Главные вкладки

    Дополнительная образовательная программа по вольной борьбе.
    методическая разработка по физкультуре (10 класс) на тему

    Дополнительная образовательная программа по вольной программе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obrazovatelnaya_programma_po_volnoy_borbe.docx25.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОДЕРЖАНИЕ

            

     Пояснительная записка.                

     Воспитательная работа.                

     Психологическая подготовка        

    Регуляция уровня эмоционального возбуждения юного спортсмена        

    Планирование и учёт.                 

     Учебный материал.                

     Теоретические занятия.        

    Практические занятия.        

    Общефизическая подготовка.                

     Специальная физическая подготовка.                

     Группа начальной подготовки до одного года занятий.                

     Группа начальной подготовки свыше одного года занятий.        

     Учебно-тренировочная группа первого года занятий.                

     Учебно-тренировочная группа второго года занятий.                

     Учебно-тренировочная группа третьего года занятий.                

     Учебно-тренировочная группа четвёртого года занятий.                

     Организационно-методические указания        

            

         Приложения.                                                      

     Приложение №1.                               

     Приложение №2        

     Приложение №3.                                                                                                            

     Приложение №4.                

     Приложение №5        

      Список литературы

    1. 1. П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я   З А П И С К А

    Данная программа составлена на основе программы для  ДЮСШ по вольной борьбе  2002 года, которая в свою очередь вобрала богатейший опыт российских и зарубежных тренеров, с учетом нормативных документов департамента образования, здравоохранения, финансов.

    Почему пришлось отказаться от программы 2002 года? Потому, что в вольной борьбе, как ни в одном другом виде спорта, часто менялись, и меняются, по сей день правила соревнований. Это накладывает отпечаток на технику, тактику и методику преподавания. Программа для ДЮСШ отделения вольной борьбы 2002 года составлена, в основном, из приемов 50 – 90 годов, хорошо себя зарекомендовавших.

    В чем коренное отличие борьбы 60 – 90 годов  от борьбы  ХХ! века? В первую очередь и главное это сокращение времени схватки. Если в 50-х годах было четыре периода по три минуты, в 70-х годах три периода по три минуты, то в настоящее время три периода по две минуты у взрослых и три периода по 1.5 минуты у детей.

    «Современные правила международных соревнований направлены на интенсификацию соревновательной деятельности ...

    Наиболее успешно в новых условиях выступали спортсмены, добившиеся сокращения длительности тактической подготовки к выполнению приема, а также физического подхода, отрыва (сбивания). …Другим аспектом проблемы интенсификации схватки является необходимость в очень короткое время оценить ситуацию, «пробить» защиту соперника и успешно провести излюбленный прием. Все это требует решения многих вопросов в тактике реализации «коронных» приемов, а также выдвигает необходимость разработки методики тренировки, в полной мере отвечающей новым требованиям правил соревнований»                                              

    Возросла физическая и функциональная подготовка борцов. Атаки стали беспрерывными на протяжении трех периодов. Времени на подготовку приемов почти нет. Поэтому приемы используются не столь эффектные, зато весьма эффективные.                            .          

    Главным приемом выступает захват ног, переводы в партер с захватом ног, защиты от захватов ног, контрприемы с захватами ног, комбинации, приводящие к захвату ног.

    В программе 2002 года есть действия с ногами, но не отражены способы (приемы) захвата ног. Также в программе 2002 года практически нет терминов отражающих действия с ногами, трудно или невозможно отразить действия, приводящие к захвату ног и действия с ногами. Поэтому целесообразно ввести термины, которые повсеместно используют в практике все российские тренера: «проход в одну ногу, проход в две ноги» – это действия, приводящие к захвату ног;

    «посадка с ногой» – прием, приводящий к сбиванию в партер. Эти приемы составляют обширную группу. Некоторые из них встречают в  старой программе в группах «сваливания», «переводы» и т. д. Из этого вытекает задача собрать приемы с ногами в одну группу и систематизировать их.

    В программе 2002 года существует термин «отставить ноги», но он не полностью отражает суть действия. Наряду с ним целесообразно ввести термин, отражающий динамику действия «отбросить ноги», т.е.  это действие гораздо быстрее в исполнении.

    Также в практике получается, что перевести в партер – еще не значит выиграть балл, забрать балл, т.е. закончить действие, потому что соперник цепко держит ноги  и есть целая группа приемов, с помощью которых можно удержать и не отдать балл, а с помощью других можно освободиться от захвата и забрать балл. Отсюда  следует, что правильнее будет использовать термины: «перевести в партер», «забрать балл», «зайти на балл», «поставить в опасное положение» - т.е. поставить соперника в критическое положение  спиной к ковру.

    В старой программе броски прогибом подсечкой подразумевают проведение приема с отрывом от ковра – законченный прием. Используя их как, законченный прием, борец подвергается слишком большому риску. А если использовать «подсечки» как вспомогательное средство, наравне с рывками, швунгами, толчками, зацепами, т.е. тактическими приемами, они великолепно вписываются в современную схему борьбы.

    В разделе ОФП (общефизической подготовки) из пункта «Упражнения из других видов спорта» в отдельный пункт вынесена акробатика, так как акробатические упражнения помогают развивать вестибулярный аппарат и такие качества как «ловкость», «взрывная сила»- столь необходимые в спортивной борьбе.

    Необходимо было конкретизировать раздел «Легкая атлетика» – он слишком обширен. Нас интересует, конечно же, бег. Поэтому в разделе ОФП отдельным пунктом выделены «Беговые  упражнения».

    В разделе СФП (специальная физическая подготовка) внесена игра «Регби». Конечно же, эта игра адаптирована для борцовских залов, больше похожая названием на спортивную игру «Регби». Но в борцовском зале регби в большой степени имитирует вольную борьбу, в игровой форме давая столь необходимые борцовские навыки.

    Также в этот раздел внесены имитационные упражнения, потому что они помогают с одной стороны лучше усвоить технику вольной борьбы, а с другой стороны повысить СФП.        

    Программа дает возможность двигаться в одном направлении от групп начальной подготовки к учебно-тренировочным группам, осуществляя взаимосвязь между этими группами.

    Основными задачами  ДЮСШ отделения  вольной борьбы являются:  

    адаптация к жизни в обществе

    привитие любви к физической культуре

    формирование общей культуры

    формирование мировоззрения здорового образа жизни

    осуществлять подготовку всесторонне развитых юных спортсменов высокой квалификации для пополнения сорных команд области

    подготовка, из числа занимающихся, инструкторов – общественников и  судей по спорту

    быть методическим центром по развитию вольной борьбы

    оказывать общеобразовательным школам помощь по проведению уроков раздела вольная борьба.

    Учебная работа по вольной борьбе проводится на основе данной программы и проводится круглогодично.

    Прием на отделение  вольной борьбы проходит согласно положению ДЮСШ, после предоставления справки участкового врача. Поступающие на последующие сроки обучения выполняют  контрольные нормативы, предусмотренные положением «О контрольно – переводных испытаниях» (Приложение № 1).Зачисление в группы производится в сентябре по итогам испытаний с учетом педагогических наблюдений тренеров – преподавателей и данных врачебного контроля.

    Многие специалисты (Р.Е.Мотылянская,1956 г., А. Б. Гендельсон, К. П. Смирнов, 1966 г., Р. Нейберг, 1966, Г. И. Кукушкин, 1968 г., Ю. Г. Травкин, 1981 г., и др.) отмечают, что «сейчас дети в среднем на год физически развиваются быстрее, чем в начале ХХ века»

    «В мае 1964 года в Миланском спортзале был проведен первый матч самых маленьких дзюдоистов, где принимали участие команды спортивных клубов, составленных из детей в  возрасте от 8 до 13 лет»

    «В Монголии национальной борьбой начинают заниматься с 7 лет». В Японии дзюдо  является национальным видом спорта. А. П. Кулешов (1963 г.) отмечал: «среди занимающихся можно увидеть детей 5 – 7 – 10 лет, можно увидеть гибких стройных девушек»

    «В десяти – тринадцатилетнем возрасте наиболее бурно развивается быстрота движений, достигая к 13 –14 годам уровня взрослых. В возрасте 10 – 14 лет отмечается крутой рост максимальной частоты движений. Латентное время реакции в ряде движений к 11 годам приближается к уровню взрослых и к 13 – 14 годам достигает его. В возрасте 11 – 13 лет у детей может развиваться и достигать высокой степени совершенства тонкая координация, пространственная точность движений»

    А. В. Воробьев указывал: «Период от 6 – 7 лет до 13 –14 лет – время активного совершенствования двигательной функции. Следовательно, в 12 – 14 лет организм в основном сформирован, что дает возможность постепенно переходить к спортивным тренировкам. Если к направленному развитию двигательной функции приступить в 13–14 лет, то будет упущен важнейший период формирования ребенка, когда действие физических упражнений наиболее эффективно» (приложение №2).

    Следовательно, некоторое снижение возраста при приеме на отделение вольной борьбы допустимо, хотя и требует более тщательного контроля за здоровьем этих детей.

    Программа также определяет ряд задач на различных этапах подготовки.

    Этап начальной подготовки;

    стабильность состава занимающихся;

    динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств;

    уровень освоения основ гигиены и самоконтроля;

    освоение базового программного материала:

    Этап учебно-тренировочный

    состояние здоровья занимающихся;

    уровень физического развития;

    динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями;

    показатели освоения объёмов тренировочных нагрузок;

    применение знаний, умений и навыков в соревновательной практике.                                  

    Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются:

    выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке для перехода на последующий этап обучения;

    овладение знаниями теории вольной борьбы и практическими навыками проведения соревнований; успешное выступление в соревнованиях.

    Учебный год в ДЮСШ начинается с 1 сентября. Учебно-тренировочные занятия  проводятся по данной программе, рассчитанной на 46 недель  учебно-тренировочных занятий непосредственно  в условиях  ДЮСШ и дополнительные 6 недель для тренировок (на период отпуска тренера-преподавателя) в оздоровительно-спортивном лагере  и (или) по индивидуальным планам учащихся, разработанным совместно с тренером-преподавателем, на период их активного отдыха в переходный период. Для обеспечения круглогодичных учебных занятий и активного отдыха, учащихся в каникулярный  период администрация школы организует оздоровительные и специальные площадки, лагеря, учебно-тренировочные сборы.Занятия,  по освоению теоретического материала, проводятся в форме бесед, пояснений преподавателей во время практических занятий, лекций, просмотра видеофильмов (приложение №3).Практический  материал программы изучается на учебно-тренировочных занятиях, проводимых в форме групповых уроков.В процессе занятий занимающиеся должны пробрести теоретические знания, навыки по технике и тактике ведения спортивной борьбы, инструкторские и судейские навыки, необходимые для ведения работы в качестве инструкторов – общественников и судейства соревнований по вольной борьбе.Инструкторскую и судейскую практику занимающиеся проходят на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.При проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований тренер – преподаватель должен строго соблюдать установленные санитарно – гигиенические нормы для мест занятий и оборудования, меры по предупреждению травматизма.

     

    2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

    В процессе тренировки решаются и воспитательные задачи. Преподаватели должны  воспитывать у юных спортсменов сознательное и добросовестное отношение к своим обязанностям, уважения к старшим, дружбы, товарищества, организованности и дисциплины, патриотизма.

    Важным условием для успеха воспитательной работы является своевременное начало занятий, хорошая их организация, высокая требовательность к посещаемости и выполнению норм и правил личной гигиены. Особое значение имеет личный пример тренера – преподавателя.

    Воспитательную работу нужно также проводить вне учебных занятий в форме бесед, лекций, докладов, экскурсий, посещения выставок, просмотра фильмов, соревнований.

    Тренер – преподаватель обязан поддерживать связь с родителями юных спортсменов, классными руководителями, следить за успеваемостью учащихсяи так далее.

     

    3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

    Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

    Психологическая подготовка включает:

    Формирование личности;

    Межличностные отношения;

    Спортивный интеллект;

    Психологические функции;

    Психомоторные качества. Основные задачи:

    Привитие устойчивого интереса к занятиям спортом;

    Формирование установки на тренировочную деятельность.Главные методами психологической подготовки:беседы, убеждения, педагогические внушения, методы моделирования ситуации через игру и моделирование соревновательной деятельности, ситуации, требующие преодоления трудностей (страх, волнение, неприятные ощущения и т. д.). В этих ситуациях, как правило, не ставятся задачи проявить предельные мобилизационные возможности.Психологическую подготовку принято делить наобщую испециальную.Общая психологическая подготовка направлена на развитие и совершенствование у спортсменов тех психологических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обучение  приемам саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, (воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режимом сна и т. д.).

    Специальная психологическая подготовканаправлена главным образом на формирование у спортсмена психической готовности к участию в конкретном соревновании.Психическая готовность к соревнованиям характеризуется уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью устойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы. (А. Ц. Пуни).Специальная психологическая подготовка к конкретным соревнованиям делится на раннюю (примерно за месяц до соревнования) и непосредственную перед выступлением и в течение соревнований. Ранняя предсоревновательная подготовка предполагает:

    получение информации об условиях предстоящего соревнования и основных конкурентах;

    получение информации об уровне тренированности спортсмена, особенностях его личности и психического состояния на настоящем этапе подготовки;

    определение цели выступления, составление программы действий в предстоящих соревнованиях (с учетом имеющейся информации);

    разработку подробной программы психологической подготовки к соревнованиям поведения, включая и этап самих соревнований; разработку системы моделирования условий предстоящих соревнований;стимуляции правильных личных и общественных мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной целью, задачами выступления и намеченной программой подготовки;организация преодоления трудностей и препятствий в условиях, моделирующих соревновательную деятельность, с установкой на совершенствование у юного спортсмена волевых качеств, уверенности и тактического мышления;создание в процессе подготовки условий и использования приемов для снижения психической напряженности спортсмена.

    Непосредственная психологическая подготовка в ходе соревнований включает:  

    психическую настройку и управление психическим состоянием непосредственно перед выступлением;психологическое воздействие в перерывах между выступлениями и организацию условий для нервно - психологического восстановления;психологическое воздействие в ходе одного выступления, психологическое воздействие после окончания очередного выступления.Психологическая настройка перед каждым выступлением должна предусматривать интеллектуальную настройку на выступление, заключающуюся в уточнении и детализации предстоящей спортивной борьбы, и волевую настройку, связанную с созданием готовности к максимальным усилиям и проявлению необходимых волевых качеств в предстоящей спортивной борьбе, а также систему воздействий, уменьшающих эмоциональную напряженность спортсмена.

    Психологическое воздействие в перерыве между отдельными выступлениями - анализ прошедших выступлений, ориентировочное программирование очередного выступления с учетом сил соперников, восстановление уверенности, организации условий для нервно  психологического восстановления (уменьшение психологического утомления, снижения напряженности путем применения различных средств активного отдыха, отвлечения, самовнушения и т. п.).

    Психологическое воздействие в ходе одного выступления предусматривает короткий самоанализ (в перерывах) и коррекцию поведения во время борьбы; стимуляцию волевых усилий, уменьшение психологической напряженности, психологическое воздействие после окончания классификационных выступлений - нормализация психического состояния, устранение эмоций, мешающих объективной оценке своих возможностей, выработке уверенности в своих силах.

    РЕГУЛЯЦИЯ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГОВОЗБУЖДЕНИЯ ЮНОГО СПОРТСТМЕНА.

    В процессе занятий с юными спортсменами важно учитывать особенности их эмоционального состояния. Подростковый возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, преобладанием возбуждения над торможением, быстрой сменой настроения, склонностью к аффектам - страстному, резкому, бурному выражению переживаемых чувств. Регулирование эмоционального возбуждения юных спортсменов осуществляется как в процессе тренировки, так и перед выступлением в соревновании с помощью разных методов воздействия.

    К числу приемов, способствующих достижению оптимального возбуждения, относятся в первую очередь словесные воздействия (разъяснения, убеждения, одобрение, похвала и др.). С их помощью снижается эмоциональная напряженность, неуверенность в своих силах, уменьшается чрезмерное чувство ответственности перед соревнованиями.

    Воздействие словом рекомендуется проводить за несколько дней до начала соревнований. Практика показывает, что в день соревнований, особенно перед их началом, это воздействие не дает положительного эффекта, а иногда приносит вред.

    Приемы самовоздействия, которыми овладел юный спортсмен в процессе круглогодичной подготовки, имеют, пожалуй, наибольшее значение в соревновательной обстановке. К ним относятся: переключение мыслей и внимания на формы и явления, вызывающие положительную реакцию (на спортивную технику, процесс спортивного совершенствования), самоубеждение, самоприказы типа « успокойся», «не волнуйся», «возьми себя в руки» и т. п.

    Весьма эффективными являются и другие приемы снижения уровня возбуждения: произвольная задержка выразительных движений, свойственных возбужденному состоянию; произвольная регуляция дыхания путем изменения интервалов вдоха и выдоха, задержка дыхания; чередование напряжения и расслабления групп мышц (лежа, сидя); контроль за собственной мимикой, выражением лица, моторикой и другими внешними проявления и «приведение» их к уровню, соответствующему нормальному, спокойному состоянию; успокаивающие приемы массажа и самомассажа (легкое поглаживание, потряхивание и др.).

    Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед предстоящим выступлением, настройка на максимальную отдачу в соревнованиях используются те же методы, которые, однако, имеют противоположную (по результатам воздействия) направленность. Так, словесное воздействие тренера (убеждение, похвала, требование и пр.) должно способствовать повышению психического напряжения, концентрации внимания и т. д.

    Из психопрофилактических методов влияния применяются, прежде всего, аутогенная тренировка, активизирующая терапия и впущенный сон - отдых.

    Подбор средств и методов регуляции эмоционального состояния юных спортсменов должен осуществляться в соответствии с их индивидуальными особенностями (проявлением силы, подвижности и баланса нервной системы, уровнем эмоциональной возбудимости, характером его зрительных, мышечно-двигательных представлений, возрастом, подготовленностью и пр.).

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по вольной борьбе

        Программа по вольной борьбе составлена на основе «Примерной программы для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юн...

    Дополнительная образовательная программа по греко-римской борьбе

    Борьба   -  занятие    мужское.Чуть оплошал, не жди  добра.Как   поле   боя,  топчут  двоеКвадрат  борцовского  ковра....

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ

    В данной Программе представлены модель построения системы многолетней тренировки, расписание занятий, годовой учебный план-график распределения учебных часов, общие цели, задачи и преимущественная нап...

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ

    В данной Программе представлены модель построения системы многолетней тренировки, расписание занятий, годовой учебный план-график распределения учебных часов, общие цели, задачи и преимущественная нап...

    программа кружка вольной борьбы

    Программа расчитана на 204 часа...

    Рабочая программа секции "Вольная борьба"

    Программа предусматривает предпрофессиональную подготовку спортсменов, а также содержит дополнительную предпрофессиональную образовательную программу, в которой раскрываются деятельность этапов спорти...