ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ
статья по физкультуре ( класс) на тему

Ермилова Александра Юрьевна

Опыт школы Здоровья в организации дифференцированных уроков физической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ

А.Ю. ЕРМИЛОВА (инструктор по физической культуре)

ГБОУ СОШ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ № 892» г. МОСКВА

Средняя общеобразовательная  школа № 892 г. Москвы (с 2014 учебного года директор  ОУ Зуева Н.А.), (ранее директором  школы была Тлисова Л.О., научным руководителем Шашурина М.А. ст. научный сотрудник ГосНИИ семьи и воспитания РАО) работала в статусе Школы здоровья. Сейчас ОУ ГБОУ СОШ № 892 представляет комплекс из двух школ и трех дестких садов. Несколько предшествующих лет школа работала в экспериментальном режиме как модель Школы культуры здоровья. За эти годы накопился большой опыт применения здоровьесберегающих технологий, а так же создан целый ряд собственных разработок в этом направлении.

В основе преподавания предмета физическая культура в нашей школе лежит  принцип дифференцированного подхода к определению нагрузки с учётом состояния здоровья учащихся. При этом деление учащихся по группам осуществляется на основании имеющейся у них физкультурной группы. Во время урока занятия одновременно осуществляются в трёх группах: для учащихся основной, подготовительной физкультурных групп и для учащихся, имеющих временное (до 6 месяцев) освобождение от физкультуры по состоянию здоровья. Занятия в последней группе проводятся по авторской программе адаптивной физической культуры на которой хочется остановиться подробнее.

Данная программа, создана для учащихся, функциональные резервы здоровья которых снижены предшествующим заболеванием или травмой, но уже достаточны для начала активной учебной деятельности и использует физическую нагрузку с целью    укрепления их здоровья, и подготовки к школьной деятельности, основу которой, в свою очередь, составляет умственному деятельность. При этом ребёнок постепенно возвращается и к прежнему уровню физических нагрузок, который, позже  восстановит уже на основных уроках физкультуры. Таким образом, наряду с общей задачей курса физической культуры в школе – содействовать всестороннему и гармоничному физическому развитию учащихся, программа    курса  ставит своей приоритетной целью облегчение (ускорение) периода адаптации ребёнка к школьной деятельности,  восстановление диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, обеспечивающих эту адаптацию.

Программой курса предусмотрена практическая  часть – выполнение учащимися физических упражнений, элементов аутотренинга и самомассажа, направленных на укрепление органов дыхания и кровообращения, снятие напряжения с глазных мышц, улучшающих определённые функции головного мозга, регуляцию психоэмоционального тонуса (восстановление физиологической базы, обеспечивающей эффективную умственную деятельность). Обязательным является выполнение учащимися индивидуальных комплексов  специальных физических упражнений, направленных на устранение последствий болезни и восстановление ослабленных болезнью функциональных систем. И, конечно, учащимся сообщаются теоретические знания о влиянии физической культуры  на здоровье и работоспособность человека, о современных оздоровительных методиках, правилах составления индивидуальной «программы здоровья». Все компоненты программы нацелены на получение учащимися интегрированных знаний основ физической культуры, умений и навыков их применения.

Главной особенностью организации курса адаптивной физкультуры является индивидуализация обучения, что само по себе обеспечивает здоровьесбережение этого контингента учащихся.

        Нового подхода потребовал процесс планирования  уроков курса. Было учтено, что стандартные сроки освобождения от основных уроков физкультуры следующие:

  • 2 недели после острых респираторных заболеваний,
  • 1-3-6 месяцев после обострения хронических заболеваний, некоторых травм, оперативных вмешательств.

Следовательно, курс разбивается на блоки продолжительностью в 2 недели (6 уроков),  которые содержат все основные элементы восстановительной программы. Причём, в зависимости от сезона и предшествовавшего заболевания основной группы учащихся на уроке, комплекс восстановительных упражнений может иметь различную направленность. Например, в осенний и зимне-весенний период увеличения острой респираторной заболеваемости, целесообразно сделать акцент на дыхательную гимнастику, тогда, как в остальное время упражнениями  выбора будут элементы корригирующей гимнастики. Для улучшения психо-эмоционального состояния учащихся и повышения их интереса к занятиям, в программу включаются разнообразные игры, для быстрейшего восстановления резервов здоровья – элементы самомассажа и аутотренинга.

Даже минимальная продолжительность курса для отдельных учащихся – 2 недели (6 уроков) не препятствует достижению положительного результата, так как тренировочный эффект восстановительных нагрузок, направленных на ускорение адаптации учащегося к школьной деятельности, проявляется непосредственно во время занятия и после повторения нагрузок. А кратковременная адаптация к физической нагрузке начинает складываться, как раз после двух недель занятий.  Главная задачей преподавателя так организовать учебный процесс в рамках заданной программы, чтобы к концу реабилитационного курса суммарная физическая нагрузка, для каждого учащегося носила чётко выраженный активизирующий характер.

По результатам нашего двухлетнего мониторинга эффективности данного курса можно сделать следующие выводы: реализация принципа дифференциации, доступность физической нагрузки и соответствие её собственному состоянию здоровья, наглядность данных, получаемых учащимися в ходе самоконтроля, направлены на осознание учащимися оздоравливающего действия физической активности на организм, взаимосвязи физических и психических возможностей человека, корреляции уровня здоровья и работоспособности организма, и, в конечном итоге, формирование ценностного отношения учащегося к своему здоровью, как  залогу успешной жизни. На наш взгляд отсутствие освобождения от урока физической культуры побуждает ребёнка рассматривать физическую активность не как прерогативу здоровых людей, а как основное средство и способ формирования собственного здорового жизненного стиля.

Анкета участника конференции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности студентов

Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности студентов...

Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся

В методическом материале "Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся" рассмотрены способы  и приём...

Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности учащихся

Собственный опыт по созданию оптимальных условий для повышения физической подготовленности учащихся...

Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся

В методическом материале "Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся" рассмотрены способы  и приём...

Дифференцированный подход на уроках физической культуры в школе

Дифференциация обучения — форма организации учебной деятельности, при которой учитываются склонности, интересы и способности учащихся, но при этом не снижается общий (базовый) уровень общеобразователь...

Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности учащихся

Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает...

Дифференцированный подход на уроках физической культуры в школе

Дифференцированный подход на уроках физической культуры в школе...