Физическое воспитание в семье
статья по физкультуре на тему

Татьяна Семеновна Ластовка

Развитие социального института семьи в последние десятилетия отмечено существенными противоречиями. Статистически это выражается увеличением количества разводов, ростом числа неполных семей, падением рождаемости, возрастанием процента одиноких людей брачного возраста,

Современная семья уже отошла от традиционной модели внутрисемейных отношений, но еще не до конца выработала новую. 1'реализовать идеалы равенства, взаимного уважения„демократизации семейной жизни оказалось очень непросто.

Возросшая социальная активность женщин, высокий уровень образования (темп роста уровня образования у женщин выше) привели к изменению их самосознания. Занимая равное с мужчинами положение в обществе, они требуют и соответствующего положения в быту, в семье.

Очень значительную, но, к сожалению, часто недооцениваемую роль в стабилизации и гармонизации семьи играют физкультура и спорт. Семейная физкультура означает не только оздоровление, повышение физической и умственной работоспособности, физическое совершенствование, но и сплочение семьи, воспитание детей, да и воспитание (или самовоспитание — как угодно) самих взрослых тоже. Трудно даже сказать, какие из этих целей более весомы для членов семьи и общества в целом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_lastovka.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Физическое воспитание в семье»

учителя физической культуры

гимназии № 446

Ластовки Татьяны Семеновны.

2014-2015 учебный год


Содержание

  1. Предисловие
  2. Физкультура в семье
  3. Гигиена «физкультурной» семьи
  4. Физкультура для малышей (от 1 до 3 лет)
  5. Дети. Путь к совершенству – через преодоление
  6. Особенности физкультуры для женщин
  7. Люди пожилого возраста
  8. Спорт
  9. Выводы
  10. Использованная литература

2. Физкультура в семье

Развитие социального института семьи в последние десятилетия отмечено существенными противоречиями. Статистически это выражается увеличением количества разводов, ростом числа неполных семей, падением рождаемости, возрастанием процента одиноких людей брачного возраста,

Современная семья уже отошла от традиционной модели внутрисемейных отношений, но еще не до конца выработала новую. 1'реализовать идеалы равенства, взаимного уважения„демократизации семейной жизни оказалось очень непросто.

Возросшая социальная активность женщин, высокий уровень образования (темп роста уровня образования у женщин выше) привели к изменению их самосознания. Занимая равное с мужчинами положение в обществе, они требуют и соответствующего положения в быту, в семье.

Очень значительную, но, к сожалению, часто недооцениваемую роль в стабилизации и гармонизации семьи играют физкультура и спорт. Семейная физкультура означает не только оздоровление, повышение физической и умственной работоспособности, физическое совершенствование, но и сплочение семьи, воспитание детей, да и воспитание (или самовоспитание — как угодно) самих взрослых тоже. Трудно даже сказать, какие из этих целей более весомы для членов семьи и общества в целом.

Семья — это коллектив единомышленников. Все члены семьи должны неуклонно соблюдать правила, от которых зависит их здоровье. Нужно всегда помнить, что главное в занятиях физической культурой, спортом -- систематичность и регулярность. Эти занятия должны стать органической частью повседневной жизни и быта каждой семьи.

Физкультура человека, как и культура в целом, «характеризуется», в частности, такой важной особенностью,  как перманентность (непрерывность), и требует, образно говоря, постоянной "подпитки". Забросил её — даже на короткий срок — и отстал, потерял форму. И вот ты уже слабее своих сверстников... Так что одна из обязанностей родителей научить своих детей нс только любви к физической культуре и спорту, но и к постоянству этой любви. Поможет в этом понимание, что мир физкультуры и спорта чрезвычайно разнообразен, и каждый — именно каждый, без всякого преувеличения! — может найти в нём область по душе и по способностям.

В совместных семейных занятиях физкультурой кроются огромные возможности и для повышения воспитательного потенциала семьи, улучшения отношений родителей с подростками, особенно с "трудными". Физкультура и спорт раскрепощают родителей и детей, увеличивают "потенциал доверия" семьи. При этом исчезают, становятся как бы незаметными естественные различия во взглядах на жизнь обусловленные возраста".

Большую часть времени члены семьи заняты различной деятельностью: отец и мать работают, дети учатся, бабушки и дедушки (пенсионного возраста) хлопочут по хозяйству. Занятие, которое увлекало бы


и объединило всех членов семьи, найти весьма затруднительно. Просмотр телепередач? Не то — здесь у всех разные интересы. Игра на музыкальных инструментах, живопись, общее хобби? Превосходно, но не для всех годится; тут нужны и таланты, и наклонности, и особый склад характера, и многие другие слагаемые.

Можно назвать увлечение, которое будет одинаково полезно и привлекательно и для детей, и для взрослых. Оно не только укрепит здоровье членов семьи, но и сплотит их в дружный коллектив, даст старшим почувствовать себя моложе, а молодым — вырасти гармонично развитыми людьми, Это — "семейная физкультура"'. На первый взгляд физические упражнения (потому они так и называется) влияют лишь на физический облик человека, не затрагивая его духовной сферы. Но, как «сказали многочисленные примеры, именно семейные занятия физкультурой, являются средством укрепления здоровья, в то же самое время, при правильной организации, творческом к ним подходе, способствуют и успешному решению сложного комплекса проблем семейной педагогики. Возьмём простейший пример. Систематичность, обязательность занятий (а не от случая к случаю: сегодня мы делаем зарядку, а завтра — нет настроения, хочется спать), несомненно, воспитывают «волю и у детей, и у родителей. Преодоление трудностей (а они непременно встретятся в занятиях), совместное достижение поставленных цели, взаимопомощь  в трудных ситуациях воспитывают, с одной стороны. уверенность в своих силах, а с другой — готовность и желание всегда прийти на выручку тому, кто нуждается в поддержке. А ведь все эти качества человеческого характера особенно важны для юного человека, вступающего в жизнь. И ещё об одном важном аспекте нашей темы.

В последнее время периодическая печать, телевидение., художественная литература и театр уделяют серьёзное внимание одному и:-, распространённых сейчас социальных недугов — духовной разобщённости людей, и, что самое тревожное, людей близких. Как часто сейчас в разнообразных опросах, беседах, интервью приходится слышать или читать: "мы перестали понимать своего ребёнка", "я не вижу в своих родителях друзей", '"между нами возникла какая — то отчуждённость..." Разве не трагедия это для родных, безусловно отражающаяся и на моральном здоровье общества в целом? Мы далеки от того, чтобы объявить семейные занятия физической культурой панацеей от этой "болезни". Но то, что они могут стать здесь одним из самых действенных "профилактических и лечебных средств"., не вызывает сомнения. Уже сами по себе совместные занятия физическими упражнениями, независимо от того„какие формы вы для них выбираете, неизбежно способствуют возникновению положительной эмоциональной атмосферы в семье нс только в продолжении занятий, но и в остальное время.

Семейная физкультура, воспитывающая способность сочувствовать., желание прийти в трудной ситуации на помощь не оставляет места равнодушию, чёрствости, эгоизму. Интерес к спортивным занятиям, радость, получаемая от них, формируют у детей потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом, которая, как правило, сохраняется навсегда.

Физкультура и спорт — это та сфера, которая раскрепощает родителей
и детей, уменьшает дефицит их общения, прививает иммунитет против
вредных привычек.

3.Гигиена «физкультурной» семьи

Чтобы занятия физической культурой и спортом приносили максимум пользы, укрепляли здоровье и физически развивали ее членов, необходимо строгое соблюдение гигиенических требований. Они сводятся к выполнению всеми членами семьи режима труда и отдыха, правил личной гигиены, к организации рационального питания, использованию дополнительных гигиенических средств повышения работоспособности.

Основой здорового образа  жизни является рациональный режим дня. При правильном режиме вырабатывается слаженный ритм деятельности физиологических систем организма, формируется динамический стереотип, на поддержание которого требуется всё меньше напряжения.

При организации режима учитывают колебания работоспособности на протяжении дня. Не рекомендуется проводить тренировочных занятий сразу после пробуждения от ночного или дневного сна, особенно при их направленности на развитис координации движений, быстроты и силы, а также перед сном (после 20 часов). Оtпимальное время для занятий физкультурой: от 10 до 15 часов и от 16 до 20 часов.

Рациональное питание подразумевает правильный режим питания. Время питания (приёма пищи) должно быть строго определенным и его следует неукоснительно придерживаться. Принимать пищу непосредственно перед занятием физкультурой или закаливающими процедурами нецелеобразно. Это ведёт к плохому её перевариванию и усвоению, мешает выполнению физических упражнений. Пища дольше остаётся в желудке, вызывая ощущение тяжести.

Не рекомендуется принимать пищу сразу же после занятий физкультурой. Только через 20 -- 30 минут после занятий создаются нормальные условия для пищеварения.

Завтрак должен быть за 1 -- 1,5 часа до занятий физическими упражнениями. Обед — за 2 — 3 часа до занятий, ужин — за 1 — 2 часа до сна. Тренироваться (и выступать в соревнованиях) натощак недопустимо. Непродолжительные утренние занятия сразу после сна могут проводиться натощак. За 15 — 20 минут до продолжительного бега (30 — 60 минут) следует выпить стакан фруктового сока или напитка. Сбалансированное питание играет важную роль в повышении работоспособности, является залогом крепкого здоровья, отличного настроения, успехов в труде и спорте. Полноценность питания зависит от правильного распределения основных питательных веществ — белков, жиров, углеводов в примерном соотношении 1:1:3,8.

При занятиях физкультурой и спортом питьевой режим имеет ряд особенностей. Потери воды после соревнований и тренировок очень значительны, поэтому их необходимо возмещать постепенно в течении  2 3 дней. Большой количество воды, принятое за один раз, переполняет кровяное русло, нарушает водно-солевое равновесие организма. Суточная же потребность в воде взрослого человека составляет примерно 2 -2,5 литра.

Сон — самый эффективный способ снятия умственного и физического утомления, восстановления энергетических ресурсов нервных клеток, работоспособности. Для отдыха центральной нервной системы подросткам и детям достаточно 9-11 часов в сутки, 20-50летним – не менее 8, людям постарше – 6-7 часов.

Необходимо выработать рефлекс ложиться и вставать в одни и те же часы. Лучшее время для сна – период с 23 до 8 часов утра.

Важным условием для нормального сна является правильный режим жизни: насыщенный трудовой день, интересная работа, умелое сочетание умственной и физической нагрузки, рациональный режим питания, активный отдых, занятия различными видами физической культуры и спорта.

"Движение - это жизнь!"
(Вольтер)

4. Физкультура для малышей (от 1 до 3 лет)

В последние годы многие молодые родители, заботясь о всестороннем развитии детей, уже с первых месяцев их жизни немало внимания уделяют физическому воспитанию грудных малышей. При этом используют массаж, гимнастику, закаливание.

Но вот прохиодит год, полтора… У родителей появляется много новых забот по воспитанию ребёнка: ведь именно у 2-3 летних детей формируется характер, закладываются основы нравственного и эстетического воспитания. Hо когда врачи говорят, что детям от 1 до 3 лет регулярные занятия физической культурой, родители„как правило, бывают крайне удивлены: «Ну зачем нашему ребёнку физкультура.. если он и так ни на минуту не присядет? Всё

время в движении!»

Действителыю, многие дети этого возраста весьма подвижны. И, тем не менее, регулярные, правильно организованные, целенаправленные занятия в форме гимнастики, подвижных игр, спортивных развлечений крайне необходимы. Они имеют огромное оздоровительное и воспитательное значение. Почему? Именно в возрасте 3 лет организм ребёнка наиболее эластичен, и любое, даже самое незначительное, но систематический повторяемое воздействия оказывает большое влиянис на его развитие.

Движение — од1ю из важнейших условий нормального роста и различия детей. С ним неразрывно связано развитие нервной системы. Оно же способствует росту и укреплению мышц, всего опорно-двигательного аппарата, лучшему обеспечению клеток кислородом, развивает, стимулирует, тренирует весь организм. Родители не должны ограничивать непоседливого ребёнка, а постоянно содействовать его стремлению беспрестанно двигаться. С первого месяца жизни младенца надо выкладывать на живот, не пеленать туго, руки оставлять свободными, во время бодрствования переворачивать, побуждать к ползанию, играть с ним. Начиная с 3 — 4 1!Сдсль ребенку рекомендуется массаж, а с 1,5 месяцев жизни — гимнастика (малышам предлагается до 40 видов различных гимнастических упражнений).

Специалисты заметили, что даже при большой подвижности у детей движения обычно бывают однообразными, в работу вовлекаются не все мышцы, а лишь их часть — чаще всего одни и те же группы. Всё это не даёт достаточного физиологического эффекта. К тому же, если не следить за ребёнком, не учить его, как надо правильно выполнять то или иное движение, то у него прочно и надолго закрепится навык неправильного выполнения движения. Нередко это сочетается и с неправильной позой ребенка. Всё это может быть причиной неравномерного развития мышц, нарушения осанки, искривления г1озвоно шика, что в свою очередь, затрудняет деятельность, рост и развитие внутренних органов.

При специальных занятиях физкультурой в работу вовлекаются буквально все мышечные группы и суставы. От них в головной мозг идет целый ноток сигналов-имнульсов. Эти импульсы стимулируют развитие центральной нервной системы, повышают её тонус, то есть рабочие возможности. А центральная нервная система в связи с этим посылает в обратном направлении к рабочим исполнительным органам (мышцам, сердцу, легким) увеличенное количество импульсов, что приводит, в свою очередь, к повышению их функционального состояния, способствует их развитию и укреплению.

Под влиянием систематических занятий физической культурой в мышцах происходят отчетливые изменения, энергетические процессы в них становятся все более экономными и эффективными, мышечная масса нарастает, повышаются ее функциональные характеристики, заметно увеличиваются жизненная ёмкость и максимальная вентиляция легких.

Как правило, у детей, занимающихся физкультурой, деятельность сердечнососудистой системы становится более экономной: пульс у них реже, а выброс крови за каждое сердечное сокращение больше, то есть повышается кровоснабжение мышц и других органов.

Улучшается обмен веществ: увеличиваются запасы гликогена в печени, возрастает активность ферментов, участвующих в обмене белков, жиров и углеводов. Поэтому в организме создаются запасы источников энергии. При этом повышается способность организма после нагрузки, сопровождающейся большой тратой энергии, быстро восстанавливать эти запасы. Вот почему во всех детских учреждениях нашей страны малыши систематически занимаются физической культурой.


5. Дети. Путь к совершенству — через преодоление.

Спортивные упражнения — мощное средство всестороннего воспитания детей и подростков: они не только улучшают физическое состояние ребенка, но и способствуют реализации целого ряда задач нравственного, эстетического и трудового воспитания, стимулируют они (что очень важно в детском возрасте) и развитие психических и волевых качеств. Занятия физкультурой, подвижные игры, крайне необходимы детям. Они не только тренируют сердце и сосуды, дают им запас прочности на долгие годы жизни, по и развивают мышцы — "периферическое сердце", которое при необходимости приходит на помощь организму.

Арсенал современной физической культуры содержит огромное количество разнообразных спортивных упражнений. Причем он постоянно пополняется за счет как возникновения новых дисциплин (аэробика и скейтбординг, например), так и возрождения старых Выбор очень велик, и, чтобы не ошибиться в нем, надо уметь ориентироваться в этом обширном и прекрасном мире.

Спортивные упражнения отличаются друг от друга по содержанию и форме. К содержанию относятся как действия, входящие в физические упражнения, так и процессы в организме, происходящие по ходу выполнения упражнения. Формы же спортивных занятий, как уже говорилось, очень разнообразны, и каждый может выбрать для себя наиболее подходящую, отвечающую и физическим возможностям, и склонностям, и особенностям личного режима, и распорядку дня, и, конечно, возрастным особенностям. Обучение физическим упражнениям должно рассматриваться как целостный воспитательно-образовательный процесс. Он не даст эффекта, если будет проводиться от случая к случаю. Кроме того, системность занятий позволяет лучше видеть и сдвиги в развитии ребенка, и промахи в методике, и специфику перехода от одного упражнения к другому. Систематически занимаясь с ребёнком, вы, наверное, заметите, что усвоение нового всегда требует от него определенных физических и психических усилий. Это естественно новое спортивное упражнение всегда противоречиво по отношению к достигнутому уровню развития и приобретенным ранее двигательным умениям и навыкам. Но именно преодоление этого противоречия и составляет основную движущую силу физического развития. Преодоление трудностей, достижение цели, новые мышечные ощущения, и, конечно, оценка достигнутого ребенком дают ему чувство удовлетворения, способствуют стремлению к ещё большим достижениям. Этот сложный процесс должен быть всегда под наблюдением. Однако направляющее вмешательство не должно сковывать самостоятельность ребенка в проявлении его усилий преодолеть все ещё недостаточное умение: чем больше элементов самодеятельности он ощущает, тем больше интереса и положительных эмоций. Сообщая детям необходимые сведения об игре или спортивном упражнении, уточняя представление о выполняемом двигательном действии, надо в то же время стремиться развивать их воображение, активизировать мысль.

Нередко дети испытывают дефицит общения с родителями. Физкультура и спорт — это та сфера, где, во-первых, этот дефицит к обоюдной пользе уменьшается. Во-вторых, именно здесь родители (особенно отец, чей традиционный авторитет в современной семье пошатнулся) всегда будут образцом для ребенка. Втянув "наследника" или "наследницу" в мир физического совершенства и гармонии, они "привьют" ему иммунитет против никотина, алкоголя и других вредных привычек, возбудят как бы цепную реакцию, которая приведет в будущем к появлению здоровых внуков.

Говоря о необходимых родителям знаниях, пора более основательно разобраться в уже упоминающихся понятиях — таких. как индивидуализация, умения, навыки (в контексте темы) и физические качества. Эго связано, в частности, с тем, что на разных стадиях занятий придется решать такой, например, вопрос: что выбирать для освоения — два спортивных умения или навык в каком-то одном? И какое из них — силу или быстроту, ловкость, выносливость или гибкость?

Начнем с Индивидуальности. В нашем случае это оценка индивидуальных типологических особенностей ребенка (роста, веса и так далее) и их учет при построении процесса физического воспитания, выборе средств, методов и форм занятий.

В общеподготовительных, общеразвивающих занятиях физкультурой, цель которых — освоение жизненноважных (и потому обязательных для всех двигательных умений и навыков)и развитие физических качеств, индивидуализация практически означает обоснованный подбор методов обучения и воспитания, а также использование дополнительных средств, основанных на присущих конкретному ребенку особенностях. Но это не всё. Индивидуализация предусматривает также внимание к врожденным задаткам с целью их развития и к недостаткам — с целью их компенсации.

6. Особенности физкультуры для женщин.

От женщины во многом зависит благополучие и счастье семьи, физическое и духовное здоровье подрастающего поколения. В наш век, век перегрузок, женщине очень трудно совмещать производственную работу с домашней, и нередко её психика страдает от перегрузок. А здоровье самой женщины обусловлено ее образом жизни, в том числе и двигательной активностью. Ведь недостаточные физические нагрузки наряду с избыточным питанием, нервными стрессами и вредными привычками не случайно отнесены к числу так называемых факторов риска. увеличивающих вероятность возникновения различных заболеваний и l3 конечном итоге укорачивающих человеческую жизнь.

На долю женщины, наряду с производственной и учебной нагрузкой ещё приходится и большая часть домашней работы (а нередко, к сожалению, и вся целиком!). Двигаться женщине приходится значительно больше, чем мужчине, но означает ли это, что женщине занятия физическими упражнениями нс так уж необходимы?

Отнюдь нет! Ведь каждой женщине хочется быть не только здоровой и физически крепкой, но и изящной, грациозной, красивой и ловкой. Да и всей семье так нужна бодрая и жизнерадостная хозяйка и мать!

Для того чтобы не утратить здоровья и привлекательности, конечно, недостаточно обычных движений, связанных с повседневным трудом на работе и дома. Более того, такая нагрузка, приходясь главным образом на определенные, всегда одни и те же группы мышц, может привести к нарушениям осанки и некоторым деформациям скелета, смещению внутренних органов. Поэтому обязательны упражнения, вовлекающие в работу все основные группы мышц, позволяющие увеличить и сохранить подвижность в суставах и позвоночнике, формирующие правильную осанку, воспитывающие непринужденность, легкость движений. От этого во многом зависит внешний вид женщины. Привлекательная наружность и изящная фигура говорят не только о здоровье, но и в немалой степени определяют и психологическую устойчивость, хорошее настроение, уверенность в себе, работоспособность и активность. К тому же спортивный облик женщины и ее любовь к физической культуре немаловажны и для правильного воспитания детей.

Но какие бы формы занятий и комплексы упражнений вы не выбрали бы для себя, есть общие положения и принципы, которых следует при этом придерживаться.

Прежде всего, надо учитывать некоторые особенности женского организма. У женщин меньше по сравнению с мужчинами внутренние органы. У них слабее развиты костная и мышечная системы. Женское сердце меньший по объёму и величине своих камер, то есть желудочков и предсердий. Количество крови, которое оно выбрасывает при каждом сокращении, а сердцебиения учащенней, чем у мужчин. Жизненная емкость легких у женщин значительно меньше. Например, за минуту в легких мужчины вентилируется 5-7 литров воздуха и поглощается до 2 литров кислорода, а женские легкие вентилируют 3 — 5 литров воздуха и поглощают лишь 1,5 — 1,8 литра кислорода. Вес мышечной ткани по отношению к весу тела у женщины в среднем составляет 32%, а жировой ткани — 28% . У мужчин эти показатели составляют соответственно 40 и 18% . У женщины, по сравнению с мужчиной, как правило, меньший рост, меньшая мышечная сила, более легкий скелет и иные пропорции тела, меньшие функциональные возможности систем дыхания и кровообращения, большая возбудимость нервной системы, более эмоциональная возбудимость. Периодичность эндокринных процессов и детородная функция накладывают отпечаток на всю остальную деятельность женского организма.

Правда, по мере роста тренированности, функциональные возможности организма женщины приближаются но ряду показателей к мужским, о чем можно судить по спортивным достижениям. И все же последние, и частности уровень рекордов, составляют не более 70 — 85% но отношению к мужским.

У женщины больше подвижность позвоночника и суставов, выше эластичность сумочно-связочного аппарата суставов. Центр тяжести у женщины расположен несколько ниже, а сердце меньше мужского на 10 — 15%, способность же к максимальному поглощению кислорода и предельному увеличению циркуляции крови меньше примерно на 25% . Большие физические нагрузки вызывают более выраженные сдвиги в основных функциях организма, восстановление происходит медленнее, эмоциональный фонд менее устойчив.

В силу сказанного, нагрузки, связанные с проявлением значительной силы и выносливости, длительными статическими напряжениями, резкими сотрясениями внутренних органов (что бывает при столкновениях, падениях), женщинам не рекомендуются (конечно, здесь не идет речь о спорте высших достижений, где благодаря целенаправленным тренировкам с юного возраста значительно расширяются функциональные возможности организма). И напротив, упражнения на гибкость, равновесие, ловкость, координацию движений показаны всем женщинам, так как соответствуют особенностям женского организма.

Для занятий необходимо подбирать разносторонние упражнения с тем, чтобы обеспечить кроме развития уже упоминавшихся физических качеств и общее функциональное совершенствование организма: улучшение обмена веществ и эндокринных функций, повышение общей устойчивости и сопротивляемости организма и др.Следовательно, женщинам нужны как упражнения, повышающие общую физическую подготовленность (ходьба, бег, плавание, лыжи, коньки и тд), так и различные гимнастические комплексы. При всем значении для здоровья человека, например, бега, глубоко заблуждаются те его поклонники, кто убежден, что только с помощью бега можно добиться должного успеха. Так, женщинам особенно необходимы занятия гимнастикой. Возрастных ограничений здесь практически не существует. Даже начав занятия в сравнительно пожилом возрасте, вы уже через 2 — 3 месяца почувствуете, что ваше самочувствие и настроение улучшились, появилась бодрость, жизненный тонус повысился.

Воспитывая у девочек с раннего детства привычку заниматься гимнастикой (девочки — подростки, девушки вполне могут повторять все гимнастические упражнения, которые делает мама), вы поможете им вырасти не только здоровыми и крепкими, но и красивыми. Ведь красота — это не одни только тонкие черты лица и грациозная фигура, но в значительной степени и грациозные движения, мягкость и женственность. А стремление быть красивой и привлекательной присуще каждой женщина и девочке.

"Ничто так не истощает и не

разрушает человека, как

продолжительное физическое бездействие"

(Аристотель)

7. Люди пожилого возраста.

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как " физическое, духовное и социальное благополучие, а не только отсутствие заболеваний и дряхлости"

Оказалось, что мозг и мышцы стареют тем меньше, чем активнее и регулярные мы их используем. Физические упражнения ведут к продлению активной жизни, благотворно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшают обмен веществ, обеспечивают хороший психический настрой, уменьшают риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, сокращают дегенеративные изменения в организме, приводящие к таким болезням людей среднего и пожилого возраста, как ревматизм, артрит и др, тренируют эластичность мышц, связок и сухожилий, подвижность суставов, осанку. Слабая физическая подготовленность людей среднего и пожилого возраста часто объясняется недооценкой физических возможностей организма, его работоспособности и преувеличением пользы нерегулярных физических упражнений. Конечно, работа в воскресный день на дачном участка приносит определенную пользу, но в силу нерегулярности повысить уровень физической подготовки человека такие разовые нагрузки не могут.

Частой причиной ухудшения здоровья и физической подготовленности в этом возрасте является уменьшение возможностей для приложения физических усилий в повседневной жизни. Ученые советуют полнее извлекать пользу из физической активности в повседневной деятельности. Они рекомендуют пожилым людям постараться выработать хорошую осанку и манеру держаться, при ходьбе пружинить ноги, сосредотачивать внимание на глубоком дыхании, не забывать о впечатлении, производимом на окружающих.

Безусловно, не все физические упражнения одинаково доступны и полезны пожилым людям. Чем старше человек, тем меньше подходят ему упражнения, требующие сильного физического напряжения, большой ловкости и быстроты. Пожилым людям можно рекомендовать прогулки пешком, оздоровительный бег, лыжные переходы и катание на коньках зимой, игры с мячом, городки, плавание и езду на велосипеде летом.

Закаливание — необходимый компонент подготовки к здоровой, активной старости. Современный образ жизни сделал нас более изнеженными и восприимчивыми к переменам погоды, атмосферного давления и температуры воздуха, и главным образом к холоду и сырости. Если пожилой человек восприимчив к переменам погоды, то холод и дождь или снег и ветер могут вызвать у него переохлаждение организма. Охлаждение и простуда как таковые не являются болезнью, но могут способствовать появлению болезни тем, что ослабляют защитные функции незакаленного организма. Назову хотя бы

наиболее распространённые сопутствующие простуде заболевания: катар верхних дыхательных путей с насморком и кашлем, грипп и даже воспаление

лёгких.

Закаливание повышает невосприимчивость организма к болезням. Если закаленный человек все же заболеет катаром верхних дыхательных путей, то течение болезни обычно менее интенсивно и в большинстве случаев короткое.

Необходима ежедневная гигиеническая гимнастика. При подбора упражнений следует учитывать, что для пожилых людей наиболее полезны те, которые укрепляют преимущественно мышцы туловища и сохраняют гибкостью подвижность позвоночника. Болгарские ученые установили, что современный образ жизни, при котором значительную часть времени человек проводит сидя, приводит к тому, что недостаточно загруженные мышцы и мышечные группы укорачиваются Поэтому расслабляющие и растягивающие упражнения должны обязательно включаться в комплексы для лиц среднего и пожилого возраста. Показателем пользы упражнений для человека является отличное его самочувствие — радостное ощущение здоровья, бодрости, прилив энергии.

Нагрузки высокой интенсивности при систематических занятиях пожилых людей физкультурой должны быть исключены. Человека старят не годы — это делает неправильный образ жизни.

8. Спорт.

Спорт — как высшее проявление физкультуры был бы идеальным её элементом, желательным для любой семьи. Ведь это не только увлекательное и полезное для здоровья занятие.

Помимо физических качеств, спорт воспитывает еще и крепкую волю, уверенность и себе, настойчивость, терпение. А они необходимы каждому человеку, чем бы он в своей жизни не занимался. Спорт укрепляет здоровье ребенка. способствует развитию творческих, духовных способностей.

Существует немало мотивов, побуждающих человека заняться спортом. Одни хотят стать сильными, научиться хорошо, скажем, бегать на коньках, плавать, боксировать... Других привлекает игра, дух соревнования, борьба. Самые честолюбивые стремятся побеждать, бить рекорды (и в этом нет ничего предосудительного). Но какими бы мотивами человек не руководствовался, спорт, при правильном к нему отношении, принесет огромную пользу и самому занимающемуся, и его..."спортивной семье", несмотря на все трудности (которые сстъ в любом деле, если относится к нему серьезно).

9.Выводы.

~ Физкультура и спорт необходимы для жизни любого человека, так как они

оказывают огромное влияние не только на физическое состояние, но и на

душевное и эмоциональное состояние организма
~ Семейные занятия физической культурой сохраняют целостность семьи,

поддерживают в ней спокойствие.

~ Чтобы добиться необходимого результата при занятиях физкультурой и

спортом, нужно строго соблюдать правила и принципы выполнения

упражнений, а также придерживаться гигиенических требований.

~ Для нормального развития человека начинать заниматься физической

культурой необходимо уже с первых месяцев жизни.

~ Не для всех членов семьи подходит единый комплекс физических

упражнений. Физкультура для малышей, женщин и пожилых людей имеет

свои специфики и особенности.

~ Занятия физкультурой играют большую роль в формировании взглядов на

жизнь и в становлении личности у детей и подростков. В частности, связь

физкультуры с окружающим миром помогут избежать вредных привычек

и пристрастий.

~ Физическая культура и спорт вносят большой вклад в воспитание не

только детей, но и их родителей.


10.Использования литература.

1. Воробьев А. Н. "Семья спортивная".

2. Губа В. П. "Что может ваш ребёнок'.

3. Гук Е. П., Полицейский С. А. "Физкультура и закаливание в семье".

4. Кознова Т. В., Рябухина Т Л. " Физкультура дня всей семьи". Москва.

"Физкультура и спорт", 1990.

5. Хайрова Ю. А. "Умеете ли вы отдыхать?". Москва. "Физкультура и

спорт",1988.

6. Хрущёв С. В. "Физическая культура ребенка (от I до 3 лет)".

7. Чимаров В М. "Основы здоровья детей" Ташкент. Издательство имени

Ибн Сины, 1993.

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы физического воспитания в семье

Воспитание ребенка в семье является важнейшим звеном в подготовке ребенка к школе и к жизни в коллективе и предъявляет к родительской заботе и любви особые требования.Не всегда лег...

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Человек не всегда рождается здоровым: мы рождаемся лишь потенциально способными быть здоровыми. Семья и школа должны дать основы валеологических знаний каждому ребенку – как познать себя и как сотвори...

Информация для родителей на тему:" Физическое воспитание в семье".

Даны рекомендации для родителей о физическом воспитании детей и о здоровом образе жизни....

Информация для родителей на тему:" Физическое воспитание в семье".

Даны рекомендации для родителей по физическому воспитанию и здоровому образу жизни ....

Физическое воспитание в семье

Материал для проведения родительского собрания по теме "Физическое воспитание в семье"  Родителям необходимо изучать стадии физического развития ребенка, а также его возрастные и индивидуаль...

"Адаптивное физическое воспитание в семье"

Развёрнутый план-конспект урока физической культуры в 10-х классах .Раздел : спортивные игры (воллейбол).Тема урока: совершенствоание техники нападающего удара , и одиночного блокирования....

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Консультация для родителей...