Рабочая программа по физической культуре по ФГОС 5 класс
рабочая программа по физкультуре на тему

Ильичева Юлия Владимировна

Данная рабочая программа разработана в соответствии  с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, с учетом Примерной программы по учебному предмету физическая культура для 5 классов под редакцией Матвеева А.П. К УМК (М.: Просвещение) 2013. Примерные программы по учебным предметам Матвеев А.П. Физическая культура. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ А.П. Матвеев; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2014; Физическая культура 1 -11 классы: развернутое тематическое планирование Ф48 по комплексной программе В.И. Ляха, А.А. Зданевича) /авт. сост М.И. Васильева – Изд 2 –е – Волгоград: Учитель 2011

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5kl._dlya_mioo.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

« ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА»»

 5  класс

Автор – составитель:

Учитель ГБОУ СОШ № 1985

Ильичева Ю.В.  

Москва

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

.

Данная рабочая программа разработана в соответствии  с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, с учетом Примерной программы по учебному предмету физическая культура для 5 классов под редакцией Матвеева А.П. К УМК (М.: Просвещение) 2013. Примерные программы по учебным предметам Матвеев А.П. Физическая культура. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ А.П. Матвеев; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2014; Физическая культура 1 -11 классы: развернутое тематическое планирование Ф48 по комплексной программе В.И. Ляха, А.А. Зданевича) /авт. сост М.И. Васильева – Изд 2 –е – Волгоград: Учитель 2011

1. Общие цели основного общего образования

с учетом специфики учебного предмета

Содержание учебного предмета «физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, – главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.

Цель школьного образования по физической культуре – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:

– укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

– формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;

– освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

– обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

– воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая Программа в своем предметном содержании направлена на:

– реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);

– реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

– соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

– расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

– усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, при самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса

Согласно концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001), учебным предметом образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно с совершенствованием физической природы человека.

В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности программа включает три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре»– информационный компонент деятельности, «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» – операциональный компонент деятельности, «Физическое совершенствование» – процессуально-мотивационный компонент деятельности.

Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры.

История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Физическая культура в современном обществе. Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).

Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека. Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура. Спортивная подготовка. Здоровье и здоровый образ жизни. Профессионально-прикладная физическая подготовка.

Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. Восстановительный массаж. Проведение банных процедур. Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.

Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой».

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен). Планирование занятий физической культурой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры.

Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок). Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».

Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь рассказывается об оздоровительных формах занятий в режиме учебного дня и учебной недели, даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, способствующие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются, в первую очередь, школьникам, имеющим отклонения в состоянии здоровья, индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.

Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта: гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, спортивных игр.

Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и комбинации. Ритмическая гимнастика (девочки). Опорные прыжки.

Легкая атлетика. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.

        Спортивные игры (, баскетбол, волейбол ).

Лыжная подготовка. лыжные гонки.

Тема «Прикладно-ориентированные упражнения» поможет школьникам подготовиться к взрослой жизни, освоить различные профессии путем усвоения жизненно важных навыков и умений разными способами в постоянно меняющихся условиях жизни.

Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества: силы, быстроты, выносливости и т.д. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени усвоения ими упражнений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.

Гимнастика с основами акробатики. Упражнения для развития гибкости, координации движений, силы, выносливости.

Легкая атлетика. Упражнения для развития выносливости, силы, быстроты, координации движений.

Подвижные и спортивные игры. Упражнения для развития быстроты, силы, выносливости, координации движений.

Лыжная подготовка:

3.Место предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану основного общего образования на обязательное изучение предмета всех учебных тем программы по физической культуре отводится 102 ч, из расчета 3 часа в неделю.

Вместе с тем для создания условий учителям физической культуры в реализации их творческих программ и инновационных разработок, индивидуальных педагогических технологий и подходов в программе предусматривается выделение соответствующего объёма учебного времени. Данный объём составляет не более 12% (60 ч) от объёма времени, отводимого на изучение учебного материала раздела «Физическое совершенствование».

При планировании учебного материала по базовым видам спорта допускается для бесснежных районов Российской Федерации заменять освоение раздела «Лыжные гонки» углублённым изучением содержания разделов «Гимнастики» и «Спортивные игры».

4. Личностные, метапредметные, предметные и результаты освоения

учебного предмета.

Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.

Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.

Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее - частное - конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении знаний и формировании умений использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностные результаты, формируемые в ходе изучения физической культуры, отражают:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного по
ведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретённые на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные компетенции востребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизнедеятельности учащихся. Метапредметные результаты отражаются прежде всего в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и каждому современному человеку. Это:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».

Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой, укреплением здоровья, ведением здорового образа жизни. Предметные результаты отражают:

- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

- расширение опыта организации и мониторинга физического развития  и  физической  подготовленности;  формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой по средством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;

- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

5. Содержание учебного предмета, курса

Знания о физической культуре

История физической культуры. Олимпийские игры древности.

Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.

История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России    (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.          

Физическая культура в современном обществе.

Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.

Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.

Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.

Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура.

Спортивная подготовка.

Здоровье и здоровый образ жизни.

Профессионально - прикладная физическая подготовка.

Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования.

Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.

Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.

Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.

 

Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.

Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).

Планирование занятий физической культурой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.

Организация досуга средствами физической культуры.

Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.

Оценка эффективности занятий Физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).

Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью

Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.

Акробатические упражнения и комбинации.

 Опорные прыжки.

Упражнения на гимнастической скамейке. 

Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).

Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).

Легкая атлетика. Беговые упражнения.

Прыжковые упражнения.

Метание малого мяча.

Лыжные гонки. Передвижения на лыжах.

Подъемы, спуски, повороты, торможения.

Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.

Волейбол. Игра по правилам.

 

Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные   упражнения.

Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.

Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координация движений, силы, выносливости.

Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.

Лыжные гонки. Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.

Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.

Волейбол. Развивает быстроту и точность реакций, ловкость, глазомер, улучшает координацию движения

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА (СЕТКА ЧАСОВ) при трехразовых   занятиях в неделю на учебный год.

Таблица 1

№ п/п

Вид программного материала

Количество часов

Базовая часть

90

1

Знания о физической культуре

В процессе урока

2

Способы физкультурной деятельности

В процессе урока

3

Легкоатлетические упражнения

22

4

Подвижные и спортивные игры

33

5

Гимнастика с элементами акробатики

17

6

Лыжная подготовка

18

Вариативная часть

12

1

Легкоатлетические упражнения

6

2

Подвижные и спортивные игры

6

Итого

102 часа

Тематическое планирование (102 часа на весь учебный год по 3 часа в неделю)

Таблица 2.

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Знания о физической культуре (в процессе урока)

История физической культуры

Олимпийские игры древности

Олимпийские игры древности.

Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.

 Характеризовать Олимпийские игры древности, как явление культуры, раскрыть содержание и правила соревнований

История зарождения олимпийского движения в России.

История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

Характеризовать зарождение олимпийского движения в России. Назвать выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.

Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу зимних и летних Олимпийских игр. Цель и задачи современного олимпийского движения. Идеалы и символика Олимпийских игр, движения.

Донести о видах спорта входящих в олимпийскую программу. Объяснить смысл символов и ритуалов.

Физическая культура (основные понятия)

Физическая культура в современном обществе.

Понятие о физической культуре. Социальное значение и функции физической культуры и спорта в современном обществе.  Современная система физического воспитания, ее цели и задачи. Формирование ценностного отношения к спортивному стилю жизни.

Обосновать положительное влияние физической культуры на  здоровье, учебную деятельность, трудовую деятельность людей.

Физическое развитие человека

Понятие о физическом развитии человека, характеристика его основных показателей.

Руководствоваться  процессом  становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.

Физическая подготовка как система регулярных занятий. Понятия о физических качествах. Основные правила развития физических качеств.

Обосновать положительный эффект занятий физической подготовкой на состояние здоровья. Установить как развитие физических качеств влияет на системы организма.

Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств

Принципы и структура самостоятельных занятий направленных на развитие физических качеств. Оценка эффективности занятий физическими упражнениями.

Организовать самостоятельные занятия. Определить содержание и объем упражнений.

Физическая культура человека

Режим дня его основное содержание и правила планирования

Режим дня его основное содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность. Физкультминутки и их назначение.

Раскрыть понятия здорового образа жизни.

Первая помощь при травмах.

Оказание доврачебной помощи во время занятий физической культурой и спортом. Характеристика типовых травм  и причины их возникновения.

Руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи пр травмах и ушибах.

Способы  физкультурной деятельности (во время урока)

Самостоятельные игры.

Игры на свежем воздухе и в спортивном зале. Одежда соответствующая погоде и занятиям в спортивном зале.  Подвижные, спортивные игры.

Рассказать о правильном подборе одежды  и обуви для игр на свежем воздухе и в спортивном зале.  Готовить  места занятий на открытом воздухе  и в спортивном зале.

Самостоятельные занятия.

Режим дня. Утренняя гимнастика. Физкультминутка, подвижная перемена.

Раскрывать значение режима дня  для жизни человека. Раскрывать положительное влияние физкультминутки на организм.

Оценка эффективности занятий по физической культуре

Самонаблюдение и самоконтроль.

Самонаблюдение за индивидуальными показателями физической подготовленности. Самоконтроль за изменениями ЧСС во время занятий

Характеризовать величину нагрузки по показателю ЧСС

Оценка техники движений, способы выявлений и устранения ошибок.

Простейший анализ и оценка техники упражнения по методу сличения с эталонным образцом. Способы устранения ошибок.

Анализировать технику движений и предупреждать появление ошибок.

Физическое совершенствование (102 часа)

Физкультурно-оздоровительная деятельность (в процессе урока)

Упражнения утренней зарядки, выполняемые в определенной последовательности с демонстрацией правильной техники выполнения.

Демонстрировать технику выполнения, уметь определять направленность воздействия упражнений.

Спортивно-оздоровительная направленность

Гимнастика и основы акробатики (17 ч)

Краткая характеристика вида спорта

История гимнастики. Спортивная, художественная гимнастики. Акробатика. Правила техники безопасности и страховки.

Изучать историю гимнастики. Уметь различать разные виды гимнастики. Знать и соблюдать технику безопасности.

Организующие команды и приемы

Организующие команды и приемы: построения, перестроения на месте и в движении; передвижения одной. Двумя, тремя колоннами; передвижение в колонне с изменением длинны шага.

Выполнять организующие команды по распоряжению учителя.

Акробатические упражнения и комбинации

Акробатические упражнения:

кувырок вперед в группировке

несколько кувырков вперед

кувырок вперед – прыжок вверх

кувырок вперед с поворотом на 180 – 360 градусов

кувырок назад в упор присев

перекаты

стойка на лопатках

«мост» из положения лежа на спине

Фрагменты акробатических и гимнастических комбинаций.

Описывать технику акробатических упражнений. Выполнять акробатические комбинации из ранее хорошо освоенных. Осваивать технику акробатических упражнений. Выявлять ошибки техники и исправлять их. Оказывать помощь сверстникам при освоении ими новых акробатических упражнений

Опорные прыжки

Опорные прыжки: прыжок на гимнастического козла с последующим спрыгиванием; опорный прыжок через  гимнастического козла  ноги врозь, опорный прыжок через гимнастического козла согнув ноги

Описывать технику опорных прыжков и осваивать ее, соблюдать правила безопасности. Анализировать технику опорных прыжков, выявлять ошибки.

Упражнения на гимнастической скамейке

Упражнения на гимнастической скамейке: с выпадами, в равновесии, стоя на одной ноге (ласточка), повороты на 180-360 градусов, прыжки, соскоки.

Описывать технику упражнений на гимнастической скамейке, составлять гимнастические комбинации.  Осваивать технику гимнастических упражнений на бревне. Соблюдать правила безопасности. Оказывать помощь сверстникам.

Упражнения на гимнастическом бревне.

Упражнения на гимнастическом бревне: передвижения ходьбой, приставными шагами, повороты стоя на месте и прыжком, наклоны вперед, назад. Вправо, влево в основной и широкой стойке с изменением положения рук, полушпагат. Равновесие на одной ноге (ласточка), спрыгивание и соскоки (вперед. Прогнувшись), зачетные комбинации.

Описывать технику упражнений на гимнастическом бревне, составлять гимнастические комбинации.  Осваивать технику гимнастических упражнений на бревне. Соблюдать правила безопасности. Оказывать помощь сверстникам.

Висы.

Висы: вис согнувшись, вис прогнувшись, подтягивания в висе (мальчики), смешанные висы (девочки)

Демонстрировать  технику выполнения висов.

Лазанье по канату в два приема

Лазание по канату в три приема: техника выполнения лазания канату в три приема, Техника захвата каната руками. Техника выполнения захвата ногами – захват скрестный, захват наступая одной ногой на другую, захват зажима каната внутренней стороной стоп. Захват каната руками.

Описывать технику упражнений на канате. Осваивать технику упражнений, предупреждая появление ошибок и соблюдая технику безопасности. Анализировать технику упражнения. Помогать сверстникам.

Легкая атлетика (28 часа)

Краткая история вида спорта

История  легкой атлетики. Виды.

Изучать историю легкой атлетики. Описывать виды легкой атлетики.

Беговые упражнения с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени,  бег с изменением направления движения,  бег с ускорением, техника гладкого бега в равномерном темпе на учебные дистанции, кроссовая подготовка. Высокий  старт, бег 30м, 60 м, челночный бег.

Техника выполнения бега с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени. Техника выполнения прыжков с ноги на ногу (многоскоки), бега с ускорением, бега с изменением направления движения. Техника высокого старта: скоростного бега, финиширования при беге на 30м, 60 м, равномерного бега до  1000м, челночном беге 4х10

Демонстрировать технику выполнения беговых упражнений.

Демонстрировать технику выполнения бега в равномерном темпе по пересеченной местности.

Демонстрировать технику высокого старта,  ускорение и финиширования при беге на 30, 60 метров

Выполнять бег с высокого старта, соблюдая правила финиширования.

Демонстрировать челночный бег

Метание теннисного мяча на дальность с места из-за спины через плечо в горизонтальную и вертикальную цель

Техника метания теннисного мяча: имитация начального  и финального усилия, метание   в цель, на расстояние 6 метров, на дальность, в определенную зону.

Демонстрировать имитацию начала финального усилия. 

Демонстрировать технику выполнения метание малого мяча в цель (щит-мишень) из  фронтальной стойки  и из  и. п. левая  нога впереди.

Прыжковые упражнения: прыжки на одной ноге, на двух ногах, прыжки с продвижением вперед, прыжок в длину с места, с  7 – 9 шагов, с разбега, прыжки через скакалку

Техника выполнения прыжковых упражнений: на одной ноге,  на двух, с продвижением вперед, прыжка в длину с места, через скакалку, прыжка в длину с 7 – 9 шагов, с разбега способом «согнув ноги», прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание»ж

Демонстрировать технику выполнения прыжковых упражнений.

Применять прыжковые упражнения для развития физических качеств. Демонстрировать  технику выполнения прыжка в длину, в  высоту.

Выполнять разучиваемый прыжок в длину, в  высоту.

Спортивные игры (39 часов)

Краткая характеристика баскетбола.

История. Основные правила. Техника безопасности в баскетболе.

Изучать историю баскетбола, правила, технику безопасности.

Приемы игры.

Баскетбол: ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обводкой стоек; ловля и передача мяча двумя руками от груди; передача одной рукой от плеча, передача мяча при встречном движении, двумя руками с отскока от пола; бросок мяча двумя руками от груди с места; правила игры. Учебная игра на закрепление учебного материала.

Описывать  и выполнять технику игровых действий и приемов. Применять коллективные действия, соблюдать правила безопасности.

Соблюдать правила игры.

Краткая характеристика волейбола.

История волейбола. Основные правила игры. Техника безопасности в волейболе.

Изучать историю волейбола, правила техники безопасности.

Приемы игры.

Волейбол: стойка, перемещения, нижняя прямая подача, передача мяча сверху, прием мяча снизу над собой; правила игры. Учебная игра на закрепление изученного материала.

Описывать и выполнять  технику игровых действий и приемов. Применять коллективные действия, соблюдать правила безопасности.

Соблюдать правила игры.

Лыжная подготовка (18 часов)

Краткая характеристика лыжного вида спорта.

История лыжного спорта. Основные правила поведения во время занятий. Одежда, обувь, инвентарь.

Изучать историю лыжного спорта. Знать правила техники безопасности при проведении занятий по лыжной подготовке.

Передвижения на лыжах.

Передвижения на лыжах: попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход.

Применять передвижения на лыжах для развития физических качеств.

Подъемы, спуски, повороты, торможения.

Подъемы,  спуски, повороты, торможения: поворот переступанием, подъем «полуелочкой», спуск в основной и низкой  стойке по ровной поверхности,  торможение «плугом»

Осваивать технику передвижения на лыжах; соблюдать правила безопасности.

Применять правила подбора одежды.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Выпускник научится:

рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;

характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;

разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;

руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

                    руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Выпускник получит возможность научиться:

характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;

                     характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;

определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Выпускник научится:

                        использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнении, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

                   взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и  проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

Выпускник получит возможность научиться:

                        вести дневник по физкультурной деятельности, включением в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;

                   проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;

проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.

Физическое совершенствование

выпускник научится:

выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его рано и способности в процессе трудовой и учебной деятельности;

·                   выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);

·                   выполнять акробатические комбинации из числа хороню освоенных упражнений

            выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;

выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);

                        выполнять основные технические действия и приёмы игры теннис волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;

                        выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Выпускник получит возможность научиться:

                        выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;

                        преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;

                        осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;

                        выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.

Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса

по физической культуре.

Программа: Примерная программа по физической культуре – стандарты второго поколения. 2012 г. Примерные  программы по учебному предмету физическая культура для  5 классов под редакцией Матвеева А.П.

  Матвеев А.П. Физическая культура. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций

  Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы.

 Предметная линия учебников В.И. Ляха. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных  учреждений.  

 Физическая культура 5-7  классы./ Под редакцией М.Я. Виленского. Учебник для общеобразовательных учреждений.

 Планирование содержания уроков физической культуры 1-11 класс, Должников И.И.

                                             Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система обозначений:


                                                      Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

                                                      К — комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);

                                                      Г — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Необходимое количество

Примечание

Основная школа

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по физической культуре

Д

Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)

1.2

Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль)

Д

1.3

Авторские рабочие программы по физической культуре

Д

1.4

Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. Физическая культура 5-7        .

К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации

1.5

Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению

Д

В составе библиотечного фонда

1.6

Методические издания по физической культуре для учителей

Д

Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе»

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Необходимое количество

Примечание

Основная школа

2

Демонстрационные печатные пособия

2.1

Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности

Д

Д

Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям

3

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

3.1

Плакаты методические

Д

3.2

Щит баскетбольный тренировочный

Г

3.3

Стенка гимнастическая

Г

3.4

Скамейки гимнастические

Г

3.5

Стойки волейбольные

Д

3.6

Ворота  для гандбола и мини-футбола

Д

3.7

Бревно гимнастическое напольное и стандартное

Д

3.9

Перекладина гимнастическая пристенная

Д

3.10

Канат для лазания

Д

3.11

Обручи гимнастические

К

3.12

Комплект матов гимнастических

Г

3.13

Перекладина навесная универсальная

Д

3.14

Набор для подвижных игр

К

3.15

Аптечка медицинская

Д

3.16

Стол для настольного тенниса

Д

3.17

Комплект для настольного тенниса

Г

3.18

Мячи футбольные

Г

3.19

Мячи баскетбольные

К

3.20

Мячи волейбольные

К

3.21

Сетка волейбольная

Д

3.22

Оборудование полосы препятствий

Д

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Необходимое количество

Примечание

Основная школа

4

Спортивные залы (кабинеты)

4.1

Спортивный зал игровой (гимнастический)

С раздевалками для мальчиков и девочек

4.2

Кабинет учителя

Включает в себя: рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды

4.3

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования

Включает в себя стеллажи, контейнеры

5

Пришкольный стадион (площадка)

5.1

Легкоатлетическая дорожка

Д

5.2

Сектор для прыжков в длину

Д

5.3

Игровое поле для футбола

Д

5.4

Площадка для баскетбола

Д

5.5

Площадка для волейбола

Д

Литература:    

1. Программа: Примерные  программы по учебному предмету физическая культура для  5 классов под редакцией Матвеева А.П. К УМК (М.: Просвещение) 2013.

2. Матвеев А.П. Физическая культура. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ А.П. Матвеев; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2013;

3. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы.

4. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений.  – М. : Просвещение, 2012.

5. Физическая культура 5-7  классы./ Под редакцией М.Я. Виленского. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2013

6. «Спортивные игры» под редакцией Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. Москва. Издательский центр «Академия». 2004

7. Оценка  качества подготовки выпускников основных школ. М., Дрофа, 2001 г.

8. Мишин Б. И Настольная книга учителя физической культуры [Текст] : справочно- методическое пособие / Б. И. Мишин. - М. : «ACT Астрель», 2003

9. Погадаев Г. И Спортивные сооружения, учебное оборудование и инвентарь общеобразовательного учреждения [Текст] : методическое пособие / Г. И. Погадаев. - М. : Дрофа, 2005

10.  Матвеев А. П. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре [Текст] : / А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. - М. : Дрофа 2001

.

  НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

.

1. Сборник нормативных документов. Физическая культура/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-М.: Дрофа, 2004.(Федеральный компонент государственного стандарта образования, утверждён приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089. Федеральный базисный план и примерные учебные планы, утверждён приказом Минобразования России от 9.03.2004 г. №1312

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и мин. образования             Тверской области.

3.  Приказа МО и науки РФ от 30.08 2010г. «О введении третьего часа физкультуры в школе».

4. Приказ МО РФ об утверждении ФГОС ООО.

5.  Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи от 29 декабря 2001 г. № 916. Официальные документы в образовании. № 4. - 2002. С.66-69.

6.   СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" принятые постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва

 

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для 5 классов ФГОС второго поколения.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 5классов. ...

Рабочая программа по физической культуре для 1 классов по ФГОСам

Рабочая программа по физической культуре для 1классов по ФГОСам (99часов)...

Рабочая программа по физической культуре по ФГОС для 5 класса

Программа разработана как дипломный проект на курсах повышения квалификации....

Рабочая программа по физической культуре в 1 классе (ФГОС, "Школа России", автор учебника В.И. Лях "Мой друг – физкультура").

Программа разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)- Примерной программы начально...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По физической культуре 1-4 классов по ФГОС

 Рабочая программа по учебному курсу «Физическая культура» для 1-4 классов разработана на основе примерной программы по физической культуре федерального государственного образовательного с...

Рабочая программа по физической культуре 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по физической культуре ФГОС 1-4 класс....

Рабочая программа по физической культуре для 1 класса на 3 часа в неделю ФГОС

Календарно - тематическое планирование, пояснительная записка...


 

Комментарии

Спасибо! По Матвееву мало составляют. Сейчас буду составлять календарно-тематическое.