Как спорт помогает ученикам в учебе
творческая работа учащихся по физкультуре (10 класс) на тему

Исследовательская работа на тему "Как спорт помогает мне в учебе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx35.21 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа на тему «Как спорт помогает мне в учебе»

Введение.

В наши дни ни для кого не секрет, что физические упражнения благотворно влияют на организм. Последние исследования показывают, что эти положительные эффекты распространяются еще и на мозг, влияя на возможности познания.

Неврологи и физиологи более десятилетия собирали данные о взаимосвязи между упражнениями и умом. Исследования показывают, что это крепкая связь. Сложные технологии, позволяющие проверить работу как отдельных нейронов, так и всего мозга в целом, доказали, что физические упражнения усиливают мозг и повышают познавательные способности.

Тезис: Физические нагрузки стимулируют деятельность всех систем организма, в том числе мозг.

Цель: Экспериментальным путем выяснить влияют ли физические упражнения на интеллект школьника, на примере учеников 12 школы.

Общая цель определила конкретные задачи:

1)Собрать информацию по поставленной проблеме.

2) Провести интервью на тему «Как спорт помогает мне в учебе».

3)Провести эксперимент «Спорт и интеллект».

4)Предоставить полученные результаты экспертному жюри.

Объект исследования: Влияние физиологических нагрузок на интеллект школьника.

Предмет исследования: Результат полученные после проведения эксперимента.

Актуальность: Около 80% подростков в наше время занимаются или занимались спортом, из этого следует, что вопрос о влияние физиологических нагрузок на интеллект школьника на сегодняшний день, несомненно, актуален.

Глава 1.Обьем и методы исследования.

  1. Процессы, происходящие в организме под действием физических нагрузок.

Прежде всего, они воздействуют на опорно-двигательний аппарат. Под действием физических нагрузок, активизируются обменные процессы в мышцах, связках и сухожилиях, что обеспечивает профилактику ревматизма, артрозов, артритов и прочих дегенеративных изменений во всех звеньях, обеспечивающих двигательную функцию.

 Укрепляя сердце и легкие, физические нагрузки улучшают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обеспечивая таким образом своевременную доставку кислорода и питательных веществ ко всем органам и тканям.

Под  действием физических упражнений, усиливается выработка гормонов, которые осуществляют сложную регуляторную функцию обменных процессов, происходящих как в организме в целом, а так и в деятельности отдельных внутренних органов.

Кроме того, поток импульсов от работающих мышц к различным отделам головного мозга стимулируют нейрорегуляторную функцию.

Улучшение функций памяти. Повышенная при тренировках частота сердцебиения направляет больше крови не только в работающие мышцы, но и в мозг. Исследования показывают, что когнитивные возможности человека увеличиваются примерно на 10-15% сразу после физического тренинга.

Повышение уровня концентрации. Специалисты University of Iowa выяснили, что силовой тренинг повышает способность мозга концентрироваться на определенной задаче. Одной из причин является то, что в процессе тренинга необходимо контролировать как технику упражнения, так и считать повторы.

Однако чем меньше внимания человек уделяет контролю над тем, что он делает в спортзале, тем хуже это сказывается на финальном результате.

Противостояние депрессиям. Исследования, опубликованные в «Journal of Sports Medicine and Physical Fitness» говорят о том, что после аэробных тренировок продолжительностью в один час более половины исследуемых ощутили улучшение настроения, понижение чувства усталости и напряженности.

Поскольку депрессия оказывает влияние, прежде всего на мозговую активность и на общую эффективность работы организма, прямой контроль над этой эффективностью во время физических нагрузок помогает человеку вернуть чувство контроля и над собственной жизнью.

Сопротивляемость стрессам. Одна из основных причин стресса — страх того, что список текущих проблем настолько велик, что решить все эти задачи не получится. Поскольку физические тренировки учат не только ставить перед собой цели, но и добиваться их, это помогает в борьбе со стрессом.

Исследования University of Colorado at Boulder показали, что люди, регулярно занимающиеся спортом (даже те, кто делал это против своего желания) показывают более высокий уровень сопротивляемости стрессу и различным расстройствам, связанным с уровнем беспокойности.

1.2. Действие на организм физических нагрузок различной направленности.

Аэробные нагрузки (их еще называют кардионагрузками) — оказывают преимущественное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. К упражнениям аэробного характера относятся упражнения, которые выполняются непрерывно на протяжении достаточно продолжительного времени. Для того, чтобы добиться в организме необходимых физиологических сдвигов, продолжительность аэробных нагрузок должна составлять не менее 30-ти минут. К таким нагрузкам относятся — бег, лыжи, велосипед, плавание, гребля, и другие упражнения циклического характера.

Под действием аэробных нагрузок, повышается способность организма усваивать кислород, увеличивается просвет капиллярного русла, а стенки сосудов становятся более прочными и эластичными. Все эти изменения приводят к тому, что работа сердца становится более экономичной, и снижается риск сердечно-сосудистых заболеваний.  А еще, продолжительные нагрузки сжигают большое количество калорий, препятствуя, тем самым, набору лишнего веса и образованию жировых отложений.

Кроме того, ничто не снимает стресс лучше, чем умеренные аэробные нагрузки, а регулярные занятия на свежем воздухе, в любое время года, вырабатывают стойкий иммунитет к простудным заболеваниям.

Силовые нагрузки отлично укрепляют все звенья опорно-двигательного аппарата. Благодаря силовым нагрузкам, мы укрепляем мышечный корсет, который формирует правильную осанку, создавая, тем самым, комфортные условия для деятельности внутренних органов. Укрепляя мышцы верхнего плечевого пояса и ног, мы сохраняем работоспособность и двигательную функцию, продлевая, таким образом, продолжительность полноценной активной жизни и замедляем процесс старения организма.

Упражнения на растягивание и гибкость способствуют сохранению эластичности мышц и связок, и обеспечивают профилактику травм опорно-двигательного аппарата. Кроме того, упражнения на растягивание мышц, являются отличным средством восстановления их, после любого вида физических нагрузок. Растягивая мышцы, мы посылаем мощный поток импульсов к отделу головного мозга, отвечающего за эту группу мышц, и вызываем ответную реакцию, направленную на восстановление их работоспособности.

Этот же принцип работает и в случае растягивания и скручивания позвоночника.  А так как от позвоночника отходят нервные рецепторы практически ко всем внутренним органам, то упражнения на растягивание и скручивание позвоночника способствуют нормализации работы всего организма.

1.3.Эксперимент Джастина Родсома.

Давно известно, что «обогащенное» окружение, к примеру, дома, наполненные игрушками, и новые задачи повышают интеллект лабораторных животных. В большинстве экспериментов «новые задачи» заключают в себе бег в колесе. Однако до последнего времени никто не пытался выяснить, отличается ли воздействие бега на ум грызунов от воздействия новых игрушек.

В 2014 году группа ученых во главе с Джастином Родсом, профессором физиологии университета Иллинойса, решила прояснить этот вопрос.

В исследовании участвовали четыре группы мышей, которые вели разную жизнь. Первых кормили до отвала мышиными деликатесами: орехами, фруктами и сырами, которые обильно запивались ароматизированными жидкостями. Жили они в пластмассовых разноцветных жилищах, стоящих в углу клетки. Все остальное пространство было заполнено игрушками: разноцветными шариками, кубиками, зеркалами и т.д.

У второй группы этот мышиный рай дополнялся беговым колесом. Члены третьей группы не имели никаких излишеств и жили в спартанских условиях. В том числе и в смысле питания. В клетках четвертой группы имелось одно излишество – беговое колесо.

Перед началом эксперимента все участники сдали когнитивные тесты. Затем мышам ввели вещество, позволяющее следить за изменениями мозга. Следующие несколько месяцев они бегали в колесе, играли или, как третья группа, просто бездельничали.

После окончания эксперимента участники вновь сдали тесты. Оказалось, что игрушки и просто еда независимо от того, какой бы вкусной и питательной она ни была, на интеллекте мышей никак не отразились.

«Изменения произошли только у тех грызунов, – рассказывает Джастин Родс, – в чьих клетках имелись беговые колеса».

Животные, занимавшиеся «спортом», показали более высокие результаты при сдаче когнитивных тестов.

Объяснение эксперимента с биологической точки зрения.

Дело в том, что мозг так же, как остальные мышцы и органы, является тканью и, следовательно, его возможности снижаются с возрастом и если им не пользоваться. С приближением к тридцати люди пользуются лишь 1% объема гиппокампа, отвечающего за память и определенные познавательные способности. Физические упражнения замедляют или даже поворачивают вспять старение мозга так же, как со всеми остальными мышцами.

Давно известно, что люди рождаются с определенным количеством клеток мозга и что оно не увеличивается с годами. Однако в 90-е годы прошлого века, научившись метить новые клетки, ученые пришли к выводу, что у взрослых людей есть и новые нейроны. Причем особенно много их именно в гиппокампе. То есть нейрогенез, процесс рождения нейронов, происходит именно там.

Примерно в то же время было установлено, что физические упражнения дают толчок нейрогенезу. Мыши и крысы, бегавшие несколько недель в колесе, имели почти вдвое больше новых нейронов по сравнению с мышами, которые вели лежачий образ жизни.

Но самым интересным было то, что упражнения не просто способствуют рождению нейронов, но и еще и благотворно на них действуют. Клетки мозга могут улучшить интеллект лишь в том случае, если они вливаются в нейронную сеть. Большинство же новых нейронов бесцельно блуждают по мозгу и через какое-то время погибают.

Для того чтобы вовлечь нейроны в сеть, можно что-нибудь выучить. В исследовании 2007 года новые клетки мозга мышей вливались в сеть, когда им приходилось учиться пробираться в водном лабиринте, то есть выполнять задачу, сложную в когнитивном, но не в физическом плане. Однако у этих нейронов оказалась узкая специализация. Новые клетки начинали работать только в том случае, если грызунам вновь приходилось пробираться по водному лабиринту. При выполнении же других когнитивных задач они в работу не включались.

Физические упражнения делают клетки как бы проворнее. Когда мышей заставляли бегать, количество новых нейронов, вступавших в нейронную сеть, значительно увеличивалось. Но позднее они включались в работу не только в тех случаях, когда мышам приходилось бегать, но и, скажем, при попадании в незнакомую обстановку. У бегунов новые клетки мозга имели широкую специализацию и были работоспособнее, чем у сородичей, развивавших когнитивные способности.

Почему это происходит, ученые пока не знают. Возможно, упражнения усиливают выработку организмом нейротрофического фактора головного мозга (НФГМ), вещества, которое укрепляет клетки и аксоны, связи между нейронами и вызывает нейрогенез.

Ученые не могут напрямую изучать схожие процессы в мозгах людей, но уже известно, что после выполнения физических упражнений у большинства людей уровень НФГМ в крови повышается.

Глава 2. Объем и методы исследования.

2.1Интерьвью учащихся 12 школы.

Мы взяли интервью у 4 учеников 12 школы, которые занимались или занимаются спортом. Для того чтобы узнать помогали ли занятия спортом им в учебе.

Опрошенные нами люди не изучали труды физиологов доказавших, что физические нагрузки положительно влияют на умственную деятельность. Поэтому ученики ответят нам на вопросы исключительно исходя из собственного опыта.

Аркадий - рукопашный бой 8 лет.

«Спорт никогда не мешал мне учиться. Я всегда успевал делать уроки, у меня были хорошие успехи в школе. Мне кажется, спорт положительно влияет на мышление и развивает реакцию. Но это еще смотря чем заниматься…Сейчас я не занимаюсь спортом, успехи в школе у меня не ухудшились.»

 Артем-6 лет плавание, 4 года фехтование.

«Мне никогда спорт не мешал. Если есть хороший отдых, то точно мешать не будет. Все  зависит от вида нагрузок и упражнений, которые практикуются спортсменом. Шахматы, например, развивают логическое мышление. При занятиях легкой атлетикой (бег, скакалка, лыжи) улучшается кровообращение, весь организм, в том числе и мозг лучше снабжается кислородом, что в свою очередь снижает риск появления гипоксии »

 Анна - художественная гимнастика 8 лет.

«Конечно, тренировки занимают все свободное время, иногда уроки приходится делать поздно, но спорт учит быть дисциплинированным, учит добиваться целей. Эти качества помогают и в учебе. Конечно, учёба очень важна, но то что спорт мешает, такого сказать не могу. Я считаю, что влияет. Движение-это жизнь, но все хорошо в меру. Спорт тоже учит думать. Люди, которые физически активны, более жизнерадостны, здоровы, у них другое отношение к миру, нежели у тех, кто просто играет в компьютерные игры.»

Михаил- плаванье и теннис 2 года, футбол 3 года, баскетбол 1,5 года.

«Командные виды спорта, развивается мышление. Да и если ты занимаешься спортом, то ты чувствуешь, как твои умения растут, твоя физическая форма улучшается а следственно ты чувствуешь себя увереннее.
Когда я занимался спортом, я учился без троек, но учиться было намного сложнее, чем сейчас. Сейчас я тоже без троек, но мне намного проще и у меня есть время на отдых».

Вывод: большинство опрошенных считают, что физические нагрузки помогают учебе в школе. Потому что делают человека дисциплинированным, ответственным, развивают мышление и реакцию.

 

Глава 3.Эксперимент «Спорт и интеллект»

Исследователи из «Salk Institute for Biological Studies» показали, что регулярные аэробные тренировки ведут к увеличению размеров гипоталамуса и коры головного мозга, ответственных за вербальную память и способность к обучению и усвоению новой информации.

Интересно, но силовые тренировки подобного воздействия на мозг не оказывают.  важнейшими параметрами являются повышенная частота сердцебиения и увеличивающееся кровообращение, а выполнение силовых упражнения влияют на них существенно меньше.

Пару лет назад ученые наблюдали за группой пожилых людей, занимавшихся исключительно с отягощениями. Через год оказалось, что их когнитивные способности повысились.

Можно предположить, что для эффективного воздействия на мозг упражнения не должны обязательно быть интенсивными. 120 пожилых мужчин и женщин, разделенных на две группы, весь прошлый год занимались прогулками и упражнениями на растяжку и гибкость. У «ходоков» гиппокамп увеличился в объеме и вернулся к размерам двухлетней давности, а вот у «растяжечников» – уменьшился. У тех, кто занимался ходьбой, вырос и НФГМ в крови, а также повысились когнитивные способности.

Цель эксперимента: экспериментальным путем проверить влияние аэробных нагрузок на интеллект подростка.

Ход проведения эксперимента:

  1. Отобрали испытуемых-6 подростков от 15 до 17 лет.
  2. Разделили на 2 группы.
  3. Предоставили 1 из групп программу зарядки на каждый день.
  4. Каждый день давали одинаковые  задания.
  5. Через 2 недели подвели результаты.

Мы отобрали 6 человек из 10 класса. Разделили на 2 группы.

Первая группа- 3  человека освобожденных от физкультуры, не занимающихся зарядкой.

Вторая группа- 3 человека, которые ходят на физкультуру. Мы предоставили им программу ежедневной аэробной  зарядки. В программу входит 5 минут ходьбы на месте, 5 минут прыжков «ножницы», 50 прыжков на скакалке, 3 минуты ходьбы на месте. В целом зарядка занимает не более 15 минут. Испытуемые выполняли программу каждое утро в течении 14 дней.

Каждый день(понедельник – суббота) в 9.15 мы собирали 2 группы вместе и давали им задания:1 день - устный счет, 2 день –лабиринт, 3 день- задача на логику, 4 день – ребус,  5 день-текс, который они должны были пересказать, 6 день – кроссворд. На второй недели эксперимента мы давали им такие же виды заданий.

Первые 3 дня испытуемые справлялись с заданиями примерно одинаково. На 4 день 2 группа стала показывать результаты лучше, чем 2. С 4 дня по 13 2 группа выполняла задания точнее и быстрее и точнее.

Вывод: экспериментальным путем мы доказали, что аэробных нагрузки положительно влияют  на интеллект подростка. Цель достигнута.

Заключение.

В заключении хотелось бы сказать, что вопрос влияния физических нагрузок на процесс мышления не до конца изучен. Ученые будут собирать информацию по этому вопросу и проводить различные эксперименты еще многие годы. Мы будем внимательно следить за научной деятельностью, так как этот вопрос в сфере спорта и образования один из самых актуальных на сегодняшний день.

Мы убедились, что современные подростки выступают за занятия спортом. На практике показали, что дети занимающиеся спортом преуспевают в учебе гораздо чаще, чем не занимающиеся спортом.

Экспериментальным путем мы доказали, что аэробные нагрузки плодотворно влияют на мозговую активность подростка. А так же рассмотрели влияния разных форм  нагрузок на общее состояние здоровья человека.

Мы считаем, что наша цель достигнута и планируем продолжать работать по этому вопросу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Спорт мне жить помогает"

Мероприятие посвящается Универсиаде - 2013. Приглашаются спортсмены школы. Говорится о спортивных достижениях учителей и учащихся....

Зимние виды спорта (презентация учеников 4ого класса)

Зимние виды спорта (презентация учеников 4ого класса)...

Проектная деятельность учеников как метод повышения интереса учеников к учебе

Проектная деятельность учеников как метод повышения интереса учеников к учебе...

Учеба и спорт рядом идут

выступление агитбригады на общешкольном мероприятии...

Как совмещать спорт и учебу: полезные советы

Предлагаются полезные советы по данной проблеме...

Как повысить интерес к учебе, мотивацию учеников подросткового возраста (5-11 класс)? Рекомендации для родителей

Рекомендации для родителей учеников 5-11 класса по повышению мотивации в обучении...

Спорт – важнейший помощник в учебе

Спорт – важнейший помощник в учебе...