Совершенствование игровой методики на уроках физической культуры в начальной школе.
опыты и эксперименты по физкультуре ( класс) на тему

Лощинина Елена Павловна
Оптимизация двигательного режима младших школьников на основе разработок и научно-обоснованных методик использования подвижных игр и игровых упражнений в различных физкультурно-оздоровительных формах занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_gmo.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ТЕМА «Совершенствование игровой методики на уроках физической культуры в начальной школе».

Цель. Оптимизация двигательного режима младших школьников на основе разработок и научно-обоснованных методик использования подвижных игр и игровых упражнений в различных физкультурно-оздоровительных формах занятий.

Задачи. 1. Показать значимость игрового метода в формировании универсальных учебных действий.

2. Поиск путей повышения эффективности занятий физической культурой в начальных классах.

                                                                 Автор

                                                                 Лощинина Елена Павловна,

                                                                 учитель физической культуры

                                                                 МОУ «Средняя общеобразовательная

                                                                 школа № 111»

ОМСК  2011

                                                Содержание

1.Введение…………………………………………………………………… 3

2. Основная ориентация образования в области физической культуры… 4

3. Преимущества игрового метода по формированию универсальных учебных действий ………………………………………………………….. 4

4. Опыт применения методики проведения сюжетных уроков в начальных классах………………………………………………………………………  6

5. Рациональное использование игровых средств в обучении первоклассников……………………………………………………………. 9

6. Заключение………………………………………………………………  13

7. Приложение 1…………………………………………………………...   14

8. Приложение 2 …………………………………………………………..   15           

Введение

Актуальность.  Переход современной системы образования на новые стандарты продиктован рядом социально-экономических перспектив, обусловленных, прежде всего, повышением роли образования в ускорении научно-технического и гуманитарного процесса жизни общества.

  Связанная с решением этой задачи интенсификация процесса обучения и воспитания на каждой ступени образования приводит к ряду негативных последствий, связанных с ухудшением физического состояния детей, что вызывает особую озабоченность в государстве и обществе.

  По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, научного центра здоровья детей РАМН, лишь 10% детей, поступающих в школу, имеют уровень здоровья, близкий к норме.

  Программы по физическому воспитанию учащихся (В.И.Ляха, А.П.Матвеева) одной из первоочередных задач определяют укрепление здоровья школьников, однако эта задача практически не решается. Средний прирост показателей физической подготовленности, достигнутый за год обучения (при двух уроках физической культурой в неделю) составляет только 3%- у мальчиков и 2,2%- у девочек( Ю.Н.Вавилов, 1998), что не позволяет даже выполнять общероссийские нормативы. Очевидно, что за два урока физической культуры, проводимых традиционными методами, невозможно ни оздоровить учащихся, ни значительно повысить уровень их физической подготовленности. Количество детей младшего школьного возраста с отклонением здоровья постоянно возрастает, возрастает и число детей, плохо осваивающих учебный материал ( М.М.Безруких, 1998; А.Ю.Малофеев, 2002).

  Проблемы повышения эффективности занятий, прежде всего с младшими школьниками, путём изменения их содержания, комплексного применения  воздействие на психофизические кондиции, является весьма актуальной.

Основная ориентация образования в области физической культуры.                                   Как показывает анализ «Примерной основной образовательной программы начального общего образования», стандарта второго поколения, основная ориентация образования школьников соотносится с проблемой развития физической культуры личности.

  В числе требований к новому педагогическому мышлению в физическом воспитании необходимо отметить требования особой организации обучения, которое должно быть направлено на формирование творческой личности с ориентацией на своеобразие индивидуальности каждого ученика, ( что включено в программу формирования универсальных учебных действий).

  Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный с  изменением при поступлении в школу ведущей деятельности – с переходом к учебной деятельности ( при сохранении значимости игровой).

  Учитывая, что подвижные игры и игровые упражнения являются самым универсальным средством физического воспитания детей и стоят на высшей ступени их интереса, можно полагать, что использование этих средств в комплексе физкультурно-оздоровительных мероприятий, может решить оптимизацию двигательного режима младших школьников.

Преимущества игрового метода по формированию универсальных учебных действий.

  Но есть ещё ряд преимуществ игрового метода, который как раз позволяет решать задачи по формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий          ( Приложение 1):

1.Игра, причём не только в физической  культуре и спорте, привлекает возможностью проявить творческие способности, индивидуальность и все особенности личности.

2.Большинство игр предполагают соперничество, а значит, в такой игре бывает победитель. Поэтому у участников всегда есть мотивация к успешному участию в игре, независимо от её разновидности, к победе над соперником.

3.Игры, как правило, вызывают высокое эмоциональное возбуждение учащихся, где, безусловно, преобладают положительные эмоции. Это , с одной стороны, привлекает к активному участию всех играющих, а с другой - создаёт устойчивый интерес к дальнейшим занятиям.

4.Игровой метод можно легко сочетать с другими методами, а это значит, что преподаватель имеет возможность развивать физические качества и совершенствовать умения, поддерживая интерес к занятиям за счёт их проведения в форме игры.

5.Именно игры наиболее эффективно развивают ситуационное мышление занимающихся. Это особенно важно при занятиях играми, где спортивное соперничество как раз и состоит из ряда сложившихся ситуаций                       ( В.Ф.Мишенькина, 2003).

Опыт применения методики проведения сюжетных уроков в начальных классах.  

  В своей учительской деятельности, приступая к работе с самыми маленькими школьниками, я поставила перед собой три задачи. Во-первых, уроки физической культуры в начальных классах должны быть интересными и содержательными. Во-вторых, проводить их нужно с оптимальной нагрузкой, на соответствующем эмоциональном уровне, с использованием богатого арсенала современных методов и приёмов обучения двигательным действиям, с учётом возрастных особенностей и заинтересованности детей. В-третьих, в начальных классах необходимо наиболее широко использовать разнообразные активные формы обучения, преодолевать шаблон и формализм в работе, добиваться высокой результативности , инструкторской направленности и воспитательного потенциала каждого урока.

  Осуществить эти задачи мне помогает методика применения сюжетных игр и имитационных упражнений, разработанная ещё в начале девяностых годов учителем И.В.Присяжнюком ( Львовская обл.), которая по сей день дополняется, обновляется не только мной, но и другими учителями, сторонниками данной методики.  

   Проведение сюжетных уроков носит системный характер, который отражён в отдельном плане, рассчитанном на весь учебный год. Корректируется план ежегодно, в связи с заменой сюжета, либо самого урока. Примерное распределение сюжетных уроков  в течение учебного года может быть таким:

п/п

НАЗВАНИЕ

УРОКА

Номер урока в четверти

КЛАСС

I

II

III

IY

1.

Первый раз в первый класс!

1-2

1

2.

На лесной полянке.

6

1-3

3.

В осеннем лесу.

10

1-4

4.

Уборка урожая.

16

1-4

5.

Водители.

3

1-4

6.

Здоровье в порядке. Спасибо зарядке!

7

1-4

7.

Переправа.

10

2-4

8.

Зимушка-зима.

14

1-4

9.

Наши друзья- мяч и скакалка.

3

1-4

10.

В гостях у сказки.

8

1-4

11.

Десантники.

10

1-4

12.

Поиск секретного пакета.

12

3-4

13.

На пограничной заставе.

14

3-4

14.

Соревнования городов.

18

3-4

15.

Космонавты.

2

1-4

16.

Птицы учатся летать.

5

2-3

17.

Путешествие по временам года.

8

1-4

18.

В саду.

11

1-4

19.

Поездка на речку.

14

1-4

                                                                                                          ТАБЛИЦА 1.

  Моё дополнение в сюжетные уроки заключается в том, что на одном или двух уроках в четверти к ребятам приходит гость или гости, которые являются стимулятором для обучающихся в достижении целей и задач урока, а также воспитательным компонентом духовно- нравственного развития детей.

  Например, в серии уроков «В осеннем лесу», «На лесной полянке» гости – символы русской природы: БЕРЁЗА, БУРЫЙ МЕДВЕДЬ; «Уборка урожая», «Зимушка-зима» - соответствующие времена года ОСЕНЬ, ЗИМА; «В гостях у сказки» - герои русских сказок и сказок известных сказочников мира: БАБА-ЯГА, КОНЁК-ГОРБУНОК, ЗОЛУШКА, КРАСНАЯ ШАПОЧКА, ЛИСА-АЛИСА и КОТ БАЗИЛИО, КОТ В САПОГАХ, ЗОЛОТАЯ РЫБКА и другие; «Птицы учатся летать» - МУДРАЯ СОВА. А в канун праздника «День защитника Отечества» на тематические уроки приглашаю пап учеников, что способствует развитию и укреплению связей между родителями и школой.

  Огромный  плюс на таких занятиях – это прослеживание межпредметных связей именно с литературой, окружающим миром, историей, посредством которых ребята закрепляют знания: 1) о героях литературных произведений, проявивших не только физические, но и морально-волевые качества;              2) о явлениях природы, представителях фауны и флоры;                                  3) о великих событиях в России и мире, труде и быте людей во все исторические эпохи. Происходит формирование гражданской идентичности у обучающихся, становление их социализации, воспитываются патриотизм и любовь к природе.

Рациональное использование игровых средств в обучении первоклассников.

  Кроме вышеуказанной методики в своей практике я ещё использую классификацию подвижных игр и игровых упражнений по задачам урока при формировании двигательных навыков и развитии физических качеств у ребят 1-х классов по методу Гриженя В.Е.                                                                                                    

  Данная классификация учитывает условия рационального применения этих игр в занятиях с младшими школьниками и ориентирована на то, чтобы ученики лучше овладевали элементами основной базовой программы.

                                                                                                         ТАБЛИЦА 2.

Формулировки задач урока

Наименование игр

Разучивание и закрепление различных построений (в шеренгу, колонну, круг и др.)

«Быстро по местам», «Карусель», « Класс, смирно!»

ОРУ в игре.

«Запрещённое движение», «Делай как я», «На прогулке», «В стихах»

Вырабатывать быстроту реакции на сигнал. Развивать внимание и слух.

«Три, тринадцать, тридцать», «Слушай сигнал», «Вороны и воробьи»

Развивать умение ритмично ходить, внезапно прекращать движения и возобновлять их по сигналу.

«Совушка», «Быстрые и ловкие», «День-ночь», «Паук и мухи», «Фигуры», «Стоп!», «Скороходы»

Вырабатывать быстроту и прямолинейность бега.

«Вызов зверей», «Кто быстрее?», «Цепи-цепи», «День и ночь»

Совершенствовать умения : а) ритмично ходить; б) быстро бегать; в)делать увёртывания в беге

Формулировки задач урока

«Гуси-лебеди», «Пустое место», «Третий лишний», «У медведя во бору», «Конники-спортсмены!», «Пятнашки»

Наименование игр

Закрепить навыки организованно и быстро совершать перебежки группами.

«Лес, озеро, болото», «Мы на вы», «Два мороза»

Обучение и закрепление умений в бросании и ловле малого мяча.

«Семёрочка», «Постарайся поймать», «Мяч в стенку»

Развивать меткость в метании мяча в цель.

« Метко в цель», «Лови, не лови», «Охотники и утки», «Передал - садись», «Коршун и наседка»

Совершенствование навыка в бросании и ловле малого мяча.

«Точный удар», «Кто дальше бросит?», «Быстрые и меткие», «Снежками в круг»

Вырабатывать умения точно и быстро передавать мяч и другие предметы.

«Передача мяча по кругу», «Быстрее к цели», «Мяч соседу», «Гонка мячей», «Не давай мяч водящему»

Закрепление умения в бросании, ловле и передаче большого мяча.

«Мяч сквозь обруч», «Мяч среднему», «Собачка командами», «Два мяча», «Штандер - стоп!», «Точный удар»

Разучивание ОРУ с короткой скакалкой.

«Чемпионы скакалки», «Удочка», «Ловушки»

Закрепление техники подпрыгивания и прыжка в глубину.

«Попрыгунчики-воробышки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «Салки ноги от земли», «Рыбак и рыбка», «Кузнечики»

Совершенствовование правильной осанки и навыка в равновесии (сохранения устойчивости).

«Эстафеты с подлезанием, ходьбой и бегом с картоном на голове», «Не теряй равновесие», «Канатоходцы», «Ходьба и бег по мостику»

Закрепление навыков лазания, перелазания.

«Эстафеты с лазанием и перелазанием», «Альпинисты», «Перелёт птиц»

Выработать умение сочетать разбег с толчком одной ногой при прыжках в высоту с разбега.

Формулировки задач урока

«Волк во рву», «Прыгни через шнур», «Эстафеты с прыжками через гимн. скамейку»

Наименование игр

Формирование умения расслабляться, развитие гибкости.

«Сквозь обруч», «Путаница», «Танцевальные движения», «Гномики в домики»

Обучение переступанию на лыжах. Освоение элементарной лыжной техникой.

«Солнышко», «Не ходи на гору», «Лесенка», «Быстрый лыжник», «Перебежки»

Развитие быстроты, координации движений. Игры с большой интенсивностью.

«Вызов», «Иголка, нитка, узел», «Знамя», «Ледяная дорожка», «Вороной конь»

Развитие умения выполнять подражательные движения.

«Море волнуется раз», «Штангист», «Дровосек», «Лыжник с горки»

Коррекция (переключение и распределение внимания), психофизическое восстановление.

«Что изменилось?», «Запретное движение», «Отгадай, кто ушёл(Чей голосок)?», дыхательные упражнения, задания на расслабление (аутогенная тренировка).

Распределение игр в структуре урока определяется их содержанием, интенсивностью и направленностью в соответствии с задачами или индивидуальными особенностями занимающихся.

  На каждом уроке даётся не менее двух подвижных игр с определённой направленностью и непременными требованиями выполнения правил игры или условий игрового задания ( Приложение 2).

  В 2007 – 2008 г.г. я проводила исследование в двух первых классах, где в одном проводила традиционные уроки, а в другом применяла вышеназванную методику. В экспериментальном классе дополнительно, дважды в неделю проводились внеурочные физкультурно – оздоровительные формы занятий «Час игры». Сравнение результатов уровня физической подготовленности детей до и после исследования показало, что в экспериментальном классе произошёл значительный прирост всех показателей: общей выносливости, гибкости, быстроты, силы, координационных и скоростно- силовых способностей, чем у первоклассников, с которыми я работала традиционно. При тестировании  использовались контрольные упражнения по программе Ляха В.И.                   ( 6 минутный бег, наклоны, бег 30 м., челночный бег 3х10 м., подтягивания, прыжок в длину с места).

  Кроме динамики роста уровня физической подготовленности у обучающихся отмечено и лучшее овладение двигательными навыками, и  положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой. Отсюда можно проследить такую причинно- следственную связь:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР и ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ  ЛУЧШЕЕ ОВЛАДЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАВЫКАМИ  ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ  УСТОЙЧИВЫЙ ИНТЕРЕС К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ  УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ.    

  Такой инновационный подход к организации педагогического процесса физического воспитания первоклассников создаёт благоприятный фон как для обучения, так и для закрепления базового программного материала, позволяет использовать гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей.

Заключение

  Понятие игровой метод в физкультурно-спортивной педагогической практике является наиболее привлекательным для большинства занимающихся, от детей до людей зрелого возраста. Большое количество и разнообразие уже придуманных и развивающихся подвижных игр вместе с возможностью перевести в игровую форму абсолютное большинство физических упражнений позволяет преподавателю наполнить содержанием игровой метод в любой из форм занятий физической культурой, постоянно обеспечивая их новизну и разнообразие.  

В физическом воспитании детей младшего школьного возраста игра выступает важным звеном в двух направлениях:

1) как инструмент физического воздействия на обучающихся, тем самым улучшая их физические кондиции и здоровье;

2) как инструмент педагогического воздействия, через который у обучающихся и формируются универсальные учебные действия, предъявляемые новыми стандартами образования.                                                      

                                                                                                    Приложение 1.

Выдержки из программы по формированию универсальных учебных действий ( Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. 2010г).

  1. Личностные УУД. У обуч-ся будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- установка на здоровый образ жизни.

2. Регулятивные УУД. Ученик научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- оценивать правильность выполнения действия;

- вносить необходимые коррективы после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата .

3. Познавательные УУД. Ученик научится:

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- проводить сравнение по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать, устанавливать аналогии.

4. Коммуникативные УУД. Ученик научится:

- строить монологическое высказывание;

- владеть диалогической формой речи;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- контролировать действия партнёра;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

                                                                                            Приложение 2. 

Фрагмент конспекта урока физической культуры в 1 классе (основная часть).

Тема. Гимнастика.

Задачи: 1) обучение группировкам: в приседе, в положении лёжа на спине; перекату в группировке лёжа на спине;

2) формировать личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД обучающихся посредством подвижной игры.

Место проведения – спортзал.

Инвентарь: гимнастические маты.

Время проведения урока – 40 минут.

Основная часть урока – 25 минут.

Частные задачи

Содержание урока

Дозировка нагрузки

Организационно-методические указания

1. Обучение группировке в приседе.

Построение в шеренгу. Размыкание на вытянутые в стороны руки.

1. Показ упражнения учителем.

2.Выполнение подготовительных упражнений:

 1) и.п. – стоя ноги на ширине ступни. 1 – поднять согнутую левую ногу и захватить голень левой рукой, 2 – и.п., 3 – поднять правую согнутую ногу и захватить правой рукой, 4 – и.п.

2) и.п. – стоя ноги на ширине ступни . 1 – глубокое приседание на всей ступне с захватом голеней руками, 2 – и.п.

3. Выполнение группировки в приседе:

1) из стойки ноги на ширине ступни сделать глубокий присед;

2) наклонить туловище к коленям, руками захватить голени.

 

                       

30-60 сек.

1 мин.

3-4 раза

2-3 раза

2-3 раза

2-3 раза

Следить за правильным выполнением строевых приёмов.    Указать на положение стоп, рук, головы при выполнении упр-я.

Обратить внимание на и.п. ног и захват руками голеней.

Правая рука за правую голень, левая за левую, ступни от пола не отрывать.

Ступни параллельно, сначала на носках

Голова наклонена между коленей, ступни полностью касаются пола.      Следить за правильным выполнением упр-я.

2. Обучение группировке в приседе в игре. Посредством игры формировать УУД: личностные (учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу); регулятивные   (оценивать правильность выполнения действий, учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале); познавательные (сравнение по заданным критериям); коммуникативные (монологическое высказывание, формулирование собственного мнения)

Подвижная игра «Совушка». Из ребят выбирается сова и уходит в дупло (сбоку от площадки). Играющие располагаются на обозначенной площадке. По команде «День наступает - всё оживает» играющие изображают ёжиков. После слов «Ночь наступает, сова вылетает!» ученики принимают группировку в приседе. Сова вылетает на охоту и забирает в дупло тех, кто неправильно выполнил упр-е.

После пойманной добычи сова указывает на ошибки ученика, а тот после становится на её место.

Подведение итогов игры.

3-4раза

30-40 сек.

1 мин.

Спросить у детей – какой лесной житель может принять положение группировки (свернуться в клубок)? А зачем?

Бег и ходьба на четвереньках, имитация сбора грибов и ягод.

Обсуждение идёт со всеми, чтобы ошибки не закрепились.

Переход к гимнастическим матам.

3.Обучение группировке лёжа на спине.

4. Обучение перекатам в группировке лёжа на спине (закрепить данную группировку).

1. Показ упражнения учителем.

2. Выполнение подготовительных упр-й:

1) и.п. – лёжа на спине, 1 – согнуть правую ногу, захватить правой рукой правую голень,   2 – и.п., 3 – согнуть левую ногу, захватить левой рукой левую голень, 4 – и.п.;

2) и.п. – то же,1 – согнуть обе ноги к груди, захватить руками голени, 2 – и.п.

3. Выполнение группировки в положении лёжа на спине:

1) лёжа на спине согнуть ноги;

2) захватить руками голени и подтянуть колени к груди;

3) голову наклонить между коленей.

1. Показ упр-я учителем.

2. Выполнение перекатов.

30 сек.

2-4 раза

2-4 раз

2 мин.

30 сек.

5-10 раз

Следить за правильным выполнением упр-й,  указывать на ошибки.

Плечи тянем к коленям.

Группировка плотнее.

       

 Покачались как качеля – вперёд-назад, через голову не переворачиваться.

5.Обучение группировке лёжа на спине и перекатам в этой группировке в игре. Формировать УУД (см.выше, пункт 2).

По команде «День» ёжики выполняют перекаты в группировке лёжа на спине. Как только прозвучит  «Ночь. Сова летит!» - ёжики принимают группировку лёжа на спине.

Подведение итогов игры.

Обсуждение с детьми вопросов:

1) зачем ёжику нужно плотно-плотно группироваться?

2) а в каких случаях ёжик попадает хищнику в лапы?

3) а что нужно делать, чтобы не болеть, быть всегда сильным и  внимательным?

Проговаривание с уч-ся названий  изученных упражнений.

3-4 раза

1-2 мин.

1-3 мин.

30 сек.

Продолжаем играть в игру «Совушка».  Указать на изменение правил, выбрать сову.

После каждой пойманной добычи сова указывает на её ошибки в выполнении упр-я.

Чтобы хищник не съел, не зацепился когтями.

Слабый, больной, неосторожный.

Делать зарядку, тренироваться, быть дисциплинированным, в чём нам и помогают занятия физкультурой не только в школе, но и дома. Дать домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе.

Практическое применение игровых технологий на уроках  физической культуры в начальной школе....

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе.

Применеие игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе...

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе.

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе...

«Игровые технологии на уроках физической культуры в начальной школе в условиях введения ФГОС»

Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно м...

Игровые технологии на уроках физической культуры в начальной школе

Игровые технологии на уроках физической культуры в начальной школе...

«Игровые технологии на уроках физической культуры в начальной школе»

laquo;Игровые технологии на уроках физической культуры в начальной школе»...