доклад " Дифференцированное обучение на уроках физической культуры"
статья по физкультуре на тему

Бондарева Жанна Александровна

доклад " Дифференцированное обучение на уроках физической культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_fiz-ra.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ.

                                            Выполнила: Бондарева Ж.А.                                                

                                                                    учитель физкультуры        

                                                                       МОУ Нижнезаимская ООШ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

     Дифференцированный подход в физическом воспитании школьников заключается в определении учебных заданий учащимся основной и подготовительной медицинских групп, мальчикам (юношам), девочкам (девушкам) с учетом их состояний здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности (условно можно разделить учеников на слабых, средних и сильных). При этом педагогическая работа учителя физической культуры направлена на выявление оптимальных путей реализации содержания программы физического воспитания. Таким образом, дифференцированное обучение можно осуществлять при условии учета групповых и половых особенностей занимающихся.

      Осуществляется дифференциация в связи с распределением учащихся по данным врачебного осмотра на основную и подготовительную медицинские группы .

Медицинская группа

Характеристика группы

Организация занятий физическими упражнениями

Основная

Учащиеся без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья при среднем физическом развитии и физической подготовленности

Занятия физическими упражнениями в объеме программы физического воспитания. Участие во всех формах физкультурно-оздоровительной, воспитательной и общешкольной работе по физической культуре и спорту. Участвуют в сдаче нормативов физической подготовленности в объеме программы.

Подготовительная

Ученики с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, с недостаточным физическим развитием и физической, двигательной подготовленностью

Занятия в объеме программы физического воспитания при более длительном по времени освоении физических упражнений и развитии физических качеств. Могут посещать занятия в группе здоровья, общей физической подготовке, в кружке подвижных игр. По усмотрению врача и педагога имеет место коррекция нормативных требований уровней физической подготовленности.

Кроме того, известно, что антропометрические размеры тела влияют на качество выполнения физических упражнений. Самые худшие результаты показывают полные ученики. На уровень физической подготовленности учащихся влияют темпы их физического развития. По данным А. Бойшвила, более быстрые темпы роста антропометрических и соматометрических показателей девочек сказываются на приросте результатов в беге на 60 м, в прыжках в длину (с места и с разбега) в сравнении с мальчиками, растущими медленно.

Для претворения в практику работы учителя дифференцированного подхода необходимо:

  1. учитывать, в первую очередь, уровень физического развития, физической и двигательной подготовленности школьников, как наиболее объективные признаки проявления особенности учащихся;
  2.  при проведении занятий физическими упражнениями интерпретировать программу физического воспитания с учетом реальных возможностей занимающихся;
  3. осуществлять планирование материала программы физического воспитания, дифференцируя его с учётом особенностей различных групп занимающихся;
  4. нормативные требования для учащихся сдвинуть в сторону реальных возможностей учеников и оценивать динамику в развитии физических качеств;
  5. иметь в вид, что дифференцированный подход является ступенькой к индивидуализации физического воспитания школьников.

Таким образом, в рамках групповой дифференциации имеет место индивидуализация преподавания. Она может пониматься и как требование дидактического принципа доступности и индивидуализации.

Индивидуализация заключается в выделении учителем одной личности (нескольких учеников) в процессе физического воспитания, выявлении отличительных свойств ученика. Еще К. Д. Ушинский отмечал необходимость индивидуально подойти к ребенку в процессе воспитания. На необходимость глубокого знания личности ученика указывал и П. Ф. Лесгафт.

     Выделяют три показателя индивидуализации:

        1)отношение ученика к учению;

        2)организацию учителем учебной работы;

        3)усвоение знаний и навыков.

    Второй показатель – организация учебной работы – наиболее значимый, так как полностью зависит от компетентности учителя в реализации индивидуальных особенностей в физическом воспитании учеников. Именно организация учебной работы пронизывает процесс обучения и развития школьников в направлении выявления и учета индивидуальных особенностей занимающихся.

       Определение индивидуальных особенностей психики  учащихся, создание соответствующих психологических условий на занятиях физическими упражнениями, а также умение сочетать групповую организацию занятий с индивидуальной работой школьников требует от учителя значительных знаний и педагогического мастерства.

      Необходимость  дифференцированного  подхода  ученикам    при  обучении- мысль  не  новая, но,   к сожалению,  не  реализуемая  на  практике  в  должной  мере. Дальнейшее   совершенствование  урока  и  повышение  его   эффективности    невозможно  без  разработки   вопроса  о  дифференцированном   обучении. Вот  почему   мы  полагаем, что  нужно  напомнить  об  его  основах, дать  обобщение  некоторого   опыта   и  показать   возможности  дальнейшего  внедрение    в  практику   этого  метода.

     Дифференцированный   подход  к  ученикам  в   процессе  обучения  осуществляется   в  зависимости от их  физических   способностей   и  возможностей.    Что  же  тут  надо  учитывать?  По  каким  признакам  делить  учеников   каждого  класса  на  группы?

     Прежде  всего  необходимо разобраться, какова степень  физической  подготовленности    детей. Нередко  они  не осваивают  какой-то   раздел программы из – за  слабой  физической подготовленности. Именно низкий   уровень   развития   двигательных  качеств часто  бывает  одной из главных  причин  неуспеваемости  ученика  по физической  культуре. Вот  почему  каждый  учитель  в первую очередь   должен  выяснить  физическую подготовленность   его  воспитанников. Это  делают  в начале  учебного  года.  Степень подготовленности   можно  установить, в частности, на основе  контрольных  испытаний.

    Важно  также  знать подготовленность  учеников  к  освоению   данного   вида  упражнений. Ее  определяют  перед  прохождением  конкретного раздела  программы. Делают  это по-разному. Например, на первых уроках  лыжной подготовки  предлагается  сначала мальчикам ( девочки в это время  самостоятельно выполняют  задание учителя),  затем  девочкам  пройти 4-5 кругов по внешней  учебной  лыжне  определенным  способом : в  1-3  классах-  широким  скользящим  шагом  без отталкивания  палками ; в 4-6  попеременным   двухшажным ходом; в 7-8 – одновременным двухшажным. Наблюдая за движениями учеников, педагог отмечает, насколько длинны, накатисты, ритмичны шаги у каждого. Менее подготовленным школьникам предлагает перейти на внутреннюю лыжню.  

     Необходимо также получить представление о том, каков характер движений, выполняемых учеником, какова его двигательная координация. Это делается путем наблюдения. Наблюдая, нетрудно заметить медленные или быстрые движения, скованные или свободные. Дети с медленными, скованными движениями, как правило, хуже и дольше осваивают учебный материал.

    Координацию движений определяют по умению воспроизвести упражнение в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой. Правда по этим признакам делают грубую дифференциацию: плохая и хорошая координация. Школьники с плохой координацией осваивают учебный материал медленно и неравномерно, разученное на одном уроке забывают к следующему занятию. Плохая координация тоже может стать причиной неуспеваемости.

    Следует иметь ввиду, что способность детей и подростков к овладению относительно сложными по координации движениями с возрастом изменяется. Мальчики быстрее и легче овладевают техникой основных физических упражнений. В тоже время способность к тонкой дифференцировке движений у них в определенный период (после 13 лет) нередко ухудшается, в связи с чем процесс совершенствования двигательных навыков удлиняется. У девочек к 13 годам нередко снижается  не только точность движений, но и замедляется процесс овладения технической основой двигательных навыков, различия в двигательных способностях мальчиков и девочек, не столь заметные до 10-11 лет, к 12-13 годам становятся очевидными. Мальчики-подростки значительно успешнее, чем девочки, овладевают двигательными навыками, требующими проявление смелости, а также упражнениями, связанными с повышенной затратой мышечных усилий. Однако по частоте и выразительности выполнения несложных движений и хорошо освоенных упражнений девочки обычно превосходят мальчиков-сверстников.

   Необходимо установить и различия в склонностях и интересах мальчиков и девочек. Так, следует учитывать, сто мальчики-подростки с удовольствием разучивают относительно сложные упражнения, но обычно без желания выполняют простые движения и не проявляют достаточного интереса к совершенствованию в технике гимнастических упражнений. Внимание подростков привлекают главным образом новые, эмоциональные упражнения, при выполнении которых необходимо проявит силу, ловкость, смелость. Работа над чистотой движений не соответствует их интересам и требует специальных мер, способствующих повышению активности учеников.

    У девочек интерес к школе движений с возрастом не пропадает. Но в противоположность мальчикам, которые с возрастом становятся смелее и увереннее в своих силах, у девочек к 13-14 годам часто проявляется робость, стеснительность, капризность, что нельзя не учитывать в процессе обучения.

       Таковы основные признаки, по которым различают группы учеников.  

   При осуществлении дифференцированного обучения урок проводиться по общепринятой структуре. Главное различие заключается в дозировке физической нагрузки, в некотором изменении содержания учебного материала в каждой из частей урока и методике обучения. При этом соблюдается главное: для слабо подготовленных подбираются более простые подводящие и подготовительные упражнения и в несколько большом объеме, чем для сильных учеников; детям с пониженной работоспособностью постепенно увеличивают физическую нагрузку, паузы отдыха межу повторениями заданий делают более частыми и длительными.

   Вводная часть урока.   Простые, легкие упражнения, не вызывающие сильного напряжения, все ученики проделывают в одинаковой дозировке. Это относится к построениям, перестроениям, ходьбе, которыми обычно начинается вводная часть. Затем, как правило, дается бег в медленном или среднем темпе и следом – общеразвивающие упражнения. Выполнения их требует проявление силы, быстроты, выносливости, вызывает резкие сдвиги в системах кровообращения и дыхания, особенно бег. Поэтому для слабо подготовленных учеников нужно снизить нагрузку. Сделать это можно так.

Учитель наблюдая за детьми, не прерывая общего выполнения заданий, предлагает слабо подготовленным закончить упражняться примерно после того, как все ученики выполнят половину (или две трети) намеченной нагрузки.

      Снизить нагрузку при выполнении общеразвивающих упражнений можно и по другому: разрешить делать их в произвольном темпе, под индивидуальный счет. Менее подготовленные ученики будут упражняться медленнее, значит, и в меньшем объеме.

Основная часть урока:  здесь создаются лучшие условия для работы, если класс разбит на группы в зависимости от подготовленности к освоению конкретного раздела. Однако организация учеников в основной части может быть различной в зависимости от этапа обучения.

Первый этап – ознакомление с новым учебным материалом. Занятие целесообразно вести одновременно со всем классом. Все группы получают одинаковое задание6 выполнить новые упражнения, показанные учителем.

Второй этап – усвоение и закрепление учебного материала. Наиболее рационально давать разные учебные задания каждой группе отдельно: одной – подготовительные упражнения или подводящие, выполняемые в облегченных условиях, другой – усложненные подводящие упражнения; третьей – действие в целом, но в облегченном варианте и т.д. так, при обучении гимнастическим упражнениям, например равновесию на одной ноге стоя на бревне, сначала дают равновесие стоя на набивном мяче или на рейке перевернутой гимнастической скамейки. Потом ученики, свободно выполняющие это задание, переходят упражняться на бревно, а остальные повторяют задания с мячом, на скамейке, а после усвоения подготовительных упражнений переходят на бревно.

   Кувырок вперед. Слабо подготовленные ученики выполняют его на наклонной плоскости (гимнастический мостик на который положен мат) в облегченных условиях, а хорошо подготовленные – на гимнастических матах в обычных условиях.

    При обучении прыжку в высоту в начале все дети могут выполнять одинаковые прыжки через планки, установленные на разной высоте. Для этого оборудуют четырехугольную прыжковую яму 7х7м, вдоль каждой стороны которой  на стойках устанавливают планки на разной высоте. Ученикам предлагается выбрать высоту планки соответственно своим возможностям. Так образуются четыре группы. Наблюдая за действиями воспитанников, педагог уточняет состав групп. Постепенно планка повышается, прыжки усложняются для каждой группы отдельно. Так создаются оптимальные условия обучения для всех школьников.

Третий этап – совершенствование в выполнении разученного двигательного действия. Может случиться так, что для школьников, подготовленных наиболее слабо, третьего этапа не будет – они не достаточно хорошо освоили учебный материал. Эти дети продолжают работу (хотя и несколько усложненную), которую они выполняли на втором этапе.

При проведении упражнений в игровой и соревновательной форме более правильно распределять слабых учеников по всем командам.

Если преодолевается полоса препятствий, часть из них (по усмотрению учителя) исключается из слабых учеников.

    Заключительная часть урока.  Класс объединяют в одну группу, все ученики выполняют одинаковые упражнения. Исключение представляют в том случае, когда по расписанию урок физической культуры последний и в конце его преподаватель проводит игру большой подвижности. Участие в такой игре детей, менее подготовленных, целесообразно ограничить.

     Деление класса на группы в зависимости от уровня физической подготовленности дает возможность учителю дифференцированно проводить занятия по развитию двигательных качеств. Обычно эти занятия планируют на конец основной части урока. Содержание их – несложные, хорошо знакомые ученикам упражнения. Они могут быть одинаковыми и для слабых и для сильных, но число повторений для каждого упражнения, увеличение общего объема нагрузки дифференцирует.

        Как определить исходный уровень повторения упражнений?

    Можно для этого использовать рекомендации по установлению максимальных тестов при круговой тренировке: предлагается всем ученикам выполнять заданное упражнение в течении 30-40 сек., считая число повторений; исходной величиной считается половина этого числа; в дальнейшем число повторений движений постепенно увеличивают.

      Ученикам с низким уровнем подготовленности необходимо выполнять эти упражнения и дома. Чтобы эта работа проходила успешно, важно наладить соответствующий контакт с родителями, познакомить их с заданиями, объяснить, как контролировать занятия детей.

     Основное отличие для сильных учеников – усложнение упражнений и увеличение нагрузки. В частности, упражнения на или дают с отягощение, которое подбирают в зависимости от возраста учеников.

     

      Таким образом, дифференцированное обучение должно предусматривать выполнение следующих правил:

  • педагогический контроль за физической подготовленностью школьников по тестам и различным контрольным испытаниям;
  • учет степени освоения учениками двигательных действий по предварительной проверке ранее пройденного учебного материала;
  • подбор учебного материала и методики обучения с учетом доступности ученикам, сгруппированным по уровню развития двигательных качеств и усвоению двигательных навыков.

Всестороннее и глубокое изучение школьников, сопоставление различных данных позволяет учителю выявить причины отставания детей и осуществлять педагогическое воздействие, основанное на методике дифференцированного обучения.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках физической культуры

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса....

Дифференцированное обучение на уроках физической культуры и его роль в развитии личности учащихся.

Дифференцирование обучение на уроках физической культурыОсобенности дифференцированного подхода к организации занятий по обучению двигательным действиям Дифференцированное развитие физическ...

Научная публикация "Дифференцированное обучение на уроках физической культуры

Научная публикация "Дифференцированное обучение на уроках физической культуры...

Использование технологий дифференцированного обучения на уроках физической культуры в МБОУ СОШ №266 г. Снежногорск

Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса дифференцированного обучения.Так как учебный предмет физическая культура прежде всего должен...

Дифференцированное обучение на уроках физической культуры

Форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общественных качеств...

Дифференцированное обучение на уроках физической культуры

Форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся....