Пограмма по ЛФК
методическая разработка по физкультуре (5 класс) на тему

Наталья Владимировна Юдакова

 

Приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_lfk_5-8_kl.docx50.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»
Директор МОУ

Гимазия города Малоярославца
 _____________ /Прокофьева Л.Н. /
приказ № _
48/3

от «03»_сентября 2014 г.

                   Муниципальное образовательное учреждение

                              Гимназия города Малоярославца

 Рабочая программа по курсу ЛФК для учащихся 5 - 8 классов.

                                     Составила учитель физической культуры

                                     высшего разряда Юдакова Наталья Владимировна

                                                 2014-2015 год

                                                         Введение

Пояснительная записка: Малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, усложнение школьной программы, что приводит детей к длительному проведению времени за уроками в одном положении – все это является одной из причин нарушения осанки у детей школьного возраста.   Представленная мною дополнительная образовательная программа секции «Лечебная физическая культура» предназначена для учащихся 5-8 классов, имеющих отклонения в здоровье, а именно: нарушение осанки, плоскостопие. Учебный материал программы предполагает не только исправление дефектов в физическом развитии школьников, но и укрепление здоровья детей. Программа рассчитана на 4 года обучения

Актуальность проблемы:

Ежегодно при медицинском осмотре выявляется все больше детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Особенно это характерно для детей 6-15 лет – 43%. Поэтому возникла необходимость составления авторской программы по ЛФК для школьников.

Курс ЛФК делится на три периода: вводный, основной и заключительный.
Цель:
стабилизация сколиотического процесса у учащихся, предупреждение его возможного прогрессирования.

1 период – вводный (1-ый год обучения)
Задачи:

  1. Обследовать функциональное состояние позвоночника детей, силовую выносливость мышц к физическим нагрузкам.
  2. Обучать технике выполнения упражнений, подбирать индивидуальную дозировку, постепенно увеличивая ее с учетом состояния здоровья ребенка, его пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей психических свойств и качеств.
  3. Создавать комфортный психологический настрой ребенка на активное участие в оздоровлении.


2 период – основной (2-ой и 3-ий года обучения)

Задачи:

  1. Содействовать стабилизации патологического процесса дефектов позвоночника и всей костно-мышечной системы

       2.  Постоянно вырабатывать навыки правильной осанки и координации движений, осуществления самоконтроля.

  1. Воспитывать волевые качества, стимулировать стремления школьника к своему личному совершенствованию, улучшению результатов.


3 период – заключительный (4-ый год обучения)
Задачи:

  1. Закреплять достигнутые результаты оздоровления.
  2. Увеличивать физические нагрузки и количество упражнений.
  3. Побуждать учащихся самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность освоенными способами (применение знаний и умений).
  4. Проследить динамику эффективности оздоровления учащихся.


Содержание курса «Лечебная физическая культура»

1-ый год обучения.

  1. Основы знаний. 


Параметры правильной осанки и как ее проверить. Дыхание при выполнении упражнений, восстановительное дыхание.

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.


Упражнения в положении стоя и сидя, касаясь стены или гимнастической стенки. Ходьба с мешочком на голове.

Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.


Ползание по гимнастической скамейке; перекаты со спины на живот и т. д. в положении лежа и сидя; перекаты по позвоночнику вперед – назад в положении группировки; наклоны головы, туловища вперед – назад в различных И.П.

  1. Обучение правильному дыханию.


Брюшной и грудной тип дыхания. Полное дыхание. Упражнения для тренировки дыхательных мышц, для восстановления дыхания.

  1. Развитие выносливости к умеренным нагрузкам.


Медленный бег в чередовании с ходьбой до 1 мин. Подвижные игры общего характера; постепенное увеличение количества упражнений и времени их выполнения, равномерным методом в аэробном режиме.

  1. Развитие силы.


Отжимания от скамейки, от пола (на коленях). Подтягивания на нижней перекладине. Приседания. Специально подобранные упражнения в различных  И.п.: лежа, методом динамических усилий,  незначительной статической задержки (наклоны, прогибы туловища, поднимание ног, головы, туловища в И.п. лежа). Комплексы упражнений с обручами, гантелями.

  1. Развитие координации движений.


Бег врассыпную, с изменением направления, ходьба разными способами с движениями рук, с положением рук в разных И.П. Изучение и повторение упражнений различной координационной сложности с предметами и без них. Подвижные игры.

  1. Профилактика плоскостопия.


Ходьба на носках, на наружных сводах стоп, по ребристой доске, по песку, по камешкам. Упражнения с активным вытягиванием носков, подошвенные сгибания стоп и пальцев с захватом ими разных мелких предметов (мячей, палочек, кубиков); подниматься и опускаться на носках.

  1. Упражнения для расслабления мышц.


Упражнения в И.П. лежа, используя образные сравнения типа: «рука отдыхает», «нога спит», «тело мягкое, как вата», «живот чужой», также представляя тяжесть и тепло в мышцах.

  1. Подвижные игры.


Общего характера: «Бездомный заяц», «Пятнашки с мячом», «Попади мячом в булаву» и др.

Специального характера: «Делай так, делай эдак», «Совушка», «Тише едешь – дальше будешь», «Не урони мешочек» и др.

  1. Проведение контрольных мероприятий.


а). Тесты на определение развития силы мышечных групп плечевого пояса, живота, спины и гибкости позвоночника.

Подтягивание на перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре на полу, на скамейке; поднятие прямых ног из виса на гимнастической стенке; упражнение – сесть-лечь, руки за головой; наклоны в И.П. стоя, сидя; шпагаты, взмахи ногами и др.

б). Медицинский контроль по плану.

в). Педагогический контроль – наблюдение за учащимися, беседы с родителями, выявление причин отклонения осанки у каждого ребенка.

  1. Задания на дом.

Несколько простых упражнений, включая упражнения для формирования навыков правильной осанки (под контролем родителей).

2-ой год обучения.

  1. Основы знаний.

Значение лечебной гимнастики для укрепления здоровья детей; более глубокие знания о правилах ортопедического режима и их соблюдении при напоминании взрослого; оздоровительное направление гимнастики А.Н. Стрельниковой; оздоровительное плавание; какие упражнения включать в комплекс утренней гимнастики.

  1. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

Упражнения для сохранения правильной осанки около стены, гимнастической стенки, у зеркала; контроль осанки на уроках и дома с напоминанием взрослого.

  1. Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.


Висы на гимнастической стенке, перекладине, кольцах; элементы йоги: «Кошка под забором», «Плуг», «Натянутый лук» и др. (см. Методические разработки)

  1. Повторение полного дыхания.

Упражнения для тренировки дыхательных мышц: глубоко и медленно дышать, перемежая грудное и брюшное дыхание; вдох и выдох, преодолевая сопротивление стиснутых рук; глубокий вдох – максимальный выдох и др. (см. Методические разработки).

  1. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.


Упражнения: «Обнимая себя», «Насос», «Наклон назад, обнимая себя», «Выпад, обнимая себя», «Насос – наклон назад, обнимая себя». (см. Методические разработки).

  1. Развитие выносливости.

Бег в чередовании с ходьбой, медленный бег до 1,5 – 2 минут; упражнения для развития специальной выносливости в непродолжительном удержании статических поз: «Медуза», «Мост», «Вытяжение», «Плуг», «Натянутый лук». Висы на перекладине максимальное количество времени; оздоровительное плавание; общее увеличение урока до 40 минут.

  1. Развитие силы.

Подтягивания на высокой и низкой перекладинах, отжимания от пола (на коленях), от скамейки; упражнения с гантелями; бег, прыжки, ходьба в воде. Развитие статической силы в удержании поз: «Поза лодки», «Плуг», «Мост», «Натянутый лук». (см. Методические разработки). Статическое напряжение мышц лопаток, шеи, спины, упражнения для укрепления диафрагмы.

  1. Развитие координации движений. Подвижные игры.


Новые упражнения и их комбинации: комплекс упражнений с гантелями, с гимнастической палкой, гимнастика А.Н. Стрельниковой; элементы йоги: «Брасс», «Кошка под забором», «Кресло – качалка», «Лодочка» и др.

Подвижные игры общего и целенаправленного характера: «Ловишки на четвереньках», «Вышибалы на четвереньках», «Сделай фигуру», «Мяч в кругу», «Змейка на четвереньках».

 9.Профилактика плоскостопия.

Упражнения в виде ходьбы по узкой рейке скамьи, гимнастической палке, по канату или шесту, положенному на пол.
       10. Упражнения для расслабления мышц.

Произвольное расслабление мышц – релаксация (мысленное отключение мышц от импульсов, идущих от двигательного центра головного мозга). Упражнения для расслабления мышц, мысленно представляя тело вялым, тяжелым, теплым, ощущая приятное появление истомы лежа. Последовательное расслабление групп мышц лица, шеи, затылка, ног, рук, плеч, спины, живота и всего тела.
      11.
Упражнения для укрепления диафрагмы.
Брюшное дыхание, лежа на спине, без груза и с грузом на животе.

  1. Оздоровительное плавание.

Специальные плавательные упражнения для освоения с водной средой – ходьба, бег, прыжки, погружение под воду, упражнения с надувными плотиками. Подвижные игры в воде с мячом, с обручем, без предметов: «Кто первый», «Морской бой», «Пятнашки в кругу» и др.

  1. Проведение контрольных мероприятий.

а). Тесты – по выбору учителя; промежуточные и итоговые – по плану.

б). Медицинский контроль – по плану.

в). Педагогический контроль – постоянный в течение года. Знания, умения, навыки, личностные качества, приобретенные учащимися в течение 2 года обучения.

  1. Задания на дом.


Ежедневное выполнение 4 – 8 упражнений по выбору учителя и под контролем родителей.

3-ий год обучения.

  1. Основы знаний.


Соблюдение режима дня и ортопедических правил – главное условие правильного физического развития ребенка; субъективные показатели самоконтроля (сон, аппетит, самочувствие, настроение, болевые ощущения, работоспособность); значение самомассажа, очистительного дыхания, физкультминуток в школе и дома при выполнении домашнего задания.

  1. Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.


Упражнения с пиалами (чашечками или другими предметами), ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через веревочку, кубики, мячи, скамейки и т.д. Ловля и передача мяча с сохранением правильной осанки, стараясь не уронить мешочек с головы. Выполнение различных заданий с мешочком на голове (присесть, ходьба с высоким подниманием коленей, ходьба боком, приставным шагом и др.).

  1. Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.


Комплексы упражнений у гимнастической стенки; с гимнастической палкой; Повторение ранее изученных упражнений: висы, ползание, перекаты туловища в группировке по позвоночнику; различные наклоны.

  1. Самоконтроль.


Постоянный контроль за здоровьем, своим физическим состоянием, соблюдением режима дня и ортопедических правил. Определение субъективных показателей: самочувствия, настроения, болевых ощущений, работоспособности, сна, аппетита.

  1. Развитие выносливости.


Ритмическая гимнастика, подвижные игры, бег средней интенсивности до 2,5 минут. Развитие общей выносливости путем увеличения интенсивности и количества упражнений за урок. Развитие специальной выносливости путем длительного удержания статических поз.

  1. Развитие силы.


Подтягивание на перекладине максимальное количество раз, имитация езды на велосипеде; «Уголки» в висе спиной к гимнастической стенке; отжимания от пола, от скамейки в упоре спиной к ней; упражнение сесть – лечь, руки за головой; специальные подготовительные упражнения в воде, плавание.

  1. Элементы корригирующей гимнастики


Специально подобранные упражнения, ориентированные на укрепление и расслабление мышц позвоночника. Упражнения в И.П. лежа на полу: « Вытяжение»,  «Плуг», «Березка», «Мост», «Кресло – качалка», «Саранча».  «Поза собаки»,  «Складной нож», «Натянутый лук»

  1. Элементы самомассажа.


Простейшие элементы самомассажа: растирание ладоней, поясничного отдела позвоночника,  поглаживания живота, шеи, постукивания кулаком по грудине, по крупным мышцам конечностей. Упражнения с гимнастической палкой: растирание палкой лопаточной, поясничной, грудной областей, похлопывание гимнастической палкой крупных мышц конечностей.

  1. Профилактика плоскостопия.

Совершенствование ранее изученных упражнений.

  1. Развитие координации движений.


Комплексы ритмической гимнастики, с гимнастической палкой, около гимнастической стенки. Подвижные игры тренирующего и целенаправленного характера: «Ножной мяч в кругу», «Пятнашки елочкой», «Китайские пятнашки» и др.; специальные плавательные упражнения.

  1. Очистительное дыхание.

Несколько упражнений из вариантов дыхательной гимнастики йогов: упражнения с непродолжительной задержкой дыхания; с различными движениями рук; в разных И.П. и другие варианты.

12.Оздоровительное плавание.
Специальные плавательные упражнения: погружение под воду, лежать на воде, скользить на груди и спине, задержка дыхания, дыхательные упражнения в воде. Игры на воде: «Плавучие стрелы», «Пятнашки с мячом», «Ныряльщики», «Водолазы» и др.

  1. Проведение контрольных мероприятий.
       а).  тесты – по плану учителя.

       б). медицинский контроль – по плану.

       в). педагогический контроль – в течение всего учебного года (контроль     за соблюдением ортопедического режима, ежедневного выполнения   упражнений ЛФК).
  1. Задания на дом.


Ежедневное выполнение комплекса упражнений ЛФК самостоятельно и под постоянным контролем учителя и родителей.
4-ый год обучения.

  1. Основы знаний.


Что такое позвоночник и как он устроен; правильное питание и здоровый образ жизни; механизм лечебного действия ЛФК, классического массажа, аутогенной тренировки; простейшие правила спортивных игр, включаемых в урок.

  1. Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.


Перекаты на спину в положении лежа без помощи рук; ходьба на прямых руках и ногах, согнувшись; ходьба на руках с помощью партнера; передвижение по скамейке лежа на животе, подтягивая себя руками; ползание по скамье на коленях с опорой руками на пол;

  1. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.


Контроль осанки товарищей и самоконтроль всеми изученными способами.

  1. Оздоровительная гимнастика



5.Развитие выносливости.


Развитие специальной выносливости, увеличивая время удержания статических поз Хатха – йоги. Бег средней интенсивности до 3 минут, увеличение интенсивности и времени проведения подвижных и спортивных игр; преодоление полосы препятствий.

  1. Развитие силы.

Общеукрепляющие упражнения в парах, оказывая сопротивление и помощь друг другу; преодоление полосы препятствий; совершенствование ранее изученных упражнений.

  1. Массаж мышц спины.

Простейшие приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, надавливание.

  1. Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы.

Простые танцевальные движения под музыку, постепенно увеличивая темп; произвольные движения всем телом под ритмичную музыку с одновременным поворотом тела вокруг своей оси и др. (см. Методические разработки). Совершенствование ранее изученных упражнений.

  1. Подвижные и спортивные игры.

Волейбол, пионербол, футбол и другие игры в разных И.П. (сидя, лежа, сидя на коленях…). Использование мячей разного размера. Совершенствование ранее изученных подвижных игр тренирующего и целенаправленного характера.

  1. Аутогенная тренировка.


Расслабление мышц с помощью самовнушения: представление любых приятных и доступных для воображения детей картин ( «Тепло», «Свет», «Солнце», «Лесная поляна», «Небо», «Источник» и т. д.), ассоциации, связанные с добрым, приятным, красивым и т. д.; создание психологической установки на выздоровление.

  1. Оздоровительная ходьба
  1. Проведение контрольных мероприятий.


а).
Тесты – по плану учителя.

б). Медицинский контроль – по плану.

в). Педагогический контроль – знания, умения и навыки, личностные качества, приобретенные учащимися в период обучения; самоконтроль и взаимоконтроль.

  1. Задания на дом.


Ежедневное, самостоятельное выполнение изученного комплекса ЛФК по рекомендациям учителя.

План -график

№ п/п


Раздел учебной программы



1 год



2 год



3 год



4 год


Всего часов


1.


Основы знаний и умений


+

+

+


+



2.


Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки



4



3,5



4



3



14,5


3.


Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника



8



7



7



5



27


4.


Дыхательные упражнения:

1.обучение правильному дыханию

2.гимнастика Стрельниковой

3.упражнения для укрепления мышц диафрагмы

4. упражнения для восстановления дыхания при физических нагрузках

5.очистительное дыхание



7,5

В


-



В


5,5


1
процессе


-



процессе
занятий


В процессе



занятий


занятий



5,5
1


5.


Развитие выносливости:

1.общая выносливость

2.специальная выносливость




4,5




4

1,5




6

6




3

6


31


6.


Развитие силы:

1.динамическая сила

2.статическая сила

3.упражнения в парах, оказывая помощь и сопротивление друг другу



8


В



7

2



4,5

4
процессе



4,5

5,5
занятий


34,5


7.


Развитие координации движений:

1. упражнения с предметами и без них

2.ритмическая гимнастика




7
-




7
-




На каждом

4



уроке

-


18


8.


Игры:

1.подвижные игры целенаправленного характера

2.подвижные игры тренирующего характера

3.спортивные игры



4


5
-



На каждом
На
-




уроке
каждом
-



3


уроке
5


17


9.


Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы



8



7



+



1,5



16,5


10.


Аутогенная тренировка


-


-


-


1,5


1,5


11.

Релаксация


-


16


16


16


48


12.


самомассаж

1.дыхательная гимнастика

2.оздоровительная ходьба




-

-




+

-




7

-




+

9


16


13.


Профилактика плоскостопия


6


2,5


2


-


10,5


14.


Элементы самомассажа


-


-


3,5


-


3,5


15.


Массаж мышц спины


-


-


-


2


2


16.


Проведение контрольных мероприятий:

1.тесты

2.медицинский контроль

3.педагогический контроль

4.самоконтроль




6
+

В
В




4
+

течение
процессе




4
+

всего
каждого




4
+

курса
урока




18


17.


Задания на дом


По


выбору


учителя


ЛФК




Итого:


68


68


68


68


272



Учебно-тематический план на 1-ый год обучения. (по четвертям)


№ п/п


Раздел учебной программы

        1

2

       3

     4


Всего часов


1.


Основы знаний и умений


В


процессе


занятий




2.


Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки


1


1


1


1


4


3.


Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника


3


2


2


2


8


4.


Обучение правильному дыханию:

1.брюшному

2.грудному (среднему и верхнему)

3.полному

4.упражнения для тренировки дыхательных мышц

5.упражнения на восстановление дыхания




1,5



1



2,5




1


1,5


7,5


5.


Развитие выносливости


1


1


1,5


1


4,5


6.


Развитие силы мышц


1


2


3


2


8


7.


Развитие координации движений


3


1


2


1


7


8.


Профилактика плоскостопия


-


2


3


1


6


9.


Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы


2


2


2


2


8


10.


Подвижные игры


1,5


2


3


2,5


9


11.


Проведение контрольных мероприятий:

1.тесты

2.медицинский контроль

3.педагогический контроль




3

+

В




-

+

процессе




-

+

каждого




3

+

урока



6


12.


Задания на дом


По


выбору


учителя


ЛФК




Итого часов:


18


14


20


18


68



Учебно – тематический план
на второй год обучения (по четвертям)


№ п/п


Раздел учебной программы



1



           2



3



4


Всего часов


1.


Основы знаний и умений


В


процессе


занятий




2.


Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки


1


1


1,5


1


4,5


3.


Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника


3


2


2


2


8


4.


Повторение полного дыхания


+


+


+


+



5.


Развитие выносливости:

1.общая

2.специальная




1

-




1

0,5




2

-




2

1


7,5


6.


Развитие силы мышц

1.динамическая сила

2.статическая сила




2

-




2

1




3

1




3

1


13


7.


Развитие координации движений, в том числе подвижные игры


2

На


2

каждом


3

уроке


3


10


8.


Профилактика плоскостопия


1,5


-


1


1


3,5


9.


Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы


2


2


3


3


10


10.


Оздоровительная гимнастика


1,5


2


2


2


7,5


11.


Упражнения для укрепления диафрагмы







12.


Проведение контрольных мероприятий:

1.тесты

2.медицинский контроль

3.педагогический контроль




2

+

В




-

+

процессе




-

+

каждого




2

+

урока



4


13.


Задания на дом


По


выбору


учителя


ЛФК




Итого часов:


16


14


20


18


68



Учебно- тематический план

на третий год обучения (по четвертям)


№ п/п


Раздел учебной программы



1



2



3



4


Всего часов


1.


Основы знаний и умений


В


процессе


занятий




2.


Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки


1


2


1


1


5


3.


Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника


3


2


2


2


8


4.


Самоконтроль


В


процессе


занятий




5.


Развитие выносливости:

1.общая выносливость

2.специальная выносливость




1,5

1,5




2

2




2,5

2,5




2

1,5


12,5


6.


Развитие силы мышц:

1.динамическая сила

2.статическая сила




1,5

1,5




1,5

1,5




1,5

1




1,5

1


11


7.


Развитие координации движений, в том числе подвижные игры:

1.игры тренирующего и целенаправленного характера

2.упражнения с предметами и без них

3.ритмическая гимнастика


1
На


1
каждом


1
уроке


1


4


8.


Профилактика плоскостопия


1


-


1


1


3


9.


Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы




На




каждом




уроке


10.


Элементы ритмической гимнастики


1


3


3


3


10


11.


Элементы самомассажа


2


-


1,5


1


4,5


12.


Очистительное дыхание




На




каждом




уроке



13.


Проведение контрольных мероприятий:

1.тесты

2.медицинский контроль

3.педагогический контроль



2

+

В



+

+

процессе



+

+

каждого



2

+

урока




4


14.


Задания на дом


По


выбору


учителя


ЛФК




Итого часов:


16


14


20


18


68



Учебно – тематический план

на четвертый год обучения (по четвертям)


№ п/п


Раздел учебной программы



1



2



3



4


Всего часов


1.


Основы знаний и умений


В


процессе


занятий




2.


Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки


1/1


1/1


1


3


3.


Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника


3


1


1


1


6


4.


Самоконтроль


В


процессе


занятий




5.


Развитие выносливости:

1.общая выносливость

2.специальная выносливость




1

1




1/1

2/1




1

3




1

3


13


6.


Развитие силы мышц:

1.динамическая сила

2.статическая сила




1,5

1,5




1/1

2/1




1

2




1

1


9


7.


Развитие координации движений, в том числе подвижные игры:

1.игры тренирующего и целенаправленного характера

2.спортивные игры

3.аутогенная тренировка



2


На



1/1


каждом


5

1,5

уроке



2

2


13,5


8.


Массаж мышц спины


-


2


-


-


2


9.


Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы




На


1,5

каждом




уроке


1,5


10.


Оздоровительная дыхательная гимнастика


3


3/2


3


3


12


11.


Проведение контрольных мероприятий:

1.тесты

2.медицинский контроль

3.педагогический контроль



2

+

В



+

+

процессе



+

+

каждого



2

+

урока




4


12.


Задания на дом


По


выбору


учителя


ЛФК




Итого часов:


16


14


10/20


18


68



Список литературы.

  1. Белкин А.С. «Основы возрастной педагогики», часть 1, Екатеринбург, 1992.
  2. Гриненко М.Ф. «Целебная сила движений».
  3. Зайцев Г.К. «Здоровье», Санкт – Петербург, 2005.
  4. КрутецкийВ.А.»Психология обучения и воспитания школьников», Москва, «Просвещение».
  5. Лахманчун Г.Е. «Эта замечательная йога», Москва, «Физкультура и спорт», 1992.
  6. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. «Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей», Ленинград, «Медицина», 1988.
  7. Лодкина С.Р. «Валеология в школе: подходы, программы, методики», Екатеринбург, 1995.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая пограмма по черчению область технологии 10-11 класс."Элементы начертательной геомнтрии. Машиностроительное черчение"

Курс черчения направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, творческого потенциала личности, расширения приобретённых умений и навыков в период о...

Рабочая пограмма по химии. 9 класс.(О.С.Габриелян)

Рабочая программа по курсу химии(Автор: О.С. Габриелян),календарно - тематическое планирование, тематическое планирование....

Рабочая пограмма по алгебре для 9 класса

Рабочая программа по алгебре предназначена для работы по учебнику Макарычева и др., 105 часов в год...

Рабочая пограмма по литературе. 9 класс.

Архив содержит рабочую программу по литературе 9 класса (Т.Ф. Курдюмова): пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, программное и учебно-методическое обеспечение курса....

Рабочая пограмма по литературе. 9 класс.

Архив содержит рабочую программу по литературе 9 класса (Т.Ф. Курдюмова): пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, программное и учебно-методическое обеспечение курса....

Рабочие пограммы по химии

Рабочие программы по химии.УМК О.С. Габриелян....

пограмма по внеурочной деятельности

Театр для пятиклассников...