Главные вкладки

    Представление педагогического опыта "Новые здоровьесберегающие подходы на уроках физической культуры и во внеурочное время" учителя физической культуры Кваскова Германа Вячеславовича
    опыты и эксперименты по физкультуре на тему

    Квасков Герман Вячеславович

    Состояние здоровья Российских детей вызывает тревогу. Так, диспансеризация детского населения  показала, что за 4 года, прошедших от предыдущей диспансеризации, показатели состояния здоровья детей продолжают ухудшаться.

          Нужны новые подходы к учебно-воспитательному процессу - подходы, позволяющие грамотно построить учебно-воспитательный процесс и восполнить потребность растущего организма в двигательной активности.

    Крайне низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодежи создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы.

    Я пришел к выводу, что  нужно совершенствовать  методы  обучения и дополнить  ранее  применявшиеся  формы организации учебных занятий  новыми, в рамках которых возможно  было бы успешно развивать физические  качества  учащихся, умение  самостоятельно приобретать  знания из  разных  источников, воспитывать  творческую  личность.

    тивной модернизации российского образования, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kvaskov_innovatsionnyy_opyt.doc205.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

    СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО

    ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

     Новые  здоровьесберегающие  подходы  на  уроках  физической  культуры  и во внеурочное время  в  МОУ «Лицей №31»

    Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года

    Учебная деятельность отличается высоким уровнем  моей профессиональной компетенции и ответственным отношением к работе с детьми, что позволяет мне  добиваться стабильно устойчивых только положительных результатов обученности школьников. Это находит свое отражение в таблице  позитивной динамики их учебных достижений 

    Учебный год

    Кол-во

    обучающихся

    детей

    Кол-во

    обучающихся,

    успевающих на «4» и «5»

    Кол-во выпускников, окончивших МОУ

    С золотой и серебряными медалями

    Успеваемость по предмету

    2012-2013

          664

    91,2

    28

    2

    100%

    2013-2014

    668

    92,5

    51

    2

    100%

    2014-2015

    721

    94,1

    28

    3

    100%

    на примере конечного результата: итоговой аттестации выпускных классов за последние три года, что свидетельствует о том, что обучающиеся  успешно осваивают государственные образовательные стандарты. «Качество знаний» (успеваемость   на   «4»  и  «5»)  выпускников  классов,  где  я работаю  на протяжении уже многих лет остается стабильно высоким (от 91% до 94%)

    Высоких результатов я добиваюсь, благодаря инновационным подходам к организации образовательного процесса. Исходными теоретическими позициями, обеспечивающими динамичное развитие учебных и личностных достижений школьников является перевод учащихся из позиции пассивного исполнителя в ситуацию автора, творца, хозяина своей образовательной деятельности. Осуществ ляю развитие субъективности школьников, формирование таких его личностных качеств, как самостоятельность, инициатива, способность к преобразовательной, созидательной деятель ности.

    Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

    Особая роль отводится физическому воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

    Я пришел к выводу, что  нужно совершенствовать  методы  обучения и дополнить  ранее  применявшиеся  формы организации учебных занятий  новыми, в рамках которых возможно  было бы успешно развивать физические  качества  учащихся, умение  самостоятельно приобретать  знания из  разных  источников, воспитывать  творческую  личность.

    Деятельность учащихся  и  учителя  связана  с противоречиями:

       - между застывшими в своем развитии дисциплинарными формами физкультурного образования и реально востребованной существующей физкультурной практикой;

      - между необходимостью формирования у  школьников базовых основ двигательной деятельности.

      - между широким распространением разнообразных форм физической культуры и снижением интереса учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой.

           Так  в  данном  случае,  по  мере  деятельности, направленной  на  управление  успешного  обучения учащихся, я столкнулся  с  общими  противоречиями  между: 

    1. Физическим  здоровьем, или здоровьем тела, которое подразумевает наличие  у организма  человека  резервных  возможностей, обеспечивающих

    его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды.

    2. Психоэмоциональным  здоровьем, характеризующимся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально - волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием.

    3. Социально - нравственным здоровьем, отражающим систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих и отечественных духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, деятельностным отношением к миру, активной жизненной позицией и социальной активностью.

    Перед  собой  я  поставил  следующие  цели:

    • анализ, обобщение и распространение опыта использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время

    • создание комфортной образовательной среды на основе индивидуально-дифференцированного подхода к работе с учащимися;

    •  создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей;

    и  задачи:

    •    Проведение сравнительного анализа состояния здоровья, режима дня, учебной нагрузки и объема домашних заданий учащихся  3-11 классов школы, участвующих в эксперименте по здоровьесберегающим технологиям.

    •   Формирование осознанной потребности учащихся в здоровом образе жизни.

    •        Педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации учащихся.

    •        Повышение физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся.

    •        Предупреждение (профилактика) как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению.

    •        Создать методическую копилку инноваций педагогов школы по здоровьесберегающим технологиям.

    •        Подготовить и издать методический альманах "Здоровьесберегающие технологии практике учебно-воспитательного процесса средней школы».

    Система  моей  работы  строится  на  следующих  принципах:

    1.Организация системы медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников, динамики текущей и хронической заболеваемости.

    2. Осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормированием учебной нагрузки и профилактикой утомления учащихся.

    3. Создание системы коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса.

    4. Развитие службы психологической помощи учителям и учащимся по преодолению стрессов, тревожности, содействующей гуманизации подходов к каждому ученику, формированию доброжелательных и справедливых отношений в коллективе.

    5. Организация контроля за питанием всех учащихся в школе.

    6. Внедрение мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников и учителей, создание условий для их гармоничного развития - формирование физической культуры, увеличение двигательной активности учащихся на уроке, систематическая работа с родителями по организации здорового образа жизни.

    ·  Право каждого ученика на самостоятельный выбор уровня обучения.

    ·  Оптимизация процесса обучения.

    ·  Наличие постоянной обратной связи в системе "учитель - ученик".

    ·  Доверие и взаимопомощь между обучаемыми и учителем.

    · Постоянная коррекционная работа по ликвидации (компенсации) отставания в обучении.                        

    Моя  личная концепция,   как   учителя,  заключена  в  следующем:

    - поиск творческих приемов совершенствования навыков базовых двигательных действий и их вариативное использование на уроках физической культуры;

    - формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений на основе широкого использования подвижных игр;

    - расширение границ двигательной активности  школьников за счет использования подвижных игр;

    - активизация и совершенствование основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности младших школьников.              

    Практическая  значимость  моей  деятельности состоит  в  переосмыслении  имеющегося  арсенала  индивидуальных  и  дифференцированных  работ  на  уроках  физической  культуры, наполнение  их  новым  содержанием в:

    -  диагностике заболеваний, имеющихся у учащихся;

    -  анализе  пропусков учебных дней по болезни;

    - диагностике нарушений осанки,  зрения, хронические заболевания, сколиоз, плоскостопие;

    - наблюдении  за состоянием детей, состоящих на диспансерном учете;

    - оценке  организаций учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки, режима в течение дня, недели;

    - состояние психического здоровья по поведенческим реакциям и оценке напряженности;

    - изучении эмоционального состояния ребенка, настроения в отношениях со сверстниками и взрослыми людьми;

    - субъективной  оценке состояния учащихся;

    -динамике школьной мотивации;

    -динамике режима дня учащихся;

       

         Состояние здоровья Российских детей вызывает тревогу. Так, диспансеризация детского населения  показала, что за 4 года, прошедших от предыдущей диспансеризации, показатели состояния здоровья детей продолжают ухудшаться.

          Нужны новые подходы к учебно-воспитательному процессу - подходы, позволяющие грамотно построить учебно-воспитательный процесс и восполнить потребность растущего организма в двигательной активности.

    Крайне низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодежи создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы.

    “Концепция модернизации российского образования на период” предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

    По моим представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:

    1. Физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды.

    2. Психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально - волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием.

    3. Социально - нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих и отечественных духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, деятельностным отношением к миру, активной жизненной позицией и социальной активностью.

    Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, предусматривается внедрение в деятельность школы здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся.

    Свою работу по здоровьесбережению я начинал с создания  программы “Мы за здоровый образ жизни”, целью которой является охрана и укрепление здоровья школьников и формирование основ здорового образа жизни. В связи, с чем я  нередко говорю детям, что главным предметом в школе является физкультура! Ведь без физкультуры, без обычной зарядки по утрам, без ежедневных физических упражнений, без активного участия в спортивных играх, соревнованиях трудно решить сложнейшие проблемы здоровья человека, школьника, а если не решить их, то, как же тогда можно успешно изучать и немецкий, и математику, русский и другие, одинаково важные школьные предметы? Как без физкультуры, без дополнительного активного отдыха от умственного труда можно надеяться на хорошую память, внимание, усидчивость, терпение, стойкость, выносливость и другие необходимые человеку качества?

    В своей  работе  я  придерживаюсь следующих основных направлений здоровьесберегающей деятельности, а также механизмов их реализации:

    1.Уменьшение влияния факторов внешней среды, способных оказывать негативное воздействие на состояние здоровья школьников (экологические, экономические, социальные и т.п.);

    2.Нормализация факторов школьной среды – состояния школьных зданий, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организации системы питания с учетом требований санитарных правил и норм,

    3.Рациональная организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся;

    4.Рациональная организация физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы - двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу.

    5.Система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

          По  моему  мнению,  без выполнения этого обязательного комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения.

    При этом я  предусматриваю следующие формы и виды деятельности:

    1.Организация системы медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников, динамики текущей и хронической заболеваемости.

    2. Осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормированием учебной нагрузки и профилактикой утомления учащихся.

    3. Создание системы коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса.

    4. Развитие службы психологической помощи учителям и учащимся по преодолению стрессов, тревожности, содействующей гуманизации подходов к каждому ученику, формированию доброжелательных и справедливых отношений в коллективе.

    5. Организацию контроля за питанием всех учащихся в школе.

    6. Внедрение мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников и учителей, создание условий для их гармоничного развития - формирование физической культуры, увеличение двигательной активности учащихся на уроке, систематическая работа с родителями по организации здорового образа жизни.

    Рассматривая   некоторые из этих направлений деятельности подробнее, следует отметить следующее:

    Организация мониторинга включает в себя комплекс диагностических мероприятий по изучению состояния здоровья детей, количественной и качественной характеристике контингента школы, выявлению факторов риска, состояния учебной и внеучебной нагрузки, уровня образования в области здоровья.

     Как правило, обследование по выбранным параметрам проводится в начале и в конце учебного года. Отслеживаются следующие параметры:

    -особенности физического здоровья;

    -диагностика заболеваний, имеющихся у учащихся;

    -анализ пропусков учебных дней по болезни;

    -диагностика нарушений осанки,  зрения, хронические заболевания, сколиоз, плоскостопие;

    -наблюдение за состоянием детей, состоящих на диспансерном учете;

    -оценка организаций учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки, режима в течение дня, недели;

    -состояние психического здоровья по поведенческим реакциям и оценке напряженности;

    -изучение эмоционального состояния ребенка, настроения в отношениях со сверстниками и взрослыми людьми;

    -субъективная оценка состояния учащихся;

    -динамика школьной мотивации;

    -динамика режима дня учащихся;

    Мониторинг проводится совместно с фельдшером, врачами детской поликлиники,  психологом. Первичный мониторинг и анализ полученной в его результате информации позволяет  мне  создать банк данных по заболеваемости учащихся и составить комплексную систему мер для изменения ситуации в лучшую сторону.

    На первом этапе своей  работы по программе в школе мониторинг начинаю с динамического изучения состояния здоровья учащихся начальных классов, т.к. ожидаемые результаты работы по созданию здоровьесберегающего пространства ярче всего покажут себя поэтапно по мере взросления младших школьников.

           Я  считаю,  что  неотъемлемой частью оздоровительной работы являются мероприятия, направленные на охрану жизни детей и достижение гигиенического благополучия внутришкольной среды как наиболее управляемого фактора формирования здоровья школьников.

    С этой целью всегда выполняются требования  СанПиНов, разумно организуется  режим дня учащихся.  Составляется  комплекс мероприятий  по профилактике переутомления и учебных перегрузок, профилактике развития заболеваний, улучшение организации питания, эстетизация школьной среды, используются оздоровительные свойства акустического и цветового фона, ароматотерапия.

    В школе с помощью качественного проветривания поддерживается необходимый воздушно-тепловой режим. Создается экологическая комфортность образовательной среды: в кабинетах и рекреациях должно находиться большое количество комнатных растений, уничтожающих многие вредоносные микроорганизмы, благодаря выделению особых летучих веществ – фитонцидов.  Ежегодно проводится конкурс на самый зеленый кабинет.

      Вместе  с  медицинским  работником осуществляется медицинский контроль за физическим развитием детей, составляется комплекс медико - профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

           Для профилактической работы используются немедикаментозные методы коррекции здоровья школьников.

    Они эффективны, не сложны, позволяют обеспечить максимально полный охват нуждающихся учащихся  и в то же время не нарушают общеобразовательный процесс.

            Это кварц, зарядка для глаз, коррекция опорно-двигательной системы, фототерапия с использованием травяных чаев, витаминопрофилактика в ноябре и марте аскорбиновой кислотой,  антиструмин – йодная профилактика, настойка элеутерококка, антигриппин, “чесночные медальоны” для профилактики гриппа, регулярное включение в меню школьников зеленого лука. На приобретение данных препаратов можно использовать спонсорские средства и средства родителей.

    Мною организована работа во  время  каникул со следующей программой: фототерапия, витаминизация, посещение бассейна и экологически чистых зон, организация спортивных соревнований.

            Главная задача это - включить каждого ребенка в систематические занятия физической культурой и спортом. И  поэтому для увеличения двигательной активности учащихся нужна система  спортивно-оздоровительных мероприятий, активная физкультурно-оздоровительная работа

    Чтобы повысить удельный вес и качество занятий физической культурой, обеспечить выполнение детьми суточных норм двигательной активности, необходимо иметь гимнастический зал, оснащенный оборудованием и инвентарем, техническими средствами, учебно-наглядными пособиями, кабинет лечебной и корригирующей гимнастики с комплектами специального оборудования, самомассажерами, эспандерами, мелким инвентарем, стадион с футбольным полем, гимнастическим городком, легкоатлетическим центром, игровыми площадками, хоккейный корт и стрелковый тир.

    Я, как учитель физической культуры  активно внедряю на своих уроках здоровьесберегающие технологии, используя личностно-ориентированный подход, учитывая группу здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка. Например, на уроках учащиеся работают по отделениям, каждое из которых соответствует определенной группе здоровья, а, значит, при выполнении заданий ученики получают дозированную нагрузку.

    На уроках  физической  культуры школьники самостоятельно осуществляют контроль за своим пульсом, обучаясь, таким образом, прислушиваться к своему организму. На уроке должны активно работать и временно освобожденные от занятий по состоянию здоровья учащиеся, оценивая выполнение одноклассниками заданий учителя.

    РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЕ

    2013/14 г.

    Миляев Е. (10 кл.) –  7 место (район), участие  в муниципальном этапе.

     

    2014/15 г.

    Миляев Е. (10 кл.) –  11 место (район), участие  в муниципальном этапе.

    ПОЗИТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

     

    Участие учащихся МОУ «Лицея №31» в районных, городских и республиканских соревнованиях:

    1. Соревнование ДЮП – 1 место в городе (2013/14)
    2. Соревнование ДЮП – 1 место в городе (2014/15)
    3. Соревнование по волейболу (юноши) – 2 место в районе (2013/14)
    4. Соревнование по волейболу (юноши) – 3 место в районе (2014/15)

    5. Легкоатлетический кросс – 1 место в городе (2014/15)

    6. Легкоатлетическая эстафета – 2 место в городе (2014/15)

    7. Легкая атлетика – 3 место в городе (2014/15)

    Директор МОУ «Лицей №31»                                             А.В.Шевораков                                                  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    педагогические технологии, применяемые на уроке физической культуры

    в презентации представлены основные педагогические технологии, которые могут применяться на уроке физкультуры. помимо этого рассматривается вопрос, что же такое технологии, их видыи характеристика...

    Программа самообразования учителя физической культуры Домрачева Владимира Вячеславовича «Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на уроках физической культуры в условиях малокомплектной школы».

    Работа учителя – это творческий по природе труд. Она требует от него определённого заряда энергии, вдохновения, интеллектуального и эмоционального напряжения, которые стимулируются и поддерживаются ег...

    Педагогические требования к современному уроку физической культуры.

    Руководитель учебного заведения, давая разносторонний и объективный анализ урока прежде всего оценивает то, как организован урок. Физическую нагрузку учащегося. Общую и моторную плотность урока. Обуче...

    «Создание и использование нестандартного оборудования в организации и обеспечении учебно-воспитательного процесса на уроках (и внеурочной формы) физической культуры»

    Целью данного мастер-класса было повысить желание педагогов к использованию нестандартного оборудования в работе с учениками. Поставленные задачи были выполнены полностью....

    Современные педагогические технологии в работе учителя физической культуры

    Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт – общепризнанные материальные и духовные ценности...