Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания физической культуры и внеурочной деятельности.
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Большакова Елена Васильевна

Программа реализации здоровьесберегающих технологий на уроках мною реализуется с 2005 года, одобрена и допущена к реализации на совещании трудового коллектива и методического совета учителей физической культуры. Программа формирует систему здоровьесберегающей деятельности на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания физической культуры и внеурочной деятельности.

У современного педагога есть возможности через урок снизить влияние школьных факторов риска на здоровье учащихся

Программа реализации здоровьесберегающих технологий на уроках мною реализуется с 2005 года, одобрена и допущена к реализации на совещании трудового коллектива и методического совета учителей физической культуры. Программа формирует систему здоровьесберегающей деятельности на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Использованы элементы здоровьесберегающих технологий Саратовской области «глазная гимнастика», рекомендованная Министерством здравоохранения и МОРФ.

Применяемые технологии:

  1. Медико-гигиенические технологии (МГТ).
  2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).
  3. Экологические здоровьесберегающие (ЭЗТ).
  4. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ):

       1) организационно-педагогические;

       2) психолого-педагогические;

       3) учебно-воспитательные;

       4) социально-адаптирующие и личностно-развивающие.

  1. Технологии обеспечения жизнедеятельности (ТОБЖ).
  2. Лечебно-оздоровительные.

Цель здоровьесберегающих технологий:

оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся на уроках физической культуры и в неурочное время.


Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания физической культуры и внеурочной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии

Приемы и средства

Результат

1

Медико-гигиенические технологии (МГТ)

Соблюдение правил и норм СанПиН, требований к проведению урока.

Контроль и помощь в обеспечении санитарно-гигиенических условий, просвещение по знаниям гигиены, профилактические мероприятия по охране здоровья.

2

Физкультурно-оздоровительные технологии

Профилактические комплексы на профилактику различных заболеваний, разнообразные формы организации урока. Смена видов деятельности, плотность урока.

Методы и средства закаливания.

Повышение двигательной активности, работе всех систем организма, устойчивость к неблагоприятным условиям, повышение иммунитета к различным заболеваниям. Формирование физического развития школьника.

3

Экологические здоровьесберегающие (ЭЗТ)

Проветривание, влажная уборка. Разнообразие спортивного инвентаря,

Наличие зеленой зоны на спортивных площадках, гигиенически удобная одежда.

Гармоническое отношение с природой, эмоциональный и психологический настрой,

удовольствие к занятиям, правильное отношение к гигиеническим навыкам.

4

Технологии обеспечения жизнедеятельности (ТОБЖ)

Инструктажи по технике безопасности, правильное применение инвентаря и оборудования. Технически оснащенные опасные участки

Умение правильно применять правила по ТБ, контролировать действия по сохранению своего здоровья, уметь действовать в экстремальных условиях.

5

Социально-адаптирующие и личностно-развивающие

Соревнования, игры, умение работать в команде, встречи, матчи, презентации.

Совершенствовать физическое совершенство, физ. подготовленность, найти свой вид спорта, умение отстаивать свой позиции

6

Лечебно-оздоровительные

Средства закаливания, профилактические комплексы на различные системы организма, участие в праздниках здоровья, соревнованиях, повышать физическое развитие.

Повышение двигательной активности, работе всех групп мышц, системах организма, уровню физического здоровья.

Гигиеническая рационализация урока

Факторы урока

Рациональный

1

Плотность урока

Не менее 60 % и не более 75-80 %

2

Количество видов двигательных деятельности

4-7

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 минут

4

Частота чередования различных видов учебной и двигательной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 минут

5

Количество видов преподавания

Не менее трех

6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 минут

7

Наличие эмоциональных разрядок

2-3

8

Место и длительность применения ТСО,

Разнообразие спортивного инвентаря

В соответствии с гигиеническими требованиями

9

Чередование двигательных действий. Количество профилактических упражнений.

Чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за осанкой обучающихся

10

Определение функционального состояния организма учащихся по различным пробам

В начале урока, во время нагрузки, в конце урока.

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции


Таблица мониторинга здоровьесберегающих технологий на уроке

Содержание

Охват учащихся

1

Санитарно-гигиеническое направление:

Оптимизация учебного расписания.

Выполнение требований СанПиНов (чистота, световой и воздушно-тепловой режим, питание).

Систематический контроль над осанкой.

Соблюдение норм объема домашнего задания.

Физкультминутки и паузы общего и специального воздействия.

100%

2

Организационно-педагогическое:

разнообразные формы организации познавательной деятельности, расположение урока в недельном режиме,

Дифференцированный подход.

Использование активных методов обучения: игровой, соревновательный, исследовательский и др.

100%

3

Психолого-педагогическое:

познавательный интерес к предмету, основы знаний по ЗОЖ.

Обеспечение фактора фиксации внимания учащихся в зоне устойчивой работоспособности.

Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их врабатывании в учебный процесс.

Индивидуально-личностный подход.

100%

4

Физическое: уроки физической культуры,

двигательный режим, профилактические упражнения, направленные на укрепление здоровья, физическое развитие, развитие физических качеств,  охрана безопасности, спортивные секции.

100%

Результаты:

применение на уроках физической культуры ежедневно этих правил и норм позволило добиться хороших результатов: учащиеся меньше болеют, физическое развитие соответствует общемедицинским нормам, физическая подготовленность увеличилась, ЧСС по применяемым функциональным пробам  соответствует нормам своего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках по физической культуре в школе".

Статья содержит  рекомендации для учителей  , по использованию современных  образовательных и здоровьесберегающих технологий  на уроках по физической культуре в школе....

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания химии

Аннотация           В статье рассматриваются следующие виды образовательных здоровьесберегающих технологий, и подчёркивается важность их использ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках по физической культуре в школе

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении, в школе необходимо создать определенные условия: школьная спортивная площадка, бассейн, спортивный зал для физкультурных...

«Формирование здорового образа жизни путем использования здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания ОБЖ».

«Формирование здорового образа жизни путем использования здоровьесберегающих технологий  в процессе преподавания ОБЖ»....

Интеграция здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания физической культуры.

laquo;Здоровье-это состояние полного физического, психологического и духовно-нравственного (социального) благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» Данное определени...

Особенности применения современных образовательных технологий в процессе преподавания физической культуры в школе

Особенности применения современных образовательных технологий в процессе преподавания физической культуры в школе...