Восточные единоборства в единстве физического и духовного развития подростков.
методическая разработка по физкультуре на тему

Усс Виктор Анатольевич

  Единство физического и духовного развития, является  важнейшей задачей в  воспитании подростков.

  Восточные единоборства - одна из школ воспитания направленная на  комплексное физическое и духовное воспитание человека, способствующее гармоничному развитию личности.

 Восточные единоборства более обширно чем другие виды физической активности влияют на формирование психологического здоровья подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_ve_glava_1_avtosokhranennyy_gotovaya.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1.   Единство физического и духовного развития в разные исторические эпохи 
  2. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста
  3. Влияние окружающей среды на единство физического и духовного развития подростков .  
  4. Зарождение восточных единоборств
  5. Структура  восточных единоборств.

1.5.1 Базовые  восточные единоборства.

1.5.2Спорт и восточные единоборства

1.5.2 Восточные единоборства как средство рекреации.

1.5.4 Восточные единоборства как средство реабилитации.

1.6  Функции  восточных единоборств

 1.6.1 Общекультурные функции восточных единоборств

1.6.1.1. Эстетические функции восточных единоборств

1.6.1.2 Этические функции восточных единоборств

      1.6.1.3. Экологические функции восточных единоборств

1.6.1.4 Познавательная функция восточных единоборств  

1.7. Специфические функции восточных единоборств

1.7.1 Специфические функции обеспечения личной безопасности

1.7.2 Специфические профессионально-прикладные функции

1.7.3 Специфические функции психофизической направленности

1.7.4  Специфические развивающие и оздоравливающие функции

1.7.4  Специфические развивающие и оздоравливающие функции

1.7.6  Специфические рекреативно-реабилитационные функции

1.8  Назначение восточных единоборств как части физической культуры общества

1.9 Принципы  восточных единоборств        

1.9.1 Принцип единства и гармонии противоположностей

1.9.2  Принцип концентрации внимания

1.9.3 Принцип осознанности

1.9.4 Принцип прикладности

1.10 Специальное упражнение — основное средство и  метод восточных единоборств.

1.11 Современные восточные единоборства

1.1 Единство физического и духовного развития в разные исторические эпохи.

Афинское воспитание преследовало иные цели: «Более всего мы стремимся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом, ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство...» (Лукиан).

             Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина, члена военной общины. В Спарте «...почти все воспитание и масса законов рассчитаны на войну», — писал Аристотель .

            В Древнем мире появились попытки теоретического обоснования воспитания и обучения. Среди первых педагогов, соединивших опыт обучения и воспитания и теоретически осмысливших его, был знаменитый китайский мудрец Конфуций1 (551—479 до н.э.), слава о котором облетела весь мир, хотя он даже не оставил никаких письменных поучений. Он считается первым Учителем Китая, и память о нем сохранилась до наших дней.

Конфуций первым в истории возвысил человека, он был учителем человечности: «Прекрасна та деревня, в которой господствует человечность». До Конфуция признавались только боги, цари, герои; он же провозгласил: человек — творец культуры, создающий Прекрасное, Возвышенное и Должное, поэтому он не уступает богам. Очеловечивает человека способность осмыслить свою жизнь. Прежде чем поучать других, позаботься о собственном совершенствовании. «Будь мастером не ремесел, а собственного сердца, постигни смысл жизни в самоуглубленной работе сознания, для которой не требуются ни технические орудия, ни власть», — это главный завет Конфуция. Обучение имеет целью развить духовную чуткость ученика; подлинно образованный человек может сделать мир свободным. Самообладание, скромность, усердие, здравый смысл способны привести любого к вершинам мудрости. Великие свершения начинаются с малых дел. Мудрый учитель Кун понимал: чтобы воспитать человека, нужно помочь ему развиваться свободно. И он первым стал учить примером собственной жизни, он учил учиться, совершенствуя свою природу. Он первым в истории человечества провозгласил целью обучения развитие природных задатков человека.

      Особняком стояло рыцарское воспитание детей светских феодалов. Его содержанием было семь рыцарских добродетелей: езда верхом, плавание, владение копьем и мечом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать стихи и петь в честь дамы сердца. Презиралась книжная образованность. Хотя если окунутся в историю , то станет понятно, известные рыцари того времени имели хорошее образование.

    Франсуа Рабле (1494—1553) — французский писатель, в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» дал типичную картину воспитания того времени — отказ от физических и умственных нагрузок, порождающий лень, болезни, скуку. В романе представлен и идеал гуманистического воспитания, заключающийся в заботе о подготовке к жизни сильного физически, образованного и хорошо воспитанного юноши.

       Томливо Камшнелла (1568—1639) написал трактат-утопию «Город Солнца» (1602), где дал образец общества, основанного на равенстве, В трактате описаны те педагогические принципы, на которых строится воспитание: изучение наук, истории, традиций и обычаев; занятия искусством, ремеслами, общественно-полезным трудом; физическое развитие путем занятий гимнастикой, бегом, играми.

                 Итак, главными идеями педагогов-гуманистов являлись: забота о гармоничном развитии ребенка, основанном на его активности, стремление к нравственному, физическому, умственному совершенствованию детей, любовь к детям, отказ от физических наказаний, приобщение к труду.

      Физическое воспитание имеет большое значение, оно обеспечивает здоровье, которое необходимо для ведения дел и достижения благополучия. «Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире». Тот, у которого нездоровое и слабое тело, никогда не может быть счастлив

                Всестороннее гармоничное развитие — это цель школы, оно предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду.

В основе педагогической системы П.Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривал физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивал важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. «Необходимо, – писал автор, – чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения»[2, с. 15].

Говоря о единстве духовного и физического развития личности, Лесгафт считал, что гармоническое развитие возможно лишь при соблюдении принципа постепенности и последовательности напряжений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей каждого школьника. В третьей части работы «Семейное воспитание ребенка и его значение» он уделил особое внимание психологической и анатомо-физиологической характеристикам «периода возмужалости» (от 13 до 16 лет). Этот возраст, кстати, считают трудным и в школе, и в семье по настоящее время.

Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Лесгафт П.Ф. Избранные труды / Сост. И. Н.Решетень. - М.: ФиC, 1987.

1.2  Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста.

    Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый, он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как полуребенок, он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и Противоречивость характера, поведения и развития подростков, но дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания. "Отрыв" от детства и приближение подростков к взрослому состоянию отчетливо проявляются в тех своеобразных чертах физического и духовного развития, которые отличают их от младших Школьников. Прежде всего по-иному протекает физическое развитие средних школьников. В детском возрасте этот процесс носит более и менее спокойный и равномерный характер. В противоположность этому физическое развитие подростков характеризуется большой интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания. В этом смысле в физическом развитии подростков можно выделить три стадии, стадию, предшествующую половому созреванию, стадию полового созревания и стадию половой зрелости. На первой стадии отменяется усиление активности гипофиза и щитовидной железы. Это стимулирует физический рост и способствует усилению обменных процессов в организме. Однако физическое развитие происходит непропорционально: конечности растут быстрее, развитие же туловища несколько отстает. Внешне это проявляется в том, что у подростков руки и ноги кажутся несколько удлиненными, а движения их отличаются угловатостью и некоторой неуклюжестью. Вместе с тем отмечается неравномерность в процессе самого роста средних школьников: в отдельные периоды он то замедляется, то происходит слишком интенсивно. Этот процесс сопровождается окостенением скелета и уменьшением хрящевого вещества. Одновременно с этим развиваются мышечные ткани и, в частности, более тонкие волокна, что вместе с упрочением скелета придает подросткам большую физическую силу. При этом ряд ученых отмечают акселерацию (ускорение) этих процессов, которая выражается в том, что физическое развитие подростков в настоящее время происходит на 1-1,5 года быстрее, чем 30-40 лет назад./p>

Некоторые диспропорции наблюдаются также в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце растет быстрее, развитие же сосудов несколько отстает, что ведет к недостатку в притоке крови к отдельным органам и системам, к повышению кровяного давления и связанным с этим головным болям. Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, а мальчики и в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще недостаточно окрепли, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, а чрезмерные физические нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, перепрыгивание канав и других препятствий) нередко приводят к физическим травмам. Вот почему правильное дозирование физических нагрузок составляет важную задачу при организации практической деятельности подростков. Необходимость постоянного внимания и создания благоприятных условий для физического развития подростков (организация ежедневной утренней гимнастики, спортивно-массовых мероприятий, подвижных игр, обеспечение достаточного пребывания на свежем воздухе и т.д.) обусловливается также гиподинамией (от греч. hypo - приставка, которая используется в смысле "под" и которая указывает на понижение против нормы, и dinamus - сила, подвижность), т.е. недостаточной подвижностью учение, требующее усидчивости, может приводить к застойным явлениям в организме, к недостаточному кислородному питанию и отрицательно сказывается на физическом развитии учащихся.

     Развитие мозга, дальнейшее структурное формирование нервах клеток и ассоциативных волокон создают предпосылки для совершенствования познавательной деятельности подростков. Поступление же в кровь гормонов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизненного тонуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего настроения, то ухода во внутренние переживания, то жизнерадостности, то пассивности. В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков может появляться раздражительность, равнодушное отношение к учению, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а также многие недоразумения в отношениях с учителями и взрослыми. Но и периоды подъема энергии и активности подростков приносят немало беспокойств. Нередко они сопровождаются озорством, шалостями, стремлением показать свое физическое и моральное превосходство. Именно в такие периоды отдельные подростки проявляют "ложный героизм": тайком уходят из дома и устраивают в лесу "партизанские лагеря", организуют самовольные "путешествия" в другие города и т.д. Указанные "срывы" в поведении как раз и говорят о полудетскости и полувзрослости подростков, о недостаточном умении серьезно подходить к обдумыванию своих действий и поступков. Все это, безусловно, осложняет воспитание. Поэтому следует всячески щадить нервную систему подростков, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в учебе в периоды снижения успеваемости с тем, чтобы случайной двойкой не убить охоты к учению.

 Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся попять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению Рубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых Положений и убедительного доказательства. На этой основе у них Развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении домашних заданий.

   Особое значение в организации учебной работы подростков имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельности, т.е. развитие у них познавательных потребностей, интересов и мотивов учения. Следует иметь в виду, что стимулы не возникают сами по себе. Они формируются только тогда, когда учителя обращают внимание на эту сторону работы, о чем уже шла речь в главе о сущности и закономерностях воспитания. Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль за поведением учащихся как меры, предупреждающие шалости и необдуманные поступки.

Весьма рельефными представляются личностные особенности подростков, связанные с их положением в коллективе сверстников, с отношением к учителям и взрослым, а также к самим себе. Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению.

     Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают мечты о своем призвании и будущем. Подростки сопоставляют себя со сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят строго, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию.

1.3 Влияние окружающей среды на единство физического и духовного развития подростков .  

  При отсутствии естественных для дикой природы экстремальных средовых и социальных условий (беспощадная борьба за самку, борьба за жизненное пространство и жизнь потомства) у человека зачастую накапливается значительное количество нереализованной избыточной адаптационной энергии, которая, как правило, выплескивается в виде различных правонарушений, направленных против личности и устоев общества.

Каждому живому существу природой выделена избыточная адаптационная энергия для борьбы за самосохранение (поддержание внутреннего химического и температурного равновесия – гомеостазиса, а также ограждение себя от внешних разрушающих сил).

Итак, недогрузка функциональных структур организма приводит к их разрушению и дальнейшей неспособности к оптимальной адаптации.

С другой стороны, перегрузка также приводит к их разрушению, что выдвигает проблему обеспечения соответствия индивидуальных функциональных резервов предъявляемым функциональным (вегетативным, сенсомоторным, психомоторным и интеллектуальным) нагрузкам.    

Изолированное общество не может копировать взаимоотношения в природе, значительная часть которых решается силовым способом, но глубинные инстинкты (ОНО и Я) часто вступают в противоречие с социальными устоями цивилизованного общества. Таким образом, возникает необходимость выхода этой нереализованной специфической энергии, и значительная часть людей, которых общество не смогло социально воспитать, пытается направить ее против более слабых, не организованных между собой индивидов или вообще против общественных устоев.

По З. Фрейду, «Эрос» (любовь в широком аспекте) и «Тэлос» (разрушающие силы) существуют в человеке как силы, побуждающие к действию.

Причем, по данным социологических исследований (В. Свинцов, 1994), 31% исследованных людей относятся к альтруистам (добрым людям), 24% людей относятся к «зверям» и 45% – к группе «открытых добру».

Отсюда следует, что 45% людей нуждаются в социальном воспитании во избежание возможности их перехода в группу неисправимых «зверей». Причем следует заметить, что, по данным этих же исследований, алкоголь лишает значительную часть представителей «открытых добру» этого качества и делает черствыми к страданию «ближнего». Естественно, что действие наркотиков в этом аспекте еще более опасно.                              

Зачастую мы узнаем, что дети интеллигентных и зажиточных родителей попадают в банды. Причем их никто туда не тянет. Они этого хотят сами. В чем дело? Дело в желании занять социальную нишу, обеспечивающую ему безбоязненное существование, и он находит ее в сближении с теми, кого боится.

Подростки и юноши, занимающиеся в спортивных секциях по этому социальному мотиву, в криминал не попадают по трем причинам:

● абсолютная занятость интересной деятельностью;

● возможность реализовать инстинкт самоутверждения или самовыражения;

● наличие своей, но не криминальной «стаи», которая может тебя защитить от агрессоров.

В проблеме удержания асоциальных инстинктов, в развитии социально коммуникативного поведения действительно большая роль принадлежит физической культуре и спорту.       Физическая культура и особенно массовый спорт являются средством направления избыточной адаптационной энергии и агрессивности в безопасное для общества русло. Эта роль обусловлена тем, что спорт в значительной мере копирует психобиологические стрессы и безвредно для общества утоляет инстинкты самовыражения, самоутверждения и агрессии, поскольку приучает благодаря соревновательным условиям решать конфликтные ситуации мирным путем.

Спорт является средством объективной оценки качества учебных программ и методики функциональной и технико-тактической подготовки в спортивной, производственной, служебной деятельности.

Спорт удовлетворяет биологическую потребность в физических и психических стрессах.

Уместно обратить внимание на тот факт, что большинство детей любят смотреть или читать «ужастики», а вся кинематография кормится за счет боевиков и фильмов ужасов, что свидетельствует об их высокой востребованности у взрослого населения, о наличии глубинной готовности организма противостоять стрессам такого рода и наличием дискомфорта при их отсутствии.

К сожалению, наличие таких «произведений» воспитывает молодежь с непредсказуемым поведением, выводя его на подсознательный уровень.

Участие человека в учебно-тренировочном процессе и в соревнованиях с их этическими нормами ставит физическую культуру и особенно спорт на первое место среди средств снятия социально-психологической напряженности (Ю. А. Шулика и , 2002).

Однако необходимо повториться на тот счет, что руководство федераций некоторых видов спорта (футбол, единоборства) не учитывают морально-этического фактора соревновательных зрелищ на уровне высшего спортивного мастерства и не заботятся об обеспечении воспитательного фактора в процессе соревнований, чем наносят незаметный, но значительный вред человеческому обществу, воспитывая в людях звериные инстинкты (возьмем, к примеру, хулиганство футбольных болельщиков и т. д.).

Виды деятельности человека вообще и в том числе виды физкультурно-спортивной деятельности можно разделить на 5 основных групп с подгруппами (Г. Г. Наталов, 1976; Ю. А. Шулика, 1996) (схема 1.).

Схема 1. Классификация видов деятельности (в том числе видов спорта)

Если обратить внимание на суть данной классификации, то станет ясно, что каждый вид бытовой, производственной, физкультурно-спортивной и развлекательной деятельности имеет в себе особенности ее пространственно-двигательного содержания, эмоционально-психологических и физических нагрузок. Причем на верхнем уровне данной классификации размещен признак, обуславливающий выбор данного вида деятельности почти неосознанно, на генетическом уровне. Конечно, имеется в виду выбор, приведший к долгосрочной и эффективной деятельности. Для каждого блока видов деятельности характерны особенности функциональных нагрузок, развивающих, а в случае их непомерности разрушающих организм человека.

В преодолевающих видах спорта основная нагрузка ложится на опорно-мышечный аппарат и вегетативные функции.

В демонстрационных видах нагрузка ложится на опорно-мышечный аппарат и сенсомоторный аппарат управления сложнокоординационными движениями.

В спортивных играх – на все перечисленные системы и на работу механизма сенсомоторных коррекций в ситуативных условиях игры, что является наиболее утомляющим при желании адаптировать свою деятельность в соответствии с мгновенно меняющейся кинематической и динамической обстановкой. Кроме этого, в командных играх усложняется вопрос организации взаимодействия в коллективе.

В единоборствах к вышеперечисленным факторам сложности прибавляется фактор высокой психострессорности поединка.

Как видно, наиболее сложным и функционально тяжелым видом деятельности являются единоборства.

    1.4  Зарождение восточных единоборств

Индийское единоборство кэмпо завезённое в Китай послужило основой для зарождения множества школ воинских искусств в странах дальнего востока. Кэмпо зародилось  в Индии почти пять тысяч лет тому назад. Оно имеет довольно динамичную историю развития. Многое удалось сохранить из базовой техники этого искусства, но, конечно же, современная форма отличается от оригинальной индийской. Через соприкосновение с буддизмом, прохождение через различные культуры и принятие в себя элементов разного рода боевых искусств кэмпо постепенно развилось в свою современную форму. Различные стадии культурного развития человека необходимым образом повлияли на выработку приемов самообороны без оружия. У всех древних цивилизаций было нечто свое, в той или иной степени развитое. В зависимости от исторической необходимости некоторые атрофировались и исчезали, тогда как другие принимали формы стройных систем и пережили века. В Индии очень раннее кэмпо  так же как и другие виды самообороны без оружия, существовало уже около пяти тысяч лет тому назад, свидетелями чему являются сохранившиеся доныне настенные росписи и другие атрибуты той далекой эпохи. Ко времени возникновения буддизма индийское кэмпо уже оформилось в стандартизированное искусство. С самого начала кэмпо не считалось боевым искусством, но воспринималось, как и дза-дзэн (сидячая медитация), за аскетическую практику и метод очистительных предписаний в создании гармоничного единства духа и тела. В нем усматривали пользу для физического развития в противоположность ослабляющей тело изнурительной сидячей медитации.

С течением времени, Шоринджи стал известен не как центр дзэн-буддизма, но как оплот искусства единоборства без применения оружия. Однако в периоды своего раннего развития кэмпо, практиковавшееся в Шоринджи, не имело явно выраженной направленности. Оно. было время, относилось к Нало-джан, а затем воспринималось как стиль Арохан. В более поздние годы ему дано было название И-джинсин, чтобы отличать его от дзадзена.

              На основе синтеза китайского даосизма, буддизма чань и японского дзэна с дальневосточными боевыми искусствами возник уникальный феномен «дзэнских» видов борьбы, или искусств Будо — «воинского пути».

Таким образом, в течение последней половины первого тысячелетия до н. э. были впервые сформулированы те философские воззрения, которые послужили основой для интеллектуального содержания воинских искусств. Хотя некоторые искусства могли зародиться значительно позднее этой даты, условия для их развития уже были заложены.

В Китае кэмпо подверглось некоторым изменениям и под влиянием местного этноса трансформировалось в воинское искусство У-шу. Шаолиньское ушу - это традиционное название искусства рукопашного боя и способов владения оружием, зародившихся или развивавшихся в монастыре Суншань Шаолинь, что расположен в китайской провинции Хэнань административный центр - Чжэнчжоу в уезде Дэнфэн. Шаолиньское ушу широко распространено в Китае и за его пределами, оно является одной из древнейших ветвей ушу.(музруков)

Далее история ведёт нас на Окинаву, главный остров архипелага РЮКЮ- цепочке островов, протянувшейся на юго-запад от Японии до Тайваня. Окинава издавна была точкой соприкосновения между японской и китайской культурами. ). Столица Окинавы  портовый город Наха. Удачное географическое расположение способствовало развитию торгового сообщения с близлежащими государствами, особенно с Китаем и Японией.

 Именно здесь и зародилось воинское искусство, послужившее основой для создания каратэ. Искусство кулачного боя именуемое самими окинавцами ТЭ( рука) было завезено из Китая.

 Японцы, которые находились под сильным влиянием китайской культуры, в самом начале своей истории тщательнейшим образом выучили уроки древних мастеров. На основании китайской техники японцы постепенно разработали собственные системы боевых искусств. Теперь Япония — самая богатая страна Азии как по разнообразию воинских искусств, так и по соотношению тех, кто ими занимается, к общему количеству населения.

Восточные  единоборства являются сложным многофункциональным явлением с интересной историей, исчисляющейся тысячелетиями, с богатыми традициями и не менее интересным настоящим.

Как показывают литературные данные, по мере развития человеческого общества система боевых упражнений трансформировалась в своеобразную культуру двигательной деятельности, удовлетворяющую потребности людей в состязаниях, личной безопасности, оздоровлении, театрализованных зрелищах и пр. При этом основной целью и результатом восточных единоборств  являются гармоническое развитие и совершенствование психофизической культуры личности.

Следует отметить, что приемы защиты и нападения как с оружием, так и без него, являясь "сквозным" средством и методом единоборств обогащались дыхательными и медитативными упражнениями, свойственными индийской и китайской (даосской) йоге.

Все вышесказанное дает нам основания сделать вывод, что восточные единоборства, являясь видом единоборств, в то же время являются частью физической культуры общества, представляющей собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ духовного и физического совершенствования и обеспечения безопасности личности.

Таким образом, деятельность в области восточных единоборств обеспечивается ценностями культуры общества и, особенно, физической культуры, а также науки и промышленности. Известно, что физическая культура имеет следующий компонентный состав: предметная и личностная части, которые в свою очередь подразделяются на материальные, интеллектуальные и духовные ценности.

Материальные ценности предметной части включают в себя спортивные сооружения, оборудование, инвентарь и пр. Интеллектуальные и духовные ценности предметной части — это монографии, учебники, методические пособия, программы и пр. К материальным ценностям личностной части относятся: двигательные умения и навыки, физические качества, функциональные возможности человека. Интеллектуальные и духовные ценности личностной части:  специальные знания, убеждения, идеалы и пр.

1.5 Структура  восточных единоборств.

Известно, что тот или иной вид деятельности определяется потребностями личности или общества, которые варьируются довольно-таки в широких пределах. Потребности в двигательной деятельности, реализуемые в рамках СБЕ можно структурировать, опираясь на теорию физической культуры, так как основным средством и методом в СБЕ, как части ФК, является физическое упражнение.

1.5.1 Базовые  восточные единоборства. Базовые восточные единоборства — это их фундаментальная часть, включенная в систему образования и, как базовое физическое образование, направлено на формирование специальных знаний, умений и навыков, а также на развитие разносторонних физических качеств человека. В процессе образования осуществляется физическое воспитание людей — это процесс формирования потребности в занятиях упражнениями ВЕ, а также сознательного отношения к своему здоровью, выработка убеждений, привычек и ценностных ориентации. Базовые ВЕ в рамках целенаправленного педагогического процесса нашли широкое применение в средних школах, техникумах, вузах, а также в армии, правоохранительных учреждениях, органах безопасности различных стран мира.

В качестве базовых видов могут использоваться самые разные виды ВЕ, но наибольшее распространение получило каратэ в связи с достаточно подробной методической разработкой и возможностью обучения в строю, что является весьма важным именно для образовательных учреждений и армии. В КНР как базовый вид ушу наиболее распространен чаньцюань ("длинный кулак").

Следует отметить, что для большинства ВЕ база закладывается при обучении комплексам специальных упражнений, имитирующих приемы защиты и нападения. В процессе обучения комплексам происходит освоение, стоек, техники проведения приемов на месте и в движении. Принцип "развивающего обучения" позволяет достаточно гармонично развивать физические качества и формировать осанку, что имеет немаловажное значение для подрастающего поколения. Именно при обучении комплексам решаются многие задачи физического и духовного воспитания.

Одним из направлений базовых ВЕ является прикладное направление, решающее некоторые задачи профессиональной подготовки спецподразделений армии, полиции (милиции), органов национальной безопасности и различных правоохранительных структур. Спектр базовых видов ВЕ в этой области достаточно широк и конкретный выбор зависит от многих факторов. Наиболее известными видами являются каратэ, тэхвондо, джиу-джитсу, китайские циньна, шуайцзяо и саньда, айкидо и пр.

 1.5.2Спорт и ВЕ.

Спорт — это соревновательная деятельность и подготовка к ней, направленные на выявление предельных возможностей человека. Само название Спортивно-боевые единоборства говорит о том, что эти виды единоборств довольно-таки широко представлены в мировом спортивном движении. Известно, что уже второй вид ВЕ — тхэквондо недавно был включен в программу Олимпийских Игр, а ушу и кикбоксинг претендуют на включение в будущем.

Спорт развивается по двум основным направлениям — массовый спорт и спорт высших достижений. ВЕ не являются исключением. По некоторым видам ВЕ проводятся чемпионаты мира, Европы и Азии. Как говорилось выше, дзюдо и тхэквондо являются олимпийскими видами, а кикбоксинг и муай-тай (таиландский бокс) разыгрывают мировые чемпионаты не только среди любителей, но и среди профессионалов. При этом муай-тай по некоторым профессиональным версиям считается одним из видов кикбоксинга.

В структуре ВЕ, как и во всей мировой физической культуре, спорт высших достижений занимает особое место, являясь экстремальным видом деятельности он использует все материальные, интеллектуальные и духовные ценности, накопленные человечеством. Результатом такой деятельности является высший уровень психо-физической культуры личности, называемый высшим спортивным мастерством, а спортивно-боевые единоборства в этом случае достигают уровня настоящего искусства.

1.5.3 Восточные единоборства как средство рекреации.

 Некоторые виды ВЕ являются весьма популярными и эффективными при решении задач активного отдыха, переключения с одного вида деятельности на другой, т.е. в реализации здорового образа жизни. Особенностью занятий рекреативными ВЕ в отличие от других видов упражнений является то, что, наряду с укреплением здоровья, занимающиеся получают определенные навыки в самозащите и, как следствие, моральную уверенность и способность не теряться в критических ситуациях.

    1.5.4 Восточные единоборства как средство реабилитации.

     Известно применение некоторых видов ВЕ для ликвидации последствий переутомления и для восстановления временно пониженных функций человеческого организма, т.е. для решения задач физической и психической реабилитации. Особенно широкое применение в целях психофизической реабилитации получили такие виды ушу как тайцзицюань. Так, некоторые школы тайцзицюань (ян) даже внешне мало чем напоминают ВЕ и имеют вполне обоснованное использование в лечебной физической культуре. Особенно эффективно использование тайцзицюань совместно с китайской биоэнергетической системой "цигун" (работа с внутренней энергией ци) и гимнастикой "растяжения и сжатия тела" — "даоинь".

1.6  Функции  восточных единоборств

   1.6.1 Общекультурные функции восточных единоборств

1.6.1.1. Эстетические функции восточных единоборств

 Эстетические функции восточных единоборств в значительной степени связаны с тем, что, зародившись как боевые искусства, они удовлетворяли потребности человека в разностороннем физическом развитии и здоровье, без чего невозможна красота человека. В восточных единоборствах  всегда ценились грациозность, пластика и красота движений. Многие мастера боевых искусств Востока занимались и изящными искусствами: живописью, каллиграфией, поэзией. Даже спарринг считался неудавшимся, если бойцы не показывали красивую технику.

1.6.1.2 Этические функции восточных единоборств

Этические функции восточных единоборств обусловлены тем влиянием, которое оказывали на них философско-религиозные школы Востока. Традиционные заповеди даосизма, срединный путь буддизма, конфуцианская концепция "идеального мужа", морально-этические воззрения других философских учений своим отрицанием агрессии служили мощным противовесом видимой агрессивности боевых искусств.

1.6.1.3. Экологические функции восточных единоборств

Экологические функции восточных единоборств также заложены в их многовековых традициях. Считая человека неразрывно связанным с Землей и Космосом, древние мудрецы свято верили в совершенство Природы. Несовершенным мог быть человек, одним из средств совершенствования которого и служили боевые искусства. Поэтому природа не нуждалась во вмешательстве человека, тем более он не должен был вступать с ней в борьбу.

1.6.1.4 Познавательная функция восточных единоборств  

Познавательная функция восточных единоборств  связана с бережным отношением их родоначальников к своему культурному наследию, неотъемлемой частью которого являются боевые искусства. Поэтому многие виды ушу, будо и других национальных школ единоборств Востока дошли до нашего времени в первозданном виде. В связи с этим изучающий восточные единоборства  невольно соприкасается с уникальной культурой стран Восточной Азии, влияние которой на мировую культуру трудно переоценить.

В связи с тем, что восточные единоборства являются частью физической культуры общества, то им свойственны и обще физкультурные функции: удовлетворение естественных потребностей человека в двигательной активности, оптимизация физического состояния и развитие организма соответственно закономерностям укрепления здоровья и обеспечение физической дееспособности, необходимой в жизни.

1.7. Специфические функции восточных единоборств

Специфические функции восточных единоборств наиболее полно выражают их социальную сущность и тесно связаны с общекультурными и общефизкультурными функциями. Среди специфических функций можно различать следующие:

1.7.1 Специфические функции обеспечения личной безопасности.

Специфические функции обеспечения личной безопасности обусловлены насущной потребностью людей обезопасить себя и своих близких от преступных посягательств на их жизнь, здоровье, честь и достоинство. Следует отметить, что с течением времени вопросы личной безопасности не становятся менее актуальными, а требуют интеграции с такими видами безопасности как техническая, психологическая, правовая;

1.7.2 Специфические профессионально-прикладные функции

Специфические профессионально-прикладные функции связаны с применением специальных разделов восточных единоборств  в армии, правоохранительных органах и службах безопасности;

1.7.3 Специфические функции психофизической направленности

Специфические функции психофизической направленности упражнений восточных единоборств обусловлены исторически сложившейся взаимосвязью физической и технико-тактической подготовкой с психотехниками философско-религиозных учений Востока, где сами боевые искусства рассматривались как средства динамической медитации в достижении психофизического совершенства человека.

В значительной степени с этим видом функций связана исторически доказанная психологическая потребность людей в видах деятельности, связанных с экстремальными условиями;

1.7.4  Специфические развивающие и оздоравливающие функции

Специфические развивающие и оздоравливающие функции связаны с обширным арсеналом разнообразных упражнений восточных единоборств, доступных людям любого возраста и не требующие дорогостоящего оборудования и специальных спортивных залов;

1.7.5  Специфические образовательные функции

Специфические образовательные функции обусловлены возможностью применения восточных единоборств в системе образования с целью формирования большого числа двигательных умений и навыков, а также связанных с ними знаний, касающихся философии, психологии, биоэнергетики и истории восточных единоборств;

1.7.6  Специфические рекреативно-реабилитационные функции

Специфические рекреативно-реабилитационные функции обусловлены возможностями применения средств и методов восточных единоборств как для широких слоев населения, так и для ограниченного круга спортсменов высокой квалификации.

1.8  Назначение восточных единоборств как части физической культуры общества

Восточные единоборства , как часть физической культуры общества, является многофункциональным явлением и предстает перед нами в трех основных категориях: деятельность, материальные, интеллектуальные и духовные ценности, обеспечивающие деятельность и результаты деятельности. Основополагающим видом деятельности в восточных единоборств является специальное психофизическое упражнение, преобразующая сущность которого полностью направлена на человека и опосредованно — на природу. Исходя из этого, главным результатом преобразующей деятельности в восточных единоборств является психо-физическая культура личности, которая в своем развитии проходит несколько стадий. Условно эти стадии принято называть: психофизическая подготовленность, психофизическая готовность, психофизическое совершенство.

Таким образом, основным назначением восточных единоборств является удовлетворение потребности общества в физически и духовно совершенных личностях, готовых к действиям в экстремальных ситуациях по обеспечению своей и общественной безопасности.

Основные задачи, решаемые в рамках восточных единоборств: организация и управление педагогическим процессом, формирование специальных знаний, обучение двигательным действиям, развитие физических качеств, воспитание духовности.

        1.9 Принципы  восточных единоборств        

1.9.1 Принцип единства и гармонии противоположностей

Принцип единства и гармонии противоположностей один из основополагающих принципов ВЕ, пришедший из боевых искусств Китая и обозначаемый монадой "тайцзи". Сущность его заключается в том, что два противоположных начала — инь и ян находятся в непрерывном движении и для того, чтобы любая система функционировала нормально, эти противоположности должны друг друга уравновешивать и находиться в гармонии. Таким образом, если на основании данного принципа рассмотреть триаду "физическое — духовное — интеллектуальное", то эти компоненты должны находиться в следующих гармоничных сочетаниях: физическое — духовное, физическое — интеллектуальное, духовное —интеллектуальное.

Аналогично любое явление условно распадается на пары противоположностей: личное — общественное, нагрузка — отдых, динамика — статика, ускорение — замедление, сила — выносливость, техника рук — техника ног, защита — нападение и т.д. И эти пары, мало того, что они должны сосуществовать, — должны находиться в равновесии.

1.9.2  Принцип концентрации внимания

Принцип концентрации внимания является основой процесса обучения и такого понятия как "умение". В этом случае внимание концентрируется на каком-либо компоненте техники двигательного  действия (основе техники, деталях, характеристиках). Объектом концентрации могут служить также компоненты цикла дыхания, их взаимосвязь с компонентами техники двигательного действия, временные параметры и т.д. В спортивном поединке основным объектом концентрации внимания является соперник. Данный принцип имеет большое значение в воспитании.

1.9.3 Принцип осознанности

Принцип осознанности находится в тесной взаимосвязи с предыдущим принципом и заключается в первую очередь в осознании настоящего момента (здесь и теперь). Основами осознанности являются ощущения в теле, эмоции, мысли, концепции. При проведении спарринга весьма важной является способность осознавания пространства: ближней зоны, в которой находится противник, средней — пределы ринга или татами, дальней — за пределами ринга или татами. Наряду с принципом концентрации принцип осознанности может иметь немаловажное значение в психологической подготовке спортсменов.

1.9.4 Принцип прикладности

Принцип прикладности Восточных единоборств находит свое подтверждение в эффективном применении их специальных разделов при обучении личного состава армии, правоохранительных структур и органов безопасности.

Восточным единоборствам свойственны и общефизкультурные принципы оздоровительной направленности и всестороннего гармоничного развития личности, а также общекультурные — моральные и этические.

1.10 Специальное упражнение — основное средство и  метод восточных единоборств.

Спецификой упражнений, применяемых в СБЕ является то, что, в отличие от других видов двигательной активности, они имеют определенную функциональную нагрузку, заключающуюся в реализации приемов нападения или защиты в координации с дыханием на основе принципов единства и гармонии, концентрации и осознанности. Целью этих упражнений является достижение занимающимися психофизического состояния оптимальной готовности, проявляемой людьми в экстремальных ситуациях, когда происходит преодоление дуальности делаемого и делателя, становящихся единым целым. Такое состояние психофизической культуры личности называется высшим мастерством, а восточные единоборства становится искусством. Специальные упражнения могут составляться в комплексы, включающие физические, психические и дыхательные компоненты.

Физические упражнения восточных единоборств — это двигательные действия, развивающиеся по закономерностям перехода защиты в нападение и, наоборот, и направленные на решение задач физического образования (обучения, развития, воспитания). Они определяют внешнюю форму того или иного вида восточных единоборств и выполняются как с оружием, так и без него. Физические упражнения, как правило, носят сложно координационный характер и требуют разносторонней физической подготовленности.

Психические упражнения восточных единоборств   традиционно являются важнейшим компонентом боевых искусств Востока и в западной литературе раскрываются как "медитация", что соответствует санскритскому "дхьяна", палийскому — "дьяна", китайскому — "чань", японскому — "дзэн". Английское "тесИШюп" — дословно — "размышление" не в полной мере соответствует значению восточных терминов, им более соответствует русское — "созерцание". Однако дать точное определение этому понятию весьма сложно, а может быть и невозможно, так как оно затрагивает весьма широкий спектр вопросов философско-психологического и религиозного плана.   Её главная ценность заключается в том, что она охватывает все аспекты всеобъемлющего раскрытия личности. У медитирующего улучшается общее самочувствие и постепенно развивается другое ощущение жизни. Он учится видеть себя в более благоприятном свете, а также отчетливее воспринимать негативные аспекты своей личности, отличается позитивными жизненными установками, что связано с коренным изменением стереотипов мышления. Медитация не только ведет к развитию навыков мышления, но и стимулирует неязыковые способности, например интуицию, а также такие, которые играют важную роль в межчеловеческом общении, — открытость, коммуникабельность и непосредственность. Занятия медитацией поддерживают гармоничное развитие личности и развивают качества "нового человека".

Занятия медитацией развивают и область чувств. Медитирующий начинает постепенно все лучше воспринимать и выражать свои чувства. В наше бедное чувствами время эмоциональные качества приобретают все большее значение в противовес рационализму разума. Благодаря медитации структура личности "разрыхляется", растет способность к восприятию чувств и спонтанность их выражения — человек больше радуется, становится приветливее, чаще смеется, но он и в состоянии также дать более свободный выход негативным, раздражающим его чувствам.

Медитационная практика стимулирует концентрацию, способности к восприятию, память, способности к учению и решению проблем, ясность и упорядоченность мышления, творческие и интеллектуальные способности, межчеловеческое общение, личностное развитие, а также достижение лучших результатов в учебе. (М.П.)

Дыхательные упражнения используют диафрагмальный тип дыхания двух видов — "даосский" и "буддийский", отличающиеся тем, что в первом случае при вдохе передняя брюшная стенка втягивается, а во втором — выдвигается. В процессе тренировки происходит замедление дыхательного цикла, благодаря чему дыхание становится глубоким, но, практически, незаметным, что весьма существенно при проведении спортивных спаррингов. За счет движения диафрагмы происходит мягкий, естественный массаж органов брюшной полости. Вдох и выдох осуществляется через нос. (СБЕ)

При этом опускается диафрагма и воздух заходит в самые глубокие  части легких. Углубление дыхания достигается увеличением подвижности диафрагмы. В здоровом организме число сокращений диафрагмы  в четыре раза меньше числа сердечных сокращений. Если пропорция нарушается в сторону увеличения сердечных сокращений, то это свидетельствует о глубоких болезненных изменениях в организме. Диафрагма по объему выполняемой работы стоит на втором месте после миокарда, а по развиваемой ею мощности, на первом месте среди остальных мышц. Работая как самый нагнетательный насос, диафрагма оказывает сильное давление на венозный кровоток и движение лимфы в области грудного протока. Массируя печень и селезенку — кровяные депо в организме — диафрагма предотвращает застой в них крови, облегчает проток желчи и оживляет все брюшное кровообращение. Поэтому усиленные экскурсии диафрагмы, осуществляемые в дыхательных упражнениях, представляют собой ценное терапевтическое средство и составляют сущность так называемого глубокого брюшного дыхания или дыхания «животом». Кроме того, редкое и глубокое дыхание приводит к меньшему насыщению крови вредным для организма азотом.

1.11 Современные восточные единоборства

Древняя мудрость Востока продолжает оплодотворять и одухотворять современные направления и формы бытования боевых искусств. Она вызывает к жизни те созидательные, творческие силы, которые хранят память культуры и упрочивают связь веков. Пожалуй, это прежде всего и выступает в восточной традиции как общезначимая и общечеловеческая ценность. В то же время именно сегодня традиционные ценности и идеалы культуры дальневосточного региона подвергаются серьезным испытаниям. Этому способствует все более интенсивный процесс взаимодействия и взаимовлияния разных национальных культур, противоречивый, а порой и драматичный диалог Востока и Запада .

          Общекультурное предназначение Восточных единоборств, объединяемых идеей пути совершенствования человека, состоит в направленной «гармонизации» всей его жизнедеятельности: в природе, культуре и обществе, включая глубинные уровни психической жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИВАЮЩИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ВОСТОЧНЫМ ЕДИНОБОРСТВАМ

РАЗВИВАЮЩИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ  КОМПЛЕКС ПО ВОСТОЧНЫМ ЕДИНОБОРСТВАМВозраст воспитанников:  6 - 17 летСрок реализации: 2012 – 2016 г. г....

Физическое развитие и воспитание учащихся, занимающихся восточными единоборствами в рамках дополнительного образования по физической культуре

Внутренняя потребность выделиться, привлечь к себе внимание, занять свою социальную нишу бывает сильнее моральных н...

ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА ТАЭКВОНДО В СИСТЕМЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Петрова О.В.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №17», г. Березовский Кемеровской области Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкол...

«Развитие физической активности с элементами боевых искусств и восточных единоборств».

Развитие физической активности с элементами боевых искусств и восточных единоборств – это процесс совершенствования двигательных физических качес...

«Общефизическая подготовка с элементами восточных единоборств»

О  Развитие физической активности с элементами боевых искусств и восточных единоборств – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармон...

Методические рекомендации по организации и проведению внеурочной деятельности с подростками по направлению «Основы восточных единоборств и самозащиты»

В ХХ веке, благодаря тому, что Восток “открылся” Западу, восточные единоборства (В.Е.) стремительно распространились в Европу и Америку. Особый интерес к ним во всём мире стали проявлять в...