К вопросу о совершенствовании гибкости как важнейшего фактора повышения уровня физической подготовленности баскетболистов на этапе начальной подготовки
методическая разработка по физкультуре (5 класс) на тему
Повышение зрелищности баскетбольных матчей, связанное с увеличением скорости и мастерства спортсменов, уменьшением ограничений в игровой деятельности способствовало увеличению числа официальных игр, возникновению большего количества турниров, как среди профессиональных, так и среди детских и юношеских команд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.03 КБ |
Предварительный просмотр:
К вопросу о совершенствовании гибкости
как важнейшего фактора
повышения уровня физической подготовленности баскетболистов
на этапе начальной подготовки
Ч.С. Ооржак, тренер-преподаватель по баскетболу
МБОУ ДОД ДЮСШ с.Суг-Аксы Сут-Хольского р-на РТ
Ключевые слова: соревновательная деятельность, физическая подготовка, гибкость,стретчинг.
Актуальность. В настоящее время значительные изменения произошли как в правилах проведения соревнований по баскетболу, так и в структуре самой игровой деятельностибаскетболистов. Сокращение времени на выполнение атакующих действий и вывод мяча в передовую зону требует от команд применения быстрых, основанных на индивидуальных возможностях игроков тактических схем в нападении. Предоставление возможности защитнику использовать более активные действия привели к возникновению контактной, силовой борьбы, как под кольцом, так и по всей игровой площадке. Баскетболисты различного соревновательного уровня и различного игрового амплуа все чаще используют в нападении бросок сверху, как наиболее точный и затрудняющий блокирование, что требует проявления высокого уровня развития прыгучести и прыжковой выносливости.
Повышение зрелищности баскетбольных матчей, связанное с увеличением скорости и мастерства спортсменов, уменьшением ограничений в игровой деятельности способствовало увеличению числа официальных игр, возникновению большего количества турниров, как среди профессиональных, так и среди детских и юношеских команд.
Изменения в соревновательной деятельности, несомненно, должны привести к изменению тренировочного процесса баскетболистов, смещению акцентов в сторону проявления игровою атлетизма, основанного на разносторонней физической подготовке спортсменов.
Таким образом, налицо противоречие между повышением требований к уровню физической подготовленности баскетболистов в современных условиях с одной стороны, и недостаточностью существующие методик развития физических качеств игроков с другой. Данное противоречие актуализирует проблему совершенствования физической подготовки баскетболистов с использованием нетрадиционных средств, в нашем случае стретчинга.
Основу баскетбольной техники составляет умение выполнять обманные движения с мячом и без мяча для осуществления индивидуальных и позиционных нападающих взаимодействий, а также эффективной игры в защите. Свобода движений, гибкость, умение расслабляться создают базу для освоения сложно-координационных приемов баскетбола и придают им силу и непринужденность. Гибкость – способность игрока выполнять движения с большой амплитудой, она определяется подвижностью суставов, эластичностью связок, сухожилий и мышц. В процессе совершенствования гибкости повышаются показатели скорости, чувства равновесия, координационных и силовых способностей.
Исходя из вышеизложенного, целью настоящее исследования являлось обоснование эффективности использования упражнений стретчинга для совершенствования физических качеств баскетболистов на этапе начальной подготовки.
В настоящей работе ставились три основные задачи: разработать содержание комплексов на развитие гибкости в соответствии с местом тренировочного занятия в структуре годичного цикла подготовки;
• определить объем и организацию тренировочной нагрузки;
• опытно-экспериментальным путем определить эффективность применения стретчинга для повышения уровня физической подготовленности баскетболистов на этапе начальной подготовки.
Методы и организация исследования: в педагогическом эксперименте принимали участие команда баскетболистов 12 лет ДЮСШ г. Кызыл, на основе которой была создана экспериментальная группа, и команда баскетболистов 12 лет МБОУ ДОД ДЮСШ с.Суг-Аксы Сут-Хольского р-на РТ , составившая контрольную группу. Количественный состав каждой из групп – 15 человек. Для оценки уровня физической подготовленности баскетболистов проводились педагогические контрольные испытания, которые включали в себя бег 20 м, прыжок в длину и высоту, скоростное ведение, защитные перемещения, выпад в сторону, имитирующий выбивание мяча у соперника.
В экспериментальной группе стретчинг применялся в начале и конце каждого тренировочного занятия, кроме того, использовались отдельные занятия, направленные на совершенствование гибкости, особенно после участия в соревнованиях. В контрольной группе развитие гибкости осуществлялось по общепринятой методике с использование общеразвивающих упражнений в начале тренировки.
Повторное тестирование по всему комплексу тестовых процедур в конце педагогического эксперимента показал, что в экспериментальной группе достоверно (Ро < 0,05) изменились все показатели физической подготовленности, в контрольной группе их изменения не достоверны (Ро>0,05). Особенно выраженное повышение было отмечено по показателям прыгучести, гибкости и координационных способностей, Прирост результатов в прыжке в высоту у баскетболистов экспериментальной группы составил 15 %, в выпадах – 13%, в защитных перемещениях – 12%.
Сравнительный анализ (табл. 1) контрольной и экспериментальной групп после эксперимента показал, что достоверные различия (Ро < 0,05) между ними наблюдаются в уровне развития скорости, гибкости, скоростно-силовых качеств, координационных способностей.
Контрольные упражнения | Экспериментальная группа | Контрольная группа | Р |
Бег 20м, с | 4.02 ± 0,07 | 4,26 ± 0,08 | <0,05 |
Выпад в сторону, см вправо влево | 180,3 ± 1,4179,3 ±0,9 | 175,3 ±1,8 176,1 ± 1,4 | <0,05 <0,05 |
Прыжок в длину, см | 198,4 ±1,3 | 189,3±1,7 | <0,05 |
Прыжок вверх, см | 37,6 ± 0,6 | 33,5± 0,7 | <0,05 |
Защитные перемещения, с | 23,6 ± 0,2 | 24,6 ± 0,4 | <0,05 |
Скоростное ведение, с | 17,48 ± 0,1 | 18,3±0,3 | <0.05 |
Выводы:
1. Разработаны комплексы на развитие гибкости, которые включают в себя упражнения максимальной амплитудой движения динамического и статического характера.
2. Стретчинг применяется в начале и конце тренировочного занятия, а также в формеотдельной тренировки преимущественной направленности на совершенствования гибкости после ударных микроциклов или участия в соревнованиях. Растягивающие упражнения используются для мышц и мышечных групп, которые участвуют в осуществлении соревновательной деятель-ности, а именно мышц, осуществляющих сгибание и приведение плеча, разгибание предплечья, сгибание кистей рук, а также выполняющих разгибание туловища.
3. Установлено, что использование комплексов на развитие гибкости в подготовке баскетболистов на этапе начальной подготовки показало высокую эффективность, которая выразилась в достоверном (Р<0,05) преимуществе уровня физической подготовленности экспериментальных групп по сравнению с контрольными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Система повышения уровня физической подготовленности учащихся »
Данная программа разработана для реализации в основной школе. За основу взята программа Л.Б. Кофмана «Система повышения уровня физической подготовленности учащихся»....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/20/picture-251013-1369077837.jpg)
«Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников»
«Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/29/picture-611940-1559138136.jpg)
Проект педагогического эксперимента по теме: "Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников".
Цель проекта : экспериментально доказать необходимость применения игровых технологий, как средства развития уровня физической подготовленности школьников на уроках физической культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/10/picture-665453-1441911787.jpg)
ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Одной из важных проблем физического воспитания детей по-прежнему остается эффективность физического образования на начальном его этапе. Именно в младшем школьном возрасте отличающим...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/26/picture-1293402-1606417126.jpg)
Презентация "Системно - деятельностный подход на уроках физической культуры как средство повышения уровня физической подготовленности обучающихся"
В настоящей презентации расскажу о практических достижениях профессиональной деятельности в области применения системно-деятельностного подхода.Ключевые понятия темы: образовательное воздействие...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/28/picture-1446658-1672219516.jpg)
Повышение уровня физической подготовленности у школьников младших классов на уроках физической культуры средствами аэробики!
Повышение уровня физической подготовленности у школьников младших классов на уроках физической культуры средствами аэробики....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/11/picture-1504621-1704947307.jpg)
Воспитание скоростных способностей баскетболистов на этапе начальной подготовки игровым методом
Методический материал по теме воспитания скоростных способностей баскетболистов на этапе начальной подготовки игровым методам...