Положение о проведении уроков физической культуры в школе
методическая разработка по физкультуре на тему

В данном положении отражены требования к проведению уроков физической культуры, к оцениванию учащихся

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon provedenie_urokov_fiz-ry.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 69 Калининского района Санкт - Петербурга

Принято на заседании

педагогического совета ГБОУ СОШ № 69

Протокол № ___ от  «___»_________2014

Утверждаю

Директор ГБОУ СОШ № 69:

___________ В.И.Этнис

Приказ № ____ от «___»______2014 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о  проведении уроков физической культуры

в ГБОУ СОШ № 69 Калининского района Санкт - Петербурга

  1. Общие положения

Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и  правовыми актами:

        - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

         - Федеральным Законом Российской Федерации от 04.12.2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

        -  Методическим письмом Министерства Просвещения РСФСР от 15.06.1987 г. №105/33-24 «О направлении методических рекомендаций «Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе»;

        - Письмом Министерства образования Российской Федерации от   31.10. 2003 г. №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;

        - Приказом Министерства образования Российской Федерации, Министерства Здравоохранения Российской Федерации, Госкомспорта Российской Федерации и Российской Академии образования  от 16 июля 2002 г. №2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;

        - Приказом Министерства образования и Науки от 28.12.2010 г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников;

         - Комплексной  программой физического воспитания учащихся 1-11 классов; авторы:  доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук  А. А. Зданевич -М.: Дрофа,2009.;

2.  Группы здоровья.

2.1.  В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся  школы в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую группу. Отнесение ребенка к соответствующей группе здоровья происходит на основании Листа здоровья в журнале, заполненного медицинским персоналом школы.

2.2. Задания на уроке для обучающихся, отнесенных к различным группам здоровья, отличаются  объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала. 

2.3.  К основной медицинской группе – относятся обучающиеся, имеющие удовлетворительное  состояние  здоровья.

К подготовительной  медицинской  группе - относятся обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе дня основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных). 

К специальной  медицинской  группе (СМГ) – относятся обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы.

2.4. Классный руководитель в начале учебного года выявляет (на основании предоставленной родителями справки медицинской комиссии) учащихся, освобожденных  от занятий физкультурой на учебный год, и предоставляет список учителям физической культуры.

2.5. Классный руководитель совместно с родителями определяет порядок посещения уроков физкультуры освобожденными учащимися и форму опроса в рамках данного положения.

Заявление от родителей о порядке посещения и форме опроса предоставляется администрации школы.

3.  Требования к  внешнему виду и посещению уроков

3.1.  Уроки физической культуры посещают все обучающиеся, имея с собой спортивную форму в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока, согласно требованиям техники безопасности и охраны труда. 

3.2.  Спортивная форма учащихся включает в себя: спортивный костюм, шапку, футболку с длинным  рукавом, носки, спортивную обувь (кеды или кроссовки).

3.3.  При пропуске уроков физической культуры учащийся обязан подтвердить причину отсутствия заверенной медицинской справкой или иным официальным документом, который передаётся классному руководителю или учителю физкультуры.

3.4.          Все обучающиеся освобождённые от физических нагрузок находятся в помещении спортивного зала, или на стадионе под присмотром учителя физической культуры). Если урок  последний, то по  заявлению родителей, учащийся может  находиться дома.

3.5.           Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень физических или иных занятий, с освобожденными от практических занятий  учащимися на предстоящий урок (возможно, так же теоретическое изучение материала, оказание посильной помощи в судействе или организации урока). 3.6  Если учащийся не имеет спортивной формы:

      1) он к занятиям физической культурой не допускается,

      2) он должен находиться на уроке физической культуры, теоретически изучать учебный материал, преподаваемый во время урока, и выполнять все указания учителя физкультуры.

      3) неудовлетворительная оценка за отсутствие спортивной формы на уроке ученику не выставляется,  но выставляется отметка за работу на уроке.

Если ученик не приносит спортивную форму на урок физической культуры, учитель обязан сделать соответствующую запись в дневнике учащегося или через классного руководителя донести эту информацию до родителей учащегося (или его представителей).

3.7  Освобожденным учащимся нельзя пользоваться на уроке телефоном, планшетом, ноутбуком, фотоаппаратом.

3.8  Учащиеся, которые не занимаются на уроке, должны находиться в специально отведенном месте с дневником в руках, портфели должны находиться в раздевалке.

3.9 Ученик не может выходить из спортивного зала без разрешения учителя.

3.10 Учащимся запрещено входить в спортивный зал  и находиться на уроке с жевательной резинкой во рту.

4.Организация  урока физической культуры.

В целях организованного начала и окончания урока,  организации учащихся в раздевалках , с целью недопущения случаев травматизма и правонарушений, соблюдения санитарно – гигиенических, норм установлен следующий порядок:

* Учащиеся допускаются в раздевалку за 5 минут до звонка на урок

*  Во время урока раздевалки закрываются на ключ

*освобожденным учащимся нельзя пользоваться телефонами, планшетами, фотоаппаратами и другой техникой

*учащимся запрещается входить в спортивный зал и находиться во время урока с жевательной резинкой во рту.

*не занимающиеся учащиеся сидят в отведенном месте с дневником в руках

*ученик не может выходить из зала без разрешения учителя

* Во время переодевания учащихся учителя физической культуры дежурят в тамбуре перед раздевалками.

* На переодевание учащихся после урока физической культуры  отводится 5-7 минут.

* Уроки физической культуры проводятся согласно методическим рекомендациям.

1. Орг. момент. Построение.

2. Разминка

3. Работа по теме урока

4. Заминка

5. Подведение итогов. Выставление отметок.

5.  Промежуточная и итоговая аттестация учащихся  на уроках  физической культуры

В аттестаты об основном общем образовании и среднем общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.

Учет успеваемости по физической культуре обучающихся проводится в течение всего учебного года и решает следующие задачи:

  • определение уровня знаний обучающихся разных классов;
  • формирование интереса всех категорий обучающихся к школьным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями, суточному и недельному двигательному режиму;
  • воспитание ответственного отношения обучающихся к собственному здоровью, здоровому образу жизни

5.1.  Оценивание учащихся, посещающих уроки физической культуры

5.1.1.Текущее оценивание:

Оценивание учащихся 2-11 классов происходит по 5-балльной системе. Оценивание учащихся 1 класса – словесное.

При выставлении оценки учитывается старание учащегося, его физическая подготовка,    способности.

5.1.2. Итоговое оценивание

Итоговое оценивание происходит на основе текущих оценок, полученных учеником в течение четверти (полугодия).

Количество текущих оценок для выставления четвертной  отметки – не менее 3.

5.2.  Оценивание учащихся 2-11 классов, освобожденных от занятий физкультурой на длительный срок (на учебный период) или освобожденных после болезни и не имеющих количество текущих оценок, недостаточное для выставления итоговой оценки.

5.2.1.По своей направленности учет успеваемости обучающихся, освобождённых по медицинским показаниям по физической культуре подразделяется на текущий и итоговый.

5.2.2.  Текущий учет осуществляется в процессе учебно-воспитательной работы

5.2.3. Если учащийся имеет освобождение, присутствует на уроке   физкультуры, но не занимается, то выставление итоговой оценки происходит на основании выполнения теоретических заданий.

5.2.4.На уроке физической культуры путем опроса или вызова обучающихся, освобождённых по медицинским показаниям, оценивается качество усвоения знаний, предусмотренных программой физического воспитания, владение инструкторскими и судейскими знаниями, умениями. Важно, чтобы учет был объективным, сопровождался пояснениями учителя (включая и обоснования оценки), проводился с учетом возрастных и половых особенностей обучающихся, физической и двигательной подготовленности обучающихся. Учет должен согласовываться с задачами урока.

5.2.5.Оценка каждого обучающегося освобождённого по медицинским показаниям по физической культуре выставляется на основе теоретических знаний или справки из поликлиник о посещении лечебной физкультуры.

5.2.6. Порядок выполнения теоретических  заданий.  

После предоставления справки об освобождении от занятий физкультурой, учитель выдает ученику теоретический вопросы.

Также, обучающиеся, освобожденные на текущий учебный год на основании справки медицинской комиссии, по желанию могут быть аттестованы на основании выполнения письменного задания в форме реферата.

Вопросы, выдаваемые ученикам, соответствуют программе, результатам обучения и возрасту учащихся.

Оценивание обучающихся освобождённых по медицинским показаниям проводится по пятибалльной системе  по следующим показателям:

Теоретическая часть (знания)

  1. Ответы на  теоретические вопросы , соответствующие программе. На предпоследней неделе четверти ученики отвечают письменно на 3 вопроса из выданных вопросов и получают 3 оценки (оценка за каждый вопрос).
  2. Реферат в котором обучающийся, основываясь на своем диагнозе, должен описать комплекс мероприятий: образ жизни, двигательный режим (чередование периодов работы и отдыха), режим питания, распорядок дня, интенсивность нагрузок, лечебные и поддерживающие мероприятия (влияние их на организм). В начале курса во время консультаций учитель предлагает учащемуся тему реферата, знакомит с правилами оформления рефератов, составляет с учеником план реферата.

          Реферат должен быть сдан  в назначенные сроки, не позднее недели  до окончания четверти.

          Защита реферата происходит в присутствии учащихся класса.  Требования к написанию реферата ( см. Приложение 1)

  1. В зависимости от возрастной группы, подготовить, по заданию учителя раздел из программного теоретического материала (например: техника безопасности, оказание первой помощи, развитие качеств, самоконтроль, тактические действия и т.д.).
  2. Учитель может оценить теоретическую часть и в другой форме (например: работа с теоретическим материалом в учебнике по физической культуре, ответы на вопросы,  сообщения, составление кроссвордов, викторин и др.).
  3. Обучающиеся начальной школы (2-4 классы) представляют теоретические знания в виде рисунков и рассказов по ним.
  4. По результатам выполнения заданий теоретической части выставляется оценка по пятибалльной шкале, пункт 1 оценивается обязательно, остальные по усмотрению учителя.

Практическая часть.

  1. Присутствие на уроках.
  2. Сдача зачетов по технике исполнения упражнений (по медицинским показателям).
  3. Участие в разминке на каждом уроке (по медицинским показателям).
  4. Выполнение индивидуального комплекса упражнений по заданию учителя в соответствии с рекомендациями врача.
  5. Помощь при проведении урока, судейство, выполнение роли направляющего (проверяются знания терминологии),
  6. Помощь в организации соревнований.

По результатам выполнения заданий практической части выставляется оценка по пятибалльной шкале, пункты 1 и 2 оцениваются обязательно, остальные по усмотрению учителя.

5.2.7.Для обучающихся, находящихся на надомном обучении, оценка по физической культуре выставляется по результатам выполнения пунктов теоретической части (при необходимости аттестации этой категории учащихся).

5.2.8. Учитель имеет право выбрать из каждой части те мероприятия, которые наиболее подходят индивидуальным особенностям конкретного обучающегося,

5.2.9. Итоговый контроль организуется  по четвертям (2-9 классы), полугодиям (10 – 11 классы), на его основе выставляется годовая оценка по физической культуре, выявляются сдвиги в состоянии здоровья, физической и двигательной подготовленности.

6. МЕТОДИКА УЧЁТА УСПЕВАЕМОСТИ И ОЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, НЕПОСЕЩАЮЩИХ УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  ПО НЕУВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ.

  1.   В случае непосещения обучающимися уроков физической культуры по неуважительной причине, учитель обязан поставить в известность родителей обучающегося, сделав соответствующую запись в дневник ученика, а также сообщить об этом классному руководителю.
  2.   Учет успеваемости обучающихся, не занимающиеся на уроке физической культуры по неуважительной причине, но находящиеся на уроке, основывается на оценке успеваемости учащихся, освобождённых по медицинским показаниям по физической культуре, подразделяется на текущий и итоговый. (см. раздел 5)

6.3 .Если учащийся не посещал уроки физической культуры без уважительной причины, учитель физкультуры в графе четвертная (полугодовая, годовая, итоговая) оценка ставит  «не аттестован – н/а», и эта оценка является отрицательной.

7. МЕТОДИКА УЧЁТА УСПЕВАЕМОСТИ И ОЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  ВО ВРЕМЯ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ.

7.1. Учет успеваемости обучающихся, освобождённых по медицинским показаниям или не посещающих уроки по неуважительной причине  основывается на оценке успеваемости учащихся, освобождённых по медицинским показаниям по физической культуре (см. раздел 5).

Данные учащиеся должны быть одеты соответственно погоде и находиться на улице вместе с классом.

7.2. В случае если обучающийся имеет физкультурную форму, но не имеет спортивного инвентаря (лыж, лыжных палок). учителю необходимо организовать работу учащегося на уроке без использования спортивного инвентаря.

В этом случае учет успеваемости обучающихся  проводиться на общих основаниях по пятибалльной системе.

8. Критерии оценивания обучающегося на уроках физической культуры.

8.1.  Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 5 (отлично), в зависимости от следующих конкретных условий.

  1. Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.  
  2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические правила и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.
  3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем.
  4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия.  Успешно сдаёт или  подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре, для своего возраста. 
  5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел  доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми навыками и знаниями теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

8.2  Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 4 (хорошо), в зависимости от следующих конкретных условий.

  1. Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.  
  2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе.  Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.
  3. Учащийся, имеющий отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем. 
  4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре, для своего возраста.  
  5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

8.3 Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры   - 3 (удовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий.

  1. Имеет с собой спортивную форму в не полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.  
  2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.
  3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен,  мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые могут быть замечены учителем физической культуры. 
  4. Продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение полугодия.  
  5. Частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, навыками  самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

8.4 Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры -2 (неудовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий:

  1. Не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.  
  2. Не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках физической культуры. 
  3. Учащийся, не имеющий выраженных отклонений в состоянии здоровья, при этом не имеет стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями. Нет положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены учителем физической культуры. 
  4. Не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств.  
  5. Не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.        

Приложение 1.

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

Представлять рефераты обучающиеся начинают с 5 класса.

Реферат представляет собой доклад на определенную тему. Это одна из начальных форм представления результатов научного исследования в письменном виде.

Рекомендации по его оформлению:

  1. Объем реферата определяет сам референт. Обычно объем реферата колеблется от 2 до 12 машинописных страниц
  2. Реферат должен иметь титульный лист, оглавление, основную часть и краткий список использованной литературы. Список использованной литературы размещается на последней странице рукописи реферата.
  3. Реферат должен быть написан простым, ясным языком. Следует избегать сложных грамматических оборотов, непривычных терминов и символов. Если такие термины и символы приводятся, то необходимо разъяснять их значение при первом упоминании в тексте.

Оценивание реферата

Максимальная оценка за подготовку и защиту реферата – 5 баллов. Оценивание реферата производится на основании следующих критериев:

- правильное и полное раскрытие темы реферата, ее актуальности – 1 балл;

- правильное цитирование теоретических источников, уровень обобщения и анализа научных трудов – 1 балл;

- грамотность, логичность и общий стиль письменного изложения – 1 балл;

- умение сформулировать выводы – 1 балл;

- умение устно изложить краткое содержание, выбрав основную суть вопроса; соблюдение логики изложения (введение, основное содержание, краткие выводы по теме) – 1 балл.

Примерные темы рефератов:

  •  Олимпийские игры древней Греции в сравнении с современными олимпийскими играми.
  • Олимпийские игры современности: пути развития.
  • Значение физической культуры в развитии личности.
  • Мой любимый вид спорта и его значение для моего развития.
  • Физическая культура в моей семье.
  • Современные виды спорта и спортивные увлечения учащихся моей школы.
  • Адаптивная физическая культура и ее роль в жизни человека.
  • Допинги в спорте и в жизни, их роль.
  • История развития лыжного спорта (конькобежного спорта) 20 века в России и в мире.
  • Место физической культуры в общей культуре человека.
  • Прогрессивные концепции физической культуры: перестройка физического воспитания.
  • Культура здоровья как одна из составляющих образованности.
  • Пути и условия совершенствования личной физической культуры.
  • Организация проведения физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня.
  • Охрана труда и техника безопасности на занятиях и уроках физической культурой, школьным спортом и туризмом.
  • Влияние на здоровье (на выбор) солнечного света, свежего воздуха, чистой воды, естественного питания, физических упражнений, отдыха, хорошей осанки, голодания, гигиенических факторов, закаливания и т. д.
  • Здоровый образ жизни и молодежь.
  • Влияние циклических видов спорта на сердечно-сосудистую системы организма.
  • Зрение школьников: тенденции и реальность
  • Аэробика как одно из направлений здоровьесберегающих технологий.
  • Соблюдение режима как одно из условий сохранения здоровья учащихся.
  • Сотовая связь и ее влияние на организм человека.
  • Ценностные ориентации современной молодежи.
  • Холодовая тренировка организма.
  • Выживание в различных климатических зонах.
  • Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам.
  • Физиология и гигиена индивидуальной защиты от холода.
  • Адаптация и конституция человека
  • Как выжить в экстремальных условиях
  • Физическая культура в учебном и свободном времени школьников.
  • Метод круговой тренировки
  • Понятие о здоровом образе жизни и факторах положительного влияния занятий физической культуры на укрепление физического здоровья, психического и нравственного развития человека;
  • Понятие о правильном режиме питания;
  • Понятие о формах двигательной активности;
  • Методы самоконтроля;
  • Основы организации самостоятельных занятий корригирующей гимнастикой, их направленность, структура, содержание и режим нагрузки (с учетом индивидуальных показателей здоровья, физического развития и  подготовленности);
  • Понятие о правильной осанке;
  • Понятие о рациональном дыхании;
  • Правила оказания первой доврачебной медицинской помощи при травмах во время занятий физическими упражнениями;
  • Гигиенические требования и правила техники безопасности на занятиях физическими упражнениями в условиях спортивного зала, спортивной площадки, тренажерного зала, бассейна;
  • Понятие о физическом развитии и физической подготовленности человека.


 Приложение 2

Приложение
к письму Минобразования России
от 31.10.2003 N 13-51-263/123

Перечень вопросов и практических заданий для аттестации выпускников основной и средней (полной) общеобразовательной школы по физической культуре, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе

Примерные вопросы

1. Что такое "здоровый образ жизни"?

2. Что значит "рациональный режим питания"?

3. Что называют "рациональным режимом двигательной активности"?

4. Чем характеризуется здоровый досуг?

5. Зачем нужно заниматься физической культурой учащимся, которые по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе?

6. Какие физические упражнения полезно выполнять с учетом твоего заболевания?

7. Какие правила надо соблюдать при составлении и выполнении комплекса корригирующей гимнастики при твоем заболевании?

8. Какие правила надо соблюдать при составлении и выполнении комплекса утренней гимнастики при твоем заболевании

9. Как сформировать правильную осанку?

10. Какие ты знаешь правила оказания первой медицинской помощи при травме руки (ноги), полученной во время занятий физической культурой?

11. Какие меры предосторожности нужно соблюдать при выполнении физических упражнений?
12. Какие бывают дыхательные упражнения, зачем они нужны и как выполняются?

13. Какие релаксационные упражнения ты знаешь, зачем они нужны и как выполняются?

14. Как влияют регулярные занятия физической культурой на состояние организма?

15. Что такое физическая подготовленность и как ее оценивают?

16. Какие ты знаешь основные физические качества?

17. Как можно контролировать свое состояние во время занятий физической культурой?

18. Какие виды оздоровительной физической культуры тебе известны?

Примерные виды практических заданий (выполняются при отсутствии противопоказаний)

1. Комплекс упражнений ежедневной утренней зарядки.

2. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.

3. Комплекс упражнений корригирующей гимнастики (при конкретном заболевании).

4. Комплекс упражнений для развития силы рук (ног, спины, брюшного пресса).

5. Комплекс упражнений для развития координации движений.

6. Комплекс упражнений для развития быстроты.

7. Комплекс упражнений для развития общей выносливости.

8. Комплекс упражнений для развития гибкости.

9. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки.

10. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.

11. Самостоятельно составить комплекс упражнений утренней зарядки (из предложенного набора физических упражнений) и выполнить его.

12. Показать способы оказания первой медицинской помощи при травме руки.

13. Показать способы оказания первой медицинской помощи при травме ноги

14. Выполнить упражнения из изученных подвижных игр (броски мяча в баскетбольное кольцо; ведение мяча в баскетболе; подача мяча в волейболе; прием мяча в волейболе; элементы челночного бега и т.п.

15. Выполнить броски теннисного мяча в цель (без учета результата).

Приложение 3.

Памятка педагогу

Примерные показания для определения медицинской группы

 при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у детей и подростков

(по В.И.Дубровскому).

Заболевание, его форма и стадия

Медицинская группа

Занятия ЛФК

Основная

Подготовительная

Специальная

Поражение миокарда

а) выздоравливающие после перенесенного ревматического миокарда

б) миокардиодистрофия

При хорошем состоянии здоровья дают через 2 года после приступа

При хорошем состоянии через год после болезни

Не ранее чем через год при отсутствии клинических признаков болезни

Не ранее чем через 6 мес., при отсутствии клинических признаков болезни

Не ранее чем через 8-10 месяцев по окончании приступа

с начала посещения школы

Назначаются в остром периоде и в первые месяцы после окончания острого приступа.
В больнице и в домашних условиях

Врожденные пороки сердца без цианоза

__

__

При отсутствии динамических расстройств

В ранние сроки

Послеоперационный период

__

__

При успешных занятиях ЛФК в течение года

До и после операции

Хроническая пневмония

При ремиссии более 1года

Через 1-2 месяца после лечения

Через 1-2 месяца после обострения

В течение 1-2 месяцев после заболевания

Бронхиальная астма

Через 2 года после последнего приступа

Не ранее чем через 1 год после приступа после приступа

Если приступы не чаще 1-2 раз в год

При частых приступах

Операции на легких

__

Через 1 год после операции при нормальном течении послеоперационного периода

Через 4-6 месяцев после операции при нормальном течении послеоперационного периода

В раннем послеоперационном периоде

Туберкулез легких

При отсутствии дыхательной недостаточности, интоксикации

При благоприятном течении заболевания

При благоприятном течении, при дыхательной недостаточности 1 степени

Решается индивидуально

Хронический гастрит, колит

__

При общем хорошем состоянии

При отсутствии обострений в течение 6 месяцев

При не резко выраженной интоксикации и признаках истощен.

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

__

__

Не ранее чем через 1 год после окончания лечения

Вне обострения, при отсутствии кровотечения, болей

Гемофилия, болезнь Вельгофа

__

__

__

Может быть назначена при очень легкой форме

Хронический пиелонефрит

__

__

Вне периода обострения и при отсутствии изменений в сердце

При резких нарушениях с первых дней

Эндокринные заболевания (диабет, ожирение)

__

Назначается при легких и незначительных нарушениях

При умеренно выраженных нарушениях, недостаточной массе тела

При резких нарушениях с первых дней

Отставание в развитии

__

Когда показатели роста и массы тела ниже возрастных стандартов

При показателях роста и массы тела ниже возрастных стандартов

В ранние сроки

Грыжа паховая, бедренная, аппендицит

Не ранее чем через полгода после лечения

В течение полгода после возобновления занятий

В течение полугода после операции

В раннем послеоперационном периоде

Переломы костей

Не ранее чем через полгода

Через полгода после операции

В течение полу года после операции

С первых дней после операции

Сколиозы и нарушения осанки

При нарушениях осанки

__

__

При сколиозе

Врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата

При отсутствии нарушения двигательных функций

При не резко выраженных нарушениях двигательной функции, не ранее чем через 1 год занятий в спецгруппе

Решается индивидуально

При существенных нарушениях двигательных функций

Параличи, парезы, ДЦП, полиомиелит

__

__

Решается индивидуально в связи с клиникой и характером изменений мышечной системы

Рекомендуется с первых дней

Хронические болезни органов дыхания

При отсутствии существенных нарушений носового дыхания

При умеренном нарушении носового дыхания

При частых обострениях хронических заболеваний органов дыхания

В стационаре

Хронический отит с перфорацией барабанной перепонки

Противопоказано плавание,
прыжки в воду

При отсутствии нарушений функции слуха

При гнойных процессах

После операции

Близорукость

Менее + 3 или - 3 без коррекции зрения

Мене + 3 или - 3 с коррекцией зрения

+ 7 и более

__

При комплектовании СМГ школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся, должны также знать уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.     

     Таблица

Заболевания

Противопоказания и ограничения

Рекомендации

1

2

3

Сердечно-сосудистая система (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.)

Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, напряжением мышц брюшного пресса и ускорением темпа движений

Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лежа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег в медленном темпе

Органы дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.)

Упражнения, вызывающие задержку дыхания и чрезмерное напряжение мышц брюшного пресса

Дыхательные упражнения, тренировка полного дыхания и особенно удлиненного выхода

Заболевания почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз)

Недопустимы упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростно-силовой направленностью, переохлаждение тела

При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием (по специальному разрешению врача) ограничивается время пребывания в воде (5-10 мин. - первый год обучения, 10-15 мин. - второй и последующие годы обучения)

Нарушения нервной системы

Упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии на повышенной опоре), ограничивается время игр и т.д.

Дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения

Органы зрения

Исключаются прыжки с разбега, кувырки, упражнения со статическим напряжением мышц, стойки на руках и голове

Упражнения на пространственную ориентацию, точность движений, динамическое равновесие, гимнастика для глаз

Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени

Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки

     
     
     Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Тест выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале образовательного учреждения. Результатом теста является расстояние, пройденное обучающимся.
     
     Оценку скоростно-силовых качеств, силы мышц обучающегося можно проводить при прыжке в длину с места. Прыжок проводится на нескользкой поверхности. Сделав взмах руками назад, обучающийся резко выносит их вперед и, толкнувшись обеими ногами, прыгает как можно дальше. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трех попыток.
     
     Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лежа (при выпрямленном туловище). Выполняя упражнения, обучающийся опирается на выпрямленные в локтях руки и носки ног (во время сгибания рук живот не должен касаться пола). Засчитывается количество выполненных упражнений.
     
     Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе могут свидетельствовать о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей.
     
     Прыжки через скакалку на двух ногах помогают судить о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног. Засчитывается количество прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого.
     
     Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа тестируемого.
     
     Тесты физической подготовленности для учащихся первого года обучения в составе СМГ проводятся в декабре и апреле, для второго и последующих лет обучения - в сентябре, декабре и апреле.
     
     Министерство образования Российской Федерации обращает внимание учителей, руководителей общеобразовательных учреждений на ряд особенностей в организации занятий физической культурой в СМГ.
     
     Прежде всего следует иметь в виду, что дети II и III групп здоровья, которые составляют СМГ, по своим двигательным возможностям не могут сравниться со здоровыми детьми. Общий объем двигательной активности и интенсивность физических нагрузок обучающихся СМГ должны быть снижены по сравнению с объемом нагрузки для учащихся основной и подготовительной групп.
     
     В то же время несмотря на низкий исходный уровень физической подготовленности учащихся СМГ регулярные занятия физической культурой небольшого объема и интенсивности позволяют вскоре (через 1,5-2 месяца) заметить положительную динамику в развитии их физических возможностей и общем оздоровлении.
     
     Кроме этого, каждый из обучающихся СМГ имеет свой выбор ограничений двигательной активности, который обусловлен формой и тяжестью его заболевания. Такие ограничения неизбежно накладывают отпечаток на степень развития двигательных навыков и качеств.
     
     В силу вышеназванных причин оценивать достижения обучающихся СМГ по критериям, которые используются для выставления отметки основной группы обучающихся, нельзя. Для обучающихся в СМГ в первую очередь необходимо оценить их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.
     
     При выставлении текущей отметки обучающимся СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой*.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации и проведения уроков физической культуры в начальной школе.

При проведении уроков физической культуры  нужно обязательно учитывать специфику младших школьников, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями. Все уроки должны ...

Положение о проведении недели физической культуры

Цели и задачи предметной неделиЦели: развитие личности школьников в процессе овладения физкультурной деятельностью общеразвивающей направленностью.Задачи:Ø  расширение и развитие двига...

Курсовая работа на тему: Урок физической культуры в школе: особенности подготовки и проведения

Курсовая работа на тему: Урок физической культуры в школе: особенности подготовки и проведения...

Особенности проведения уроков физической культуры в малокомплектной школе

Планирование учебной работы сводится к правильному распределению программного материала, подготовке материально-технической базы и умения учителя использовать все возможности, которыми располагает шко...

Оздоровительная аэробика одно из средств физического развития обучающихся на уроках физической культуры в школе

Оздоровительная аэробика как средство физической культуры. В статье приводится комплекс упражнений по оздоровительной аэробике....