Техника волейбола
методическая разработка по физкультуре на тему

метод рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Техника волейбола

Стойки и перемещения

Стартовые стойки. Задача – приобретение максимальной готовности к перемещению. Это возможно в том случае, когда игрок принимает неустойчивое положение, при этом он может легко начать перемещаться. Для оптимальной стойки необходимы небольшая площадь опоры и незначительное приседание, чтобы в начале движения выполнить толчок ногой. Такая стойка позволяет быстро вывести О.Ц.Т. за границу опоры и быстро, без больших усилий начать перемещение в любую сторону. Выделяют три типа стартовых стоек. Они следующие.

Устойчивая – одну ногу (чаще левую) ставят впереди другой, ноги согнуты в коленях, туловище наклонено вперед.

Основная – обе ноги на одном уровне, стопы параллельны, на расстоянии 20–30 см друг от друга, вес тела равномерно распределен по всей площади опоры, ноги согнуты в коленях, туловище наклонено вперед, согнутые руки вынесены вперед.

Неустойчивая – игрок стоит на полной ступне или на носках, вес тела приходится на переднюю треть стопы, ноги согнуты, туловище наклонено вперед, согнутые руки вынесены вперед.

Одни игроки, приняв определенную стойку, стоят неподвижно, другие двигаются на месте переступанием или подскоками. Такие стойки называют соответственно статическими и динамическими.

Существенное место в действиях игроков в игре занимают перемещения. Перемещением называют способы передвижения игроков по площадке для выполнения технических приемов и тактических действий. Игрок хорошо выполнит то или иное перемещение, если будет находиться в удобном исходном положении.

В волейболе различают следующие способы перемещений: приставные шаги, скрестные шаги, двойной шаг, выпады, скачки, бег, прыжки, падения и др.

Приставные шаги выполняют вперед, назад, вправо, влево. Движения начинают с ноги, ближе стоящей в направлении перемещения. Приставные шаги применяют для перемещения на небольшие расстояния, а также когда у игрока имеется достаточно времени.

Скрестный шаг применяют при перемещениях вдоль сетки при блокировании, начиная с левой ноги по направлению вправо, и наоборот.

Двойной шаг используют при перемещениях вперед и назад, когда требуется быстро выйти к мячу. Движение начинают с дальней по направлению движения ноги, другую выставляют вперед, создавая стопорящий момент, игрок применяет стойку, готовясь к приему или передаче мяча.

Выпад применяется в основном во время приема мяча с подачи или во время игровых действий при приеме снизу. Движение начинается любой ногой по направлению к мячу, если мяч находится перед игроком; правой ногой, если мяч находится справа от игрока; левой ногой, если мяч находится слева.

Скачок – более быстрый способ перемещения, чем выпад, двойной и приставные шаги. Скачок может выполняться как с места, так и после бега.

Бег применяют в случаях, когда надо быстро преодолеть сравнительно большое расстояние, например, когда мяч уходит за пределы площадки. Особенность бега – надо с места развить большую скорость и уметь остановиться после перемещения, чтобы хорошо выполнить технический прием.

Прыжки используют при выполнении главным образом нападающих ударов и блокирования.

С перемещений начинается изучение волейбола. Конечно, всем хочется побыстрее «добраться до мяча», но пренебрегать перемещениями нельзя. Им постоянно надо уделять внимание на занятиях: отдельно и особенно в сочетании с техническими приемами и в процессе технических действий.

Ни одно групповое или индивидуальное занятие будет неполноценным, если в подготовительной его части (или разминке) не будет упражнений на скорость передвижения различными способами с ускорениями, с изменением направления перемещения, сочетание различных способов, сочетание перемещения с имитацией приемов игры. Хороший эффект дают упражнения с ловлей и бросками набивных мячей (баскетбольных и др.) во время различных перемещений.

По мере овладения техникой передачи мяча сверху двумя руками и приемом снизу двумя руками совершенствование техники этих приемов должно происходить в различных упражнениях, связанных с перемещениями.

Верхняя передача

От успешного обучения верхней передаче во многом зависит обучение волейболу вообще. Изучение верхней передачи начинается с первых занятий, и совершенствование ее в той или иной форме проводится на всех последующих, за исключением тех занятий, которые полностью посвящены общей физической подготовке.

 

 

 

http://bookzooka.com/pictures/books/65konechn.files/image002.gif

 Рис. 1. Разгибая ноги, туловище и руки,

игрок передает мяч

 

 

http://bookzooka.com/pictures/books/65konechn.files/image003.gif

Верхняя передача мяча двумя руками представляет собой основной технический прием волейбола. Только этим способом можно наиболее точно передать мяч. Обязательное условие правильного выполнения передачи – своевременный выход к мячу и выбор исходного положения.

Ноги согнуты в коленях и расставлены. Одна нога впереди. Туловище находится в вертикальном положении, руки вынесены вперед-вверх и согнуты в локтях. Руки соприкасаются с мячом над головой, кисти находятся в положении тыльного сгибания, пальцы слегка напряжены и согнуты, они плотно охватывают мяч. Ноги и руки выпрямляются («волнообразно» от голеностопов к пальцам рук). Разгибанием в лучезапястных суставах и эластичным движением пальцев по мячу придается нужное положение в зависимости от траектории полета мяча. Верхние передачи подразделяются на низкие и высокие, короткие и длинные, быстрые и медленные. Верхнюю передачу выполняют в высокой, средней и низкой стойках.

В любом случае надо стремиться к тому, чтобы при приеме мяча сверху и при передаче игроки добивались точности полета мяча.http://bookzooka.com/pictures/books/65konechn.files/image004.gif

Освоение техники будет успешнее, если применить подводящие упражнения:

«вкладывание» мяча в руки несколько раз;

 передача мяча с подбрасывания и набрасывания партнером;

 передача мяча, подвешенного на шнуре;

 передача в парах и т.п.

После освоения основ техники выполняют различные упражнения:

индивидуально в парах и групповые.

 

Нижняя передача и прием мяча снизу

От правильного и успешного обучения приему мяча снизу во многом зависит овладение навыками игры в волейбол и коллективные действия во время игры.

Существует два основных способа приема мяча: прием мяча сверху и прием мяча снизу двумя руками. Прием мяча от соперника чаще всего производится снизу двумя руками. Это самый надежный способ, волейболисты обычно именно так принимают подачу.

Прием мяча осуществляется на нижнюю часть предплечий, иногда говорят на «манжеты». В момент приема мяча руки должны быть выпрямлены. Грубой ошибкой считается их разгибание в локтевых суставах. Не должно быть сильного встречного движения рук, их подставляют под мяч, регулируя траекторию первой подачи, но не «отбивают» его. Существует даже выражение «прием подачи осуществляется ногами», подчеркивая роль своевременного выбора исходного положения. Характерно положение «подседания под мяч», прием мяча производится в выпаде движением рук вперед–вверх навстречу мячу.

Когда игроки принимают мяч от соперника, говорят о «приеме» мяча. Когда игроки направляют мяч своему партнеру для нападающего удара, говорят о передаче мяча. Однако надо иметь в виду, что прием и передача снизу есть два технических приема игры, принципиально отличающихся друг от друга, как, например, нападающий удар и блокирование. В основе лежит единственное действие игрока, суть которого – при помощи рук изменить первоначальное направление полета мяча на такое, какого требует игровая обстановка для достижения желаемого результата (выигрыша мяча).

 

 

http://bookzooka.com/pictures/books/65konechn.files/image005.gif

Если задача сводится к тому, чтобы не дать мячу упасть на площадку, т. е. правильно принять его, то речь идет о приеме мяча, если точно направить его для завершающего удара нападающему игроку – о передаче.

Для обучения в первую очередь надо научить правильному положению рук, когда правая ладонь накладывается на левую, большой палец левой руки прижимается к пальцам правой и располагается параллельно большому пальцу правой руки. Обе кисти сжимаются вниз и в приеме мяча не участвуют.

Подача (ввод мяча в игру)

 

 

http://bookzooka.com/pictures/books/65konechn.files/image006.gif

Подача – это ввод мяча в игру, один из технических приемов волейбола. Некоторые тренеры-преподаватели считают, что для совершенствования этого приема достаточно применения подач в игре – это ошибочное мнение.

Рис. 7. Прием подачи

Игра в волейбол начинается с подачи. По новым правилам команда может получить очко не только со своей подачи, но теперь независимо от того, чья команда выполнила ее.

Технический прием выглядит так: игрок располагается за лицевой линией и в пределах ширины волейбольной площадки, не заходя за продолжение боковых линий, подбрасывает мяч и ударом одной руки направляет его на сторону соперника, при этом мяч не должен коснуться антенн.

В подаче различают: исходное положение, подбрасывание мяча и замах, удар по мячу и движение после него. Удар по мячу при подаче производится ладонью руки или кистью руки с согнутыми пальцами. По характеру подачи можно разделить на силовые, нацеленные и планирующие. Цель силовых подач – затруднить прием мяча соперниками или вызвать ошибку при приеме мяча и принести команде очко. Нацеленные подачи позволяют направить мяч в уязвимые места площадки соперника или слабого игрока, чтобы затруднить действия его команды. Планирующая подача опасна тем, что мяч летит, не вращаясь, и изменяет траекторию полета в самых неожиданных направлениях; подачи выполненные, стоя лицом к сетке, называются прямыми, боком к ней – боковыми.

Прямая нижняя подача – основной способ подачи для начинающих, особенно для детей. В исходном положении игрок стоит лицом к сетке. Ноги согнуты в коленях, левая нога впереди (противоположная ударяющей руке). Туловище слегка наклонено вперед, мяч удерживается левой рукой, правая – опущена. Одновременно с подбрасыванием мяча правая рука отводится вниз назад на замах. Удар по мячу производится напряженной ладонью (или кистью руки с согнутыми пальцами) выпрямленной руки на уровне пояса. После удара игрок делает правой

 

 

http://bookzooka.com/pictures/books/65konechn.files/image007.gif

ногой шаг вперед.

Рис. 8. Нижняя прямая подача

При выполнении прямой верхней подачи игрок стоит лицом к сетке. Мяч удерживается левой рукой, правая готовится к замаху (т. е. поднята вверх заранее). В момент подбрасывания мяча вверх тяжесть тела переносится на левую ногу, которая слегка сгибается в колене, туловище слегка наклоняется назад и слегка поворачивается в сторону ударяющей руки. Вслед за движением туловища правая рука, согнутая в локте, отводится за голову.

 

 

http://bookzooka.com/pictures/books/65konechn.files/image008.gif

Рис. 9. Верхняя прямая подача

 

http://bookzooka.com/pictures/books/65konechn.files/image009.gifРис. 10. Верхняя боковая подача

При ударе по мячу сзади стоящая нога выпрямляется, тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу, ударяющая рука вначале перемещается локтем вперед, затем наращивается скорость перемещения предплечья, и рука полностью выпрямляется. Заключительное движение кистью придает полету мяча нужное направление. Мяч следует подбрасывать над собой и чуть впереди. Если после подбрасывания мяч опускается далеко впереди от игрока, то правильной подачи не получается – мяч попадает в сетку. Трудно выполнить подачу, если мяч заброшен назад за голову или в стороне от бьющей руки.

В качестве нацеленной подачи можно рекомендовать верхнюю прямую, но удар по мячу наносят отрывисто ладонью с согнутыми пальцами. При этом замах делают коротким, а при ударе предплечье и кисть представляют одно целое, кисть напряжена. При удачном выполнении может проявиться эффект «планирования», когда мяч летит без вращения. При обучении подачам придерживаются следующей последовательности в подборке упражнений:

– изучается свободное положение и подбрасывание мяча;

– подача подвешенного мяча или установленного в держателе;

– подача в стену, расстояние 6–9 м, высота отметки 220 см;

– подача мяча с расстояния 4–6 м от сетки;

– подача в пределы площадки из-за лицевой линии;

– подача на точность (очерченные зоны, расположенные в различных точках предметы).

Подачам необходимо уделять внимание постоянно, полезно заканчивать занятие серией подач.

Нападающий удар

Нападающий удар – это, пожалуй, самый привлекательный элемент игры в волейбол. Хорошо исполненный нападающий удар вызывает восторг зрителей и доставляет огромное удовольствие самим волейболистам.

Основной способ нападающего удара – нападающий удар «по ходу», когда направление полета мяча совпадает с направлением разбега игрока перед прыжком. В последнем шаге разбега правая нога выставляется вперед с опорой на пятку, одновременно руки отводятся для замаха назад, затем выполняется отталкивание.

При замахе игрок прогибается в пояснице, рука, согнутая в локте, отводится назад, за голову, после чего туловище выпрямляется, рука приближается к мячу, при этом движении предплечье и кисть отстают. В момент удара рука выпрямляется. Самое сложное в этом техническом приеме состоит в том, что игрок должен очень точно рассчитывать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по мячу в наивысшей точке.

http://bookzooka.com/pictures/books/65konechn.files/image010.gif

Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит от неумения своевременно выйти на мяч: игрок прыгает слишком рано или запаздывает с прыжком, в результате неточно рассчитанного прыжка для удара мяч оказывается сзади, далеко впереди или в стороне от него. Такие недостатки затрудняют овладение занимающимся правильным ударом по мячу и надолго затягивают формирование двигательного навыка нападающего удара.

Рис. 11. Нападающий удар с переводом влево

 

 

http://bookzooka.com/pictures/books/65konechn.files/image011.gif

Нападающий удар «с переводом» – разновидность прямого удара, при котором направление полета мяча после удара не совпадает с направлением разбега игрока.

Рис. 12. Прямой нападающий удар

Блокирование

Блокирование – эффективное средство борьбы против нападающих ударов непосредственно над сеткой. Встречая удар на стороне противника, надо помнить, что при блокировании нельзя касаться мяча раньше, чем это сделает нападающий игрок.

Блокирование выполняется с помощью одиночного блока или группового. Прочные навыки одиночного блокирования позволяют успешно овладеть навыками группового.

 

 

http://bookzooka.com/pictures/books/65konechn.files/image012.gif

В момент блока руки должны находиться как можно ближе к сетке, кисти рук слегка отведены назад и расположены на таком расстоянии друг от друга, чтобы мяч не проскочил между ними. Пальцы при блокировании расставлены и слегка напряжены.

Рис. 13. Блокирование

В момент удара по мячу нападающего игрока блокирующий переносит руки через сетку, стремясь встретить удар на стороне противника.

Успех блокирования зависит главным образом от выбора места для блокирования, своевременного прыжка и постановки рук в момент удара (собственно блокирования).

В игре новичков определить зону, откуда будет произведен нападающий удар, несложно. Игра ведется в основном в три касания, а для завершающего удара мяч направляется к сильнейшему нападающему. Главное при блокировании – «закрыть» основное направление полета мяча.

По мере овладения подводящими упражнениями для нападающего удара применяют подводящие упражнения для блокирования.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа с.Эрзин Эрзинского кожууна

УПРАВЛЕНИЕ  КОМАНДОЙ

(методические рекомендации для тренеров-преподавателей

 игровых видов спорта)

Подготовила:

                                                Ондар С.С.

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………3

1. Тренерский авторитет ………………………………………………………………………..5

2. Сплоченность коллектива ……………………………………………………………………6

3. Индивидуальный подход         …………………………………………………………………….6

4. Дружба в коллективе …………………………………………………………………………7

5. Капитан ………………………………………………………………………………………..8

6. Конфликты ……………………………………………………………………………………8

7. Хорошее настроение ………………………………………………………………………….9

8. Управление командой в соревнованиях …………………………………………………...10

9. Установка на игру …………………………………………………………………………...11

10. О разминке ………………………………………………………………………………….12

Литература ……………………………………………………………………………………...14

Введение

        Анализ игры своих воспитанников должен быть объективным. Нельзя полагаться только на зрительное впечатление от матчей, оно часто сохраняет следы эмоциональных  переживаний тренера во время игры и может быть окрашено в мажорные или минорные тона в зависимости от исхода встречи.

        Новому сезону обычно предшествует общее собрание коллектива, где подводится итог выступления каждого игрока в отдельности и всей команды в целом.

        Тренер анализирует тактические, технические и физические аспекты игры. Он подробно разбирает и оценивает вклад каждого игрока в успех команды. Критически говорит о недостатках игроков. Подводит итог выполнения индивидуального плана, сообщает о тактических просчетах и технических ошибках, допущенных игроком. Оценивает игрока в психологическом аспекте, говорит о его умении играть коллективно, о его дисциплинированности, физической и тактической подготовленности, продемонстрированной на протяжении минувшего сезона. В общем, игрок из уст тренера получает оценку своего выступления в присутствии всей команды.

        Затем слово предоставляется игрокам. Выступить должен каждый. Прежде всего, игроки оценивают с критических позиций свою игру, разбирают собственные ошибки. Потом высказывают мнение о действиях партнеров, а также тренера во время матчей и при подготовке к соревнованиям.

        Игроки делятся своими взглядами на тактику игры и обычно предлагают что-нибудь изменить в командных тактических действиях. Их предложения тут же обсуждаются.

        Такие собрания, конечно же, побуждают игроков думать как о своей игре, так и о действиях партнеров. А это в значительной степени ускоряет процесс становления больших мастеров и одновременно подготавливает их к роли будущих тренеров.

        Обязательное выступление каждого  из игроков на собрании – хорошее средство их теоретической подготовки. В предвидении своего выступления игрок обдумывает положение дел в команде, старается мыслить аналитически.

        Заключительное слово на собрании принадлежит, естественно, тренеру. Он подводит итоги дискуссии и предлагает план подготовки команды к выступлениям в предстоящем сезоне. Причем не просто говорит о направлении технической, тактической и физической подготовки, а дает конкретный план тренировочной работы, с цифровыми выкладками на основе прошлого сезона.

        Прежде всего нужно теоретически создать модель своей будущей команды. Самому себе представить, чего же вы хотите от подопечных. Как, по каким схемам будет действовать команда в нападении и обороне.

        Нельзя, как говорится, отрываться от земли и создавать идеальную модель вне зависимости от способностей и возможностей игроков. Ничего, кроме вреда, это не принесет.

        Для того чтобы выигрывать в соревнованиях, надо подготовить команду, создать на тренировках такие условия, которые бы способствовали будущим победам.

        Основная часть творческого процесса управления командой приходится на тренировки. Улучшение игры команды, стабилизация мастерства игроков – все это достигается каждодневной тренировочной, будничной работой.

        Чем выше мастерство игроков, тем труднее тренеру найти пути управления тренировочным процессом. Игрок обязательно должен чувствовать, что получает на тренировке что-то новое, интересное. Что он прогрессирует и в развитии личного мастерства, и в плане улучшения командных действий, и в тактике игры. Поэтому тренеру нужно тщательно готовиться к тренировкам, находить такие пути и формы, такие упражнения, элементы и взаимодействия, которые были бы интересны для игроков. В каждое занятие, каждую тренировку необходимо вводить определенный элемент новизны.

        Для правильного управления тренировочным процессом прежде всего необходима очень высокая требовательность тренера к самому себе. На каждое занятие тренеру нужно приходить подготовленным. Заранее продумать порядок и содержание упражнений. Плановость подготовки к каждому занятию должна стать системой. Нельзя приходить на занятие, не зная заранее, что предлагать игрокам, надеясь только на свой опыт и импровизацию. Хотя, нередко во время тренировочных занятий тренеру полезно и пофантазировать.

        В процессе тренировки возникают различные ситуации. Они как бы сами подсказывают тот или иной вариант упражнения. Рождаются новые ходы, элементы, построения. Однако даже таким тренерам, которые способны изобретать новое во время тренировки, это не дает права приходить на занятие неподготовленным.

        Мало того, что имеется конспект занятия. Нужно еще  на протяжении всего дня думать о предстоящем занятии. А составлять конспект лучше всего заранее. В конспекте нужно не только перечислить упражнения, Нои указать продолжительность их выполнения.

        Если тренер не верит в свои силы, или сомневается в предложенном игрокам материале, или недостаточно авторитетен для подопечных, то, бывает, игроки на занятиях трудятся с прохладцей. Поэтому на каждом занятии игроки должны видеть и чувствовать собранность, энтузиазм, высокую ответственность наставника команды.

        Тренер на занятиях затрачивает немало нервной энергии. Он не имеет права проводить занятия бесстрастно, небрежно, вполсилы. Нельзя жалеть свои нервные клетки ни на играх, ни на тренировках. Если игроки заметят, что тренер равнодушен, пассивен, то и они ответят ему тем же.

        Чтобы подготовиться к тренировкам, нужно не только посидеть с карандашом в руках, но и постоянно следить за появляющейся литературой, знать все новости о своем виде спорта, интересоваться методикой других видов спорта, особенно смежных, ходить на тренировки к другим тренерам.

1. Тренерский авторитет

        Тренеру нужно заботиться о поддержании своего авторитета. Умение заставить игроков подчиняться – очень важная черта характера тренера. Бывает, что в отдельных эпизодах учебной игры или судейства, или в какие-то другие моменты тренировочного процесса допускаются ошибки. Но даже при этом нужно поддерживать принцип единоначалия в команде и не позволять игрокам обсуждать тренерские решения, особенно при выполнении упражнений или при судействе игровых эпизодов.

        Должен ли тренер прислушиваться к мнению игроков? Да, конечно. Но для этого надо выбрать подходящее место и время. Тренер может обсуждать с игроками, в первую очередь с ведущими, те или иные упражнения, их воздействие на игроков, впечатление от занятий, от тактических новинок, комбинаций. Обсуждать это надо, однако, так, чтобы инициатива исходила от тренера. Новое упражнение можно самому показать игрокам непосредственно на площадке. От этого тренерский авторитет только поднимется.

        Инициатива игроков, их советы, их восприятие того или иного элемента учитываются в тренировочном процессе. Но делать это надо, разумеется, так, чтобы не пострадал ни авторитет тренера, ни порядок на тренировке. Обсуждение целесообразно проводить недолго – максимум минут пятнадцать, а игроков надо просить высказываться по одному, а не всем  сразу.

        Одна из основных предпосылок успеха команды – высокая дисциплина игроков на тренировке. Спортивная игра (баскетбол, волейбол) очень эмоциональна. Иногда на площадке возникают конфликты между игроками. Поэтому тренер, управляя тренировочным процессом, должен все время чувствовать пульс игры, настроение игроков и регулировать взаимоотношения между ними.

        Какие средства использовать для регулирования поведения игроков во время занятий? Первое, что тренер может сделать, - это замечание подопечному. Подозвать его к себе и спокойно сказать: «Ты ведешь себя недостойно. Обрати на это внимание».

        Первое замечание желательно сделать в спокойной форме. Обычно это действует лучше, чем грубый окрик. Если такое замечание игрок не воспринял, то можно с него потребовать более жестко и сделать ему замечание при всей команде. Остановить занятия и сказать, что вот, мол, вы допускает такие-то ошибки, срываете тренировочный процесс, мешаете работать.

        Бывает, что игроки не согласны с каким-то тренерским решением  и начинают сразу его оспаривать. Здесь можно поступить по-разному. Одному игроку, в зависимости от его характера, спокойно сказать, чтобы не спорил, от другого потребовать этого жестко.

        К методам управления тренировочным процессом относится и такой момент, когда приходится освобождать игрока от занятия и, может быть, даже не допускать его к следующей тренировке, в зависимости от тяжести проступка. Такие удаления не должны оставаться без внимания остальных игроков. На собрании команды следует обсудить проступок, за который был наказан игрок.

2. Сплоченность коллектива

        Тренера всегда заботит, так сказать, внутренняя, духовная жизнь его команды. Ведь не секрет, что дружному, сплоченному коллективу легче добиться успеха и на тренировках и в соревнованиях.

        Какие же методы используются для управления командой в психологическом плане? Как укреплять в команде дух дружбы и взаимопомощи игроков, взаимное доверие между игроками и между ними и тренером?

        У тренера имеется много способов оказывать влияние на внутреннюю жизнь коллектива. И, пожалуй, здесь самое главное – его беззаветная преданность своему клубу, своей команде. Когда игроки видят, что тренер не жалеет ни времени, ни сил для команды, то невольно проникаются к нему уважением. Верят каждому его слову. Знают, что любое его указание или требование служит интересам коллектива. Пусть даже это указание или требование вначале покажется игроку излишне строгим.

        Завоевав у игроков авторитет и поддерживая его справедливыми, разумными и принципиальными решениями, тренер намного облегчает себе управление командой в психологическом аспекте.

        В ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований тренер постоянно поддерживает контакт с каждым игроком.

3. Индивидуальный подход

        Перед тренером возникают нелегкие проблемы после каждого проигрыша матча. Очень важно по окончании встречи, в которой игрок выступил неудачно, особенно если команда проиграла  по его вине, найти для него теплые, человеческие слова. В индивидуальной беседе нужно успокоить игрока. Даже сложившийся, морально стойкий, волевой игрок и тот в подобном случае нуждается в доброжелательном тренерском совете. И хотя в таких беседах нужно указать игроку на его ошибки, недостатки, но главное все же то, чтобы игрок, как говорится, восстановился психически. Ведь иначе игрок не сможет отдохнуть.

        Добрые, теплые тренерские слова во многом способствуют психологической стойкости игроков, подготавливают их к упорным поединкам в следующих матчах. Другое дело, что все это тренеру дается нелегко. Он сам, может быть, больше всех игроков расстроен поражением. Но ему нельзя показывать, что он растерян или удручен. Нет, нужно взять себя в руки, мобилизовать волю, чтобы после неудачи успокоить игроков и самому восстановить нервную энергию. Заставить себя успокоиться и заснуть, потому что тренер должен постоянно находиться в хорошей спортивной форме.

4. Дружба в коллективе

        Дружба игроков, их преданность виду спорта, самоотдача – все это неразрывно связано с успехами команды. Если нет в коллективе взаимопонимания, если игроки не помогают друг другу как в ходе игры, так и в жизни, не приходят на помощь в тяжелую минуту, не стремятся быть близкими, то в команде не будет настоящего товарищества, дружбы, и такой команде не добиться успеха.

        Процесс становления команды не протекает сам по себе, произвольно. Дружба, спайка, воля игроков – все это воспитывается в коллективе. Преданность клубу, взаимное внимание, отсутствие эгоистичности – эти моральные ценности приобретаются в коллективе при деятельном участии тренера.

        У спаянной, дружной команды всегда больше шансов на успех и неудачи переносятся легче. Они делятся на всех поровну.

        Одна из важнейших обязанностей тренера – индивидуальная работа с каждым игроком. Если тренер не может или не хочет общаться буквально с каждым членом команды, терпеливо разбирать его ошибки и сильные стороны, то успеха у такого тренера не будет. Логикой, культурой, интеллектом и волей, а в редких случаях и властью, своей и коллектива, тренер воспитывает игрока.

        При правильно налаженных взаимоотношениях в команде игроки всегда стремятся выполнять установки тренера, решать задачи, которые тот перед ними ставит. Если игроки чувствуют, что тренер необходим им, что он способствует успеху команды, то они должны идти ему навстречу, как он идет навстречу им, учитывая характер, склонности и особенности игроков. Главное в этих контактах – взаимопонимание, взаимодоверие, даже, если можно так сказать, взаимотерпение. Важно, чтобы все помыслы игроков, как и тренера, были направлены на достижение успеха команды, на ее благо.

        В становлении коллектива, во взаимоотношениях между тренером и игроками нет мелочей. Здесь важно все. Ведь коллектив – это группа игроков, у каждого из которых свой характер, свои привычки и возможности. Радости и невзгоды каждого игрока должны стать радостями и невзгодами тренера и товарищей по команде. Только в этом случае группа игроков превратится в коллектив единомышленников, способный показывать стабильную игру на высоком уровне.

5. Капитан

        Трудно переоценить значение капитана команды в управлении коллективом игроков, в укреплении сплоченности игроков. Это первый помощник тренера и в матчах, и на тренировках, и во всей общественной жизни команды.

        Постоянный контакт с капитаном команды облегчает тренеру воплощение его замыслов в самом, пожалуй, важном деле – в совершенствовании игровых действий команды. Ведь все усилия тренера, весь смысл его работы сводятся к тому, чтобы создать сплоченный, дружный, искусный коллектив высококлассных игроков, умеющих своей игрой воплощать на площадке тактические идеи тренера! А для этого нужно использовать все возможности, и в частности авторитет капитана команды, его характер, личные бойцовские качества, его влияние на остальных игроков.

        Капитана команды выбирают сами игроки. Они учитывают при этом и мнение тренера: с кем ему легче установить полный контакт, кто из игроков на посту капитана окажет наибольшую помощь тренеру, а значит, и всему коллективу.

        Не обязательно на роль капитана команды выискивать такого человека, которого бы все любили. Но обязательно, чтобы остальные игроки уважали капитана, считались с его мнением. И, конечно, желательно, чтобы капитаном избирали одного из сильнейших игроков команды, ели не самого сильного. Тогда в наиболее важный момент матча он сможет не только повести за собой партнеров, но и, чувствуя как бы двойную ответственность за исход спортивного поединка, сам вложит в решающее усилие команды все свое умение, мастерство, боевитость.

6. Конфликты

        Взаимоотношения людей в любой отрасли деятельности не бывают бесконфликтными. Ведь у каждого человека – свой, особый характер, свои интересы, идеалы. Один легко подчиняется авторитетам, у другого чья-нибудь попытка командовать им вызывает протест. Не всегда удается достаточно тонко, дифференцированно подойти к каждому человеку, и потому работа с людьми неизбежно бывает связана с определенными конфликтами.

        Игрок – звезда – это всегда сложный, противоречивый характер, из-за него всегда возникают проблемы, многие из которых не находят быстрого решения, приводят к конфликтам. И тем не менее именно в этом прелесть тренерской работы: управлять интересными, сложными характерами.

        Бывает и так, что тренер сам вырастил игрока, сделал его в спорте выдающейся личностью, и тем не менее это не облегчает дальнейшей работы с этим спортсменом и не ликвидирует неизбежность столкновений. Повторяю, в тренерском деле конфликтные ситуации даже с такими спортсменами, которых сам вырастил, неминуемы.

        Конфликты неприятны не только тем, что создают сложную ситуацию в команде. Они еще приводят к повышенной затрате нервной энергии как тренера, так и игрока. И тем не менее наряду со своими сложностями конфликтность – процесс управляемый, как и вся тренировочная работа. Тренер должен использовать необычную ситуацию и, разрешая конфликты, направлять усилия подопечных на улучшение спортивных результатов. При тактичном и справедливом решении спорного вопроса у игрока и тренера возникает чувство удовлетворенности, что в немалой степени способствует тому, чтобы команда и спортсмен, вступивший в конфликт, выступали лучше.

        Конечно, конфликты бывают совершенно разные, и роль тренера при этом тоже различна. Главное, не нужно бояться конфликтов. Когда они возникают, не надо спешить с окончательным решением. Тренер должен прежде всего успокоиться, обдумать ситуацию и наметить путь использования конфликта в интересах дела. А затем высказать свое заключительное слово.

7. Хорошее настроение

        Хорошие, крепкие нервы необходимы каждому игроку, начиная от лидеров команды и кончая дублерами. Без этого не будет веселого, боевого настроения ни в повседневной жизни, ни в тренировочной работе, ни в матче, не появится вера в свои силы, в успех коллектива.

        Оптимизм, присущий хорошей, дружной команде, возникает не по волшебному слову тренера. За ним скрывается большая, продуманная до мельчайших деталей, ежедневная, ежечасная работа внутри команды. Индивидуальная работа с каждым игроком.

        Игрок пришел на тренировку в плохом настроении. Пройти мимо этого, не заметить – это уже тренерский промах. Выяснить, в чем дело, успокоить, помочь словом и делом, поднять тонус спортсмена – вот задача тренера. Ведь здоровый климат в коллективе создает базу для хорошего труда и закладывает фундамент будущих побед.

        Или взять взаимоотношения в команде. Сами собой они не всегда складываются благоприятно. Если их не направлять, не руководить ими, то отдельные конфликты могут разгореться настолько, что изрядно измотают нервы игрокам, подорвут дружбу, сплоченность, монолитность коллектива.

        Тренер обязан заботиться о настроении игроков, об их заряженности на игру, жажде борьбы. Оставленный без тренерского внимания игрок может «перегореть» еще до начала состязания, и тогда даже от сильного спортсмена будет немного пользы.

        Настроение игроков перед матчем во многом зависит от того, как тренер  в своем рассказе преподнесет им перспективу встречи с конкурентами. Не нужно преувеличивать силу соперников. С уважением относясь к сильным сторонам их игры, следует найти и слабости, ошибки, уязвимые места в их действиях. Реальная оценка соотношения сил будет способствовать успеху, так как матч в этом случае, скорее всего, начнет складываться именно так, как предполагал тренер. Подопечные спокойно встретят такого противника, к которому их подготовили, и их вера в победу укрепится.

        Когда игрок силен и вынослив, он надолго сохраняет свежесть и задор, тренируясь активно и продуктивно, как бы накапливает нервную энергию. И наоборот, если тренер не сумеет создать прочного фундамента физической готовности, то каждая тренировка будет истощать психологический потенциал игроков.

        Умелое построение режима игроков, оптимальное сочетание тренировок и отдыха имеет огромное значение в управлении командой. Посещение выставок, музеев, кино, театров дает игрокам нервную разрядку. Их нормальный режим с достаточно длительным сном и плюс к этому индивидуальный подход тренера к наиболее экспансивным игрокам позволяют готовиться к турниру без лишнего расхода нервной энергии.

8. Управление командой в соревнованиях

        Успешное выступление команды в крупных соревнованиях в немалой степени зависит от того, насколько грамотно тренер сумеет управлять командой в ходе соревнований. В чем же заключается управление командой?

        Прежде всего это разведка игры соперников, затем –теоретическая подготовка своих подопечных к каждому матчу. Подготовка сначала индивидуальная, а потом и коллективная, то есть проведение установки на матч.

        Смысл предварительной разведки в том, чтобы как можно больше знать о соперниках, с которыми предстоит встреча. Особенно важна такая информация тогда, когда уже в первом матче турнира ваша команда встречается с сильным противником и эта игра может решить судьбу соревнования, особенно если это международный турнир.

        Любую возможность увидеть хотя бы один матч основных соперников необходимо использовать. Если же нельзя увидеть игру противника, то нужно попытаться по крайней мере собрать о нем наиболее полные сведения.

9. Установка на игру

        После того как проведена разведка соперника, а тренер уяснил себе все аспекты тактического плана предстоящего матча, можно приступать к проведению командной установки на игру.

        Установки на игру должны быть конкретными, ясными и сжатыми.

        До общего собрания полезно провести индивидуальные установки.

        Психологический аспект индивидуальной подготовки  тоже очень важен. Беседуя с игроком, тренер всячески заставляет его поверить в свои силы, умения, возможности. Доказывает, что техника и тактический опыт игрока достаточны для того, чтобы эффективно использовать слабые стороны игры соперника. Объясняет, как нужно воспользоваться своими физическими, техническими и тактическими возможностями.

        Не подумайте, что перед любым матчем тренер должен проводить индивидуальные беседы с каждым игроком. Все зависит от состояния игрока, его уравновешенности, спортивной формы. Игрок может быть боевито настроен нередко и без вмешательства тренера.

Индивидуальная подготовка игроков в тактическом и психологическом плане – это одна из важнейших частей тренерской работы перед матчами турнира.

Следующим этапом управления командой во время соревнований является общая установка на игру, сообщаемая команде в целом. Начинать такую установку нужно с психологического настроя подопечных. Степень внимания игроков, степень их возбуждения, бесспорно, будет зависеть от значения предстоящего матча и от того, насколько силен будущий соперник.

Как проводится командная установка на игру?

После психологической настройки команды тренер приступает к конкретному разбору игры противника. Рассказывает игрокам о системе его обороны, о вариантах защиты, с которыми возможно, придется столкнуться в матче. Тренер отмечает как сильные, так и слабые стороны в  общекомандной защите.

Дальше тренер предоставляет  слово игрокам. Каждый член команды имеет право высказаться на таких разборах. Один находит какие-то недостатки в плане, предложенном тренером, и предлагает их исправить. Другой вносит дополнения или делает замечания, которые, на его взгляд, имеют значения в предстоящей борьбе.

В заключительном слове тренер резюмирует выступления игроков, принимает окончательное решение по плану команды, если он не отвергается всей командой. После того как план принят, тренер заканчивает собрание напутственным обращением к игрокам, где говорит обычно о том, как команда должна сражаться в предстоящем матче. Собрание команды должно поддержать хорошее настроение игроков, укрепить их веру в свои силы.

Создание здоровой спортивной конкуренции – это один из способов управления тренировочным процессом и поэтому желательно поддерживать в команде обстановку соперничества. И в то же время нужно управлять процессом налаживания здоровых взаимоотношений между игроками. Конкуренция не должна влиять отрицательно на спортивные результаты команды.

10. О разминке

Тренер, который допускает во время занятий однообразие и скуку, вряд ли может рассчитывать на успех. Не случайно тренеры часто задумываются над тем, как сделать игру красивее, эмоциональнее, обогатить его техническими и тактическими новинками. Определенную роль здесь может сыграть разминка. Она не только способствует подготовке команды физически и психологически к предстоящей борьбе, но и, как хорошая увертюра, настраивает зрителей на большое представление – интересный матч, завладевает их сердцами еще до начала игры. Вот почему очень важно специально готовить сценарий разминки, разнообразить ее, придумывать новые упражнения.

Воспитать у игроков силу воли, умение добиваться победы, научить своих подопечных преодолевать трудности учебно-тренировочных будней и соревнований – вот, на мой взгляд, главная задача тренера (ясно, что для этого необходимы высокое знание дела, педагогическое мастерство, интеллект).

Каждая серьезная победа – это прежде всего результат усилий тренера: его труда, воли, затраты нервной энергии, без чего не бывает больших побед. Так же, впрочем, как и при поражениях, тренер – первый ответчик. И в большинстве случаев это справедливо. Либо тренер не смог подготовить команду, либо допустил какие-то ошибки в ходе игры (я не имею в виду поражение от заведомо сильнейшего соперника).

Игроки очень чутко улавливают настроение тренера, его веру в победу, бескомпромиссность, отдачи всех сил этой победе. Малейшая фальшь моментально замечается игроками и тут же отражается на их состоянии.

Только тренер в состоянии раскрыть все способности своего ученика, найти потайные, заложенные в каждом человеке дополнительные ресурсы и подвести спортсмена к его наивысшим результатам.

Тренер должен воспитать в себе способность преодолевать трудности, не раскисать при поражениях, не искать причин неудач на стороне. Он обязан уметь разобрать по косточкам каждый свой шаг, каждое свое слово. Не щадить себя и просмотреть проигранный матч в видеозаписи, мысленно проиграть, воспроизвести все острые моменты – и не один раз – в своей памяти. С этого и начинается психологическая самоподготовка тренера.

Проигран решающий матч, зал плывет перед глазами, хочется провалиться сквозь землю, никого не видеть и не слышать. Но ты тренер. Воспитатель. Иди и поздравь соперника, пожми ему руку. Соберись с мыслями и отправляйся к журналистам; не бравируй, но покажи, что не потерял чувство юмора. Не вини в неудаче судей.

Затем найди человеческое слово для команды: «Жизнь продолжается. Это спорт, и кто-то должен проиграть». Не разбирай матч сразу, дай успокоиться и себе и игрокам.

Наиболее впечатлительных игроков, особенно если они сыграли неудачно, не оставляй одних, для них найди больше тепла и времени.

Литература

  1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.  Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 288 с.
  2. Гомельский А.Я.  Управление командой в баскетболе. М., «Физкультура и спорт», 1976
  3. Озолин н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002
  4. Психология спорта: Хрестоматия – М.: АСТ,2005



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа с.Эрзин Эрзинского кожууна

Познай себя в тренировке.

Самооценка у спортсменов

(методические рекомендации для тренеров-преподавателей)

Подготовил: Ондар С.С.

Самооценка - важнейшая слагаемая среди других социально-педагогических качеств человека, занимающегося любой деятельностью и желающего повысить её эффективность. Будучи целенаправленной рефлексией, она может выявлять как общее, сущностное, в человеке (Кто я ? Зачем я?), так и частное, конкретное (Почему у меня не получается? Что я должен для этого сделать? Могу ли я этого достичь?),  и практически совпадает с самоценностью.

Особое значение это качество имеет для спортсменов (прежде всего для юных спортсменов, у которых эмоциональная сторона преобладает над рациональной), их специфической сферы деятельности, где борьба идет за всё меньшие величины прибавления или уменьшения - секунды, сантиметры, граммы и даже их доли. Однако выявление правильной самооценки - довольно сложный процесс, требующий определённых знаний, собственного желания и внешнего воздействия, немалой силы воли. И здесь только тренеру по силам помочь юному спортсмену выработать чувство собственной значимости, повысить его уверенность в себе. А это не только одно из условий успеха во время тренировочного процесса, но и залог достижения весомых результатов на соревнованиях, шаг за шагом поднимающих рейтинг спортсмена.

Чтобы поставить перед спортсменом не только серьезные задачи, но и добиться высоких результатов, нужно знать, насколько честно и объективно он может критически оценить свои возможности. Ведь самооценка - это не что иное, как мнение человека о самом себе, сформировавшееся вследствие сравнения себя с другими людьми, специалистами в той или другой сфере деятельности, в т.ч. и в спортивной.

Для того чтобы знать уровень самооценки спортсмена, тренер может воспользоваться тестированием. Такое исследование является, надежным инструментарием для выявления индивидуальных особенностей личности спортсмена и дает возможность тренеру в определённой мере влиять на повышение его спортивных результатов. Приведем один из вариантов подобного теста.

Тест для определения самооценки юного спортсмена

Подумайте над предлагаемыми ниже утверждениями, указав в четырёх балльной системе своё отношение к ним. При этом баллы должны означать следующее:

Я думаю об этом:

очень часто - 4 балла: часто - 3 балла; иногда - 2 балла; редко -1 балл; никогда - 0 баллов.

1.Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2.Я постоянно чувствую свою ответственность за работу.

3. Я беспокоюсь о своём будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.

6. Я беспокоюсь за своё психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступить с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки. Как жаль, что я не умею говорить как следует с незнакомыми людьми.

11. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаше.

12. Я слишком скромен. Моя жизнь бесполезна. Многие неправильного мнения обо мне. Мне не с кем поделиться своими мыслями. Люди ждут от меня очень многого. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

13.  Я слегка смущаюсь.

14. Я чувствую, что многие люди не понимают меня. Яне чувствую себя в безопасности. Я часто волнуюсь понапрасну. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

15. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной. Я чувствую себя скованным (скованной). Я уверен (уверена), что люди почти всё принимают легче, чем я.

16. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

17. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

18. Как жаль, что я не общителен (общительна).

19. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен (уверена) в своей правоте.

20. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

Если вы в сумме набрали от 0 до 25 баллов, то это означает, что вы в основном уверены в своих силах и действиях;

от 26 до 45 баллов - свидетельство среднего уровня самооценки;

от 46 и выше - говорит о низком уровне самооценки (переживание по поводу критических замечаний в свой адрес, сомнение в правильности своих действий).

Итак, данный тест позволяет выявить три уровня самооценки разными людьми - высокий, средний и низкий. Знать о них и идентифицировать себя с ними очень важно, ибо то, что каждый из нас думает о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь и деятельность, которой мы занимаемся. Поэтому вкратце охарактеризуем каждый из них.

Высокий уровень. Подростки вообще, юные спортсмены в частности, осознающие собственную значимость, как правило, создают вокруг себя ореол удовлетворенности. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, поскольку научились сами себя стимулировать. Такие подростки отличаются своей инициативой и предприимчивостью, заставляют других вращаться вокруг себя и получают от этого немалую пользу. Они не огорчаются, когда их критикуют, а стараются исправить свои ошибки и не опасаются быть отвергнутыми, высказывая принципиальную точку зрения в тех или иных вопросах. Они скорее готовы поблагодарить за "конструктивный совет." Получив в чем-то отказ, они не воспринимают это как унижение своей персоны, видят причину случившегося не в себе, а вовне и пытаются затем изменить внешние обстоятельства в благоприятную для себя сторону. Таким юношам и девушкам легко быть оптимистами. Они могут критически оценивать не только свои поступки, но и поступки окружающих их людей. Они чаще добиваются поставленных целей и редко проигрывают.

Средний уровень. Такой уровень самооценки имеют большинство подростков. Они в целом уверены в себе, но не полностью. Нередко могут проявлять некоторую нерешительность, колебание настроения, а иногда и необоснованную настырность. Однако они достаточно упорны в достижении поставленных целей. Вместе с тем эта категория подростков неоднородна. Часть из них ближе к высокоуровневой самооценке, а другая - к низкоуровневой, но основная масса занимает всё же промежуточное, срединное положение. А это значит, что их легче подвигнуть на достижение высокого уровня самооценки, чувства человеческого достоинства, выработать у них уверенность в себе и тем самым повысить значимость подростка.

Низкий уровень - "враг самому себе". Подростки с низкой самооценкой очень часто выглядят потерянными. Они, как правило, более пассивны, поддаются внушению и менее популярны среди окружающих их людей. Такие представители подростковой молодёжи чрезмерно чувствительны к критике, полагая, что она свидетельствует об их неполноценности. Но и комплименты они принять не умеют - "Ну что вы, я вовсе не таков. Вы, наверное, так говорите, просто чтоб сделать мне приятное". Поэтому неудивительно, что таких подростков в целом отличает частое проявление неврозов по сравнению с теми, у кого самооценка выше. Но даже высокая внешняя оценка слабо влияет на приниженное мнение о самом себе. Многие весьма одарённые подростки могут стать для себя злейшими врагами, если их самооценка занижена. Низкая самооценка и застенчивость взаимосвязанны. Если человек застенчив, то, как правило, он страдает низкой самооценкой; там, где самооценка высока, нет и речи о застенчивости юноши или девушки.

Предостережение для тренера

Формируя в процессе обучения, воспитания и тренировочного процесса потребность в самооценке у юного спортсмена, тренеру следует ориентировать его на соблюдение некоторых правил. Итак, тренер должен указать ему на определённые обстоятельства, как бы говоря буквально следующее:

во-первых, немаловажно, кого вы избираете объектом для сопоставления с собой или подражания. Некоторых людей можно рассматривать как идеал, но не как точку отсчёта. Для сравнения многие подростки просто не подходят, потому что они от природы наделены большими способностями, а то и талантами. Идеалами можно восхищаться, но не стоит превращать их в мерило успеха;

во-вторых, выбрав для сравнения неадекватный образец для подражания, вы повергаете себя в фрустрацию (лат. frustratio - обман, неудача) - психологическое состояние, возникающее в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности. Это состояние проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грёз и фантазий, выраженный агрессивным поведением. В этом состоянии подросток превращает статус в самоцель, утратив наслаждение от процесса самосовершенствования и сосредоточившись лишь на идеальном результате;

в-третьих, вам может быть неизвестна цена, которую надо заплатить за успех. Преуспевающему спортсмену может не хватить времени на общение со своими родителями и родственниками, потому что нельзя одновременно быть с ними и уйти с головой в спорт. Может быть, если бы мы знали, чего будет стоить достижение той или иной цели, то не стали бы к ней стремиться такой ценой;

в-четвёртых, успех, красота, интеллект и многие другие желанные атрибуты счастья определяются стандартными, зависящими от времени, места и социальных условий. Мы же расцениваем их как нечто абсолютное, с точки зрения того, обладаем мы ими или нет. Такой подход окажет юному спортсмену скверную услугу, если стандарты вдруг изменятся. Придётся приспосабливаться к новым критериям сравнения, но с субъективной точки зрения может показаться, что перемены затронули именно вас;

в-пятых, необходимо осознать, в какой мере жизнь подростка определяется чужими сценариями. Ему не удастся выработать адекватное самоощущение, если он выполняет программу, составленную другими и для других. Если спортсмен осознает, что такие программы существуют, ему следует предпринять попытки совладать с этой чуждой ему волей. Надо найти в себе мужество, чтобы отвергнуть чужие планы, если они неприемлемы для него, или модифицировать их так, чтобы можно было извлекать из них пользу.

Ещё раз следует напомнить, что только соблюдение указанных требований даёт возможность выработать правильную самооценку. Но если уже установлено, что у того или иного юного спортсмена средний или низкий уровень самооценки, то как тут быть, что делать дальше? Здесь тренер может перейти к методу постановки как бы сверхзадачи, к решению которой надо идти постепенно, используя психологический тренинг, чтобы помочь подростку выработать уверенность в себе и своих силах. Для этого юному спортсмену задаётся следующая задача. Поставьте перед собой серьёзные цели, достижение которых требует честолюбия, усердия и настойчивости. Потом научитесь честно и объективно оценивать то, чего достигли, а главное, подумайте, как достигнуть следующего рубежа, как поднять планку ещё выше. Для этого тоже существуют определённые правила, следуя которым подросток придёт к желаемому результату.

Формирование тренером пятнадцати шагов уверенности

в себе у юного спортсмена

1. Спортсмен должен признаться себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформулировать свои цели.

2. Решить, что для него ценно, во что он верит, какой хотел бы видеть свою жизнь.

3. Проанализировать свои планы и оценить их с точки зрения сегодняшнего дня так, чтобы воспользоваться этим, когда наметится прогресс.

4. Постараться докопаться до корней проблемы. Проанализировать своё прошлое, разобраться в том, что привело его к нынешнему положению. Понять и простить тех, кто заставил его страдать и не оказал помощи, хотя и мог бы. Простить себе самому свои прошлые ошибки и заблуждения. После того, как он извлёк из тяжёлых воспоминаний хоть какую-то пользу, пусть похоронит их в памяти и не возвращается к ним. Дурное прошлое живет в его памяти лишь до той поры, пока он его не изгонит. Пусть он освободит место для воспоминаний о былых успехах, хоть и небольших.

5. Чувства вины и стыда не помогут добиться успеха. Не позволяйте предаваться им.

6. Пусть ищет причины своего поведения в физических, социальных, экономических, политических аспектах нынешней ситуации, а не в недостатках собственной личности.

7. Объясните ему, что каждое событие можно оценить по-разному. Реальность это не то, что каждый из них видит по отдельности, а не более чем результат соглашения между людьми называть вещи определёнными именами. Такой взгляд позволит ему терпимее относиться к людям и более великодушно сносить то, что может показаться унижением для него самого.

8. Подросток никогда не должен говорить о себе плохо, особенно избегая приписывать себе отрицательные черты - "глупый", "уродливый", "невезучий", "неспособный", "я хуже, чем другие" и т.п.

9. Его действия могут подлежать любой оценке; если они подвергаются конструктивной критике - воспользуйтесь этим для своего блага, но не позволяйте другим критиковать его как личность.

10. Помните, что иное поражение спортсмена - это удача; из него он может заключить, что преследовал ложные цели, которые не стоили усилий, а, возможно, последующих, более крупных, неудач удалось избежать.

11. Если он не мирится с людьми, которые заставляют его чувствовать свою неполноценность. Если ему не удаётся изменить их или себя настолько, чтобы почувствовать уверенность в себе, лучше просто прекратить общение с ними или отвернуться от них. Надо объяснить ему, что жизнь слишком хороша, чтобы тратить её на уныние.

12. Пусть чаще позволяет себе расслабляться, прислушиваться к своим мыслям, заниматься тем, что ему по душе, наедине с самим собой. Так он сможет лучше себя понять.

13. Пусть практикуется в общении на тренировках. Наслаждается ощущением той энергии, которой обмениваются люди - такие непохожие и своеобразные. Объясните ему, что и они могут испытывать страх и неуверенность, и постарайтесь чтобы он им помог. Посмотрите, что он хочет от своих сверстников и что он может им дать, а затем дайте им понять, что он открыт для такого обмена.

14. Не охраняйте чрезмерно его "Я" - оно у подростков гораздо крепче и пластичнее, чем нам кажется. Оно гнется, но не ломается. Пусть лучше его "Я" испытает кратковременный эмоциональный удар, чем будет пребывать в бездействии и изоляции.

15. Выберите для спортсмена несколько серьёзных отдалённых целей, на пути к которым необходимо достижение целей более мелких, промежуточных. Трезво взвесьте, какие средства ему необходимы для того, чтобы достичь этих промежуточных целей. Не оставляйте без внимания каждый его успешный шаг и не забывайте подбодрить или похвалить его. Не бойтесь показаться нескромным, подросток должен вас услышать.

Он не пассивный объект, на который валятся неприятности, не травинка, которая с трепетом ждет, что на неё наступят. Помните, что подросток - это вершина эволюционной пирамиды, он - воплощение не только ваших надежд как тренера, но и надежд родителей. Он - ваша задумка и в чем-то ваше подобие. Подросток - неповторимая личность, активный творец своей жизни, он может повелевать событиями. Если он уверен в себе, то препятствия становятся для него вызовом, а вызов побуждает к свершениям. И если тренер поможет спортсмену справиться с застенчивостью, то вместо беспокойства, как ему жить, он погрузится в самую гущу жизни. А это, естественно, будет положительно влиять не только на его успешный тренировочный процесс, но и на высокую результативность на соревнованиях.

Из сказанного следует, что уверенность в себе вырабатывается за счет успешного выполнения трудных задач. Начать можно и с малых дел, постепенно поднимаясь всё выше и выше. Сначала надо, конечно, решить, чего вы хотите добиться от вашего подопечного. Выберите три цели, состояния релаксации, и пусть он осознает, как приятно быть самим собой и владеть своими мыслями, чувствами и действиями. Подросток должен поверить, что это ощущение станет постоянным. Его можно направить на то, чтобы добиться ночью глубокого и спокойного сна или чтобы почувствовать прилив сил для выполнения упражнений по развитию специальных навыков.

Спорт - это поток реальных событий, таких же, как рост дерева или взрыв звезды. Только после интерпретаций спортсмена события приобретают то или иное значение (положительное или отрицательное). Это то, что он прибавляет к самооценке и в зависимости от эмоций, а если они положительные, то уровень самооценки у спортсмена высокий и он может критически оценить свои поступки, спортивные удачи и неудачи и спортивные результаты членов команды. И, наоборот, если эмоции отрицательные, самооценка понижена, спортсмен не способен адекватно оценивать свои поступки, спортивные результаты и результаты членов команды.

Итак, вы помогли юному спортсмену почувствовать себя сильной и уравновешенной личностью, настоящим спортсменом. Чем дольше он будет упражняться, тем в большей мере овладеет навыками самоконтроля и расслабления, умением правильно осуществлять самооценку и повышать при необходимости её уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ВОЛЕЙБОЛА СТУДЕНТОВ СПО

Направленность программы   физкультурно-спортивная  Программа «Обучение технике  ВОЛЕЙБОЛА студентов СПО»составлена на основе типовой программы и государственной целевой...

Техника волейбола

Описание техники волейбола для 9-х классов.- подачи:1. Нижняя прямая подача2. Нижняя боковая подача3. Верхняя прямая и боковая подача-передачи:1. Передача мяча двумя руками  сверху2. Передача мяч...

Изучение и совершенствование техники волейбола

Из истории волейболаРазмеры и линии площадкиВолейбольный мячОдеждаПравила игрыО технике игрыСтойка волейболистаПередача мяча сверху двумя рукамиПравильное положение кистейОтбивание мяча кулакомП...

Техника волейбола.

Техника волейбола Стойки и перемещения Стартовые стойки. Задача – приобретение максимальной готовности к перемещению. Это возможно в том случае, когда игрок принимает неустойчивое положение, при это...

Презентация к уроку физкультуры "Волейбол. Обучение технике волейбола".

В презентации рассказывается о технических приемах  волейбола и технике их выполнения (пошагово).  Презентация иллюстрированна фото и рисунками в хорошем качестве. Презентация предназначина ...

Презентация. Основы техники волейбола.

OПо площадке передвигаются шагом (ходьба), бегом , скачкомO «Ходьба» -Oпригибным  шагом.  В  отличие  от  обычного шага ногу выносят вперед слегка согнутую в колене. Это позво...

Волейбол.Основные понятия, изучение и совершенствование техники волейбола. Для учащихся 5-11 классов.

Волейбо́л (англ. volleyball от volley — «удар с лёту» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, с...