История развития и правила соревнований национального вида борьбы «Хапсагай»
проект по физкультуре на тему

 

Одним видом спортивных единоборств, дошедших до нас из глубины веков является якутская национальная борьба хапсагай, в  дословном переводе означающая «состязания в ловкости». Со времен глубокой древности до нашего времени борьба хапсагай является украшением одного из самых главных праздников народов Саха «Ысыах», день летнего солнцестояния. К началу ХХ века якутская борьба хапсагай приобрела те черты высоконравственного, духовного и интеллектуального вида единоборства, которую по праву считается национальным достоянием республики Саха. Благодаря великому тренеру Д.П.Коркину о ней узнали во многих уголках земного шара. Многие известные тренеры, представляющие другие виды спортивных единоборств широко культивируют приемы, входящие арсенал этой борьбы, системе подготовки своих подопечных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Хангаласская ДЮСШ»

Публикация на тему:

История развития и правила соревнований национального вида борьбы «Хапсагай»

Автор проекта: Сивцев Аркадий Михайлович,

тренер по вольной борьбе МБОУ ДОД

«Хангаласская ДЮСШ»

2015 г.

История развития и правила соревнований национального вида борьбы «Хапсагай»

Введение:

Одним видов спортивных единоборств, дошедших до нас из глубины веков является якутская национальная борьба хапсагай, в  дословном переводе означающая «состязания в ловкости». Со времен глубокой древности до нашего времени борьба хапсагай является украшением одного из самых главных праздников народов Саха «Ысыах», день летнего солнцестояния. К началу ХХ века якутская борьба хапсагай приобрела те черты высоконравственного, духовного и интеллектуального вида единоборства, которую по праву считается национальным достоянием республики Саха. Благодаря великому тренеру Д.П.Коркину о ней узнали во многих уголках земного шара. Многие известные тренеры, представляющие другие виды спортивных единоборств широко культивируют приемы, входящие арсенал этой борьбы, системе подготовки своих подопечных.

История развития борьбы «Хапсагай»

Хапсагай имеет древнюю историю, и установить, когда установились правила борьбы вряд ли представляется возможным. Уже в известном героическом эпосе олонхо дано описание победы богатыря «среднего мира» над представителями «тёмной силы» при помощи приёмов борьбы хапсагай.[3]

По преданиям, ещё в древности у якутов существовала система воспитания и подготовки воинов, которые составляли отдельную касту. Одним из составляющей такой подготовки являлось умение вести борьбу без оружия. Ребёнка, отобранного в касту воинов (нареченного стать боотуром) обучали различным воинским умениям и развивали соответствующие физические навыки, в том числе, премудростям национальной борьбы. Секреты мастерства и способы подготовки к состязаниям каждая семья держала в тайне.

Первое упоминание о хапсагае на русском языке имеется в трудах этнографа Г. Ф. Миллера, который дал подробное описание Ысыаха, проведённого 31 мая 1737 года в 14 верстах от Якутска, и в ходе которого прошли состязания по борьбе хапсагай. Затем упоминания о соревнованиях по этой борьбе встречались в «Трудах Второй Камчатской экспедиции» И. Г. Гмелина, в работах академика А. Д. Мидлендорфа, у писателя-декабриста А. А. Бестужева-Марлинского.

В старину соревнования по хапсагаю устраивались во время праздников, главным из которых являлся Ысыах, на свадьбах (Уруу) знатных родов, во время осенней подлёдной ловли рыбы (Мунха), во время скачек лошадей.[4] Борцы (даадары), по традиции покрытые бычьей кожей (с тем, чтобы соперники не видели друг друга) выходили из берестяных чумов на поляну, в круг сидящих зрителей. Арбитр, избираемый из почётных гостей, выводил борцов на середину круга, сбрасывал с них покрывало, и начиналась схватка.

Один из очевидцев, наблюдавший хапсагай во второй половине XVIII века писал:

«раздевшись донага, только оставив на себе одни штаны, и с разбега соединясь друг с другом и ударя одним другого по бокам, а потом ухватясь за свои штаны и ногами сплетясь, бросают о землю».

Ограничений по времени схватки не существовало: она могла длиться по нескольку часов, а иногда «когда спор бывал особенно принципиален — случалось, продолжался в течение целого дня»[5], и даже продолжалась на следующий день[4].

Призом победителю соревнований традиционно служила мюсэ — варёная бедренная кость жеребца с мясом в верхней части. Впрочем, существовали и другие варианты наград, так И. А. Худяков, отбывавший ссылку в Верхоянске с 1867 по 1876 годы, описывал что побеждённому показывали оскорбительный кукиш, запачканный землёй, а победителю наливали чарку кумыса или водки, исполняли песню в его честь.[6]

В конце XIX века и начале XX века наблюдалось активизация увлечения хапсагаем на всей территории нынешней Якутии, появились известные мастера хапсагая. В 1932 году состоялись первые официальные соревнования по хапсагаю, которые были приурочены к десятилетнему юбилею образования автономной республики и после этого соревнования проводились систематически, как на праздниках, так и в ходе Всеякутских Спартакиад. К участию в соревнованиях были допущены и женщины, так в 1944 году соревнование женщин было включено в программу летней республиканской спартакиады Якутской АССР.

Во времена СССР, соревнования по борьбе хапсагай среди мужчин регулярно проводились сельским ДСО «Урожай» в четырёх возрастных группах: 18-35 лет, 35-40 лет, 40-45 лет и свыше 45 лет.[7] 

До 1955 года борцы не разделялись на весовые категории. На поединок они выходили босиком в одежде из кожи, для того, чтобы до схватки участники не знали друг друга, на них набрасывали покрывало из мятой кожи (ровдуги) и в таком виде вели к месту ристалища. Когда они приближались друг к другу, покрывало сбрасывалось, и начиналась схватка.

Время борьбы не ограничивалось. Борьба продолжалась до победы. Победители прославлялись и в качестве главного приза обычно награждались «мүhэ» (бедренной кости жеребца с мясом в верхней части). Секреты мастерства и способы подготовки к состязаниям каждый борец держал в тайне. Тренировки проводили далеко от населенных пунктов, в одиночку.

 Современные правила хапсагая сводятся к следующему:

- Как и в вольной борьбе, разрешаются все приему с захватом за любую часть тела, в том числе и за ноги.

 - Запрещаются лишь захваты за пальцы рук и ног.

Технические действия в основном выполняются из положений вне захвата и реже – с обоюдного захвата. При бросках борец должен устоять на ногах. Броски, как правило, проводятся с отрывом от земли, чтобы самому не коснуться ее. Техника борьбы богатая, борцами она выполняется с тонким мастерством. В борьбе «хапсагай» большое значение имеет правильная реализация возникающих ситуаций.

Подсечки, – группа технических действий, выводящих борца из равновесия с помощью захвата за туловище мгновенной тягой за корпус и максимально быстрого подбивания ноги противника подошвенной частью основания пальцев. Подсечки обычно проводятся из положений вне захвата, реже – в захвате и с мгновенного захвата. Подсечки полностью раскрывают содержание борьбы хапсагай.

Захваты с руки, руки и туловища, захваты под плечами, подсечки передние, боковые. И неслучайно многие мастера вольной борьбы хорошо работали, боролись ногами. Подсечки были любимыми приемами многих мастеров хапсагая – многократных чемпионов Якутии и Дальнего Востока Кирилла Григорьева, Василия Румянцева, неоднократного призера Петра Гаврильева, одного из сильнейших боотуров, ныне лауреата Государственной премии Кулунтария Ноговицына, первого мастера спорта СССР по вольной борьбе Дмитрия Данилова, мастера спорта СССР Алексеева, И.Халдеева и многих других. Все эти борцы славились отличной устойчивостью, прекрасным мышечным чувством.

Есть другая распространенная группа приемов – проходы в ноги. Сразу заметим, что в национальной якутской борьбе проходы в ноги выполняются с наклоном и нырками – нападающий остается все время на ногах.

 Проходы в ноги полетом, падением не проводятся: их применение штрафуется проигрышем. При проходах ноги полностью не сгибаются (они полусогнуты), что спасает от контрприемов. Проходы выполняются мгновенно, с дальней, средней и близкой дистанции. Захваты руками проводятся выше, ниже или же на уровне коленей.

Приемы – «проходы в ноги» проводятся как завершающая часть комбинации, движения руками, выводов из равновесия, многих обманных движений. Те кто обладает в совершенстве этими приемами, имеют высокую скорость и отличатся прекрасной цепкостью. Одними кончиками пальцев эти атлеты вытаскивают своих противников из любых положений.

Член сборной страны Николай Захаров многих побед достиг благодаря умению отлично выполнять приемы с захватом за ноги. Следующая группа приемов – броски:

1.выведение из равновесия руками, подсечки, отхваты руками;

2.броски халбарыйыы; они похожи на броски через грудь или подсечки с нападением, но выполняются не касаясь земли.

3.броски через спину; они проводятся своеобразно и по характеру близки к подножкам, но применяются в хапсагае довольно часто.

 Броски в «хапсагае» на вид просты, но для их эффективного проведения нужны тонкий расчет цепкость и высокая скорость проведения приемов.

В 1992 году была образована ассоциация «Сахаада-спорт», объединяющая восемь федераций по национальным видам спорта, включая хапсагай, а соревнования по этой борьбе проводятся под эгидой Федерации спортивной борьбы Республики Саха (Якутии) по борьбе хапсагай. 25 октября 2010 года хапсагай был признан Международной федерацией объединённых стилей борьбы (FILA), в результате чего был подписан договор между FILA и Ассоциацией национальных видов спорта и игр народов Якутии «Сахаада-спорт», в соответствии с которым борьба хапсагай вошла в FILA на правах официально признанного вида борьбы и может распространяться по всему миру[8]. В 2011 году хапсагай вызвал большой интерес федерации борьбы Бенина, и письмом президента этой федерации, хапсагай был признан и была выражена готовность стать базовым центром культивирования борьбы в Африке. С 22 по 25 декабря 2011 года должен был пройти первый чемпионат Африки по хапсагаю.[9][10]

После 2000 года ежегодно проводятся около двадцати соревнований республиканского уровня с мастерским нормативом.

 Многие известные якутские борцы вольного стиля с детства занимались хапсагаем, что наложило отпечаток на их стиль борьбы. Так, Роман Дмитриев, чемпион и призёр Олимпийских игр, Павел Пинигин, чемпион Олимпийских игр и Александр Иванов, призер Олимпийских игр обучались хапсагаю. Роман Дмитриев в основу своего атакующего стиля положил чисто национальные приёмы и своей первой победе над иранским борцом Джавади на престижном международном турнире в Тбилиси он был обязан приёмам хапсагая.

В пропаганду «хапсагая» неоценимый вклад внесли А.Е.Мостахов – председатель отдела «хапсагая» Федерации вольной борьбы РС/Я и А.В.Васильев – Көрдүгэн – бессменный спортивный комментатор, именно благодаря ему многие ветераны-борцы обрели второе дыхание в «хапсагае».

Правила соревнований национального вида борьбы «Хапсагай».

Борцы обнажены до пояса, ниже пояса одеты в трусы или трико, как правило обуты в борцовки. Ранее, независимо от времени года, борцы боролись разутыми и одетыми только в шорты из ровдуги (мягкой кожи лося без шерсти). Схватки могут проводиться и на поляне, поросшей травой, но в настоящее время официальные схватки проводятся на борцовском ковре, диаметром 10 метров.

Любое касание борцом земли (ковра) какой-либо частью тела, кроме ступней, влечёт поражение. Исключение в современных правилах составляет касание земли (ковра) одной рукой, за что засчитывается штраф в 1 балл; касание двумя руками уже влечёт поражение.[7] При проведении приёма атакующий борец должен остаться на ногах. Борьбы в партере в хапсагае не имеется.

В борьбе разрешены любые захваты за любую часть тела, исключая пальцы рук и ног. Захваты борцов, как правило неглубокие, в ходе схватки большое значение имеет активная работа ног. В арсенале борцов имеются подсечкиподножки, обвивы, зацепы, выхваты, отхваты, подсады и иные различные броски. Так, распространёнными приёмами являются сваливание соперника захватом головы и ноги (тюргэн) и передняя подсечка (халбарыйан тэбии). Многие приёмы соединены в многоступенчатые комбинации. В технике хапсагая следует выделить оригинальное исполнение проходов в ноги и бросков через грудь (халбарыйыы). Проходы в ноги выполняются исключительно с наклоном и нырками: исполнение прохода в полёте или в падении влечёт проигрыш в схватке, поскольку атакующий так или иначе коснётся поверхности. Тем же самым обусловлено выполнение бросков через грудь, которые в греко-римской и вольной борьбе (броски прогибом), дзюдо и самбо выполняются в падении, с большой амплитудой, а в хапсагае это невозможно. Поэтому выработана оригинальная техника таких бросков, позволяющая атакующему остаться на ногах.

Продолжительность схватки ограничена 10 минутами [7], для взрослых это обычно 5 минут + 2 минуты в случае, если победитель не выявлен в основное время, для старших юношей 5 минут, для младших юношей – 4 минуты.[3]. Исход схватки — это победа одного из борцов или объявление обоих борцов проигравшими ввиду пассивного ведения борьбы.

До 1955 года в хапсагае не было разделения на весовые категории. С 1955 года взрослые борются в категориях до 53, 58, 64, 72, 80 килограммов и свыше 80 килограммов. У юношей и ветеранов разделение на категории другое.

 Кроме описанного нами направления «хапсагая» как спортивного единоборства, в последнее время становится популярным, ранее забытое, групповое направление – «хомуур хапсагай». Правила данного вида, в основном, сформированы:

1.В команде должно быть не менее пяти борцов, различной весовой категории (до 70 кг – 2 и свыше 70 кг – 3);

2.Соревнование начинают по 1 борцу с каждой команды (по жребию);

3.Далее борются по 2 борца с каждой весовой категории;

4.Следующим этапом соревнуются по 3 борца с каждой команды (обязательно наличие 1 борца с весовой категорией до 70 кг);

5.В финальной схватке выходят все борцы противоборствующих команд – «стенка на стенку».

 Данный вид отличается особой зрелищностью и динамичностью, а также коммерческой направленностью, театрализованностью.

Вывод:

Борьба хапсагай воспитывает ценные качества такие как: мышечное чувство, чувство ковра, умение удерживать дистанцию, чтобы не проиграть, борцу необходимо не только знать и умело применять технику, но и быть ловким, быстрым, сообразительным. Хапсагай, как вид борьбы, дает хорошую специальную подготовку атлета. Хапсагаисты – большие мастера в стойке, мастера проходов в ноги, подсечки. Наряду с технической подготовкой, хапсагай развивает силу, ловкость, быстроту, выносливость. Мышечное чувство в развитии видов борьбы в дальнейшем будет иметь исключительное место. назревает необходимость поиска эффективных путей, средств, методов развития и совершенствования мышечного чувства. Хапсагай , на наш взгляд, является одним из лучших средств развития этого качества.

Сама система хапсагай обладает огромным гуманным, нравственным и духовным потенциалом, делающим этот вид единоборств спортом будущего, когда человечество поймет значимость и необходимость искоренения всех каких бы то нибыло видов жестокости и насилия. Таковым является якутская национальная борьба Хапсагай.

Литература:

  1. Григорьев Н.С. Фразеологический словарь якутского языка. – Я.: Бичик, 1999.
  2. Толковой словарь якутского языка / под ред. Афанасьева П.С. – Я., 1994.
  3. Петрова Т.И. Краткий якутско-русский словарь. – Я., 2005.
  4. Словарь якутского языка / Э.К.Пекарский. 1955.
  5. Андросов Г.Г. Хапса5айдаhан тустуу. – Я., 1963.
  6. На ковре – борцы Якутии / Н.Н.Волков. – Я.: Бичик, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по физической культуре для контроля знаний по теме:"История волейбола. Правила соревнований по волейболу."

Тесты по теме: "История волейбола. Правила соревнований по волейболу." применяются для контроля знаний учащихся старших классов, а так же детей, освобожденных от физической культуры или относящихся, п...

1.Роль национальных видов спорта. 2.Элективные курсы "Национальные виды спорта " 3.Урок по физкультуре.

Элективные курсы «Национальные прыжки» для 9-11 классов. Предметный элективный курс для учащихся 8-10кл.. Пояснительная записка.    Национальные прыжки являются одной из наиболее эффектив...

Доклад о развитии национальных видов спорта

Национальные виды спорта в Николаевском муниципальном районе...

Научная публикация: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РУКОПАШНОГО БОЯ, КАК РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ВИДА ЕДИНОБОРСТВ СПОРТИВНОГО И ВОЕННО-ПРИКЛАДНОГО ХАРАКТЕРА.

Под термином «рукопашный бой», который пришёл к нам из глубины веков, понимается боевое единоборство двух или нескольких вооружён¬ных соперников или единоборство безоружных людей проти...

Мирзоян С.А. История развития спортивной борьбы дисциплины «вольная борьба»

Мирзоян С.А. История развития спортивной борьбы дисциплины «вольная борьба»...

Якутская национальная борьба «Хапсагай»

Курсовая работа содежит материалы по:- становление якутской борьбы хапсагай- борьба хапсагай как компонент физической культуры и как национальный вид спорта- развитие якутской национальной борьбы хапс...

СОБЛЮДЕНИЕ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЕ ХАПСАГАЙ

СОБЛЮДЕНИЕ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЕ ХАПСАГАЙ...