НАГЛЯДНО-ОБУЧАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
статья по физкультуре по теме

Зелинская Светлана Владимировна

НАГЛЯДНО-ОБУЧАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23

имени В.А. Шеболдаева

        

ВЫСТУПЛЕНИЕ 

на ГМО учителей физической культуры

«НАГЛЯДНО-ОБУЧАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ» 

подготовила: С.В. Зелинская,

 учитель физкультуры

МБОУ СОШ №23

дата: 13.10.2010г.

место: МОУ СОШ №15

Гуково

2010 г.

Реализация принципов обучения осуществляется путем применения в процессе физического воспитания разнообразных методов и методических приемов. Применяемые мною на  практике методы и приемы обеспечивают воспитывающий характер обучения, соответствуют поставленным задачам, особенностям учебного материала, уровню подготовленности учеников, условиям проведения занятий.

Большой успех в физическом воспитании школьников достигается при использовании всего арсенала методов и приемов. Универсализация любого метода недопустима, так как нет методов, одинаково пригодных для всех учеников и  условий работы.

В процессе изучения двигательных действий я использую три группы методов: словесные методы, методы наглядного восприятия, практические методы.

Методы наглядности использую при непосредственном выполнении движений и при создании предпосылок их исполнения. Особенности применения этих методов обусловлены спецификой процесса физического воспитания как двигательной деятельности. Учитывая то, что процесс познания развивается «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике», обучение начинаю с создания определенного представления об изучаемом упражнении. При этом создание представления должно базироваться на его зрительном, слуховом, тактильном и мышечном восприятии.

Наглядность осуществляется не только посредством видения, но и мобилизацией других рецептором. В практике работы применяю прямую и косвенную наглядность

К прямой   наглядности отношу:    показ    упражнения учителем, подготовленным учеником,    образное описание упражнения.

Показ упражнения -  наиболее  распространенный способ наглядности - требует особого рассмотрения. К нему предъявляются следующие требования:

  1. Показывать надо все упражнение или его части, а также отдельные движения двигательного действия. В любых случаях показ служит точным образцом того, что должен воспроизвести ученик.
  2. Следует широко использовать имитационную демонстрацию, содействующую лучшему восприятию.
  3. При каждом показе необходимо акцентировать внимание учеников на определенные части упражнения, детали.
  4. Каждое   упражнение    имеет    наиболее    подходящие    зоны обзора. Об одних упражнениях создается наилучшее представление при рассмотрении сбоку, о других — при наблюдении спереди, о третьих — сверху. Этим надо пользоваться при первой демонстрации  для  создания  общего  представления  об  изучаемом  упражнении.  В дальнейшем двигательное действие следует наблюдать под различными ракурсами. Например, при создании предъявления о прыжке в длину или метании мячика следует эти действия наблюдать сбоку, находясь приблизительно в 10—15 м отталкивания или выпуска мячика. Это позволяет держать в поле зрения все упражнение от начала до конца. В дальнейшем это упражнение занимающиеся будут наблюдать сзади для определения качества разбега, у места приземления для восприятия движений в полете и т. д.
  5. Демонстрацию упражнения следует комментировать, сопровождать вопросами, способными  активизировать восприятие.

(Эти требования относятся и к демонстрации изучаемых упражнений специально подготовленным для этой цели учеником. Здесь учитель имеет возможность комментировать ход демонстрации, что, несомненно, приносит общую пользу.)

6. Специально прибегают к демонстрации ошибок. Но это допустимо лишь тогда, когда педагог уверен, что он точно воспроизведет ошибку ученика. Если такой уверенности нет, то прибегать к этому приему не рекомендуется, так как в противном случае можно еще больше усугубить положение, дезинформировав ученика.

К прямой наглядности относят и образное описание упражнения, сущность которого состоит в том, что учитель на базе двигательного опыта создает яркий и реальный образ движения, подлежащего изучению. Сюда относятся и задания на образные воспроизведения действия учащимися младших классов и дошкольниками типа «прыгать как зайчик», «округлить спинку как кошка» и др.

Сущность косвенной наглядности состоит в том, что реальное изображение упражнений передается посредством других форм (кинограммы, зарисовки, таблицы, диаграммы) или подбираются определенные способы, подсказывающие темп и ритм выполнения двигательных действий, амплитуду движений и др. С этой целью, например, практикую пробеги по обозначенному коридору для привыкания к узкой постановке ног, доставание маховой ногой подвешенного мяча при изучении прыжков в высоту, пробегание по обозначенным на дорожке линиям для освоения длины шага. При помощи световой и звуковой сигнализации можно усвоить определенный темп, ритм и скорость движений.

Учитель должен стремиться к комплексному использованию приемов наглядности, способных мобилизовать всю сферу восприятий человека.

Обучать ребенка нужно не тому, что он может без особою  труда усвоить на основе достигнутого уровня развития, а тому, что сегодня ему не под силу, что сегодня он сможет сделать только с определенной помощью учителя и лишь завтра — самостоятельно.

Одновременно следует отметить, что при рассмотрении вопросов, связанных с индивидуализацией, часто ошибочно основное внимание уделяется работе с отстающими. Для учителя важной должна оставаться и работа с детьми, опережающими в развитии своих сверстников. Если перед ними постоянно не ставить все новых, отвечающих их уровню развития задач, то интерес к занятиям у них пропадает.

Учитель не имеет права на уроке работать с отдельными учениками, с наиболее подготовленными или отстающими. Он должен установить со всеми доверительные отношения и полное взаимопонимание.

Следует помнить, что границы возможностей учеников постоянно расширяются, что в свою очередь вызывает необходимость постоянного повышения требований.

Показ изучаемых движений и действий должен побуждать учащихся к совершенствованию в технике. Используется преимущественно для формирования представления об упражнении. Для уточнения и углубления представлений широко используются вспомогательные средства демонстрации.

Демонстрация наглядных пособий типа рисунков, схем,  фотографий,  плакатов особенно  ценна   при  необходимости акцентировать  внимание учеников на  статических  положениях  и позах.

Зарисовки выполняются самими учениками и позволяют им продумать выполнение, а учителю определить, насколько ученик верно воспринял и понял сущность изучаемого упражнения.

Модельная и макетная демонстрация системы «тело гимнаста — снаряд», макет игровой площадки, слаломной трассы, трамплина.

Кино- и видеомагнитофонная демонстрация имеет наибольшие дидактические возможности, воссоздавая движения в динамике, в разных плоскостях, в замедленном темпе, с остановками.

Звуковая и световая сигнализация дает возможность «продемонстрировать» темп, амплитуду, ритм, время приложения максимальных усилий при помощи метронома, магнитофона, системы электроламп, отметок на дорожке, колышков, флажков, электромишеней, устройств срочной информации, ориентиров, способствующих более верному и энергичному выполнению упражнений.

Направленное «прочувствование» движений путем оказания помощи, использования проводки по всему упражнению или специальных тренажерных устройств, которые как бы «принудительно» задают требуемые параметры движений и тем самым позволяют практически прочувствовать правильные мышечные ощущения, уточнить отдельные положения частей и тела в целом, преодолеть страх.

Применяя методы демонстрации, также следует стремиться к их сочетанию и использованию в комплексе с методами слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Моделирование образовательного процесса по физической культуре на основе использования средств оздоровительной направленности

Аннотация. Работа посвящена изучению проблемы моделирования образовательного процесса по физической культуре  в 5 классах на основе использования средств оздоровительной направленности. Были сфор...

Моделирование образовательного процесса по физической культуре на основе использования средств оздоровительной направленности

Аннотация. Работа посвящена изучению проблемы моделирования образовательного процесса по физической культуре  в 5 классах на основе использования средств оздоровительной направленности. Были сфор...

Решение задач оздоровления участников образовательного процесса средствами физической культуры и спорта

Описание опыта работы по решению задач оздоровления участников образовательного процесса с помощью средств физической культуры и спорта....