Здоровьесберегающие технологии на уроке физкультуры
материал по физкультуре на тему

Зуева Ирина Александровна

Выступление на методическом объединении 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnoglog.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с. Утёвка Нефтегорский район Самарской области

                                       

Формирование здоровьесберегающих

технологий на уроках  физической культуры  

Выполнил (а):_Зуева Ирина Александровна

учитель физической культуры

                                     

                                  

 Нормативно-правовая база   

Система физического воспитания, объединяемая Министерством образования, включает в себя: 65,7 тысяч образовательных учреждений общего образования, в которых занимаются физической культурой более 18 млн. школьников (95.8%); 3872 образовательных учреждений начального профессионального образования - около 1.5 млн. учащихся (93.5%); 2713 образовательных учреждений в среднем профессиональном образовании - около 1.4 млн. студентов (81,9%); 622 учреждений высшего профессионального образования - около 1.5 млн. студентов (59.4%.). В настоящее время в стране функционирует 158 врачебно-физкультурных диспансеров и 200 центров медицинской профилактики. Кроме этого, кабинеты (центры) спортивной медицины имеются и при отдельных спортивных объединениях и организациях. Учебный процесс по физическому воспитанию в образовательных учреждениях дополняется внеучебными формами занятий физической культурой в спортивных клубах и коллективах физической культуры. В настоящее время во внеучебных занятиях участвуют более 5 млн. учащихся, что составляет 18,6% от контингента обучающихся в системе образования.

С 1993 года Министерством образования Российской Федерации совместно с Госкомспортом России, Минздравом России и РАО проделана определенная работа по формированию нормативно-правового, кадрового и учебно-методического обеспечения процесса физического воспитания в системе образования:

- в Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27.04.1993 г. и в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.1999 г. включены положения по развитию физической культуры и спорта в образовательных учреждениях;

- в Национальную доктрину образования в Российской Федерации от 04.10.2000 г. включены вопросы формирования здорового образа жизни, физического развития и воспитания учащейся молодежи;

- в региональные законы в области физической культуры в большинстве субъектов Российской Федерации включены положения о физическом воспитании учащейся молодежи;

- в типовые положения об образовательных учреждениях включены вопросы организации процесса физического воспитания учащихся и студентов;

- в государственные образовательные стандарты включены требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по физической культуре;

- издан приказ Минобразования России от 01.12.99 №1025 "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования";

- издан приказ Минздрава России от 20.08.2001 №337 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физической культуры";

- разработано и издается новое поколение учебной и учебно-методической литературы по физической культуре для учащихся, студентов и преподавателей;

- утверждены перечни учебного спортивного оборудования по физической культуре для общеобразовательных учреждений России;

- формируется система текущего и итогового тестирования физической подготовленности учащихся и выпускников образовательных учреждений.

Здоровьесберегающие технологии

   Опыт работы над темой «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры» сложился постепенно. Опыт формировался в обычной средней сельской школе. В Утёвской общеобразовательной школе я работаю 16 лет. Над данной проблемой работаю два года. Выбранная мной тема созвучна проблеме, над которой  работает педагогический коллектив нашей школы: «Мы выбираем здоровье».

   Главная проблема, которая стояла передо мной и моими коллегами – это  создание условий для физического развития, укрепления и сохранения здоровья детей. Под условиями я понимаю повышение мотивации учащихся к урокам физкультуры, создание материальной базы для занятий.

  Учащиеся школы, особенно девушки старших классов, без особого желания посещали уроки физической культуры, часто под любым предлогом пропускали занятия.   В школе не было условий  для проведения более полноценных уроков физической культуры, в том числе не хватало места в спортивном зале, практически не было спортивного инвентаря.

Совместными усилиями с администрацией школы , администрацией района, спонсоров

создали свою спортивную базу школы:

  • отремонтировали имеющийся спортивный зал;
  • построили площадку для занятий на воздухе;
  • приобрели спортивный инвентарь;
  • изготовили нестандартное оборудование;
  • оборудовали тренажерный зал.

    Наличие хорошей спортивной базы школы позволило   работать по комплексной программе  по физическому воспитанию в школе.

     Систему  работы по реализации комплексной программы можно представить в виде схемы (см. Схема 1).

 Теоретическая база

В основе опыта  лежит комплексная программа физического воспитания 1-11 класс авторов доктора педагогических наук В.И. Лях, и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич.

 Здоровьесберегающие технологии в школе

 Одной из серьезных, пока до конца не решенных задач, является подготовка педагогов к работе по внедрению здоровьесберегающих технологий в школе. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов  психолого-педагогические приемы,  методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного  вреда здоровью [6]. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей школьного возраста.

      Причины,  приводящие к нарушению здоровья детей (см. Схему 2).

        

Схема 2. Причины, приводящие к нарушению здоровья.

       Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

Первый. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

 Цель – сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения  элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:

  1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
  2. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
  3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
  4. Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Второй.  Этап углубленного изучения.

     Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

 Основные задачи:

  1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
  2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
  3. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.    

Третий. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и         дальнейшего их совершенствования.

      Цель – умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

  Основные задачи:

  1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
  2. Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
  3. Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств[2].

Цели и задачи учебной деятельности

          Основной целью педагогической деятельности считаю  создание условий для физического развития, сохранения и укрепления здоровья школьников.    

   Основной задачей учебной деятельности является:

  1. Комплексная реализация базовых компонентов программы.
  2. Решение основных задач физического воспитания на каждом этапе обучения.

    При отборе содержания руководствуюсь комплексной программой по физическому воспитанию.

Моя задача как учителя заключается в реализации базовых компонентов программы. Планируя учебный материал,  руководствуюсь следующим:

 - учебный материал, прежде всего, должен соответствовать требованиям

   программы, целям и задачам урока и ориентирован на конечный результат;

-  беру за основу базовый уровень содержания образования, но в тоже время

   каждому ученику предоставляется возможность выбора содержания деятельности  

   на уроке, исходя из уровня физической подготовленности его двигательных

   способностей и состояния здоровья.

-  обязательно планирую материал  

 Именно в этом вижу создание здоровьесберегающего пространства на уроках физической культуры

Для реализации здоровьесберегающего пространства рассмотрим Схему 4  

Схема 4. Воздействие уроков физической культуры на школьников

 Средства и методы

Для достижения целей здоровьесберегающих  технологий применяются следующие группы средств:

  • гигиенические факторы;
  • оздоровительные силы природы;
  • средства двигательной направленности.

    Первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. Для наглядности используем схему 3.  В мои обязанности  входит умение и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и, по возможности изменить их в лучшую сторону – самому, с помощью администрации, медиков.

   

Схема 3. Гигиенические средства  достижения здоровьесбережения

   Второе использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов,  повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

     Самым важным условием   является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года[1].

   Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления.

    Прекрасно понимаю, что нельзя насильно заставить всех школьников заниматься  физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определенные стимулы, мотивы.

Для создания условий  мотивации к занятиям физической культурой использую:

  • валеологическое просвещение  учащихся и их родителей;
  • современные средства физической культуры;
  • комбинирование  методов, приемов физического воспитания.
  • внеклассные формы физического воспитания

1. Валеологическое  просвещение учащихся и их родителей.

 На родительских собраниях широко освещаю вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления.  Включаю родителей в процесс обсуждение проблем, привожу статистические данные.

     На уроках  практикую беседы о здоровом образе жизни. При выполнении  различных упражнений  объясняю детям значение каждого из них.

    С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни использую компьютерные презентации. Это особенным образом стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил  соблюдения здорового образа жизни.

    В процессе всех уроков прививаю гигиенические навыки ребенка, предусматриваю участие его в регулировании общего режима дня, в частности, режима движений в течение дня. Воспитываю правильное отношение детей к закаливанию организма. С этой целью практикую занятия в шортах и майках, ходьбу на лыжах, игры на свежем воздухе, ходьбу босиком, др. Учу детей правильному дыханию, приемам массажа (самомассажа).

    2. Использую современные средства физического воспитания. Применяю такие средства в работе с девушками  старших классов.

    Работа с девушками занимает особое место в моей педагогической деятельности. Как создать условия, способствующие мотивации старшеклассниц к занятиям физической культурой и осознанному отношению к своему здоровью?  Решение проблемы я нашла в выборе средств физического воспитания:

  • ритмическая гимнастика;
  • аэробика;
  • занятия шейпингом;
  • занятия в тренажерном зале.  

            Для повышения интереса и эмоционального настроя на своих уроках применяю технические средства: магнитофон, видеомагнитофон, компьютер.

3. Удачно комбинирую  игровой, соревновательный и круговой метод. Применяя тот или     иной метод, учитываю возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку.

 С целью полного и точного описания техники упражнений показываю последовательность действий наглядно. В своей практике применяю методы разбора упражнений, подсказываю, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Убеждена, что методы убеждения и поощрения оказывают на  детей особое воздействие.

     Учу сознательно оценивать физическое развитие собственного тела и составлять комплексы упражнений. Ученики сами во время занятий составляют свои комплексы упражнений. Объясняю учащимся, что систематичность специальных упражнений и последовательность их выполнения  закрепляют результаты достигнутые в процессе занятий. Это вызывает   интерес к занятиям, к активности  и желание работать над собой самостоятельно.

     При выборе методов и приемов учитываю общепедагогические и методические требования. Объясняя новый материал, разучивая и закрепляя его, я обращаю внимание детей на основные ошибки в технике выполнения упражнений, учу анализировать и оценивать их.

     

    Именно на интересе детей к занятиям необходимо строить уроки, тем самым, формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. На своих уроках стараюсь создать такие условия, чтобы у ребенка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.

   Школьникам необходимо овладеть основами личной физической культуры, под которой понимаются единство знаний, потребностей, мотивов достичь оптимального уровня здоровья, физического развития, разностороннего развития двигательных способностей, умения осуществлять собственную двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. И здесь большую роль  играют внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они позволяют увеличивать объем двигательной активности и способствуют более полной реализации их индивидуальных способностей и двигательного потенциала[3].

С целью повышения двигательной активности учащихся внеклассную работу строю в определенной последовательности.  Направлена она на закрепление умений и навыков, полученных на уроках. Все мероприятия, как правило, проводятся по разделам учебной программы. Основными формами физического воспитания являются (см. Схему 5).

Схема 5. Формы физического воспитания

    В школе организуются и проводятся спортивные праздники, Дни здоровья, «Зарница» «Ралли выживания», туристические  слеты, организуется подготовка команд к   школьным, районным  соревнованиям.  В спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях стараемся задействовать как можно больше детей.  Принятие участие в соревнованиях школьного и районного уровня во многом способствует привлечению школьников к секционным занятиям.

     

. Работа  в этом направлении оказывает действенное влияние на  физическое развитие, сохранение и укрепление  здоровья школьников. Мои воспитанники, выполняют  все нормы сдачи тестирования и зачетов.

    Вместе с учащимися ведем активную агитационную работу по пропаганде занятий физической культурой и спортом, оформляем спортивные уголки: «Уголок здоровья», «Спортивная жизнь школы», выпускаем информационные газеты.  По окончании учебного года лучшему спортивному классу вручается  грамота и подарки.

  Проведение мониторинга  состояния физической подготовленности

учащихся

Задачи мониторинга:

  1. Выявить состояние физической подготовленности и здоровья школьников.
  2. Разработать рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической подготовленности  учащихся.
  3. Проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья учащихся в школе.

В рассматриваемом случае важнейшее значение имеет социальная активность школьника, когда, включаясь во взаимодействие со сверстниками, учителями, родителями, другими социальными агентами, он осваивает различные роли и функции, преобразует внешнее во внутреннее. Но, чтобы развивать внутренние функции (например, потребность в занятиях физическими упражнениями), он опять переходит от внутреннего к внешнему, вступая в активное межличностное взаимодействие [7].

Технология проведения мониторинга состояния физической подготовленности (см. Схема 6).

Схема 6. Модель  проведения мониторинга состояния физической подготовленности

   Для осуществления контроля и выявления уровня физической подготовленности, провожу тестирование учащихся.  Контрольное выполнение тестов позволяет более эффективно управлять учебным процессом, вовремя делать выводы и вносить коррективы. К общепринятым контрольным тестам, предлагаемым программой,  добавляю  тесты  президентских состязаний,  провожу их не два раза в год, а  каждую четверть.  Тесты направлены на развитие основных двигательных качеств:  гибкость, выносливость, сила, скорость, координационные способности.

По данным тестирования выделяются группы учащихся, нуждающиеся в корректировке, с ними провожу коррекционную работу. Для этого разрабатываю комплексы упражнений, направленные на развитие отстающих физических качеств.  

  Результаты тестирования каждого класса заношу в «Паспорт  здоровья». Уровень физической подготовленности учащихся выводится по результатам тестирования  по программе президентских тестов и определяется в целом по школе в конце учебного года.

Результативность

Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило:

     

1. Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.

  1.  Повысить  интерес учащихся к занятиям физической культурой и  мотивацию к   соблюдению здорового образа жизни.
  2. Повысить динамику состояния здоровья учащихся

Список используемой литературы:

 

1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва

     «ВАКО», 2004.

2.  Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО»,  

     2004.

 3. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры.

     ООО «Дрофа», 2003.

4. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. АСТ Арстель  

    Москва    2003.

5. Лях В.И., Зданевич А.А.  Комплексная программа физического воспитания

   учащихся 1-11 классов  Москва «Просвещение» 2007.

6. Смирнов  Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в

    современной школе», Москва, 2002 г.

7. http://lib.sportedu.ru/Press/tpfk/1998N6/p2-7.htm

I этап        - мониторинг, который позволяется оценить состояние физического развития учащихся на каждом возрастном этапе и определить основные направления дальнейшей работы.

               

Цель: получить системные данные при обследовании детей для оценки функционального состояния физического развития детей на каждом возрастном этапе.

№ п/п

Собираемая информация

Срок

Ответственные

1.

Бег (30 метров)

2011 – 2012 г.

преподаватели физкультуры

2.

Челночный бег (3 х 10 м)

3.

Прыжок в длину с места

4.

Наклон вперед из положения сидя

5.

Подтягивание из виса

6.

Шестиминутный бег

        

Результаты мониторинга фиксируются в «Индивидуальной карте здоровья ребенка».

II этап        - практический – этап реализации программы.

Ориентировочная продолжительность 2-3 года.

        Система непрерывного физического воспитания предусматривает непрерывность в 3-х аспектах:

        1) Организация учебного процесса, главным в котором является урок, где прививается любовь к физической культуре и здоровому образу жизни.

        2) Повышение двигательной активности в процессе внеклассной и внешкольной работы через следующие формы:

  • проведение Дня здоровья;
  • организация физкультминуток во время уроков;
  • проведение подвижных перемен для учащихся;
  • работа на базе школы спортивных секций по баскетболу, волейболу, футболу, легкой атлетике, лыжам;
  • работа тренажерного зала;
  • проведение в школе спортивных праздников (турслет, «А, ну-ка мальчики!», «А, ну-ка девушки!», «Зарница», «Ралли выживания») соревнования по волейболу, баскетболу.

3) Развитие системы детского общественного самоуправления, которая предусматривает подготовку общественно-физкультурного актива среди учащихся .

 

Группы здоровья учащихся на  1 сентября 2008 года.

Класс

Количество

учащихся

Группы здоровья

1

2

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Анкета: Оценка двигательной и спортивно – оздоровительной активности учащихся  классов. Экспертиза проводится по каждому классу в конце первого полугодия и учебного года.

Двигательная и спортивно-оздоровительная активность учащихся  ___ класса

Гимнастика до уроков

Ежедневно

4

Динамические перемены

Проводятся регулярно – 3 балла, нерегулярно – 1

3

Час здоровья

Еженедельно – 3 балла.   Раз в четверть – 1                                      

1

Количество уроков физкультуры в неделю

Менее 2 уроков

0

2 урока

3

3 и более уроков

4

3

Охват учащихся спортивными секциями

Более 50 %

4

от 17 % до 50%

2

Менее 17 %

0

4

Оздоровительно – профилактические мероприятия в классе (Дни здоровья, праздники)

1 раз в месяц

4

1 раз в четверть

3

1-2 раза в год

1

3

Школьные  спортивные соревнования, праздники

1 раз в месяц

4

1 раз в четверть

3

1-2 раза в год

1

3

Участие родителей в оздоровительных и профилактических мероприятиях

Регулярно -2

Редко - 1

1

Проведение лекций, бесед, консультаций по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся и родителей

Регулярно

1

Беседы о здоровье с учащимися  (уроки здоровья)

Регулярно

1

Участие в  спортивных районных соревнованиях (% от общего числа учащихся в классе)

Более 50 %

4

от 17 % до 50%

2

Менее 17 %

0

2

Суммарный балл

27

Суммарный балл - 23 или больше

уровень зсд «высокий»

Суммарный балл меньше 23 но больше 10

уровень зсд «средний»

Суммарный балл -10 или меньше

уровень зсд «низкий»

Итоговая сводная таблица по школе на конец 1 полугодия

Класс

Суммарный балл

Рейтинг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Средний балл по школе

Контрольные тесты по физической культуре 7 «Б» класс.

фи

Скакалка за 1мин.

Пресс за 30 сек.

Отжим-е

Под-е

1500м.

1

Качайло О

135/5

15/4

15/4

10/4

7.38/5

2

Тимофеева Д

117/4

16/4

!7/4

10/4

7.10/5

3

Пенькова Л

98/4

22/5

14/4

9/4

8.12/4

4

Джураева К

124/5

19/5

18/4

12/5

8.10/4

5

Романенко Л

147/5

19/5

20/5

18/5

8.00/5

6

Ефимова Н

139/5

20/5

23/5

20/5

7.12/5

7

Давыдова Н

121/5

17/4

24/5

9/4

7.55/4

8

Савельева Н

134/5

16/4

13/4

5/3

8.31/4

9

Широкова Н

67/3

23/5

15/4

7/3

859/4

10

Таликина К

120/5

20/5

23/5

13/5

8.56/4

11

Стоянова И

100/4

14/4

10/3

5/3

10.03/3

12

Симонян В

142/5

26/5

27/5

10/5

7.03/5

13

Учаев В

42/3

25/5

20/4

2/3

9.28/3

14

Сонюшкин К

78/3

24/5

19/4

4/3

7.37/4

15

Балашов Д

93/3

20/4

15/3

3/3

7.24/5

16

Макаров В

131/5

25/5

28/5

10/5

7.12/5

17

Статенко К

71/3

25/5

23/5

7/5

7.20/5

18

Исмайлов Р

80/3

14/4

10/3

0/2

10.12/3

19

Сергеев С

89/3

15/4

18/4

5/4

9.32/3

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат"Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры в условиях сельской школы"

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Своей задачей я считаю: создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологи...

Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры в условиях сельской школы

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Своей задачей я считаю: создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологи...

Доклад Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Использование системного подхода в работе определило усиление личностной ориентированности воспитательных целе...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры"

Данная презентация знакомит учителя с здоровьесберегающей технологией при проведении уроков. ...

Тема: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры »

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе,совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает ребятам стать ...

Тема: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры »

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе,совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает ребятам стать ...

Тема: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры »

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе,совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает ребятам стать ...