимума. Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на группу);

К – полный комплект (на каждого обучающегося);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух обучающихся);

П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек).

  1. Спортивный зал - Д

  1. Тренажерный зал - Д

  1. Уличная волейбольная площадка - Д

  1. Школьный стадион - Д

  1. Волейбольные сетки – Д

  1. Стойки для волейбольных сеток. Настенные крепежи. - Д

  1. Волейбольные мячи - К

  1. Набивные мячи - К

  1. Баскетбольные мячи – К

  1. Футбольные мячи – П

  1.  Шведская стенка – П

  1.  Резиновые амортизаторы – К

  1.  Скакалки – К

  1.  Гантели – Ф

  1. Гимнастические скамейки – П

  1. Штанга – П

  1. Гимнастические маты – П

  1.  Макет волейбольной площадки с фишками - Д

  1. Комплект волейбольной формы - К

  1.  Компьютер с выходом в Интернет, программное обеспечение,  компакт-диски с учебным материалом – Д

  1.  Аптечка - Д

Список литературы.

  Литература для педагога:

  1. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). М.: Советский спорт, 2005. – 112 с.
  2. Железняк Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учеб для студентов высших пед. учеб. заведений/ Ю.Д. Железняк [и др.]; под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова, В.П. Савина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 520 с.
  3. Настольная книга учителя физической культуры/ авт.-сост. Г.И. Погадаев; под ред. Л.Б. Кофмана. – М.: ФиС, 1998. – 496 с.
  4. Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации/авт.-сост. А.Н. Каинов. – Волгоград: Учитель, 2010. – С. 98 – 139.
  5. Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. Москва. «Просвещение» 2007.

   Литература для учащихся:

  1. Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.
  2. Литвинов Е.Н. Физкультура! Физкультура! Е.Н. Литвинов, Г.И. Погадаев. – М.: Просвещение, 1999.
  3. Клещёв Ю. Н., Фурманов А. Г. Юный волейболист. Москва. «Физкультура и спорт» 1989.
  4. Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по волейболу

подготовка волейболистов высокой квалификации, резерва сборных молодежных и юношеских команд России.Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предпол...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ВОЛЕЙБОЛ»

Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол»....

Образовательная программа по волейболу

Образовательная программа по волейболу Возраст детей: 15-17 лет Срок реализации: 4 года Тренер- преподаватель: Киселева Л.Ю....

Образовательная программа «Веселый волейбол»

Образовательная программа имея физкультурно-спортивную направленность разработанна для занятий с детьми в общем образовательном учреждении, в том числе и для реализации Федеральных образовательных ста...

Дополнительная образовательная программа по волейболу

Учебная программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных волейболистов в нашей стране и содействия успешному решению задач физического...