Основы методики воспитания гибкости
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Ланцова Мария Георгиевна

Воспитание гибкости, как физиологического качества, играет не­маловажную роль не только в достижении спортивных результатов, являясь для этого как бы фундаментом, но и в сохранении укрепления важных показателей, определяющих гармоническое развитие челове­ка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_metodiki_vospitaniya_gibkosti.docx36.34 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

    1.  Введение

    2.  Основное содержание

         2.1  Гибкость и формы её проявления

         2.2  Морфофункциональные  характеристики и особенности  

                проявления гибкости

         2.3  Основы методики воспитания гибкости

         2.4  Структура упражнений для воспитания гибкости

    3.  Заключение

Введение

В системе физического воспитания ставится задача обеспечить каждому в соответствии с его индивидуальными задатками оптимальную степень развития основных физических качеств, необходимых в жизни, особенно качеств, определяющих силовые, скоростные, координационные способности, а также выносливость. Эти качества определяют всё многообразие отдельных физических двигательных способностей. От направленного развития этих качеств в процессе воспитания в решающей мере зависит возможность приобретения совершенных двигательных навыков и общий уровень физической подготовленности.

На основе воспитания физических качеств решаются и определённые задачи по совершенствованию телосложения.

Совершенные формы тела отражают в какой-то мере совершенство функций организма, являясь одним из естественных результатов нормального физического развития человека, черты телесной красоты свидетельствуют о его жизненных силах, а в связи с этим представляют и эстетическую ценность. Хорошо известно, что сильный, быстрый, ловкий и выносливый человек, владеющий богатым запасом разнообразных двигательных умений и навыков, значительно быстрее и успешнее осваивает любой новый вид двигательной деятельности, или тот, кто такими предпосылками не обладает.

Овладению совершенными формами жизненно важных движений служит такое физическое качество как гибкость.

В системе физического воспитания ставится задача - обеспечить к старшему возрасту у школьников такую степень всестороннего развития гибкости, которая позволила бы проявить с высокой результативностью основные физические качества - ловкость, быстроту, силу, выносливость.

Воспитание гибкости, как физиологического качества, играет немаловажную роль не только в достижении спортивных результатов, являясь для этого как бы фундаментом, но и в сохранении укрепления важных показателей, определяющих гармоническое развитие человека. К этим показателям можно отнести:

  • осанку;
  • правильное телосложение;
  • достаточную амплитуду движений для полного овладения прикладными, жизненно необходимыми действиями.

Воспитывая гибкость, необходимо учитывать, что все эти должные стремления надо реализовывать в течение всей жизни и, особенно в её переходные периоды.

Воспитание гибкости, как и других качеств, немыслимо без изучения физиологических процессов, возникающих в организме человека. Несомненность огромного воздействия поддержания жизненного тонуса, снижения регресса опорно-двигательного аппарата, наступающего в пожилом, а иногда и в зрелом возрасте, оказывают упражнения, характеризующие качество - гибкость.

Гибкость - качество специфическое, во многом генетически определено. При нерациональной методике её воспитания могут возникнуть патологические изменения в опорно-двигательном аппарате, а также вероятность возникновения травм.

Необходимость воспитания и поддержания гибкости, её биологической и физиологической характеристик, а также её связь с другими качествами составляет основное содержание работы.

2.1. Гибкость и формы её проявления.

Определение гибкости, как физиологического качества мы находим у многих авторов.

По В.М.Зациорскому: «...гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой».

А.А.Тер-Ованесян характеризует её как способность к движениям с большим размахом в определённых соединениях тела.

Более полное, содержательное определение гибкости даёт М.Л.Унран. Он видит её в «способности человека использовать потенциальную анатомическую подвижность одного или нескольких сочленений при выполнении упражнений».

Подобную характеристику гибкости даёт А.М.Шлемин: «под гибкостью понимают морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющего степень подвижности его звеньев».

Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность».

Гибкость можно разделить на общую и специальную.

Общая характеризуется тем, что она необходима в течение всей жизни индивида для хорошей осанки и лёгкости и плавности движений.

Специальная гибкость используется для более полного овладения техническими действиями. В противовес к общей гибкости специальная гибкость может привести к отклонению, ассиметрии плечевого пояса, что наблюдается у гребцов-каноистов, боксёров, метателей.

По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.

При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счёт собственной активности соответствующих мышц.

Под пассивной понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнёра, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п.

Для достижения максимальной гибкости вначале развивается пассивная гибкость - этим обеспечивается как бы запас гибкости, на базе которой продолжается развитие активной гибкости. Точнее, укрепление достигнутой, сохранение излишней пассивной гибкости препятствует достижению высоких результатов. Это может способствовать возникновению травм.

В современной системе физической подготовки более значима активная гибкость, позволяющая повысить исполнительное мастерство, улучшить технику, и достигнуть этого максимального проявления активной гибкости можно лишь предварительно развивая пассивную, которая играет как бы первостепенную роль.

По способу проявления гибкость подразделяется на динамическую и статическую. Первая проявляется в движениях, вторая - в позах.

Есть дети, которые отличаются высокой гибкостью, подвижностью во всех суставах. Здесь можно говорить о проявлении феномена «общая гибкость». Однако значительно часто встречаются случаи, когда ребёнок имеет отличную подвижность в одном суставе, но удовлетворительную в другом. Поэтому проявления гибкости, носят, скорее, специфический характер. Это значит, во-первых, с помощью одного теста, измеряющего гибкость какого-либо сустава ученика, нельзя получить исчерпывающую информацию о степени её развития вообще; во-вторых, при тренировке гибкости следует использовать широкий арсенал упражнений, воздействующих на подвижность всех основных суставов, поскольку не наблюдается положительный перенос тренировок подвижности одних суставов на другие.

   

2.2. Морфофункциональные характеристики и особенности проявления гибкости.

Физиологическая природа гибкости весьма сложная, и, прежде всего, обусловлена наследственностью. «Это подтверждает тот факт, что при измерении подвижности в суставах однояйцовых близнецов были обнаружены идентичные показатели подвижности в однородных суставах».

При систематических занятиях гибкость можно в какой-то степени восстановить. Это говорит о ней, как о легко воспитываемом качестве.

Характерно различие в показателях проявления гибкости у женщин и мужчин. Так мальчики отстают от девочек в развитии гибкости на 20-30%. Несомненность этого факта заключается, видимо в строении самого опорно-двигательного аппарата. У женщин это большая вывороченность в тазобедренном суставе. Слабо развитая мышечная система делает её более пластичной, а гибкость, приобретённая в детстве, при некоторых усилиях со стороны женщин сохраняется в большей мере в зрелые годы.

В общем, гибкость, как и у мужчин, так и у женщин зависит от свойств мышечно-связочного аппарата, где определённое значение имеет длина мышц, а также от формы и расположения суставных сумок. И, видимо, их содержания синовиальной жидкости и самой синовии, несомненно, оказывающей влияние на эластичность суставных полостей, исходящих оттуда связок.

Огромное влияние оказывает центральная нервная система на растяжимость связок и мышц (например, при эмоциональном подъёме на соревнованиях гибкость увеличивается).

Регресс гибкости начинается уже в первые годы жизни, по мере окостенения хрящевых тканей. Специальное воздействие физических упражнений на подвижности в суставах человека должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития. Есть периоды в развитии подвижности в суставах, когда гибкость при этом лучше совершенствуется и прочнее закрепляется. Есть периоды, когда она с трудом поддаётся развитию.

Скелет детей отличается значительной эластичностью, особенно позвоночник. Межпозвоночные диски - эпифизы остаются хрящевыми до 14 лет. Кости таза срастаются в одну к 14-16 годам. В исследованиях, проведённых Б.В.Сермеевым, показаны возрастные изменения гибкости позвоночного столба, характеризующиеся нарастанием подвижности до 13 лет, т.е. до того возраста, когда ещё можно влиять на развитие гибкости.

С 13 до 16 лет сохраняется определённая подвижность, при этом превалирует пассивная гибкость, затем наступает пассивная гибкость, затем наступает спад, потеря гибкости, принимающая более выраженную форму с 50 лет.

Это биологически обусловлено неизбежностью процесса старения. В специальных исследованиях, проведённых Р.А.Беловым, доказано, что подвижность в .суставах лучше всего поддаётся развитию в 9-13 лет и в «2,5 раза эффективнее, чем у старших школьников». Значит период 13-16 лет - самый поздний для развития подвижности в суставах.

Следует также учитывать тоническое сопротивление мышц растягиванию, которое после 12 лет значительно увеличивается.

С возрастом мышцы, меняя свою структуру, становятся менее эластичными, уменьшаются в объёме, что ведёт к уменьшению их сократительных способностей. Суживаются суставные полости, разрастаются образования по краям эпифизов, кости и сами становятся хрупкими, снижают показатели гибкости.

2.3. Основы методики воспитания гибкости

Основы методики воспитания гибкости заключаются:

Во-первых, в гармоническом её развитии соответственно с поставленной педагогической задачей, они гипертрофированные - выходящие за пределы анатомического строения суставов, её увеличения;

Во-вторых, последовательности применения средств и их дозировки. Последовательность заключается в рациональном чередовании упражнений. Вначале, как правило, предшествуют упражнения пассивного характера, а заканчиваются занятия упражнениями по выбору, т.е. при слабом развитии активной гибкости с её большой разностью с пассивной подвижностью - применять упражнения силового характера. И, наоборот, для достижения пассивности гибкости исключать упражнения на воспитание силы. Применительно к основам воспитания гибкости. В.М.Зациорский, ссылаясь на работы Д.Дрие, рекомендует активные упражнения как полезное дополнительное средство. Позднее Р.А.Белов в своих исследованиях показал, что эффект от этих упражнений больше, чем от специальных упражнений (с помощью партнёра), и даже упражнений махового и пассивного характера.

Общим правилом дозировки является доведение движения до наивысшей амплитуды, наступление которой делает затруднительным продолжение упражнения. Уменьшение амплитуды движения служит сигналом к прекращению упражнений. А также может служить лёгкая болезненность, возникающая при этом.

В-третьих, учитывать факторы, оказывающие действия и последствия на развитие гибкости. Одним из факторов является температура среды, а также общее состояние организма. При повышении температуры гибкость увеличивается. На гибкость больше, чем на других физических качествах, сказывается суточная периодика: в утренние часы она снижается.

Таблица №1

Измерение гибкости в различных условиях (по А.А.Тер-Ованесян)

В 8 часов утра

В 12 часов дня

После 10 мин. пребывания в обнаженном виде при +10*С

После пребывания в горячей ванне

+40*С в 12 часов дня

После 20 мин. разминки в 12 часов дня

После утомительной тренировки

-14

+35

-36

+78

+89

-35

Большему проявлению при развитии гибкость способствует умение расслабляться; чем больше расслаблены мышцы - антагонисты, тем больше амплитуда движения. Исследования, проведённые К.Ф.Гомберадзе, показывают, «что формирование навыков произвольного расслабления мышц способствует увеличению подвижности в суставах до 12-15%». Для этого рекомендуется во время выполнения упражнений отвлекаться: петь, улыбаться, закрыть на мгновение глаза.

При выполнении упражнений ациклического характера эффективен следующий приём: перед выполнением движения нужно напрячь мышцы всего тела (с задержкой дыхания), потом резко расслабиться (с форсированным вздохом) и немедленно начинать движения.

В процессе развития подвижности в суставах следует не только повторять упражнения, но и постепенно увеличивать число повторений. Постепенное и неуклонное увеличение числа повторений упражнения на гибкость - обязательное условие в развитии этого качества. На первых занятиях число повторений составляет 8-10 раз и постепенно доводится до величин, приведённых в таблице №2.

Таблица №2

Дозировка упражнений, направленных на развитие подвижности

в суставах у детей школьного возраста (количество повторений).

Сутав

Количество повторений

Учащиеся, лет

Стадия поддержания подвижности

7-10

11-14

15-17

Позвоночный столб

20-30

30-40

40-50

40-50

Тазобедренный

15-25

30-35

35-45

30-40

Плечевой

15-25

30-35

35-45

30-40

Лучезапястный

15-25

20-25

25-30

20-25

Коленный

10-15

15-20

20-25

20-25

Голеностопный

10-15

15-20

20-25

10-15

Чем меньше возраст школьника, тем больше в общем объёме должна быть доля активных и меньше - статических упражнений. Темп при активных упражнениях составляет 1 повторение в 1 секунду; при пассивных - 1 повторение в 1-2 секунды; «выдержка» в статических положениях - 4-6 секунд.

Движения на гибкость рекомендуют включать в небольшом количестве в программу ежедневных занятий физическими упражнениями. Они являются неотъемлемым компонентом утренней гигиенической гимнастики, вводной части урока, разминки при занятиях спортом. Прежде чем приступить к упражнениям на повышение подвижности суставов, следует сделать разминку для разогревания мышц. Если использовать упражнения на гибкость с отягощениями, то вес последних на занятиях со школьниками не должен превышать 1-2 кг.

По вопросу о количестве тренировок в неделю, направленных на развитие гибкости, существуют разные мнения. Однако на начальном этапе работы над развитием гибкости достаточно трёх занятий в неделю. Кстати, такая трёхразовость позволяет поддержать уже достигнутый уровень подвижности в суставах.

В процессе физического воспитания обычно не следует добиваться предельно возможной степени развития гибкости, она должна быть лишь такой, которая обеспечивала бы беспрепятственное выполнение необходимых движений. Здесь, однако, следует сделать оговорку. Хотя многие двигательные действия не требуют максимально возможной амплитуды движений, тем не менее, важно обеспечить некоторый резерв гибкости, что является одной из предпосылок экономичности движений (при недостаточной гибкости тратится дополнительная энергия на растягивание мышц), он способствует освоению новых широкоамплитудных движений и помогает избежать травм.

При выполнении заданий на гибкость перед учеником лучше ставить конкретную цель, скажем, дотянуться рукой до определённой точки или предмета. Подобный приём позволяет достичь большей амплитуды движений. Например, при выполнении наклона туловища вперёд нужно стремиться достать грудью бедро, затем достать площадь опоры пальцами, ладонями т.д.

Ведущий метод развития подвижности суставов - повторный, т.е. в процессе повторения тех или других двигательных действий на гибкость ученик должен стремиться повысить максимальную амплитуду. Однако при повторном выполнении упражнений всё же наступает утомление, которое внешне проявляется в снижении амплитуды движений. А это служит первым сигналом к прекращению работы над повышением гибкости в данном уроке.

В качестве методов совершенствования гибкости целесообразно использовать игровой метод и соревновательной; тогда занятия проходят интересно и весело, (кто умеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет поднять обеими руками с пола плоский предмет и т.д.)

Упражнения на гибкость в одном занятии рекомендуют выполнять в такой последовательности: вначале упражнения для суставов верхних конечностей, затем - туловища и нижних конечностей. При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха дают упражнения на расслабление. На одном уроке или самостоятельном занятии достаточно 8-10 таких упражнений, входящих в комплекс.

2.4. Структура упражнений для воспитания гибкости

                                                                                Таблица №3


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы, сложившиеся в результате изучения рассматриваемого вопроса, и в результате опыта работы со школьниками, сводятся к следующему:

1. Целенаправленные тренировки гибкости следует планировать, прежде всего, в младшем и среднем школьном возрасте, а в старшем ограничиться поддержанием достигнутого уровня.

  1. В физическом воспитании главной является задача обеспечения такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяла бы школьникам успешно овладевать основными жизненно важными двигательными качествами и с высокой результативностью проявлять остальные двигательные способности - координационные, скоростные, силовые, выносливость. Учитель должен обеспечить при этом гармоническое развитие подвижности во всех основных суставах.
  2. Учитель физической культуры должен равномерно распределять упражнения на гибкость в течение не только всего года, но и срока пребывания ребёнка в школе на базе любого материала учебной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян, Основы методики физического воспитания школьников

Допущено Государственным комитетом СССР по народному образованию вкачестве учебного пособия для студентов педагогических специальностей высшихучебных заведенийМосква «Просвещение» 1989Минаев Б.Н., Шия...

Силовые качества. Основы методики воспитания.

Всестороннее развитие детей, их высокий культурный и моральный уровень, гармоничное развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости), хорошая работоспособность сердечнос...

Основы методики подвижных игр при проведении уроков физического воспитания

Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят в активности и самостоятельности играющих, коллективности действ...

Основы методики подвижных игр при проведении уроков физического воспитания

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы подчеркнуто, что очень важно воспитывать молодое поколение физически-развитым, закаленным, готовым к работе и обороне нашей...

Основы методики физического воспитания

Физическая культура – часть общей культуры, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и используемых обществом для физического совершенствования людей и укрепления их здоровья....

Сила и основы методики ее воспитания.

Сила и основы методики ее воспитания.Методы развития силы. Упражнения....