Краеведческая деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания в условиях реализации программы дополнительного образования по технике пешеходного туризма
статья по физкультуре на тему

В статье рассмотрены проблемы гражданско-патриотического воспитания учащихся через краеведческую деятельность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alkova_-_statya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Т.Ю. Алькова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная

 школа № 8 им. А.Н. Сибирцева, г. Сургут

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ ПЕШЕХОДНОГО ТУРИЗМА

Главная задача современной системы образования – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире (Медведев Д.А. «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

Дополнительное образование детей, является неотъемлемой частью общего образования, которая реализуется посредством дополнительных образовательных программ в образовательных организациях. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений в области дополнительного образования [2].

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника.

Изучение программы дополнительного образования  по технике пешеходного туризма учащимися нашей общеобразовательной школы  предусматривает не только общефизическую, специальную, топографическую подготовку, технико-тактическую подготовку по пешеходному туризму, но и обязательную краеведческую деятельность в течение трех учебных лет.

Мы считаем, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина  является основными составляющими учебно-воспитательной работы школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель нашей краеведческой работы в школе – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.

«Образовательный маршрут» краеведческой направленности разделен на три взаимосвязанных этапа, на каждом из которых решаются свои задачи.

  • Первый этап – информационно-познавательный. Изучают основы краеведения. Начинают познавать новую информацию о природе родного края, его истории;
  • Второй этап – операционно-деятельностный. Формируется умение самостоятельно выполнять определенные задания собирать экспонаты и другие краеведческие материалы;
  • Третий этап – практико-ориентационный. Самостоятельный сбор информации и создание исследовательских проектов, компьютерных презентаций по вопросам краеведения, охраны природы, экологии.

Большое значение, в краеведческой деятельности школьной спортивной секции по технике пешеходного туризма имеет эффективное использование современных педагогических технологий (проектных, исследовательских), обеспечивающих деятельностный аспект учебно-воспитательного процесса.

Проектная, исследовательская деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовать процесс познания [1]. В ходе работы над проектами ставятся конкретные цели, развивающие у воспитанников:

  • творческое начало, воображение, изобретательность;
  • способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;
  • способность ставить проблемы и находить их решение;
  • неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, страны, окружающей среды.

Результатом нашей деятельности по данному направлению является создание и реализация обучающимися краеведческих проектов, основанных на проведении научно-исследовательских работ и создании компьютерных презентаций по вопросам охраны природы, экологи, истории, жизни выдающихся людей края. Участие и победы в научно-практических конференциях, краеведческих конкурсах. Пополнение архивной базы школьного краеведческого музея. Организация и проведение встреч с выдающимися людьми города, агитационно профилактических мероприятий по формированию у детей здорового образа жизни и законопослушного поведения. Источниками изучения истории родного края для учащихся становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы краеведческих музеев и собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного края, краеведческая литература.

Краеведческая деятельность, основанная на современных педагогических технологиях, содействует обогащению духовного наследия учащихся, развитию гуманных принципов, воспитанию гражданственности и патриотизма.

Список литературы

  1. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий. [Текст] / А.К. Колеченко // Спб.: КАРО, 2004. – 368 с.
  2. Обеспечение качества современного образования в условиях модернизации: стратегии, проблемы и решения: сб. научных статей. [Текст] / отв. ред. ЭА. Дударева // Тюмень: Издательско-полигр. центр «Экспресс», 2012. – 440 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

краеведческая работа как средство гражданско-патриотического воспитания школьников

В работе представлена воспитательная система классного руководителя кадетского класса...

методический семинар по теме: «Краеведческая работа как средство гражданско-патриотического воспитания школьников»

представлен опыт работы по теме «Краеведческая работа как средство гражданско-патриотического воспитания школьников»...

Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»

Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»...

Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Текст доклада для выступления на ЦИО НМЦ  32-й Международной Конференции «Школьная информатика  и проблемы устойчивого развития» по теме«Использование ИКТ в историко-к...

Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся

Воспитание гражданина и патриота всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимост...

Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Статья "Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся"...