Вариативное обучение по физической культуре.
статья по физкультуре по теме

В докладе изложен материал о видах вариативного обучения по физической культуре  воспитанников ДОУ и обучающихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_pedsovetu_2015.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вариативное обучение воспитанников и обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка – первооснова его полноценного развития. Здоровый, нормально развивающийся ребёнок обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Движение – это жизненная потребность, средство укрепления сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Ребенок по своей природе – деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движении. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идёт интеллектуальное развитие. Поэтому предметом особого внимания педагогов должно быть овладение ребёнком основами двигательной культуры.

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи – всё это не укрепляет здоровье ребёнка, а наоборот. Передо мной встала актуальная педагогическая проблема – повысить мотивацию детей к занятиям физической культурой и сохранению и укреплению своего здоровья. Педагогам известно, что основная нагрузка в плане физического развития детей ложится на НОД и уроки по физической культуре. Что же нужно сделать, чтобы физкультура стала более интересной, увлекательной и эффективной для наших детей? Л. Н. Толстой подчёркивал, что ребёнок занимается охотно тогда, когда ему это интересно. Значит,  уроки и НОД должны быть интеллектуально насыщенными и интересными, должны давать ребенку возможность выбора и, в результате, полноценного физического развития.

Хочу остановиться на некоторых видах вариативного обучения.

По уровню здоровья детей

Это организация НОД и уроков  с учётом состояния здоровья детей.

Выделяют такие группы: основная; подготовительная; специальная группа.

На протяжении всех частей урока  и НОД задания выполняются всеми детьми, но для более слабых снижается нагрузка, уменьшается время выполнения заданий, их объём, интенсивность, количество повторений, темп движения; даются более простые подводящие и подготовительные упражнения, разрешается делать более частыми и длительными паузы отдыха. Особое внимание на уроке уделяю детям с избыточным весом и слабым детям, которые не желают заниматься из-за своей неловкости. Хорошие результаты могут быть получены, если вначале привлечь таких детей помогать при проведении подвижных игр и эстафет. Вначале они помогают в судействе, затем, вовлекаясь в события, принимают участие в игре и перестают стесняться своей моторной неловкости. Продолжая таким образом заниматься на уроках и НОД, эти дети приобретают уверенность в своих силах и постепенно включаются в регулярные занятия. Те школьники, которые по той или иной причине освобождены от уроков физкультуры, по новому стандарту тоже должны оцениваться в конце четверти. Они пишут доклад или тест, сдают теоретический зачет по программному материалу.

По уровню физической подготовленности

Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, я использую карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки. Упражнения карточек-заданий соответственно с возрастом усложняются. На уроках и НОД  я применяю тренажеры и мелкий инвентарь (гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели, балансиры и др.), провожу  уроки и НОД с музыкальным сопровождением, включаю элементы аэробной гимнастики, ритмики, упражнения релаксации мышц, дыхательные упражнения. Это позволяет увеличить моторную плотность уроков и НОД и сделать их более интересными. В школе обязательно контролирую физические нагрузки по частоте сердечных сокращений перед началом и после окончания занятия. Для определения функционального состояния обучающихся в процессе физических нагрузок различного характера не только сравниваю величину сдвигов пульса с характером и величиной нагрузок, но и прослеживаю быстроту восстановления пульса во время отдыха. Детей, у которых перед уроком ЧСС выше 80 уд/мин., и менее подготовленных детей при построении ставлю на левый фланг. В детском саду для таких обучающихся делаю внутренний круг с меньшим радиусом, где они выполняют индивидуальные упражнения, упражнения на дыхание и расслабление, ходьбу, бег трусцой и т.д. (островок здоровья). В эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения. При выполнении заданий в парах детей подбираю по силам и им даю разные по сложности упражнения.

Детям со средним уровнем развития (эти дети составляют большинство), даю дозированную нагрузку, соответствующую плану урока или НОД;

Детям с высоким уровнем развития предлагаю упражнения на выбор с усложнениями.

Дети с низким уровнем физического развития выполняют задания по частям или поэтапно.

По типу двигательной активности.

Выделяют три уровня двигательной активности детей: высокий, средний и низкий. Для каждого уровня я даю различный подбор упражнений. Дети с высоким уровнем активности выполняют упражнения на концентрацию внимания, координацию, ловкость, требующие точности выполнения, развивающие глазомер. С детьми  среднего уровня ДА задания специально не разрабатываются. С ними проводится основная работа, требующая прежде всего качества выполнения движений. Детям с низким уровнем ДА предлагаю задания на развитие быстроты и скорости движений, выносливости, на быстрое переключение с одного задания на другое. Моей задачей является постепенное вовлечение малоподвижных детей в активную двигательную деятельность, а чрезмерно подвижных переключить на более спокойную. К приемам, направленным на обогащение двигательного опыта относятся: самостоятельная двигательная деятельность; использование пособий; организация пространства для самостоятельных игр и упражнений по выбору. К другим относят приемы, способствующие регулированию ДА: совместное выполнение упражнений; поощрение инициативы и самостоятельности; объединение детей с разным уровнем в совместных играх (эстафеты, командные задания и т.д.), где более активные дети выполняют задания совместно, а менее активные друг с другом; использование игровых упражнений с разной степенью интенсивности.

По области интересов

В своей работе применяю систему нестандартных уроков и НОД. При помощи опроса выявляю интересы воспитанников и объединяю их в группы по интересам, где каждая подгруппа выбирает свою направленность. В детском саду сюжетно-игровые занятия при планировании программного материала дополняются тематическими, которые направлены на обучение детей играм с мячом, обручем, ходьбе, бегу, прыжкам и т.д. Занятия проводятся на воздухе и в зале (в зависимости от времени года). Формами вариативности являются ушу, верховая езда, скандинавская ходьба. В течение года провожу тематические праздники с оздоровительной направленностью.

Обеспечение вариативного подхода к обучающимся с учетом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков и НОД; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями - всё это важнейшие требования современного урока и НОД по физической культуре, способствующие качественному физическому развитию детей.

В завершении я хочу сказать, что нет слова «невозможно». Упорство, терпение, настойчивость, вера в себя позволяют обучающимся реализовать свои таланты, свои желания, показать свои силы и свое умение. И помочь им в этом должны мы, учителя!

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка – первооснова его  полноценного развития. Здоровый, нормально развивающийся ребёнок обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Движение – это жизненная потребность, средство укрепления сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Ребенок по своей природе – деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движении. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идёт интеллектуальное развитие. Поэтому предметом особого внимания педагогов должно быть овладение ребёнком основами двигательной культуры.

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи – всё это не укрепляет здоровье ребёнка, а наоборот. Передо мной встала актуальная педагогическая проблема – повысить мотивацию детей к занятиям физической культурой и сохранению и укреплению своего здоровья. Педагогам известно, что основная нагрузка в плане физического развития детей ложится на НОД и уроки по физической культуре. Что же нужно сделать, чтобы физкультура стала более интересной, увлекательной и эффективной для наших детей? Л. Н. Толстой подчёркивал, что ребёнок занимается охотно тогда, когда ему это интересно. Значит,  уроки и НОД должны быть интеллектуально насыщенными и интересными, должны давать ребенку возможность выбора и, в результате, полноценного физического развития.

Хочу остановиться на некоторых видах вариативного обучения.

По уровню здоровья детей

Это организация НОД и уроков  с учётом состояния здоровья детей.

Выделяют такие группы: основная; подготовительная; специальная группа.

На протяжении всех частей урока  и НОД задания выполняются всеми детьми, но для более слабых снижается нагрузка, уменьшается время выполнения заданий, их объём, интенсивность, количество повторений, темп движения; даются более простые подводящие и подготовительные упражнения, разрешается делать более частыми и длительными паузы отдыха. Особое внимание на уроке уделяю детям с избыточным весом и слабым детям, которые не желают заниматься из-за своей неловкости. Хорошие результаты могут быть получены, если вначале привлечь таких детей помогать при проведении подвижных игр и эстафет. Вначале они помогают в судействе, затем, вовлекаясь в события, принимают участие в игре и перестают стесняться своей моторной неловкости. Продолжая таким образом заниматься на уроках и НОД, эти дети приобретают уверенность в своих силах и постепенно включаются в регулярные занятия. Те школьники, которые по той или иной причине освобождены от уроков физкультуры, по новому стандарту тоже должны оцениваться в конце четверти. Они пишут доклад или тест, сдают теоретический зачет по программному материалу.

По уровню физической подготовленности

Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, я использую карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки. Упражнения карточек-заданий соответственно с возрастом усложняются. На уроках и НОД  я применяю тренажеры и мелкий инвентарь (гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели, балансиры и др.), провожу  уроки и НОД с музыкальным сопровождением, включаю элементы аэробной гимнастики, ритмики, упражнения релаксации мышц, дыхательные упражнения. Это позволяет увеличить моторную плотность уроков и НОД и сделать их более интересными. В школе обязательно контролирую физические нагрузки по частоте сердечных сокращений перед началом и после окончания занятия. Для определения функционального состояния обучающихся в процессе физических нагрузок различного характера не только сравниваю величину сдвигов пульса с характером и величиной нагрузок, но и прослеживаю быстроту восстановления пульса во время отдыха. Детей, у которых перед уроком ЧСС выше 80 уд/мин., и менее подготовленных детей при построении ставлю на левый фланг. В детском саду для таких обучающихся делаю внутренний круг с меньшим радиусом, где они выполняют индивидуальные упражнения, упражнения на дыхание и расслабление, ходьбу, бег трусцой и т.д. (островок здоровья). В эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения. При выполнении заданий в парах детей подбираю по силам и им даю разные по сложности упражнения.

Детям со средним уровнем развития (эти дети составляют большинство), даю дозированную нагрузку, соответствующую плану урока или НОД;

Детям с высоким уровнем развития предлагаю упражнения на выбор с усложнениями.

Дети с низким уровнем физического развития выполняют задания по частям или поэтапно.

По типу двигательной активности.

Выделяют три уровня двигательной активности детей: высокий, средний и низкий. Для каждого уровня я даю различный подбор упражнений. Дети с высоким уровнем активности выполняют упражнения на концентрацию внимания, координацию, ловкость, требующие точности выполнения, развивающие глазомер. С детьми  среднего уровня ДА задания специально не разрабатываются. С ними проводится основная работа, требующая прежде всего качества выполнения движений. Детям с низким уровнем ДА предлагаю задания на развитие быстроты и скорости движений, выносливости, на быстрое переключение с одного задания на другое. Моей задачей является постепенное вовлечение малоподвижных детей в активную двигательную деятельность, а чрезмерно подвижных переключить на более спокойную. К приемам, направленным на обогащение двигательного опыта относятся: самостоятельная двигательная деятельность; использование пособий; организация пространства для самостоятельных игр и упражнений по выбору. К другим относят приемы, способствующие регулированию ДА: совместное выполнение упражнений; поощрение инициативы и самостоятельности; объединение детей с разным уровнем в совместных играх (эстафеты, командные задания и т.д.), где более активные дети выполняют задания совместно, а менее активные друг с другом; использование игровых упражнений с разной степенью интенсивности.

По области интересов

В своей работе применяю систему нестандартных уроков и НОД. При помощи опроса выявляю интересы воспитанников и объединяю их в группы по интересам, где каждая подгруппа выбирает свою направленность. В детском саду сюжетно-игровые занятия при планировании программного материала дополняются тематическими, которые направлены на обучение детей играм с мячом, обручем, ходьбе, бегу, прыжкам и т.д. Занятия проводятся на воздухе и в зале (в зависимости от времени года). Формами вариативности являются ушу, верховая езда, скандинавская ходьба. В течение года провожу тематические праздники с оздоровительной направленностью.

Обеспечение вариативного подхода к обучающимся с учетом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков и НОД; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями - всё это важнейшие требования современного урока и НОД по физической культуре, способствующие качественному физическому развитию детей.

В завершении я хочу сказать, что нет слова «невозможно». Упорство, терпение, настойчивость, вера в себя позволяют обучающимся реализовать свои таланты, свои желания, показать свои силы и свое умение. И помочь им в этом должны мы, учителя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С.А. Диденко. Дифференцированный подход в обучении по физической культуре

В классах часто подбираются ребята с разным уровнем физической подготовленности и психологическими качествами. Это является причиной понижения эффективности уроков физической культуры при условии и...

Реализация дифференцированного подхода в обучении школьников физической культуре.

Одним из основных требований, предъявляемых к учителям физической культуры, является необходимость осуществления дифференцированного подхода к учащимся в процессе физического воспитания – учет индивид...

Модель организации профильного обучения по физической культуре

на данной презентации отображена модель организации профильного обучения по физической культуре...

Современные образовательные технологии в образовательном процессе обучения предмета физическая культура

Задача современной школы - физическая культура "без освобождения", что предполагает поиск и введение таких технологий, в которых могли бы участвовать все дети без ограничений.В данной статье...

Описание используемой образовательной технологии в образовательном процессе обучении предмета физическая культура

Моя педагогическая система складывается из нескольких составляющих. Наряду с традиционными методами применяю метод дифференцированного обучения, информационно-коммуникативную, здоровьесберегающую, игр...

Программа обучения по физической культуре для 1-4 класса специальной (коррекционной) школы интерната VIII вида

Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений....

Программа обучения по физической культуре для 5-9 класса специальной (коррекционной) школы интерната VIII вида

          Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и...