САМОПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по физкультуре на тему

Очиров Александр Алексеевич

   Перед собой я поставил задачу - научить детей быть здоровыми.

Одним из путей, ведущих к повышению интереса занятиями спортом, по моему мнению, является разнообразие средств и приемов занятиями физической культурой и спортом, использование активных форм обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_primer.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

САМОПРЕДСТАВЛЕНИЕ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Я, Очиров Александр Алексеевич, в 2003 году закончил Чайковский институт физической культуры и спорта по специальности «Специалист по физической культуре» и сразу же приступил к работе учителем физической культуры . И мой  стаж работы составляет на сегодняшний день 12 лет, имею первую квалификационную категорию.

     Преподаю уроки физической культуры с 3 по 11 классы. В преподавании физической культуры руководствуюсь требованиями обязательного минимума содержания образовательных программ. Преподавание веду по программе «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» доктора педагогических наук В. И.Ляха.

     Перед собой я поставил задачу - научить детей быть здоровыми. Одним из путей, ведущих к повышению интереса занятиями спортом, по моему мнению, является разнообразие средств и приемов занятиями физической культурой и спортом, использование активных форм обучения.

      Задачи физического воспитания мною  решаются в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Создаю на уроках ситуации успеха каждого ученика, чтобы занятия физической культурой доставляли радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности.

   В течение последних пяти лет я работаю над проблемой – «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры». Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз интегрирует все направления моей работы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.

Обучение двигательным умениям и навыкам является важнейшей задачей урока по физическому воспитанию. В процессе обучения мною используются все известные способы организации урока: фронтальный, групповой, индивидуальный и круговой. Выбор метода в большей степени зависит от задач урока и этапа обучения. Так, на начальном этапе обучения (этап знаний и умений) технике бега на короткие дистанции, я применяю фронтальный метод. Учащиеся строятся  в одну – две шеренги и принимают положение тела на старте для бега на короткие дистанции. Я проверяю правильное положение (разноименное) ног и рук на старте. Туловище должно быть наклонено вперед, взгляд устремлен перед собой на 10-15 метров. При обучении работе рук, я объясняю учащимся, что руки, согнутые в локтях, двигаются вдоль туловища, но не параллельно, а образуя треугольник (в вершине треугольника – кулаки, а у основания – локти). После обучения стартовому положению, я перехожу к обучению стартовому разгону. Здесь обращаю внимание на характерные ошибки, которые чаще всего встречаются у учащихся:

- быстрое выпрямление туловища после старта;

- напряженный бег (скованное положение плеч и рук);

- развертывание носков ступней наружу, что значительно уменьшает длину каждого шага.                                                                                                                                                           Следующим этапом обучения является бег по дистанции и финишное набегание. При обучении бегу по дистанции, я акцентирую внимание учащихся на прямолинейность движения (кратчайший путь), а также на правильную постановку стопы при беге и работу рук. Характерными ошибками у учащихся при финишном  набегании является следующее:

- «напрыгивание» на финишную линию (я добиваюсь от учащихся пробегания в полную силу финишной линии);

- резкое торможение сразу же после финиша.                                                                        

Для устранения этой ошибки, я ставлю ориентир за 10 метров после финиша и предлагаю учащимся  добегать до него.

Групповой метод. Данный метод используется мною на более поздних этапах обучения, после того, как учащиеся освоили основные элементы техники,  и перешли к их совершенствованию. Групповой метод я использую, чаще всего, в гимнастике или при работе на тренажерах. Класс делится на группы от трех до пяти человек и совершенствует технические приемы на различных снарядах. Этот же метод я использую и в спортивных играх (баскетбол). Класс также делится на несколько групп. Одна группа совершенствует технику передач и приема мяча. Вторая – броски после ведения мяча, третья – броски мяча с места, четвертая – ловлю мяча после отскока от щита и т.д.

Обучение двигательным умениям и навыкам неразрывно связано с развитием двигательных (физических) качеств. Групповой метод, как никакой другой, позволяет в полной мере решить эти две взаимосвязанные задачи. Примером этому могут являться занятия атлетической гимнастикой, где для развития силы и силовой выносливости применяется групповой метод.

Индивидуальный метод. Индивидуальный метод, как правило, использую при работе с отдельными учениками, которые имеют  низкий уровень физической подготовки или отнесены по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам. Этим учащимся я предлагаю выполнять упражнения с более низкой дозировкой или менее сложные в техническом плане. И наоборот, более подготовленным ученикам даю задания с повышенной физической нагрузкой с тем, чтобы обеспечить им дальнейший прогресс. Кроме того, метод индивидуальных заданий  широко применяю в работе с учащимися старших классов. Сюда входят выполнение дополнительных упражнений, заданий по развитию физических качеств с учетом типа телосложения, склонностей физической и технической подготовленности. Все эти задания направлены на совершенствование ранее приобретенных двигательных умений и навыков.

Круговой метод. Этому методу я уделяю особое внимание. Так же, как и при групповом методе, учащиеся делятся на  группы, но в данном случае работают одновременно, каждый на своей «станции». Этот метод имеет ряд преимуществ перед другими. Во - первых, используя этот метод, я достигаю наивысшей плотности урока. Во- вторых, круговой метод позволяет совершенствовать все основные двигательные (физические) качества на одном уроке. В- третьих, он может быть использован на ограниченной площади и занимает немного времени. Достаточно половины спортивного зала, чтобы за 15-20 минут на высоком эмоциональном уровне «нагрузить» весь класс. Физическая нагрузка при круговом методе регулируется количеством станций, интервалом отдыха и временем работы на каждой станции. Исходя из поставленных задач урока, а также степени подготовленности учащихся, эти указанные параметры физической нагрузки могут меняться в ту или иную сторону. Как правило, на одном уроке учащиеся проходят от пяти до восьми «станций», с интервалом отдыха в одну минуту.

    Я никогда не останавливаюсь на достигнутом, повышаю своё профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации, на районных семинарах, заседаниях МО, посещаю уроки коллег в школах районах, изучаю и внедряю различные педагогические технологии, делюсь собственными наработками. Как для самообразования, так и в подготовке к урокам использую учебники разных авторов, учебно - методические пособия, журналы: «Физическая культура в школе», для обсуждения - газету «Олимпийский вестник».

1. Учебные результаты обучения по предмету физическая культура и их динамика за последние три года

Позитивная динамика уровня освоения учащимися учебных программ

За три года уровень освоения учащимися учебных программ по физической культуре не изменился и составляет 100 %.

Позитивная динамика качества освоения учащимися учебных программ

За три года качество освоения учащимися учебных программ по физической культуре повысилось на 3% и составляет 97%.

классы

2012-2013

2013-2014

2014-2015

1-4

85

87

90

5-9

89

90

91

10-11

95

95

96

Высокое качество освоения учащимися учебных программ свидетельствует о высокой позитивной мотивации к занятиям физической культурой.

          Для повышения мотивации к учению я, во-первых, провожу изучение уровня сформированности познавательной мотивации у каждого ученика, затем на основе полученных данных осуществляю планирование и разработку конкретных мероприятий по её развитию и в дальнейшем провожу систематический контроль этого процесса.

  Эффективность такого подхода подтверждается наблюдениями за мотивами учения школьников (ради чего учится школьник, что его побуждает к учению), целеполагания школьников в учении, эмоций в ходе учения и изучение у школьников умения учиться средствами опроса и анкетирования.

Главными мотивами учебной деятельности является стремление получать новые знания, умения, навыки и понимание их полезности в будущем. По результатам проведённого анкетирования можно сделать вывод о росте мотивации к занятиям физической культурой на 10%.

Рост мотивации к учению по предмету «Физическая культура»:

Количество учащихся испытывающих интерес к предмету физическая культура

2. Результаты внеурочной деятельности обучающихся

по физической культуре

Динамика и разнообразие форм включения школьников во внеурочную

деятельность по физической культуре

При проведении спортивных мероприятий я планирую свою деятельность таким образом, чтобы охватить все 100 % школьников.

За три года количество учащихся, посещающих секции, увеличилось на 10 % и составило 85% от общего количества моих учеников.

Включение учащихся во внеурочную деятельность по физической культуре:

В школе стало традицией проводить следующие соревнования и мероприятия:

·  Мини-футбол среди учащихся 5 – 9 классов;

·  Легкоатлетический кросс «Золотая осень»и пробег, посвященный Дню Победы 5 – 9 классы;

·  «Веселые Старты»: 1 – 5 классы;

·  «Пионербол»: 5 – 8 классы;

·  Волейбол: 5 – 9 класс

·  «Папа, мама, я - спортивная семья!»: 1 – 4классы;

·  «День здоровья»: 1 – 11 классы;

·  Олимпиада по физической культуре: 7 – 9 классы;

·  Декада здорового образа жизни: 1 – 9 классы.

Турнир по шахматам среди учащихся гимназии и района: 3-9 кл

Баскетбол: 5-11 классы

Предметная неделя

В школе я веду спортивную секцию «Баскетбол». Волейбол  и мини-футбол веду на общественных началах. На переменах двери спортивного зала всегда открыты для учащихся, где они продолжают осваивать двигательные умения и навыки (ОФП, спортивные и подвижные игры).

Характеристика инновационного содержания здоровьесберегающих образовательных программ внеклассной деятельности по физической культуре.

    В последние годы особенно возросло значение физического воспитания. Моя задача, как учителя физической культуры, разъяснять положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физическое развитие детей.

   Как показывает практика, дети с повышенным двигательным режимом, лучше своих сверстников успевают в школе. Кроме того, у школьников, активно занимающихся физическими упражнениями, повышается устойчивость к простудным заболеваниям. Физическое воспитание осуществляется как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.

Характеристика форм и результатов работы в рамках программы

«Одарённые дети»

В МБОУ «Многопрофильная гимназия г. Лагани» реализуется программа «Одарённые дети». В рамках этой работы я использую четыре стратегии обучения одарённых детей: ускорение, углубление, усложнение, новизна.

Большая часть учащихся со спортивной одарённостью привлечены к занятиям в детские спортивные школы по различным видам спорта.

Учебный год

Мероприятие

Уровень

Место

2013-2013

Баскетбол

Районный

3

2012-2013

Шиповка юных

Районный

1

2012-2013

Мини-футбол

Районный

3

2013-2014

Президентские игры

Районный

1

2013-2014

Баскетбол

Районный

2

2013-2014

Джангариада

Районный

2

2013-2014

Грамота за подготовку команды, занявшая 3 место в 10-ом Открытом  турнире по баскетболу памяти Номинханова В.Б.

Республика

2013-2014

Шиповка юных

Районный

2

2014

Президентские игры

  • Плавание 1 место
  • Велосипедный спорт 1 место
  • Стритбол среди девушек 1 место
  • Стритбол среди юношей 3 место
  • Смешанная эстафета 1 место

Республика

3 (общекомандно)

2014

Локо-баскетбол школьная лига

Районный

2

2015

Локо-баскетбол

Республика

4

2014

Мини-футбол новогодний турнир

Районный

1

2014

Спартакиада среди учителей

Районный

3

2015

Судейство по баскетболу

Республика

    Главным системообразующим фактором служила коллективная деятельность, которая носила личностно-ориентированный и творческий характер.

4. Организация образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

Использование ИКТ в процессе обучения и внеурочной деятельности

-факультатив «Организация самостоятельных занятий учащихся по л/а»

На семинарах учителей физической культуры приготовил презентацию на тему: «Сотрудничество школы и семьи в физическом воспитании и укреплении здоровья детей» (2010г), выступление на гимназическом семинаре учителей «Реализация ФГОС начального образования на уроках физической культуры: Опыт, проблема» (2013 – 2014 учебный год) .

Рабочая учебная программа по физической культуре для 1–11 классов разрабатывалась с учётом всех педагогических средств, имеющихся в распоряжении учителя: нормативно-правовых; методических; дидактических; иллюстративно-демонстрационных; электронно-информационных.

       Мониторинг физического состояния – это регулярное отслеживание по одним и тем же параметрам динамики функциональных показателей, «Президентские игры» показателей физического развития и физической (двигательной) подготовленности (2 раза в год). По каждому виду испытаний на основании рекомендаций медиков и педагогов были подобраны тесты как эталонная база для сравнения результатов.

Этот учебно-методический комплекс предусматривает использование таких уроков, как:

уроки здоровья (в основном, это уроки в начальной школе). Главная задача этих уроков – закаливание. Большая их часть проходит на улице; образовательные уроки, на которых после теоретического изучения формируются определённые навыки; тренировочные уроки, на которых с помощью различных приёмов и методов закрепляются и совершенствуются навыки; контрольные уроки, уроки-зачёты проверки знаний, умений, навыков.

Инновационный характер образовательных технологий.

Для формирования ключевых компетенций у учащихся я использую инновационные современные образовательные технологии.

Технология «Учебная игра» в отличие от традиционного обучения, в развивающем обучении учебная игра моделирует процесс исследования реальной или имитационной проблемной ситуации, самостоятельного принятия решения в соответствии с правилами игры и моделью социального взаимодействия, оценочную деятельность при анализе принятых решений и достигнутых результатов ( в том числе и учебных). Варианты технологий на основе учебной игры различают по целевой направленности, способу моделирования, содержанию деятельности, детерминированности деятельности участников правилами или руководством учителя, степенью имитации реальных проблем и процессов и т. д.

Технология «Обучение в сотрудничестве» является наиболее эффективной технологией личностно-ориентированного образования. На уроке создаются условия для взаимопомощи и индивидуальной поддержки. Каждый ученик выполняет задание определённого уровня, которое соответствует индивидуальным особенностям, опыту, интересу. Успех группы зависит от вклада каждого, что стимулирует индивидуальную ответственность каждого и ответственность группы за всех. Я постоянно корректирую деятельность учащихся в группах. На таких уроках формируются культура общения, развиваются коммуникативные умения, навыки самостоятельного учения, осуществляется социализация личности.

Технология «Лестница достижений» даёт возможность овладеть учебным материалом на разных уровнях, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности. Является одной из наиболее эффективных технологий разноуровневого обучения в личностно-ориентированном образовании. В основании «лестницы» представлены задания базового уровня, обязательные для выполнения каждым учеником. Они составляют наибольшее количество от общего числа заданий. Над ними надстраиваются более сложные задания, требующие самостоятельного применения знаний и умений базового уровня. Таких заданий предлагается в меньшем количестве. Следующая ступенька содержит ещё меньшее количество заданий, но требующих для своего решения не только знаний, но и догадки. Таким образом, каждая следующая ступенька содержит задания, требующие всё более высокого уровня умений и способностей.

Технология проблемно-исследовательского обучения активизирует и развивает качество продуктивного мышления и творческие способности, стимулирует познавательные мотивы. Моделирует процесс научного исследования, помогает овладеть учащимся способами познания, наблюдения, сбор данных, анализ, аргументация, обобщение. Создаёт условия для овладения методами и способами научного познания, исследовательскими навыками, поисковыми процедурами.

Формы обобщения и распространения опыта на муниципальном уровне

Мой педагогический опыт обобщается  и распространяется в следующих формах:

  • провожу открытые уроки;
  • участвую в конференциях, методических семинарах;
  • публикации в СМИ и интернет-сайте;
  • участвую в судейской коллеги на районных республиканских соревнованиях.

6. Обеспечение непрерывности профессионального образования учителя

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

1. «Повышение профессиональной компетентности учителя физической культуры в условиях модернизации образования» Элиста, 2012 год.

В 2012 году республиканской аттестационной комиссией мне была присвоена первая квалификационная категория по должности учитель.

Общественная активность педагога.

1.Член аттестационной комиссии

-школьный уровень

2.Член судейской коллегии на соревнованиях муниципального и республиканского  уровня.

3.Член Профсоюзного комитета

4. Член избирательной комиссии

    Считаю, что творческий поиск путей совершенствования урока, рациональный выбор форм приемов обучения, оптимальное использование режимов работы, педагогический такт, знание детской психологии позволяют мне добиваться высокого уровня умений и навыков учащихся по основным видам работы.

И в заключении хочется подчеркнуть, что школа изменила  мой характер, она научила меня быть добрее, терпимее к людям, быть менее категоричным в суждениях, понимать, что всегда существует другая точка зрения, нежели моя, научила быть тактичным при общении с людьми.

И этому я учу своих детей.