Методические рекомендации использования тувинских подвижных игр на уроках физической культуры
учебно-методический материал по физкультуре ( класс) на тему

Сат Байлак Анатольевна

традиционная физическая культура как часть народной культуры должна занять достойное место в учебном процессе воспитания детей и в физическом их совершенствовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon.docx15.43 КБ

Предварительный просмотр:

       Методические рекомендации по использованию тувинских национальных подвижных игр на уроках физкультуры.

     В Республике Тыва разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности в образовательных учреждениях Республики Тыва(2011 г ). Цель духовно- нравственного развития  и воспитания  - создание эффективных социально- педагогических условий формирования высоконравственной, ответственной личности, способной к духовно-нравственному развитию, самовоспитанию, творческой самореализации, осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальных традиций, ценностей российской и мировой культуры.  Традиционная физическая  культура как часть народной культуры должна также занять достойное место в учебном процессе, воспитании  детей и в физическом их совершенствовании.

          Из народной системы физической культуры следует перенять все лучшее, гуманное и мудрое , обогатить их опытом современной практики методики физического воспитания.  

          Следовательно,  основными принципами концепции должна стать: логичное  совмещение национальной физической культуры и современных физкультурных ценностей, широкое использование в учебно- воспитательном процессе  лучших традиций народной педагогики и здорового образа жизни, физического совершенствования человека, на этой основе создание разнообразных типов школ; разработка учебных планов  и программ  с учетом  местных условий и уровня физического развития  и физической подготовленности учащихся.

       Школьное физическое  воспитание должно проводиться  при максимально благоприятных условий  с целью  раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей  ребенка , его самоопределения. Поэтому в основе принципов дальнейшего развития национальной системы физического воспитания в школе должны лежать демократизация, гуманизация, национальное развитие и личностный  подходы, оптимизация и интенсификация учебно- воспитательного процесса на основе прогрессивных психолого- педагогических и физиологических учений.

        Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы РФ состоит их двух основных частей: базовой и вариативной . Освоение базовых основ физической культуры является обязательным  для каждого ученика. Базовый компонент составляет основу общероссийского стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от регионально- национальных особенностей.

      Вариативная часть  физической культуры предусматривает учет региональных и национально- местных особенностей работы школ. Для Республики Тыва её определяет  Министерство образования. Конкретно для каждого кожууна –  управлением  образования. Что касается конкретной школы , то учитель физической культуры сам определяет вариативную часть , согласовывая с дирекцией школы. При выборе материала вариативной части предпочтение, на мой взгляд , следует отдавать народным подвижным играм, национальным видам спорта, в то же время учитывая особенности  места нахождения школы.

        Дальнейшее развитие национальных игр и видов спорта, безусловно, связана с включением  их в вариативную часть программы по физическому воспитанию  в начальных и средних школах , подготовкой специалистов  со средним и высшим  образованием , организацией спортивных секций в коллективах физической культуры.

       В нашей школе с 2014-2015 учебного года проводится спортивный час.                  Спортивный час- это  активный отдых для учащихся , в задачу  которого входит снятие  умственного утомления , вызванного  учебной  деятельностью , целенаправленное  развитие физических  качеств , совершенствование двигательных навыков , приобретенных  на уроке физической  культуры , подготовка к зачетам, воспитание  навыка самостоятельности  при занятиях  физическими упражнениями  и  играми.

       На занятиях спортивного часа должен соблюдаться принцип проведения урока (постепенное повышение нагрузки, чередование  нагрузки с отдыхом , сознательность и активность  учащихся  и др.).В начале  занятий  используются  хорошо знакомые  малоподвижные игры, направленные  на закрепление и совершенствование  двигательных  навыков. Когда  учащиеся  начинают лучше ориентироваться  и анализировать  сложные двигательные действия, можно проводить игры  на воспитание  физических качеств, требующие четкой координации движений и нагрузки средней и большой силы.

        Во время спортивного часа рекомендуются следующие народные  подвижные игры: «Согур - Аза»(Слепой черт), «Аскангырлаар» (прыжки на одной ноге), «Чылгычылар» (Табунщики), «Чадаг чарыш» (бег), «Аржыыл какчыр» («платочная салка»), « Тевектээр» («Почекушка»), « Шалбалап ойнаар» («Метание аркана»), борьба «Хуреш »,  но кроме них можно широко использовать спортивные игры, подвижные игры  других народов  в форме двусторонних учебных игр, мини- соревнований , товарищеских игр среди групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование подвижных игр на уроках физической культуры.

В данной статье раскрываются преимущества использования подвижных игр на уроках физической культуре....

Методические рекомендации по формированию навыка самостоятельности на уроках физическая культура

Используя методические рекомендации на уроках позволяют значительно повысить физическую подготовленность  учащихся...

Методические рекомендации по теме "Предупреждение травматизма на уроках физической культуры"

Проблеме соблюдения техники безопасности на уроках физической культуры, несомненно, отводится одно из важных мест в системе организации учебно-воспитательного процесса школьников. В соблюдении техники...

Использование подвижных игр на уроках физической культуры в начальной школе

Использование подвижных игр на уроках физической культуры в начальной школе...

Методическая разработка «Использование подвижных игр на уроке физической культуры и во внеурочное время»

В играх мы находим все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метания, преодоление препятствий, сопротивления. Правильно проводимые игры способствуют развитию внимательности, сообразительности, ...

Использование подвижных игр на уроке физической культуры в школе

Описана цель применения подвижных игр на уроке, спрогнозированы ожидаемые результаты, описана методика применения, перечислены часто используемые в начальной школе подвижные игры....