Методические рекомендации на городском МО учителей физической культуры "Игровой и соревновательный методы в физическом воспитании"
методическая разработка по физкультуре по теме

Мурачаева Галимат Пашаевна

В данной работе дается общее представление о методах, их классификации, описание игрового и соревновательного методов в физическом воспитании

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №17» г.Нальчик

Методические рекомендации

«Игровой и соревновательный методы в физическом воспитании»

Прочитан: учителем физической культуры высшей категории

Мурачаевой Г.П.

Заслушан: на городском м/о учителей физической культуры

Дата проведения: 25.08.2012г

Руководитель городского м/о учителей физической культуры

Пискунова Л.П.

Нальчик

2012г

Содержание

Введение

Глава 1. Методы в физическом воспитании

  1. Общее представление о методах.
  2. Классификация методов физического воспитания и их краткая характеристика.

Глава 2. Игровой и соревновательный методы в физическом воспитании.

2.1. Игровой метод в физическом воспитании.

2.2. Соревновательный метод в физическом воспитании.

2.3. Практическое применение игрового и соревновательного методов.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Теория и практика физической культуры и спорта в своем развитии прошла достаточно большой путь и накопила огромный запас методически целесообразных средств, методов и принципов физического воспитания.

На современном этапе перед школой стоит задача гармоничного развития подрастающего поколения, что предполагает при организации учебного процесса по физической культуре и спорту целесообразно подбирать и использовать методы физического воспитания.

Поскольку для школьников на любом этапе развития игра и соревнование - являются очень значимыми (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте), а также благотворно сказывается на их как эмоционально-психическом, так и физическом состоянии, то естественно, что умелое использование в процессе обучения соревновательного и игрового методов положительно скажется на спортивной деятельности занимающихся. Ведь именно благодаря этим методам можно обеспечивать повышенную заинтересованность у занимающихся; создавать условия для меньшей психической и физической утомляемости; обеспечить комплексное решение задач по развитию физических качеств; создавать особенно эффективные условия для развития координационных способностей; выявлять личностные особенности занимающихся и активно влиять на формирование нравственных, морально-этических и интеллектуальных черт личности (6).

В связи с этим основной целью нашей работы являлось изучение игрового и соревновательного метода в физическом воспитании.

Цель исследования конкретизировалась в следующих задачах:

  1. изучить научную учебно-методическую литературу по проблеме исследования;
  2. рассмотреть различные концептуальные позиции по исследуемому вопросу и сделать сравнительный анализ.

Задачи работы решались с помощью метода анализа научно-методической литературы, документальных и архивных материалов; сравнительного анализа.

Теоретическое значение работы: рассмотрение данной проблемы поможет раскрыть сущность применяемого в физическом воспитании метода частично-регламентированного упражнения – игрового и соревновательного методов, выделить его положительные и отрицательные стороны.

ГЛАВА I. Методы в физическом воспитании

  1. Общее представление о методах

Методы воспитания в своем разнообразии могут охватывать целесообразным влиянием всю жизнь детей и педагогов. В самом широком смысле "метод" (от греч. - способ, путь) - это способ практических действий человека, направленных на достижение поставленной цели.

Обращаясь к понятийно-терминологическому справочнику по педагогике, дадим определение понятию "метод воспитания". Метод воспитания - это общественно обусловленный способ педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующий организации детской жизни, деятельности, отношений, общений, стимулирующих их активность и регулирующий поведение.

С точки зрения теории и методики физического воспитания под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. Метод физического воспитания - это определенным образом упорядоченная совокупность приемов выполнения физических упражнений, обеспечивающих решение конкретных задач.

Методов физического воспитания очень много. Данное обстоятельство обусловлено большим количеством, разнообразием и сложностью задач, которые невозможно успешно решать, применяя какой-то один или несколько методов. Из этого также следует два очень важных положения:

  • в природе не существует универсальных методов, при помощи которых можно решать все задачи физического воспитания;
  • все методы в очень значительной мере специализированы (так как предназначены для решения определенных задач) и отличаются присущими только им характеристиками.

Знание всего состава и специфических характеристик методов позволяет правильно ориентироваться в их многообразии и отбирать наиболее эффективные из них для решения тех или иных задач физического воспитания и тренировки организма. Правильный выбор методов, их грамотное использование является одним из самых главных условий эффективности процесса физического воспитания.

1.2 Классификация методов физического воспитания и их краткая характеристика

Классификаций методов физического воспитания существуем немало. Методы делят и на две группы: специфические и общепедагогические, методы строго регламентированного упражнения и методы частично регламентированного упражнения и на три группы: словесные методы, методы наглядного восприятия, практические методы.

Мы рассмотрим классификацию Холодова Ж.К., который делит методы на две большие группы.

В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся:

  1. Методы строго регламентированного упражнения;
  2. Игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
  3. Соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы включают в себя:

  1. Словесные методы;
  2. Методы наглядного воздействия.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Рассмотрим методы строго регламентированного упражнения, поскольку именно они являются специфическими - характерными для процесса физического воспитания.

Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют:

  1. Осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе;
  2. Строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;
  3. Точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;
  4. Избирательно воспитывать физические качества;
  5. Использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;
  6. Эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.

В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы:

  1. Методы обучения двигательным действиям;
  2. Методы воспитания физических качеств.

Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:

1. Целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

  1. Расчлененно - конструктивный;
  2. Сопряженного воздействия.

Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно не сложные движения (бег, прыжки и т.д.).

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия возможно закрепление ошибок в технике. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.

Расчлененно - конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим сочленением в единое целое.

В практике физической культуры и спорта целостный и расчлененно- конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.

Методы воспитания физических качеств. Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляет собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме.

Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым.

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности. Наиболее типичными его разновидностями являются:

  1. Равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание и т.д.);
  2. Стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).

Метод стандартно-интервального упражнения - это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.

Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других “функциональных” барьеров. Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.

Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода:

  • Переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);
  • Переменное поточное упражнение - серийное выполнения комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.

Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие интервалов отдыха между нагрузками. Типичными разновидностями этого метода являются:

 Прогрессирующее упражнение;

 Варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха;

> Нисходящее упражнение.

Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения при круговой тренировке.

Круговой метод. Представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы (11).

Данный метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств.

Итак, мы рассмотрели методы строго регламентированного упражнения, поскольку именно они являются специфическими характерными для процесса физического воспитания.

В следующей главе мы более подробно остановимся на рассмотрении методов частично регламентированного упражнения - игровом и соревновательном методах.

ГЛАВА II. Игровой и соревновательный методы в физическом воспитании

  1. Игровой метод в физическом воспитании

Понять природу игрового метода можно на основе понимания сущности игры, так как он обладает признаками характерными для игр, но гораздо шире последних по формам реализации. Не используя не одной известной игры, можно провести целое занятие игровым методом.

Достоинство игрового метода в физическом воспитании признано всеми теоретиками и практиками в мире физической культуры и спорта. Однако каждый из них выделяет свои специфические особенности данного метода физического воспитания. Рассмотрим три концептуальных позиции на природу и содержание игрового метода.

Так, рассмотрим позицию известного педагога В.П. Лукьяненко.

Игровой метод в практике физического воспитания чаще всего используется в виде элементарных подвижных игр. Однако его не правильно отождествлять с какой-то конкретной игрой. В принципе, его основу могут составить самые разнообразные двигательные действия, организованные в соответствии с требованиями этого метода.

Для игрового метода характерна, прежде всего "сюжетная организация", когда деятельность занимающихся организуется на основе образного или условного сюжета. Сюжетом определяется замысел, план игры, общая линия поведения. Однако он не должен жестко предопределять способы достижения игровой цели (например, попасть мечем в "утку" и самому, и передав его товарищу по команде). Такие условия представляют широчайшие возможности для творческого решения двигательных задач, способствуют проявлению самостоятельности, инициативы, находчивости. Характерными чертами игрового метода являются:

  • комплексный характер деятельности, разнообразие способов достижения цели;
  • широкая самостоятельность, большие возможности для проявления инициативы;
  • широкие возможности для моделирования напряжения межличностных и межгрупповых взаимоотношений;
  • яркая эмоциональность, на фоне которой протекает двигательная деятельность.

Благодаря этим своим особенностям игровой метод позволяет:

  • обеспечить повышенную заинтересованность занимающихся;
  • создать условия для меньшей физической и психической утомляемости;
  • обеспечить комплексное решение задач по развитию двигательных качеств;
  • успешно решать задачи по совершенствованию уже освоенных двигательных действий;
  • создать особенно эффективные условия для развития координационных способностей;
  • выявлять личностные особенности занимающихся и активно влиять на формирование нравственных, морально-этических и интеллектуальных черт личности.

Вместе с тем для этого метода характерны и существенные недостатки:

  • он не может быть использован для разучивания новых двигательных действий;
  • существенно затрудняет дозирование нагрузки;
  • не предоставляет возможности доводить развитие отдельных физических качеств до максимально возможного уровня.

Представленные характерные черты игрового метода свидетельствуют, что он должен использоваться не на начальных этапах освоения движения и не с целью строго избирательного воздействия, а для комплексного совершенствования двигательных действий в усложненной игровой обстановке.

Его характерные черты так же свидетельствуют о том, что он должен занимать ведущее место в физическом воспитании детей младшего возраста.

Максименко А.М. выделяет следующие основные особенности игрового метода. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательные деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются:

  1. Игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирать соответствующие игры);
  2. Наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
  3. Широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
  4. Соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;
  5. Присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Б.Н.Минаев и Б.М. Шиян выделяют следующие характерные черты игрового метода:

  1. Широкие возможности воспроизводить взаимоотношения межу людьми в виде взаимопомощи и острого соперничества;
  2. Ярко выраженная эмоциональность, учитывая которую требуется тщательно регламентировать и регулировать взаимоотношения между занимающимися;
  3. Быстрая изменчивость ситуации, требующая постоянного внесения коррективов в действия играющих с целью оперативного решения возникающих задач;
  4. Возможность предоставления играющим широкой самостоятельности в выборе средств и способов поведения, проявления инициативы и творчества в действиях;
  5. Получаемая участниками нагрузка зависит от активности играющих и характера выполнения ими игровых функций, что делает невозможным ее строгую регламентацию со стороны педагога;
  6. Комплексное использование двигательных навыков, проявление физических, волевых и моральных качеств для достижения успеха. Это предопределяет комплексное воздействие игр на организм занимающихся.

Таким образом, проанализировав мнения компетентных ученых в области физической культуры и спорта в связи с рассматриваемой проблемой можно прийти к выводу, что достоинства игрового метода очевидны. Каждый автор отмечает их с различной стороны: стороны развития физических качеств и способностей занимающихся; со стороны взаимоотношений между людьми; регулирования психофизиологической нагрузки; со стороны формирования морально-нравственных качеств занимающихся; как способ мотивации к занятиям физической культурой и спортом и так далее.

Недостатки игрового метода разными авторами выделяются разные: это и ограниченная возможность при разучивании новых движений и существенное затруднение дозирование нагрузки. Но эти недостатки носят не существенный характер, так как сам игровой метод используется в соответствии с определенными целями и задачами урока и является эффективным при их достижении и реализации.

  1. Соревновательный метод в физическом воспитании

Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Рассмотрим как и в предыдущем параграфе различные точки зрения по поводу применения соревновательного метода. Так, Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов считают, что в практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

> в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.д.);

  • как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод, как считает Л.П. Матвеев и А.Д Новикова, позволяет:

  • стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
  • выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
  • обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
  • содействовать воспитанию физических качеств.

Как отмечает В.П.Лукьяненко, самой яркой чертой соревновательного метода является сопоставление сил в порядке соперничества. Из нее вытекают и все другие особенности.

По особенностям регулирования нагрузки соревновательный метод занимает как бы промежуточное значение между игровым и методами строго регламентированного упражнения. Несмотря на наличие жестко правил соревновательной борьбы, он предоставляет ограниченные возможности для точного дозирования нагрузки и непосредственного руководства действиями занимающихся.

В этом методе значительно больше, чем в игре, выражены моменты психологической напряженности. Фактор соперничества и другие условия состязаний создает особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма.

В сравнении с другими методами он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и, тем самым, способствует их наибольшему развитию.

Основными характерными чертами соревновательного метода являются:

> подчинение всей деятельности главной задаче - победить;

 стимулирование максимальных проявлений двигательных и личностных возможностей и качеств, выявление уровня их развития;

 обеспечение максимальной физической и психической нагрузки.

Исключительно велико значение этого метода в воспитании таких морально-волевых качеств, как целеустремленность, инициативность, настойчивость, самообладание и другие.

Однако необходимо помнить, что фактор соперничества и связанные с ним особенности взаимоотношений могут способствовать формированию и отрицательных черт характера, таких как эгоизм, тщеславие, чрезмерное честолюбие, зазнайство и т.п.

Важно также помнить, что соревновательный метод, являясь очень эффективным на стадии совершенствования двигательных действий, не может применяться с целью первоначального их освоения.

Важнейшим и непременным условием эффективного применения этого метода является обязательное проведение предварительной тренировочной работы. Несоблюдение этого условия может привести к нанесению серьезного вреда здоровью и являться глубочайшим нарушением одного из самых важных принципов отечественной системы физического воспитания - принципа ее оздоровительной направленности.

Как отмечает Б.Н. Минаев и Б.М. Шиян соревновательному методу присущи многие признаки соревнований, но он имеет он имеет более широкую среду применения. Предметом соревнования при использовании соревновательного метода могут быть любые физические упражнения на занятиях от построения до выхода из зала.

Наиболее характерными признаками соревновательного метода являются следующие:

  • сопоставление сил занимающихся с целью определения победителя. Победе подчинена вся деятельность занимающихся в соответствии с установленными правилами;

 соревновательный метод дает возможность полностью раскрывать функциональные и психические возможности учеников и выводить их на новый уровень подготовленности;

  • ограниченные возможности регулировать нагрузку учеников.

При правильном использовании игрового и соревновательного метода раскрываются широкие возможности для воспитания чувства коллективизма, инициативы, настойчивости, выдержки, сознательной дисциплины.

Если педагог в процессе управления играми и соревнованиями будет допускать ошибки, недооценивая отрицательных проявлений в поведении учеников, то их воспитанию может быть нанесен непоправимый вред.

2.3 Практическое применение игрового и соревновательного метода

Практическое применение этих двух видов методов - игрового и соревновательного требует учета этапа обучения, а следовательно, и фазы усвоения учебного материала. Так, на этапе предварительного разучивания упражнений (1 этап), когда идет ознакомление с техникой двигательного действия, в работе с младшими школьниками мы используем игровые упражнения подражательного характера. Подражая действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовлетворением выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают детей к многократному выполнению действий, способствующему их закреплению, воспитанию физических качеств. Дети могут подражать движениям, повадкам животных, птиц, насекомых, растений и т.д. Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения, помогают создавать правильное зрительное представление о нем, сравнивать соответственное выполнение с заданным образом. Это способствует повышению сознательности детей в процессе обучения.

При углубленном разучивании двигательных действий (2 этап) большое значение имеет формирование у детей представления о месте данного упражнения в практической деятельности человека. При обучении того же метания следует предложить учащимся роль солдат в ситуации, когда надо поразить "вражеский танк", а обучая прыжку в длину, моделировать ряд препятствий. Так, в игры включаются элементы техники разучиваемого двигательного действия. В такой ситуации, дети становятся более внимательными и старательными.

Применяя соревновательный метод на данном этапе, объектом соревнования должен быть показатель качества выполнения движений ("Кто правильнее?", "Кто точнее?"). Использование эстафет с включением разучиваемых упражнений или их частей допустимо только при условии их выполнения в знакомых учащимся условиях. При этом в условия игр и соревнований могут включаться взаимные оценки играющими качества выполнения изучаемого упражнения, включенного в эстафету.

Если на втором этапе обучения оценивалась способность учащихся выполнять упражнения в постоянных условиях, то на этапе совершенствования и закрепления двигательного действия (3 этап) ставится задача довести его до уровня навыка, то есть упражнение должно выполняться всегда свободно, с целесообразной быстротой, амплитудой, силой и вариативно.

Для этого используется все разнообразие методов, но особое место отводится игровому и соревновательному методу. Изучаемое упражнение выполняется в разных условиях в сочетании с другими действиями. Здесь способы выполнения изучаемого действия зависят от конкретных условий игровой ситуации и , что очень важно, подчинены цели игры, ее замыслу и сюжету, а внимание играющих сосредоточенно на результате деятельности, а не на технике. Проблемные ситуации, возникающие в играх и соревнованиях, требуют срочного принятия решения, что совершенствует и психологические функции учащихся.

Соревновательный метод помогает формировать у детей способность применять изученное упражнение в условиях ограниченного времени и эмоционального напряжения. Включение в эстафеты нескольких изученных двигательных действий, когда одно вызывает затруднение выполнения другого, позволяет приблизить обучение к условиям жизненных ситуаций. Так, например, совершенствуют метание в цель после бега, а ловлю и передачу мяча - во время передвижения по кругу.

Эти и подобные ситуации помогают моделировать естественные условия выполнения упражнений и прочно усваивать учебный материал.

Заключение

В практике физической культуры и спорта педагогами-тренерами применяется огромный арсенал различных методов и методических приемов. Применяемые в практике методы и приемы должны обеспечивать воспитывающий характер обучения, способствовать поставленной задаче, особенностям учебного материала, уровню подготовленности учеников, условиям проведения занятий.

Большой успех в физическом воспитании школьников достигается при использовании всего арсенала методов и приемов. Универсализация любого метода недопустима, так как нет методов, одинаково пригодных для всех учеников и условий работы.

Рассмотренные нами методы частично регламентированного упражнения - соревновательный и игровой методы, с позиции различных специалистов в области физической культуры и спорта позволил сделать следующие обобщения.

Применение игрового и соревновательного методов позволяет комплексно развивать двигательные качества в их взаимосвязи, а также сочетать этот процесс с формированием двигательных навыков. Немаловажна и образовательная роль названных методов. Так, например, оценивая игру с этих позиций, П.Ф. Лесгафт определял ее как упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни.

В ходе изучения специальной литературы нами были обнаружены и некоторые отрицательные стороны соревновательного и игрового методов: существенное затруднение дозирования нагрузки, не возможность использования для разучивания новых двигательных действий и др. Но эти недостатки не носят существенного характера, поскольку применение вышеуказанных методов осуществляется с учетом специфики поставленных целей и задач урока.

Список литературы

  1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФКИС, 1988.-С. 56-59.
  2. Гогуноков Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб, пособие. - М, 2000. - С. 56-59.
  3. Годик М.А. Спортивная метрология . - М.: ФиС, 1988. - С. 45-46.
  4. Железняк Ю.Д. Спортивные игры: Учебник. - м., 2000. - С. 6-8.
  5. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник. - М., 2000. - С. 8-12.
  6. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. - Ставрополь, 2001. - С. 72-78.
  7. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М., 1999.-С. 45-52.
  8. МатвеевЛ.П. Теория и методика физической культуры: Учеб, для ин-тов физ. культ. - М., 1991. - С. 36-39.
  9. Минаев Б.Н., Шиячн Б.М. Основы методики физического воспитания школьников . - М.: Просвещение, 1989. - С. 94-102.

10.Основы теории и методики физической культуры: Учеб, для техникумов физ.культуры./ Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - М., 1986. - С. 78-85.

  1. Платонов В.Н. Теория спорта: Учебник для ин-тов физической культуры. -Киев, 1987.-С. 259-268.
  2. Смирнов Ю И. Спортивная метрология: Учебник. - М., 2000. - С.63-69.
  3. Теория и методика спорта: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва. - М., 1997 . - С. 79-81.
  4. Теория и методика физического воспитания: Учеб, для пединститутов/ Под ред. Ашмарина Б.А. - М., 1990. - С. 36-39.
  5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Академия, 2000. - С. 40-51.